ВЗГЛЯДЫ К.К. РОКОССОВСКОГО НА ВОИНСКУЮ ДИСЦИПЛИНУ


K.K. ROKOSSOVSKY'S VIEWS ON MILITARY DISCIPLINE


УДК 355/359

 

ШУТЬКО Дмитрий Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент
ЛЯМЗИН Евгений Николаевич
ПЛАЗУН Сергей Юрьевич

 

 

SHUTKO Dmitriy Vasilievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
LYAMZIN Evgeniy Nikolaevich
PLAZUN Sergey Yurievich

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам анализа и актуализации взглядов К.К. Рокоссовского на построение системы воинского воспитания и воинской дисциплины. Рассмотрены современные взгляды различных авторов и историков на методику воспитания К.К. Рокоссовского, раскрыты ключевые точки воспитания воинской дисциплины: устав, личный пример, четкость, слаженность, координированность и стратегическая направленность, самоотверженность.   Abstract. The article is devoted to the analysis and updating of the views of K.K. Rokossovsky on building a system of military education and military discipline. The modern views of various authors and historians on the methods of education of K.K. Rokossovsky, the key points of educating military discipline are revealed: charter, personal example, clarity, coherence, coordination and strategic orientation, dedication.

Ключевые слова: К.К. Рокоссовский; воинское воспитание; воинская дисциплина; военная подготовка; личный пример.

  Keywords: K.K. Rokossovsky; military education; military discipline; military training; personal example.

 

 

 

Сегодня в условиях роста внешних геополитических угроз вопросы воссоздания наиболее эффективной системы подготовки офицерского состава, исходящие из опоры на воинскую дисциплину, приобретают особую актуальность и значимость. Рассмотрение взглядов великих исторических личностей, полководцев и военных деятелей может и должно стать источником обогащения методологического багажа касаемо вопросов организации воспитательного процесса в воинских учреждениях. Кроме того, взгляды военных педагогов прошлого на построение системы воинской дисциплины сохраняют и усиливают свою значимость через призму прошедших лет, поскольку система военной подготовки в большинстве своем сохранила исторические корни и преемственность.


Актуальность статьи заключается также и в том, что сегодня сохраняется противоречие между высокой исторической значимостью, высоким вкладом отечественных военных деятелей в процессы создания системы воспитания воинской дисциплины, и слабым учетом данных взглядов при организации воспитательного процесса в процессе военной подготовки офицерского состава. Данное противоречие, вероятно, хотя и не имеет системного характера, в отдельных случаях может привести к человеческим потерям, растрате тех солдат, которые не усвоили определенные воспитательные воздействия, не смогли принять сформировавшегося уклада и перенять практику ведения боевых действий. В этой связи особую актуальность приобретает тема рассмотрения личности К.К. Рокоссовского, определения его взглядов на построение системы воинского воспитания через практику, личный пример и решительность.


Труды Константина Константиновича Рокоссовского – это фундаментальные произведения, раскрывающие достаточно широкое число особенностей ведения военного искусства, обогащенные военной практикой ведения боевых действий, проведения тактических военных операций, опытом командования и принятия оперативных решений при управлении состоянием войск. Не менее значимыми остаются и взгляды К.К. Рокоссовского на построение системы воинской дисциплины в армии, воспитания и обучения, в вопросах которой у маршала имелись собственные взгляды, представленные в трудах, раскрывающих особенности воспитания войск: «Солдатский долг», «1418 дней войны», «Жуков и Сталин», «Освобождение Белоруссии», «Воспоминания без цензуры». В этих книгах К.К. Рокоссовский не только произвел обобщение взглядов предшественников и собственных современных деятелей в области военного искусства, но и дал оценку их методам военного воспитания, описал собственные идеи и методы организации воинской дисциплины.


Полководческий талант Рокоссовского достаточно широко раскрыт как в архивных работах прошлого столетия, так и в трудах современных исследователей. Так, например, А.Н. Левочкин пишет, что взгляды на построение системы воинского воспитания К.К. Рокоссовского могут быть отнесены к вопросам организации и ведения боевых действий, боевой подготовки с обращением к историческому опыту русских полководцев, строящихся на поднятии боевого духа солдат, соотнесены со взглядами Г.К. Жукова, К.А. Мерецкова и других [2]. По взглядам самого Рокоссовского, полководец – это одаренный, талантливый и умеющий взаимодействовать с соратниками и помощниками, инициативный и работоспособный военачальник.


Взгляды К.К. Рокоссовского на организацию военной воспитательной практики тесно сопряжены с ведением боевых действий, процессом принятия решений, командованием армией. Маршал утверждает, что командующий не должен вносить разлад в процесс принятия решений – ведущее значение имеет именно мнение коллектива. Отличительной особенностью хорошего полководца К.К. Рокоссовский видит умение слушать солдата, что позволит подчерпнуть «новые силы, новые мысли для руководства войсками» [5, С. 22].


Немаловажное значение во взглядах К.К. Рокоссовского занимает и практика воспитания через личный пример – командир, согласно мнению полководца, должен знать, «что происходит на переднем крае», и, следовательно, находиться там, где ему будет удобнее управлять войсками, быть среди солдат для понимания обстановки, улавливания «линии связи». К.К. Рокоссовский пишет: «Мне, как командиру корпуса, больше всего доставляло неприятностей отсутствие информации о положении на фронте». Также он отмечает, что «чувство локтя» нужно не только солдату, но и командиру, что способствует развязыванию творческих мыслей [5, С. 45].


Как пишет А. Басов, Константин Константинович Рокоссовский – это человек, не теряющий боевого духа, в меру хладнокровный и невозмутимый полководец, принимающий решения на основе исключительно объективных оценок и событий, без учета собственного «я», интуиции и другого, не связанного с военной теорией. Ко всему прочему, как замечает историк, К.К. Рокоссовский прошел путь от солдата до командира, что несомненно сказалось на его взглядах в вопросах построения системы воинского воспитания. И хотя в большинстве своем взгляды маршала на построение воинской дисциплины были сильно схожи с соотечественниками того периода, в них было достаточно много примечательных особенностей, значительно усиливающих роль принятия решений при построении системы командования войсками [5].


Наиболее четкое отражение взглядов К.К. Рокоссовского можно проследить в его трудах. Особое значение здесь можно придать книге «Солдатский долг», раскрывающей личный боевой и командный опыт К.К. Рокоссовского, его готовность к управлению боевыми действиями. В книге маршал пишет, что воспитание солдат должно строиться на принципах самостоятельности, решительности и смелости. Однако это не означало проявление единоличного при принятии решений. Здесь важно, чтобы командир мог выслушать мнение солдат, учесть его и после этого сформировать собственное верное решение. Самостоятельность в воззрениях К.К. Рокоссовского – это возможность действия солдата согласно уставу, использования боевого опыта в целях достижения поставленных задач в условиях боя. Решительность и смелость определяет возможность самостоятельно действовать, при отсутствие видимых решений – принимать шаги на пути к победе. Воспитание бойцов по К.К. Рокоссовскому – это личный пример героизма. Здесь командир приводит пример боев за Сталинград, в которых практика личного примера перешла из частного в массовый характер, стала основой поднятия боевого духа солдат, воспитания в них решительности.


Воинская дисциплина в трудах К.К. Рокоссовского неразрывно связана с проявлением успехов на фронте. Полководец пишет, что даже самые малые тактическое победы укрепляют боевой дух солдат, способствуют становлению решительности, развивают дисциплину, ободряют бойцов и командиров, убеждающихся в ориентации на успех. Как замечает Л.С. Золотов, пример системы воинской дисциплины и воспитания К.К. Рокоссовского учит, что успехи в службе достигаются большим трудом, требуют упорства и тесно связаны с текущим уровнем боевой готовности, отражающей отношение командира к выполнению всех возложенных на него обязанностей. Кроме того, автор верно замечает, что К.К. Рокоссовский, как советский партийный человек, придерживается взглядов значимости уставной дисциплины, которая позволяет установить порядок в войсках, поддерживать надлежащий уровень боевой подготовки и готовности к оперативному реагированию. На командира в этом вопросе ложится задача по поддержанию данного состояния, в том числе за счет трансляции собственных воспитательных взглядов на солдат [1].


Солдаты под предводительством К.К. Рокоссовского ввиду его личных тактических соображений – это упорные воины, готовые «до последнего» стоять на удерживаемой территории, позициях или рубежах. Тем не менее, солдат не должен испытывать горечь поражения. Любое отступление рассматривается К.К. Рокоссовским как возможность построения новой системы маневров и защиты позиций с сохранением боеспособности войск, личного состава. Исполняя солдатский долг, воин должен собирать все силы в «боевой кулак и дать отпор врагу», исполнять сложные задачи. К.К. Рокоссовский в этом вопросе приводит пример того, как пехота смогла осуществить безостановочный 50-километровый переход, что, по его мнению, является примером не только физической, но и духовной стойкости, выносливости и самоотверженности.


При руководстве дисциплинарными и организационными вопросами К.К. Рокоссовский опирается на необходимость предугадывания действий и шагов противника, максимальной слаженности подразделений, сочетания действий минометных войск с ударами авиацией, концентрации солдат в тактически значимых местах для рассечения противника [3]. Боевой опыт К.К. Рокоссовского показывает наличие широкого числа верных принятых тактических решений. Несмотря на схожесть взглядов с другими соотечественниками и военными деятелями того периода, К.К. Рокоссовского отличал больший успех в решении типовых огневых задач. Как верно замечает сам маршал, обращаясь к взглядам Генералиссимуса А.В. Суворова, солдату необходимо знать свой маневр. К.К. Рокоссовский считал, что ровно как солдат знает свой маневр, командир должен знать общую задачу фронта и позиции армии в выполнении общей операции. Это необходимо доносить и до самих солдат, которые, осознавая свое место и вклад в текущую миссию, приобретают большие способности, исключают изматывание самих себя [4].


Таким образом, проведенный анализ показывает, что взгляды К.К. Рокоссовского на построение системы воинской дисциплины тесно сопряжены с процессом подготовки и активного ведения боевых действий, ориентированы на принятие эффективных и тактических решений со стороны командования. Хотя в большинстве своем труды К.К. Рокоссовского становятся полезными для подготовки командного состава, они четко отражают понимание самим командиром сущности вопросов построения системы воспитания и поднятия боевого духа рядовых солдат. Воинская дисциплина по К.К. Рокоссовскому – это сочетание характеристик, опирающихся на уставные, стойкие, решительные и самоотверженные действия, ведущие к поднятию боевого духа. Важно также отметить, что особую ролевую функцию К.К. Рокоссовский придавал и личному примеру, требуя посещения восковых частей и присутствия на линии фронта для принятия наиболее важных и эффективных тактических решений. Так, система воинского воспитания К.К. Рокоссовского объединяет в себе две истины – понимание необходимости личного нахождения в войсках и внесения вклада в достижение общей миссии, а также значимость личного участия в достижении поставленных задач, демонстрации стойкости, решительности при учете мнения войск. В трудах современных исследователей К.К. Рокоссовский предстает как талантливый и важный деятель своего времени, который встает на одни позиции с такими ведущими военными педагогами, как М.И. Драгомиров, А.А. Брусилов, М.В. Фрунзе, Г.К. Жуков и др. Воззрения представителей воинского воспитания того времени активно используются в проектировании педагогических условий воспитательного процесса в современных военных образовательных организациях, закладываются в основу трудов современных авторов, причем как теоретиков, так и практиков.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Золотов Л.С. Полководческая деятельность К.К. Рокоссовского в годы Великой Отечественной войны: дисс. … канд. ист. наук. М, 2001. 194 с.
2. Левочкин А.Н. К вопросу о воспитании личного состава // Вестник евразийской науки. 2015. № 3 (28). С. 1-14.
3. Мягков М.Ю. Освобождение Европы Красной армией и войсками западных союзников: военно-политический аспект // РСМ. 2020. № 1 (106). С. 211-220.
4. Рокоссовский К.К. На Волоколамском направлении. На северных подступах к столице // Военно-исторический журнал. 1966. №№ 11-12.
5. Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1968. 384 с.

 

REFERENCES:

 

1. Zolotov L.S. The military activity of K.K. Rokossovsky during the Great Patriotic War: diss. … cand. hist. sciences. M, 2001. 194 p.
2. Levochkin A.N. To the question of the education of personnel // Bulletin of the Eurasian Science. 2015. No. 3 (28). Pp. 1-14.
3. Myagkov M.Yu. Liberation of Europe by the Red Army and the troops of the Western allies: military-political aspect // RSM. 2020. No. 1 (106). Pp. 211-220.
4. Rokossovsky K.K. On the Volokolamsk direction. On the northern approaches to the capital // Military History Journal. 1966. №. 11-12.
5. Rokossovsky K.K. Soldier duty. M.: Voenizdat, 1968. 384 p.

 

 

Шутько Дмитрий Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент
доцент кафедры педагогики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Shutko Dmitriy Vasilievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Лямзин Евгений Николаевич
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук
преподаватель кафедры физической подготовки
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Lyamzin Evgeniy Nikolaevich
Candidate for a degree in Pedagogical Sciences
Lecturer at the Department of Physical Training
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Плазун Сергей Юрьевич
курсант факультета психологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Plazun Sergey Yurievich
Cadet of the Faculty of Psychology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ