ГЕНЕЗИС И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


GENESIS AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE LEGAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 344

 

РОЩИН Сергей Романович

 

 

ROSCHIN Sergey Romanovich

 

Аннотация. В статье рассматриваются исторические аспекты, которые привели к зарождению и развитию юридической службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В 2020 году исполнилось 37 лет со дня образования юридической службы. За это время наименование, построение и полномочия подразделения неоднократно претерпевали изменения, становясь более эффективными и отвечающими потребностям современности.   Abstract. The article examines the historical aspects that led to the creation and development of the legal service of the National Guard Troops of the Russian Federation. 2020 marked the 37th anniversary of the founding of the legal service. During this time, the name, structure and powers of the unit have repeatedly undergone changes, becoming more effective and meeting the needs of our time.

Ключевые слова: юридическая служба; правовые подразделения; офицер-юрист; войска национальной гвардии Российской Федерации; Главное командование внутренних войск МВД России; Договорно-правовой департамент; Росгвардия.

  Keywords: legal service; legal departments; legal officer; National Guard Troops of the Russian Federation; High Command of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Legal Department; Rosgvardia.

 

 

 

Юридическая служба войск национальной гвардии (ВНГ) Российской Федерации образована в качестве самостоятельного подразделения центрального аппарата вновь созданного Федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) в лице Договорно-правового департамента Росгвардии в апреле 2016 года [2].


Вместе с тем, на уровне управлений оперативно-территориальных объединений и территориальных органов войск национальной гвардии образованы отделы правовой работы, на уровне воинских частей (организаций) созданы иные юридические подразделения (отделения, службы, группы правового обеспечения) [4].


Рассмотрение современных аспектов функционирования и дальнейших перспектив развития правовой службы ВНГ Российской Федерации невозможно без исследования генезиса становления, критического осмысления структурных преобразований, происходивших в правовых подразделениях в различные исторические периоды.


Для решения обозначенной задачи наиболее перспективным видится применение метода сравнительно-правового исследования через параллельный анализ нормативного правового регулирования и основных исторических событий, характеризующих поступательное развитие указанного подразделения.


Отмечая важность и престиж задач, выполняемых офицерами-юристами, 5 июля 1983 года установлено датой создания подразделений правового обеспечения ВНГ [3].


Указанная памятная дата установлена в разрезе исторической преемственности правовой службы вновь образованного ФОИВ с юридическим подразделением, функционировавшим в структуре внутренних войск МВД СССР (ВВ МВД). Так, в 1983 году в штат секретариата Главного управления ВВ МВД СССР была введена первая юридическая воинская должность – старшего офицера-юрисконсульта.


В свою очередь, следует подчеркнуть, что история возникновения юридической службы в войсках правопорядка началась намного раньше 1983 года. Так, в июле 1918 года обязательной составляющей аппарата НКВД РСФСР являлась юрисконсультская часть, которая состояла из 4 человек. Юристы данного подразделения выполняли задачи нормотворческой деятельности аппарата НКВД, консультировали сотрудников аппарата НКВД РСФСР по юридическим вопросам и осуществляли взаимодействие с иными органами государственной власти. Первым сотрудником правового подразделения был Некрасов Константин Константинович (родился 12 июля 1887 года), который стал первым заведующим юрисконсультской частью. В таком составе юрисконсультская часть просуществовала недолго, и решением коллегии НКВД РСФСР в декабре 1918 года была преобразована в юридический отдел НКВД, численность которого уже составляла 12 человек. Юридический отдел продолжил работу по подготовке проектов нормативных правовых актов НКВД, а также выполнял иные задачи, возлагаемые ранее на юрисконсультскую часть. В мае 1919 года было проведено преобразование, в результате которого количество юридических должностей было сокращено с 12 до 5, что в свою очередь, не позволяло в полном объеме выполнять возложенные на отдел задачи. Коллегией НКВД РСФСР 11 июня 1919 года было решено преобразовать уже существующий юридический отдел в юрисконсультскую часть секретариата НКВД, в связи чем, он был в августе 1919 года окончательно расформирован [6].


Основной причиной снижения численности специалистов юридического профиля видится проведение серьезных реформирований, произошедших в войсках правопорядка 28 мая 1919 года. Именно тогда были сформированы войска внутренней охраны Республики.


В 1922 году при коллегии НКВД РСФСР было создано консультативное бюро, основными задачами которого были юридический контроль нормативно-правовой деятельности аппарата НКВД РСФСР, а также осуществление юридического консультирования его сотрудников по юридическим вопросам. В таком качестве оно просуществовало до середины 40-х годов XX столетия, когда приказом Министра внутренних дел СССР от 19 июля 1946 года № 00706 была образована юридическая часть в составе МВД СССР [7].


Следующим этапом развития юридической службы является образование в 1991 году организационно-правового отдела (в период с 1995 по 1997 год – отдел правового обеспечения), являвшегося структурным подразделением штаба Главного управления внутренних войск МВД России (ГК ВВ) и имевшего в своем составе отделение правовой работы в составе пяти офицеров-юристов.


В августе 1997 года отдел правового обеспечения штаба ГК ВВ МВД России включал 16 человек и состоял из отделения правовой работы, группы разработки нормативных документов и группы договорно-претензионной работы и судебной защиты.


В январе 1998 года был создан отдел правового обеспечения, который являлся самостоятельным подразделением ГК ВВ МВД России и состоял из 17 офицеров.


28 июня 1999 года создается правовое управление ГК ВВ МВД России в количестве 20 человек, состоящее из трех отделов: 1 отдел (правовой работы), 2 отдел (судебной защиты и договорно-претензионной работы), 3 отдел (организационно-правовой).


Практическую деятельность правовое управление осуществляло в тесном взаимодействии со всеми структурными подразделениями ГК ВВ МВД России, МВД России, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти по вопросам, входящим в компетенцию управления.


Характерной иллюстрацией эффективности работы правового управления (юридической службы внутренних войск) может служить информация, содержащаяся в интервью генерал-майора Бабайцева С.В. (возглавлял правовую службу ВВ МВД России с 2010 по 2016 год). Так, была проведена работа специалистов правового управления войскового главка совместно с подразделениями главного штаба войск, в результате которой был подготовлен проект закона, предусматривающего возможность воинским частям самостоятельно производить набор контрактников, минуя военкоматы. Проект был поддержан, по нему состоялось поручение Президента Российской Федерации, и в итоге, закон был принят. Это Федеральный закон от 4 марта 2013 года №18-ФЗ «О внесении изменений в ст. 15 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»» и Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» [1]. Параллельно велась достаточно сложная работа: в короткое время подготовлены проекты всех необходимых подзаконных актов – трёх постановлений правительства и нескольких президентских указов. Реализация этого закона позволила войскам выйти на новый качественный уровень отбора кандидатов на службу по контракту, поскольку любая воинская часть получила право самостоятельно подбирать военнослужащих. В основу этого решения был положен принцип: работодатель сам себе отбирал персонал и отвечал за качество сделанного выбора. Первоначально с Министерством обороны были серьёзные разногласия по этому поводу. Руководители войск вместе с юристами ездили в Совет Федерации, объясняли необходимость этих изменений сенаторам. В итоге получили поддержку в высшей палате парламента и добились положительного решения [5, С. 4].


Несмотря на глубокую историческую преемственность войск правопорядка, Росгвардия является достаточно молодым государственным органом. Именно поэтому сейчас активно продолжается работа по созданию законодательной и ведомственной нормативно-правовой баз. С момента ее образования темпы деятельности по формированию нормативной правовой базы во всех сферах деятельности ВНГ Российской Федерации постоянно наращиваются. Количество принятых законодательных и ведомственных нормативных документов, регламентирующих такие сферы, неуклонно растет.


Большая работа проводится по подготовке и изданию нормативных документов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, подлежащих государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации.


Из всего массива разработанных специалистами юридической службы совместно с подразделениями Росгвардии нормативных документов, к наиболее значимым можно отнести Федеральный закон от 6 июня 2019 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». В настоящем законе порядок перевода сотрудников ВНГ установлен в упрощенной форме. Его особенности заключаются в следующем: отныне исключается необходимость проходить аттестацию, профессионально-психологический отбор и сдавать специальные упражнения по физической подготовке, необходимые для определения уровня физической подготовленности. Упрощенный порядок обусловлен идентичностью требований и уровня специальной подготовки, которые необходимы для прохождения сотрудниками военной службы (службы) как в Росгвардии, так и в МВД России.


Помимо упрощенного порядка поступления на военную службу, для указанной категории военнослужащих предусмотрены существенные гарантии, такие как сохранение званий с сохранением срока пребывания в звании, получение денежных выплат для покупки ими собственного жилья, зачет всего срока службы в общую продолжительность военной службы, сохранение ранее присвоенной классной квалификации (квалификационной категории).


Подводя итог, обоснованным видится разделить историю становления и развития юридической службы на следующие исторические этапы (периоды):


1. Начальный период (1918-1946 гг.), длившийся от создания войск юрисконсультской части НКВД, их реорганизации на юрисконсультский отдел НКВД до реформирования его в юридическую часть в составе МВД СССР.


2. Советский период (1983-1990 гг.) – введение первой юридической воинской должности – старшего офицера-юрисконсульта.


3. Период становления (1991-1997 г.) – образование организационно-правового отдела в составе штаба ГК ВВ МВД России.


4. Период модернизации (1998-2015 гг.) – образование на правах самостоятельного отдела правового обеспечения, который впоследствии был реформирован в правовое управление ГК ВВ МВД России.


5. Современный период (с 2016 по настоящее время) – образование правовой службы ВНГ Российской Федерации.

 

Анализ указанных периодов позволяет прийти к выводу, что развитие правовых подразделений ВНГ целостно связано, с одной стороны, с особенностями решения юридических задач, с другой – с тенденциями развития нормативного правового регулирования в соответствующих сферах деятельности. Узловыми пунктами развития юридической службы являются реальные исторические периоды в жизни нашего государства и общества, поскольку любая военная организация страны, как и тенденции ее развития, зеркально отражают события, происходящие в это время в обществе в целом.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 18-ФЗ (С изменениями и дополнениями на 3 июля 2017 года) «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
2. Указ Президента РФ от 5 июля 2016 г. № 157 (С изменениями и дополнениями на 17 июня 2019 года) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».
3. Приказ Росгвардии от 8 ноября 2017 г. № 472 «Об объявлении дней создания подразделений (служб)».
4. Приказ Росгвардии от 8 декабря 2017 г. № 524 (С изменениями и дополнениями на 27 августа 2019 года) «Об утверждении наставления по правовой работе в войсках национальной гвардии Российской Федерации».
5. Бабайцев С.В. Юридическая служба: решение сложных задач малыми средствами // Военно-публицистический и литературно-художественный журнал внутренних войск МВД России «На боевом посту». 2015. № 5. С. 4-6.
6. Скоркин К.В. НКВД РСФСР, 1917-1923. М., 2008. 22 с.
7. Юридическая служба МВД России. 70 лет на страже закона. М., 2016. 10 с.

 

REFERENCES:

 

1. Federal Law of March 4, 2013 No. 18-FZ (With amendments and additions as of July 3, 2017) "On Amendments to Article 15 of the Federal Law "On Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" and the Federal Law "On Military duties and military service".
2. Decree of the President of the Russian Federation of July 5, 2016 No. 157 (With amendments and additions as of June 17, 2019) "Issues of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation".
3. Order of the Russian Guard of November 8, 2017 No. 472 "On the announcement of the days of the creation of units (services)".
4. Order of the Russian Guard of December 8, 2017 No. 524 (With amendments and additions as of August 27, 2019) "On approval of the manual on legal work in the National Guard Troops of the Russian Federation".
5. Babaytsev S.V. Legal service: solving complex problems with small means // Military-publicistic and literary-artistic magazine of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia "On the combat post". 2015. No. 5. Pp. 4-6.
6. Skorkin K.V. NKVD RSFSR, 1917-1923. Moscow, 2008. 22 p.
7. Legal Service of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 70 years on guard of the law. M., 2016. 10 p.

 

 

Рощин Сергей Романович
адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Roschin Sergey Romanovich
Adjunct at Department of Military Administration, Administrative and Financial Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ