ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БОЕВОГО ОПЫТА МИРОТВОРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ
(10 НОЯБРЯ 2020 г. – 1 ФЕВРАЛЯ 2021 г.)


EDUCATIONAL POTENTIAL OF COMBAT EXPERIENCE OF PEACEKEEPING OPERATION IN NAGORNO-KARABAKH
(10.11.2020 – 1.02.2021)


УДК 37.018

 

БОЧКОВ Александр Федорович
кандидат исторических наук, доцент
ЕРОПОЛОВ Евгений Петрович
кандидат педагогических наук
ГОЛОВИНОВ Денис Олегович

 

 

BOCHKOV Aleksandr Fedorovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
EROPOLOV Evgeniy Petrovich
Candidate of Pedagogical Sciences
GOLOVINOV Denis Olegovich

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования воспитательных возможностей боевого опыта проведения военных и миротворческих операций в современных условиях.   Abstract. The article discusses the problem of using the educational capabilities of combat experience in conducting military and peacekeeping operations in modern conditions.

Ключевые слова: боевой опыт; воспитательный потенциал; миротворческая операция; морально-боевые качества; морально-политическая и психологическая устойчивость; информационно-психологическое противоборство.

  Keywords: combat experience; educational potential; peacekeeping operation; moral and combat qualities; moral, political and psychological stability; information-psychological confrontation.

 

 

 

С момента возникновения армии как специфического социального института важнейшим направлением деятельности командиров и начальников была и остается подготовка к успешному ведению боевых действий, эффективному выполнению задач по предназначению как подразделениями, так и отдельными военнослужащими. Во все времена полководцами и военачальниками, военными педагогами подчеркивалось огромное значение творческого осмысления и использования боевого опыта в подготовке войск. Тем не менее слова о том, что «генералы всегда готовятся к прошлой войне» [4] стали крылатыми небезосновательно.


С изменением условий войны, способов ведения боевых действий и других обстоятельств прошлый боевой опыт может утрачивать свое значение и даже превращаться в негативный фактор. В связи с чем возникает необходимость многофакторного анализа возможностей применения боевого опыта. Одним из аспектов такого анализа является использование педагогического потенциала боевого опыта с учётом прогноза внедрения новой техники, способов ведения боевых действий, технологических инноваций.


В самом широком смысле «потенциал» (от лат. potentia - сила) – это «…средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, государства в определённой области» [1].


Воспитание военнослужащего – это целенаправленная деятельность общества, государства, их учреждений и организаций, должностных лиц по формированию и развитию личности военнослужащего, побуждению ее к самосовершенствованию [2, С. 189].


То есть воспитательный потенциал в широком смысле можно определить как средства, запасы, источники или ресурсы, воспитательные возможности, имеющиеся в боевом опыте, которые могут быть актуализированы для достижения целей воспитания военнослужащих.


Миротворческая операция в Нагорном Карабахе была начата после подписания 9 ноября 2020 года лидерами России, Азербайджана и Армении соглашения о прекращении огня на территории непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. К моменту ее начала российским миротворческим контингентом (далее – РМК) в Нагорном Карабахе, активная фаза боевых действий военной операции, начатой Азербайджанской Республикой против непризнанной Нагорно-Карабахской Республики 27 сентября 2020 г., была фактически завершена. Решающим событием в вооруженном конфликте стало овладение азербайджанскими подразделениями 7 ноября 2020 г. городом Шуша, в результате чего Азербайджаном была достигнута основная военно-политическая цель – возвращение азербайджанских районов, с 1993 года контролируемых Арменией, при этом над территорией непризнанной Нагорно-Карабахской Республики был установлен частичный контроль.


После ввода РМК в Нагорный Карабах, первый этап его развертывания (с 10 по 14 ноября) проходил вдоль линии соприкосновения и в Лачинском коридоре, в районе завершившихся боевых действий. Сложность и напряжённость обстановки усиливали такие факторы как: большая протяжённость и сложность конфигурации линии боевого соприкосновения, близкое расположение войск противоборствующих сторон (в ряде случаев на удалении не более 100 метров), значительное количество беженцев из зоны вооруженного конфликта, разрушение объектов социальной инфраструктуры и жилых домов в условиях осенне-зимнего периода, неблагополучная санитарно-эпидемическая обстановка, наличие на территории кризисных районов большого количества взрывоопасных предметов и минно-взрывных заграждений (далее – МВЗ). Вышеперечисленные факторы привели к ещё большему обострению противоречий, существовавших между армянским и азербайджанским населением на территории Нагорного Карабаха. Решением командующего РМК район миротворческой операции был разделён на три зоны безопасности – «Север», «Юг» и «Лачин»; уточнение количества и мест размещения наблюдательных постов соответственно сложившейся обстановке в целом позволило до конца января 2021 года успешно выполнять задачи миротворческой операции.


Следующие два этапа развёртывания РМК в Нагорном Карабахе (с 15 ноября по 1 декабря и с 1 декабря 2020 г.) имели целью выполнение первоочередных пунктов трехстороннего соглашения (передача трех районов Азербайджану) и наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, содействие созданию безопасной обстановки в кризисных районах путем обеспечения своего присутствия, в том числе обеспечение безопасности движения по Лачинскому коридору (отвод армянских и азербайджанских подразделений из его границ).


В ходе выполнения миротворческих задач были применены новые технологии: контроль соблюдения условий перемирия с использованием беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА) и комплексов видеонаблюдения; разминирование местности с помощью многофункциональных робототехнических комплексов разминирования «Уран-6»; возведение блочно-модульных городков на 250, 60 и 15 мест в местах дислокации подразделений в целях улучшения условий размещения военнослужащих РМК (применение такого типа городков в труднодоступной местности и в условиях Крайнего Севера отработано Министерством обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) в течение последних лет).


Другой отличительной чертой миротворческой операции в Нагорном Карабахе являлось создание совместного российско-турецкого центра (далее – СРТЦ) по контролю за прекращением огня и военных действий в зоне конфликта (открыт 30 января 2021 года в Агдамском районе Республики Азербайджан). Кроме того, было обеспечено информационное сопровождение выполнения миротворческих задач официальным представителем РМК на регулярно проводимых брифингах.


Проведение миротворческой операции по поддержанию мира в кризисном регионе, входящем в сферу государственных интересов Российской Федерации и обеспечение защиты страны требуют от воинов-миротворцев высокой нравственно-психологической взаимоответственности, взаимопомощи и уважения, требовательности, наличия высоко развитых морально-боевых качеств и морально-политической и психологической готовности. В достижении морального перевеса немаловажную роль сыграла такая особенность миротворческой операции в Нагорном Карабахе, как неожиданность и стремительность, которыми характеризовался ввод российских миротворцев. Было задействовано общевойсковое формирование Сухопутных войск, предназначенное и специально подготовленное для участия в проведении миротворческих операций. Проведение операции ввода отрабатывалось на предварительном этапе миротворческой операции, в ходе планового проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки (учений), в том числе на стратегическом уровне, с отработкой вопросов выполнения миротворческих задач и перегруппировки войск на большие расстояния различными способами.


Кроме того, успех данной операции обеспечивало тщательно организованное взаимодействие между центральными органами военного управления, видами и родами войск Вооруженных Сил на этапе подготовки миротворческой операции, заблаговременная и качественная подготовка миротворческой операции на всех уровнях управления от Генерального штаба до штаба батальона включительно. Миротворческий контингент был оснащён самым современным вооружением, военной и специальной техникой, заблаговременно были созданы запасы материальных средств, была создана полноценная инфраструктура для размещения подразделений РМК в пунктах временной дислокации. Все подразделения, включенные в РМК, были укомплектованы военнослужащими контрактной службы, прошедшими специальную подготовку для выполнения миротворческих задач, предусматривающую в том числе изучение норм международного гуманитарного права в вооружённых конфликтах.


Для выполнения задач инженерного обеспечения (проведение инженерной разведки и разминирования местности и объектов) в интересах мотострелковых батальонов в первый эшелон миротворческих подразделений были включены подразделения инженерно-сапёрной роты. Серьёзную угрозу для жизни и хозяйственной деятельности местных жителей и военнослужащих РМК представляли неразорвавшиеся и брошенные в местах боестолкновений взрывоопасные предметы, МВЗ, бессистемно применявшиеся в ходе вооружённого конфликта. Сразу после начала миротворческой операции было проведено гуманитарное разминирование зоны боевых действий силами военнослужащих РМК и далее сплошная очистка местности [3; 5].


Кроме наблюдения за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, важнейшими миротворческими задачами являлись работа с местным населением, возвращение беженцев, поиск и передача погибших военнослужащих. Одной из отличительных черт миротворческой операции в Нагорном Карабахе был значительный масштаб оказания гуманитарной и медицинской помощи местным жителям, который не был отмечен в ранее проводимых миротворческих операциях. Патрулями российских миротворцев обеспечивалась безопасная доставка продуктов питания и предметов первой необходимости в удалённые населённые пункты Нагорного Карабаха, оказывалась гуманитарная помощь. Было перевезено 135 тонн гуманитарного груза (строительные материалы, бетонные блоки, железобетонные конструкции). Инженерно-технические подразделения миротворческих сил помогали восстанавливать дорожное движение, электро-, водо- и теплоснабжение социальных объектов и жилых домов, объектов гражданской инфраструктуры.


Одной из важных гуманитарных задач, возложенных на Межведомственный центр гуманитарного реагирования (далее – МГРЦ, начал работу 14.11.2020 г., с 9.01.2021 г. – ЦГР) являлось оказание медицинской помощи местному населению. Кроме оказания медицинской помощи в стационарно развёрнутых медицинских учреждениях (были развернуты два военно-полевых госпиталя), российскими военными медиками проводилась работа по оказанию помощи местному населению выездными врачебными бригадами. Благодаря усилиям командования российского миротворческого контингента по розыску пропавших и обмену пленных удалось вернуть домой большое количество граждан Армении и граждан Азербайджана. За период с 13 ноября 2020 г. по 30 января 2021 г. была осуществлена передача тел погибших военнослужащих армянской и азербайджанской сторонам.


Полученный опыт действий в период проведения миротворческой операции в Нагорном Карабахе показывает, что решение важнейших миротворческих задач (соблюдение условий перемирия и прекращения огня) сопровождается проведением широкого фронта работ с местным населением, имеющих исключительно гуманитарную направленность, участием военнослужащих в гуманитарных операциях. Моральная мотивация поведения и деятельности воинского коллектива при этом обуславливается и регулируется нормами международного гуманитарного права в вооружённых конфликтах, в силу чего изучение норм международного права включается в содержание военно-политической и боевой подготовки на предварительном этапе подготовки подразделений к проведению миротворческой операции.


Как видно из информационных документов, успех действий РМК в проведении миротворческой операции в Нагорном Карабахе во многом определяла высокая слаженность подразделений, прошедших боевую подготовку в условиях, приближенных к условиям проведения операции, высокий уровень применяемых технологий и инноваций, современное вооружение, военная и специальная техника, чёткая работа узлов связи в организации видеоконференцсвязи с наблюдательными постами и ведения видеонаблюдения в зонах ответственности. Использование БПЛА и комплексов видеонаблюдения на наблюдательных пунктах (далее – НП) позволило успешно выполнять задачи по контролю за выполнением условий перемирия, соглашения о прекращении огня и содействию создания безопасной обстановки в районе миротворческой операции [6].


Следует отметить, что миротворческий контингент был как материально и технически обеспечен, так и морально-политически и психологически устойчив, имел отличную боевую подготовку и надёжное тыловое обеспечение. Основным направлением организации социальной среды в период проведения миротворческой операции было создание безопасной обстановки в кризисных районах, в том числе обеспечение безопасной работы восстановительных бригад, восстановление законности и правопорядка, максимальное содействие местным властям в восстановлении мирной жизни, создание условий для оперативного и гибкого реагирования на складывающуюся обстановку.


Комплексная подготовка подразделений РМК в условиях проведения миротворческой операции в Нагорном Карабахе, таким образом, учитывала как военно-профессиональный аспект – знание современного оружия и боевой техники, повышение психологической устойчивости к стресс-факторам напряжённой обстановки района проведения боевых действий путём усиления интенсивности боевой подготовки, так и социально-психологический – информационное сопровождение проведения миротворческой операции, информирование личного состава об условиях и особенностях участия в предстоящих акциях, формирование высокой сплочённости, нравственной взаимоответственности воинского, командного, штабного коллектива путём введения элемента нормативной регуляции поведения и профессиональной деятельности (соответствия гуманитарным нормам международного права), а также индивидуально-психологический путём введения дополнительных критериев отбора военнослужащих для проведения операции (опыт участия в гуманитарных операциях в САР). Отработанный в период проведения миротворческой операции в Нагорном Карабахе процесс обеспечения выполнения воинскими подразделениями поставленных задач, таким образом, характеризуется плановой, намеренной организацией социальной среды, создающей предпосылки для развития разумной, творческой инициативы участников военно-профессиональной деятельности, способствует достижению целей миротворческой операции в условиях сложной геополитической обстановки, активизации коллективных усилий в проведении мероприятий дипломатического и военного характера, усиления роли согласованности действий сторон конфликта по соблюдению условий перемирия и прекращения огня.


Анализ боевого опыта проведения РМК миротворческой операции в Нагорном Карабахе показывает, что её успешность определяли концептуально важные моменты системы военно-политической и боевой подготовки. В целях повышения морально-политической и психологической устойчивости личного состава в ходе решения миротворческих задач – обеспечение безопасной обстановки, восстановление законности, содействие местным властям в восстановлении мирной жизни, широкомасштабная работа с населением, – были включены такие необходимые элементы, как: 1) обеспечение нормативности действий, правовое обеспечение в соответствии с нормами международного гуманитарного права, приобретающие в организации воспитательной среды интегративное значение для формирования нравственных мотивов коллективного характера; 2) чёткая организация и использование информационного пространства для информационного сопровождения деятельности РМК, в том числе и для обеспечения информационно-психологической защищённости как личного состава его соединений и подразделений, так и мирного населения кризисных районов на территории проведения операции.


Приоритетным направлением использования боевого опыта в контексте постоянно изменяющихся условий, средств и способов ведения войны, по нашему мнению, является использование воспитательного потенциала боевого опыта для повышения морально-политической и психологической устойчивости наших войск, а также противодействия негативному информационно-психологическому воздействию противника. Так как в настоящее время информационно-психологическое противоборство является самостоятельным видом боевых действий, одним из элементов боевого опыта следует рассматривать и гуманитарные акции, и работу с населением и т.д.


Другими важными составляющими воспитательного потенциала боевого опыта миротворческой операции будут являться:

- знание и использование современных образцов вооружения, военной и специальной техники;

- активное взаимодействие с другими дружественными государствами, оказывающими влияние на геополитическую ситуацию в регионе;

- тщательный подбор и активная военно-политическая работа с военнослужащими, планирующимся для участия в миротворческих операциях;

- заблаговременная (до начала миротворческой операции) подготовка с отработкой всех возможных вариантов развития событий, с различными вводными и изменениями обстановки с целью добиться слаженного и эффективного взаимодействия всех участвующих подразделений;

- обязательное проведение гуманитарных и медицинских миссий в зоне конфликта (в том числе разминирование), розыск пропавших и обмен пленных, помощь местному населению;

- изучение и четкое знание и выполнение личным составом норм современного международного гуманитарного права;

- хорошее материально-техническое обеспечение миротворческого контингента.


Таким образом, боевой опыт миротворческих операций обладает значительным воспитательным потенциалом. Существенным его компонентом является опыт осуществления информационно-психологического противоборства, работы с местным населением и населением своей страны, развития морально-боевых качеств, морально-политической и психологической готовности личного состава.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Большая советская энциклопедия // Академик [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/168433/ (дата обращения: 12.08.2022).
2. Военная педагогика: учебник для вузов / Под ред. И.А. Алехина. М., 2019. 416 с.
3. Малышев Д.В. Миротворчество на постсоветском пространстве: Нагорный Карабах и Казахстан // Россия и новые государства Евразии. 2022. №3 (56). С. 120-132.
4. Словарь крылатых слов и выражений // Академик [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/591/ (дата обращения: 12.08.2022).
5. Тонкошкуров В.П., Шигин А.В. Нагорный Карабах: российская миротворческая операция // Военная мысль. 2022. №4. С. 44-50.
6. Цыганков С.В. Информационно-психологическое обеспечение миротворческой операции ВС РФ на территории Нагорного Карабаха // Актуальные проблемы профессионально-практической психологии (Дьяченковские чтения – 2022). Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 346-352.

 

REFERENCES:

 

1. Great Soviet Encyclopedia // Academician [Electronic resource]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/168433/ (Access date: 12.08.2022).
2. Military pedagogy: a textbook for universities / Ed. By I.A. Alekhin. M., 2019. 416 p.
3. Malyshev D.V. Peacemaking in the post-Soviet space: Nagorno-Karabakh and Kazakhstan // Russia and the new states of Eurasia. 2022. No. 3 (56). Pp. 120-132.
4. Dictionary of popular words and expressions // Academician [Electronic resource]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/591/ (Access date: 12.08.2022).
5. Tonkoshkurov V.P., Shigin A.V. Nagorno-Karabakh: Russian peacekeeping operation // Military Thought. 2022. No. 4. Pp. 44-50.
6. Tsygankov S.V. Information and psychological support for the peacekeeping operation of the Russian Armed Forces on the territory of Nagorno-Karabakh // Current problems of professional and practical psychology (Dyachenkov’s readings - 2022). Collection of scientific papers of the I International Scientific and Practical Conference. M., 2022. Pp. 346-352.

 

 

Бочков Александр Федорович
кандидат исторических наук, доцент
доцент кафедры педагогики
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bochkov Aleksandr Fedorovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of Pedagogics
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Ерополов Евгений Петрович
кандидат педагогических наук
старший преподаватель кафедры педагогики
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Eropolov Evgeniy Petrovich
Candidate of Pedagogical Sciences
Senior Lecturer at the Department of Pedagogics
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Головинов Денис Олегович
курсант факультета военно-политической работы и журналистики
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Golovinov Denis Olegovich
Cadet of the Faculty of Military-Political Work and Journalism
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ