ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ОПЕРАТОРОВ БПЛА В ХОДЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ


PSYCHOLOGICAL STABILITY OF UAV OPERATORS DURING PSYCHOLOGICAL TRAINING


УДК 159.923

 

ЦВЕТКОВА Анжела Леонидовна
кандидат психологических наук
ХОВАЛЫГ Уран-Херел Аясович

 

 

TSVETKOVA Angela Leonidovna
Candidate of Psychological Sciences
KHOVALYG Uran-Kherel Ayasovich

 

Аннотация. В статье рассматривается психологическая устойчивость операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в процессе их психологической подготовки. Представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления факторов, влияющих на психологическую устойчивость операторов БПЛА, а также предложены методы и стратегии для улучшения их психологической подготовки.   Abstract. The paper examines the psychological stability of unmanned aerial vehicle (UAV) operators in the process of their psychological training. The results of a study conducted to identify factors influencing the psychological stability of UAV operators are presented, and methods and strategies to improve their psychological preparation are proposed.

Ключевые слова: психологическая устойчивость; психологическая подготовка; психотравмирующие ситуации; психологические нагрузки; повышение эффективности.

  Keywords: psychological stability, psychological preparation, traumatic situations, psychological stress, efficiency improvement.

 

 

 

Специальная военная операция на Украине показала востребованность профессии оператора беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). О необходимости подготовки операторов БПЛА заявил заместитель министра обороны России, Герой Российской Федерации генерал-полковник Юнус-Бек Баматгиреевич Евкуров: «Важную роль в решении боевых задач специальной военной операции играют беспилотные летательные аппараты, что придает подготовке операторов БПЛА особый статус» [9].


Психологическая устойчивость является важным аспектом для операторов беспилотных летательных аппаратов. В контексте психологической подготовки понятие «психологическая устойчивость» относится к способности оператора эффективно справляться с различными стрессовыми ситуациями и сохранять высокий уровень работоспособности в течение продолжительного времени.


Операторы БПЛА сталкиваются с множеством факторов, которые могут повлиять на их психологическую устойчивость. Это включает в себя высокую нагрузку информацией, необходимость быстрого принятия решений, длительные периоды работы без возможности отдыха или перерыва, а также потенциально сложные задачи мониторинга и управления БПЛА.


Одной из основных составляющих психологической устойчивости является эмоциональная стабильность. Она определяет способность оператора эффективно контролировать свои эмоции и сохранять хладнокровие даже в критических ситуациях. Операторы БПЛА часто сталкиваются с стрессовыми и эмоционально затруднительными ситуациями, такими как наблюдение за опасными событиями или угрозами без возможности непосредственного вмешательства. Психологическая подготовка операторов направлена на развитие и укрепление их эмоциональной стабильности.


Кроме того, психологическая устойчивость связана со способностью оператора адаптироваться к новым условиям работы и быстро приспосабливаться к изменениям в задачах и требованиях. Операторы БПЛА могут столкнуться с неожиданными проблемами или изменениями в процессе выполнения задачи, и им необходимо быть готовыми к таким ситуациям. Психологическая подготовка помогает развить гибкость мышления и способность быстро переключаться между различными задачами.


Важной составляющей психологической устойчивости является также саморегуляция. Это означает способность оператора контролировать свои мысли, эмоции и поведение в целях достижения поставленных задач. Операторы БПЛА должны быть в состоянии сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, несмотря на возможные дистракции или непредвиденные события. Психологическая подготовка направлена на развитие способности оператора к самоконтролю и управлению своими реакциями.


Наконец, психологическая устойчивость связана с мотивацией и выдержкой. Операторы БПЛА часто работают в условиях, которые требуют от них длительной концентрации и упорства в достижении поставленных целей. Мотивация является ключевым фактором для поддержания высокого уровня работы и продуктивности оператора. Психологическая подготовка помогает развить мотивацию и укрепить выдержку операторов БПЛА [1, С. 103-106].


Психологическая устойчивость операторов БПЛА играет очень важную роль, так как неблагоприятные факторы экстремальных условий, такие как высокая нагрузка, стресс, риск для жизни военнослужащих и отсутствие привычного окружения могут серьезно повлиять на эффективность и безопасность выполнения задач [3, С.45-53]. Психологическую устойчивость можно развивать и поддерживать через специальную подготовку и тренировку. Психологическая устойчивость – это интегральный показатель, отражающий результаты, полученные в процессе обучения и воспитания, а также взаимодействия с окружающим миром. Наиболее важно, что психологическая устойчивость позволяет военнослужащему сохранить сущностные позитивные характеристики, противостоять жизненным трудностям, негативному давлению обстоятельств и стрессам, сохранять здоровье и работоспособность в различных ситуациях [2].


Важно обучать операторов БПЛА стратегиям управления стрессом, таким как глубокое дыхание, визуализация, медитация и релаксация. Также нужно научить их совладать своими эмоциями и научиться адаптироваться к ситуациям в различных условиях. Операторам БПЛА необходимо предоставить информацию о возможных опасностях и рисках, с которыми они могут столкнуться, и обучить их принимать решения в сложных и быстро меняющихся ситуациях [5].


Принципиально важно создать условия для поддержки психологического благополучия операторов. Это может включать в себя регулярный отдых, достаточное количество сна, здоровое питание и возможность общаться с коллегами и семьей [6, С. 16-24].


Наконец, поддержка командиров и окружения играет большую роль в поддержании психологической устойчивости операторов БПЛА. Они должны быть готовы обеспечить поддержку и помощь в случае возникновения стрессовых ситуаций или эмоционального перенапряжения.


Все эти меры могут помочь операторам БПЛА стать более устойчивыми к неблагоприятным факторам экстремальных условий и обеспечить более эффективное и безопасное выполнение задач.


В работе операторов БПЛА ключевую роль играет их психологическая устойчивость. Поскольку операторы БПЛА часто сталкиваются с стрессовыми ситуациями, такими как наблюдение за происходящими событиями в режиме реального времени или принятие быстрых и сложных решений, их психологическая устойчивость становится критически важной для успешного выполнения задач.


На психологическую устойчивость операторов БПЛА оказывают влияние ряд факторов, которые можно разделить на несколько групп: физиологические факторы, социально-психологические факторы и профессиональные факторы.


Один из основных физиологических факторов – это стресс. Работа оператора БПЛА может быть связана с постоянным напряжением и высокой ответственностью. Стресс может вызывать утомление, раздражительность, потерю концентрации и снижение производительности. Поэтому важно, чтобы операторы БПЛА имели высокий уровень стрессоустойчивости и были способны эффективно справляться со стрессовыми ситуациями.


Социально-психологические факторы также оказывают значительное влияние на психологическую устойчивость операторов БПЛА. Взаимодействие с другими членами команды, степень поддержки и обратная связь от руководства, а также уровень доверия к коллегам могут повлиять на самочувствие и работоспособность оператора. Помощь со стороны коллег и возможность общения о трудностях работы могут помочь операторам БПЛА лучше справляться со стрессом и сохранять психологическую устойчивость.


Профессиональные факторы играют важную роль в формировании психологической устойчивости операторов БПЛА. Наличие необходимых навыков и знаний для выполнения задач, ясного понимания процедур работы и требований к безопасности – все это может повысить уверенность и самоэффективность оператора. Кроме того, строгое соблюдение профессионального кодекса поведения и этических норм также способствует психологической устойчивости.


Важным аспектом обеспечения психологической устойчивости операторов БПЛА является их подготовка. Специальная психологическая подготовка может помочь операторам развить навыки эмоциональной регуляции, стратегии преодоления стресса и методы совладания с трудностями. В рамках подготовки можно предоставить информацию о возможных опасностях и способы защиты от них, что поможет операторам чувствовать себя более уверенно и безопасно в процессе работы.


Таким образом, психологическая устойчивость операторов БПЛА является ключевым фактором для успешного выполнения боевых задач. Физиологические факторы, социально-психологические факторы и профессиональные факторы влияют на психологическую устойчивость. Подготовка операторов БПЛА, включая специальную психологическую подготовку, может помочь им развить необходимые навыки и стратегии для эффективного совладания со стрессом и сохранения психологической устойчивости.


С постепенным развитием современной военной техники и усложнением задач ставится все более важным изучение человеческой психики и разработка системы профилактических мер. Только оптимально подготовленная психика может выдержать нервно-психические нагрузки, в том числе и во время боя, и позволить оператору БПЛА сохранить высокую эффективность своей деятельности [7].


Несомненно, психологическая подготовка и психическая деятельность оператора БПЛА играют важную роль в сложных условиях боевой обстановки. Знания, навыки и умения, конечно, имеют свое значение, но психологическая устойчивость и подготовленность военнослужащего могут оказаться решающими факторами в этих экстремальных ситуациях.


Разработка разнообразных техник и методов психологической подготовки операторов БПЛА в сложных условиях исключительно важна. Рассмотрим некоторые из них.


Одной из ключевых техник, используемых в психологической подготовке операторов БПЛА, является тренировка ментального представления. Операторам предлагается визуализировать ситуации, с которыми они могут столкнуться во время работы с БПЛА – например, аварийные ситуации или сложные маневры. Через ментальное представление операторы могут тренировать свои навыки принятия решений и быстрого анализа информации, что поможет им более эффективно действовать в реальных условиях.


Еще одной полезной техникой является тренировка релаксации и дыхания. Во время работы с БПЛА операторы могут столкнуться с повышенным уровнем стресса, который может негативно сказаться на их работоспособности и принятии решений. Тренировка релаксации позволяет операторам научиться быстро успокаиваться и восстанавливать свою концентрацию. Одна из эффективных методик – глубокое дыхание, при котором операторы осознанно управляют своим дыханием, делая его более глубоким и спокойным. Это помогает быстро снять напряжение и улучшить физическое состояние.


Психологическая подготовка операторов БПЛА также включает тренировку саморегуляции эмоций. Работа с БПЛА может вызывать различные эмоциональные реакции – от страха до возбуждения. Операторам необходимо научиться контролировать свои эмоции и сохранять хладнокровие в любых ситуациях. Для этого используются различные техники, такие как переформулирование мыслей, при котором операторы заменяют негативные мысли на конструктивные и позитивные, а также методика принятия эмоциональной ответственности, когда операторы осознают свою роль в возникновении эмоциональной реакции.


Одним из важных аспектов психологической подготовки является развитие коммуникационных навыков. В работе с БПЛА операторы часто должны общаться со своей командой и передавать информацию о текущей ситуации. Улучшение коммуникационных навыков помогает операторам быть более уверенными в своем общении и передаче информации. Для этого проводятся специальные тренинги по развитию коммуникации, где операторы учатся эффективно выражать свои мысли, слушать собеседника и правильно интерпретировать получаемую информацию.


Интеграция всех перечисленных техник и методов позволяет операторам БПЛА повысить свою психологическую устойчивость и стабильность работы. Регулярная тренировка всех аспектов психологической подготовки поможет операторам эффективно справляться со стрессом, принимать взвешенные решения и поддерживать высокий уровень концентрации. Это в свою очередь повышает качество работы БПЛА и обеспечивает безопасность и успешность выполнения поставленных задач.


Исследования в этой области помогут лучше понять механизмы психической деятельности, разработать эффективные методики тренировок и помочь операторам эффективнее выполнять свои задачи в экстремальных ситуациях [4].


Значение психологической устойчивости операторов БПЛА всегда было важным признаком успешного выполнения задач. Многие исследователи психологии боя подчеркивали главенствующую роль психологической устойчивости военнослужащих в период подготовки к ведению боевых действий [8, С. 55-59.].


Однако, несмотря на большое число открытых публикаций и проведённых исследований, в настоящее время отсутствуют работы, в которых целенаправленно, с единых позиций, рассматриваются проблемы психологической устойчивости операторов БПЛА. В данной области существует много нерешенных вопросов, которые требуют дальнейших исследований. Например, необходимо более детально изучить взаимосвязь между психологической устойчивостью оператора БПЛА и качествами его личности или требуемого опыта работы. Также важно разработать более эффективные методики психологической подготовки операторов БПЛА, учитывающие все особенности их работы.


В целом, результаты исследований по психологической устойчивости операторов БПЛА позволяют сделать вывод о значимости этого аспекта. Дальнейшие исследования помогут более полно раскрыть факторы, определяющие психологическую устойчивость операторов БПЛА, а также разработать эффективные методики и техники их психологической подготовки. Это необходимо для обеспечения безопасности полетов и повышения производительности работы операторов БПЛА.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Авдиенко Г.Ю., Кысса Р.Г. Психологическая устойчивость военнослужащих: сущность, методика ее повышения // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. 2016. № 3. С. 103-106.
2. Вавилкин Д.С., Егиазарян Е.М. Формирование психологической устойчивости средствами физической подготовки // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт» МВД России. Ростов, 2016.
3. Евенко С.Л. Опыт формирования психологической готовности военнослужащих в отечественных и зарубежных исследованиях // Военный академический журнал. 2023. № 2. С. 45-53.
4. Калюжный А.С. Методические основы изучения личности военнослужащего: учебное пособие. Нижний Новгород, 2002. 28 с.
5. Караяни А.Г., Корчемный П.А. Психологическая подготовка боевых действий: учебное пособие. М.: ВУ, 2016. 180 с.
6. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 16-24.
7. Марищук В.Л. Особенности поведения человека в экстремальных условиях // Психология и педагогика, военная психология / Под. ред. А.Г. Маклакова. СПб., 1997.
8. Оспенников С.В., Аниканов М.В. Психологическое здоровье военнослужащего в условиях преодоления критических ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018. № 2(3). С. 55-59.
9. Сокирко В. Новая специальность: где и как мобилизованных учат управлять дронами // Газета.ру [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/army/2022/10/17/15625231.shtml?ysclid=ljsmeinfgp645276155 (дата обращения: 17.10.2022).

 

REFERENCES:

 

1. Avdienko G.Yu., Kyssa R.G. Psychological stability of military personnel: essence, methods of its increasing // Psychology of the XXI century. Theory and practice of modern psychology. 2016. No. 3. Pp. 103-106.
2. Vavilkin D.S., Eghiazaryan E.M. Formation of psychological stability by means of physical training // Physical education and sport: current issues of theory and practice. Collection of materials from the All-Russian Scientific and Practical Conference. Part 1. FSBEI of HE "Rostov Law Institute" of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Rostov, 2016.
3. Evenko S.L. Experience in the formation of psychological readiness of military personnel in domestic and foreign research // Military academic journal. 2023. No. 2. Pp. 45-53.
4. Kalyuzhny A.S. Methodological foundations for studying the personality of a serviceman: a textbook. Nizhny Novgorod, 2002. 28 p.
5. Karayani A.G., Korchemny P.A. Psychological preparation of combat operations: a training manual. M.: VU, 2016. 180 p.
6. Maklakov A.G. Personal adaptation potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions // Psychological Journal. 2001. No. 1. Pp. 16-24.
7. Marishchuk V.L. Features of human behavior in extreme conditions // Psychology and pedagogy, military psychology / Ed. By A.G. Maklakov. SPb., 1997.
8. Ospennikov S.V., Anikanov M.V. Psychological health of a serviceman in the conditions of overcoming critical situations // Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops. 2018. No. 2(3). Pp. 55-59.
9. Sokirko V. New specialty: where and how mobilized people are taught to control drones // Gazeta.ru [Electronic resource]. URL: https://www.gazeta.ru/army/2022/10/17/15625231.shtml?ysclid=ljsmeinfgp645276155 (Access date: 17.10.2022).

 

 

Цветкова Анжела Леонидовна
кандидат психологических наук
преподаватель кафедры психологии
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Tsvetkova Angela Leonidovna
Candidate of Psychological Sciences
Lecturer at the Department of Psychology
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Ховалыг Уран-Херел Аясович
курсант факультета психологии
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Khovalyg Uran-Kherel Ayasovich
Cadet of the Faculty of Psychology
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ