ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БОЕВОГО ОПЫТА МИРОТВОРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ
(10 НОЯБРЯ 2020 г. – 1 ФЕВРАЛЯ 2021 г.)
EDUCATIONAL POTENTIAL OF COMBAT EXPERIENCE OF PEACEKEEPING OPERATION IN NAGORNO-KARABAKH
(10.11.2020 – 1.02.2021)
УДК 37.018
БОЧКОВ Александр Федорович
|
|
BOCHKOV Aleksandr Fedorovich
|
Аннотация. В статье рассматривается проблема использования воспитательных возможностей боевого опыта проведения военных и миротворческих операций в современных условиях. | Abstract. The article discusses the problem of using the educational capabilities of combat experience in conducting military and peacekeeping operations in modern conditions. | |
Ключевые слова: боевой опыт; воспитательный потенциал; миротворческая операция; морально-боевые качества; морально-политическая и психологическая устойчивость; информационно-психологическое противоборство. |
Keywords: combat experience; educational potential; peacekeeping operation; moral and combat qualities; moral, political and psychological stability; information-psychological confrontation. |
С момента возникновения армии как специфического социального института важнейшим направлением деятельности командиров и начальников была и остается подготовка к успешному ведению боевых действий, эффективному выполнению задач по предназначению как подразделениями, так и отдельными военнослужащими. Во все времена полководцами и военачальниками, военными педагогами подчеркивалось огромное значение творческого осмысления и использования боевого опыта в подготовке войск. Тем не менее слова о том, что «генералы всегда готовятся к прошлой войне» [4] стали крылатыми небезосновательно.
С изменением условий войны, способов ведения боевых действий и других обстоятельств прошлый боевой опыт может утрачивать свое значение и даже превращаться в негативный фактор. В связи с чем возникает необходимость многофакторного анализа возможностей применения боевого опыта. Одним из аспектов такого анализа является использование педагогического потенциала боевого опыта с учётом прогноза внедрения новой техники, способов ведения боевых действий, технологических инноваций.
В самом широком смысле «потенциал» (от лат. potentia - сила) – это «…средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, государства в определённой области» [1].
Воспитание военнослужащего – это целенаправленная деятельность общества, государства, их учреждений и организаций, должностных лиц по формированию и развитию личности военнослужащего, побуждению ее к самосовершенствованию [2, С. 189].
То есть воспитательный потенциал в широком смысле можно определить как средства, запасы, источники или ресурсы, воспитательные возможности, имеющиеся в боевом опыте, которые могут быть актуализированы для достижения целей воспитания военнослужащих.
Миротворческая операция в Нагорном Карабахе была начата после подписания 9 ноября 2020 года лидерами России, Азербайджана и Армении соглашения о прекращении огня на территории непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. К моменту ее начала российским миротворческим контингентом (далее – РМК) в Нагорном Карабахе, активная фаза боевых действий военной операции, начатой Азербайджанской Республикой против непризнанной Нагорно-Карабахской Республики 27 сентября 2020 г., была фактически завершена. Решающим событием в вооруженном конфликте стало овладение азербайджанскими подразделениями 7 ноября 2020 г. городом Шуша, в результате чего Азербайджаном была достигнута основная военно-политическая цель – возвращение азербайджанских районов, с 1993 года контролируемых Арменией, при этом над территорией непризнанной Нагорно-Карабахской Республики был установлен частичный контроль.
После ввода РМК в Нагорный Карабах, первый этап его развертывания (с 10 по 14 ноября) проходил вдоль линии соприкосновения и в Лачинском коридоре, в районе завершившихся боевых действий. Сложность и напряжённость обстановки усиливали такие факторы как: большая протяжённость и сложность конфигурации линии боевого соприкосновения, близкое расположение войск противоборствующих сторон (в ряде случаев на удалении не более 100 метров), значительное количество беженцев из зоны вооруженного конфликта, разрушение объектов социальной инфраструктуры и жилых домов в условиях осенне-зимнего периода, неблагополучная санитарно-эпидемическая обстановка, наличие на территории кризисных районов большого количества взрывоопасных предметов и минно-взрывных заграждений (далее – МВЗ). Вышеперечисленные факторы привели к ещё большему обострению противоречий, существовавших между армянским и азербайджанским населением на территории Нагорного Карабаха. Решением командующего РМК район миротворческой операции был разделён на три зоны безопасности – «Север», «Юг» и «Лачин»; уточнение количества и мест размещения наблюдательных постов соответственно сложившейся обстановке в целом позволило до конца января 2021 года успешно выполнять задачи миротворческой операции.
Следующие два этапа развёртывания РМК в Нагорном Карабахе (с 15 ноября по 1 декабря и с 1 декабря 2020 г.) имели целью выполнение первоочередных пунктов трехстороннего соглашения (передача трех районов Азербайджану) и наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, содействие созданию безопасной обстановки в кризисных районах путем обеспечения своего присутствия, в том числе обеспечение безопасности движения по Лачинскому коридору (отвод армянских и азербайджанских подразделений из его границ).
В ходе выполнения миротворческих задач были применены новые технологии: контроль соблюдения условий перемирия с использованием беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА) и комплексов видеонаблюдения; разминирование местности с помощью многофункциональных робототехнических комплексов разминирования «Уран-6»; возведение блочно-модульных городков на 250, 60 и 15 мест в местах дислокации подразделений в целях улучшения условий размещения военнослужащих РМК (применение такого типа городков в труднодоступной местности и в условиях Крайнего Севера отработано Министерством обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) в течение последних лет).
Другой отличительной чертой миротворческой операции в Нагорном Карабахе являлось создание совместного российско-турецкого центра (далее – СРТЦ) по контролю за прекращением огня и военных действий в зоне конфликта (открыт 30 января 2021 года в Агдамском районе Республики Азербайджан). Кроме того, было обеспечено информационное сопровождение выполнения миротворческих задач официальным представителем РМК на регулярно проводимых брифингах.
Проведение миротворческой операции по поддержанию мира в кризисном регионе, входящем в сферу государственных интересов Российской Федерации и обеспечение защиты страны требуют от воинов-миротворцев высокой нравственно-психологической взаимоответственности, взаимопомощи и уважения, требовательности, наличия высоко развитых морально-боевых качеств и морально-политической и психологической готовности. В достижении морального перевеса немаловажную роль сыграла такая особенность миротворческой операции в Нагорном Карабахе, как неожиданность и стремительность, которыми характеризовался ввод российских миротворцев. Было задействовано общевойсковое формирование Сухопутных войск, предназначенное и специально подготовленное для участия в проведении миротворческих операций. Проведение операции ввода отрабатывалось на предварительном этапе миротворческой операции, в ходе планового проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки (учений), в том числе на стратегическом уровне, с отработкой вопросов выполнения миротворческих задач и перегруппировки войск на большие расстояния различными способами.
Кроме того, успех данной операции обеспечивало тщательно организованное взаимодействие между центральными органами военного управления, видами и родами войск Вооруженных Сил на этапе подготовки миротворческой операции, заблаговременная и качественная подготовка миротворческой операции на всех уровнях управления от Генерального штаба до штаба батальона включительно. Миротворческий контингент был оснащён самым современным вооружением, военной и специальной техникой, заблаговременно были созданы запасы материальных средств, была создана полноценная инфраструктура для размещения подразделений РМК в пунктах временной дислокации. Все подразделения, включенные в РМК, были укомплектованы военнослужащими контрактной службы, прошедшими специальную подготовку для выполнения миротворческих задач, предусматривающую в том числе изучение норм международного гуманитарного права в вооружённых конфликтах.
Для выполнения задач инженерного обеспечения (проведение инженерной разведки и разминирования местности и объектов) в интересах мотострелковых батальонов в первый эшелон миротворческих подразделений были включены подразделения инженерно-сапёрной роты. Серьёзную угрозу для жизни и хозяйственной деятельности местных жителей и военнослужащих РМК представляли неразорвавшиеся и брошенные в местах боестолкновений взрывоопасные предметы, МВЗ, бессистемно применявшиеся в ходе вооружённого конфликта. Сразу после начала миротворческой операции было проведено гуманитарное разминирование зоны боевых действий силами военнослужащих РМК и далее сплошная очистка местности [3; 5].
Кроме наблюдения за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, важнейшими миротворческими задачами являлись работа с местным населением, возвращение беженцев, поиск и передача погибших военнослужащих. Одной из отличительных черт миротворческой операции в Нагорном Карабахе был значительный масштаб оказания гуманитарной и медицинской помощи местным жителям, который не был отмечен в ранее проводимых миротворческих операциях. Патрулями российских миротворцев обеспечивалась безопасная доставка продуктов питания и предметов первой необходимости в удалённые населённые пункты Нагорного Карабаха, оказывалась гуманитарная помощь. Было перевезено 135 тонн гуманитарного груза (строительные материалы, бетонные блоки, железобетонные конструкции). Инженерно-технические подразделения миротворческих сил помогали восстанавливать дорожное движение, электро-, водо- и теплоснабжение социальных объектов и жилых домов, объектов гражданской инфраструктуры.
Одной из важных гуманитарных задач, возложенных на Межведомственный центр гуманитарного реагирования (далее – МГРЦ, начал работу 14.11.2020 г., с 9.01.2021 г. – ЦГР) являлось оказание медицинской помощи местному населению. Кроме оказания медицинской помощи в стационарно развёрнутых медицинских учреждениях (были развернуты два военно-полевых госпиталя), российскими военными медиками проводилась работа по оказанию помощи местному населению выездными врачебными бригадами. Благодаря усилиям командования российского миротворческого контингента по розыску пропавших и обмену пленных удалось вернуть домой большое количество граждан Армении и граждан Азербайджана. За период с 13 ноября 2020 г. по 30 января 2021 г. была осуществлена передача тел погибших военнослужащих армянской и азербайджанской сторонам.
Полученный опыт действий в период проведения миротворческой операции в Нагорном Карабахе показывает, что решение важнейших миротворческих задач (соблюдение условий перемирия и прекращения огня) сопровождается проведением широкого фронта работ с местным населением, имеющих исключительно гуманитарную направленность, участием военнослужащих в гуманитарных операциях. Моральная мотивация поведения и деятельности воинского коллектива при этом обуславливается и регулируется нормами международного гуманитарного права в вооружённых конфликтах, в силу чего изучение норм международного права включается в содержание военно-политической и боевой подготовки на предварительном этапе подготовки подразделений к проведению миротворческой операции.
Как видно из информационных документов, успех действий РМК в проведении миротворческой операции в Нагорном Карабахе во многом определяла высокая слаженность подразделений, прошедших боевую подготовку в условиях, приближенных к условиям проведения операции, высокий уровень применяемых технологий и инноваций, современное вооружение, военная и специальная техника, чёткая работа узлов связи в организации видеоконференцсвязи с наблюдательными постами и ведения видеонаблюдения в зонах ответственности. Использование БПЛА и комплексов видеонаблюдения на наблюдательных пунктах (далее – НП) позволило успешно выполнять задачи по контролю за выполнением условий перемирия, соглашения о прекращении огня и содействию создания безопасной обстановки в районе миротворческой операции [6].
Следует отметить, что миротворческий контингент был как материально и технически обеспечен, так и морально-политически и психологически устойчив, имел отличную боевую подготовку и надёжное тыловое обеспечение. Основным направлением организации социальной среды в период проведения миротворческой операции было создание безопасной обстановки в кризисных районах, в том числе обеспечение безопасной работы восстановительных бригад, восстановление законности и правопорядка, максимальное содействие местным властям в восстановлении мирной жизни, создание условий для оперативного и гибкого реагирования на складывающуюся обстановку.
Комплексная подготовка подразделений РМК в условиях проведения миротворческой операции в Нагорном Карабахе, таким образом, учитывала как военно-профессиональный аспект – знание современного оружия и боевой техники, повышение психологической устойчивости к стресс-факторам напряжённой обстановки района проведения боевых действий путём усиления интенсивности боевой подготовки, так и социально-психологический – информационное сопровождение проведения миротворческой операции, информирование личного состава об условиях и особенностях участия в предстоящих акциях, формирование высокой сплочённости, нравственной взаимоответственности воинского, командного, штабного коллектива путём введения элемента нормативной регуляции поведения и профессиональной деятельности (соответствия гуманитарным нормам международного права), а также индивидуально-психологический путём введения дополнительных критериев отбора военнослужащих для проведения операции (опыт участия в гуманитарных операциях в САР). Отработанный в период проведения миротворческой операции в Нагорном Карабахе процесс обеспечения выполнения воинскими подразделениями поставленных задач, таким образом, характеризуется плановой, намеренной организацией социальной среды, создающей предпосылки для развития разумной, творческой инициативы участников военно-профессиональной деятельности, способствует достижению целей миротворческой операции в условиях сложной геополитической обстановки, активизации коллективных усилий в проведении мероприятий дипломатического и военного характера, усиления роли согласованности действий сторон конфликта по соблюдению условий перемирия и прекращения огня.
Анализ боевого опыта проведения РМК миротворческой операции в Нагорном Карабахе показывает, что её успешность определяли концептуально важные моменты системы военно-политической и боевой подготовки. В целях повышения морально-политической и психологической устойчивости личного состава в ходе решения миротворческих задач – обеспечение безопасной обстановки, восстановление законности, содействие местным властям в восстановлении мирной жизни, широкомасштабная работа с населением, – были включены такие необходимые элементы, как: 1) обеспечение нормативности действий, правовое обеспечение в соответствии с нормами международного гуманитарного права, приобретающие в организации воспитательной среды интегративное значение для формирования нравственных мотивов коллективного характера; 2) чёткая организация и использование информационного пространства для информационного сопровождения деятельности РМК, в том числе и для обеспечения информационно-психологической защищённости как личного состава его соединений и подразделений, так и мирного населения кризисных районов на территории проведения операции.
Приоритетным направлением использования боевого опыта в контексте постоянно изменяющихся условий, средств и способов ведения войны, по нашему мнению, является использование воспитательного потенциала боевого опыта для повышения морально-политической и психологической устойчивости наших войск, а также противодействия негативному информационно-психологическому воздействию противника. Так как в настоящее время информационно-психологическое противоборство является самостоятельным видом боевых действий, одним из элементов боевого опыта следует рассматривать и гуманитарные акции, и работу с населением и т.д.
Другими важными составляющими воспитательного потенциала боевого опыта миротворческой операции будут являться:
- знание и использование современных образцов вооружения, военной и специальной техники;
- активное взаимодействие с другими дружественными государствами, оказывающими влияние на геополитическую ситуацию в регионе;
- тщательный подбор и активная военно-политическая работа с военнослужащими, планирующимся для участия в миротворческих операциях;
- заблаговременная (до начала миротворческой операции) подготовка с отработкой всех возможных вариантов развития событий, с различными вводными и изменениями обстановки с целью добиться слаженного и эффективного взаимодействия всех участвующих подразделений;
- обязательное проведение гуманитарных и медицинских миссий в зоне конфликта (в том числе разминирование), розыск пропавших и обмен пленных, помощь местному населению;
- изучение и четкое знание и выполнение личным составом норм современного международного гуманитарного права;
- хорошее материально-техническое обеспечение миротворческого контингента.
Таким образом, боевой опыт миротворческих операций обладает значительным воспитательным потенциалом. Существенным его компонентом является опыт осуществления информационно-психологического противоборства, работы с местным населением и населением своей страны, развития морально-боевых качеств, морально-политической и психологической готовности личного состава.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Большая советская энциклопедия // Академик [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/168433/ (дата обращения: 12.08.2022).
2. Военная педагогика: учебник для вузов / Под ред. И.А. Алехина. М., 2019. 416 с.
3. Малышев Д.В. Миротворчество на постсоветском пространстве: Нагорный Карабах и Казахстан // Россия и новые государства Евразии. 2022. №3 (56). С. 120-132.
4. Словарь крылатых слов и выражений // Академик [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/591/ (дата обращения: 12.08.2022).
5. Тонкошкуров В.П., Шигин А.В. Нагорный Карабах: российская миротворческая операция // Военная мысль. 2022. №4. С. 44-50.
6. Цыганков С.В. Информационно-психологическое обеспечение миротворческой операции ВС РФ на территории Нагорного Карабаха // Актуальные проблемы профессионально-практической психологии (Дьяченковские чтения – 2022). Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 346-352.
REFERENCES:
1. Great Soviet Encyclopedia // Academician [Electronic resource]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/168433/ (Access date: 12.08.2022).
2. Military pedagogy: a textbook for universities / Ed. By I.A. Alekhin. M., 2019. 416 p.
3. Malyshev D.V. Peacemaking in the post-Soviet space: Nagorno-Karabakh and Kazakhstan // Russia and the new states of Eurasia. 2022. No. 3 (56). Pp. 120-132.
4. Dictionary of popular words and expressions // Academician [Electronic resource]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/591/ (Access date: 12.08.2022).
5. Tonkoshkurov V.P., Shigin A.V. Nagorno-Karabakh: Russian peacekeeping operation // Military Thought. 2022. No. 4. Pp. 44-50.
6. Tsygankov S.V. Information and psychological support for the peacekeeping operation of the Russian Armed Forces on the territory of Nagorno-Karabakh // Current problems of professional and practical psychology (Dyachenkov’s readings - 2022). Collection of scientific papers of the I International Scientific and Practical Conference. M., 2022. Pp. 346-352.
Бочков Александр Федорович |
|
Bochkov Aleksandr Fedorovich |
Ерополов Евгений Петрович |
Eropolov Evgeniy Petrovich |
|
Головинов Денис Олегович |
Golovinov Denis Olegovich |