ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ЭПОХУ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ


THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE EDUCATION OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES IN THE ERA OF MENTAL WAR


УДК 37.013

 

СУЧКОВ Алексей Владимирович
кандидат философских наук, доцент

 

 

SUCHKOV Alexey Vladimirovich
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности современной войны в ментальной сфере. Предложены основные направления по совершенствованию системы воспитания в условиях современного информационного общества на государственном уровне и уровне военных вузов.   Abstract. The paper discusses the features of modern warfare in the mental sphere. The main directions for improving the education system in the conditions of modern information society at the state level and at the level of military universities are proposed.

Ключевые слова: ментальная война; информационная война; угрозы национальной безопасности; государственно-патриотическое воспитание; военный вуз.

  Keywords: mental war, information war, threats to national security, state-patriotic education, military university.

 

 

 

В эпоху многополярного мира, переживающего сейчас новую волну системного кризиса, первоочередной задачей так называемого коллективного запада стала борьба за ресурсы. В былые времена эта задача решалась исключительно военными средствами – развязыванием войны против государств, обладающих природными или человеческими ресурсами, имеющими стратегически важное географическое положение. Сейчас решение подобной задачи практически невозможно прежними методами. Появились современные типы войн, по характеру и содержанию создающие принципиально новые вызовы и угрозы национальной и военной безопасности государства. Все активнее задействуется космос, информационное и киберпространство, создаются инновационные виды военной и специальной техники. Это ни что иное, как очередной высокоуровневый виток гонки вооружений.


Мы втянуты в кибер- и сетецентрические войны, разрушающие критическую инфраструктуру, различные виды гибридных войн, о существовании которых мы раньше и не помышляли. Появились когнитивные войны, направленные на поражение сознания, его переформатирование или разрушение. Их цель – уничтожение и самосознания, изменение ментальной, цивилизационной основы общества противника [3], раскол и разложение общества изнутри, искажение, очернение нашей истории, подрыв веры в конституционный строй, доверия руководству государства и вооруженных сил. Своеобразная оккупация сознания становится важнее оккупации территории. По взглядам политтехнологов и военных экспертов она получила наименование «ментальной войны». Это особый тип противоборства, носящий глобальный характер. Это война без правил и без границ. Она приходит в каждый дом через СМИ, специально созданные или подкупленные контенты социальных сетей. Она невидима и не имеет ярко выраженного образа врага – он размыт, завуалирован и потому более опасен.


Вместе с тем не прекращаются попытки вмешательства во внутренние дела государства путем демонстрации силы у наших границ, расширением под различными предлогами военного присутствия на территориях сопредельных государств. Мы вынуждены отвечать. Вооруженные силы России постоянно совершенствуются, оттачивая свое профессиональное мастерство в боевой подготовке и широкомасштабных учениях, заменяются неконкурентоспособные виды вооружения, хотя еще морально и не устаревшие. Проводится массированная военно-политическая и психологическая подготовка с целью подготовить сознание и психику военнослужащих к успешным действиям в сложной противоречивой обстановке. Нет и не будет никакой надежды на то, что наши противники откажутся от своих захватнических глобалистских планов, оставят Россию в покое, добровольно снимут всевозможные санкции, будут вести миролюбивую внешнюю политику.


Сегодня возникла острейшая потребность в противодействии компании лжи и клеветы, которая обрушилась на Россию. Против нас ведется откровенная, очень циничная информационная война на всех фронтах, и мы должны защищаться. В частности, противодействовать оголтелой пропаганде, абсолютной лжи по многим позициям, неприятию и замалчиванию нашей точки зрения… Все это изменяет политическое сознание общества, что в современных условиях может привести к очень серьезным последствиям [5].


По мнению советника министра обороны РФ А.М. Ильницкого, «в этих условиях цивилизационную, государственно-образующую роль Вооруженных Сил России трудно переоценить. Они не только гарант безопасности, но и опорный институт государства, источник идеологии служения Отечеству» [4].


А раз так, то и внимание к нашему военному строительству должно быть более пристальное. Не должно быть ни мелочей, ни долгостроев. Оперативное управление должно быть не только у сил быстрого реагирования, но и у военного образования, находящегося на очередном этапе своего реформирования.


В условиях навязывания нам нового вида холодной войны наше государство вынуждено принимать необходимые меры к эффективному противодействию, развитию государственно-патриотического потенциала общества. Настало время и для создания всесторонней системы государственно-патриотического воспитания граждан России и его передового отряда – военнослужащих. В Вооруженных Силах Российской Федерации создана система военно-политических органов, возрождается подготовка военно-политических кадров, однако на нынешнем этапе ее деятельности происходит не консолидация усилий, а их перераспределение и переподчинение.


На наш взгляд, современное информационное общество предоставляет современной системе воспитания на уровне государства и Вооруженных Сил новые возможности совершенствования по нескольким направлениям:


1. Создать подконтрольные государству медиа-холдинги государственно-патриотической направленности, отличающиеся массированностью информационно-воспитательных воздействий, имеющие методологической основой национальные интересы и общегосударственные ценности.


2. Организовать информационно-аналитические структуры, сопряженные с медиа-холдингами для оценки информационных угроз и оперативной разработки мер противодействия им. Препятствовать распространению фейковой информации, проводить ее оперативный критический анализ и развенчание в СМИ и социальных сетях ведущими аналитиками и экспертами. Неоднократно повторяемое подобное действие формирует собственное взвешенное убеждение, позицию, своеобразный начальный иммунитет.


3. Выработать определенную «стратегию информационной гигиены», меры предупреждения и пресечения информационного экстремизма, составляющего прямую угрозу национальной безопасности, привлекать к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации, дезинформацию [2].


4. Предусмотреть предоставление льгот и преимуществ организациям и СМИ государственно-патриотической направленности, и введение ограничений для структур, имеющих зарубежные источники финансирования. Необходима пропаганда честного труда на благо Родины, примеров героизма, подвига, и что особенно важно, без гибели героя.


5. Восстановить сектор документального кино, затрагивающего интересы и проблемы современной молодежи. Необходимо освещение в СМИ не только «горячих» новостей, но и возрождение формата киножурнала для знакомства с отечественными достижениями в науке, культуре, экономике, спорте.


6. Предусмотреть использование «умной» рекламной продукции как самой яркой, запоминающейся (застревающей) и претендующей на определенный временный тренд с целью формирования альтернативы все более распространяющемуся клиповому мышлению. Все шире применять положения ст. 5.3-5.5 Закона о Рекламе [1].


7. Проводить на постоянной основе мониторинг состояния государственно-патриотического сознания населения, знания русского языка, истории, обществознания, географии, достижений отечественной и мировой культуры с обнародованием результатов. Только так мы можем в короткое время создать культ грамотности и образованности, особенно в молодежной среде. Кумирами молодежи должны стать победители олимпиад, всероссийских турниров и конкурсов.


Трансформация системы воспитания по указанным направлениям оптимизирует ее и сделает более управляемой. Реальность современной социальной действительности – массовый человек, массовое общество. В формировании его личности и общественного мнения масс наиболее применимы приемы массовой культуры и средства массовой информации.


Особое внимание следует уделить совершенствованию системы воспитания в вузах министерства обороны. Обладая громадным потенциалом, выдающейся историей и традициями, система воспитания не смогла противостоять вызовам и угрозам ментальной войны в силу своей традиционности, инертности, недостаточного информационного и кадрового обеспечения.


Нет сомнения в важности и своевременности перевода системы воспитания в вузах на качественно новый, медийно-информационный уровень. Для решения данной задачи видится целесообразным вести работу по следующим направлениям:


1. Создание научно-ориентированной платформы системы государственно-патриотического воспитания с акцентом на массированное информационно-психологическое воздействие. Мы столкнулись с активным боевым применением информационного оружия, не имея достаточного представления ни о его концептуальном содержании, ни о способах и технологиях воздействия. А между тем силы специальных операций постоянно совершенствуются, создавая все более изощренные средства воздействия, проверяя их эффективность во всех войнах и военных конфликтах современности.


2. Проведение активной информационно-пропагандистской работы в курсантской среде, с созданием новых и задействованием всех имеющихся форм, средств и методов. Создание курсантского контента в социальной сети с целью пропаганды армейских корпоративных ценностей и традиций, расширения знаний о всех видах Вооруженных Сил России, родах войск и специальных войсках. Особый упор необходимо сделать на освещении примеров доблести и героизма, преданного служения Отечеству офицеров своего вуза. Заслуживает внимания опыт этой работы Военного университета Министерства обороны.


3. Проведение педагогических экспериментов по совершенствованию методик проведения воспитательных мероприятий с личным составом курсантов с обязательной публикацией результатов и ознакомления с ними профессорско-преподавательского состава на учебно-методических сборах, круглых столах, научно-практических конференциях.


4. Организация и проведение мероприятий как по социокультурной адаптации к службе в ВС РФ (к традициям, воинским законам и ритуалам, правилам поведения и нормам жизни), так и по знакомству с национальными праздниками и традициями России. Проведение конкурсов газет по данной тематике, привлечение курсантов к участию в географических и исторических диктантах. В полной мере использование возможностей комнат истории, залов воинской славы, музеев, храмов.


5. Увеличение значения исторических знаний в подготовке специалистов. Предусмотреть возможность введения курсов дисциплин «психологическая оборона», «страноведение», «логика».


6. Вовлечение курсантов вузов в активную общественную жизнь региона. Забота о ветеранах, включение в шефскую, волонтерскую деятельность, проведение агитационных, профессионально-ориентационных мероприятий и уроков мужества.


7. Пропаганда в курсантской среде здорового образа жизни, активной жизненной позиции, успехов в освоении специальности по профилю подготовки. Введение дополнительных действенных стимулов для курсантов, успевающих на «хорошо» и «отлично».


8. Всемерное содействие руководства вузов в реализации духовных потребностей курсантов. Проведение мероприятий по пропаганде духовных ценностей православной религии и уважения к представителям других религиозных конфессий. Распространение на курсантов возможностей реализации государственных культурных программ (по примеру Пушкинской карты).


9. Повышение социальной защищенности курсантов как военнослужащих по контракту. Совершенствование социальных льгот и гарантий молодым курсантским семьям с целью их укрепления на долгосрочную перспективу.


Создавая, таким образом, целостную воспитательную систему, ориентированную, прежде всего, на формирование и развитие современного курсанта как индивидуальности и как личности с твердой социальной, гражданской и мировоззренческой позицией, способного ориентироваться в сложных политических процессах, затрагивающих национальные интересы государства, мы сможем создать определенный военно-политический и духовно-нравственный иммунитет, платформу для противостояния врагам в ментальной войне.


Отстаивая интересы личности, общества и государства, активно участвуя в целом комплексе мероприятий, курсант, сам того не замечая, переходит в статус субъекта воспитания, апостола и подвижника служения Отечеству, носителя лучших воинских традиций. Неоднократно воспроизводясь, они становятся устойчивым образом и стилем жизни.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006.
2. Закон РФ «О средствах массовой информации» № 2124-1 от 27.12.1991.
3. Ильницкий А.М. Армия в ментальной войне за историю // Охраняется государством. Июнь 2021.
4. Ильницкий А.М. Безопасность страны как фундамент развития // Арсенал Отечества. 2021. № 1 (51).
5. Право первым подняться в атаку // Военно-промышленный курьер. 2018. № 35 (748). 11 сентября.

 

REFERENCES:

 

1. Federal Law "On Advertising" No. 38-FZ dated 13.03.2006.
2. The Law of the Russian Federation "On Mass Media" No. 2124-1 dated 27.12.1991.
3. Ilnitskiy A.M. The army in the mental war for history // Protected by the state. June 2021.
4. Ilnitskiy A.M. The security of the country as the foundation of development // Arsenal of the Fatherland. 2021. № 1 (51).
5. The right to be the first to rise to the attack/ Military-industrial courier. 2018. No. 35 (748). September 11.

 

 

Сучков Алексей Владимирович
кандидат философских наук, доцент
доцент кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники
162622, г. Череповец, Советский пр., д. 126.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Suchkov Alexey Vladimirovich
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of military-political work among troops (forces)
Military Order of Zhukov University of Radio Electronics
Sovetskiy pr., d.126, Cherepovets, Russia, 162622



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ