ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВС РФ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ


FACTORS OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF MILITARY PERSONNEL OF THE RUSSIAN ARMED FORCES TO PERFORM SERVICE AND COMBAT TASKS


УДК 159.9

 

ЕВЕНКО Сергей Леонидович
доктор психологических наук, профессор
УВАРОВ Алексей Алексеевич

 

 

EVENKO Sergey Leonidovich
Doctor of Psychological Sciences, Professor
UVAROV Alexey Alekseevich

 

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, влияющие на психологическую готовность военнослужащих ВС РФ к выполнению служебно-боевых задач. Проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований в данной области дал возможность выделить основные принципы изучения психологической готовности с учетом современной методологии психологической науки. В статье описываются ключевые свойства и формы психологической готовности военнослужащих, а также рассматриваются социально-психологические факторы, которые могут оказывать влияние на данное психологическое свойство. Результаты исследования могут быть полезны для разработки программ обучения и тренировок для военнослужащих, чтобы помочь им успешно выполнять служебно-боевые задачи в условиях современной глобальной геополитической обстановки.   Abstract. The paper examines the factors influencing the psychological readiness of military personnel of the Russian Armed Forces to perform service and combat missions. The theoretical analysis of domestic and foreign research in this area made it possible to highlight the basic principles of studying psychological readiness, taking into account the modern methodology of psychological science. The paper describes the key properties and forms of psychological readiness of military personnel, and also examines the socio-psychological factors that may influence this psychological property. The results of the study may be useful for developing education and training programs for military personnel to help them successfully perform service and combat missions in the modern global geopolitical environment.

Ключевые слова: психологическая готовность военнослужащих; социально-психологические факторы готовности; психология выполнения служебно-боевых задач; психология ВС РФ.

  Keywords: psychological readiness of military personnel; socio-psychological factors of readiness; psychology of performing service and combat missions; psychology of the Russian Armed Forces.

 

 

 

В условиях современной геополитической обстановки, когда мир стремится к преодолению однополярности, а страны, претендующие на мировое господство, стремятся к нарушению стабильности развития государств, роль силовых структур в процессе обеспечения суверенитета страны значительно возрастает. В связи с этим возросли и требования к военнослужащим, выполняющим задачи по обеспечению военной безопасности России, а задачи, которые им приходится выполнять, стали более сложными и ответственными.


Психологическая готовность военнослужащих ВС РФ к выполнению служебно-боевых задач является ключевым условием для обеспечения эффективности и успешности военных операций.


Обобщая виды обеспечения военных (боевых) действий, можно выделить основные их направления: это физическая готовность, военно-специальная готовность и морально-психологическая готовность. Первое направление относится к здоровью, силе, ловкости, выносливости военнослужащего. Второе направление представляет совокупность знаний и навыков, позволяющих эффективно действовать на поле боя в соответствии со своей военно-учетной специальностью. Любая адекватная система подготовки военнослужащего всегда уделяет большое внимание этим двум направлениям. Однако третье направление отвечает за поведение воина – то, как именно он принимает решения, как ведет себя под воздействием мощных факторов стресса. Он также включает в себя социальные аспекты взаимодействия военнослужащего с сослуживцами, связан с психологическим климатом в коллективе, общей и личной мотивацией участвовать в военных действиях. Военнослужащий может быть в великолепной физической форме, прекрасно оснащен и обучен метко стрелять и ловко прятаться, но если при этом у него нет морально-психологической готовности вести бой, то он и не будет этого делать.


Каждое из этих трех направлений является значимым условием успешного выполнения служебно-боевых задач, поскольку недостаток по любому из них не может быть скомпенсирован даже максимально возможным развитием двух других. Недостаточная готовность по любому направлению может привести к ошибкам, неэффективности и даже катастрофическим последствиям на поле боя [9].


В области военного управления сложилась устойчивая практика оценки различных видов обеспечения военных (боевых) действий. Широко используя объективные методики для расчета показателей и определения рейтингов в разных областях военной деятельности, субъекты военного управления достаточно точно оценивают готовность военнослужащих выполнять служебно-боевые задачи. Однако психологическая готовность военнослужащих к выполнению обязанностей военной службы не всегда может быть точно измерена объективными (техническими) параметрами. В таких случаях необходимо обращаться к психологическим критериям, которые органы военного управления применяют. Однако они требуют систематического уточнения. Например, опыт военных профессионалов показывает, что люди, которые ценят такие понятия, как честь, долг, совесть, Родина, семья и дружба, обладают более высоким уровнем психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач.


Социально-психологические факторы, влияющие на состояние военнослужащих, в том числе на их готовность, соответственно оказывают существенное воздействие на качество подготовки и выполнение задач военной службы.


Военная подготовка современного воина ориентирована на передачу необходимых знаний и навыков, соответствующих контексту современной эпохи. Следует отметить, что некоторые комплексы военных знаний утратили или утрачивают актуальность в связи с технологическим прогрессом в военной сфере, развитием военной мысли, изменением форм и методов ведения боевых действий, но многое из того, что было важным для воина раньше, остается актуальным и в настоящее время.


Психологическая готовность играет важную роль в мобилизации и подготовке людей к выполнению сложных задач, особенно военных. Если такой подход будет применяться на всех уровнях, начиная от подготовки военнослужащих к боевым действиям и заканчивая строительством военной организации, то субъекты вооруженной борьбы станут более стойкими в периоды перемен. Военнослужащие, обладающие высоким потенциалом психологической готовности, будут менее склонны к панике и малодушию в нестандартных ситуациях выполнения служебно-боевых задач.


Достаточно большое число ученых исследовало и продолжает исследовать проблематику психологической готовности. Это связано с общепризнанным значением психологической готовности, которая является одним из фундаментальных оснований, необходимых для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности военнослужащих. По сей день в академических кругах ведутся научные споры относительно ее определения, структуры и механизмов функционирования. Существуют различные подходы к рассмотрению психологической готовности. Ни одна из гипотез пока что не заняла центральное место в этом научном дискурсе.


Пионерами исследования психологического готовности личности можно условно считать представителей психотехнического направления в психологии (С.Г. Геллерштейн, Н.Д. Левитов, И.Н. Шпильрейн и др.). Проведя значительное число экспериментов, ученые описывают психологическую готовность как особое функциональное и психическое состояние личности. Авторы считают, что психологическая готовность является не просто качеством личности, а выступает специфическим состоянием, которое возникает у субъекта труда перед выполнением определенной деятельности [4; 15; 28].


Представители спортивной психологии А.Д. Ганюшкин, А.Ц. Пуни и П.А. Рудик рассматривают психологическую готовность как характеристику, соответствующую предстартовому состоянию перед соревнованием [3; 19; 21]. Они обосновывают психологическую готовность не просто как психологическое состояние, а специфическую подготовку к деятельности, которая включает в себя не только психические, но и физические аспекты.


Б.Г. Ананьев и С.Л. Рубинштейн обращают внимание на то, что психологическая готовность соответствует наличию определенных ключевых способностей [1; 20]. Ученые подчеркивают важность единства компонентов психологической готовности (побудительного и исполнительного), которые должны быть хорошо развиты у человека, чтобы он мог успешно выполнять ту или иную деятельность [1; 20]. Они считают, что психологическая готовность представляет собой не просто специфическую подготовку, а результат комплексной подготовки человека к выполнению определенной деятельности.


Д.Н. Узнадзе подчеркивает, что готовность имеет личностную и социально-психологическую составляющую. Ученый рассматривает психологическую готовность как интегративное образование, которое включает в себя определенную установку и активно-деятельностное состояние личности [27].


А.С. Батуев выделяет мотивационный компонент и комплекс способностей как два важнейших фактора, обеспечивающих психологическую готовность к профессиональной деятельности [2].


Несмотря на то, что специфика данной области деятельности существенно отличается от служебно-боевых задач, некоторые факторы могут оказаться важными и для формирования психологической готовности военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач. Например, любовь к работе может быть заменена любовью к службе и стремлением защищать свою страну, любовь к людям может найти отражение в заботе о подчиненных.


Высокий уровень личной и профессиональной компетентности также является важным фактором для готовности к выполнению служебных задач. Кроме того, выделение ряда значимых факторов в одной области может служить ориентиром для выделения аналогичных факторов в другой области. Таким образом, изучение психологической готовности в разных областях деятельности может привести к общим выводам о том, какие факторы являются ключевыми для формирования у военнослужащих психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач.


Военные психологи М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович в своих исследованиях обосновывают постулат о том, что психологическая готовность является одним из важных качеств военнослужащего, определяющим качество выполнения своих профессиональных обязанностей. Психологи подчеркивают, что психологическая готовность связана с определенными характеристиками личности, такими как уверенность в себе, настойчивость, стремление к достижению целей и т.д. [5].


К.К. Платонов, известный российский ученый в области военной психологии, выражал мнение, что готовность к профессиональной деятельности является результатом психической подготовки, проведенной в определенное время [18]. Согласно его теории, психические свойства и состояния личности являются основными феноменами, которые проявляются в профессиональной деятельности. При этом, переживание субъективных достижений или неудач может приводить к активизации дополнительных резервов психики и пересмотру собственных позиций. В результате личность адаптируется к новым условиям и корректирует нуждающиеся в этом программы и состояния, что приводит к повышению уровня готовности к профессиональной деятельности. К.К. Платонов подчеркивал, что такой подход к психической подготовке может быть применен в любой области деятельности, включая и область военной практики – выполнение служебно-боевых задач.


Социально-психологические факторы, влияющие на готовность военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач, можно разделить на несколько групп (табл. 1).


Таблица 1. Группы социально-психологических факторов, влияющих на психологическую готовность военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач.

 

Группа факторов

С оциально-психологические факторы

1.

Психологические факторы

а) ценности и этика; б) внутренняя мотивация; в) чувство долга; г) профессионализм; д) психологическая устойчивость; е) самоконтроль и саморегуляция.

2.

Групповые

факторы

а) групповая идентичность; б) авторитет командования; в) коммуникация; г) поддержка.

3.

Организационные факторы

а) командная структура и организация; б) обучение и подготовка; в) материально-техническое обеспечение; г) мотивация и стимулирование.


Желание защищать свою страну, народ и близких является первичным побудительным фактором для выбора военной деятельности в качестве карьеры. Этот мотив может быть связан с глубоким патриотизмом и верой в необходимость защиты своей Родины от внешних угроз. Военнослужащие, которые имеют такой мотив, готовы принимать на себя риски и выполнять сложные задачи, чтобы защитить свою страну и близких.


Убежденность в правильности своих действий необходима для скоростного принятия решений и их претворения в жизнь. Военнослужащие, которые четко понимают, что они делают и почему, готовы более эффективно выполнять свои задачи. Они не испытывают сомнений и страха перед трудностями, так как знают, что их действия направлены на достижение важных целей. Это не значит, что военнослужащие должны превращаться в фанатиков, неспособных к рефлексии. Напротив, всему есть время и место, и правильно подготовленный военнослужащий прекрасно понимает причины происходящего, на основании которых командование ставит определенные задачи.


Чувство ответственности перед коллективом и командованием является важным фактором, существенно повышающим эффективность работы в команде. Военнослужащие, которые понимают, что их действия влияют на успех всего коллектива, готовы более ответственно подходить к выполнению своих задач. Они стремятся не подводить своих товарищей и командиров, а наоборот, быть надежными и профессиональными.


Профессиональная гордость всегда сопутствовала специалистам, занятым военным ремеслом. Военнослужащие, которые гордятся своей профессией и стремятся стать лучше в ней, готовы более усердно работать и более эффективно выполнять свои задачи. Они стремятся к постоянному совершенствованию своих навыков и знаний, чтобы быть на высоте в любой ситуации.


Самоконтроль и саморегуляция поведения в стрессовых ситуациях являются одними из наиболее важных психологических факторов, влияющих на готовность военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач.


Изучая психологические качества военнослужащих, ученые (А.А. Дружинина, Р.А. Терехин, И.Н. Торгаева и др.) отмечают, что в условиях боевых действий и других экстремальных ситуациях, когда на человека оказывается существенное давление, необходимо уметь контролировать свои эмоции и поведение. Исследователи отмечают, что самоконтроль и саморегуляция позволяют военнослужащему сохранять спокойствие и ясность мышления, что в свою очередь повышает его эффективность в выполнении задач [25; 26].


По мнению военных ученых (В.В. Вахнининой, ВА. Васильевой, В.Ф. Дубяги, П.А. Корчемного и др.) в системе психологической подготовки существенное внимание отводится психологической готовности военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач [6; 13].


По мнению военных психологов (Г.С. Дунина, В.Ю. Рыбникова и др.), высокий уровень тренированности и подготовленности к действиям в различных условиях выполнения задач играет важную роль в готовности военнослужащих применять эффективно свои знания и умения на практике [7; 22].


Чем лучше подготовлен военнослужащий, тем больше у него возможностей для успешного выполнения поставленных задач. Высокий уровень тренированности также помогает военнослужащему сохранять физическую и психологическую выносливость в условиях длительных боевых действий.


Уверенность в своих силах и умении действовать в экстремальных условиях помогает военнослужащему принимать решения и действовать быстро и эффективно в условиях стресса и неопределенности. Уверенность также позволяет военнослужащему сохранять мотивацию и интерес к своей работе, что повышает его готовность к выполнению задач.


П.И. Изместьев, Д.А. Мещеряков обосновывают, что готовность к риску и принятию решений в условиях неопределенности позволяет быстро и эффективно принимать решения в обстановке боевых действий и иных экстремальных ситуаций, даже при недостатке или неоднозначности сведений о происходящем. Готовность к риску и принятию решений в условиях неопределенности позволяет военнослужащему действовать быстро и эффективно, что повышает его шансы на успешное выполнение задач [9; 16].


Коллективный дух и сплоченность внутри команды играют важную роль в готовности военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач. Когда члены команды имеют общую цель и работают вместе, они могут достичь большего, чем если бы каждый работал в одиночку. Коллективный дух и сплоченность позволяют снижают риски выполнения служебных обязанностей военнослужащим и позволяют ему чувствовать поддержку и уверенность в своих товарищах, что повышает их мотивацию и готовность к выполнению служебно-боевых задач.


Военный психолог В.В. Пепелев отмечает, что доверие к командиру и уважение к старшим товарищам оказывают существенное влияние на психологическую готовность военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач. Когда военнослужащий доверяет своему командиру и уважает старших товарищей, он может лучше выполнять свои задачи, так как знает, что его руководство делает все возможное для поддержки его и его команды. Особенно существенно то, что при наличии доверия к командованию военнослужащий выполняет приказы и добивается поставленных перед ним задач даже при неполном понимании оперативного и стратегического замысла, которые зачастую являются секретными в том числе от исполнителей на тактическом уровне [17]. Ученый обосновал, что качество командирского авторитета и лидерства влияет на психологическую готовность военнослужащих. Командиры и руководители должны обладать не только профессиональными навыками, но и способностью эффективно мотивировать и вести подчиненных. Хороший командный авторитет и лидерство способствуют формированию доверия, солидарности и сотрудничества внутри военных коллективов [17].


А.С. Земляная в своих исследованиях обосновывает, что поддержка со стороны семьи и близких также является важным социальным фактором, влияющим на готовность военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач. Когда военнослужащий знает, что его семья и близкие поддерживают его и готовы помочь ему в любой момент, он может чувствовать большую уверенность и спокойствие, что повышает его психологическую готовность к выполнению задач [8].


Признание со стороны общества и государства позволяет военнослужащему избавиться от посторонней рефлексии и сконцентрироваться на выполнении служебно-боевых задач, глубоко не рассуждая об отдаленных последствиях происходящего лично для него самого. Когда военнослужащий чувствует, что его работа ценится и признается, он может чувствовать большую мотивацию и готовность к выполнению задач. Признание со стороны общества и государства также может помочь военнослужащим чувствовать себя защищенными и поддержанными, что повышает их готовность к выполнению служебных обязанностей.


А.Г. Костоусов отмечает, что качество подготовки и обучения военнослужащих является одним из самых важных организационных факторов, влияющих на готовность к выполнению служебно-боевых задач. Хорошо подготовленный и обученный военнослужащий может лучше выполнять свои задачи и решать проблемы, которые могут возникнуть в процессе выполнения заданий. Подготовка и обучение должны быть основаны на современных методах и технологиях, чтобы обеспечить максимальную эффективность выполнения задач. Эти методы и технологии должны постоянно обновляться, вбирая в себя весь актуальный научный опыт и достижения как отечественных, так и зарубежных специалистов [14].


Организация эффективной системы командования и контроля за выполнением задач также оказывает большое влияние на готовность военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач. Командиры и руководители должны иметь ясные инструкции и планы действий, чтобы обеспечить эффективность и координацию действий всей команды. Контроль за выполнением задач должен осуществляться постоянно, чтобы обнаружить проблемы и недостатки в работе команды и вовремя принять меры для их устранения.


Наличие мотивационных стимулов и возможности для профессионального роста, по мнению А.А. Камышанова, является важным организационным фактором, влияющим на психологическую готовность военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач [11].


А.А. Столяров обосновывает, что военнослужащим необходимо развиваться профессионально и получать новые знания и навыки, а мотивационные стимулы, такие как премии, повышение звания и возможность участия в миссиях за границей, могут также повысить мотивацию военнослужащих и улучшить их готовность к военной службе [24].


Каждая из рассмотренных выше групп факторов обладает характерным содержанием (табл. 2).


Таблица 2. Содержание групп социально-психологических факторов, влияющих на готовность военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач.

 

Группа факторов

Содержание социально-психологических факторов

1.

Психологические факторы

а) желание защищать свою страну и народ; б) чувство ответственности; в) профессиональная гордость; г) самоконтроль и саморегуляция поведения в стрессовых ситуациях; д) готовность к риску.

2.

Групповые

факторы

а) коллективный дух и сплоченность внутри команды; б) доверие к командиру и уважение к старшим товарищам; в) поддержка со стороны семьи и близких; г) признание со стороны общества и государства.

3.

Организационные факторы

а) качество подготовки и обучения военнослужащих; б) наличие необходимого оборудования и техники; в) организация эффективной системы командования и контроля за выполнением задач; г) наличие мотивационных стимулов и возможности для профессионального роста.


Наиболее фундаментальными мотивационными факторами являются ценности и этика, формирующие хребет человеческого мировоззрения, его понимание ответов на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо». За формирование ценностей и этики отвечает воспитание и окружение в детском и подростковом возрасте. У сформировавшейся личности эти факторы запрятаны на слишком глубоком уровне. Для их изменения требуется значительная работа и/или переживание каких-либо ярких и значительных событий, заставляющих пересмотреть собственный мировоззренческий базис.


Внутренняя мотивация основана на патриотизме и преданности стране. Для того, чтобы у военнослужащего была внутренняя мотивация для выполнения служебно-боевых задач, он должен точно понимать природу конфликта, в котором участвует, и представлять себе возможные последствия как победы, так и поражения. Это тот уровень мотивации, на котором можно работать даже со взрослыми людьми. Однако если ценности человека и его личная этика находятся в плоскости, далекой от причин конфликта, то такому человеку очень сложно выработать внутреннюю мотивацию для участия в нем. Скорее всего она окажется направлена на то, чтобы избежать участия в конфликте любой ценой, а все аргументы за правомерность конфликта будут отрицаться. Военнослужащие, не обладающие внутренней мотивацией, выполняют служебно-боевые задачи «через силу». Их доминирующий интерес заключается в том, чтобы остаться в живых и как можно скорее покинуть зону конфликта. Разумеется, это не значит, что они все тяготеют к дезертирству, но ожидать от них инициативы не приходится, и командованию следует учитывать это при назначении личного состава для выполнения тех или иных задач.


Чувство долга по своей сути близко к внутренней мотивации, но отличается от нее. Военнослужащие, даже не обладающие ясным пониманием природы конфликта, все равно могут обладать развитым чувством долга, стремиться защитить свою страну, несмотря на обстоятельства. Наличие одновременно и внутренней мотивации, и чувства долга наделяют военнослужащего чрезвычайно высоким уровнем мотивации для выполнения служебно-боевых задач. Зачастую именно такие воины являются добровольцами, отважно вызывающимися выполнять самые опасные и важные задачи. Командование должно выявлять таких людей и относиться к ним как к наиболее ценным кадрам, по необходимости дополнительно тренируя и оптимальным образом оснащая. Вырастить в профессионале внутреннюю мотивацию и чувство долга может быть сложнее, чем вырастить из высоко мотивированного человека с чувством долга настоящего профессионала.


Организационные механизмы мотивации и стимулирования военнослужащих также влияют на их психологическую готовность к выполнению задач. Предоставление поощрений, возможностей профессионального роста, достижения служебного признания и участия в принятии решений могут способствовать повышению мотивации и преданности службе.


В своих исследованиях А.А. Качалинская рассматривает психологическую устойчивость как сопутствующий фактор способности военнослужащих справляться с высоким уровнем стресса, тревоги и физической нагрузки, переживать тяготы и потери [10].


По мнению П.А. Корчемного, военные, многократно побывавшие под обстрелом, утверждают, что о человеке неправильно судить по его реакции, когда он первый раз в жизни оказывается в гуще боевых действий. Психика нуждается в адаптации к этим, мягко говоря, специфичным обстоятельствам. Однако в некоторых случаях адаптация приводит к патологическим изменениям, дающим о себе знать уже после прекращения участия в боевых действиях, то есть в мирной жизни. Даже опытные ветераны нуждаются в регулярном отдыхе, возврате в мирную жизнь, чтобы не остаться психологически на войне навсегда [12].


Если психологическая устойчивость является своего рода «броней», позволяющей военнослужащему до определенной степени игнорировать негативные факторы обстоятельств, то самоконтроль и саморегуляция можно рассматривать как «протоколы ремонта», применяемые в тех случаях, когда броня не выдерживает. Для сохранения психики в нормальном состоянии во время участия в боевых действиях требуется как достаточно высокий уровень психологической устойчивости, так и способность взять себя в руки и восстановить ее, когда она дает трещину. Нельзя считать временную потерю психологической устойчивости чем-то постыдным и неправильным. При выполнении боевых задач можно столкнуться с самыми разными обстоятельствами, среди которых встречаются настолько ужасные, что скорее уж полное сохранение психологической устойчивости ввиду таких обстоятельств может вызывать сомнения в нормальности такого человека. Разумно считать, что поддаться эмоциям в экстремальных обстоятельствах может каждый, поэтому все военнослужащие должны быть обучены техникам работы с собственной психикой, применение которых позволит им восстановить самоконтроль и снова действовать рационально, доводя выполнение служебно-боевой задачи до победного конца.


Групповая идентичность, осознание себя как часть команды, взаимная поддержка с товарищами по оружию, по мнению А.И. Сорокина, является фундаментальным социальным фактором, непосредственно влияющими на эффективность при исполнении служебно-боевых задач военнослужащим [23].


Военная деятельность является продуктом коллективного труда, и если военнослужащий не идентифицирует себя как часть этого коллектива, если вместо сотрудничества он тяготеет к противопоставлению себя сослуживцам и командованию, в некоторых случаях доходящему до противодействия, то от него не приходится ожидать высоких результатов. Зачастую это не вопрос дисциплины, хотя и может на первый взгляд выглядеть таковым, а также до известной степени корректироваться дисциплинарными методами. Военные психологи и командование должны создавать условия, в которых военнослужащим легко обрести групповую идентичность.


Качество коммуникации внутри военных структур имеет важное значение для готовности военнослужащих. Четкая и эффективная коммуникация между командованием и подчиненными, а также среди самих военнослужащих, обеспечивает правильное понимание задач, инструкций и информации, что влияет на их готовность и способность к действиям.


Структура и организация военных структур имеют прямое влияние на готовность военнослужащих. Корректная и четкая организационная структура позволяет определить цели, задачи и ответственность военнослужащих. Ясное распределение полномочий и линий командования способствует эффективной координации и исполнению задач. Эффективная система командования и контроля военных структур является важным организационным фактором. Четкие командные цепи, процедуры решения проблем, механизмы отчетности и контроля способствуют эффективной координации действий и обеспечению выполнения задач военнослужащими.


Наличие социальной поддержки и обеспечение благополучия военнослужащих оказывают положительное влияние на их готовность. Социальная поддержка может предоставляться через семейные программы, психологическую помощь, медицинскую поддержку и другие социальные механизмы. Благополучие военнослужащих, включая условия жизни, здоровье, жилищные условия и финансовую стабильность, также важны для их готовности и эффективности.


Качество обучения и подготовки военнослужащих является важным организационным фактором. Систематическое и комплексное обучение позволяет развить необходимые навыки, знания и компетенции, необходимые для выполнения служебно-боевых задач. Обучение включает физическую подготовку, тактику, оружие и технику, медицинские навыки и другие аспекты, соответствующие конкретным задачам и ролям военнослужащих.


Выводы: Социально-психологические факторы оказывают существенное влияние на психологическую готовность военнослужащих ВС РФ к выполнению служебно-боевых задач. Они взаимосвязаны и влияют друг на друга, создавая условия для формирования оптимальной готовности военнослужащих. Разработка программ, направленных на развитие и поддержку этих факторов, является важной задачей для военных организаций.


Для достижения высокой готовности военнослужащих необходимо уделить внимание не только физической подготовке, но и социально-психологическим аспектам. Необходимо проводить систематическую работу по развитию мотивации, психологической устойчивости, командного духа и межличностных навыков военнослужащих. Также важно предоставлять им необходимую морально-психологическую поддержку и помощь.


Реализация программ формирования психологической готовности в рамках психологической подготовки и обучения для военнослужащих должна быть неотъемлемой частью подготовки к выполнению служебно-боевых задач. Такие программы должны включать элементы тренировки стрессоустойчивости, развития навыков принятия решений в экстремальных условиях, коммуникационных и лидерских навыков.


В заключение необходимо отметить, что понимание и учет социально-психологических факторов готовности военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач является ключевым аспектом успешной военной службы. Систематическое развитие и поддержка этих факторов помогут создать сильную и сплоченную команду, способную эффективно выполнять поставленные задачи в любых условиях.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980. 234 с.
2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов. СПб.: Лань, 2002. 416 с.
3. Ганюшкин А.Д. Исследование состояния психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1972. 22 с.
4. Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда // Психологическая наука в СССР: в 2 т. Т. 2. М., 1960. С. 337-361.
5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 175 с.
6. Дубяга В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 251 c.
7. Дунин Г.С. Психологическая готовность сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях: основы теории и практики. М.: Моск. ун-т МВД России, 2005. 207 с.
8. Земляная А.С. Социально-психологическая адаптация семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни: дис. ... кандидата психологических наук. М., 2010. 198 с.
9. Изместьев П.И. Очерки по военной психологии: Некоторые основы тактики и воен. воспитания. Петроград: Воен. изд-во Петрогр. воен. окр., 1923. VIII. 102 с.
10. Калачинская О.А. Особенности личностной устойчивости военнослужащих в условиях повышенной боевой готовности: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2012. 22 с.
11. Камышанов А.А. Психологические условия эффективности деятельности командира подразделения частей оперативного назначения внутренних войск МВД России в экстремальных ситуациях: дис. ... кандидата психологических наук. М., 2001. 227 с.
12. Корчемный П.А. Военная психология. М.: Воениздат, 2010. 340 с.
13. Корчемный П.А., Вахнина В.В., Васильева В.А. Роль ситуационного, системно-ситуативного, модельного подходов к психологической подготовке сотрудников силовых ведомств к экстремальным ситуациям профессиональной деятельности / Прикладная психология и педагогика. 2021. Т. 6. № 4. С. 1-11.
14. Костоусов А.Г. Формирование профессиональных представлений о безопасности у курсантов вуза войск национальной гвардии: дис. ... кандидата психологических наук. Кемерово, 2017. 156 с.
15. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 344 с.
16. Мещеряков Д.А. Социально-психологические и индивидуально-психологические факторы готовности к риску в процессе социализации курсантов в военном вузе: дис. ... канд. псих. наук. Саратов, 2021. 164 с.
17. Пепелев В.В. Психологические особенности становления авторитета командиров подразделений на современном этапе развития Вооруженных Сил: автореферат дис. ... канд. псих. наук. Тамбов, 2004. 24 с.
18. Платонов К.К., Каращан В.А. Военная психология: библиография отечеств. и переводной литературы. М., 1968. 162 с.
19. Пуни A.Ц. Очерк истории психологии спорта // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 384 с.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
21. Рудик П.А. Психология: учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1958. 502 с.
22. Рыбников В.Ю. Проблемы квалиметрии и формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях. СПб., 2005. 120 с.
23. Сорокин А.И. Соотношение военной идентичности и ответственного отношения к служебной деятельности курсантов военного вуза: автореферат дис. ... канд. псих. наук. Саратов, 2020. 24 с.
24. Столяров А.А. Влияние учебной деятельности в военном вузе на формирование мотивации личности: дис. ... канд. псих. наук. Новосибирск, 2002. 161 с.
25. Терехин Р.А. Психологическая готовность военнослужащих к изменениям служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 2018. 24 с.
26. Торгаева И.Н., Дружинина А.А. Стрессовая устойчивость в бою: психологическая готовность военнослужащих при выполнении специальных и боевых задач // Вестник военного образования. 2019. № 4 (19). С. 62-66.
27. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке // Психологические исследования. М., 1966. С. 140-183.
28. Шпильрейн И.Н. Психотехника в реконструктивный период. М.: Издательство ARCHIVE PUBLICA, 2022. 96 с.

 

REFERENCES:

 

1. Ananyev B.G. Selected psychological works: in 2 volumes. M., 1980. 234 p.
2. Batuev A.S. Higher nervous activity: a textbook for universities. SPb.: Lan, 2002. 416 p.
3. Ganyushkin A.D. Study of the state of a person’s psychological readiness for activities in extreme conditions: avtoref. diss. ... Candidate of Psychological Sciences. L., 1972. 22 p.
4. Gellerstein S.G. Questions of labor psychology // Psychological science in the USSR: in 2 volumes. T. 2. M., 1960. Pp. 337-361.
5. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psychological problems of readiness for activity. Minsk, 1976. 175 p.
6. Dubyaga V.F. Formation of psychological readiness of a soldier of the operational units of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for activities to protect public order: diss. ... Candidate of Psychological Sciences. M., 1998. 251 p.
7. Dunin G.S. Psychological readiness of employees of internal affairs bodies and military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for activities in emergencies: fundamentals of theory and practice. M.: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2005. 207 p.
8. Zemlyannaya A.S. Socio-psychological adaptation of military families to the conditions of garrison life: dis. ... Candidate of Psychological Sciences. M., 2010. 198 p.
9. Izmestyev P.I. Essays on military psychology: Some fundamentals of tactics and military education. Petrograd: Military publishing house of Petrograd military district, 1923. VIII. 102 p.
10. Kalachinskaya O.A. Features of personal stability of military personnel in conditions of increased combat readiness: avtoref. diss. ... Candidate of Psychological Sciences. Rostov-on-Don, 2012. 22 p.
11. Kamyshanov A.A. Psychological conditions for the effectiveness of the activity of the commander of operational unit of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in extreme situations: diss. ... Candidate of Psychological Sciences. M., 2001. 227 p.
12. Korchemny P.A. Military psychology. M.: Voenizdat, 2010. 340 p.
13. Korchemny P.A., Vakhnina V.V., Vasilyeva V.A. The role of situational, system-situational, model approaches to the psychological preparation of law enforcement officers for extreme situations of professional activity // Applied psychology and pedagogy. 2021. Vol. 6. No. 4. Pp. 1-11.
14. Kostousov A.G. Formation of professional ideas about security among university cadets of the National Guard troops: dis. ... Candidate of Psychological Sciences. Kemerovo, 2017. 156 p.
15. Levitov N.D. About human mental states. M., 1964. 344 p.
16. Meshcheryakov D.A. Socio-psychological and individual psychological factors of risk readiness in the process of socialization of cadets at a military university: dis. ... Candidate of Psychological Sciences. Saratov, 2021. 164 p.
17. Pepelev V.V. Psychological features of the formation of the authority of unit commanders at the present stage of development of the Armed Forces: avtoref. diss. ... Candidate of Psychological Sciences. Tambov, 2004. 24 p.
18. Platonov K.K., Karaschan V.A. Military psychology: bibliography of domestic and translated literature. M., 1968. 162 p.
19. Puni A.Ts. Essay on the history of sports psychology // Sports psychology in the works of domestic specialists / Comp. and gen. ed. by I.P. Volkov. SPb.: Peter, 2002. 384 p.
20. Rubinshtein S.L. Fundamentals of general psychology. SPb.: Peter, 2000. 712 p.
21. Rudik P.A. Psychology: textbook for physical education institutes. M.: FiS, 1958. 502 p.
22. Rybnikov V.Yu. Problems of qualimetry and the formation of psychological readiness of employees of internal affairs bodies and military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for activities in emergencies. SPb., 2005. 120 p.
23. Sorokin A.I. Correlation of military identity and responsible attitude to the official activities of cadets of a military university: avtoref. diss. ... Candidate of Psychological Sciences. Saratov, 2020. 24 p.
24. Stolyarov A.A. The influence of educational activities at a military university on the formation of personal motivation: diss. ... Candidate of Psychological Sciences. Novosibirsk, 2002. 161 p.
25. Terekhin R.A. Psychological readiness of military personnel for changes in the service situation in the process of military-professional socialization: avtoref. diss. ... Candidate of Psychological Sciences. M., 2018. 24 p.
26. Torgaeva I.N., Druzhinina A.A. Stress resistance in combat: psychological readiness of military personnel when performing special and combat missions // Bulletin of military education. 2019. № 4 (19). Pp. 62-66.
27. Uznadze D.N. General doctrine of attitude // Psychological research. M., 1966. Pp. 140-183.
28. Spielrein I.N. Psychotechnics in the reconstructive period. M.: ARCHIVE PUBLICA Publishing house, 2022. 96 p.

 

 

Евенко Сергей Леонидович
доктор психологических наук, профессор
заведующий кафедрой психологии
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Evenko Sergey Leonidovich
Doctor of Psychological Sciences, Professor
Head of the Department of Psychology
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Уваров Алексей Алексеевич
преподаватель кафедры психологии
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Uvarov Alexey Alekseevich
Lecturer at the Department of Psychology
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ