ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НОВОЙ ПАРАДИГМЕ ГЕОПОЛИТИКИ


INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL WAR AND INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE NEW PARADIGM OF GEOPOLITICS


УДК 316.4

 

НИКИТОВА Светлана Геннадьевна
кандидат философских наук, доцент
БУХАРОВА Анастасия Александровна

 

 

NIKITOVA Svetlana Gennadievna
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor
BUKHAROVA Anastasia Alexandrovna

 

Аннотация. В статье рассматривается один из социологических методов обеспечения управленческого процесса – применение информационно-коммуникативных технологий.   Abstract. The article discusses one of the sociological methods for ensuring the management process - the use of information and communication technologies.

Ключевые слова: информационное противоборство; США; массовая коммуникация; общественное мнение; геополитика; глобализм; Россия; информационная безопасность.

  Keywords: information confrontation; USA; mass communication; public opinion; geopolitics; globalism; Russia; information security.

 

 

 

Противостояние России и всеобщего глобализма, поляризация мирового пространства, события, происходящие на территории Украины, показали огромное влияние информационных и коммуникационных технологий на управление социальными процессами, на формирование общественного мнения и самосознания людей.


Идея возникновения нового вида «нетрадиционных» войн, в которых ставка делается на уничтожение других государств «невоенными» средствами борьбы и новыми видами оружия, не нова, однако окончательно оформилась лишь в XXI веке. Рассмотрим так называемые информационные войны, когда без применения военной силы, через информационное влияние можно добиться победы над противником. Прошедшие десятилетия подтвердили, что это вполне возможно.


Специфика информационно-психологических войн заключается в том, что в условиях продолжающейся структурной перестройки мировой экономики и обострения международной военно-политической ситуации они представляют собой важнейший фактор процессов цивилизационного строительства.


Информация и дезинформация всегда являлись эффективными приемами тех, кто умело ими пользовался. Информацию, как и молчание, можно покупать, уничтожать, придерживать до нужного момента. При использовании нужной информации в подходящий момент можно уничтожить любого противника – и этим всегда активно пользовались. Что же особенного произошло, что позволяет нам говорить о новом периоде противоборства – коммуникационном? Человечество стало активно использовать новый технологический ресурс – коммуникационные технологии. Повсеместное развитие Интернета, его программных и технических возможностей позволяет говорить об эре нового типа войны.


Информационные войны – это новый вид противостояния между странами с использованием информационных технологий (без применения военной силы) с целью получения максимального преимущества над «целевой страной» во всех сферах жизни. Важно понимать, что воздействие осуществляется на все без исключения слои и элементы социума [4, С. 7].


Сегодня имеются два основных подхода к информационным войнам: один признает первичность объекта реального мира, а информация выступает как аналог объекта, другой делает первичной информацию, признавая объект вторичным. Первый подход относится к «стандартной» информационной войне, второй – к «стратегической». Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационно-психологическая война является одной из разновидностей информационных войн.


Информационно-психологическая война (ИВП) – это форма борьбы за информационное превосходство, при которой используются методы влияния на массовое сознание населения или индивидуальное сознание отдельных личностей, например, из числа элиты, в целях дестабилизации общественно-политической ситуации в определенной стране [5, С. 20].


Целями такой войны могут быть:

- влияние на массовое сознание путем создания несуществующих фактов и обстоятельств;

- противостояние альтернативным источникам информации;

- дестабилизация политической, социальной, экономической и культурной ситуации в странах [6, С. 22].


Средства ИПВ могут быть разного рода. Например, это могут быть фейки, дезинформация, умышленно искаженная информация, провокации и т.д. В последние годы широко используются социальные сети – современный, очень удобный, эффективный способ борьбы. Важнейшими преимуществами социальных сетей являются их общедоступность и скорость распространения. Для подачи сообщения в социальных сетях не требуются никакие бюрократические процедуры, согласования, верификация. Можно публиковать все, что угодно. А общеизвестно, что чем причудливее ложь, тем больше она привлекает внимания – появляется интерес, а вместе с ним и желание поверить.


Поскольку ИПВ направлена на воздействие на массовое сознание, она может вызвать определенные психологические эффекты, такие как паника, страх, заботы, противостояние, ксенофобию и т.д. Это может привести к дестабилизации социальной ситуации и конфликтам между разными группами населения.


В современном мире ИПВ становится все более распространенной, и ее негативные последствия могут приводить к возникновению международных конфликтов и кризисов. Поэтому важно быть бдительным и критически оценивать информацию, которую мы получаем, чтобы не стать жертвой ИПВ. Особенно это важно в молодежной среде, поскольку у юношей и девушек многие знания и представления еще только формируются.


Согласно Концепции общественной безопасности (КОБ), которая раскрывает законы человеческого общества, есть 6 приоритетов для управления человечеством:

1. Идеологический (мировоззрение, духовно-нравственные ценности, идеалы).

2. Хронологический (история, хронология, анализ событий). Переписывание истории – один из самых мощных методов коррекции мировоззрения людей.

3. Фактологический. Самое мощное оружие – это ложное толкование фактов. Как сказал ведущий пропагандист Третьего Рейха Геббельс, «ложь, сказанная тысячу раз, становится правдой».

4. Экономический (финансовая зависимость (независимость), природные ресурсы, государственная экономика).

5. Генетическое оружие (алкоголь, табак и другие наркотики, ГМО-продукты, лекарства, прививки с побочными эффектами, загрязнение окружающей среды).

6. Военные операции (оружие массового уничтожения, новейшая военно-промышленная технология) [1].


Традиционная геополитика фокусируется на военно-политической власти и экономическом господстве конкретного государства. Однако третье тысячелетие стало эпохой информационных технологий. Люди постоянно находятся в потоке разной информации. И именно эта информация определяет наше мировоззрение.


Такой подход к геополитике действительно существует, особенно в современном мире, где информационные технологии и средства коммуникации играют важную роль в формировании и развитии международных отношений.


Парадигма геополитики, основанная на информационном превосходстве в виртуальном пространстве, означает, что судьба пространственных отношений между странами определяется не только физическими географическими составляющими, но и информационным пространством.


Информационное превосходство в виртуальном пространстве обусловлено доступностью и обработкой информации, которые являются ключевыми ресурсами в современном информационном обществе. Именно поэтому наличие и контроль за информационными ресурсами становится ключевым аспектом в международных отношениях.


Одним из примеров парадигмы геополитики, базирующейся на информационном превосходстве в виртуальном пространстве, является кибервойна. В рамках такой войны используются информационные технологии и средства коммуникации, чтобы атаковать важные объекты государства-противника и вызвать негативные последствия для его экономики, общества и политики.


Таким образом, парадигма геополитики, базирующаяся на информационном превосходстве в виртуальном пространстве, является актуальной в настоящее время, и она наглядно демонстрирует, каким важным инструментом становится доступность и контроль за информационными ресурсами в международных отношениях.


Эта новая идея меняет представление о стабильности, об экономической целесообразности, о формах управления в широком смысле [3, С. 115]. Постепенно приходит понимание, что привычная вертикаль власти нарушается активными горизонтальными связями, трудно поддающимися контролю и управлению.


Можно рассмотреть два типа информации:

- техническая информация;

- психологическая информация.


В первом случае объектами воздействия и защиты являются информационные и технические системы передачи данных, системы информационной безопасности и др.


Во втором случае основными объектами воздействия и защиты являются население, политические элиты, системы формирования общественного сознания и мнения, принятия решений. Причем работать необходимо как с объектами противника, так и со своими. И методы работы в этих случаях коренным образом отличаются [6, С. 25].


Очевидно, что для управленческого воздействия на формирование общественного сознания необходимы специфические средства и приемы. Таким средством являются средства массовой информации (СМИ). СМИ – это учреждения, созданные для сбора, обработки, анализа информации и передачи ее различным социальным группам с помощью специальных технических средств.


СМИ выполняют несколько функций, которые существенны для современного общества. Они включают в себя:


1. Информационную функцию. Главной функцией средств массовой информации является распространение новостей, фактов, событий, мнений и идей в обществе. СМИ являются главным каналом передачи информации любого характера, которая имеет большое значение для координации действий и обмена мнениями в обществе.


2. Образовательную функцию. Средства массовой информации не только передают новости и информацию, но и выполняют важную роль в обучении и воспитании людей. Они учат, рассказывают о событиях и их влиянии на людей и общество, а также помогают повышать общую культуру и уровень знаний в социуме.


3. Развлекательную функцию. Средства массовой информации также предоставляют развлекательный контент, который позволяет людям отдыхать, расслабляться и получать удовольствие. Это может быть реализовано в виде телевизионных программ, фильмов, музыки, игр и т.д.


4. Функцию социальной интеграции. СМИ могут играть важную роль в общей социальной ситуации путем способствования общественному единству и созданию общих ценностей у граждан. Они могут помочь укрепить общественный строй, предоставив общие идеи и значения, которые общество может разделять.


5. Функцию контроля. СМИ могут контролировать государственную власть и общественную жизнь в целом. Они могут давать информацию о том, что происходит в государстве, на улицах, и привлекать внимание к проблемам, которые требуют решения со стороны руководства. Эта функция помогает формированию общественного мнения и привлечению внимания общества к важным проблемам [2].


Заметим, что никакие СМИ не могут существовать без участия человека. Субъективный фактор формирования контента всегда необходимо учитывать. Специалист работает «ради интереса» – это могут быть деньги, карьера, может быть идея, менталитет и т.д. Привлекаемый и широко обсуждаемый в последнее время искусственный интеллект – создание человека, и пока что без определенного задания создавать что-либо не может.


Мы знакомы с принципами привлечения общественного внимания со стороны СМИ:

- приоритет и привлекательность темы – необходимо соотносить с аудиторией, временем;

- «жареность» фактов – учитывается склонность человека к негативной и сенсационной информации;

- новости фактов – всегда производит большее впечатление что-то неожиданное, удивительное, неведомое [7, С. 108].


Эти идеи давно используются для воздействия на общественное мнение. В частности, одним из основоположников теории массовых коммуникаций является Гарольд Лассуэлл. Согласно его модели, выделяются три основные функции социальных и коммуникативных процессов: контроль окружающей среды, взаимосвязь всех компонентов общества для его сохранения и развития, передача социального наследия другим поколениям. В демократических обществах, по его мнению, рациональный выбор ценностей зависит от просвещения, которое, в свою очередь, зависит от коммуникаций, но прежде всего от эквивалентности внимания к ним лидеров, экспертов и массы обычных людей.


Согласно этой модели, которая стала схемой построения учебных курсов и учебников по массовым коммуникациям, она состоит из следующих элементов:

- коммуникатор (орган, который организует и контролирует процесс массовой коммуникации);

- сообщения (контент-анализ);

- технические средства;

- общественность (ее количественные социальные и социально-психологические характеристики);

- результаты (изменения в сознании аудитории) [8].


Эти методы эффективно использовались, например, на территории некоторых стран для достижения целей в геополитических интересах США.


Коммуникационная революция, интернет и особенно социальные сети стали самым мощным инструментом для управления обществом. Характерной чертой информационного столкновения стало активное распространение дезинформации (подделок) западными каналами в интернете (YouTube, Facebook, Twitter, Telegram и др.).


К сожалению, в XXI веке из-за растущего информационного давления Запада на Россию продолжаются процессы распада на постсоветском пространстве. Так, в 2014 году, после украинского Евромайдана и возвращения Крыма в состав Российской Федерации, США и страны ЕС развернули против нашей страны масштабную психологическую войну, главной целью которой является дестабилизация социально-экономической ситуации в России, инициирование социального недовольства и «цветная революция» с целью свержения «режима, преследующего свои геополитические интересы». США и другие западные страны ввели антироссийские санкции с целью ослабления Российской Федерации (ущерб которой для самих стран ЕС оценивается более чем в 1 триллион евро). Начав психологическую войну против нашей страны, западные СМИ всеми возможными способами пытаются изобразить Россию как «страну-агрессор», а также «демонизировать» Президента РФ.


Поэтому для победы России в информационном противостоянии необходимо:

– выйти на новый уровень качества информационных и коммуникационных технологий;

– вести активную информационную работу в СМИ и в Интернете;

– укреплять нравственность населения, духовность и чувство патриотизма.


В Советском Союзе хорошо работала система пропаганды, следовательно, есть большой опыт, который можно и нужно использовать. «Пропаганда» в постсоветское время трактуется как нечто неправильное, что совершенно не соответствует действительности. Однако, как только не работает пропаганда в интересах России, освобождается место для пропаганды чуждых идей и представлений – ведь вакуума в социуме не бывает. Нет ничего плохого в пропаганде подвигов наших предков и бойцов СВО, экономических успехов, достижений в науке, культуре, искусстве.


В информационном обществе, где информационные технологии имеют широкое распространение и доступность, информационно-психологическая война становится все более распространенной и эффективной формой манипуляции сознанием и воздействия на общественные процессы.


Информационно-психологическая война может быть использована для различных целей, таких как дестабилизация политической ситуации в определенной стране, подрыв международных отношений, внедрение в общество определенных идей и взглядов, манипуляция общественным мнением и т.д. Она может носить как открытый, так и скрытый характер и включать в себя использование различных технологий и методов манипуляций сознанием людей.


Информационно-психологическая война может фокусироваться как внутрь страны, так и на международный уровень, разжигая ненависть и вражду между вчерашними друзьями, соседями, даже родственниками. Её целью может быть как повышение авторитета определенного политического режима, так и дискредитация конкурирующих политических сил и идеологий.


Основными методами информационно-психологической войны являются дезинформация, манипуляция общественным мнением, пропаганда и создание атмосферы страха и неопределенности.


Несмотря на то, что информационно-психологическая война может приводить к серьезным последствиям, она не является абсолютно неизбежной. Необходимо внедрять этические инновационные принципы в области информационных технологий и политической деятельности, чтобы противодействовать разрушительному воздействию информационно-психологической войны на социум, поскольку последствия могут быть катастрофичными.


Влияние коммуникационных технологий на управление общественным сознанием, формирование представлений населения о происходящих процессах будет только усиливаться. С развитием технических возможностей, появлением новых программных продуктов, расширением каналов связи эта тенденция продолжится. Сейчас уже все понимают необходимость приоритетного развития в этой сфере – только так можно будет обеспечить безопасность страны.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685.
2. Послание Президента Владимира Путина Федеральному собранию. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ntv.ru/peredacha/Poslanie_Federalnomu_Sobraniyu/m87260/o718004/video/ (дата обращения: 24.04.2022).
3. Брычков А.С. «Цветные революции» в России: возможность и действительность // Россия в условиях изменяющегося мира: философия осмысления и перспективы будущего. М.: Проспект, 2018. С. 115-122.
4. Военная социология: коллективная монография / Под общ. ред. В.А. Масликова, В.В. Попова. М.: ВУ, 2021. 402 с.
5. Гореликов Е.С. Влияние информационной среды на формирование потребностей // Актуальные проблемы общества и армии в контексте глобальных вызовов: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 8 июня 2022 г.). М.: Спутник+, 2022. С. 16-21.
6. Григорьев Н.Ю., Родюков Э.Б. Интернет как ресурс террористической угрозы // Актуальные проблемы общества и армии в контексте глобальных вызовов: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 8 июня 2022 г.). М.: Спутник+, 2022. С. 21-26.
7. Крылова И.А. Информационно-психологические войны как фактор дезинтеграционных процессов в современном мире // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2021. № 4. С. 106-110.
8. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012. 452 с.

 

REFERENCES:

 

1. The concept of public security in the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation on November 14, 2013 No. Pr-2685.
2. Address of President Vladimir Putin to the Federal Assembly. [Electronic resource]. URL: https://www.ntv.ru/peredacha/Poslanie_Federalnomu_Sobraniyu/m87260/o718004/video/ (Access date: 04/24/2022).
3. Brychkov A.S. «Color revolutions» in Russia: opportunity and reality // Russia in a changing world: philosophy of understanding and prospects for the future. M.: Prospekt, 2018. Pp. 115-122.
4. Military sociology: collective monograph / Ed. by V.A. Maslikova, V.V. Popov. M.: VU, 2021. 402 p.
5. Gorelikov E.S. The influence of the information environment on the formation of needs // Actual problems of society and the army in the context of global challenges: materials of the international scientific and practical conference (Moscow, June 8, 2022). M.: Sputnik +, 2022. Pp. 16-21.
6. Grigoriev N.Yu., Rodyukov E.B. Internet as a resource of terrorist threat // Actual problems of society and the army in the context of global challenges: materials of the international scientific and practical conference (Moscow, June 8, 2022). M.: Sputnik +, 2022. Pp. 21-26.
7. Krylova I.A. Information-psychological wars as a factor of disintegration processes in the modern world // Big Eurasia: development, security, cooperation. 2021. No. 4. Pp. 106-110.
8. Panarin I.N. Media, propaganda and information wars. M.: Generation, 2012. 452 p.

 

 

Никитова Светлана Геннадьевна
кандидат философских наук, доцент
старший преподаватель кафедры социологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Nikitova Svetlana Gennadievna
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor
Senior lecturer at the Department of Sociology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Бухарова Анастасия Александровна
курсант 2 курса факультета психологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bukharova Anastasia Alexandrovna
Cadet of the Faculty of Psychology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ