ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ В УСЛОВИЯХ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ


PEDAGOGICAL ASPECTS OF COUNTERACTING CHALLENGES AND THREATS IN THE CONDITIONS OF MENTAL WAR


УДК 355

 

КОЛОБОВ Андрей Николаевич
кандидат педагогических наук

 

 

KOLOBOV Andrey Nikolaevich
Candidate of Pedagogical Sciences

 

Аннотация. Рассмотрены составляющие технологии ментальной войны. Проанализировано влияние процесса цифровизации на работу мозга человека. Представлено авторское видение мероприятий по противодействию технологиям ментальной войны.   Abstract. The components of the technology of mental warfare are considered. The influence of the digitalization process on the functioning of the human brain is analyzed. The author's vision of measures to counter the technologies of mental warfare is presented.

Ключевые слова: ментальная война; образование; воспитание; мировоззрение; цифровизация.

  Keywords: mental war; education; upbringing; worldview; digitalization.

 

 

 

«Мир в целом находится в состоянии глубокой трансформации. Очень мощной, динамично и драматично развивающейся трансформации. И если мы вовремя не сориентируемся, если мы вовремя не поймем, что нам нужно делать и как, отстать можно навсегда».

Владимир Путин


Нынешняя ситуация на международной арене характеризуется высокой степенью изменчивости, становится ещё более сложной и нестабильной. Существенное влияние на это оказывают интегральные кризисы глобального и регионального масштаба, основанные на перераспределении сфер влияния между всевозможными «элитами» и ужесточении конкурентной борьбы между ними. Наблюдается нагнетание конфликтной ситуации на территории традиционных российских интересов. В то же время появляются новые вызовы и риски, негативно влияющие на безопасность нашей страны.


На современном этапе ни одна страна не может обеспечить свою безопасность, используя только лишь средства военно-промышленного комплекса. Защита национальных приоритетов всё больше обретает вид многоплановой задачи, которая представляет комплекс политических, экономических, культурных, информационных и других мероприятий. Лишь эффективное сочетание форм и методов противодействия позволит успешно решить данную задачу, используя в процессе элементы, например, информационной, гибридной или психологической войны.


Война представляет собой своеобразное и многогранное социально-политическое явление, которое неразрывно связано с изменением взаимоотношений между странами, этносами, социальными общностями, переходом к использованию инструментов вооруженного насилия для реализации преследуемых целей.


Наш богатейший исторический опыт показывает, что русский народ всегда с достоинством выходил из тяжелейших условий противоборства, вопреки прогнозам всевозможных завоевателей.


В настоящей статье рассматривается война, которая ведется против нашей страны, и в которой, как бы это ни странно звучало, принимает участие каждый из нас – ментальная война.


Данный термин является достаточно молодым, но уже очень обсуждаемым. Итак, чем же опасна ментальная война?


Тем, что противник «невидим». Такое ощущение, что всё происходит само собой: странные увлечения и деградация молодёжи, пошлость со сцены, чрезмерная вульгарность на телевидении, безучастность власти, отсутствие политической воли. Складываясь в определенную цепочку, всё это образует единую картину стратегической операции той самой ментальной войны, в ходе которой пытаются разрушить мировоззрение и изменить самосознание нашего народа.


Начнем с первого – мировоззрения. Определений данного понятия достаточное количество на просторах интернета. Однако, в нашем понимании, мировоззрение представляет собой некий комплекс взглядов на реальный мир, место себя как человека в нем, отношение народа к действительности их окружающей и самим себе, и как следствие этих взглядов идеалы, убеждения, а также принципы познания и деятельности.


Рассуждая далее, и используя тот факт, что типами мировоззрения являются обыденное, религиозное и научное, мы плавно выходим на объекты воздействия ментальной войны, такие как образование и воспитание.


Итак, образование представляет собой процесс передачи культурных знаний, реализуемый через детские сады, школы и институты, т.е. это система взаимосвязанных элементов воспитания и обучения личности, которая образует целостный целенаправленный процесс [1].


Вместе с тем воспитание в самом что ни на есть общем понимании является комплексом мероприятий по развитию личности на основе духовных и моральных ценностей, принятых в российском обществе.


Значимость данного процесса подтверждается цитатой Президента РФ В.В. Путина: «Получить знание – это непросто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине – это абсолютно фундаментальные вещи, и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным!» [3].


Воспитание и образование являются непрерывными и растянутыми по времени процессами. Значит, если со временем изменяется или нарушается какой-то один из них, то, в итоге, разрушается и мировоззрение в целом.


К сожалению, приходится констатировать тот факт, что проблемы в образовании и воспитании современного общества видны невооруженным взглядом.



Другая составляющая технологии ментальной войны – психоэмоциональная.


Немного истории. Грамотно оперировал средствами информационно-психологической войны, к примеру, Чингисхан. Готовясь к началу той или иной кампании, он использовал сформированную заранее агентурную сеть, представителей которой засылал задолго перед выдвижением войска с целью дезинформации о бесчисленном количестве, силе и жестокости приближающихся монгольских воинов. Передаваемая ими информация наводила панику среди местного населения и, в итоге, позволяла деморализовать неприятеля намного раньше пришествия войска. Тем самым, крепости и даже державы, утратившие волю к сопротивлению, предпочитали сдаться без боя.


А сегодня не надо никого и никуда посылать «скакать» – для этого используется интернет. Эффективность данной «всемирной паутины» ужасающая, что особенно проявляется при воздействии на молодежь.


Вообще говоря, весь процесс цифровизации оказывает достаточно серьезное влияние на работу мозга человека [2]. Н.И. Касперская говорит о том, что смартфоны являются не только удобной игрушкой, но и непосредственным передатчиком информации нашему врагу. Да, несомненно, но они ещё, кроме всего прочего, являются и средством психологических манипуляций.


Объясняется это достаточно просто. Первые смартфоны появились в 2000-х годах, и сегодня мы уже не представляем жизни без них, а некоторые даже испытывают страх и тревогу, оказавшись без смартфона. Происходит так называемое «информационное ожирение», которое разрушает современного человека. На информационном, ментальном уровне нам приходится оперировать той информацией, которую мы употребляем. А это значит, что мы автоматически принимаем условия той игры, которую нам навязали.



В то время, когда нашему «процессору» предлагается задание потруднее и попроще – он, как правило, выбирает попроще. Поэтому, создатели сетевого наполнения вынуждены состязаться между собой, чтобы получить такой тривиальный контент, который захватывал бы интерес пользователя. В итоге мы получаем экспансию примитивнейшего контента, который и обусловливает наше ментальное окружение. Другими словами, мы от разумности и понятийного аппарата стремимся перейти к образам, где задумываться совсем не нужно. В перенасыщенной информационной среде совершается потеря способности к социальной коммуникации, повышение депрессивных расстройств и девиантного поведения, уменьшается сосредоточение внимания. Вследствие чего увеличивается недоверие к близкому окружению и возрастает принятие той информации, которая выложена в сети.


Коренными проблемами современного поколения являются:

- «не развивающаяся» личность (процесс деградации);

- замена структуры общественных связей (человек утрачивает способность к учению, способность к общению, в результате чего возникает социальная раздробленность, потеря ориентации).



Методы противодействия данным тенденциям:

- сознательность выбора источника получения информации;

- цифровая гигиена (перечень правил, придерживаясь которых человек гарантирует себе информационную безопасность).


Вообще говоря, обозначенные проблемы являются фундаментальными и комплексными, для решения которых недостаточно применения общепринятых тривиальных подходов.


Подводя итог вышесказанному, предлагаются следующие мероприятия по противодействию технологиям ментальной войны:


- создание экспертного комитета по мониторингу информационного пространства (подчиняющегося лично президенту либо министру обороны);


- восстановление классической (традиционной) системы образования (разрушенной Болонским процессом) и, как следствие, подготовка высококвалифицированных кадров;


- запрет на печать учебных изданий по истории на деньги и гранты Запада (первичное рецензирование данных произведений должно быть проведено экспертами, например, военно-исторического общества, русского географического общества и русской православной церкви);


- противодействие на уровне массовой культуры и массового сознания;


- принципиально новый подход к ведению молодежной политики (с детского сада прививать гордость за принадлежность к своей стране – России; затем в школе – Зарница, Орленок; в институте – поисковые отряды, волонтерское движение; остальным – служба в армии (школа жизни);


- непрерывная работа с населением, у которого доверия к власти становится все меньше;


- формирование солидарности (и этнической толерантности) в многонациональных воинских коллективах;


- формирование гражданственности и патриотизма в рамках военно-научного общества курсантов, военно-политической работы;


- развитие способности военнослужащих ориентироваться в лавине многообразной политической информации и, как следствие, формирование их военно-политического сознания и устойчивости к негативному информационному воздействию.


Таким образом, учитывая то, что современное информационное пространство представляет собой пространство войны, необходимо в кратчайшие сроки менять ситуацию в лучшую для государства и его народа сторону, ведь выходов из сложившейся достаточно непростой обстановки предостаточно, необходима лишь политическая воля.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Коваленко Л.С. Что такое образование – его функции, виды, уровни и ступени [Электронный ресурс]. URL: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/obrazovanie-chto-ehto-takoe-ego-funkcii-vidy-urovni-stupeni.html (дата обращения: 01.12.2021).
2. Курпатов А.В. Цифровизация. Время эксперта. Выступление в Совете Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hpXNNM_40do (дата обращения: 01.12.2021).
3. Путин В.В. Выступление на встрече с классными руководителями выпускных классов школ [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/4356650 (дата обращения: 01.12.2021).

 

REFERENCES:

 

1. Kovalenko L. S. What is education - its functions, types, levels and stages [Electronic resource]. URL: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/obrazovanie-chto-ehto-takoe-ego-funkcii-vidy-urovni-stupeni.html (Access date: 01.12.2021).
2. Kurpatov A.V. Digitalization. Expert time. Speech at the Federation Council [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v= hpXNNM_40do (Access date: 01.12.2021).
3. Putin V.V. Speech at a meeting with class leaders of graduating classes of schools [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/obschestvo/4356650 (Access date: 01.12.2021).

 

 

Колобов Андрей Николаевич
кандидат педагогических наук
заведующий кафедрой военно-политической работы в войсках (силах)
Филиал Военной академии МТО (г. Пенза)
440005, г. Пенза, Военный городок-5.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kolobov Andrey Nikolaevich
Candidate of Pedagogical Sciences
Head of the Department of Military-Political Work among troops (forces)
Branch of the Military Academy of the MTO (Penza)
Military town-5, Penza, Russia, 440005



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ