СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМАТИКУ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ


MODERN DOMESTIC VIEWS ON THE PROBLEMS OF SPECIALISTS’ RELIABILITY


УДК 159.99

 

ИСАЕВ Дмитрий Андреевич
кандидат психологических наук

 

 

ISAEV Dmitry Andreevich
Candidate of Psychological Sciences

 

Аннотация. Представлены направления исследований надежности специалистов в современной психологии. Выявлены факторы, воздействующие на специалистов. Обозначены перспективные направления исследований в психологии в интересах разработки проблемы надёжности специалистов.   Abstract. The directions of research into the reliability of specialists in modern psychology are presented. Factors affecting specialists have been identified. Promising directions of research in psychology are outlined in the interests of developing the problem of reliability of specialists.

Ключевые слова: надежность специалистов; взгляды на проблематику надежности специалистов.

  Keywords: reliability of specialists, views on the problems of specialists’ reliability.

 

 

 

В настоящее время в направлении психологических наук по проблематике надежности специалистов насчитывается более 1900 публикаций в рецензируемых научных изданиях, что, безусловно, подтверждает значимость надежности для теории и практики. Вызвано это высокой ответственностью специалистов за результаты профессиональной деятельности. Ответственность выражается, в зависимости от отрасли профессиональной деятельности, в жизни и здоровье людей, сохранности, сбережении материальных ценностей, и ответственность тем выше, чем больше может быть цена ошибки специалиста.


В психологических исследованиях надежности специалистов разработаны диссертации на соискание ученой степени доктора наук по следующим направлениям: психологическое обеспечение личностной надежности (В.М. Крук) [2], психологическое обеспечение профессиональной надежности (А.Ю. Федотов) [7].


Диссертации на соискание ученой степени кандидата наук представлены следующими направлениями: личностная надежность (Ю.М. Пиканина, Ю.В. Трошина), функциональная надежность (Д.Е. Алексеев), надежность профессиональной деятельности (А.А. Благинин), надежность совместной деятельности (С.А. Быстров), контроль и прогнозирование надежности (М.В. Вавилов), динамика показателей надежности (Ю.Ю. Голубихина), формирование профессиональной надежности (Н.Н. Петров, М.С. Васильева), повышение надежности (С.М. Дудин), фактор личностной надежности (А.С. Осипова), условия надежности (В.А. Павленко), оценка профессиональной надежности (П.В. Путивцев), прогнозирование надежности деятельности (В.Ю. Рыбников), психологическая надежность (К.В. Фирсов) психологические условия обеспечения надежности (Г.Е. Середенко).


Надежность рассматривается в отношении деятельности, совместной деятельности и специалиста.


Исследованы следующие виды надежности – профессиональная, личностная, функциональная, психическая.


Надежность исследована в целях ее повышения, контроля над ней, прогнозированием, обеспечением, формированием, условиям, оценки, обоснования факторов, показателей.


Например, профессионально-личностная надежность летчика является фактором (компонентом) единой системы обеспечения безопасности полетов [5].


Сущность и содержание категорий, обозначенных авторами, будет рассматриваться обособленно от принадлежности к исследуемым специалистам. Такой подход позволит достичь цели проводимого исследования – развития психологических взглядов на проблему надежности специалистов. Личностная надежность, по Ю.В. Трошиной, представляет собой индивидуально-варьируемое психологическое качество, выражающееся в соответствии его поведения критически значимым по показателям профессиональной деятельности установленным нормам и требованиям [6].


Среди шестнадцати психологических диссертаций по проблематике надежности нет работ, раскрывающих место и роль психологического обеспечения профессионально-личностной надежности специалиста.


В научной среде существуют различные определения личностной надежности, профессиональной надежности. В.М. Крук определяет, что личностная надежность основана на психофизиологическом благополучии и является производным психологическим образованием [2]. Различные подходы к пониманию личностной надежности специалистов позволяют рассмотреть обозначенные проблемы с разных позиций, но этот факт также говорит об определенных противоречиях в массиве научного знания о различных видах надежности специалистов. Сами по себе противоречия не представляют какой-либо проблемы. Но когда противоречия в научных категориях ложатся в основу нормативной базы, определяющей порядок реализации профессиональной деятельности, это вызывает дублирование исполнительных действий, коллизии, приводящие к снижению эффективности не только системы психологического обеспечения, но и непосредственно эффективности деятельности специалистов.


Исследователь надежности специалиста В.А. Павленко рассматривает её как интегральную личностную характеристику психических образований, опосредующих его способность к стрессоустойчивости и нормативному поведению при исполнении своих обязанностей в любых условиях обстановки [3].


Профессиональная надежность определена как безотказность, безошибочность и своевременность действий на достижение конкретной цели в заданных условиях при взаимодействии с технической системой, другими специалистами [3]. Н.Н. Петров определяет профессиональную надежность как интегральную способность личности обеспечивать выполнение предписанных функций в процессе взаимодействия с объектом трудовой деятельности вне зависимости от складывающихся условий [4].


Факторы, воздействующие на специалиста в профессиональной среде, определяются результатами функционирования ряда систем. Государство осуществляет на основе социальных потребностей общества социальный заказ специалистов в востребованной области. Проблемы, существующие в обществе, формируются в задачи в рамках профессии. Трудные ситуации, специфические условия труда, высокая мера ответственности специалиста за совершение ошибки позволяют разрабатывать требования к специалистам различных профессий. В образовательных организациях происходит подготовка специалистов. В профессиональной среде выпускники образовательных организаций проходят этапы становления. На этапах становления предусмотрены курсы повышения квалификации и переподготовки, они реализуются в стенах образовательных организаций. После завершения профессиональной карьеры специалист может принять участие в подготовке других специалистов, например, в качестве преподавателя. Создаются условия труда специалистов. Необходимо обратить внимание, что задачи в интересах общества и государства решаются не только специалистами. В решении возникающих проблем применяются искусственный интеллект и автоматизированные системы управления. Но озвученные предметы являются сложным деривативом относительно специалистов, создающих их и обеспечивающих их работу (рис.1).

 

Рис. 1. Факторы, воздействующие на специалиста в профессиональной среде.


Регламент служебного времени, распорядок дня специалистов включает в себя мероприятия, проводимые в соответствии с функционалом занимаемой должности. Но на практике мероприятий больше, и объем времени, необходимый для выполнения задач, выходит за рамки установленных часов.


Но это не умаляет значение, например, проведения комплекса мероприятий по сплочению воинских коллективов и предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Успешно реализованная модель комплекса мероприятий позволяет формировать профессиональную надежность военнослужащих. [1, С. 136].


Исходя из сформулированных ранее определений исследователями, а также воздействующих факторов, представляется возможным дать следующее определение профессионально-личностной надежности – психическое образование, обеспечивающее эффективность действий с обозначенной системой, другими специалистами в интересах достижения целей по предназначению.


Таким образом, взгляды ученых в отечественной психологии на надежность специалистов разрозненны и не представляют собой единую структурированную систему знаний. Это позволяет исследователям создавать множество различных классификаций полученных результатов и применять их в интересах целей и задач исследования.


Формирование взглядов ученых происходит на основе социального заказа (перспективных тем исследований в соответствующей отрасли знания). Социальный заказ в свою очередь формируется на фоне проблем, возникающих в профессиональной среде. Потребности общества, пересмотр взглядов на пути решения проблем, стремление к новым достижениям – все перечисленное формирует социальный заказ, в том числе в виде паспортов научных специальностей. Инженерная психология не является исключением.


Надежность специалистов – это сложная психологическая категория, которая исследуется в русле различных подходов и концепций (таб. 1).


Таблица 1. Современные направления исследований надежности специалиста в психологических науках.

 

Направление исследования

год

Повышение надежности

1995

Надежность совместной деятельности

1996

Психическая надёжность

1996

Прогнозирование надежности деятельности

2000

Контроль прогнозирования надежности

2003

Психофизиологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности

2005

Условия надежности

2011

Психологическое обеспечение личностной надежности (дис. ... д-ра психол. наук)

2013

Психологическая оценка профессиональной надежности

2013

Динамика показателей надежности

2015

Психологические условия обеспечения функциональной надёжности

2017

Фактор личностной надежности

2017

Саморегуляция как фактор обеспечения личностной надежности

2018

Психологические условия обеспечения личностной надежности

2019

Психологическое обеспечение профессиональной надежности (дис. ... д-ра психол. наук)

2020

Формирование профессиональной надежности

2022

Психологические условия обеспечения надежности

2022


Обеспечение надежности специалистов может иметь общую концепцию, но содержание конкретных мероприятий и их коррекция определяются спецификой профессиональной деятельности. Этот факт открывает ряд перспективных направлений исследований. Одним из таковых является психологическое обеспечение профессионально-личностной надежности летных экипажей ВКС России.


Существуют такие связи как: человек – техника, человек – человек (социальная группа). В обозначенных связях человек может выступать оператором, непосредственно управлять техникой. Взаимодействие, как между людьми и техникой, так и между людьми и людьми, бывает прямое и опосредованное. Прямое взаимодействие, например: летчик – самолет; педагог – обучающийся; адвокат – участник судебного процесса и т.д. Опосредованное возможно представить как: командир авиационного полка – летчик; ректор образовательной организации – обучающийся; старший инженер – техника на удаленном участке и т.д.


Подход к психологическому обеспечению профессионально-личностной надежности специалиста будет различным. Определяться он будет от того, прямое или опосредованное взаимодействие между специалистом и предметом труда.


Задача усложняется тем, что практически во всех специальностях, карьерный рост специалиста подразумевает сохранение прямого взаимодействия и наращивание опосредованного взаимодействия с предметами и объектами труда. Так летчик может подняться по карьерной лестнице и стать командиром полка, командующим армией, и при этом он не перестанет быть летчиком, продолжит выполнять полетные задания в составе летного экипажа.


Представляется возможным утверждать, что в каждой специальности при продвижении по карьерной лестнице происходит изменение пропорций прямого и опосредованного взаимодействия между субъектом и предметом, и объектом труда.


Базовым условием надежности любого специалиста будет выступать сформированный и поддерживаемый на должном уровне мир психических явлений человека. Процессы (речь, мышление, память, внимание), образования (знания, навыки, умения, компетенции), состояния (готовности и устойчивости), свойства (направленность, темперамент, характер, способности) специалиста, врожденные и приобретенные, позволят успешно реализовывать систему психологического обсечения надежности специалиста.

 

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Исаев Д.А. Формирование профессиональной надежности воинов –предпосылка к созданию ценностных ориентиров развития коллектива / Д.А. Исаев, C.Г. Елин // Актуальные проблемы профессионально-практической психологии (Дьяченковские чтения - 2022): Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции, Москва, 17-18 февраля 2022 года. М.: ВУ, 2022. С. 131-137.
2. Крук В.М. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур: автореферат дисс. ... доктора психол. наук. М.: СГУ, 2012. 44 с.
3. Павленко В.А. Психологические условия надежности офицера расчета боевого управления и пуска ракетного дивизиона РВСН: автореферат дисс. … канд. психол. наук. М., 2011. 26 с.
4. Петров Н.Н. Формирование профессиональной надежности сотрудников охранно-конвойной службы МВД РФ: автореферат дисс. … канд. психол. наук. Тверь, 2018. 25 с.
5. Пономаренко В.А., Завалова Н.Д. О методологических основах изучения ошибочных действий человека, управляющего летательным аппаратом. М., 1980. 32 с.
6. Трошина Ю.В. Психологические условия обеспечения личностной надежности сотрудника внутренних дел: автореферат дисс. … канд. психол. наук. М., 2019. 26 с.
7. Федотов А.Ю. Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур: автореферат дисс. ... доктора психол. наук. М., 2020. 47 с.

 

REFERENCES:

 

1. Isaev D.A. Formation of professional reliability of soldiers - a prerequisite for the creation of value guidelines for the development of the team / D.A. Isaev, S.G. Elin // Current problems of professional and practical psychology (Dyachenkov’s readings - 2022): Collection of scientific papers of the I International Scientific and Practical Conference, Moscow, February 17-18, 2022. M.: VU, 2022. Pp. 131-137.
2. Kruk V.M. Psychological support of personal reliability of a specialist in law enforcement agencies: avtoref. diss. … Doctor of Psychology. M.: SGU, 2012. 44 p.
3. Pavlenko V.A. Psychological conditions for the reliability of an officer calculating combat control and launch of a missile division of the Strategic Missile Forces: avtoref. diss. … Cand. of Psychology. M., 2011. 26 p.
4. Petrov N.N. Formation of professional reliability of employees of the security and escort service of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: avtoref. diss. … Cand. of Psychology. Tver, 2018. 25 p.
5. Ponomarenko V.A., Zavalova N.D. On the methodological basis for studying the erroneous actions of a person flying an aircraft. M., 1980. 32 p.
6. Troshina Yu.V. Psychological conditions for ensuring personal reliability of an internal affairs officer: avtoref. diss. … Cand. of Psychology. M., 2019. 26 p.
7. Fedotov A.Yu. Psychological support of professional reliability of a specialist in law enforcement agencies: avtoref. diss. … Doctor of Psychology. M., 2020. 47 p.

 

 

Исаев Дмитрий Андреевич
кандидат психологических наук
преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Isaev Dmitry Andreevich
Candidate of Psychological Sciences
Lecturer at the Department of Military-Political Work among troops (forces)
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ