ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА РОСГВАРДИИ


FICTION AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF ROSGUARD PERSONNEL


УДК 378

 

ПАЛАМАРЧУК Сергей Васильевич
ЮДИН Иван Владимирович
кандидат педагогических наук

 

 

PALAMARTSCHUK Sergei Vasilievich
YUDIN Ivan Vladimirovich
Candidate of Pedagogical Sciences

 

Аннотация. В статье представлены аргументы, обосновывающие неоднозначное отношение к использованию художественной литературы для воспитания военнослужащих и сотрудников федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Рассмотрены современные подходы к использованию различных способов воспитания и формирования высоконравственной личности военнослужащего и сотрудника Росгвардии. Обосновано существенное влияние художественных образов, представляемых в военно-патриотической литературе, на формирование мировоззрения военнослужащего-патриота, защитника прав и свобод в современном обществе.   Abstract. Arguments that substantiate the ambiguous attitude to the use of fiction for the education of military servicemen and employees of the federal service of the troops of the National Guard of the Russian Federation are presented. The modern approaches to the use of various methods of education and the formation of a highly moral personality of a serviceman and an employee of the Russian Guard are considered. The significant influence of artistic images represented in the military-patriotic literature on the formation of the worldview of a patriot soldier, a defender of rights and freedoms in modern society is substantiated.

Ключевые слова: литература; художественный образ; патриотизм; телевидение; мировоззрение; воздействие на сознание.

  Keywords: literature; artistic image; patriotism; television broadcasting vision; impact on consciousness.

 

 

 

«… В современных условиях политическое сознание военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала непосредственно зависит от мировоззрения, в основе которого должна лежать государственно-патриотическая идея…», сказал Президент России В.В. Путин.


В XXI в. массовая культура трансформирует общественное сознание, девальвирует патриотические идеи. Художественная литература сохраняет и транслирует традиционные ценности.


В центре внимания русской литературы лежат нравственные категории: служение, совесть, ответственность. Особые функции художественной литературы позволяют ей оказывать сильное влияние на формирование личности воина. В воспитании у военнослужащих и сотрудников воинского и служебного долга важнейшее значение имеет выбор книг для их индивидуального чтения. Принципы, по которым живут герои книг, их убеждения формируют систему ценностей читателя, его отношение к общественным процессам и межличностным взаимодействиям. Контроль над процессом и кругом чтения могут осуществлять офицеры структуры по работе с личным составом и начальники клубов с подчиненными им служащими библиотек воинских частей, осуществляя периодический анализ читательских билетов военнослужащих и сотрудников различных категорий, а также создавая тематические выставки художественной литературы к различным памятным для нашего народа и Отечества датам.


При этом для военнослужащих и сотрудников тема войны и мира в русской литературе занимает ведущее место, поскольку в течение своего существования Россия непрерывно защищала свои границы. В русском слове выражено отношение к войне как к величайшему злу. Произведения русской литературы содержат нравственный потенциал гражданского политического мышления. Тексты художественной литературы о войне способны помочь военнослужащим и сотрудникам поставить моральные цели и реализовать смысл жизни защитника Отечества.


Патриотическое сознание человека в погонах отличается (в силу профессии) от сознания гражданского человека. Обладание качествами гражданина-патриота подразумевает его активное участие в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании нашего общества. При этом для человека в погонах качества гражданина-патриота России выражаются в его готовности успешно выполнять профессиональные обязанности, связанные с защитой общества, обеспечением безопасности всех его сфер: воинской, правоохранительной, экологической и др.


Перед Федеральной службой войск национальной гвардии в числе одной из ведущих задач стоит подготовка защитника Отечества, который будет ответственным гражданином, способным адекватно оценивать происходящее и выполнять свой долг, проявляя высокие морально-боевые качества. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности военнослужащих и сотрудников.


Нравственная культура – это важнейшая составляющая общей культуры человека (его образованность, воспитанность, система ценностей, нравственные и физические качества, умения, навыки и т.д.). Но есть и особые критерии культуры личности воина ? это мужество, стойкость, благородство, жертвенность, нравственность. Все эти качества В.И. Даль определяет понятием «воинская доблесть» – нравственная категория, означающая высший уровень нравственной культуры воина, способного самоотверженно и искусно выполнить воинский долг. Формирование у будущего воина воинской доблести происходит на основе его патриотического сознания. Как социальный, культурный, политический феномен патриотизм имеет много определений. В словаре С.И. Ожегова дается широкое, но сущностное понятие патриотизма: «преданность и любовь к своему отечеству, своему народу» . Патриотическое сознание – это ощущение человеком сопричастности к настоящему и прошлому Родины, чувство ответственности за её будущее. Факторы, связанные с воинской деятельностью по защите Отечества, обусловливают особые качества личности воина-патриота.


В научной литературе наиболее важными характеристиками личности будущего воина, обладающего патриотическим сознанием, считаются:

- наличие чувства любви к Родине, к родному краю, к родным и близким;

- знание и понимание истории и культуры своей страны;

- самостоятельность мышления, способность к усвоению важнейших ценностей;

- умение реализовать духовные, нравственные качества в важнейших видах деятельности;

- уважение к законности, к социально-экономическим и правовым основам общества;

- уважение личного достоинства и милосердие;

- готовность действовать на благо своей страны, выполняя основные обязанности гражданина России, в том числе и по защите Отечества.


В России феномен патриотизма имеет особое уникальное содержание. Патриотизм как чувство любви к Родине и преданности Отечеству граждан государства всегда был в центре внимания в истории русской литературы.


Произведение литературы даёт эмоциональный опыт. Человек, в отличие от других живых существ, чувственно переживает и выражает мир с помощью слов, звуков, красок, линий, объемов и т.д. Образное восприятие мира – это процесс чувственного восприятия действительности и непосредственно-эмоционального отношения к ней. Художественные образы создают духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность. Об особой роли эмоционально-чувственной сферы в воспитании личности писал К.Д. Ушинский. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши ? не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя. В мыслях наших мы можем себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле». Произведение вызывает у читателя симпатию или антипатию к изображению действительности. Проживая альтернативную жизнь вместе с героями, всматриваясь в события с другого ракурса, военнослужащий обогащает свой чувственный опыт: он может ощутить себя в другом состоянии, эмоционально откликаясь на явления жизни, изображенные в произведениях. Об этой функции литературы писал Н. Чернышевский: «Хорошее художественное произведение пишется обязательно с тем намерением, чтобы действовать главным образом на воображение и сердце читателя, возбуждая в нём сочувствие к доброму и прекрасному». Так формируется в сознании личности нравственно-духовный общественный идеал.


Литература выражает духовную культуру народа. Основополагающим принципом литературы является историзм, поскольку любая литература отражает национально-историческое развитие. В художественном произведении рассматриваются в единстве и взаимосвязи три стороны человеческого бытия: социально-историческое, культурно-национальное и духовное. Единство этих аспектов бытия создаёт полноту восприятия и осознания истории. Кроме того, художественная литература соединяет историческую правду и художественный вымысел. Этот синтез усиливает отражение исторической правды, формирует образ подлинной истории. Чтобы любить Отечество, нужно знать его. Чтение произведений отечественной литературы даёт знание, формируя патриотические чувства личности будущего воина.


К сожалению, на современном этапе аудиовизуальной культуры произведения литературы утрачивают своего читателя, загруженного другими информационными источниками. Исследования социологов и психологов указывают на следующие негативные последствия этого процесса.


Во-первых, чтение художественного произведения выстраивает в мышлении человека определённый алгоритм времени, событийности. Обязательная фабула произведения, состоящая из завязки, кульминации и развязки, создаёт у читателя модель развертывания событий в действительности. Если такой алгоритм отсутствует у человека, ему сложно помыслить о перспективе событий, он живет настоящим и не выстраивает планы на будящее, не планирует свои действия.


Во-вторых, чтение только информационных блоков, состоящих из коротких предложений, также создаёт определённую модель мышления человека. Отсутствие длинных периодов, сложных предложений не развивает, а упрощает мышление. Не связанная между собой информация о мире способствует формированию фрагментарного «клипового» сознания, разрушающего единую картину мира. Утрата цельного образа мира ведет к потере ценностных ориентиров, что вызывает комплекс проблем, как социокультурных, так и личностных.


Целостность личности зависит от существования в её культурном поле общечеловеческих идеалов, принципов. Поэтому так важны феномены культуры, которые хранят и транслируют эти идеалы. Таким феноменом является художественная литература, сохраняющая такие базовые ценности традиционной культуры, как «патриотизм», «долг», «совесть», «честность», «порядочность».


В современной школе принципы составления литературной программы крайне формальны, и поэтому за её пределами остаются произведения, знакомство с которыми имеет значение для формирования цельной личности. В системе военного образования необходимо этот пробел восполнить. Военнослужащий (сотрудник) должен продолжить свои познания художественной литературы. Он должен самостоятельно развивать и совершенствовать свою эстетическую культуру. И в этой ситуации важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями художественной литературы, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям.


К сожалению, в настоящее время и в воинской части недостаточно широки возможности приобщения военнослужащих и сотрудников к художественной литературе. Специальное изучение русской литературы программой морально-психологической подготовки не предусмотрено.


Тем не менее существуют пути сохранения офицерами современной России преемственности нравственных убеждений, системы ценностей, славных боевых традиций российского офицерского корпуса. Поэтому знакомство с художественными проведениями возможно на мероприятиях, организованных и проводимых работниками библиотеки или преподавателями кафедр гуманитарных дисциплин из вузов по месту дислокации структурного подразделения, которых необходимо привлекать для совместной работы в подразделения Росгвардии. Приобщение военнослужащего и сотрудника к чтению возможно в часы самостоятельной подготовки или в ходе организации информационно-воспитательной работы. Для ведения факультатива можно привлекать как преподавателя-филолога, так и сотрудников библиотеки, а организацию данных мероприятий возложить на начальника клуба под чутким руководством заместителя командира по работе с личным составом.


Для защиты психики военнослужащего срочной службы от информационного давления следует создать в системе культурно-досуговой работы воинской части (подразделения) особое позитивное отношение к отечественной литературе. Традиционные идеи, ценности предыдущих поколений русского народа, даже в те периоды, когда в силу политических причин они утрачивали актуальность, сохранялись и накапливались в ядре художественной литературы. В ситуации информационного общества, когда прежнее общественное сознание трансформируется и навязываются ценности массовой культуры, господствовавшие десятилетиями идеи, аккумулированные в художественной культуре, сохраняют своё влияние. Художественная литература продолжает оставаться своеобразным «хранилищем» ценностей, идей и традиций. И лучшие произведения художественной литературы продолжают оставаться средством воспитания личности. В настоящий период очевидно, что массовая культура преимущественно оказывает негативное влияние на сохранение отечественных культурных традиций, на формирование сознания личности военнослужащих. Знание высокохудожественных произведений отечественной культуры является основой противодействия попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации. Следует убеждать военнослужащих и сотрудников в том, что чтение художественных произведений позволит ему сохранить свободу мысли и не оказаться жертвой информационного насилия.


Для воспитания у военнослужащих и сотрудника воинского долга важнейшее значение имеет выбор книг для чтения, поскольку нравственные идеалы формируются во многом через отношение к героям этих книг. Принципы, по которым живут герои книги, их убеждения, формируют систему ценностей читателя, его отношение к общественным процессам и межличностным взаимодействиям. Контроль над процессом и кругом чтения могут осуществлять все офицеры структуры по работе с личным составом и сотрудники вуза, но особенное значение имеет деятельность ротного командира в рамках его должностных обязанностей.


Для формирования у военнослужащих и сотрудников различных структурных подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии нравственной культуры воина, им необходимо знание текстов патриотической направленности. Идея патриотизма занимает особое место в контексте отечественной литературы, и ярче всего она выражается в произведениях о войне. Тема войны и мира в русской литературе занимает ведущее место. Она является актуальной и в настоящее время. Во многом это было обусловлено исторически – не было столетия в существовании России, когда бы она не оборонялась, защищая свои рубежи. В лучших произведениях лежат истоки, национальные корни великой традиции относиться к войне как к величайшему злу. Автор «Повести временных лет» XII века Нестор объединяет патриотизм с нравственными понятиями «добро» (всё, что способствует благополучию родной земли) и «зло» (всё, что разоряет). Так в русской литературе складывалась оценка войны как «моровой язвы». Антивоенная направленность творчества характерна для всех поколений русских писателей.


Всю русскую литературу отличает пафос самосознания и высокой культуры народа. Произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и другие создавались в тяжелое для русского народа время. В состоянии надвигающейся катастрофы – нападения врагов на Отечество, русские воины возвысились над разногласиями и амбициями и сохранили себя как этнос. Произведения древнерусской литературы содержат нравственный потенциал гражданского политического мышления, которое и сегодня является единственным средством выживания. Тексты художественной литературы о войне способны помочь курсантам поставить моральные цели и реализовать смысл жизни воина. Поэтому знакомство с произведениями «военной прозы» является важнейшим средством нравственно-патриотического воспитания.


Таким образом, нарастание глобальных противоречий обусловливает усложнение международной военно-политической обстановки в мире. Отсюда необходимость усиленного внимания к проблемам защищённости и безопасности российского общества. Тенденции развития экономической, духовной, социально-политической сфер жизни напрямую связаны с задачами воспитания молодого поколения. Не случайно одним из основных направлений воспитания военнослужащего и сотрудника является формирование у них патриотического сознания: формирование патриотизма, активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; морального духа на основе героических традиций народов России, Росгвардии, Вооруженных Сил; интернационализма в духе дружбы народов Российской Федерации».

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Аббасов А.М. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе: учебно-методическое пособие Воронеж: ВАИУ, 2009.
2. Дерешко Б.Ю. Историко-правовые аспекты совершенствования психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4 (71). С. 12-15.
3. Юдин И.В.Стимулирование военно-профессионального творчества как путь развития служебной самостоятельности офицеров подразделений / И.В. Юдин, А.Ю. Кармаев, Р.В. Мишин // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 2. С. 190-192.
4. Филимонов О.В. Теория и механизмы современного государственного управления // Практикум для слушателей Академии управления МВД России. М., 2018.
5. Манеев И.В., Щерба А.А. Государственно патриотическое мировоззрение // Военный академический журнал. 2017. №1. С.119.

 

 

 

Паламарчук Сергей Васильевич
слушатель факультета войск национальной гвардии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Palamarchuk Sergei Vasilievich
Student of the National Guard Troops Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Юдин Иван Владимирович
кандидат педагогических наук
преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Yudin Ivan Vladimirovich
Candidate of Pedagogical Sciences
Lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ