ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ БОЕВЫХ ЗАДАЧ


PSYCHOLOGICAL COUNSELING AS A MEANS OF INCREASING MORAL, POLITICAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS TO PERFORM COMBAT MISSIONS


УДК 159.91

 

ЧИЖОВ Дмитрий Евгеньевич
ОЖЕРЕЛЬЕВА Ия Геннадьевна
кандидат психологических наук

 

 

CHIZHOV Dmitriy Evgenyevich
OJERELIEVA Iya Gennadievna
Candidate of Psychological Sciences

 

Аннотация. В статье представлена практическая значимость проведения психологического консультирования личного состава, выполняющего задачи по непосредственному предназначению. Раскрыты сущность и содержание психологического консультирования военнослужащих.   Abstract. The thesis represents practical importance of psychologic consulting of the military personnel, engaged in the combat actions. The essence and content of psychological counseling of military personnel is shown.

Ключевые слова: готовность военнослужащего к выполнению боевых задач; морально-политическое и психологическое состояние; психологическая помощь; психологическое консультирование.

  Keywords: readiness of the personnel to fulfill combat tasks; moral-political and psychological state; psychological help; psychologic consulting.

 

 

 

Процесс формирования воина – защитника Отечества, способного осознанно и достойно защищать интересы государства, предполагает обучение специфике военного дела и воспитание личности. Не вызывает сомнения тот факт, что именно люди играют решающую роль в обеспечении необходимой боевой готовности, боевой мощи и боеспособности войск (сил). Готовность и способность личного состава успешно действовать как в боевых условиях, так и при выполнении задач повседневной деятельности во многом определяет морально-политическое и психологическое состояние воинских коллективов.


Морально-политическое и психологическое состояние – одна из существенных характеристик воинского подразделения, части. Его глубокое понимание командиром, его заместителем по военно-политической работе предполагает уяснение сути, содержания, слагаемых и соотношения таких явлений как человеческий потенциал того или иного воинского формирования, человеческий фактор, моральный дух военнослужащих. Морально-политическое и психологическое состояние – это характеристика состояния человека (воинского коллектива), включающая в себя совокупность элементов массового (коллективного) сознания военнослужащих, проявляющихся в боевой (повседневной) активности и готовности к выполнению поставленных задач.


Существует значительное множество факторов, оказывающих влияние на морально-политическое и психологическое состояние личного состава. Основные из них объединены в восемь факторных групп. Ниже будут перечислены пять из них:

– общественно-политические факторы (одобрение курса руководства страны; доверие высшему военному руководству; престиж военной службы в обществе; качество и направленность информации, исходящей от средств массовой информации; уровень религиозной терпимости; уровень национальной терпимости; отношение местного населения к военнослужащим воинской части/корабля в районе дислокации);

– мотивационные факторы (понимание важности дела защиты Отечества; наличие патриотических чувств; уровень ответственности военнослужащих за выполнение должностных и специальных обязанностей);

– факторы профессионального уровня (уровень боевой подготовки; уверенность в собственной способности выполнять боевые задачи; стремление к профессиональному и физическому совершенствованию);

– социально-групповые факторы (уровень боевой слаженности воинских подразделений; авторитет непосредственного командира; уверенность в сослуживцах);

– служебно-должностные факторы (укомплектованность тыловым имуществом; материально-техническая оснащенность подразделения).


Все вышеперечисленные факторы могут как положительно, так и отрицательно влиять на морально-политическое и психологическое состояние. Одним из основных направлений деятельности командования любого уровня является снижение (в лучшем случае – исключение) влияния отрицательных факторов на личный состав, чтобы в конечном итоге успешно выполнить поставленной задачи.


Для решения проблемы по устранению факторов, оказывающих негативное влияние на морально-политическое и психологическое состояние личного состава, на этапе подготовки подразделений к выполнению задач по предназначению привлекается в том числе и специалист-психолог части, который способен оказать квалифицированную психологическую помощь военнослужащим.


Под психологической помощью [2, С. 63] понимается система мероприятий, проводимых психологом воинской части средствами практической психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у военнослужащих и членов их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. Основными видами и методами психологической помощи являются психопрофилактика и психогигиена, психологическое обучение и просвещение, психотерапия, психокоррекция, психореабилитация, а также психологическое консультирование, которое и будет рассмотрено далее более подробно как одно из наиболее распространенных направлений психологической помощи.


Психологическое консультирование [1, С. 6] – это область психологической практики, профессиональная деятельность психолога, направленная на оказание помощи психически здоровым людям в разрешении разнообразных психологических проблем, связанных, в первую очередь, со сложностями межличностных отношений и социально-психологической адаптации.


С помощью психологического консультирования психолог способен оказывать влияние на три группы факторов, которые не были указаны выше:

– факторы морально-политической и психологической готовности (психическое состояние военнослужащих в настоящее время; психологическая готовность к участию в боевых действиях по отражению агрессии);

– личностные факторы (взаимоотношения в семье; мнение близких родственников);

– факторы удовлетворенности военнослужащих (удовлетворенность взаимоотношениями в воинском коллективе; уверенность в надежности вооружения и военной техники).


Консультирование осуществляется, как правило, в форме специально организованной беседы специалиста-психолога с военнослужащим. Оно может проводиться также путем организации почты или телефонов доверия. Существующее многообразие разнообразных определений психологического консультирования содержит все же пять основных положений, позволяющих очертить предмет этой дисциплины [3, С. 10]:


1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;


2. Консультирование помогает обучаться новому поведению;


3. Консультирование способствует развитию личности;


4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;


5. Основой консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.


Цель психологического консультирования – помочь военнослужащему в решении его проблемы. По направленности цели психологического консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией) и цели, связанные с обеспечением роста и развития, хотя такое разделение не всегда возможно произвести достаточно четко.


Консультирование может быть индивидуальным или групповым. Индивидуальное консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с человеком, обратившимся за помощью. При этом психолог ведет журнал, который содержит сведения, касающиеся проводимой с данным человеком работы и отражающие динамику его состояния за определенный период. Групповое консультирование проводится в целях снижения в коллективах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации морально-психологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективного выполнения профессиональных задач. В этом случае задача психолога – найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для ее решения психолог должен располагать предварительными данными о коллективе – о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива.


Цели и задачи, которые стоят перед психологом, затрагивают различные аспекты. Но в целом в ходе психологической консультации решаются следующие основные задачи [2, С. 148]:

– оценка уровня психического здоровья военнослужащего и определение показаний к другим видам психологической помощи;

– оказание эмоциональной поддержки военнослужащему и оказание профессиональной помощи в решении заявленной им проблемы;

– информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам самораскрытия и самоанализа, наиболее полного использования своих психологических особенностей и возможностей;

– изменение отношения к проблеме, мобилизация скрытых психологических ресурсов военнослужащего, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

– повышение общей психологической грамотности;

– коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

– выявление основных направлений дальнейшего развития личности;

– развитие реалистичности мировоззрения;

– повышение ответственности у военнослужащего за принятие самостоятельных, взвешенных решений.


Характер консультирования в условиях воинской части отличается от осуществляемого психологами-консультантами в специализированных психологических консультациях: здесь субъектом обращения может быть не только отдельный человек, но и группа военнослужащих. Круг охватываемых проблем значительно шире, наряду с сугубо личностными проблемами осуществляется консультирование (в том числе командиров) и по вопросам, связанным с процессами, происходящими в воинских коллективах, которые оказывают влияние на самочувствие каждого его члена.


Деятельность специалиста-психолога воинской части отличается и самим характером возникновения заказа на его профессиональные действия, а также особенностью использования информации, полученной в ходе консультирования. Как показывают результаты исследований, примерно половина случаев, связанных с оказанием психологической помощи, инициирована не самими военнослужащими, нуждающимися в этой помощи, а другими лицами (в основном командованием части, подразделений и самим психологом). Это обусловлено особым характером воинского труда и условий службы, повышенной ответственностью командиров за жизнь и безопасность военнослужащих. Зачастую специалисты-психологи назначаются «ответственными» за конкретного военнослужащего, что в значительной мере вынуждает их смещать акцент в их действиях с сугубо психологической профессиональной составляющей на действия воспитательного характера. В то же время, зачастую рекомендации специалиста-психолога должностным лицам относительно конкретных неотложных мер, связанных с организацией условий, необходимых для успешного решения острых психологических проблем военнослужащего, не учитываются должным образом, либо не могут быть оперативно выполнены в силу ряда объективных причин, что в свою очередь сказывается на снижении уровня морально-политического и психологического состояния.


Опыт психологического консультирования доказал свою значимость в операциях, проводимых в Сирийской Арабской Республике, где специалисты-психологи проводили занятия по обучению военнослужащих приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психических состояний, методам немедикаментозного обезболивания, оказания себе и сослуживцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремальных условиях. Также в ходе группового консультирования в целях достижения требуемого уровня морально-психологического состояния личного состава проводились мероприятия, направленные на сплочение, слаживание подразделений, повышение социально-психологической совместимости и устойчивости воинских подразделений, превращение этих социально-психологических феноменов в фактор дополнительной мотивации индивидуальной деятельности военнослужащих и предупреждения их психотравматизации.


Все вышеперечисленные мероприятия психологического консультирования военнослужащих, проводимые в Сирийской Арабской Республике, ярко показывают его необходимость и значимость в процессах военной службы, в особенности в период подготовки к выполнению задач по непосредственному предназначению. Как следствие игнорирование командирами всех степеней выполнения рекомендаций психолога по отношению как к отдельному военнослужащему, так и к коллективу в целом, могут нанести ущерб в выполнении поставленных задач. Поэтому в развитии психологической работы в дальнейшем будет необходимо предпринять меры, которые будут касаться повышения компетентности командиров всех степеней в области психологической работы и психологического консультирования, а также определить степень ответственности за невыполнение установленных действий в направлении поддержания требуемого уровня морально-политического и психологического состояния.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование. Базовые приемы и техники. Ростов н/Д.: ООО «Фенкис», 2012.
2. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. Серия «Учебное пособие». СПб: Питер, 2006.
3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2010.

 

 

 

 

Чижов Дмитрий Евгеньевич
слушатель факультета руководящего состава
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Chizhov Dmitriy Evgenyevich
Military Student of the Staff Management Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Ожерельева Ия Геннадьевна
кандидат психологических наук
преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б.Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Ojerelieva Iya Gennadievna
Candidate of Psychological Sciences
Lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ