К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


THE CONCEPT OF DIGITAL LITERACY IN MILITARY EDUCATION


УДК 378.016

 

МАЗЯЕВА Евгения Андреевна
кандидат философских наук
КУМОВ Александр Николаевич

 

 

MAZYAEVA Evgeniya Andreevna
Candidate of Philosophical Sciences
KUMOV Alexander Nikolaevich

 

Аннотация. В статье раскрывается понятие цифровой грамотности через призму военного образования, проанализированы важнейшие компоненты цифровой грамотности военного преподавателя.   Abstract. The paper reveals the concept of digital literacy through the prism of military education, the most important components of digital literacy of a military teacher are analyzed.

Ключевые слова: цифровая грамотность; военное образование; медиаграмотность; компьютерная грамотность; коммуникативная грамотность.

  Keywords: digital literacy; military education; media literacy; computer literacy; communicative literacy.

 

 

 

Технологический прогресс, охвативший все сферы жизни общества, усложнение технологий, их автоматизация, создание искусственного интеллекта и другие инновации информационно-технического характера привели к формированию нового типа общества, которое футурологи назвали информационным или цифровым. Термин «цифровое общество» и его различные вариации в настоящее время активно употребляются в научной среде, публикациях представителей самых разных научных дисциплин, что является прямым отражением укоренения информационных систем в социальной реальности.


Способы жизнедеятельности и поведение человека в цифровой реальности качественным образом отличаются от поведения в обыденной реальности, сопровождавшей человека на протяжении тысяч лет. Если раньше, по утверждению Академика РАН В.Л. Макарова, человек получал информацию о мире через непосредственное соприкосновение с другими людьми и лишь частично через сообщения (устные, на бумажных носителях и пр.) опять же от известных ему лиц, то теперь ситуация кардинально изменилась. Представление об окружающем мире формируется на базе моря цифровой информации, которая непосредственно не ассоциируется, как раньше, с образом живого (материального) человека [3, С. 121-122].


Эти изменения коснулись всех сфер социальной жизни, не исключая и военное образование. Несмотря на консервативность Вооруженных Сил как социального института, процесс актуализации проблемы цифровой грамотности военного педагога продолжается. Связано это с рядом причин, среди которых выход процесса обучения на новый уровень реализации цифровой образовательной среды, смещение акцентов с задач технологического уровня на методико-педагогический уровень, безопасное и эффективное использование цифровых технологий и ресурсов Интернета (что представляет особую проблему в контексте военного образования, связанного с работой с информацией ограниченного доступа). Цифровизация общества требует пересмотра не только образовательных программ и способов обучения, но и системы навыков преподавателя как проводника в цифровую образовательную среду.


Цифровое образование в мире и России прошло огромный путь становления, и на сегодняшний день ему отводится львиная доля в системе образования. В нашей стране разработана нормативная правовая база процесса цифровизации образования, основу которой составляет Указ Президента РФ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы» [1], заложивший основные направления трансформации образования в цифровую форму.


Термин «цифровая грамотность» получил общеупотребительное применение в 80-90-е годы двадцатого столетия. Связывают появление термина с именем Пола Гилстера, который в одноимённой книге определяет цифровую грамотность как «умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров» [5].


С развитием научных представлений о цифровой грамотности изменялось и ее смысловое содержание. Под ней стали понимать и «способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни» [2], и «систему базовых знаний, навыков и установок в сфере повседневного использования цифровых технологий» [4]. Цифровую грамотность преподавателя в военном образовании можно определить как его способность к повседневному безопасному критичному и целесообразному применению информационных технологий, информации и гаджетов в процессе преподавания учебной дисциплины в военном вузе.


На первый взгляд представляется, что цифровая грамотность сводится к технической, компьютерной. Однако она подразумевает очень глубокое понимание феномена информации, базовых принципов работы систем цифровой передачи, хранения, управления информацией, современных информационных технологий. Кроме того, цифровая грамотность предполагает компетентность военного преподавателя в таких отраслях как интернет-безопасность, цифровая этика, кибербуллинг, цифровая тень.


Цифровая грамотность военного преподавателя представляет собой комплексный феномен, который включает в себя ряд взаимосвязанных элементов:


компьютерная грамотность, которая представляется минимальным набором знаний и навыков технической работы на компьютере, оперирования гаджетами, понимания функционирования компьютерных программ и т.д.;


информационная грамотность, понимаемая как умение формулировать поисковый запрос, ориентироваться в информационном пространстве, оценивать, отфильтровывать необходимую информацию вне зависимости от формы ее представления. Тесно связана с этим элементом информационная культура, понимаемая как не просто навыки работы с информацией, но, прежде всего, критическое восприятие информационного потока, умение на основе грамотного отбора, систематизации и анализа информации с использованием digital-технологий создавать новую информацию;


медиаграмотность (одна из инициатив ЮНЕСКО) – один из важнейших навыков в информационном обществе, заключающийся не только в понимании и критическом осмыслении текстов, оценке достоверности содержащейся в них информации, но и умении их грамотно и безопасно создавать. В контексте военного образования медиаграмотность преподавателя приобретает особую остроту в связи с тем, что Вооруженные Силы, являясь органичной частью общества, не могут быть от него изолированы, гласность военной жизни, ее открытость гражданскому контролю стимулирует развитие умения безопасно с личной и информационной точки зрения осветить основные ее события. Особую актуальность медиаграмотность приобретает в сфере обеспечения безопасности военной информации, а также в сфере обеспечения личной информационной безопасности военнослужащих;


коммуникативная грамотность преподавателя представляет собой знания в области диалога в цифровой коммуникации, навыки целесообразного применения гаджетов, а также цифровой этики и норм взаимодействия в digital-среде;


отношение к технологическим инновациям.


Несмотря на очевидную необходимость формирования всеобщей цифровой грамотности военнослужащих, можно обнаружить ряд факторов, ограничивающих этот процесс. Эти факторы многообразны, очень индивидуальны, однако их можно объединить в четыре большие группы дефицитов: мировоззренческие дефициты (очень актуальные для консервативной военной среды, в которой нововведения в принципе продвигаются дольше и труднее, чем в гражданском образовании; кроме того, эти дефициты актуализируются в личностном измерении частым неприятием новых подходов в системе образования, digital-методов обучения, новых технических средств и технологий), знаниевые дефициты (недостаточный уровень владения информацией в области возможности применения digital-технологий обучения, их очевидных преимуществ, потенциальных опасностей и др.), дефициты навыков (недостаточный опыт работы в информационной среде, сложности применения digital-технологий обучения в отдельных учебных дисциплинах), дефициты безопасности (ограничения, накладываемые на возможности применения информационных технологий законодательством в области защиты государственной тайны).


Цифровая грамотность россиян, в соответствии с исследованиями НАФИ, неуклонно растет (в 2019 году она составила 52%, в 2020 году уже 58%), что в целом отвечает требованиям времени. Однако цифровая грамотность военнослужащих и военных преподавателей, в силу того, что социальный институт вооружённых сил по причине своего эволюционного консерватизма, большой доли секретности в осуществляемой деятельности и оперируемой информации, и связанных с этим технических сложностей, законодательных ограничений, представляется мало исследованным конструктом, требующим детального научного и практического изучения.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Указ Президента РФ от 9.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы».
2. Глобальная система ориентиров по навыкам цифровой грамотности // Организация Объединенных Наций, Институт статистики ЮНЕСКО, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/ documents/ip51-global-framework-reference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (дата обращения: 11.08.2021).
3. Макаров В.Л. Глобальное цифровое общество и трансформация ценностей // XVII международные Лихачевские научные чтения «Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего». СПб. 18-20 мая 2017 г. С. 121-123.
4. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова и др. Аналитический центр НАФИ. М.: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.
5. Gilster Paul. Digital literacy. New York, Chichester: John Wiley, 1997. 276 p.

 

REFERENCES:

 

1. Presidential Decree dated 9.05.2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of Information Society in the Russian Federation for 2017-2030".
2. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator // United Nations, UNESCO Institute for statistics, 2018. [Electronic resource]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-framework-reference-digital-lit eracy-skills-2018-en.pdf (Access date: 11.08.2021).
3. Makarov V.L. Global Digital Society and Transformation of Values // XVII International Likhachev Scientific Readings "Global World: Systemic Shifts, Challenges and Contours of the Future". St. Petersburg, May 18-20, 2017. Pp. 121-123.
4. Digital Literacy of Russian Teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process / T.A. Aimaletdinov, L.R. Baimuratova and others. NAFI Analytical center. Moscow: NAFI Publishing House, 2019. 84 p.
5. Gilster Paul. Digital literacy. New York, Chichester: John Wiley, 1997. 276 p.

 

 

Мазяева Евгения Андреевна
кандидат философских наук
старший преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Военная академия связи им. С.М. Буденного
194064, г. Санкт-Петербург, К-64, Тихорецкий проспект, д.3.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Mazyaeva Evgeniya Andreevna
Candidate of Philosophical Sciences
Senior Lecturer at the Department of military-political work among troops (forces)
Military Academy of Communications named after S.M. Budyoniy
Tikhoretskiy prospect, d. 3, K-64, St. Petersburg, Russia, 194064

     

Кумов Александр Николаевич
преподаватель кафедры организации боевой подготовки и повседневной деятельности войск связи
Военная академия связи им. С.М. Буденного
194064, г. Санкт-Петербург, К-64, Тихорецкий проспект, д.3.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kumov Alexander Nikolaevich
Lecturer at the Department of organization of combat training and daily activities of signal troops
Military Academy of Communications named after S.M. Budyoniy
Tikhoretskiy prospect, d. 3, K-64, St. Petersburg, Russia, 194064



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ