ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК В СФЕРЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ)
INFORMATION SUPPORT FOR TROOPS IN THE SPHERE OF MILITARY-POLITICAL WORK (ON THE EXAMPLE OF A SPECIAL MILITARY OPERATION)
УДК 122
ГУБЕНКО Максим Сергеевич
|
|
GUBENKO Maksim Sergeevich
|
Аннотация. В статье раскрываются ключевые направления информационного обеспечения войск в контексте военно-политической работы на примере активной фазы специальной военной операции. Рассматриваются информационно-психологическое сопровождение личного состава, методы информационно-пропагандистского воздействия, противодействие информационно-психологическим операциям противника, организация информирования военнослужащих, технические средства и каналы передачи информации, работа в СМИ и социальных сетях, а также роль командного состава и военно-политических органов. Основное внимание сосредоточено на современных вызовах информационной войны и необходимости создания надёжной системы информационного обеспечения морально-психологической устойчивости войск. | Abstract. The article reveals the key areas of information support for troops in the context of military-political work using the example of the active phase of a special military operation. It examines information and psychological support for personnel, methods of information and propaganda influence, counteraction to information and psychological operations of the enemy, the organization of informing military personnel, technical means and channels for transmitting information, work in the media and social networks, as well as the role of command staff and military-political bodies. The main attention is focused on the modern challenges of information warfare and the need to create a reliable system of information support for the moral and psychological stability of troops. | |
Ключевые слова: информационное обеспечение; информационная безопасность; информационные операции; защита от дезинформации; информационно-психологическое сопровождение; военно-политическая работа; специальная военная операция. |
Keywords: information support; information security; information operations; protection against disinformation; information and psychological support; military-political work; special military operation. |
Информационное обеспечение войск – неотъемлемая часть военно-политической работы, направленная на поддержание боеспособности и морально-психологического состояния личного состава в боевой обстановке. В условиях активной фазы специальной военной операции (СВО) оно включает комплекс мер по мотивации личного состава, управлению информацией и противостоянию пропагандистским атакам противника. Основные направления этой работы: психологическая поддержка и воспитание воинов; системное информационно-пропагандистское воздействие для формирования единой идеологической позиции; противодействие вражеским информационно-психологическим операциям (ИПсО); обеспечение чёткого и своевременного информирования солдат о складывающейся обстановке; использование современных технических средств связи и распространения информации; взаимодействие со СМИ и социальными сетями; эффективная координация органов военно-политической работы (ВПР) и командного состава. Эти элементы образуют единую систему, направленную на укрепление морального духа армии и противодействие «информационному оружию».
Основной целью информационного обеспечения является формирование у личного состава устойчивого морально-политического и психологического состояния, отвечающего требованиям современной войны.
Грамотное сочетание военно-политической работы, убеждающего информационного воздействия и технических мер позволяет минимизировать влияние негативной информации. В частности, опыт показывает, что целенаправленная информационно-воспитательная работа с военнослужащими способствует развитию у них необходимых морально-боевых качеств и невосприимчивости к вражеской пропаганде. Вводные занятия, лекции, «солдатские чтения» и официальные выступления руководства помогают сплотить личный состав и создать психологический барьер против ИПсО. Формирование «морально-политического единства армии и общества» становится приоритетной задачей в условиях гибридной войны.
Информационно-психологическое сопровождение личного состава
Психологическая поддержка военнослужащих – важнейший компонент военно-политической работы. Она включает обеспечение досуговых программ, религиозно духовных мероприятий, психологическое консультирование и оказание первой психологической помощи в условиях боевых действий. Основная задача таких мероприятий – повысить устойчивость к стрессу и сплотить коллектив. Например, при проведении боевых операций регулярно проводятся занятия по разгрузке эмоционального напряжения, спортивные мероприятия, психологические тренинги и работа военных психологов. Это способствует повышению боевого духа и снижению суицидальных тенденций. Руководство акцентирует внимание на «любви к Родине» и гордости за службу, что, по формулировкам полководцев, необходимо для победы в информационно-психологическом противоборстве.
Целенаправленная просветительская работа с личным составом лежит в основе психологического сопровождения. Её результаты зависят от реализации принципов упреждения, доходчивости и эмоциональной насыщенности мероприятий. Доказано, что эффективность противодействия психологическим диверсиям противника в значительной мере зависит от того, насколько командиры, их заместители по военно-политической работе и военные психологи учитывают закономерности функционирования психики в боевой обстановке. Именно поэтому офицерам и политработникам поручено планировать тренинги и информационные брифинги таким образом, чтобы бойцы получали своевременные разъяснения о целях операции, результатах и перспективах действий войск. Оперативное информирование, внутренние брифинги и доклады способствуют преодолению страха неизвестности и недовольства, что особенно важно в условиях затяжного конфликта.
Информационно-пропагандистское воздействие
Система военно-политической пропаганды и агитации направлена на формирование у личного состава и общества единого образа врага и веры в собственные силы в борьбе с ним. В задачи военно-политических органов входит организация выпусков информационных бюллетеней и газет соединений, доведение военно-политической информации, отобранной из новостных лент, организацию трансляций радио и телевидения, а также подготовка материалов специальных выпусков в социальных сетях. Так, создание материалов об успехах своих подразделений и подвигах военнослужащих укрепляет мотивацию солдат. Опыт Великой Отечественной войны показывает эффективность «солдатских газет» и наглядных плакатов, а современные инструменты – видеоотчеты военных корреспондентов и посты в Telegram-каналах – позволяют распространять позитивную информацию быстро и массово.
Информационно-пропагандистская работа также ориентирована на деморализацию противника. Например, официальные СМИ периодически публикуют разоблачения фейковых сообщений о СВО, тем самым нейтрализуя вражеские инсинуации. В рамках взаимодействия с гражданским обществом Минобороны РФ через социальные сети и пресс-доводит до граждан цели операции и прогресс их достижения. Отдельное внимание уделяется привлечению молодых бойцов: публикуются материалы о военной службе как почётной миссии, организуются интерактивные дискуссии с ветеранами. Таким образом, информационное воздействие в интересах собственных войск сочетает воспитательные элементы с целенаправленной пропагандой патриотических ценностей. Например, предложение депутатов об учреждении государственной премии имени А. Твардовского для военных корреспондентов подчеркивает роль журналистов, освещающих операцию, в формировании информационного суверенитета и моральной поддержки армии [2].
Противодействие информационно-психологическим операциям (ИПсО) противника
Одним из наиболее сложных направлений информационного обеспечения является защита войск от ИПсО противника. Это комплекс мероприятий по прогнозированию, предотвращению, срыву и ликвидации последствий информационных атак врага [3]. Информационно-психологические операции обычно нацелены на подрыв морально-психологической устойчивости солдат: дезинформирование о целях операции, запугивание ударами по тылам, психологические диверсии с целью посеять панику. Для защиты от подобных действий проводится непрерывный мониторинг информационного поля, анализ возможных «точек атаки» и активное просвещение личного состава: командиры и их заместители по военно-политической работе получают инструкции прогнозировать действия средств массового разложения врага. На практике противодействие ведется комплексно. Используются технические меры (каналы связи охраняются шифровкой, применяются радиоэлектронная защита и подавление вражеских широковещательных устройств). Одновременно организуются операции по встречной пропаганде: демонстративные учения с ложным раскрытием планов, контролируемые утечки дезинформации, направленные на введение противника в заблуждение.
Полное информационное обеспечение включает радиоэлектронную борьбу (РЭБ) с каналами противника и активную контрпропаганду. Например, спецслужбы проводят целенаправленные теле- и интернет-кампании, разоблачающие западные фейки и демотивирующие националистические мифы, что подрывает эффективность вражеской агитации. По результатам анализа информационных атак разрабатываются конкретные рекомендации. Недавние исследования отмечают, что методы западной и украинской информационной пропаганды против России базируются на создании «кадровых фейков» и навязывании собственного негативного образа. В ответ формулируются меры по усилению информационной гигиены войск: оперативное опровержение недостоверных сообщений, контроль распространения личных фото- и видеоматериалов из зоны операции и подготовка морально-психологического щита для наиболее уязвимых категорий (семьи военнослужащих, бойцы, недавно заключившие контракт и др.) [4]. Как показывает практика, выделение таких целевых групп оказывает существенную помощь в нейтрализации ИПсО: командиры вместе с психологами и политработниками заранее прорабатывают способы реагирования на возможные провокации и информируют солдат о потенциальных угрозах.
Информирование личного состава
Организация информирования войск – важный элемент управления боевыми действиями и обеспечения моральной устойчивости. Личному составу должны регулярно доводиться достоверные информационные донесения о ходе операции, приказания командиров и сводки об обстановке. Это включает ежедневные брифинги, печатные сводки, боевое информирование и видеоконференции с военачальниками. Доступ личного состава к официальной информации помогает предотвратить слухи и хаос в подразделениях. Поощряется наличие собственных «военных журналистов» в подразделениях, ведущих сводки с передовой. Одновременно в коммуникационной системе предусматриваются и коды для экстренных сообщений (например, указание на обстрелы или потери), что повышает скорость реакции на критические ситуации.
Технически информирование осуществляется через надежные каналы связи: полевые радиостанции, спутниковую связь, защищенные сети передачи данных и выделенные каналы Минобороны. Важную роль играет организация связи и связь выделенных информационных центров. В задачи органов управления входит непрерывный сбор разведывательных данных и их анализ, что обеспечивает руководителей ситуационно значимой информацией для принятия решений. Информационная поддержка принятия решений предполагает быстрое оповещение войск об изменениях в приказах и обстановке. В целом весь комплекс сбора, аналитики, информирования и коммуникаций входит в круг задач по информационному обеспечению управления войсками.
Технические средства и каналы передачи информации
Современное информационное обеспечение опирается на разнообразие технических средств и каналов. В состав систем связи входят портативные и стационарные радиостанции разного диапазона, спутниковые терминалы, защищенные радиорелейные линии и бортовые средства связи. Активно используются цифровые системы на базе защищенных мобильных приложений и сетей VoIP. На тактическом уровне применяются беспилотные летательные аппараты (БПЛА) связи для мгновенного обмена данными.
В условиях гибридной войны ключевым становится обеспечение связью в условиях радиоэлектронного противодействия: российские войска развивают системы помехоустойчивой связи, а также системы помех для вражеских сетей. Информационные каналы включают не только средства связи, но и каналы вещания. Армейское радио и кабельное телевидение транслируют специальные программы для войсковых частей. Созданы полевые и подвижные студии военного телевидения, обеспечивающие показ обращений руководства. Интернет-трансляции официальных пресс-конференций, защитные сетевые форумы и группы оперативных сводок дополняют картину. При этом важно следить за закрытием уязвимостей: личные устройства солдат ограничены в доступе к общедоступным сетям, чтобы исключить утечки и заражение пропагандой. Таким образом, комплекс технических средств и каналов передачи информации призван обеспечить надежную связь «от центра к солдату» и обратно, сохраняя при этом требуемый уровень информационной безопасности подразделений.
Работа в СМИ и социальных сетях
Современное информационное обеспечение предполагает активное взаимодействие со средствами массовой коммуникации и социальными сетями. Государственные информационные ресурсы (официальные сайты и каналы Минобороны, военное телевидение, армейские газеты) регулярно публикуют новости, интервью с бойцами и анализ обстановки. Это не только информирует граждан, но и демонстрирует солдатам поддержку государства.
Особое внимание уделяется Telegram-каналам и другим популярным платформам: через них оперативно распространяются проверенные новости и видеоматериалы с мест событий. Социальные сети, несмотря на риски фейков, служат и источником позитивной информации. Создаются информационные поводы (акции, флешмобы, обращения известных личностей) для поддержания патриотического настроя. При этом введены жёсткие ограничения на публикации в «открытых» соцсетях: военнослужащим запрещено самостоятельно разглашать детали операций и свои позиции, чтобы не навредить безопасности группы и не стать мишенью провокаций. Специальные онлайн-группы и внутренние порталы закрытого доступа позволяют обмениваться сообщениями между военнослужащими и штабами без утечки. Параллельно ведется деятельность по выявлению и нейтрализации фейков в сети: оперативные группы мониторят сообщения о СВО и своевременно опровергают недостоверные «вбросы». Как отмечают специалисты, социальные сети стали «фронтом» информационной войны, и умение адаптировать контент к этим платформам критически важно для поддержания нужной информационной картины [3].
Роль командного состава и военно-политических органов
Руководство подразделений и военно-политические органы играют центральную роль в реализации информационного обеспечения. С одной стороны, организация информационной работы лежит на заместителях командиров по военно-политической работе и военных психологах. Они планируют воспитательные мероприятия, контролируют выпуск внутренней газеты и информацию на стендах, а также занимаются социальной и психологической адаптацией новобранцев. С другой стороны, за все аспекты боевых действий отвечают командиры и штабы, которые должны обеспечивать единство позиции и фильтр донесений. В практику введены регулярные совещания, на которых политработники вместе с командным составом обсуждают информационные риски и корректируют содержание информации для личного состава. От того, насколько чётко командиры вовлекают своих заместителей по военно-политической работе в оперативное планирование и оценивают настроение войск, во многом зависит успех мероприятий по противодействию психологическим атакам.
Командиры и политработники совместно определяют объекты наиболее сильного воздействия в подразделениях: как показывает практика, к ним часто относят новобранцев, военнослужащих женского пола, контрактников, офицеров, военнослужащих в зоне конфликта, а также персонал, работающий со средствами связи.
Для каждой группы разрабатываются профилактические меры (разъяснительные беседы, встречные материалы, групповая работа). Чем раньше выяснены уязвимые «сегменты» личного состава, тем более действенными окажутся контрмеры. Важнейшим элементом является также информирование командного состава вышестоящего звена о ходе военно-политической работы: регулярная обратная связь позволяет коррелировать психологические тренинги и оборонительные информационные операции с реальной ситуацией на фронте [4].
Таким образом, создание гибкой системы военно-политической работы и обязанность командиров проводить воспитательную работу обеспечивает неразрывную связь стратегических планов с повседневной жизнью подразделений. Историческая преемственность роли военных агитаторов подтверждается объявлением инициативы о награждении современных военкоров, что лишь подчёркивает значимость информационного фронта наряду с боевыми операциями.
Заключение
Активная фаза специально военной операции продемонстрировала, что информационное обеспечение войск в рамках военно-политической работы является ключом к успеху. Слаженное информационно-психологическое сопровождение, распространение достоверной информации, эффективная защита от ИПсО противника, налаженная система внутренней коммуникации и современная техническая база – все это формирует прочную основу боевого духа армии. Результаты современных исследований подтверждают необходимость комплексного подхода: анализ методов пропаганды противника и разработка систем противодействия позволяют сформировать действенную стратегию информационной безопасности [4].
Практика показывает, что критически важно вовлекать личный состав в информационные процессы, помогая ему чувствовать себя информированным и защищенным. Только всестороннее взаимодействие военно-политических органов, командования и технических служб сможет обеспечить стойкость армии перед лицом информационных вызовов. В перспективе приоритетными остаются развитие аналитических центров по мониторингу ИПсО, совершенствование сетей связи и повышение профессионализма военных политработников и психологов. Поддержка и признание работы всех участников информационной сферы (включая военных корреспондентов) подчеркнут и усилят значимость информационного фронта современной войны.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шпак А.А., Мирошкин М.В. Противодействие информационной войне в условиях СВО как аспект информационной безопасности // Современное право. 2025. № 3. С. 51-54.
2. В Госдуме предложили учредить премию для военных корреспондентов // РИА Новости. 29.05.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20250529/voenkory-2019683061.html (дата обращения: 29.05.2025).
3. Губенко М.С., Адутов Р.Р. Деятельность военно-политических органов по защите личного состава Вооруженных сил Российской Федерации от современного негативного информационно-психологического воздействия // Военная безопасность России: взгляд в будущее: Материалы 6-й Международной межведомственной научно-практической конференции научного отделения № 10 Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Москва, 18 марта 2021 года: в 3 т. / Российская академия ракетных и артиллерийских наук, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Военная академия ГШ ВС РФ. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2021. Т. 2. С. 292-301.
4. Касюк А.Я. Информационно-психологическое воздействие в информационном противоборстве // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. № 1. С. 22-34.
REFERENCES:
1. Shpak A.A., Miroshkin M.V. Counteraction to information warfare in the context of the SVO as an aspect of information security // Modern law. 2025. № 3. Pp. 51-54.
2. The State Duma has proposed establishing an award for war correspondents // RIA Novosti. 29.05.2025. [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/20250529/voenkory-2019683061.html (Access date: 29.05.2025).
3. Gubenko M.S., Adutov R.R. Activities of military-political bodies to protect personnel of the Russian Armed Forces from modern negative information and psychological impact // Military Security of Russia: A Look into the Future: Proceedings of the 6th International Interdepartmental Scientific and Practical Conference of Scientific Department No. 10 of the Russian Academy of Missile and Artillery Sciences. Moscow, March 18, 2021: in 3 volumes / Russian Academy of Missile and Artillery Sciences, Bauman Moscow State Technical University, Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation. Moscow: Bauman Moscow State Technical University, 2021. Vol. 2. Pp. 292-301.
4. Kasyuk A.Ya. Information and psychological impact in information confrontation // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences. 2021. № 1. Pp. 22-34.
Губенко Максим Сергеевич |
|
Gubenko Maksim Sergeevich |
Буевич Андрей Дмитриевич |
Buevich Andrey Dmitrievich |
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЗАЩИТНИКА ОТЧЕСТВА В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
SOCIAL ASPECTS OF THE FORMATION OF THE FATHERLAND DEFENDER PERSONALITY IN THE RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE CONDITIONS OF MILITARY CONFLICTS
УДК 316.1
КИРИЛЛОВ Николай Петрович
|
|
KIRILLOV Nikolai Petrovich
|
Аннотация. Статья посвящена вопросам анализа социальных аспектов в процессе формирования личности защитника Отчества в вузах Российской Федерации в условиях военных конфликтов. Анализируются возможные подходы и направления к оптимизации данного процесса с опорой на базовые государственные нормативные документы и существующее в настоящее время социально-научное знание путей решения этой проблемы в вузах Российской Федерации. Особое внимание уделяется формированию новых социально-экономических моделей, приоритетом которых является развитие и совершенствование образовательных систем, направленных на расширение мировоззренческой, а также гуманитарно-просветительской функции, лежащих в основе формирования личности защитника Отчества. | Abstract. The article is devoted to the issues of analyzing social aspects in the process of forming the personality of the defender of the Fatherland in the universities of the Russian Federation in the conditions of military conflicts. Possible approaches and directions for optimizing this process are analyzed based on basic state regulatory documents and currently existing social and scientific knowledge of ways to solve this problem in universities of the Russian Federation. Particular attention is paid to the formation of new socio-economic models, the priority of which is the development and improvement of educational systems aimed at expanding the ideological, as well as humanitarian and educational functions underlying the formation of the personality of the defender of the Fatherland. | |
Ключевые слова: национальная безопасность; современная социальная реальность; угрозы и вызовы; система показателей и индикаторов национальной безопасности; ключевые показатели; компетенция. |
Keywords: national security; modern social reality; threats and challenges; system of indicators and indicators of national security; key indicators; competence. |
Реализация целей и задач, определяемых специальной военной операцией, с особой остротой подчеркнула непреходящую роль личности молодого человека, который потенциально является защитником Отчества. В то же время социум, в котором происходит процесс его социализации, характеризуется возрастающим риском все более неприемлемого явления дивергенции, в основе которого лежит разрыв между качеством и эффективностью преподавания общественных наук и морально-психологическими особенностями учащихся, представляющих собой основу молодого поколения, проживающего в Российской Федерации. Как показывает практика жизни, последствия данного процесса могут привести к негативным явлениям в российском обществе, характеризуемым его политической дестабилизацией, возрастанием социальной напряженности, угрожающих стабильности и эффективности развития его основных социальных институтов. История и практика жизни свидетельствуют, что расхождения в понимании обучающимся ключевых социально-политических представлений и моделей жизнедеятельности личности, общества и государства может способствовать росту конфликтных ситуаций внутри самого образовательного сообщества.
Частично данную проблему позволяет решить реализуемая сегодня в системе вузов России дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Однако в силу объективных и субъективных подходов данная дисциплина, начиная с 2010 года, в основном затрагивает техническую проблематику, касающуюся жизнедеятельности человека. Вопросы формирования личности учащегося как активного гражданина, а следовательно и защитника Отечества, из курса практически убраны. И это несмотря на то, что компетенция УК-8 «Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций» предусматривает обязательную природную и социальную компоненту безопасности [4].
Компенсировать данный недостаток, по мнению автора, частично может предполагаемое введение в системе высшего образования Российской Федерации дисциплины «Основы российской государственности». Введение данной дисциплины планируется для учащихся, обучающихся по образовательным программам как бакалавриата, так и специалитета. Она охватывает все формы очной, очно-заочной и заочной системы образования на всей территории Российской Федерации. Одной из главных задач данной дисциплины является формирование у современного студента чувства высокой гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине – Российской Федерации [6].
Решение данной задачи позволит сформировать у каждого студента систему знаний, позволяющих выработать целый комплекс навыков, которые в свою очередь будут являться основой формируемых компетенций, необходимых для защитника Отечества. Кроме того, данный процесс будет являться основой для формирования ценностей, позволяющих осознать свою принадлежность к современному российскому обществу, для которого сегодня очень важно осознание каждым его членом своей принадлежности к решению сложный социальных проблем нашего государства, которые обусловлены стремлением «коллективного Запада» нанести «смертельное поражение» современной России. Данная угроза, которая возникала далеко не сейчас и имеет глубокие исторические корни, характеризуется многолетним противостоянием различных социальных систем и требует от каждого гражданина России постоянной готовности дать отпор нашим врагам. Сформировать эту готовность невозможно без развития высокого чувства патриотизма, гражданственности, которые, в свою очередь, невозможны без духовно-нравственной и культурно развитой цельной личности, Именно она, личность, должна осознать сложности и особенности выше обозначенной угрозы для современной России, самобытность которой как социально-политической организации настоятельно требует от каждого её гражданина максимального сопряжения индивидуального достоинства с общественным прогрессом, без которого невозможна политическая стабильность нашей Отчизны [1].
Решение данной проблемы в рамках высших учебных заведений Российской Федерации при последовательном освоении обучающимися необходимого уровня знаний, научно обоснованных концепций, разработанных на базе исторических, социологических, а также культурологических и других компонентов, закладывающих методологические основы анализа проблем развития России как государства-цивилизации, лежит в плоскости формирования её базовых основ в историческом процессе, характеризуемом наличием угроз и опасностей, носящих политический, экономический, технологический и другой характер. Рассмотрим данные направления более подробно.
Первое, на чём целесообразно сосредоточить наше внимание, касается вопроса диалектического представления исторического пути развития России, сделав упор на особо значимые вехи в её развитии, принципы и особо актуальные, значимые ориентиры [5].
Второе направление заключается в развитии и раскрытии ценностно-поведенческого компонента чувства гражданина и патриота, которое неотделимо от развитого и критического мышления, характерного для всестороннего развития личности, способности к независимому, самостоятельному суждению об актуальных процессах в обществе и за его пределами [2].
Третье направление состоит в анализе фундаментальных достижений и свершений, связанных с развитием России как государства-цивилизации, постоянном представлении их в диалектическом развитии, воспитывающим в каждом гражданине гордость за сопричастие к своему народу и его культуре.
Четвертое направление заключается в представлении ключевых смыслов, этических и мировоззренческих доктрин, сложившихся внутри России как государства-цивилизации, которые наиболее ярко отражают её многонациональный и общинный характер.
Пятое направление включает в себя анализ особенностей политической организации современного российского общества, его каузальную природу. Особое внимание следует сосредоточить на ценностном обеспечении актуальных решений институционального характера, их особой поливариантности во взаимоотношениях российского государства и общества на федеральном уровне [3].
Шестое направление проявляется в исследовании наиболее вероятностных вызовов внутреннего и внешнего характера, стоящих перед российской цивилизацией как государством в настоящий период, обозначив при этом основные сценарии в её перспективном развитии.
Седьмое направление включает в себя обозначение фундаментальных ценностных принципов в российской цивилизации. К ним относится единство и многообразие Российской Федерации, её суверенитет через силу и доверие, а также согласие (сотрудничество). Особое место в данном ряду занимают любовь и ответственность, а также созидание и развитие. Завершают данный перечень связанные между собой крепкой нитью ценностные ориентиры цивилизационного развития российского государства, среди которых выделяются стабильность, выполняемая миссия, а также ответственность и справедливость в социуме [3].
Реализация данных направлений будет способствовать достижению следующих результатов, которые можно сгруппировать по нескольким блокам.
Блок 1. Осознание и понимание современной российской государственности, её актуальной политической обустроенности как страны в культурно-ценностном и историческом аспектах, восприятии непрерывного характера отечественной истории, характеризующей её многонациональный и цивилизационный вектор развития.
Блок 2. Восприятие и разделение зрелого чувства гражданственности и своей принадлежности к российской цивилизации и российскому сообществу, способность воспринимать своё развитие опосредовано сквозь систему общественного блага и характерных для личности морально-нравственных критериев [6].
Блок 3. Участие в формировании и совершенствовании политического уклада своей Родины, принятие и разделение ответственности за происходящее в стране, осознание значимости своего гражданского участия и перспективы своей самореализации в общественно-политической жизни.
Блок 4. Развитие в себе навыков критического подхода и независимого суждения, которые позволяют совершенствовать свои исследовательские компетенции несмотря на резонансные проблемы и вызовы.
Блок 5. Формирование у личности способности к внимательному, объективному исследованию поступающей информации, а также умению учитывать различные мнения, суждения, а также высказывания различных субъектов на реальность, достоверность, релевантность и конвенциональность.
Блок 6. Постоянное совершенствование и реализация своих навыков личной, а также массовой коммуникации, формирование в себе способности к возможному мировоззренческому компромиссу, уважительному обоснованному принятию различных решений по национальному, религиозному, культурному вопросу, а также особенностей в развитии и существовании различных народов и обществ Российской Федерации [6].
Блок 7. Выработка уверенности в овладении ключевой информацией о государственно-политическом обустройстве Российской Федерации, своего региона, формирование компетенции по осознанному историческому восприятию и политическому анализу современных событий.
Блок 8. Формирование лично у себя способности к агрегированию различных знаний и на этой базе реализация артикуляции активной гражданско-политической позиции, выработка ценностно значимых навыков вовлеченности в общественную деятельность и неравнодушной позиции (эмпатии) по ключевым вопросам своего социума и своей Отчизны –Российской Федерации.
Таким образом, рассмотренные вопросы анализа социальных аспектов в процессе формирования личности защитника отчества в вузах российской федерации в условиях военных конфликтов свидетельствуют об актуальности данной проблемы. Проанализированные возможные подходы и направления к оптимизации данного процесса с опорой на базовые государственные нормативные документы и существующее в настоящее время закладывает некоторые основы социально-научного знания путей решения этой проблемы в вузах Российской Федерации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 2976).
2. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229).
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400).
4. Кириллов Н.П. Безопасность предпринимательства в современной России: вопросы теории и практики \\ Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 1 (14). С. 166-180.
5. Кириллов Н.П. Социологическая концепция институционализации социально-экологического управления в Вооруженных Силах Российской Федерации \\ Социальная политика и социология. 2013. № 6-2 (101). С. 7-24.
6. Проект концепции учебно-методического комплекса модуля «Основы российской государственности» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru (дата обращения: 12.05.2023).
REFERENCES:
1. Military Doctrine of the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 25, 2014 № 2976).
2. The concept of foreign policy of the Russian Federation (approved by the Decree of the President of the Russian Federation of March 31, 2023, № 229).
3. National Security Strategy of the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021, № 400).
4. Kirillov N.P. Security of entrepreneurship in modern Russia: issues of theory and practice \\ Materials of Afanasyev readings. 2016. № 1 (14). Pp. 166-180.
5. Kirillov N.P. Sociological concept of institutionalization of social and environmental management in the Armed Forces of the Russian Federation \\ Social policy and sociology. 2013. № 6-2 (101). Pp. 7-24.
6. Draft concept of the educational and methodological complex of the module "Fundamentals of Russian statehood". [Electronic resource]. URL: https://fgosvo.ru (Access date: 12.05.2023).
Кириллов Николай Петрович |
|
Kirillov Nikolay Petrovich |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК АСПЕКТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE OF A LECTURER AS AN ASPECT OF THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY UNIVERSITIES
УДК 378
КОВАЛЬСКИЙ Виктор Брониславович
|
|
KOVALSKIY Viktor Bronislavovich
|
Аннотация. В статье идёт речь о педагогической культуре преподавателя, которая занимает особое место в структуре компетентности педагога. Человек культуры – это, прежде всего, самостоятельная личность, для которой доминантой определяется способность к самоопределению в мире культуры. В педагогической плоскости это подразумевает дальнейшее развитие у обучающихся самостоятельности, самосознания и саморазвития. | Abstract. The article discusses the pedagogical culture of a teacher, which occupies a special place in the structure of a teacher's competence. A person of culture is, first of all, an independent personality, for whom the dominant is the ability to self-determination in the world of culture. In the pedagogical plane, this implies the further development of independence, self-awareness and self-development in students. | |
Ключевые слова: педагогическая культура; роль преподавателя в системе педагогического процесса; субъект культуры; личность. |
Keywords: pedagogical culture; role of the teacher in the system of the pedagogical process; subject of culture; personality. |
Социальные, экономические и политические преобразования в нынешних условиях не могли не отразится на образовании. Как известно, человек взаимодействует с множеством всевозможных объектов, которые относятся к природе, культуре, технике, социуму.
Взаимодействие и отношения между людьми всегда волновали цивилизованное общество. Человек, его взаимоотношения в социуме, оказывает влияние на формирование его сущности, мировоззрение, отношение к себе и себе подобным, детерминируя его поведение в мире, формирует его характер, мировоззрение и поведение в обществе.
Бытие человека осуществляется в двух формах: как индивида и как члена общности людей. В этом направлении развивалась и продолжает развиваться действительность человеческих отношений.
Как правило, социализация человека, интеграция его в общество происходит через семью, учебное заведение, коллектив.
Современное образование строится на партнёрстве между учащимися и педагогами, основанном на взаимном уважении; самоуправлении будущих преподавателей, развитии их самостоятельности; творческом подходе к обучению, стимулирующем инновации; формировании личности педагога через саморазвитие и самовоспитание.
Особое внимание уделяется подготовке специалистов для работы в Вооруженных Силах, что требует углублённого изучения военно-педагогических дисциплин; разработки адаптированных методик обучения; учета специфики служебной деятельности военнослужащих.
Исходя из постулата, что человек – центральная ценность общества, воспитание направлено на его всестороннее развитие, раскрытие интеллектуальных и физических способностей, формирование нравственных принципов и социальной ответственности.
Расширение образовательного кругозора и раскрытие креативных способностей, формирование рефлексивных навыков и поддержка личностного роста способствуют культурному развитию личности.
Преподаватель в педагогическом процессе играет центральную роль, что требует от него высокой профессиональной мобильности и экспертности, своевременной адаптации к динамике социокультурных изменений.
Бесспорно, педагог должен понимать и воспринимать международные образовательные процессы и их влияние на локальные образовательные системы.
От педагога требуется высокий уровень фундаментальной подготовки: знание историко-культурных, этнических и глобальных аспектов образования, интеграции научных знаний в реальные педагогические ситуации.
Следует отметить, что в качестве критерия профессионализма педагога уместно оценивать применение им инновационных методик и цифровых инструментов, а также участие в академической работе и исследованиях.
Без высоких личностных характеристик, например, таких как эмоциональный интеллект и устойчивость к профессиональным вызовам, управленческие компетенции и стремление к постоянному развитию, повышение уровня образования и творческого потенциала, а также развитие навыков самоанализа и самосовершенствования, бесперспективно достижение высокого профессионализма педагога.
Данные требования отражают необходимость сочетания теоретической базы, практических навыков и гуманистического подхода в современной педагогике.
Таким образом, эффективность педагогической системы зависит от гармоничного сочетания гуманистических принципов, профессионализма преподавателей и адаптации образовательных стратегий к современным вызовам. Благодаря деятельности педагога создаётся интеллектуальный и духовный потенциал нации, развивается национальная наука, техника, культура, сохраняется и приумножается культурное наследие.
Тем не менее, качество подготовки преподавателей военных вузов во многом не соответствует современным требованиям, когда на вооружение поступают современнейшие образцы военной техники. В связи с этим актуальной остается проблема обеспечения военных вузов достаточно подготовленными, профессионально компетентными кадрами, характеризующимися высоким уровнем культуры в целом и педагогической в частности. Исходя из вышесказанного следует отметить, что проблема формирования педагогической культуры педагогов весьма и весьма актуальна.
Философские взгляды формирования педагогической культуры были отражены в трудах Г.С. Батищева, В.Н. Турченко, Л.Ф. Колесникова, В.В. Давыдова, Л.Г. Борисовой и др.
Истинный смысл образования раскрывается только при наличии у человека знаний об общей культуре, поскольку лишь в поликультурной среде могут формироваться специалисты, способные свободно и критически мыслить, воспроизводить духовно-интеллектуальные ценности, которые всегда необходимы обществу и образовательным учреждениям как одному из ключевых социальных институтов.
Культурный человек – это духовно обогащённая, воспитанная личность, знающая нормы поведения и морали, обладающая творческими способностями. Такой человек интересуется искусством, театром, кино, литературой, посещает музеи и выставки. Формирование такой личности подразумевает развитие духовных потребностей: стремление к самопознанию, поиску смысла жизни, красоты, общению, творчеству, наличие гуманистических идеалов и стремление к счастью.
Воспитание такого человека требует коренного изменения содержания педагогического образования, ориентированного на общечеловеческие и национальные ценности, мировую и национальную духовную культуру. Это включает вовлечение учащихся в осмысление основ философии, культурологии, аксиологии, эстетики, гуманистики, психологии, педагогики и других гуманитарных дисциплин.
Личность как субъект культуры – это, прежде всего, гуманная личность, где человечность является центром нравственности. Любовь к людям как основа социального бытия подразумевает милосердие, чуткость, доброту, эмпатию, способность заботиться о слабых и пожилых, уважение уникальности каждого индивида, толерантность к представителям других национальностей и понимание социального статуса в обществе. Педагогический подход к формированию такой личности требует гуманизации содержания образования, его методов и всей системы учебно-правовых отношений.
Такой человек – это творческая личность, постоянно развивающаяся и духовно обогащающаяся. Ей свойственно толерантное мышление, стремление к самореализации и творчеству во всех сферах жизни: учёбе, работе, общении, быту, досуге. Психолого-педагогические ориентиры для такой личности должны быть направлены на развитие способностей, потребности в преобразующей деятельности, совершенствование знаний и навыков, сочетание аналитического и интуитивного мышления, а также стремление к жизнеутверждению.
Человек культуры – это самостоятельная личность, чьей главной чертой является способность к самоопределению в мире культурных ценностей. В педагогическом контексте это означает развитие у учащихся самостоятельности, самосознания, саморазвития, умения уважать мнения других, сохранять чувство собственного достоинства, ориентироваться в духовных ценностях и культурной среде, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно выбирать стиль поведения и жизненный путь – то есть осознанно определять смысл своей жизни.
Человек культуры – это, прежде всего, самостоятельная личность, для которой доминантой определяется способность к самоопределению в мире культуры. В педагогической плоскости это подразумевает дальнейшее развитие у обучающихся самостоятельности, самосознания и саморазвития, суждений в сочетании с уважением к взглядам других людей, чувство собственного достоинства, умение ориентироваться в мире духовных ценностей и окружающей культурной среде, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, самостоятельно выбирать стиль поведения, пути их развития, то есть смысл своей жизнедеятельности.
В научной литературе выделяют понятия «культура», «духовная культура», «профессиональная культура», которые являются источником формирования педагогической культуры. Также, согласно социокультурному подходу, важным фактором которого является единство всеобщего, национального и личностно-культурного, доказано, что понимание сущности культуры является основой формирования личности учителя, поскольку школа, в том числе и высшая, является институтом воспроизводства, и передачи культуры. Культура выступает именно как человеческий способ бытия, который определяет весь спектр практической и духовной деятельности человека, его возможное взаимодействие с внешним миром и самим собой.
В современных гуманитарных науках существуют различные виды культуры: политико-правовая, художественно-эстетическая, физическая, культура труда и быта, научная, морально-нормативная, а также коммуникативная культура (культура общения), социально-педагогическая. Между этими типами культуры раскрывается сложная диалектика материального и духовного аспектов человеческого сосуществования. Все это направляет прогрессивные изменения в различных сферах человеческой деятельности. Результатом этого является развитие четкого взаимодействия человека с внешним миром, другими людьми и с его внутренней сущностью. Результатом этого является формирование интеллектуальной, нравственной, правовой, эстетическо-эмоциональной культуры личности через механизм сознания, достигаемый в различных сферах общественного сознания (наука, искусство, мораль, философия, право, религия, политика), то есть через усвоение определенного культурного и духовного опыта общества, восстановление его культурной сферы и создание нового и самобытного.
Духовная культура является жизненным ядром личности, выражением подлинных общечеловеческих ценностей, которые были установлены человечеством в процессе разворачивания всей истории мировой культуры. К ним относятся три фундаментальных духовных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Они являются общей основой всех культурных явлений, их внутренней сущностью, что позволяет рассматривать духовность не только как философскую, но и педагогическую категорию.
Следует отметить, что социокультурные ценности восстанавливаются, ретранслируются, создаются каждым человеком самостоятельно. В определенной степени они усваиваются в готовом виде на основе информационно-архетипических источников и опыта человечества. Культура сохраняет и передает ценности из поколения в поколение, от этноса к этносу, от общества к личности. Ретрансляция культурного наследия и артефактов является сутью культурно значимого образования.
Так, если образование вооружает человека знаниями, а процесс обучения позволяет овладеть навыками и умениями, то воспитание – это приобщение индивида к определенной системе ценностей. Таким образом, содержание обучения, воспитания и развития в учебном заведении сводится к формированию осознания элементарных основ культуры, восприятию духовных ценностей, а также формированию способности к приобщению к системным знаниям, накопленным человечеством. Поэтому воспитание по своей глубинной сути – это накопление знаний через усвоение духовных ценностей человечества.
Из этого следует, что духовность и духовная культура являются основой профессиональной культуры, которая отражается в сфере профессиональной деятельности каждого трудоспособного человека.
Профессия как социокультурное наследие имеет четкую структуру, которая включает в себя предмет, средства и результат профессиональной деятельности (цели, ценности, образцы, идеалы, нормы, методы), и содержание которых отражает уровень духовного развития субъекта культуры.
Выделение феномена педагогической культуры как одного из краеугольных компонентов культуры общества обусловлено спецификой педагогической деятельности педагога, которая направлена на формирование растущей личности, способной в будущем воспроизводить, обогащать и транслировать культуру этнических групп и общества.
В целом в плоскости образовательного процесса основополагающим фактором передачи культуры и духовных ценностей является уникальная индивидуальность педагога-воспитателя, выступающего в качестве носителя культуры и субъекта человеческих отношений. При этом учитывается главный педагогический постулат, согласно которому учитель, прежде всего, является уникальной, неповторимой личностью, находящейся в постоянном изменении, обогащении в восходящем, позитивном направлении. Именно через профессиональную культуру педагога отражаются его профессиональные цели, мотивы, знания, навыки, качества, способности, установки.
Итак, можно сделать вывод, что типы культур образуют своеобразную генетически связанную цепочку: «культура» – «духовная культура – «профессиональная культура» – «педагогическая культура» – «культура обучающегося как личности».
Основные перспективные направления изучения проблем культуры преподавателя связаны с разработкой программ индивидуальных образовательных направлений, реализуемых в рамках накопительной системы повышения квалификации педагогов, а также с повышением уровня педагогической культуры.
Подходы к решению данной проблемы должны быть ориентированы на формирование у преподавателей потребности в самоанализе, самопознании и стремлении адекватно действовать, изменяя себя в условиях быстро меняющегося мира. Формирование этих потребностей и их реализация являются важнейшим условием достижения высоких педагогических результатов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
2. Алёхин И.А. К вопросу о философии образования // Военный академический журнал. 2017. № 3 (15). С. 94-102.
3. Аракелова Т.Л., Безродных Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография / Под ред. Е.В. Коротаевой. Новосибирск: ЦРНС, 2010. 172 с.
4. Барабанщиков А.В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.И. Конюхов, Н.Ф. Феденко. М.: ВПА, 1987. 135 с.
5. Герасимова Т.Н., Ковальский В.Б. Подготовка преподавателя военного вуза как важнейший путь формирования его профессиональной компетентности // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития. Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции. Калуга, 2022. С. 113-124.
6. Примерная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки военных специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы. Утв. статс-секретарем-заместителем МО РФ 28 февраля 2017 года. М., 2017. 23 с.
7. Репях Н.А., Кужекин Н.С. Опыт индивидуализации практической направленности программы повышения квалификации педагогических работников академии: информационный бюллетень № 140 / Под ред. И.Ю. Воронкова. СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2019. 84 с.
REFERENCES:
1. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated January 11, 2011 № 1n «On approval of the Unified Qualification Handbook of Positions of Managers, Specialists and Employees».
2. Alekhin I.A. On the issue of the philosophy of education // Military Academic Journal. 2017. № 3 (15). Pp. 94-102.
3. Arakelova T.L., Bezrodnykh T.V. Theory and practice of pedagogical interactions in the modern education system: collective monograph / Ed. by E.V. Korotaeva. Novosibirsk: CRNS, 2010. 172 p.
4. Barabanshchikov A.V. Methodology for studying problems of military pedagogy and psychology / A.V. Barabanshchikov, V.P. Davydov, N.I. Konyukhov, N.F. Fedenko. Moscow: VPA, 1987. 135 p.
5. Gerasimova T.N., Kovalsky V.B. Training of a military university teacher as the most important way of forming his professional competence // Modern problems of professional education: trends and development prospects. Collection of scientific articles of the III All-Russian scientific and practical conference. Kaluga, 2022. Pp. 113-124.
6. Approximate additional professional program for professional retraining of military specialists to perform a new type of professional activity in the field of higher education pedagogy. Approved by the State Secretary-Deputy of the Ministry of Defense of the Russian Federation on February 28, 2017. Moscow, 2017. 23 p.
7. Repyakh N.A., Kuzhekin N.S. Experience of individualization of practical orientation of the advanced training program for teaching staff of the Academy: information bulletin № 140 / Ed. by I.Yu. Voronkov. St. Petersburg: VKA named after A.F. Mozhaisky, 2019. 84 p.
Ковальский Виктор Брониславович |
|
Kovalskiy Viktor Bronislavovich |
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ
FORMATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS BASED ON REQUIREMENTS TO THE LEVEL OF TRAINING OF MILITARY PERSONNEL
УДК 378
УКРАИНЦЕВ Дмитрий Витальевич
|
|
UKRAINTZEV Dmitriy Vitalievich
|
Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы актуализации структуры и содержания образовательных программ. | Abstract. The article examines the main issues of updating the structure and content of educational programs. | |
Ключевые слова: образовательная программа; учебный план; компетенции обучающихся; учебные вопросы; образовательные стандарты. |
Keywords: educational program; curriculum; student competencies; educational issues; educational standards. |
Образовательная деятельность является основным видом деятельности любой образовательной организации и представляет собой процесс передачи информации от педагога к обучающимся и усвоения этой информации в соответствии с запланированными результатами обучения.
2023 год не случайно объявлен в Российской Федерации «Годом педагога и наставника». Именно педагог является отправной точкой и идеологом реализации основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего образования, а от уровня его профессиональной компетенции и педагогического мастерства напрямую зависит качество усвоения учебного материала.
Для более точного описания процесса реализации образовательных программ необходимо соблюдение необходимых и достаточных условий в части формирования структуры и содержания образовательных программ.
Структура образовательной программы достаточно полно регламентирована нормативными документами Минобрнауки России и приказами Минобороны России [2; 3].
В основе любой образовательной программы должен быть сформирован учебный план, который помимо наименования специальности (направления) подготовки определяет в целом структуру подготовки специалиста.
При этом распределение бюджета учебных дисциплин по периодам обучения (семестр, триместр) и по видам учебных занятий должно обеспечивать выполнение определенных требований:
- сохранение преемственности подготовки;
- оптимальное сочетание видов учебных занятий по уровням сложности и темпа усвоения учебных дисциплин;
- распределение сроков и видов промежуточной аттестации слушателей и курсантов;
- сроки и последовательность прохождения стажировок и практик.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС ВО) примерная структура учебного плана должна соответствовать структуре основной профессиональной образовательной программы, а именно содержать несколько блоков с общим объемом учебного времени: Блок № 1 «Дисциплины (модули)»; Блок № 2 «Практика»; Блок № 3 «Государственная итоговая аттестация».
При этом Блок № 1 должен содержать раздел «Обязательные дисциплины» и раздел «Часть, формируемая участниками образовательной организации».
В разделе «Обязательные дисциплины» могут формироваться циклы учебных дисциплин: «Социально-гуманитарный цикл» с общим бюджетом учебного времени не менее 30 зачетных единиц по программам специалитета и не менее 12 зачетных единиц по программам магистратуры.
В этом же разделе выделяется «Общепрофессиональный цикл», в который входят учебные дисциплины ФГОС ВО и учебная дисциплина «Физическая подготовка».
В раздел также включаются учебные дисциплины, объединенные в модули и (или) самостоятельные модули, состоящие из разделов (тем). Например, модуль «Общая военная подготовка»; Модуль «Специальная военная подготовка».
Учебные дисциплины, включенные в раздел «Часть, формируемая участниками ОО», должны соответствовать квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке выпускников, которые разрабатываются комиссиями центральных органов военного управления и содержат перечень учебных дисциплин, в основном ориентированных на достижение и формирование профессиональных компетенций.
Практики составляют основу военно-профессиональной деятельности выпускников и направлены, прежде всего, на приобретение навыков овладения будущей военной специальностью выпускников военных вузов.
Государственная итоговая аттестация является заключительным этапом подготовки и обеспечивает контроль и проверку качества освоения основной профессиональной образовательной программы.
В последнее время в вузовском сообществе часто возникают споры и проводятся дебаты на предмет содержания программы государственной итоговой аттестации: содержание каких учебных дисциплин и в каком объеме (дидактические единицы) должно найти отражение в программе, какие вопросы в обязательном порядке должны проверяться для оценки уровня военно-профессиональной подготовки выпускников.
По мнению автора, основными смысловыми элементами, позволяющими оценить степень готовности выпускника военного вуза к выполнению задач по должностному предназначению, должны быть военно-профессиональные учебные дисциплины.
Наиболее насущной проблемой совершенствования подготовки выпускников военных вузов является постоянная корректировка содержания основных профессиональных образовательных программ.
Например, в 2005 году в программы государственной итоговой аттестации слушателей и курсантов был включен государственный экзамен «Физическая подготовка».
В 2003-2004 годах органами военного управления Вооруженных Сил и военно-учебными заведениями была проведена определенная работа по внесению изменений и дополнений в документы, определяющие содержание военного образования (квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников вузов, учебные планы и программы, далее именуются – документы).
На их основе в образовательном процессе получили более полное отражение такие вопросы, как: система вооруженной борьбы и её обеспечение; алгоритм работы командира (начальника) при организации и ведении боевых действий подразделений, воинских частей и соединений; система повседневной плановой деятельности командира (начальника); воспитание у слушателей и курсантов патриотизма и нравственности, достижение ими физического совершенства.
Были разработаны учебно-методические материалы с учетом внесенных изменений и дополнений, а также структурно-логические схемы подготовки слушателей и курсантов по каждому году (семестру) обучения с учетом этапности подготовки офицеров на основе системного подхода к организации военного образования и подготовки войск (сил).
Вместе с тем руководством Вооруженных Сил отмечалось, что уровень военно-профессиональной подготовленности выпускников вузов по-прежнему недостаточен и не в полной мере отвечает современным требованиям.
Основными причинами этого являются:
- слабая направленность содержания оперативной и тактической подготовки на изучение опыта антитеррористических операций, ведения боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах, информационной и психологической борьбы;
- отсутствие в военно-учебных заведениях системы воспитания слушателей и курсантов, отвечающей современным требованиям, низкий уровень исполнительской дисциплины руководителей органов военного управления и должностных лиц вузов, отвечающих за состояние воспитательной работы;
- низкая эффективность работы по патриотическому воспитанию слушателей и курсантов;
- недостаточный уровень физической подготовки выпускников вузов;
- непрекращающееся снижение укомплектованности военно-учебных заведений высококвалифицированным руководящим и преподавательским составом, командирами подразделений слушателей и курсантов. Не в полной мере решены вопросы материального стимулирования труда постоянного состава вузов;
- практически полное отсутствие поставок в вузы современных образцов вооружения и военной техники;
- низкий уровень тылового обеспечения деятельности вузов;
- неудовлетворительное состояние информационно-методического обеспечения образовательного процесса и информатизации вузов.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [1] в образовательные программы бакалавриата и специалитета должны быть включены рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы с указанием формы аттестации.
При этом эти изменения касаются, в первую очередь, структуры основной профессиональной образовательной программы, так как рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы являются составными частями образовательной программы.
Рабочие программы воспитания как часть образовательных программ бакалавриата и специалитета, реализуемых университетом, разрабатываются на период реализации образовательной программы и определяют комплекс ключевых характеристик системы воспитательной работы (принципы, методологические подходы, цель, задачи, направления, формы, средства и методы воспитания, планируемые результаты и др.).
Календарный план воспитательной работы образовательной организации высшего образования конкретизирует перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией и (или) в которых субъекты воспитательного процесса принимают участие (разрабатывается на учебный год).
Календарные планы воспитательной работы как часть образовательных программ бакалавриата и специалитета, реализуемых университетом, разрабатываются на учебный год.
Насколько тесно мероприятия воспитательной работы должны быть интегрированы в содержание учебных дисциплин, определяет образовательная организация. Но уже сегодня можно констатировать факт необходимости участия педагога в доведении до обучающихся информации о текущей ситуации в мире, в формировании у слушателей и курсантов нравственного, идеологического понимания, взвешенного мировоззрения на ситуацию на Украине.
Происходит усиление практической подготовки выпускников военных вузов. Только за последний год в учебные планы и рабочие программы учебных дисциплин включены вопросы армейской тактической стрельбы, а также дополнительные занятия по изучению опыта проведения специальной военной операции на Украине.
С 1 сентября 2023 г. в учебные планы включена учебная дисциплина «История России» с бюджетом учебного времени 4 зачетные единицы (основание – приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 19 июля 2022 года № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования») [4].
В рабочие программы учебных дисциплин уровня специалитет внесены изменения с учетом новой формулировки компетенций «УК-10 (УК-11) Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности» (основание – Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 27 февраля 2023 года № 208 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования») [5].
С 1 сентября 2023 г. в рабочие программы учебных дисциплин уровня специалитет включены вопросы (модуль) «Основы российской государственности» в объеме 72 часов (основание – письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 21 апреля 2023 года № МН-11/1516-ПК «О направлении концепции модуля») [6].
С 1 сентября 2023 г. в рабочие программы учебных дисциплин уровня специалитет включены вопросы безопасности жизнедеятельности и обеспечения безопасности военной службы (основание – указания начальника Главного управления кадров Минобороны России от 17 апреля 2023 г. № 173/УВО/11918) [7].
С 1 сентября 2023 г. внесены необходимые изменения и дополнения в квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников и основные профессиональные образовательные программы по вопросам моделирования операций (боевых действий) (основание – указания начальника Главного управления кадров Минобороны России от 25 июня 2023 г. № 173/УВО/20044) [8].
Таким образом структура и содержание основных профессиональных образовательных программ корректируются с учетом быстро и динамично меняющихся реалий современного мира.
В высшей военной школе происходит качественный скачок к переходу на инновационные образовательные технологии, позволяющие гибко реагировать на изменения теории и практики подготовки специалистов.
Еще вчера мало кто мог сказать о необходимости изучения в военных вузах технологии искусственного интеллекта. Но уже сейчас на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 1 июля 2015 г. № 383 «О совершенствовании подготовки слушателей и курсантов военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации по военно-профессиональным, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам» в содержание учебных дисциплин по всем программам подготовки курсантов внесены изменения по вопросам изучения технологий искусственного интеллекта.
Корректировка содержания образовательных программ осуществляется параллельно с разработкой электронных образовательных ресурсов в новой программной среде, позволяющей реализовать расширенные мультимедийные возможности электронных учебников и учебных пособий.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2022 г. № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».
3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 6 апреля 2021 г. № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
4. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 19 июля 2022 г. № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования».
5. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 27 февраля 2023 г. № 208 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования».
6. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 21 апреля 2023 г. № МН-11/1516-ПК «О направлении концепции модуля».
7. Указания начальника Главного управления кадров Минобороны России от 17 апреля 2023 г. № 173/УВО/11918.
8. Указания начальника Главного управления кадров Минобороны России от 25 июня 2023 г. № 173/УВО/20044.
REFERENCES:
1. Federal Law of July 31, 2020 № 304-FZ "On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation" on Issues of Upbringing of Students».
2. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of May 30, 2022 № 308 «On the organization of educational activities in federal state organizations carrying out educational activities and under the jurisdiction of the Ministry of Defense of the Russian Federation».
3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated April 6, 2021 № 245 «On approval of the Procedure for organizing and implementing educational activities under educational programs of higher education - bachelor's degree programs, specialist programs, master's degree programs».
4. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated July 19, 2022 № 662 «On Amendments to Federal State Educational Standards of Higher Education».
5. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated February 27, 2023 № 208 «On Amendments to Federal State Educational Standards of Higher Education».
6. Letter of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated April 21, 2023 № MN-11/1516-PK «On the direction of the module concept».
7. Instructions of the Head of the Main Personnel Directorate of the Ministry of Defense of Russia dated April 17, 2023 № 173/UVO/11918.
8. Instructions of the Head of the Main Personnel Directorate of the Ministry of Defense of Russia dated June 25, 2023 № 173/UVO/20044.
УКРАИНЦЕВ Дмитрий Витальевич |
|
UKRAINTZEV Dmitriy Vitalievich |
ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
UPBRINGING IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATION
УДК 378
НОВИКОВА Юлия Владимировна
|
|
NOVIKOVA Yuliya Vladimirovna
|
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации воспитательной работы в военной образовательной организации. Освещена роль воспитания в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Изложены наиболее эффективные приемы воспитательной работы в ходе проведения учебных занятий. | Abstract. The article examines the issues of organizing pedagogical work in a military educational organization. The role of upbringing in the formation of traditional spiritual and moral values in students is highlighted. The most effective methods of pedagogical work during training sessions are outlined. | |
Ключевые слова: воспитание; духовно-нравственные ценности; образовательный процесс; педагогический процесс. |
Keywords: upbringing; spiritual and moral values; educational process; pedagogical process. |
Воспитание – важнейшая педагогическая категория, благодаря которой наука и практика не только объясняют, но и создают необходимые условия для развития человека. Передавая социальный опыт молодому поколению, осуществляя физическое, психическое и умственное развитие личности, мы осуществляем воспитательный процесс – человек усваивает духовные ценности, нормы и установки, образцы поведения, которые присущи обществу, этнической общности, неформальным объединениям и группам.
На сегодняшний день вопросы воспитания в процессе образовательной деятельности образовательных организаций, в том числе военных, определены изменениями в Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Эти изменения вступили в силу с 1 сентября 2020 года.
Согласно п.2 статьи 2 воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [1].
Статья 121 предъявляет общие требования к организации воспитания обучающихся:
1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы [1].
В военных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации реализация воспитания организована как через образовательный процесс, так и через существующую систему военно-политической работы [2, 3, 4].
Образовательный процесс – это передача и освоение социально-культурного опыта, а также формирование способности у обучающихся к самостоятельному его обогащению. Это понятие рассматривается шире, чем учебный процесс [6].
Вместе с тем, рассматривая образовательной процесс, необходимо отметить, что он является составной частью педагогического процесса. Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие между педагогами и учащимися. Это взаимодействие характеризуется следующими признаками: целенаправленность, содержательная насыщенность, чёткая организационная форма.
Главная цель такого взаимодействия – обеспечить осознанное и прочное усвоение знаний, навыков и умений, а также научить применять их на практике.
В педагогическом процессе реализуются три ключевые функции:
- образовательная функция – направлена на передачу и усвоение знаний;
- воспитательная функция – формирует личностные качества;
- развивающая функция – способствует интеллектуальному и общему развитию обучающихся.
Особую роль в этом процессе играет педагог. На него возлагаются следующие важные задачи:
- формирование личности учащегося;
- создание условий для всестороннего развития;
- организация эффективного образовательного процесса;
- достижение поставленных образовательных целей.
Таким образом, педагогический процесс – это сложная система, где педагог выступает главным звеном, отвечающим за качество образования и развития личности обучающегося [6].
Образовательный процесс включает в себя несколько важных аспектов: управляемое воспроизведение знаний; овладение конкретными видами деятельности; усвоение общественно-исторического опыта; формирование личности обучающегося.
Характер взаимодействия в образовательном процессе имеет следующие особенности: двусторонний характер общения; активное участие обеих сторон; взаимное влияние педагога и обучающегося.
Эффективность обучения зависит от правильной организации взаимодействия, грамотного построения образовательного процесса, безусловного высокого профессионализма педагога.
Роль преподавателя в образовательном процессе заключается в стимулировании активности учащихся; в активном управлении учебной деятельностью; достижении заранее поставленных целей; направлении действий обучающихся.
Таким образом, образовательный процесс представляет собой динамичную систему, где успех обучения определяется качеством взаимодействия между педагогом и учащимся, а также способностью преподавателя эффективно управлять учебной деятельностью для достижения поставленных целей. Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. В век глобальной компьютеризации и освоения информационных технологий как никогда возрастает роль формирования у обучающихся научного мировоззрения – нравственных идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, которые в дальнейшем будут зеркально отражаться в профессиональной деятельности. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, навыками, умениями, но и формирование морально-нравственных ценностей, развитие психологических качеств у обучающихся.
Воспитание является важнейшей педагогической категорией, благодаря которой проходит социализация личности, ее целенаправленное формирование в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Воспитание общей культуры, культуры поведения (воинской и служебной), культуры речи, общения, формирование у курсанта духовно-нравственных ценностей были, есть и будут первостепенными задачами в деятельности военной образовательной организации. Основу содержания воспитания сегодня составляет идея патриотизма.
В содержании учебного процесса широко используется воспитательная направленность излагаемого учебного материала: нравственная, эстетическая, профессиональная, воспитание патриотизма, развитие любви к избранной специальности и т.д.
Кроме этого, при проведении занятия применяются следующие приемы воспитания:
- приведение примеров героизма и отваги военнослужащих, профессиональных и мужественных действий, добросовестного выполнения воинского и гражданского долга;
- использование анализа, сравнения, сопоставления, противопоставления развития различных событий, исторических фактов, действий политических и государственных деятелей;
- разъяснение, разоблачение фальсификаций событий Второй мировой войны;
- личный пример педагога, основные этапы его профессионального и служебного пути, убеждения, нравственные ценности и т.п. [5].
В преподавании истории, как ни в какой другой дисциплине, можно и нужно в полной мере реализовывать потенциал воспитывающего обучения, направленный на формирование личности гражданина, офицера-патриота.
В содержании дисциплины особое место необходимо уделять традициям армии и флота, служения Отечеству. Усилить восприятие учебного материала поможет демонстрация документальных и художественных фильмов об истории Отечества, памятных датах, которые позволят акцентировать внимание не только на том, сколь сложна судьба нашей Родины, но, прежде всего, на героических поступках наших граждан, в том числе военнослужащих. Проведение занятий в музеях, историко-демонстрационных залах – еще один способ повысить эффективность процесса. Благоприятное влияние на воспитание патриотизма в процессе образовательной деятельности безусловно оказывает и будет оказывать личный пример педагогов, офицеров курсового и факультетского звена, других должностных лиц – их путь служения Отечеству, жизненный и служебный опыт, уровень профессиональной подготовленности.
Кроме учебного процесса в военных образовательных организациях воспитание проходит в рамках военно-политической работы. Через такие направления, как военно-политическая агитация и пропаганда, культурно-досуговая работа, а также проведение воинских ритуалов в связи с торжественными и памятными мероприятиями, беседы, встречи с участниками боевых действий, ветеранами военной службы, экскурсии формируется патриотическое сознание обучающихся.
Воспитание офицера-патриота невозможно вне формирования высоких духовно-нравственных ценностей, воспитания у нынешнего поколения обучающихся в военных образовательных организациях чувства гордости за свою причастность к свершениям предков. «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать», – писал в своей книге «Письма о добром и прекрасном» академик Д.С. Лихачёв [7]. Именно организованное, целенаправленное, систематическое воспитательное воздействие позволит сформировать те высокие морально-нравственные качества защитников Отечества, в основе которого – государственно-патриотическое мировоззрение.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2022 г. № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».
4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2022 г. № 309 «Об организации деятельности адъюнктуры военных образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».
5. Быков А.К. Педагогическое мастерство преподавателя вуза: монография. М.: ЧОУ ВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. 203 с.
6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО,1999. 538 с.
7. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: АСТ, 2020. 192 с.
REFERENCES:
1. Federal Law of July 31, 2020 № 304-FZ "On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation" on Issues of Upbringing of Students».
2. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of December 28, 2021 № 803 «On approval of the Guidelines for the organization of military-political work in the Armed Forces of the Russian Federation».
3. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of May 30, 2022 № 308 «On the organization of educational activities in federal state organizations carrying out educational activities and under the jurisdiction of the Ministry of Defense of the Russian Federation».
4. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated May 30, 2022 No. 309 «On the organization of the activities of postgraduate studies of military educational organizations of higher education, organizations of additional professional education and scientific organizations under the jurisdiction of the Ministry of Defense of the Russian Federation».
5. Bykov A.K. Pedagogical skills of a university teacher: monograph. Moscow: ChOU VO "MU named after S.Yu. Witte", 2013. 203 p.
6. Vishnyakova S.M. Professional education: Dictionary. Key concepts, terms, current vocabulary. Moscow: NMC SPO, 1999. 538 p.
7. Likhachev D.S. Letters about the good and the beautiful. Moscow: AST, 2020. 192 p.
НОВИКОВА Юлия Владимировна |
|
NOVIKOVA Yuliya Vladimirovna |