ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS BASED ON INTER-SUBJECT RELATIONS OF THE DISCIPLINE “HISTORY” AND LITERARY WORKS ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR


УДК 355.233.231.1

 

ФИЛИППОВ Александр Викторович
кандидат исторических наук, доцент

 

 

FILIPPOV Alexander Viktorovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье раскрываются возможности военно-патриотического воспитания курсантов при изучении дисциплины «История» с применением межпредметных связей с литературными произведениями военно-исторического содержания для формирования у них осознанных убеждений преданности Отечеству, воинской присяге и конституционному долгу.   Abstract. The article reveals the possibilities of military-patriotic education of cadets when studying the discipline “History” using interdisciplinary connections with literary works of military-historical content to form their conscious beliefs of devotion to the Fatherland, military oath and constitutional duty.

Ключевые слова: история; межпредметные связи; литература; «понимающее знание»; патриотизм; духовно-нравственные ценности; героизм; стойкость; Отечество.

  Keywords: history; interdisciplinary connections; literature; "understanding knowledge"; patriotism; spiritual and moral values; heroism; durability; Fatherland.

 

 

 

В условиях, когда Россия проводит специальную военную операцию на Украине, патриотическая подготовка будущих офицеров приобретает особую актуальность. В этих условиях военно-политическая работа в Вооружённых Силах Российской Федерации нацеливает преподавательский состав военных учебных заведений на воспитание у личного состава патриотизма, верности воинскому долгу, нравственности, интеллектуальных и творческих способностей [1, С. 3].


Большими потенциальными возможностями военно-патриотического воспитания обладает дисциплина «История». Преподаватели исторической дисциплины могут значительно расширить свои образовательные и воспитательные возможности, осуществляя межпредметные связи с литературой [9, 10]. Межпредметные связи предстают как фактор формирования конкретных образовательных и воспитательных задач, и выступают как общенаучный принцип системности. Курсанты будут приобщаться к системному методу мышления и формированию научного мировоззрения. Межпредметные связи содействуют формированию обобщённых умений, развивают самостоятельность и творческую активность, позволяют более углублённо постигать учебный материал и являются фактором активизации познавательной деятельности курсантов в изучении истории. Литература, являясь гуманитарной дисциплиной, очень близка отечественной истории. Английский историк философии Коллингвуд указал на фундаментальное сходство между деятельностью историка, который опирается на факты, и литератора, чьё воображение не так произвольно, как может показаться на первый взгляд, потому что разум набрасывает на литературное творчество свою «сеть» [6].


Соприкосновение с литературным материалом способствует активизации мыслительной деятельности курсантов, установлению ассоциативных связей, заставляет курсантов более широко и объёмно представлять изучаемый материал. Следует поставить цель не просто передать сумму знаний, а раскрыть логику их развития, дать курсантам логический и методический инструментарий, вооружить их эвристическими подходами для приобретения, приращения научных знаний. Должно не только раскрыть творческие способности обучающихся, но и формирование их как личностей, способствуя активизации их мыслительной деятельности.


Литература помогает передать историческую атмосферу, настроение и характер эпох, что в сочетании с конкретикой изучаемых событий и фактов позволяет добиться у курсантов «понимающего» знания.


Понимание исторического текста обычно трактуется как выявление смысла, снятие неопределённости в объяснении и осмыслении явлений истории.


Понимание связано с мышлением и есть движение разума к постижению смысла явлений истории. Смысл становится ясным и постигается его сущность, которая раскрывается во взаимозависимости исторических явлений и окружающего мира.


Понимание опирается на интерпретацию (толкование, пояснение) и направлено на построение, конструирование смысла.


Смысл присутствует в творениях человеческого духа, в которые вложены мысли, чувства, цели, желания. Сюда можно отнести произведения литературы и искусства – все то, что является результатом воздействия человеческого интеллектуального труда. Познание исторического процесса должно осуществляться не только на первом уровне сигнальной системы по теории И.П. Павлова, но и на уровне понятий, суждений и умозаключений.


Под литературой мы подразумеваем не только учебный предмет, изучавшийся молодыми людьми в старших классах средней школы, но и летописи, произведения русской классической литературы, мемуары, хрестоматийный материал, лучшие художественные произведения исторической и военно-патриотической тематики известных русских, советских и российских писателей. Русская литература органично вплетается в исторический процесс нашего Отечества, поскольку она сама по себе исторична и в различных формах передаёт события прошлого, позволяет окунуться в атмосферу прошлых эпох, ощутить и пережить реалии того времени. Литература воздействует на эмоциональную сферу курсанта и активизирует уровень познания через ощущения, восприятие и представления. То сопереживание, которое охватывает курсанта при использовании литературных источников, должно нести не только информативную, но и эмоциональную, духовно-нравственную нагрузку, помогая воспитанию важнейших личностных и гуманистических качеств у будущих офицеров, формируя преданность Отечеству, воинской присяге, конституционному долгу.


Использование фрагментов литературных произведений на занятиях по истории России помогает плавно переходить от формального знания событий, фактов и конкретно-образных представлений традиционной, событийной истории, к «понимающему» знанию, позволяющему на понятийном уровне высказывать свои суждения и делать умозаключения, о великом значении служению Отечеству и защиты национальных интересов нашей страны. Литературные произведения и их фрагменты могут использоваться на лекционных и семинарских занятиях, при выполнении курсантами тематических творческих работ по заданию преподавателя, написании рефератов, научных статей, подготовке докладов, иллюстрации традиций российского воинства и т.п. Проведение такой работы не только помогает решению образовательных задач, но и является одним из приёмов популяризации произведений лучших образцов русской литературы. Ведь не секрет, что молодые люди в основном плохо знают и редко читают историческую и русскую классическую литературу, являющуюся энциклопедией русской жизни и облагораживающую молодые души. В результате образуется духовный «вакуум», который заполняется увлечениями, несущих пошлость и цинизм, безнравственность и духовное одичание. Экспансии бездуховности и аморализма культуры потребления западных стран следует противопоставить возрождаемые ныне традиционные российские духовные ценности, позволявшие народу стойко переносить нашествия, войны и социальные катаклизмы, сохранять на протяжении многих столетий социокультурное пространство многонациональной России.


Интеграция отечественной истории с литературой в этом процессе неоценима, поскольку сфера исторического сознания выступает ареной борьбы за умы и души людей. Информационно-психологическая война, как составная часть гибридной, нацелена на сознание и души нашего народа, чтобы исказить, оболгать героическое прошлое России, внедрить в сознание людей неуверенность, чувство неполноценности и ущербности. Чуждые для народов «Русского мира» неолиберальные установки и ориентиры на внедрение однополых браков, ювенальной юстиции, эвтаназии, нравственной распущенности есть борьба против здравого смысла.


В настоящее время сохранять и передавать историческую память помогают исконные российские духовные и культурные традиции, святые понятия «Народ, Вера, Отечество», без которых другие цивилизации ослабевали и рушились, потому что прошлое переставало воодушевлять потомков.


История России в союзе с литературой внесёт большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач. На таких занятиях курсанты увидят неразрывную связь истории с лучшими образцами русской классической, исторической мемуарной и духовной литературы, почувствуют особенности и своеобразие различных периодов российской истории, окунутся в атмосферу прошлых эпох, смогут осознать огромное влияние духовно-нравственных ценностей на исторический процесс, на судьбу страны и народа.


Русскому народу во все времена тяжёлых испытаний духовную стойкость придавала православная вера, которая для него была выше жизни. Ярким примером является позиция князя Древней Руси Михаила Черниговского и боярина Феодора. По прибытии в Орду в 1244 г. им было предложено перед встречей с ханом пройти языческий обряд очищения огнём от возможных недобрых намерений против Батыя и выразить своё почитание языческим идолам. Святой князь Михаил и его боярин Феодор ответили отказом: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари; готовы поклониться царю, так как Бог вручил ему судьбу земных царств» [3]. Русичи были казнены, они пострадали за Христа, но не отступили от православной веры. Спаситель говорил: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38). Отдавшие свою жизнь за Веру, сохранят душу и войдут в загробную жизнь. Спасётся и тот, «…кто положит душу свою за други своя» [Ин. 15: 13]. И это не только духовный подвиг из «седой старины». Во время Первой Мировой войны в 1915 году воины 13 роты Землянского полка, защищавшие крепость Осовец на границе восточной Пруссии, совершили беспримерный подвиг стойкости, отваги и мужества. Они обороняли крепость 190 дней, хотя от них ожидалось продержаться всего 48 часов. Чтобы сломить сопротивление обороняющихся, немцы использовали отравляющий газ. Отравленные насмерть газами с немецкой стороны, несколько десятков оставшихся полуживых, обожжённых бойцов ринулись в бой за Веру, Царя и Отечество и повергли в панику немецкие полки, которые бежали от горстки полуживых людей. Имена героев не сохранились, но подвиг их бессмертен.


Есть и другие примеры стойкости и самопожертвования ради православной веры. Во время Первой чеченской войны, неся службу у кавказского села Бамут, на пограничном посту, 13 января 1996 года рядовой Пограничных войск 19-летний Евгений Родионов оказался в плену у боевиков с группой своих товарищей. На протяжении 3-х месяцев воины подвергались истязаниям и пыткам. Увидев у Евгения православный крестик, боевики стали заставлять воина отказаться от православия, снять крестик и сменить веру, обещая сохранить жизнь. Мужественный воин отказался и принял мучительную смерть за Веру и Отечество. Духовный подвиг молодого человека произвёл огромное впечатление во всём православном мире, и Евгения стали почитать как святого воина-мученика.


Линия геройской жертвенности проходит через всю историю нашего Отечества: Киевскую Русь, Московское государство, Российскую империю, Советское государство, постсоветскую Россию, вне зависимости от эпохи и политического устройства государства.


Евангельские истины, умело включаемые в учебный материал, раскроют новые смыслы в понимание молодыми людьми исторического процесса, заставят переосмыслить своё отношение к жизни и ещё больше укрепиться в великом значении военной службы Отечеству и гордости за свою страну.


Благодатной темой для нравственного и военно-патриотического воспитания является тема Великой Отечественной войны, нашедшая свое отражение в литературном творчестве советских поэтов, писателей и прозаиков. Разнообразие литературы, посвященной великому подвигу народа, победившего фашизм, даёт широкий творческий простор для преподавателя в выборе литературных произведений.


Советская литература в её поэтической форме с первых дней войны оказалась в рядах сражающегося народа. Поэзия, как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными, в них выразилось народное самосознание, его духовная сила.


Война против фашизма была народной и священной. С августа 1941 года её стали называть Отечественной. Поэт Василий Лебедев-Кумач в содружестве с композитором Александром Александровым написали песню «Священная война». Уже 24 июня текст песни был опубликован на страницах газет «Известия» и Красная звезда». Пронзительная героико-трагедийная мелодия была созвучна сердцу каждого – и того, кто уходил с оружием в руках, и тех, кто оставался в тылу. В годы войны песня эта звучала повсеместно, она сопровождала солдат на марше, рвалась из репродукторов. И в наши дни при её звуках человек, отвлекаясь от суетных дел, испытывает потрясение и озарение [2, Т. 1, С.41; 5, С. 4].


Заряд большой нравственной силы несут стихи и поэмы О. Берггольц и З. Шишовой, посвященные блокадникам и защитникам Ленинграда, отрывки из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» [2, Т. 7, С. 11-16]. В отличие от большинства военных поэм, посвященных отдельным моментам из жизни героя, поэма Твардовского говорит о войне в целом, охватывая жизнь солдата во всех её проявлениях, что делает книгу поэта подлинной энциклопедией фронтовой жизни тех лет. Образ Теркина – своеобразное художественное явление, в котором органически сплавились черты фольклорного образа человека-народа с образом человека, каким мы его видим в собственно литературных произведениях.


Подлинно эпическим произведением о подвиге человеческого духа, основанном на богатстве личности, преданной идеалам Отечества, стал рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Та историческая соотнесенность судеб всех и каждого, которая характерна для произведения о войне, получила в рассказе Шолохова эпическое воплощение. Художественная правда образа Андрея Соколова, человека сильного характера – персонализированный образ всего сражающегося народа [11].


Проблема героического в литературе немыслима в своем творческом развитии без проблемы идеала, твердости нравственных убеждений. Не просто подвиг, а во имя чего он совершается – без такого подхода нет художественного исследования природы героического в военной прозе разных лет и даже десятилетий. Литераторами военного и послевоенного времени сделано немало для художественного воссоздания величавого подвига. «Судьба человека» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Знаменосцы» О. Гончара, «Морская душа» Л. Соболева – эти и многие другие произведения не утратили своего значения и сегодня, войдя в золотой фонд российской литературы.


Книги о героике 1941-1945 годов являются эпическими произведениями, в которых даётся широкая панорама подвига народа, всего государства в борьбе с фашизмом («Костер» К. Федина, «Они сражались за родину» М. Шолохова, трилогия «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Судьба» П. Проскурина, «Блокада» А. Чаковского и др.). Можно выделить произведения, главное в которых – тоже подвиг народа, но раскрывается он на примере действия одного бойца или отряда, группы («Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета» В. Быкова, «Хатынская повесть» А. Адамовича, «А зори здесь тихие», «В списках не значился» Б. Васильева и др.). В этих произведениях с большим художественным мастерством раскрываются людские характеры, богатые в своей человеческой сущности.


Проблема подвига в произведениях Астафьева, Васильева, Быкова, Адамовича и других сливается с психологически глубоким показом нравственной стойкости человека, сохранившего в нечеловеческих условиях твёрдость духа, проявившего самоотверженность во имя выполнения своего долга солдата армии, несущей миру освобождение от фашизма.


Глубокая историческая правда о войне раскрывается в мемуарах выдающихся полководцев, непосредственных участников Великой Отечественной войны. В мемуарной литературе о войне большой интерес представляют воспоминания полководцев: Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления», Н.Г. Кузнецова, «Накануне», С.М. Штеменко «Генеральный штаб в годы войны», А.М. Василевского «Дело всей жизни», А.И. Родимцева «Гвардейцы стояли насмерть», В.И. Чуйкова «Сражение века».


Описание начального этапа войны лучше всего проиллюстрировать с использованием мемуаров адмирала Кузнецова, как пример грамотного принятия решения командиром в сложившихся условиях даже наперекор директиве Сталина, ставившей под удар немецко-фашистских войск подразделения Красной Армии, находившиеся в приграничной зоне [7, С. 355, 377-381].


Неоценимую помощь при изучении боевых действий на Московском направлении, обороне Ленинграда, разработке плана разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и других военных операций могут послужить мемуары Г.К. Жукова, проявившего в самые ответственные моменты, когда решалась судьба Отечества, смелость, твердость и принципиальность [4, С. 318-320].


Битва за Сталинград отражена во фрагментах «На Сталинградском направлении» из книги А.М. Василевского [2, Т. 4, С. 111-119], «Главный участник войны» из книги В.И. Чуйкова [2, Т. 4, С. 249-261], «Дом солдатской доблести» из книги А.И. Родимцева [2, Т. 4, С. 284-302].


Характеризуя Курскую битву, преподаватель может использовать фрагменты: «Историческое сражение» из книги маршала А.М. Василевского «Курская битва» [2, Т. 5, С. 9-16], «Так начиналось…» из воспоминаний маршала Г.К. Жукова [2, Т. 5, С. 135-140], «В районе станции Поныри» из книги маршала К.К. Рокоссовского «На огненной дуге» [2, Т. 5, С. 175-179], «На прохоровском направлении» из книги маршала К.С. Москаленко «Курская битва» [2, Т. 5, С. 269-272], «В Генеральном штабе» из книги «Генеральный штаб в годы войны» генерала армии С.М. Штеменко [2, Т. 5, С. 342-345]. Данные фрагменты могут быть извлечены из антологии художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах, вышедшей в 1987-1988 гг.


Тема войны может быть дополнена документальным хрестоматийным материалом – извлечениями из Указа Президиума Верховного Совета СССР (22 июня 1941 г.) о введении военного положения, Соглашения о совместных действиях правительства Союза ССР и правительства Великобритании в войне против Германии (12 июля 1941 г.), из Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил (8 мая 1945 г.) [8, С. 356-357].


Великая Отечественная война, при всей своей трагичности, была испытанием нашего народа, своеобразным катарсисом великого жертвенного очищения. В Священном писании говорится, что Бог наказывает того, кого любит (Евр. 12:4). Война продемонстрировала всему миру величие России, подвигла наш народ к вечным духовным ценностям. Ещё в 1943 году в Советском Союзе прекратились гонения на церковь, и было восстановлено патриаршество. Но в послевоенные годы, во время развёрнутого строительства коммунизма, было принято субъективно-волюнтаристское решение начать борьбу с религией и церковью до их полного искоренения. Смена политического курса в конце 80-х – начале 90-х годов привела к положительным изменениям в религиозной жизни страны.


Ф. Достоевский рассматривал русский народ как народ-богоносец, великая миссия которого – указать человечеству религиозный путь к спасению и возглавить народы мира на этом пути очищения от мирового зла. В истории это происходило уже не раз. В XIII веке Киевская Русь предотвратила завоевание монгольскими ордами Европы, обескровив завоевателей ценой своих больших людских потерь, сожжённых городов и своей независимости. В XIX веке имперская Россия разгромила наполеоновские войска и освободила Европу. В XX веке советский народ разгромил фашистскую Германию, за спиной которой стояли промышленно-банковские монополии Европы и США, и освободил человечество от фашизма.


В настоящее время в Европе снова поднимает голову человеконенавистническая идеология, направленная против славян, русского народа и Русского мира, куда входят все народы России, разделяющие мировоззренческие и культурные традиции, сложившиеся на протяжении столетий в нашем Отечестве. Украина, изменившая славянскому братству, превратилась в ударную силу правящих неолиберальных кругов США и Западной Европы. Одурманенные русофобской пропагандой украинские националисты устроили геноцид жителей восточных районов Украины – Донецкой и Луганской республик, который продолжался 8 лет. Массово гибли и гибнут ни в чём не повинные старики, женщины, дети. Россия встала на защиту мирных жителей республик. Началась специальная военная операция, в ходе которой воины ДНР, ЛНР и России ведут борьбу за освобождение Украины от националистов, бандеровцев и укрофашистов, которые представляют интересы глобального неолиберализма, несущего беды и разрушение всему человечеству. Возрождение фашизма на Украине стало возможным после победы над фашистской Германией потому, что не были удалены корни этого явления, подпитываемого агрессивными интересами международных финансово-промышленных корпораций Запада.


Нашему поколению предстоит сделать то, что не завершили наши деды и отцы. Поражение ВСУ Украины, пользующихся большой поддержкой финансами, вооружением и военной техникой стран Запада и США, явится мощным ударом по системе глобального неолиберального фашизма и коренным образом изменит картину мира.


Использование на занятиях по истории разноплановой литературы в соответствии с целями и задачами, отвечающими требованиям военно-политической работы, окажет огромное воспитательное воздействие на курсантов, поскольку содержит примеры героизма и духовной стойкости как русских воинов на полях сражений, так и тружеников тыла, выражая единство всего народа и готовность к самопожертвованию.


Литература является важнейшим элементом, передающим своими средствами военно-исторический и духовный опыт русского и других народов нашего Отечества, входящих в «Русский мир». Она поможет сформировать военно-патриотическое и «понимающее» знание у будущих молодых офицеров, а также преданность Отечеству, конституционному долгу и воинской присяге.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооружённых Силах Российской Федерации».
2. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12 т. М.: Современник, 1987-1989.
3. Волоскова М. Святые мученики Михаил и Феодор Черниговские [Электронный ресурс]. URL: https://ruvera.ru/articles/ne_poklonilis_idolam (дата обращения: 12.08.2022).
4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 т. М.: Олма‐Пресс, 2002. 743 с.
5. Коваленко С.А. Советская поэзия о Великой Отечественной войне. Вып. 3. М.: Знание, 1985. 64 с.
6. Коллингвуд Р. Об истории как самопознании человеческого духа // Студопедия [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/1_20804_r-kollingvud-ob-istorii-kak-samopoznanii-chelovecheskogo (дата обращения: 12.08.2022).
7. Кузнецов Н.Г. Накануне. М.: Воениздат, 1989. 399 с.
8. Семенникова Л.И. История России: учебное пособие для самостоятельной работы. М.: КДУ, 2006. 399 с.
9. Филиппов А.В. Междисциплинарные методы повышения познавательной активности курсантов при изучении дисциплины «История» // Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 60-ой годовщине полёта Ю.А. Гагарина в космос. КВВАУЛ. Краснодар: Издательский Дом «Юг», 2021. С. 350-353.
10. Филиппов А.В. Принцип полилогизма в изучении исторического процесса и патриотического воспитания курсантов военных вузов // Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвящённой 58-й годовщине полёта Ю.А. Гагарина в космос. Краснодар: КВВАУЛ, 2019. С. 68-73.
11. Шолохов М. Собрание сочинений. Т. 8. М., 1967.

 

REFERENCES:

 

1. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated December 28, 2021 No. 803 “On approval of the Guidelines for organizing military-political work in the Armed Forces of the Russian Federation”.
2. Wreath of Glory. An anthology of works of art about the Great Patriotic War. In 12 volumes. M.: Sovremennik, 1987-1989.
3. Voloskova M. Holy Martyrs Michael and Theodore of Chernigov [Electronic resource]. URL: https://ruvera.ru/articles/ne_poklonilis_idolam (Access date: 12.08.2022).
4. Zhukov G.K. Memories and reflections. In 2 vols. M.: Olma-Press, 2002. 743 p.
5. Kovalenko S.A. Soviet poetry about the Great Patriotic War. Vol. 3. M.: Znanie, 1985. 64 p.
6. Collingwood R. About history as self-knowledge of the human spirit // Studiopedia [Electronic resource]. URL: https://studopedia.ru/1_20804_r-kollingvud-ob-istorii-kak-samopoznanii-chelovecheskogo (Access date: 12.08.2022).
7. Kuznetsov N.G. The day before. M.: Voenizdat, 1989. 399 p.
8. Semennikova L.I. History of Russia: a textbook for unsupervised work. M.: KDU, 2006. 399 p.
9. Filippov A.V. Interdisciplinary methods of increasing the cognitive activity of cadets when studying the discipline “History” // Materials of the interuniversity scientific and practical conference dedicated to the 60th anniversary of the flight of Yu.A. Gagarin into space. KVVAUL. Krasnodar: Publishing House "Yug", 2021. Pp. 350-353.
10. Filippov A.V. The principle of polylogism in the study of the historical process and patriotic education of cadets of military universities // Materials of the IX International Scientific and Practical Conference dedicated to the 58th anniversary of the flight of Yu.A. Gagarin into space. Krasnodar: KVVAUL, 2019. Pp. 68-73.
11. Sholokhov M. Collected Works. T. 8. M., 1967.

 

 

Филиппов Александр Викторович
преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков
350090, г. Краснодар, ул. Дзержинского, д. 135/1
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Filippov Alexander Viktorovich
Lecturer at the Department of Military-Political Work among troops (forces)
Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots
Dzerzhinsky ul., d.135/1, Krasnodar, Russia, 350090



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ