РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


IMPLEMENTATION OF THE RIGHTS OF COMBAT VETERANS AS AN ELEMENT OF NATIONAL SECURITY MAINTENANCE


УДК 349.3

 

БАГДАСАРЯН Ирина Артемовна
кандидат юридических наук, доцент
БОБРОВА Ольга Геннадьевна,
кандидат юридических наук
ГРИЦЕНКО Юрий Юрьевич

 

 

BAGDASAYAN Irina Artemovna
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor
BOBROVA Olga Gennadievna
Candidate of Juridical Sciences
GRITSENKO Yuri Yurievich

 

Аннотация. В статье представлены результаты анализа норм действующего законодательства, включая Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, и правоприменительной практики в контексте обновленных приоритетов развития российского государства. Исходя из новелл документов стратегического планирования (сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан как приоритетные национальные интересы), сформулированы основные направления развития правового регулирования социального обеспечения ветеранов боевых действий.   Abstract. The article presents the results of the analysis of the norms of the National Security Strategy of the Russian Federation in the context of the updated priorities of the development of Russia. Based on the novelties of strategic planning documents (saving the people of Russia, developing human potential, improving the quality of life and well-being of citizens as priority national interests), the main directions for the development of legal regulation of social security for combat veterans are formulated.

Ключевые слова: военнослужащие; ветеран боевых действий; государственная безопасность; социальное обеспечение; защита прав; национальные интересы.

  Keywords: combat veteran; state security; social security; protection of rights; national interests.

 

 

 

В доктрине военного права на базе основных постулатов теории государства и права сложилась аксиома, согласно которой правовая неопределенность статуса влечет за собой рост социальной напряженности. Указанный тезис хорошо иллюстрирует ситуация с правым статусом ветеранов боевых действий. Проведенный анализ нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики военных конфликтов на территории России и за ее пределами, в которых принимают участие военнослужащие Вооруженных Сил и иных воинских формирований, позволяет сформулировать вывод о том, что законодатель уделяет пристальное внимание правовому регулированию прав военнослужащих и ветеранов боевых действий. Так, за период военной кампании в Афганистане издано пять нормативных правовых актов в поддержку ветеранов боевых действий, а за время первой и второй Чеченских войн и контртеррористической операции в Чечне – более десяти.


Кроме того, в связи с воссоединением Республики Крым с Россией в 2014 г. льготы и социальные гарантии были экстраполированы на новые категории военнослужащих.


Еще одним примером динамики правового регулирования в исследуемой области является введение новой категории ветеранов: лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики (далее – САР) с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» [2] в редакции от 30.04.2021).


Таким образом, можно говорить о том, что законодатель старается максимально оперативно реагировать на складывающиеся общественные отношения (в связи с реализацией Россией своих национальных интересов, в том числе и за пределами нашей страны, посредством участия ВС РФ и иных воинских формирований) и вносить изменения в систему их нормативно-правового регулирования. При этом отмечена прямая связь между качеством правового регулирования и морально-политическим и психологическим состоянием субъекта права.


Вне зависимости от характера вооруженного конфликта его участники – военнослужащие Вооруженных Сил России и иных войск и воинских формирований – являются субъектами социально-правовой защиты. Обусловлено это наивысшим уровнем опасности для их жизни и здоровья. Основой для такого правового статуса являются нормы Конституции России (ст. 7: «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»). Таким образом, в отношении ветеранов боевых действий (далее – ветераны БД) указанное положение выступает нормой прямого действия.


О важности такого подхода свидетельствуют новеллы документов стратегического планирования (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, далее – Стратегия [3]), которыми впервые в новейшей истории России закреплено сочетание развития личности и государственного строительства.


Как указано в п. 1 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации закреплены фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны, дальнейшего развития России в качестве правового социального государства, в котором высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации. Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России.


Особенно это важно в отношении ветеранов боевых действий, которые своим ратным трудом на деле доказали преданность Родине и готовность встать на её защиту с оружием в руках, и, если понадобится, отдать жизнь за свободу и независимость России.


Основным нормативным правовым актом по исследуемой проблематике, как было указано ранее, выступает Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ-5). Закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе» [2].


В развитие норм ФЗ-5 было принято более 20 подзаконных нормативных правовых актов. В том числе 29.09.2017 г. утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий приказом Министра обороны РФ № 595, согласно которому необходимо представить выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающих даты или периоды выполнения заявителем указанных задач либо документов, подтверждающих получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.


В связи с ростом количества военнослужащих-ветеранов боевых действий (в частности, на территории САР по состоянию на 1 января 2021 г. «приняли участие и получили боевой опыт более 80 000 военнослужащих, из них более 50 % офицеры и прапорщики» [3, С. 11]) актуальным представляется вопрос о дальнейших направлениях деятельности законодателя по совершенствованию их правового статуса.


Позиция Президента Российской Федерации В.В. Путина заключается в том, что дальнейшее совершенствование Вооружённых Сил должно включать в себя, в том числе, развитие системы специальных гарантий военнослужащим, членам их семей и военным пенсионерам. Указанный тезис нашел свое отражение в Указе Президента, утверждающем новую редакцию стратегии национальной безопасности.


Опыт подготовки военнослужащих к выполнению обязанностей военной службы за пределами территории России показал важность предварительной социально-правовой работы с ними. Разъяснения прав и социальных гарантий убывающим в командировку для участия в боевых действиях военнослужащим, пояснение порядка получения консультаций и информации социального характера им и членам их семей позволяют осуществлять превенцию правовых конфликтов ветеранов БД и членов их семей в связи с реализацией ими своих прав и социальных гарантий; снижают степень правовой неопределённости их статуса.


Анализ правоприменительной практики в части оснований предоставления статуса ветерана БД и объема социально-правой защиты позволяет сформулировать несколько выводов из актов судебного толкования норм ФЗ-5. Высшие судебные органы определили, какими элементами должны обладать субъекты права, претендующие на получение статуса ветерана БД:


1. Первый элемент: статус военнослужащего, в том числе уволенного в запас (отставку);

2. Второй элемент: непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях, которые определяются на основании Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий.

3. Третий элемент: характер выполняемой субъектом работы (ее важность, сложность поставленных задач, условия, в которых они выполнялись), страны пребывания и времени нахождения на данной территории.

4. Четвертый элемент: формулировка цели служебной командировки: участие в боевых действиях, а не выполнение специальных задач [1].


Таким образом, при наличии указанных элементов гражданин Российской Федерации приобретает право на получение статуса ветерана БД, что влечет за собой право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.


С учетом раскрытых выше организационно-правовых основ работы с ветеранами боевых действий в Сирии (действующими военнослужащими, неоднократно проходящими службу на территории САР), правоприменительной практики, рассмотрим перспективы развития правового регулирования статуса ветеранов БД на территории Российской Федерации и за ее пределами в контексте норм Стратегии национальной безопасности России в редакции 2021 года.


В соответствии с п. 25, с учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире, ее национальными интересами на современном этапе являются:


пп. 1: сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;

пп. 3: укрепление законности, защита граждан.


В п. 26 Стратегии установлено, что обязанность по реализации указанных выше национальных интересов возложена на органы публичной власти, организации и институты гражданского общества.


Указанные нормы применимы к совершенствованию правового статуса ветеранов БД, поскольку именно они выступают центром кристаллизации морального духа и уверенности в себе и своих силах двух категорий субъектов: 1) отдельных военнослужащих, 2) воинских подразделений в целом. Передавая боевой опыт, они выполняют роль наставников различных категорий военнослужащих, помогая, что особенно важно, на начальном этапе военных действий адаптироваться к боевой обстановке, повышая устойчивость и слаженность подразделений.


В общегражданской сфере ветераны боевых действий, занимая активную жизненную позицию, состоят в различных ветеранских и патриотических организациях, поддерживают основы конституционного строя России.


Но вместе с тем, привыкнув принимать быстрые решения в боевой обстановке, ветераны болезненно и обостренно воспринимаю все случаи несправедливости и равнодушия со стороны чиновников всех уровней, взяточничество и бездействие должностных лиц. Поэтому важно использовать вышеуказанные качества на государственном уровне – чаще привлекая ветеранов боевых действий к политической жизни страны: к воспитанию подрастающего поколения, к различным патриотическим акциям, к общероссийским стройкам, к работе по улучшению городской и сельской инфраструктуры, а также шефской работе с воинскими частями и организациями.


Указанные предложения основаны на нормах раздела IV Стратегии: «Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала как национальный стратегический приоритет». В частности, п. 29 установлено, что приоритетами государственной социально-экономической политики являются обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, создание условий для укрепления здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, улучшение жилищных условий и расширение возможностей для получения качественного образования. Положения п. 29 Стратегии применимы к ветеранам БД, поскольку примерно у половины ветеранского корпуса имеются проблемы с реализацией права на жилище, медицинское обеспечение и получение образования.


В п. 30. указано, что особое внимание уделяется поддержке инвалидов (ветераны БД в Сирии) и пожилых граждан, к которым относятся ветераны БД в Афганистане и Чеченской Республике.


В п. 31 законодатель предусмотрел, что дальнейшее развитие человеческого потенциала включает в себя устойчивый рост доходов и благосостояния российских граждан, создание комфортной и безопасной среды для проживания, формирование здорового образа жизни, безусловную реализацию на всей территории страны конституционных прав и гарантий в сферах здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры. Упомянутая норма актуальна для тех ветеранов БД, которые приобрели инвалидность в результате ранения или контузии. Для них вопрос комфортной городской среды и доступности высококвалифицированной медицинской помощи критически важен, поскольку позволяет реализовать конституционные права на жизнь, медицинскую помощь, свободу перемещения, образование, труд и другие социально-экономические права.


Пунктом 33 установлено, что сбережение народа России и развитие человеческого потенциала обеспечивается путем повышение качества социальных услуг и их доступности для всех граждан, формирование условий для активного участия в жизни общества лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц старших возрастных групп. Данное положение может быть отнесено ко всем категориям ветеранов боевых действий, поименованных в ст. 3 ФЗ-5. Возможно, законодателю следует предусмотреть расширенный перечень таких социальных услуг именно для ветеранов БД, включая выделение земельных участков не из земельного фонда субъекта РФ, а из земель, находящихся в федеральной собственности.


Совершенствование механизма реализации прав, закрепленных в профильном федеральном законе № 5-ФЗ «О ветеранах», сообразно п. 30, 31, 33 Стратегии позволило бы перейти от декларации к реальной возможности использовать установленные льготы и тем ветеранам, которые продолжают службу, и лицам, уволенным с военной службы, в том числе инвалидам.


Значимые для дальнейшего совершенствования правого статуса ветеранов боевых действий нормы содержатся и в разделе «Оборона страны». Так, в пп. 14 п. 40 указано, что совершенствование военной организации государства включает, в том числе, повышение уровня социальной защищенности военнослужащих, членов их семей, граждан, уволенных с военной службы, а также улучшение условий военной службы (пп. 14). Многие ветераны БД после нескольких командировок за пределы территории России стремятся продолжить военную службу. Именно такие военнослужащие являются наиболее высококвалифицированными, мотивированными, осознающими значимость осуществляемой ими деятельности по реализации национальных интересов России.


Таким образом, законодатель нормативно связывает обороноспособность не только с техническим оснащением ВС РФ, но и с неукоснительным соблюдением социальных гарантий военнослужащих и членов их семей в целях укрепления их боевого духа. При этом чем меньше степень правовой неопределенности статуса ветерана БД и членов его семьи, особенно на стадии правоприменения, тем более высок морально-боевой дух военнослужащего, тем меньше отмечаются правовой нигилизм и отрицание конституционных основ.


Раздел «Государственная и общественная безопасность» включает тезис о том, что растет потребность общества в обеспечении социальной справедливости (п. 45). Как ранее было указано, ветераны боевых действий, посвятившие жизнь государственной службе, дефицит такой справедливости чувствуют особенно остро.


Стратегией установлено, что целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление социальной стабильности в обществе, укрепление законности и правопорядка (п. 46). Нередко можно наблюдать комбинирование правового статуса ветерана боевых действий и лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалида). Для указанной категории граждан неукоснительная реализация их социальных гарантий и компенсаций и является элементом обеспечения режима законности. Разрыв такого режима в различных субъектах РФ, например, в части предоставления земельного участка, не допустим.


Защита указанных прав в отношении ветеранов БД должна осуществляться и органами исполнительной власти субъекта, и органами местного самоуправления. В указанной сфере наблюдается не всегда успешная правоприменительная практика. Подтверждением тому служат решения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по искам и жалобам ветеранов, пытающихся реализовать свои права. Одним из наиболее острых вопросов является обеспечение ветеранов БД жильем и земельными участками для индивидуального жилищного строительства.


Несмотря на активное развитие современных средств ведения вооруженной борьбы, человеческий фактор по-прежнему играет важную роль в достижении успеха в бою. Ветераны, имеющие неоценимый опыт боевых действий и специальных операций, являются цементирующим фактором в любом подразделении, которые своим личным примером, практическими знаниями и навыками помогают выполнить боевую или специальную задачу с минимальными потерями. Практически все ветераны боевых действий по своим внутренним убеждениям являются ярыми патриотами и государственниками, способными поддержать любое военно-патриотическое и государственное начинание. Указанный тезис актуален преимущественно в случае заботы и постоянной социальной работы государства и армии с таким богатым и важным человеческим ресурсом, как ветераны боевых действий.


Поэтому, являясь наиболее актуальной, проблема социальной защиты ветеранов БД и военнослужащих решается всеми государственными органами. Выступая на конференции Общероссийской общественной организации ветеранов ВС РФ, Министр обороны Российской Федерации отметил, что сегодня активно совершенствуется законодательство в вопросах социальной защиты ветеранов БД и членов их семей.


Таким образом, социальная справедливость, реализация в полном объеме социальных гарантий, установленных для всех военнослужащих и ветеранов БД в особенности, служат гарантом достижения целей государственной и общественной безопасности, поддержания режима законности и социальной справедливости, как того требует Конституция России.


Проведенный анализ содержания важнейшего документа стратегического планирования – Стратегии национальной безопасности в редакции 2021 г. – позволил сформулировать следующие выводы:


1. Ветераны боевых действий – одна из важнейших групп военнослужащих, обладающих боевым опытом, активной жизненной позицией, высоким патриотическим духом, в отношении которых государству необходимо проявлять повышенное внимание и заботу.


2. Наиболее значимыми правовыми формами взаимодействия с ветеранами БД выступают проведение индивидуальных бесед и прием не только военнослужащих, но и членов их семей (в том числе во время нахождения военнослужащего в командировке), оказание им, при необходимости, социально-правовой помощи. Указанные действия позволяют осуществлять превенцию правовых конфликтов ветеранов боевых действий и членов их семей в связи с реализацией ими своих прав и социальных гарантий; снижают степень правовой неопределённости их статуса.


3. Законодатель, осознавая значимость развития человеческого капитала ВС РФ, продолжает последовательно в документах стратегического планирования уделять внимание социальным гарантиям. Стратегия национальной безопасности России содержит комплекс норм, позволяющих совершенствовать правовой статус ветеранов боевых действий и членов их семей.


4. Указанные нормы содержатся в разделах «Оборона страны», «Государственная и общественная безопасность», «Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала», что свидетельствует об исключительной важности правового статуса ветеранов боевых действий среди остальных групп военнослужащих.


5. Реализация названных положений в отношении ветеранов боевых действий позволит ввести новые меры социальной защиты для тех военнослужащих, которые в ходе боевых действий получили травмы, увечья, несовместимые с дальнейшей военной службой. Такие меры поддержки были бы очень актуальны и для семей указанных военнослужащих, что в целом способствовало бы укреплению законности, сбережению и приумножению человеческого капитала России, укреплению конституционных основ нашего государства как правового и социального, повышало бы престиж военной службы.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2018 г. N 3107-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Браева Анзора Заурбиевича и Кунашева Хачима Нургалиевича на нарушение их конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»; Определение судебной коллеги по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 05 декабря 2019 г. по делу N 8Г-793/2019 // СПС «Гарант».
2. Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах», 12 января 1995 г. (в редакции от 24.04.2020 № 147-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 3 ст. 168.
3. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 03.07.2021.
4. Сидоров И.Ю., Фоменко П.П. Особенности организации военно-социальной работы при проведении специальных операций // Вестник адъюнкта. 2019. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (дата обращения: 10.05.2021).

 

REFERENCES:

 

1. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated December 6, 2018 N 3107-O "On refusal to accept for consideration the complaint of citizens Braev Anzor Zaurbievich and Kunashev Khachim Nurgalievich for violation of their Constitutional rights by subparagraph 1 of paragraph 1 of Article 3 of the Federal Law "On Veterans"; Ruling of the judicial colleague in civil cases of the Sixth Cassation Court of General Jurisdiction dated December 05, 2019 in the case N 8G-793/2019; // SPS "Garant".
2. Federal Law No. 5-FZ "On Veterans", January 12, 1995 (as amended on 04/24/2020 No. 147-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation of January 16, 1995 No. 3, Article 168.
3. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. 03.07.2021.
4. Sidorov I.Yu., Fomenko P.P. Features of the organization of military-social work during special operations // Adjunkt’s Bulletin. 2019. №1. [Electronic resource]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (Access date: 10.05.2021).

 

 

Багдасарян Ирина Артёмовна
кандидат юридических наук, доцент
заведующая кафедрой военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bagdasayan Irina Artemovna
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor
Head of the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Боброва Ольга Геннадьевна
кандидат юридических наук
доцент кафедры военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bobrova Olga Gennadievna
Candidate of Juridical Sciences
Associate Professor at the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Гриценко Юрий Юрьевич
слушатель факультета руководящего состава органов военно-политической работы
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Gritsenko Yuri Yuryevich
Student of the faculty of the senior personnel of the bodies of military-political work
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ