ПРЕПОДАВАНИЕ «ИСТОРИИ» В УСЛОВИЯХ МЕНТАЛЬНОГО ПРОТИВОБОРСТВА


TEACHING "HISTORY" IN CONDITIONS OF MENTAL WARFARE


УДК 930.24

 

ТОЛСТОВА Лариса Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент

 

 

TOLSTOVA Larisa Nikolaevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности истории как арены ментального противоборства, определяются основные меры по совершенствованию преподавания «истории» в военных вузах.   Abstract. The article examines the features of history as an arena of mental confrontation, identifies the main measures to improve the teaching of "history" in military universities.

Ключевые слова: история; ментальная война; военно-политическая работа; историческая память; историческое сознание.

  Keywords: history; mental war; military-political work; historical memory; historical consciousness.

 

 

 

Современный этап ознаменовался все большим обострением ментальной войны. Наиболее агрессивным и ожесточенным нападкам подвергается история нашей страны, которая стала настоящей ареной боевых действий, направленных на уничтожение самосознания и мировоззрения россиян [5, С. 25]. История не случайно стала центральным полем битвы по переформатированию общественного сознания, ибо она не только аккумулирует и хранит накопленный опыт исторического развития страны, но и служит базовой мировозренческой основой, на которой осуществляется формирование гражданина и патриота. Знание истории формирует наше самосознание, смыслы и ценности, служит духовной опорой нации.


Эту важную особенность исторического знания отмечал военно-морской историк, генерал флота Е.И. Аренс (1856-1931). Определяя историю как науку духа, он писал, что гораздо «важнее нравственное или воспитательное значение истории, выработка своего национального миросозерцания, вне которого немыслимо верное понимание отечественных интересов и целесообразное служение им» [2, С. 6, 46]. Особая роль истории как важнейшего элемента национальной идентичности заключается в том, что она является наиболее уязвимой областью ментального противоборства, ибо в большей мере, чем другие науки, создает у каждого человека чувство сопричастности к прошлому, так как история страны – это история общества и его граждан, незримыми нитями соединяющая поколения людей.


В условиях обостряющегося геополитического противостояния держав на мировой арене история стала настоящим «нелетальным оружием массового поражения» ментальной войны [6, С. 4]. При этом следует учитывать многомерность истории, которая одновременно является информационным пространством, где осуществляется процесс ментального противоборства (театром боевых действий), целью, средством (оружием массового поражения) и каналом воздействия (коммуникацией).


Согласно исследованию, проведенному компанией «Крибрум» в 2020 г., ведется «масштабная информационная кампания по дискредитации истории России и пересмотру исторической действительности. Дальнейшее распространение «фальсифицированной истории» в социальных медиа при отсутствии ответных мер неизбежно приведет к необратимой деформации восприятия исторической действительности…» [4, С. 45].


Вполне закономерно, что согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной 2 июля 2021 г., сохранение исторической памяти относится к числу стратегических национальных приоритетов. Патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, историческая память и преемственность поколений определены в числе традиционных духовно-нравственных ценностей нашей страны [1, С. 26]. Историческое прошлое является благоприятной средой для информационных и психологических манипуляций, эффективного средства распространения и внедрения идей в массовое сознание. На эту особенность информационного противоборства обратил внимание финский историк Йохан Бекман, который отмечал, что искажение истории Великой Отечественной войны «представляет собой опасность для молодежи, поскольку оно целенаправленно вводит молодые умы в заблуждение, сеет в душах зерна сомнений, касающихся не только отношения к политическим лидерам России, но даже восприятия собственных родителей...» [3]. Стратегия «исторического переформатирования» через отрицание прошлого исторического опыта государства, дискредитацию его достижений и побед, смакование допущенных просчетов и ошибок создают исторический вакуум, заполняемый искаженной исторической реальностью в интересах новой системы мироустройства.


Эта искаженная реальность формируется в сознании людей, особенно молодежи, прежде всего в интернет-пространстве, средствах массовой информации, которые осуществляют свою деятельность в условиях информационного беспредела. При отсутствии твердых знаний об историческом прошлом своей страны и сформированной на их основе гражданской позиции лакуны исторического сознания легко заполняются или заменяются красиво упакованными фальсификатами исторического прошлого нашей Родины.


В этих условиях необходимо обратить особое внимание на изучение истории в военных вузах, повышение качества военно-исторической подготовки будущих офицеров Вооруженных Сил России. Ибо только сильные духом, убежденные в своих ценностных установках личности способны одержать победу в этом противостоянии.


Какие меры необходимо предпринять в процессе преподавания дисциплины «История» в военных вузах для повышения качества обучения курсантов?


1. Увеличить количество часов по изучению дисциплины с 3 (108) до 5 (180) зачетных единиц. Это позволит изучать дисциплину на протяжении учебного года (1 и 2 семестра) более основательно, закрепляя пройденный материал, завершая обучение экзаменом. Экзамен должен стать обязательным, оставлять решение этого вопроса на усмотрение вуза нельзя. Увеличение часов не должно происходить за счет урезания часов других гуманитарных дисциплин.


2. Разработать единые учебные программы по дисциплине для всех военных вузов. Это позволит осуществлять преподавание на общих началах.


3. На основе разработанных программ подготовить единые учебники по дисциплине. Исторические споры и дискуссии – это удел профессиональных историков. Учебник должен быть основан на одной идее: показать исторический процесс с точки зрения становления и развития государственности, способствовать формированию знаний и мировоззрения офицеров-государственников.


4. Подготовить на этой основе учебно-методические рекомендации по организации преподавания истории в условиях ментальной войны для преподавателей военных вузов.


5. Организовать обобщение и распространение передового педагогического опыта по преподаванию истории в военных вузах. Нужны реальные инновационные подходы и их внедрение в педагогическую практику. Организовать проведение конкурса на лучшие военно-патриотические и военно-исторические разработки, используемые в военных вузах (не ограничивая форм и методов, не загоняя в устоявшиеся рамки, дать свободу творчества педагогам). По итогам конкурса выбирать лучшие разработки, обобщать опыт, включать в учебно-методические материалы как приложения. Можно сделать конкурс ежегодным, например к дню Героя Отечества или Дню народного единства.


6. Организовать ежегодные сборы преподавателей истории военных вузов (2-3 дня) с целью ознакомления с общими подходами и установками по организации обучения курсантов в условиях ментальной войны, обобщения передового опыта по изучению дисциплины (методики проведения занятий, мастер-классы, актуальные издания, опыт реализации военно-исторических проектов и конкурсов и пр.). В рамках сборов подводить итоги конкурса на лучшие военно-исторические разработки.


7. Разместить на сайте Министерства обороны РФ и обеспечить возможность для свободного скачивания военно-исторической литературы, документальных фильмов, актуальных видео- и аудиоматериалов для организации системной, основательной военно-исторической и военно-политической работы. Сделать этот материал доступным для распространения, что позволит активнее применять их в учебно-воспитательном процессе, вооружая педагогов исторической правдой. Все военно-патриотические материалы Министерства обороны должны быть свободно скачиваемыми! Доступность и возможность распространения информации – это наше оружие в борьбе с информационным беспределом.


8. Обеспечить кафедры военно-политической работы в военных вузах современным мультимедийным оборудованием. Каждая кафедра должна быть оснащена всем необходимым для осуществления военно-политической пропаганды и агитации, создания информационно-пропагандистских материалов в процессе изучения дисциплин. Это позволит проводить работу на современном уровне, формировать у обучающихся навыки военно-исторической и военно-политической работы на современном технологическом уровне, включая их в работу с самого начала обучения в вузе.


9. Записать и распространить по всем кафедрам военно-политической работы (или разместить для свободного скачивания) все выпуски проекта «Путь к Победе» (телеканал «Победа»). Отличная, мощная программа, которую можно посмотреть только во время трансляции (в 24.00 и в 4.20 утра), о которой практически никто ничего не знает.


10. Создать периодическую рассылку по военным вузам (ежегодно) в электронном формате информационных справочных материалов о новых изданиях, документальных фильмах, материалах СМИ, тематических сайтах и пр. Ограничение доступа к Интернету, большая загруженность и безграничность информационного поля не позволяют своевременно быть информированными о наиболее актуальных изданиях, публикациях, фильмах.


Для более успешной реализации этих предложений необходима разработка и введение военных образовательных стандартов для вузов Министерства обороны, пересмотр концепции гуманитарного образования в системе подготовки военных кадров. В условиях ментального противоборства, гибридных войн гуманитарное знание становится системообразующим. Осуществлять полноценную подготовку офицеров в рамках постоянного урезания учебных часов невозможно. Пора отказаться от болонской системы, которая убивает образование современной России.


Военно-политическая работа в вузе должна быть гармонично встроена в процесс обучения курсантов, интегрирована и синхронизирована с содержанием и последовательностью изучения дисциплин. При этом следует избегать формализма и бюрократии, не навязывая жесткие формы и методы, давать возможность выбора и применения своих походов в процессе организации учебно-воспитательной и военно-политической работы, формирования исторического сознания курсантов. Тогда у нас есть шанс воспитать воина-духобрца, осознанного ревнителя государственности и Отчизнолюбца!

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Стратегия национальной безопасности. Утверждена Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400.
2. Аренс Е.И. Морская сила и история. СПб., 1912. VIII. 125 с.
3. Бекман И. О противодействии фальсификации истории // Сегодня.ру: информационно-аналитическое сетевое издание [Электронный ресурс]. URL: https://www.segodnia.ru/content/13724 (дата обращения: 20.08.2021).
4. Великая Отечественная война. Фальсификация истории. Манипуляции в социальных медиа // «Крибрум» [Электронный ресурс]. URL: www.kribrum.ru (дата обращения: 20.08.2021).
5. Ильницкий А.М. Ментальная война России // Военная мысль. 2021. № 8. С. 19-33.
6. Противодействие попыткам фальсификации истории России: научные и законодательные аспекты. М.: Издание Государственной Думы, 2020. 160 с.

 

REFERENCES:

 

1. National security strategy. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 No. 400.
2. Arens E.I. Sea power and history. SPb., 1912. VIII. 125 p.
3. Beckman I. On countering the falsification of history // Segodnia.ru: information and analytical online publication [Electronic resource]. URL: https://www.segodnia.ru/content/13724 (Access date: 20.08.2021).
4. The Great Patriotic War. Falsification of history. Manipulations in social media // "Kribrum" [Electronic resource]. URL: www.kribrum.ru (Access date: 20.08.2021).
5. Ilnitskiy A.M. Mental war of Russia // Military thought. 2021. No. 8. Pp. 19-33.
6. Countering attempts to falsify the history of Russia: scientific and legislative aspects. Moscow: State Duma Edition, 2020. 160 p.

 

 

Толстова Лариса Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
заведующая кафедрой военно-политической работы в войсках (силах)
Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова
690062, г. Владивосток, Камский пер., д. 6.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Tolstova Larisa Nikolaevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Head of the Department of military-political work among troops (forces)
Pacific Higher Naval School named after S.O. Makarov
Kamsky per., d.6, Vladivostok, Russia, 690062



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ