СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ


THE ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE OF THE PROCESS OF PEDAGOGICAL MONITORING OF THE RUSSIAN GUARD SERVICEMEN READINESS TO PERFORM SERVICE-COMBAT TASKS


УДК 378

 

ГОНЧАРОВ Алексей Николаевич
МАНЕЕВ Игорь Валерьевич
кандидат философских наук

 

 

GONCHAROV Alexey Nikolaevich
MINEEV Igor Valerievich
Candidate of Philosophical Sciences

 

Аннотация. Статья посвящена процессу педагогического мониторинга готовности военнослужащих Росгвардии к выполнению служебно-боевых задач. Раскрыты сущность, содержание и структура процесса.   Abstract. The article is devoted to the process of pedagogical monitoring of readiness of servicemen of the Russian Guard to perform service and combat tasks. The essence, content and structure of the process are revealed.

Ключевые слова: педагогический мониторинг; готовность; военнослужащие; Росгвардия; выполнение служебно-боевых задач.

  Keywords: pedagogical monitoring; preparedness; servicemen; Rosguard; implementation of service-combat tasks.

 

 

 

В современных условиях к воинским частям и соединениям войск национальной гвардии предъявляются высокие требования по обеспечению нормального функционирования и развития процесса обучения, достижения высокого качества военно-педагогического процесса, а также необходимого уровня мотивации военнослужащих в ходе его осуществления.


Ведущая роль в этой связи отводится офицерскому корпусу. И офицеру Росгвардии важно не только овладеть надежными и объективными методиками контрольно-оценочной деятельности военнослужащих, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые вписываются в современное понятие «педагогический мониторинг».


Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить успешность освоения предметов обучения и воинских знаний в повседневной деятельности военнослужащими.


Для эффективного решения задач, поставленных перед воинскими частями войск национальной гвардии на современном этапе реформирования, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе, обеспечивающей обучение и воспитание военнослужащего в соответствии с его индивидуальными особенностями (на внедрении педагогического мониторинга).


Что же такое мониторинг? Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Термин «мониторинг» появился в педагогическом лексиконе относительно недавно и получил широкое распространение в повседневной военно-педагогической практике [4, С. 141]. Изучение литературных источников показало, что современные исследователи отождествляют понятие «педагогический мониторинг» с такими категориями, как «наблюдение», «контроль», «прогноз», «диагностика», «управление» и др. [1, С. 259; 2, С. 19; 3, С. 20].


Педагогический мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки, и распространения информации о деятельности педагогической системы, о качестве процесса обучения, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, корректировка и прогнозирование ее развития.


Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности обучаемого военнослужащего и военного педагога (офицера) имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:

а) у офицера – анализ своей служебно-боевой деятельности, её результатов и эффективности;

б) у военнослужащих – развивать объективный взгляд на собственную служебно-боевую деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.


Мониторинг – это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности.


Мониторинговые исследования:

– помогают каждому участнику процесса обучения осмыслить собственную деятельность;

– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;

– насколько они соответствуют целям процесса обучения и индивидуальным способностям обучающихся военнослужащих.


Цели мониторинга:

– отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых воинской частью в динамике;

– определение эффективности управления качеством обучения и воспитания.


Задачи мониторинга:

– непрерывно наблюдать за состоянием процесса обучения и воспитания и получать оперативную достоверную информацию о них;

– своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;

– предупреждать негативные тенденции в процессе обучения и воспитания;

– осуществлять краткосрочное прогнозирование развития процесса обучения;

– оценивать эффективность методического обеспечения процесса обучения.


Для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.


Этапы мониторинга.


На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.


Второй этап основной (практический). Он включает методы сбора и систематизации информации:

– наблюдения;

– анализ документов;

– посещение учебных занятий;

– контрольные срезы;

– анкетирования;

– тестирование;

– экспертный опрос;


В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации и ее свертывания на различном уровне: командиры (отделения, взвода, батальона, полка, бригады, дивизии), их заместители и остальные офицеры подразделений, воинских частей (соединений).


Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может [5].


Мониторинг осуществляется в следующих формах:


1. Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.


2. Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:

календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;

этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.


3. Внутриколлективный мониторинг является системой, включающей:


Дидактический мониторинг – непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов процесса обучения.


Воспитательный мониторинг – непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.


Психолого-педагогический мониторинг – непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья обучаемых военнослужащих, развитием их индивидуальных способностей.


Медицинский мониторинг – непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья военнослужащих.


Виды мониторинга:


Динамический – исследование данных о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.


Конкурентный – изучение результатов идентичного обследования других образовательных систем.


Сравнительный – сравнение результатов идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.


Комплексный – использование нескольких оснований для экспертизы.


Информационный – структуризация, накопление и распространение информации.


Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления.


Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.


Управленческий – отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управления.


Объектом мониторинга является подразделение, офицер (командир, начальник), обучаемый военнослужащий, а также отдельные направления военно-образовательного процесса.


Созданию системы мониторинга мы придаем большое значение, так как без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить результаты работы командира (начальника), а также успешность усвоения предметов обучения военнослужащими.


В современных условиях почти полностью отсутствуют педагогические исследования, направленные на формирование готовности военнослужащих в воинских частях к профессиональной деятельности.


Практика повседневной деятельности воинских частей (соединений) войск национальной гвардии (при выполнении ими служебно-боевых задач) и анализ научной литературы по проблеме педагогического мониторинга убедительно свидетельствуют о сложившихся противоречиях:


– между необходимостью педагогического мониторинга как инструмента, обеспечивающего достоверной информацией участников военно-образовательного процесса, и недостаточным его обоснованием;


– между большим количеством исследований по проблемам диагностики процесса обучения, качества профессиональной подготовки руководящего состава и недостаточной разработанностью научно-практических оснований педагогического мониторинга качества подготовки управленческих кадров в современных условиях;


– между активностью субъектов профессиональной подготовки и слабым обеспечением их информацией о собственном личностно-профессиональном развитии и самопреобразовании.


С учетом этих и других противоречий можно обоснованно утверждать об актуальности проблемы научно-практической разработки системы педагогического мониторинга качества подготовки военнослужащих.


Для того, чтобы целенаправленно планировать воинскую деятельность подразделения в воинской части (соединении), необходимо создать целостную систему мониторинга процесса обучения, позволяющую оценить работу военнослужащего и военного педагога, которая определяла бы цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.


Педагогический мониторинг имеет смысл тогда, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.


Педагогический мониторинг – это замкнутая система. Управление воинской частью (соединением) на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.


Информация, полученная в результате педагогического мониторинга, крайне важна и полезна для воинской части (соединения), служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближайших и дальнейших задач и целей.


Более подробно хочется остановиться на мониторинге воинского подразделения.


Органы управления боевой подготовкой воинских частей (соединений) работают над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности:


1. Уровень успеваемости, качество знаний, степень обученности военнослужащих.

2. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование учебно-тренировочных комплексов, работа с мотивированными военнослужащими, со слабоуспевающими военнослужащими).

3. Уровень военно-профессионального мастерства обучающих офицеров.

4. Участие обучаемых военнослужащих подразделения и их офицеров в воинских викторинах, олимпиадах, спартакиадах и конкурсах различного уровня.

5. Участие военнослужащих и их командиров (начальников) в военно-научной, исследовательской деятельности.


Эти данные используются командованием и штабом воинской части (соединения) при разработке и составлении календарного плана основных мероприятий на учебный год, постановке задач учебно-воспитательной работы.


Накопленный опыт работы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом воинской части (соединения).


Мониторинг успеваемости военнослужащих позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успеваемости каждого взвода и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики:


Учебный мониторинг включает:

1. Достижения по предметам обучения программы боевой подготовки (уровень обученности и уровень обучаемости).

2. Морально-психологическое развитие.

3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.

4. Физическое развитие. Здоровье.

5. Мониторинг мотивации обучения.


Механизм реализации мониторинга:

1. Изучение удовлетворенности обучаемых военнослужащих, командиров (начальников) процессом обучения и воспитания в воинской части.

2. Изучение личности обучающихся военнослужащих, их учебных возможностей, здоровья.

3. Диагностика учебных достижений по предметам обучения.


В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:

– достигается ли цель процесса обучения;

– существует ли положительная динамика в развитии обучаемых военнослужащих по сравнению с предыдущими результатами диагностики;

– соответствует ли уровень требований и уровень сложности преподносимого учебного материала учебным возможностям обучающихся военнослужащих;

– существуют ли предпосылки для совершенствования работы командира.


Эта задача может быть решена путем проведения срезов и анализа их результатов.


Результаты срезов оформляются в виде таблиц сводных данных, что позволяет установить динамику успешности освоения предмета обучения как отдельным военнослужащим, так и подразделением в целом, провести сравнение учебных достижений за учебный год обучения, по предметам, сравнение оценок административного среза с оцениванием знаний обучаемых по периодам обучения, а также преемственность в обучении. По таким данным виден и реальный уровень квалификации офицерских кадров.


С целью выявления пробелов в знаниях военнослужащих, корректировки учебно-воспитательного процесса, офицеры подразделений вместе с командованием и штабом воинской части отслеживают закономерности обученности военнослужащих, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний обучаемых. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на подведении итогов служебно-боевой деятельности воинской части, служебных совещаниях и т.д.


Мониторинг может быть представлен двумя уровнями:


Индивидуальным – (командир подразделения осуществляет отслеживание различных сторон процесса обучения: уровень развития обучающихся военнослужащих, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков).


Внутриколлективным – мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде контрольно-проверочных занятий.


Педагогический мониторинг с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя:

– входной контроль;

– контрольно-проверочные занятия;

– промежуточный контроль;

– контрольные занятия за период обучения;

– итоговый контроль;

– итоговые проверки за год обучения;

– мониторинг качества обучения.


Ежегодно, в начале каждого учебного периода, мы осуществляем входной (стартовый) контроль качества знаний военнослужащих с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в январе и в июне. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса. Выясняются причины потери знаний за предыдущий период, намечаются меры по устранению пробелов. Анализ результатов входного контроля дают возможность командиру (начальнику) внести необходимые коррективы в процесс обучения.


Для того, чтобы оценить учебные достижения обучаемых военнослужащих в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения, проводится промежуточный контроль качества знаний обучаемых. Отслеживается динамика обученности военнослужащих, корректируется деятельность командиров (начальников) и обучаемых военнослужащих.


Итоговый контроль позволяет военному педагогу проанализировать результаты процесса обучения и успешность освоения военнослужащими программного материала на завершающемся этапе обучения. Выявляются недостатки в работе, планируется внутренний контроль на следующий учебный год по предметам и подразделениям, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.


Диагностические задания разрабатываются и проводятся начальниками отделений и служб, как основными специалистами по предметам обучения, так и заместителями командира воинской части (соединения).


Результаты контрольно-проверочных занятий рассматриваются на служебных совещаниях, на подведении итогов служебно-боевой деятельности в подразделении (воинской части, соединении). Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.


Выявление отношения военнослужащих к службе в армии позволяет нам изучить мотивацию обучения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации военнослужащих к воинской среде. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий.


Одной из важных задач для командования воинской части (соединения) является стремление к созданию адаптивной среды, в которой обучение военнослужащих происходит не за счет ресурсов их здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала обучаемых.


Модель мониторинга качества обучения военнослужащих, проходящих военную службу на должностях солдат и сержантов.


Диагностика усвоения и качества знаний обучающихся военнослужащих на отделении должна проводиться в течение учебного периода по основным предметам обучения, по подразделениям.


По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами контрольно-проверочных занятий.


Меры по коррекции включают в себя:

– организацию и проведение индивидуальной воспитательной работы с младшим командным составом от командира отделения до командиров подразделений с указанием не только результатов обучения военнослужащих на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по подразделению и тенденции успеваемости;

– обсуждение проблем военнослужащих на подведении итогов служебно-боевой деятельности, служебных совещаниях;

– формирование учебной мотивации;

– развитие профессиональных интересов;

– проведение дополнительных занятий и тренировок по предметам обучения с целью белее доступного изложения трудного материала;

– прогнозирование конечных уровней учебных достижений военнослужащих в боевой подготовке.


Диагностирование качества знаний и умений военнослужащих нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных и служебно-боевых задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе процесса обучения и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебно-воспитательной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности военных педагогов и обучаемых военнослужащих, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Это позволяет представить военнослужащих не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации процесса обучения и воспитания.


Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает офицера обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию обучаемых, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.


Качественный мониторинг можно провести в следующих условиях:


1. Тестовые задания должны быть составлены в соответствии с образовательными стандартами, программой изучения данного предмета, соответствующими учебными пособиями.


2. Итоговый мониторинг должен проводиться после того, как изучен весь учебный материал за учебный период. Все задания обучающиеся должны выполнять самостоятельно, для этого должны быть созданы необходимые условия.
Количество заданий в тестах должно быть таким, чтобы «средний» обучающийся свободно уложился в отведённое время. Присутствующие ассистенты не должны мешать обучающимся разговорами, передвижениями по учебному классу (аудитории) во время проведения мониторинга. Бланки для выполнения заданий должны быть достаточно простыми для их заполнения.


2. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния процесса обучения.


3. Наиболее существенные показатели в мониторинге можно выделить:

– объективность оценки офицером знаний обучающегося;

– анализ результатов обучения;

– выявление динамики успешности освоения предмета как отдельным обучающимся, так и подразделения в целом;

– выявление реального уровня квалификации офицера.


4. Объективность данных, полученных в ходе мониторинга, зависит:

– от добросовестности офицеров, отвечающих за его исполнение;

– от присутствия или отсутствия некоторых обучающихся в подразделении (воинской части) на момент проведения мониторинга (сильные обучаемые увеличивают средний балл, слабые – уменьшают).


Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления воинской частью.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. С. 259.
2. Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся // Стандарты и мониторинг. 2001. №3. С. 19-21.
3. Митина О.А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании / Школьные технологии. 2002. № 4. С. 20-27.
4. Надёжкин, Е.Г. Мониторинг профессиональной деятельности преподавателей военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 3. С. 140-143.
5. Севрук, А.И., Юнина, Е.А. Мониторинг качества преподавания в ВУЗе [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/clck/jsredir?Bu=24wn&from =yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%5 (дата обращения: 20.03.2019).

 

 

 

Гончаров Алексей Николаевич
адъюнкт кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Goncharov Alexey Nikolaevich
Adjunct at the Department of Moral and Psychological Support)
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Манеев Игорь Валерьевич
кандидат философских наук
старший преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б.Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Maneyev Igor Valerievich
Candidate of Philosophical Sciences
Senior lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ