ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН КАФЕДРЫ КУЛЬТУРЫ


PEDAGOGICAL METHODS OF USING MUSEUM FACILITIES IN THE PROCESS OF TEACHING DISCIPLINES OF THE DEPARTMENT OF CULTURE


УДК 378

 

КУЗНЕЦОВ Андрей Михайлович
доктор исторических наук, доцент

 

 

KUZNETSOV Andrey Mikhailovich
Doctor of Historical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье предлагается авторская точка зрения на характеристику педагогических методов использования музейных средств в процессе преподавания дисциплин кафедры культуры. Подчеркивается, что главной целью указанного процесса является способствование более предметному усвоению обучающимися новых знаний, а также формированию у них патриотического сознания, чувства гордости за принадлежность к отечественным вооруженным силам.   Abstract. The peper offers the author's point of view on the characteristics of pedagogical methods of using museum funds in the process of teaching disciplines at the Department of Culture. It is emphasized that the main goal of this process is to promote a more substantive assimilation of new knowledge by students, as well as the formation in them of a patriotic consciousness, a sense of pride in belonging to the domestic armed forces.

Ключевые слова: метод; метод обучения; музейные средства; музейный предмет; дисциплина культурологического профиля; лекция; показ; демонстрация; практическое занятие; самостоятельная работа.

  Keywords: method; teaching method; museum facilities; museum item; cultural discipline; lecture; display; demonstration; practical lesson; unsupervised work.

 

 

 

Важное место в образовательной деятельности, проводимой кафедрой культуры, отводится музейным средствам, которые являются одновременно как источником для получения новых знаний, так и инструментом обучения и воспитания обучаемых.


Автор полагает целесообразным обратиться к рассмотрению ряда терминов, которыми оперирует в ходе раскрытия содержания статьи.


Музейные средства – это совокупность предметов, хранящихся в фондах и экспозициях музеев, а также вспомогательные приспособления и предметы, используемые музейными сотрудниками для усиления эмоционального эффекта при публикации экспонатов и коллекций.


Музейный предмет представляет собой вещь, имеющую определенную культурную ценность и обладающую такими качествами и признаками, которые делают необходимыми ее сохранение, изучение и публичное представление. Музейными предметами являются, например, шапка Мономаха, ботик Петра I, шпага Суворова, картина Айвазовского «Девятый вал» и т.д.


К вспомогательным приспособлениям и предметам можно отнести средства аудио- и видеовоспроизведения, видеокассеты, DVD-диски, флеш-накопители с записями соответствующих сюжетов, музейные путеводители и буклеты, пиротехнические и шумовые средства, используемые в ходе экскурсий и других форм научно-просветительной работы музеев.


Главной целью использования музейных средств в процессе преподавания дисциплин культурологического профиля является способствование более предметному усвоению новых знаний, а также формированию патриотического сознания, чувства гордости за принадлежность к профессиональному военному сообществу. Практика их применения в образовательной деятельности кафедры выявила ряд методов наиболее эффективного использования.


Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [6, С. 266].


Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо [5, С. 300].


Метод обучения ‒ это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания [2].


В теории и практике педагогической науки предложено много классификаций методов обучения, в основу которых положен один или несколько признаков.


В силу ограниченного объема статьи не представляется возможным провести анализ каждой из них, однако, учитывая тему и направленность материала, автор обратился к таким методам использования музейных средств в процессе преподавания дисциплин кафедры, как лекция, показ, демонстрация, практическое занятие, самостоятельная работа.


Основным методом, который обеспечивает максимальный режим благоприятствования для использования музейных средств в образовательной деятельности кафедры, являются выездные практические занятия.


Московский регион предлагает достаточно широкий выбор музеев, хранящих предметы военной истории, которые можно использовать в качестве объектов для проведения подобного рода занятий.


Среди них можно выделить Центральный музей Вооруженных сил РФ (г. Москва) с филиалами в п. Монино Московской области (Центральный музей Военно-Воздушных Сил), г. Одинцово Московской области (музей Ракетных войск стратегического назначения), г. Балашихе Московской области (музей войск противовоздушной обороны), г. Кубинке Московской области (Технический центр парка «Патриот» ‒ бывший Центральный музей бронетанкового вооружения и техники). Кроме этого, обучающиеся имеют возможность посещать музеи других силовых ведомств и музеи войсковых частей, дислоцированных в г. Москве и ближайшем Подмосковье.


Необходимо отметить, что значительная часть практических занятий преподавателями кафедры проводится в Центральном музее Вооруженных сил РФ. Этому есть несколько причин. Во-первых, данный музей согласно приказу МО РФ от 11 сентября 1997 г. № 343 «О введении в действие Положения о военных музеях, образованиях музейного типа и комнатах воинской славы ВС РФ» в настоящее время является головным в военно-музейной сети. Это, прежде всего, дает музею преимущественное право в сборе и отборе предметов военной истории и культуры, что немаловажно для выстраивания экспозиции, проведения работы с посетителями. Во-вторых, устойчивые и плодотворные связи командования Военного университета, факультета военно-политической работы и журналистики, кафедры культуры с музейным руководством. В-третьих, удобное месторасположение музея, которое исключает дополнительное задействование автомобильного транспорта при доставке обучающихся.


Представляется целесообразным кратко остановиться на истории создания и развития Центрального музея Вооруженных сил РФ.


Начало создания музея положила постоянная Выставка-музей «Жизнь Красной Армии и Флота», учрежденная приказом Революционного военного совета Республики № 2207 от 23 декабря 1919 г. Она была призвана проиллюстрировать жизнь Красной Армии и Флота как на фронте, так и в тылу во всех ее формах и видах [3].


По мере расширения фондов и экспозиций Выставки-музея все больше назревал вопрос об изменении ее статуса. 1 мая 1920 г. директор Выставки-музея М. Соколовский обратился с рапортом на имя начальника политпросвета ПУ РККА, в котором просил возбудить ходатайство о присвоении Выставке-музею более общего и широкого названия – Государственного Музея Красных Армии и Флота [4].


Военным руководством данная просьба была признана целесообразной. 14 июля 1921 г. был издан приказ РВСР № 1452, согласно которому постоянная Выставка-музей «Жизнь Красных Армии и Флота» была переименована в музей Красных Армии и Флота. Необходимо отметить, что практически с первых дней создания музей Красных Армии и Флота стал позиционироваться в качестве ведущего музея военно-музейной сети. Так, в Положении о Центральном музее Красной Армии, утвержденном приказом РВС СССР № 1120 от 1924 г. было закреплено преимущественное право музея при распределении музейного фонда РККА и отбора материалов из музейных хранилищ.


2 сентября 1924 г. музей получил название Центрального музея РККА.


С февраля 1951 г. он стал называться Центральным музеем Советской Армии, а с декабря 1964 г. – Центральным музеем ВС СССР.


23 декабря 1964 г. вышел в свет приказ МО СССР № 295, который ввел в действие Положение о Центральном музее ВС СССР. В пункте 2 указанного документа было сказано о том, что Центральный музей ВС СССР становится головным музеем по отношению к другим музеям МО СССР. Это означало, что указанным приказом ЦМВС СССР официально был поставлен во главе военно-музейной сети. Это положение сохранилось до настоящего времени.



Рис. 1. Здание Центрального музея Вооруженных Сил РФ.


Сегодня Центральный музей Вооруженных Сил РФ располагает обширной коллекцией музейных предметов, которые отражают историю отечественных вооруженных сил с периода Древней Руси до наших дней. Экспозиция музея размещена в 24 залах и насчитывает около 15 тыс. экспонатов. Большое количество раритетных предметов хранится в музейных фондах. Кроме этого, на территории музея находится смотровая площадка, на которой посетитель может увидеть 160 образцов вооружения и техники XX века [1, С. 35].


Таким образом, Центральный музей Вооруженных сил РФ обладает огромным запасом музейных средств, которые можно использовать в образовательной деятельности кафедры культуры.


Методика проведения выездных практических занятий предусматривает ряд мероприятий, которые педагогами проводятся заранее.


Во-первых, с музейными сотрудниками, которые планируются к совместному участию в занятиях, обговариваются тема, вопросы и круг предметов, которые могут быть использованы в учебном процессе. Например, если тема практического занятия предусматривает приобретение навыков анализа военной культуры Древней (Средневековой) Руси (дисциплина «Культурология»), то, соответственно, работники знаменного фонда, фондов знаков отличия и вооружения подбирают наиболее подходящие для этого раритеты, хранящиеся в запасниках.


Во-вторых, перед поездкой в музей наиболее подготовленным курсантам дается задание по дополнительному изучению источников и литературы по тем или иным вопросам занятия с целью подготовки кратких сообщений. С ними они выступают непосредственно в музее, используя представленные музейные предметы.


Например, дисциплина «Воинский этикет» предусматривает проведение практического занятия по теме «Культура внешнего вида военнослужащих». Обучающемуся в период подготовки к занятию предлагается сделать сообщение на тему: «История создания формы одежды, знаков отличия и различия отечественных вооруженных сил как атрибутов воинского этикета». В процессе подготовки курсант обращается к соответствующей литературе, использует предоставленные музейными сотрудниками элементы обмундирования, ордена, медали, нагрудные знаки, которые придают выступлению образность и наглядность.



Рис. 2. Во время проведения выездного практического занятия в Центральном музее Вооруженных Сил РФ.


Это способствует привитию навыков применения музейных средств в военно-политической работе со всеми категориями личного состава в дальнейшей профессиональной деятельности.


В ходе проведения выездных практических занятий применяются такие методы использования музейных средств как показ и демонстрация.


Как показала практика, своей наибольшей эффективности указанные методы достигают при проведении занятий, которые предусматривают посещение музейных фондов. Дело в том, что в них хранятся уникальные предметы и коллекции, которые по тем или иным причинам не могут быть представленными в экспозиции и, как следствие, быть доступными массовому посетителю.


Так, в документальном фонде ЦМВС РФ курсантам показывают и демонстрируют подлинные документы, либо принадлежавшие, либо имевшие отношение к тому или иному видному военному деятелю, событию отечественной военной культуры – личное дело В. Чапаева, партийный билет Г. Жукова, подлинные листовки Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и т.д.


Всего в фонде содержится более 200 тыс. единиц хранения [8].


В вещевом фонде, в котором содержится более 30 тыс. единиц хранения, работники показывают и демонстрируют такие раритеты, как летный шлем Героя Советского Союза генерал-полковника Н. Каманина, гимнастерку и мантию почетного студента Оксфордского университета Героя Советского Союза Л. Павличенко, китель четырежды Героя Советского Союза Маршала Г. Жукова и т.д. [7].


Особым спросом и интересом у обучающихся в процессе проведения выездных практических занятий пользуются предметы и коллекции, размещенные в фонде вооружения. В нем представлены образцы холодного и огнестрельного оружия, предметы амуниции, состоявшие и состоящие на вооружении как отечественной, так и зарубежных армий – пики, сабли, шашки, кинжалы, пищали, пистолеты, автоматы, пулеметы, каски и шлемы.


Всего в фонде содержится около 15 тыс. единиц хранения [9].


Основную часть коллекции составляет стрелковое оружие (около 3000 ед.), из которого большая часть – отечественного производства (начиная с конца XVII в. и до сегодняшнего дня). Представлены как образцы, состоявшие на вооружении, так и личное оружие известных государственных и военных деятелей нашей страны, таких как И. Сталин, Л. Брежнев, Г. Жуков и других.


Уникальным предметом фонда является ручной пулемет системы Льюиса, который был задействован в съемках знаменитого художественного фильма «Белое солнце пустыни», снятого режиссером В. Мотылем в 1969 г.


Использование в процессе обучения экспонатов и коллекций, представленных в экспозиции и фондах, позволяет преподавателю более наглядно и предметно преподносить учебный материал, воспитывать качества, необходимые защитнику Родины – мужество, самоотверженность, взаимовыручку, профессионализм.


Еще одним педагогическим методом использования музейных средств в процессе преподавания дисциплин культурологического профиля является лекция. Преподавателями кафедры была апробирована следующая методика ее проведения.


При подготовке к лекции, посвященной военной культуре Красной армии периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (дисциплина «Культурология») с разрешения руководства Центрального музея Вооруженных Сил РФ из вещевого фонда и фондов вооружения и знаков отличия было получено определенное число комплектов гимнастерок, штанов, пилоток, сапог, единиц оружия, орденов и медалей, соответствующих тому периоду времени.



Рис. 3. Использование музейных предметов придает лекции наглядность и предметность.


При проведении лекционного занятия ряд курсантов потока были переодеты в форму бойцов и командиров, являясь по сути «живой» демонстрацией материальной культуры Красной армии периода 1941-1945 гг. По свидетельству самих обучающихся, данное «перевоплощение» позволило им совсем под другим углом зрения взглянуть на историю наших вооруженных сил. Она стала более осязаемой, конкретной и близкой. Соответственно, более эффективно и предметно протекал процесс усвоения и закрепления знаний.


Также в процессе проведения лекций осуществляется показ видеофрагментов, демонстрация музейных предметов, сопровождающих текст, что способствует более наглядному усвоению материала. Например, в ходе проведения лекции о военных учреждениях культуры и их роли в организации культурного обслуживания военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала воинских частей и соединений (дисциплина «Организация культурно-досуговой работы») обучающимся был показан видеофильм, рассказывающий о создании, становлении, развитии и деятельности Центрального музея Вооруженных Сил РФ, головного среди современной военно-музейной сети.


Говоря об использовании музейных средств методом самостоятельной работы необходимо отметить следующее. Определенное количество обучающихся прибыло на учебу в Военный университет из мест, где происходили события, имевшие значение для отечественной истории. Кроме этого, они были хорошо знакомы с экспозициями краеведческих музеев. Ряд из них принимали участие в работе поисковых отрядов, в организации проведений мероприятий военно-исторической реконструкции, напрямую соприкасаясь с историческими и музейными предметами.


Выявив таких слушателей и курсантов, преподаватели кафедры перед каждой стажировкой и отпуском дают им задания по возможности привести какой-нибудь предмет, имеющий определенное историческое значение, который можно использовать в образовательной деятельности.


Порой попадаются предметы, заслуживающие самого серьезного внимания. Так, один курсант привез с Дальнего Востока, где пребывал в отпуске, несколько патронов Русской армии периода русско-японской войны 1904-1905 гг., другой – пилотку и гимнастерку своего деда, которые тот носил в период службы в армии, третий – письма периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., найденные на школьном дворе. Все они сначала были использованы в период самостоятельной подготовки к определенным темам, а впоследствии переданы в Центральный музей Вооруженных Сил РФ и музей Военного университета.


Поиск и сбор исторических предметов, имеющих отношение к армии и флоту, событиям отечественной военной истории и культуры помогают обучающимся приобрести дополнительные знания, сформировать чувство уважения к своим предкам, внесшим большой вклад в развитие нашего государства.


Таким образом, использование музейных средств в процессе преподавания дисциплин кафедры культуры имеет целью более предметное усвоение и закрепление новых знаний, формирование патриотического сознания, чувства гордости за принадлежность к отечественным Вооруженным Силам.


Полагаем, что опыт применения педагогических методов использования музейных средств в процессе преподавания культурологических дисциплин должен быть обобщен и изучен в целях повышения эффективности образовательной деятельности.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. 80 лет на службе Отечеству. Исторический очерк, посвященный созданию и становлению Центрального музея Вооруженных сил / Под общ. ред. А. Никонова. М., 1999. 279 с.
2. Борисевич А.Р. Методы обучения и их классификация [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/20719/1/ Борисевич. Методы обучения.pdf (дата обращения: 09.08.2022).
3. Научный архив ЦМВС РФ, Оп. 1, Д. 1, Л. 1.
4. Научный архив ЦМВС РФ, Оп. 1, Д. 1, Л. 34.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. 796 с.
6. Профессионально-педагогические понятия: Словарь / Под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 456 с.
7. Фондовые коллекции ЦМВС РФ. Вещевой фонд. [Электронный ресурс]. URL: http://cmaf.ru (дата обращения: 17.08.2022).
8. Фондовые коллекции ЦМВС РФ. Документальный фонд. [Электронный ресурс]. URL: http://cmaf.ru (дата обращения: 17.08.2022).
9. Фондовые коллекции ЦМВС РФ. Фонд вооружения. [Электронный ресурс]. URL: http://cmaf.ru (дата обращения: 17.08.2022).

 

REFERENCES:

 

1. 80 years in service to the Fatherland. Historical essay dedicated to the creation and formation of the Central Museum of the Armed Forces / Ed. By A. Nikonov. M., 1999. 279 p.
2. Borisevich A.R. Teaching methods and their classification [Electronic resource]. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/20719/1/Борисевич. Методы обучения.pdf (Access date: 09.08.2022).
3. Scientific archive of the Central Military Museum of the Russian Federation, Op. 1, D. 1, L. 1.
4. Scientific archive of the Central Military Museum of the Russian Federation, Op. 1, D. 1, L. 34.
5. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. M.: Russian language, 1986. 796 p.
6. Professional and pedagogical concepts: Dictionary / Ed. by G.M. Romantsev. Ekaterinburg: RGPPU Publishing house, 2005. 456 p.
7. Stock collections of the Central Military Museum of the Russian Federation. Clothing Fund. [Electronic resource]. URL: http://cmaf.ru (Access date: 17.08.2022).
8. Stock collections of the Central Military Museum of the Russian Federation. Documentary fund. [Electronic resource]. URL: http://cmaf.ru (Access date: 17.08.2022).
9. Stock collections of the Central Military Museum of the Russian Federation. Armament fund. [Electronic resource]. URL: http://cmaf.ru (Access date: 17.08.2022).

 

 

Кузнецов Андрей Михайлович
доктор исторических наук, доцент
доцент кафедры культуры
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kuznetsov Andrey Mikhailovich
Doctor of Historical Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of Culture
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ