СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


MODERN YOUTH IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS


УДК 374.3

 

ТЕРЕШОНОК Татьяна Андреевна
ЯРОШЕВИЧ Вячеслав Владимирович

 

 

TERESHONOK Tatyana Andreevna
YAROSHEVICH Vyacheslav Vladimirovich

 

Аннотация. В статье раскрываются некоторые особенности современной молодежи, влияющие на освоение образовательных программ высших учебных заведений. Говорится об отношении молодежи к высшему образованию и популярных в настоящее время видах профессиональной деятельности. Делается вывод, что в связи с распространением интернета прослеживается развитие клипового мышления молодого поколения и, как следствие, ослабление навыков критического и аналитического осмысления информации. Предложены пути преодоления негативных последствий указанного явления.   Abstract. The article reveals some features of modern youth that influence the development of educational programs of higher educational institutions. It talks about the attitude of young people towards higher education and currently popular types of professional activities. It is concluded that in connection with the spread of the Internet, the development of clip thinking of the younger generation and, as a result, the weakening of the skills of critical and analytical comprehension of information can be traced. Ways to overcome the negative consequences of this phenomenon are proposed.

Ключевые слова: молодежь; высшее образование; обучение; образовательный процесс; интернет; клиповое мышление; аналитическое мышление; социализация; мотивация к обучению.

  Keywords: the youth; higher education; training; educational process; Internet; clip thinking; analytical thinking; socialization; motivation to learn.

 

 

 

Глубокие структурные и мировоззренческие метаморфозы, происходящие в последние десятилетия во многих сферах российского общества, не обошли стороной институт образования. Однако в настоящее время реализация технологий социально-педагогической работы с молодежью не всегда учитывает специфику и современные характеристики его основной объектной области, что может привести к тому, что в прошлом действенные и, казалось бы, логичные меры применительно к настоящему времени могут выступать недостаточно эффективными. Данное обстоятельство обосновывает важность продуманной и компенсаторной организации образовательного процесса, для чего необходимо располагать определённой базой знаний об особенностях современной молодежи, влияющих на освоение образовательных программ высших учебных заведений.


Молодежь представляет собой уникальную социально-демографическую группу, границы которой нормативно определяются возрастными рамками [1], однако современный гуманитарный научный взгляд отходит от доминирования указанного критерия и придерживается точки зрения, что молодежь объединяет обладание определенными социальными качествами, являющимися следствием процесса социализации в определенных общественных и культурных условиях. В настоящей статье обратимся к анализу указанных условий и вытекающих из них особенностей учащегося в высших учебных заведениях молодого поколения, сосредоточивая основное внимание на проблемных аспектах.


Следует начать с отношения современной молодежи к высшему образованию. Если предыдущее поколение было уверенно в его высокой ценности, то некоторая часть молодого поколения считает по-другому: высшее образование – не показатель интеллекта человека и не предоставляет гарант высокой заработной платы. Об этом свидетельствуют результаты Всероссийского центра изучения общественного мнения от 2023 года, где делается вывод, что молодежь в целом склонна преуменьшать значимость высшего образования. Согласно данным опроса более половины среди 18-24-летних (60%) и среди 25-34-летних (52%) полагают, что в настоящее время в выстраивании удачной карьеры и в целом жизни оно не выступает обязательным элементом [5].


Возможно, это может быть связано с развитием интернета (по статистике Российской ассоциации электронных коммуникаций доля охвата интернет-аудитории среди людей в возрасте от 12 до 24 лет в настоящее время приближается к 100 процентам [11]), где активно пытаются доказать, что онлайн-работа – это полноценная работа, которая может принести больше дохода, чем работа в офисе, и для этого не обязательно тратить несколько лет на обучение. В России среди молодежи в возрасте до 24 лет каждый десятый не учится, не работает и не пытается найти работу, о чем на совещании по поддержке занятости молодежи сообщила заместитель министра труда и соцзащиты Е.В. Мухтиярова [9]. Такая категория молодых людей даже имеет свое называние – поколение NEET (Not in Education, Employment or Training), и, по мнению Е.В. Мухтияровой, нуждается в пристальном внимании.


Набирают стремительную популярность такие виды профессиональной деятельности как интернет-маркетолог, SMM-специалист, таргетолог, веб-дизайнер – в общем, все те, кто связан с подачей информации, которая в настоящее время обладает высокой степенью монетизации. Востребованность указанных профессий связана с тем, что авторы сайтов, блогов и новостных лент, порождая борьбу за внимание читателя, стремятся увеличить просмотры своего контента, поэтому им необходимо вложить максимум образной информации в минимум времени (чаще всего сосредоточивая в графических изображениях, диаграммах, структурных схемах, фотографиях) и различными способами продвигать его.


Наибольшая нагрузка информационного потока приходится на визуальный канал: человек получает необходимые ему сведения не через слова и смыслы, а через яркие образы и простейшие знаки, и отсюда вытекает еще одна проблемная зона современной молодежи. С одной стороны, такой способ получения информации способствует ее усваиванию за короткий промежуток времени, но с другой стороны, страдает критическое аналитическое мышление, выступающее базовым инструментом интеллекта человека и играющее важную роль в принятии обдуманных, логичных, взвешенных решений, опираясь на причинную обусловленность аналогий, оперируя достоверными фактами и рационально обоснованными умозаключениями.


Так, отличительная черта молодого поколения, на которую нам бы хотелось обратить внимание – это клиповое мышление (от англ. «clip», стричь, бежать). Указанную проблему поднимали и еще такие ученые как Ж. Бодрияр [4] и Э. Тоффлер [13], однако за последние годы в науке, включая педагогику, существенно возрос интерес к ее исследованию (Р.А. Зацев [7], Д.И. Кубанцева [8], Ю.В. Феоктистова [15] и др.).


Современные реалии диктуют необходимость сосредоточения внимания на важном вопросе: «Как учить молодое поколение, если их способности к обработке, осмыслению и всестороннему анализу информации за последнее время значительно ослабли?» Во-первых, необходимо иметь в виду, что личность обучающегося в высшем учебном заведении достаточно долго формировалась в довузовских условиях. С детства на нее обрушился непрекращающийся поток информации, потому быстрыми темпами подстроить мышление обучающихся под академические требования не удастся, это весьма сложный и трудоемкий процесс.


Обеспокоенность родителей о том, что ученики часами смотрят в экран смартфонов, подтверждается результатами эмпирических исследований. К примеру, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения от 2018 года, большинство россиян (83%) считают, что личные телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться [12]. В указанной области предпринимаются попытки по разрешению данной проблемы. В рекомендациях Роспотребнадзора «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», введенных 1 января 2021 года, указано то, что мобильные телефоны не должны использоваться на уроках как средство для обучения. Стоит подчеркнуть, что речь идет только об учебных занятиях и не касается времяпровождения на переменах и других мероприятиях [2].


Во-вторых, в связи с высоким уровнем развития информационных технологий полностью оградить молодежь от поступающего информационного потока не представляется возможным. В-третьих, смириться с клиповым мышлением и целиком подстраивать под него образовательный процесс, обладая информацией о его отрицательных последствиях, также не выступает рациональным вариантом решения проблемы. На наш взгляд, руководству и преподавателям высших учебных заведений необходимо располагать знаниями о таком типе мышления, в соответствии с этим корректировать специфику образовательного процесса и внедрять сильные практики, которые должны учитывать сильные стороны, но в то же время уменьшать негативные последствия клипового мышления.


Так, преподавателям при разработке и чтении больших академических лекций следует иметь в виду, что, во-первых, восприятие большого объема информации у части представителей современной молодежи фрагментированное и отрывочное. Более того, так как сегодня весьма слабы «фильтры» информационных потоков, С.Н. Попова делает вывод, что «организм и мозг ребенка учится защищаться сам, вырабатывая реакцию безразличия и абстрагирования от постоянного «информационного шума» [10, С. 212]. В этой связи преподаватели должны знать, что обучающимся всегда не удается грамотно законспектировать лекцию, выписав значимые положения, поскольку у них могут быть трудности с отличием главной информации от второстепенной.


Во-вторых, современная молодежь не считает рациональным долгосрочно хранить в памяти и продолжительно осмысливать информацию, так как они понимают, что при необходимости все можно найти за несколько секунд в Интернете, который они подсознательно воспринимают как огромную копилку воспоминаний. Такой подход к обучению порождает в сознании изменения в виде ослабления памяти и концентрации внимания.


В-третьих, обучающимся трудно быть сосредоточенными на одной теме на протяжении всего учебного занятия, потому что они привыкли делать несколько действий одновременно (к примеру, сопровождать многие дела перепиской с друзьями и знакомыми или включать сериалы и видеоролики «на фоне»). В результате при возникновении сложностей или спорных требующих осмысления моментов в одном деле они переводят свое внимание на другое, не задумываясь как решить проблему в первом. Такое хаотичное переключение ослабляет ментальную концентрацию и замедляет когнитивные процессы, потому при ограничении на использование интернета в некоторых вузах молодежь в первое время может испытывать стресс и растерянность.


В-четвертых, при проверке усвоенных знаний на практических занятиях (заслушивание докладов, ответы на вопросы и пр.) следует иметь в виду, что материал обучающиеся зачастую берут на простых для восприятия информации сайтах, таких как Википедия, Студопедия, Грандрерс и пр., не задумываясь о глубине и достоверности данных. Данное обстоятельство диктует необходимость усиления строгости за контролем источников, которые используют обучающиеся при подготовке к занятиям. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что некоторая часть молодежи привыкла искать опору своего мнения в различных источниках, тем самым сужая его до стереотипов и шаблонов, что может привести к сворачиванию образного мышления, потому следует строго спрашивать их личное мнение по различным вопросам, развивать умение выражать мысли и желание думать.


На наш взгляд, вышеописанные особенности молодежи диктуют необходимость использования в обучении проблемного подхода (М.Р. Аттиа [3], И.Ю. Глухенький, М.Л. Романова [6], А.С. Труфанова [14], Н.В. Цуркан и др.). Феномен такой работы заключается в создании проблемных ситуаций, которые обучающийся должен решать самостоятельно, используя поиск несоответствий и альтернативных точек зрения, а также активно участвуя в дискуссиях. Такой подход помогает лучше понимать мотивы и логику мыслей оппонентов, способствует развитию навыка отстаивания своего мнения, применяя различные аргументы.


Хотелось бы также обратить особое внимание на то, что важным компонентом на пути к высокому качеству освоения образовательных программ выступает заинтересованность обучающихся и понимание рациональных мотивов своего нахождения в стенах высшего учебного заведения. Современные молодые люди особенно ценят свою молодость, которая рассматривается ими как обязательное условие любого успеха (приобретают популярность лозунги «живи здесь и сейчас», «живи в моменте»). Необходимо убедить их в том, что, вступив в русло своей практической профессиональной деятельности, они не услышат фразу «забудь все, чему тебя учили и учись заново», поэтому не обойтись без формирования понимания, что высшее образование – это инвестиция, от которой точно будет результат.


Таким образом, к обучению молодежи в системе высшее образования с учетом их социализации, пришедшейся на век компьютерных технологий, мобильной связи и интернета, нужен особый подход. Руководителям и преподавателям следует располагать знаниями об особенностях молодого поколения, проявлять гибкость и понимание, но при этом строго соблюдать выполнение задач образовательного процесса посредством внедрения сильных практик, поддерживающих интерес обучающихся, а также формирования запала и мотивации на освоение образовательных программ.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ.
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
3. Аттиа М.Р. К вопросу о содержании учебных проблем и способах их преодоления у современных студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 10 (90). С. 102-106.
4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. 453 с.
5. Высшее образование: неожиданный ренессанс? // ВЦИОМ-НОВОСТИ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews /analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-neozhidannyi-renessans?ysclid=lmab8h88rv738757080 (дата обращения: 30.07.2022).
6. Глухенький И.Ю., Романова М.Л. Критерии и уровни поддержки студента в личностно-профессиональном самоопределении // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 5 (171). C. 258-263.
7. Зайцев Р.А. Особенности обучения студентов с клиповым мышлением при реализации дистанционных технологий // Педагогическое образование в условиях глобальной цифровизации: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Новосибирской области, в рамках Международного форума «Высокие технологии, искусственный интеллект и роботизированные системы в образовании». Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. С. 63-67.
8. Кубанцева Д.И. Клиповое мышление в контексте образовательного процесса // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 70-79.
9. Минтруд оценил число не занятых работой и учебой молодых россиян // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61167fb39a794765c7c222a9?ysclid=lm7u0e1skh194157129 (дата обращения: 20.08.2022).
10. Попова С.Н. Теория поколений – ключ к оптимизации процесса обучения современного студента // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: Сборник статей VII международной научной конференции. Российский университет дружбы народов. 2016. С. 209-218.
11. Почти 100 процентов молодежи в России пользуются интернетом // ФедераллПресс [Электронный ресурс]. URL: https://fedpress.ru/news/77/society/2743304 (дата обращения: 20.08.2022).
12. Смартфоны в школах: запретить нельзя оставить // ВЦИОМ НОВОСТИ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/smartfony-v-shkolakh-zapretit-nelzya-ostavit?ysclid=lm8s790cj511023725 (дата обращения: 21.08.2022).
13. Тоффлер Э. Шок будущего. Москва: АСТ, 2003. 557 с.
14. Труфанова А.С. Применение проблемного метода обучения при организации самостоятельной работы обучающихся // Вестник научных конференций. 2023. № 4-2(92). С. 103-105.
15. Феоктистова Ю.В. «Клиповое мышление» и его влияние на процесс обучения студентов // Современные тенденции развития образования, науки и технологий: Сборник научных трудов по материалам VIII международной научно-практической конференции, Москва, 28 февраля 2019 года. Москва. 2019. С. 336-339.
16. Цуркан Н.В. Использование методов проблемного обучения для активизации познавательной деятельности студентов // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4 (33). С. 49-56.

 

REFERENCES:

 

1. Federal Law “On Youth Policy in the Russian Federation” dated December 30, 2020 No. 489-FZ.
2. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation dated September 28, 2020 No. 28 “On approval of sanitary rules SP 2.4.3648-20 “Sanitary and epidemiological requirements for organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth”".
3. Attia M.R. On the issue of the content of educational problems and ways to overcome them among modern students // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2021. No. 10 (90). Pp. 102-106.
4. Baudrillard J. Simulacra and simulations. // Philosophy of the postmodern era. Minsk, 1996. 453 p.
5. Higher education: an unexpected renaissance? // VTsIOM-NEWS [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews /analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-neozhidannyi-renessans?ysclid=lmab8h88rv738757080 (Access date: 30.07.2022).
6. Glukhenkiy I.Yu., Romanova M.L. Criteria and levels of student support in personal and professional self-determination // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. 2019. No. 5 (171). Pp. 258-263.
7. Zaitsev R.A. Features of teaching students with clip thinking in the implementation of distance technologies // Pedagogical education in the context of global digitalization: Collection of scientific papers of the international scientific and practical conference dedicated to the 85th anniversary of the Novosibirsk region, within the framework of the International Forum “High Technologies, Artificial Intelligence and Robotic Systems in Education" Novosibirsk State Pedagogical University, 2021. Pp. 63-67.
8. Kubantseva D.I. Clip thinking in the context of the educational process // Problems of modern education. 2022. No. 6. Pp. 70-79.
9. The Ministry of Labor estimated the number of young Russians not engaged in work and study // RBC [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61167fb39a794765c7c222a9?ysclid=lm7u0e1skh194157129 (Access date: 20.08.2022).
10. Popova S.N. The theory of generations is the key to optimizing the learning process of a modern student // Current problems of linguistics and linguodidactics of a foreign language for business and professional communication: Collection of articles of the VII international scientific conference. Peoples' Friendship University of Russia. 2016. Pp. 209-218.
11. Almost 100 percent of young people in Russia use the Internet // FederalPress [Electronic resource]. URL: https://fedpress.ru/news/77/society/2743304 (Access date: 20.08.2022).
12. Smartphones in schools: ban cannot be left // VTsIOM NEWS [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/smartfony-v-shkolakh-zapretit-nelzya-ostavit?ysclid=lm8s790cj511023725 (Access date: 21.08.2022).
13. Toffler E. Future shock. Moscow: AST, 2003. 557 p.
14. Trufanova A.S. Application of the problem-based teaching method in organizing independent work of students // Bulletin of scientific conferences. 2023. No. 4-2 (92). Pp. 103-105.
15. Feoktistova Yu.V. “Clip thinking” and its influence on the learning process of students // Modern trends in the development of education, science and technology: Collection of scientific papers based on the materials of the VIII international scientific and practical conference, Moscow, February 28, 2019. Pp. 336-339.
16. Tsurkan N.V. Using problem-based learning methods to enhance students’ cognitive activity // World of Pedagogy and Psychology. 2019. No. 4 (33). Pp. 49-56.

 

 

Терешонок Татьяна Андреевна
младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (качества военного образования)
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Tereshonok Tatyana Andreevna
Junior Research Officer at the Research Department (Quality of Military Education)
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Ярошевич Вячеслав Владимирович
соискатель кафедры педагогики
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Yaroshevich Vyacheslav Vladimirovich
Candidate for an academic degree at the Department of Pedagogics
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ