К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE CONCEPT OF DIGITAL LITERACY IN MILITARY EDUCATION
УДК 378.016
МАЗЯЕВА Евгения Андреевна
|
|
MAZYAEVA Evgeniya Andreevna
|
Аннотация. В статье раскрывается понятие цифровой грамотности через призму военного образования, проанализированы важнейшие компоненты цифровой грамотности военного преподавателя. | Abstract. The paper reveals the concept of digital literacy through the prism of military education, the most important components of digital literacy of a military teacher are analyzed. | |
Ключевые слова: цифровая грамотность; военное образование; медиаграмотность; компьютерная грамотность; коммуникативная грамотность. |
Keywords: digital literacy; military education; media literacy; computer literacy; communicative literacy. |
Технологический прогресс, охвативший все сферы жизни общества, усложнение технологий, их автоматизация, создание искусственного интеллекта и другие инновации информационно-технического характера привели к формированию нового типа общества, которое футурологи назвали информационным или цифровым. Термин «цифровое общество» и его различные вариации в настоящее время активно употребляются в научной среде, публикациях представителей самых разных научных дисциплин, что является прямым отражением укоренения информационных систем в социальной реальности.
Способы жизнедеятельности и поведение человека в цифровой реальности качественным образом отличаются от поведения в обыденной реальности, сопровождавшей человека на протяжении тысяч лет. Если раньше, по утверждению Академика РАН В.Л. Макарова, человек получал информацию о мире через непосредственное соприкосновение с другими людьми и лишь частично через сообщения (устные, на бумажных носителях и пр.) опять же от известных ему лиц, то теперь ситуация кардинально изменилась. Представление об окружающем мире формируется на базе моря цифровой информации, которая непосредственно не ассоциируется, как раньше, с образом живого (материального) человека [3, С. 121-122].
Эти изменения коснулись всех сфер социальной жизни, не исключая и военное образование. Несмотря на консервативность Вооруженных Сил как социального института, процесс актуализации проблемы цифровой грамотности военного педагога продолжается. Связано это с рядом причин, среди которых выход процесса обучения на новый уровень реализации цифровой образовательной среды, смещение акцентов с задач технологического уровня на методико-педагогический уровень, безопасное и эффективное использование цифровых технологий и ресурсов Интернета (что представляет особую проблему в контексте военного образования, связанного с работой с информацией ограниченного доступа). Цифровизация общества требует пересмотра не только образовательных программ и способов обучения, но и системы навыков преподавателя как проводника в цифровую образовательную среду.
Цифровое образование в мире и России прошло огромный путь становления, и на сегодняшний день ему отводится львиная доля в системе образования. В нашей стране разработана нормативная правовая база процесса цифровизации образования, основу которой составляет Указ Президента РФ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы» [1], заложивший основные направления трансформации образования в цифровую форму.
Термин «цифровая грамотность» получил общеупотребительное применение в 80-90-е годы двадцатого столетия. Связывают появление термина с именем Пола Гилстера, который в одноимённой книге определяет цифровую грамотность как «умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров» [5].
С развитием научных представлений о цифровой грамотности изменялось и ее смысловое содержание. Под ней стали понимать и «способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни» [2], и «систему базовых знаний, навыков и установок в сфере повседневного использования цифровых технологий» [4]. Цифровую грамотность преподавателя в военном образовании можно определить как его способность к повседневному безопасному критичному и целесообразному применению информационных технологий, информации и гаджетов в процессе преподавания учебной дисциплины в военном вузе.
На первый взгляд представляется, что цифровая грамотность сводится к технической, компьютерной. Однако она подразумевает очень глубокое понимание феномена информации, базовых принципов работы систем цифровой передачи, хранения, управления информацией, современных информационных технологий. Кроме того, цифровая грамотность предполагает компетентность военного преподавателя в таких отраслях как интернет-безопасность, цифровая этика, кибербуллинг, цифровая тень.
Цифровая грамотность военного преподавателя представляет собой комплексный феномен, который включает в себя ряд взаимосвязанных элементов:
компьютерная грамотность, которая представляется минимальным набором знаний и навыков технической работы на компьютере, оперирования гаджетами, понимания функционирования компьютерных программ и т.д.;
информационная грамотность, понимаемая как умение формулировать поисковый запрос, ориентироваться в информационном пространстве, оценивать, отфильтровывать необходимую информацию вне зависимости от формы ее представления. Тесно связана с этим элементом информационная культура, понимаемая как не просто навыки работы с информацией, но, прежде всего, критическое восприятие информационного потока, умение на основе грамотного отбора, систематизации и анализа информации с использованием digital-технологий создавать новую информацию;
медиаграмотность (одна из инициатив ЮНЕСКО) – один из важнейших навыков в информационном обществе, заключающийся не только в понимании и критическом осмыслении текстов, оценке достоверности содержащейся в них информации, но и умении их грамотно и безопасно создавать. В контексте военного образования медиаграмотность преподавателя приобретает особую остроту в связи с тем, что Вооруженные Силы, являясь органичной частью общества, не могут быть от него изолированы, гласность военной жизни, ее открытость гражданскому контролю стимулирует развитие умения безопасно с личной и информационной точки зрения осветить основные ее события. Особую актуальность медиаграмотность приобретает в сфере обеспечения безопасности военной информации, а также в сфере обеспечения личной информационной безопасности военнослужащих;
коммуникативная грамотность преподавателя представляет собой знания в области диалога в цифровой коммуникации, навыки целесообразного применения гаджетов, а также цифровой этики и норм взаимодействия в digital-среде;
отношение к технологическим инновациям.
Несмотря на очевидную необходимость формирования всеобщей цифровой грамотности военнослужащих, можно обнаружить ряд факторов, ограничивающих этот процесс. Эти факторы многообразны, очень индивидуальны, однако их можно объединить в четыре большие группы дефицитов: мировоззренческие дефициты (очень актуальные для консервативной военной среды, в которой нововведения в принципе продвигаются дольше и труднее, чем в гражданском образовании; кроме того, эти дефициты актуализируются в личностном измерении частым неприятием новых подходов в системе образования, digital-методов обучения, новых технических средств и технологий), знаниевые дефициты (недостаточный уровень владения информацией в области возможности применения digital-технологий обучения, их очевидных преимуществ, потенциальных опасностей и др.), дефициты навыков (недостаточный опыт работы в информационной среде, сложности применения digital-технологий обучения в отдельных учебных дисциплинах), дефициты безопасности (ограничения, накладываемые на возможности применения информационных технологий законодательством в области защиты государственной тайны).
Цифровая грамотность россиян, в соответствии с исследованиями НАФИ, неуклонно растет (в 2019 году она составила 52%, в 2020 году уже 58%), что в целом отвечает требованиям времени. Однако цифровая грамотность военнослужащих и военных преподавателей, в силу того, что социальный институт вооружённых сил по причине своего эволюционного консерватизма, большой доли секретности в осуществляемой деятельности и оперируемой информации, и связанных с этим технических сложностей, законодательных ограничений, представляется мало исследованным конструктом, требующим детального научного и практического изучения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента РФ от 9.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы».
2. Глобальная система ориентиров по навыкам цифровой грамотности // Организация Объединенных Наций, Институт статистики ЮНЕСКО, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/ documents/ip51-global-framework-reference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (дата обращения: 11.08.2021).
3. Макаров В.Л. Глобальное цифровое общество и трансформация ценностей // XVII международные Лихачевские научные чтения «Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего». СПб. 18-20 мая 2017 г. С. 121-123.
4. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова и др. Аналитический центр НАФИ. М.: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.
5. Gilster Paul. Digital literacy. New York, Chichester: John Wiley, 1997. 276 p.
REFERENCES:
1. Presidential Decree dated 9.05.2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of Information Society in the Russian Federation for 2017-2030".
2. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator // United Nations, UNESCO Institute for statistics, 2018. [Electronic resource]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-framework-reference-digital-lit eracy-skills-2018-en.pdf (Access date: 11.08.2021).
3. Makarov V.L. Global Digital Society and Transformation of Values // XVII International Likhachev Scientific Readings "Global World: Systemic Shifts, Challenges and Contours of the Future". St. Petersburg, May 18-20, 2017. Pp. 121-123.
4. Digital Literacy of Russian Teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process / T.A. Aimaletdinov, L.R. Baimuratova and others. NAFI Analytical center. Moscow: NAFI Publishing House, 2019. 84 p.
5. Gilster Paul. Digital literacy. New York, Chichester: John Wiley, 1997. 276 p.
Мазяева Евгения Андреевна |
|
Mazyaeva Evgeniya Andreevna |
Кумов Александр Николаевич |
Kumov Alexander Nikolaevich |