УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА


EDUCATIONAL MANAGEMENT AS A GLOBAL COMPONENT OF SOCIETY DEVELOPMENT


УДК 316.4

 

КОВАЛЕВА Ксения Викторовна
кандидат социологических наук
НИКИТОВА Светлана Геннадьевна
кандидат философских наук, доцент

 

 

KOVALEVA Kseniya Victorovna
Candidate of Sociological Sciences
NIKITOVA Svetlana Guennadevna
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье рассматривается один из аспектов развития социума – управление образованием. Многолетний опыт работы в высшем профессиональном образовании позволяет авторам провести анализ и сделать прогнозы социального состояния общества на ближайшее время и дальнейшую перспективу.   Abstract. The article discusses one of the aspects of the development of society such as education management. Many years of experience in higher professional education allows the authors to analyze and make forecasts of the social state of society in the near future and further perspective.

Ключевые слова: образование; образовательные учреждения; социализация; научный работник; педагог; творчество; информация.

  Keywords: education, educational institutions, socialization, researcher, teacher, creativity, information.

 

 

 

Одним из важнейших факторов становления человека как личности является образование. С самого детства ребенок находится в образовательных учреждениях, в которых проводит больше времени, чем с семьёй – это и детский сад, и школа, и внешкольные занятия, и колледжи, и вузы. Именно то, что происходит в этих заведениях, в большей степени формирует важные социальные качества, являющиеся основой формирования личности человека, и, соответственно, всего общества. Социализация – приспособление к жизни, к обществу – то, без чего нормальное человеческое существо жить не может. Все формы этих организаций как раз и решают важнейшую социальную задачу – формирование и интеграцию маленького человека в сложно устроенный мир.


Для подтверждения данного факта обратимся к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].


Социология тщательно анализирует структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, зависит судьба человека и, в конечном счете, существование цивилизации.


Попытаемся рассмотрим основные тенденции развития образования в России в последние годы. Сначала сделаем акцент на внутренних процессах.


С 2009 года единой формой сдачи экзаменов в школах становится единый государственный экзамен, который одновременно должен являться вступительным экзаменом в высшие учебные заведения. Несомненно, это хорошая мысль, открывающая равные возможности перед каждым ребенком вне зависимости от места проживания [5]. Почему же такая идея, перенесенная «под копирку» с Запада, не принесла положительных результатов? К чему это в итоге привело? Детей с 1-го класса учат заполнять экзаменационные бланки. Происходит важный процесс обучения аккуратности и внимательности (неправильно заполнил, исправил – ошибка, снижен бал). Однако, делая акцент не на знаниях, а на оформлении, мы решаем только часть задачи. Зачастую это приводит к снижению уровня эмоционально-психологического состояния ученика, стандартизируя и фактически стирая желание познавать новое. В старших классах ученики готовятся сдавать тестовые задания, которые также не располагают к развитию творческого и креативного мышления и уж точно не способствуют повышению качества образования и уровня знаний.


Образование в России, СССР традиционно опиралось на широкие гуманитарные знания. На протяжении всего периода школьного обучения преподавалась отечественная и зарубежная литература, что позволяло давать детям важнейшие представления о добре и зле, знакомить с правилами поведения, отношениями с близкими. Намного интереснее знакомиться с историей, читая художественные произведения; с помощью занимательного сюжета узнавать о том, как жили наши предки, как думают и о чем мечтают люди в других странах.


В существующей образовательной парадигме дети очень рано привыкают к тому, что мышление должно быть стандартизировано. Все отклоняющееся – вредно, мешает. А ведь гениальность – это отклонение. Делай все по правилам – получишь отличную оценку. Но таким образом очень сложно узнать что-то новое, неизведанное. Человек должен размышлять, рисковать, представлять разные варианты, уметь сопереживать. Тестирование для оценки знаний – крайне вредная придумка, уничтожающая остатки креативности. Обучающийся не должен иметь перед глазами неправильный вариант ответа – это размывает сознание, в мозгу фиксируется не только правильное знание, но и ошибочное.


Также с каждым годом меняется школьная программа, некоторые общеобразовательные предметы выходят из списка обязательных для изучения. Школьников начиная с 7-го класса распределяют по направлению обучения. Таким образом сужается «коридор возможностей». Как определиться в 5-6-ом классах, кем ты хочешь быть? И, конечно, литература, написание сочинений должны присутствовать в школе в большом объеме на всем протяжении обучения.


Президент РФ В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 21 февраля 2023 г. уделил особое внимание высшему образованию – стране необходимы качественные профессиональные кадры [7]. Качество предполагает и глубокую теоретическую подготовку, и практический навык, и базовую гуманитарную составляющую по всем направлениям образования. В советской высшей школе в технических вузах первые три года обязательно изучали историю, философию, экономику. Таким образом, советский инженер не являлся только узким специалистом в своей сфере. Инженер – высокообразованный человек, человек с высшим образованием. В последние годы и это звание принижено образовательными программами. Его потеснили менеджеры всех мастей со спорными дипломами, полученными в коммерческих вузах.


Немаловажный аспект – педагоги. Все важнейшие задачи образования должен решать педагог: учитель в школе и преподаватель в высшем учебном заведении. Педагог – это не только человек, обладающий знаниями по предмету, но и умеющий эти знания передать – артист, психолог, аниматор... К сожалению, сочетание этих качеств в одном человеке – большая редкость. Однако сегодня, с нацеленностью на так называемое «повышение качества образования», даже эти редкие качества уходят на задний план.


Научный работник и педагог – это, за редким исключением, совершенно разные профессии. Несомненно, замечательной является идея о том, чтобы педагоги повышали свой научный уровень, знакомились с самыми современными научными открытиями. Однако для этого элементарно необходимо время, которое нередко тратится на бумажную работу: всевозможное планирование по новым и новейшим стандартам, составление отчетов, заполнение электронных дневников [2]. Пресловутое «знать, уметь, владеть», переписываемое из программы в программу, убивает в педагоге желание что-либо придумать, организовать по-новому, более интересно. Надо учитывать, что каждая новая группа обучающихся – это новые, другие люди. А значит, тот пример, который замечательно иллюстрировал преподаваемый предмет в одной группе, может совершенно не работать в другой.


Педагог каждый день «ступает на тонкий лед». Он должен дать обучающимся необходимые знания. Как он это сделает, зависит от массы обстоятельств, которые невозможно предугадать – план проведения занятия является лишь канвой, помогающей не упустить что-то важное. В то же время современный творческий педагогический процесс превратился в рутинную бюрократическую машину. Педагоги, по наставлению бывшего премьер-министра РФ, «уходят в бизнес»: «И по учителям, и по преподавателям – это призвание. А если хочется деньги зарабатывать – есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес» [6].


Остаются те, кто готов большую часть своего рабочего времени уделять отчетам, а не педагогическому процессу. И, конечно, те, кто вопреки всему надеются пробудить желание учиться, познавать, делать жизнь лучше.


Советская система образования справедливо критиковалась, нуждалась в реформировании, но следует признать и ее достоинства.


Мы говорим, что оценку следует делать по результату. Выпускники русских и советских школ и высших учебных заведений оказались очень востребованными во всем мире, в разных отраслях. Это ли не является показателем качества образования? Отечественная и зарубежная литература, преподаваемая в школе, формировала мировоззренческую базу, воспитывала отношение человека к себе и к обществу, учила любви и состраданию, дружбе, помогала в выборе профессии. Сейчас модно стало говорить о патриотическом воспитании. Здесь тоже приходит на помощь богатая художественная литература с примерами отношения к родной природе, к ратным и трудовым подвигам наших предков. Чувство эмпатии никак не укладывается в тестовые задания, представляющие собой скорее вред, чем пользу. Человек должен научиться выразить свои мысли, чувства. А формировать и развивать этот навык гораздо эффективнее при освоении практики написания сочинений на различные темы. Рефлексия, разговор с собой, анализ события, темы, прочитанной книги – такие формы обучения способны правильно направить молодого человека.


Таким образом, авторам представляется, что современная система образования в России дает сбой по многим важным направлениям.


В школах и высших учебных заведениях мало того самого образования, о котором говорится в ФЗ «Об образовании в РФ» – слабо организовано управление выработкой тех самых ценностей, важных и необходимых для формирования здорового, интеллектуального, способного логически мыслить общества [4].


XXI век – век новых технологий и коммуникаций. Сейчас в интернете можно найти любую информацию о чем угодно. Важно знать, как и где искать; понимать, где информация правдивая, а где нет; как пользоваться и применять правильно полученную информацию. Искусственный интеллект сегодня способен сформировать практически любую работу – даже дипломный проект. А система образования должна отвечать как требованиям современного технологического прогресса, так и важнейшим гуманитарным задачам – формированию здорового, умеющего мыслить и анализировать нового поколения.


Конечно, если ориентироваться на среднее, можно не усложнять. Порой даже лекции зачитываются прямо из учебника. Однако зачем тогда требуется преподаватель? В таком случае можно переходить на гораздо более дешевое дистанционное образование.


Авторы считают необходимым восстановить так называемую «творческую составляющую» педагогического процесса. Ведь класс или студенческая группа из 25-30 человек никогда не будут состоять из абсолютно идентичных по способностям людей. Есть кто-то сильнее, кто-то слабее, каждый имеет разную базовую подготовку. Где-то необходимо потратить время на разбор вопроса, который оказался сложным для этой конкретной аудитории. Педагог должен, с одной стороны, найти индивидуальный подход к каждому, а с другой – донести до всей группы необходимую информацию.


Планы проведения занятия должны включать общую информацию по изучаемому предмету, делая акцент на первостепенных, важных позициях в изучаемой теме, а не поминутно расписанный план диктовки материала педагогом.


Необходимо продумать методику отчетности таким образом, чтобы бюрократический аппарат управления не требовал от педагога выполнения четких, определенных и ограниченных по времени правил выполнения педагогических задач.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Актуальные вопросы военной социологии: образование, право, управленческая практика. Материалы международно-практической конференции / Под ред. С.Л. Евенко. Москва, 13 мая 2020 г. М.: ВУ, 2020.
3. Горелова С.И., Никитова С.Г. Развитие системы управления знаниями в российских компаниях // Образование – экономика – право: процессы трансформации и критерии эффективности. Материалы VII Международной научной конференции. Москва, 31 марта 2011 г. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2011. С. 273-274.
4. Истомина К.В., Никитова С.Г. Внедрение информационных технологий в военное образование // Научно-методический бюллетень Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. 2021. № 2 (16). С. 158-163.
5. Ковалева К.В. Качество высшего военного образования: проблемные зоны в теории и управленческой практике: автореферат диссертации … кандидата социологических наук: 22.00.08. М.: ВУ, 2021. 21 с.
6. Медведев порекомендовал недовольным зарплатами учителям идти в бизнес // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/57a211089a79472aebacb999 (дата обращения: 03.03.2023).
7. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию [Электронный ресурс]. URL: https://www.ntv.ru/peredacha/Poslanie_Federalnomu_Sobraniyu/m87260/o718004/video/ (дата обращения: 03.03.2023).

 

REFERENCES:

 

1. Federal Law No. 273-FZ “On Education in the Russian Federation” dated 29.12.2012.
2. Topical issues of military sociology: education, law, management practice. Materials of the international practical conference / Ed. by S.L. Evenenko. Moscow, May 13, 2020. M.: VU, 2020.
3. Gorelova S.I., Nikitova S.G. Development of a knowledge management system in Russian companies // Education - economics - law: transformation processes and performance criteria. Proceedings of the VII International Scientific Conference. Moscow, March 31, 2011 M.: Moscow University named after S.Yu. Witte, 2011, Pp. 273-274.
4. Istomina K.V., Nikitova S.G. Implementation of information technologies in military education // Scientific and Methodological Bulletin of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. 2021. No. \ 2 (16). Pp. 158-163.
5. Kovaleva K.V. The quality of higher military education: problem areas in theory and management practice: avtoref. diss. ... Candidate of Sociological Sciences: 22.00.08. M.: VU, 2021. 21 p.
6. Medvedev recommended teachers dissatisfied with salaries to go into business // RBC [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 57a211089a79472aebacb999 (Access date: 03.03.2023).
7. Address of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly [Electronic resource]. URL: https://www.ntv.ru/peredacha/Poslanie_Federalnomu_Sobraniyu/m87260/o718004/video/ (Access date: 03.03.2023).

 

 

Ковалева Ксения Викторовна
кандидат социологических наук
старший преподаватель кафедры социологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kovaleva Kseniya Victorovna
Candidate of Sociological Sciences
Senior lecturer at the Department of Sociology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Никитова Светлана Геннадьевна
кандидат философских наук, доцент
старший преподаватель кафедры социологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Nikitova Svetlana Gennadievna
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor
Senior lecturer at the Department of Sociology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ