ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ БОРИСА АЛЕКСАНДРОВИЧА ДИЕВА


THE CREATIVE PATH OF BORIS ALEKSANDROVICH DIEV


УДК 7.07:929

 

КАШКАРОВ Денис Сергеевич

 

 

KASHKAROV Denis Sergeevich

 

Аннотация. Статья посвящена выдающемуся человеку, блестящему дирижеру, педагогу с большой буквы Борису Александровичу Диеву. Он навсегда вписал свое имя в историю отечественной военной музыки. В стенах военного института (военных дирижеров) Военного университета, профессором которого он был в зените своей творческой жизни, его считают легендой.
В статье представлены основные этапы жизненного и творческого пути, позволяющие воссоздать портрет музыканта, его влияние на развитие военно-музыкального искусства. В ней раскрыты педагогические методы индивидуальных занятий с курсантами в классе. Изложена основная форма обучения, которую пропагандирует Борис Александрович, где индивидуальная работа с учеником должна начинаться с постановки дирижерского аппарата. Обобщена композиторская, дирижерско-исполнительская деятельность Бориса Диева на разных этапах его творческого пути.
  Abstract. The article is dedicated to an outstanding man, a brilliant conductor, a teacher with a capital letter – to Boris Alexandrovich Diev. He forever inscribed his name in the history of Russian military music. Within the walls of the military institute (military conductors) of the Military University, where he was a professor at the zenith of his creative life, he is considered a legend.
The article presents the main stages of the life and creative path, allowing to recreate the portrait of the musician, his influence on the development of military musical art. It reviews pedagogical methods of individual employment with cadets in a class. The basic form of training, advocated by Boris Alexandrovich, is described, where individual work with the student should begin with the setting of the conductor's apparatus. Composers and conductor-performing activities of Boris Diev at different stages of his creative path are generalized.

Ключевые слова: военный дирижер, военная музыка, искусство дирижирования, марш, дирижерская ритмика, композитор, музыкальное произведение.

  Keywords: military conductor, military music, conducting art, march, conductor's rhythmics, composer, piece of music.

 

 

 

Имя и творчество ветерана Великой Отечественной войны, члена Союза композиторов Российской Федерации, народного артиста России, кандидата искусствоведения, профессора Бориса Александровича Диева широко известно в нашей стране и за рубежом.


Б.А. Диев родился 4 декабря 1924 г. в Казани в семье военнослужащего. Свое профессиональное образование он начал в музыкальной школе по классу фортепиано, затем продолжил учебу в Казанском музыкальном училище у А.Н. Раниец, где кроме фортепиано занимался еще и композицией у Н.Г. Жиганова. В 1950 г. Борис Александрович окончил Институт военных дирижеров по классу дирижирования доцента А.Д. Цейтлина (дирижера балета Государственного академического Большого театра). Затем поступил в адъюнктуру, где научным руководителем Бориса Диева был профессор М.М. Багриновский, научным консультантом – профессор Л.A. Maзель. B это время он занимается по композиции у профессора Московской консерватории А.Н. Александрова и проходит специальный курс преподавания дирижерской ритмики у профессора Н.Г. Александровой.


Большую роль в профессиональном становлении Б. Диева сыграло творчество выдающихся отечественных дирижеров: H.C. Голованова, А.Ш. Мелик-Пашаева, В.В. Небольсина, Б.Э. Хайкина, Ю.Ф. Файера и многих других. Еще обучаясь дирижерскому «ремеслу», он не пропускал ни одного концерта выдающихся дирижеров, в том числе и зарубежных мастеров, гастролировавших в то время в нашей стране ? Вилли Ферреро (Италия), Андре Клюитенс (Франция), Адриан Боулт (Англия), Юджин Орманди (США), Герман Абендрот (Германия) и др.


В тот же период Б. Диев начинает заниматься научно-исследовательской, исполнительской и композиторской деятельностью. В 1953 г. он написал свое первое сочинение – марш «Родная сторона» (изд. «Музгиз», М., 1953). Он систематически выступает с оркестром курсантов института на разных концертных площадках столицы. «Оркестр курсантов Института военных дирижеров под руководством Бориса Александровича был удостоен звания лауреата и первой премии на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году» [1, С. 244].


В 1956 г. Борис Александрович успешно защитил кандидатскую диссертацию, после чего высшей аттестационной комиссией ему присваивается ученая степень кандидата искусствоведения. Широкий диапазон вопросов, которые должны решать деятели военно-оркестровой службы, наглядно показывает его диссертационное исследование «Музыкальное оформление парадов Советской Армии» [2, С. 3-10]. «Более всего следует подчеркнуть заслугу автора, сумевшего вполне квалифицированно охватить и осветить множество вопросов, сочетающихся воедино в избранной им теме. Серьезность рассматриваемой здесь работы свидетельствует о существенно возросшей музыковедческой вооруженности и о ее практической целенаправленности у деятелей военно-оркестровой службы – курсантов Института военных дирижеров» [1, С. 399].


Значительным вкладом в совершенствование оркестровых навыков музыкантов является также учебное пособие, написанное Б. Диевым в соавторстве с В. Волковым и И. Лысенко «Организация и методика проведения занятий по оркестрово-ансамблевой подготовке в военном оркестре» и работа этих же авторов «Школа оркестрового исполнительства на духовых инструментах» (ВДФ, М., 1975). «Творческой удачей Б. Диева явилась его «Русская увертюра» (1967 г.). Это интересное произведение, основанное на оригинальном авторском тематическом материале, проникнуто духом русской песенности, привлекает мелодической свежестью, стройностью формы, оркестровой красочностью, отмечено ярко русским национальным характером. Дальнейшим развитием этого жанра является увертюра «Край родной» (1969 г.). Опора на русскую песенность свойственна и увертюре «Цвети, Отчизна!»» [1, С. 344].


С 1951 по 1970 гг. Диев, будучи кадровым офицером Советской Армии, занимался преподавательской деятельностью на Военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории. С 1981 по 1984 гг. возглавлял кафедру духовых и эстрадных оркестров Московского государственного института культуры. Помимо дирижирования многие годы вел уникальный в стране курс дирижерской ритмики, являясь фактически единственным в стране специалистом в этой области.


Подготовил большую плеяду высококвалифицированных дирижеров оркестров и ансамблей Вооруженных Сил РФ, многие из которых по сей день успешно работают преподавателями военного института (военных дирижеров) Военного университета.


Педагогические принципы работы над изучением музыкального произведения в классе в фортепианном исполнении, а также пути и методы формирования самостоятельности в работе учеников Б. Диев подробно изложил в выступлении на II научно-методической конференции Института военных дирижеров.


В педагогической деятельности Борис Александрович использовал два метода работы с курсантами над новым произведением. Во-первых, прежде чем принести в класс новое произведение, курсант должен детально ознакомиться с ним, чтобы выявить основные темы, определить темп, особенности формы и наметить определенный план исполнительской трактовки этого произведения. Только после предварительного изучения произведения можно приступить к работе в классе под руководством преподавателя, сосредоточив основное внимание на различных элементах дирижерской технологии. Во-вторых, курсант, приступая к работе над новым произведением, приносит его в класс без предварительного детального изучения. Преподаватель знакомит ученика с тематическим материалом, формой произведения, а иногда даже становится за пульт и дирижирует этим произведением в фортепианном исполнении.


Из двух методов более способствуют развитию самостоятельности ученика первый. Однако совершенно отказываться от второго метода не всегда представляется возможным в силу различной степени общей и музыкальной одаренности курсантов и их индивидуального склада.


Упомянутый выше метод приобщения курсантов к самостоятельному изучению произведений может широко использоваться при изучении произведений, намеченных на стажировку. Такой метод работы может оказать курсантам неоценимую практическую помощь. Ведь бывают случаи, когда приехавший в часть для прохождения стажировки курсант не находит в репертуаре данного оркестра тех произведений, которые он заранее подготовил в классе. Имея уже некоторый опыт самостоятельного разучивания произведений, курсант на месте осваивает новый репертуар и успешно исполняет его на концертах.


Большое значение в педагогической деятельности Б. Диев придает проблеме дирижерско-исполнительского мастерства. Вопрос этот крайне сложный, и каждый преподаватель, решая его, использует свой творческий подход, применяет свою методику преподавания. Достаточно побывать, например, на Государственных экзаменах по дирижированию, чтобы увидеть, что часть курсантов дирижирует с должным темпераментом, эмоциональным подъемом, умело раскрывая и форму произведения, передавая его настроение, не упуская в то же время технических деталей. Другая часть выпускников очень добросовестно, а подчас даже виртуозно, показывает все технические моменты исполнения, но при этом не проявляет ни темперамента, ни желаемой эмоциональности. Причем речь идет здесь о курсантах, имеющих хорошие способности [3, С. 9].


По мнению Бориса Александровича, техника дирижирования никогда не должна выступать на первый план. На первом месте должны быть темперамент, эмоциональность и артистизм курсанта, его умение передать движением рук, корпуса малейшие интонационные изгибы, а комплексом движений – определенное настроение произведения, воссоздать музыкальный образ. Техника же должна лишь способствовать решению общей исполнительской задачи.


Являясь родоначальником дирижерской ритмики, создавшим учебник и хрестоматию по этому предмету, и считая его вспомогательным в процессе обучения и воспитания дирижера, Б. Диев активно пропагандирует эту форму обучения, занятия по которой проводятся, как правило, групповым методом. Что же касается работы над произведением в классе и занятий непосредственно дирижированием, в данном случае групповой метод он считает неприемлемым и порочным. Курсант никогда не сможет проявить при этом методе свободу чувств, а педагог не имеет возможности работать с ним в этом направлении, в результате чего основы техники дирижирования закладываются в определенном отрыве от волевого, эмоционального начала.


Борис Александрович считал, что работать над развитием исполнительских способностей нужно с первых же занятий. Важно, чтобы курсант с первых шагов научился разбираться в содержании каждой музыкальной фразы, сознательно воспринимать каждый мотив, а затем искать способ передачи его смысла в соответствующих жестах, мимике, движениях корпуса и пр. Индивидуальная работа с учеником должна начинаться с постановки дирижерского аппарата. Для успешного решения этой задачи необходимо повседневно воспитывать у учеников активное проявление эмоциональной стороны и умение находить связь с другими областями искусства, учить глубокому пониманию авторского текста.


Приступая к работе над произведением, Б. Диев, прежде всего, требовал от ученика знания стиля, ясного представления той эпохи, в которой жил и творил композитор, понимания исторических связей и особенностей музыкального языка композитора. Он делал все возможное для того, чтобы ввести ученика в духовный мир художника-творца с целью достижения наиболее верной его интерпретации, но не ради простого копирования, а на основании убеждения в том, что произведения Бетховена, Чайковского, Шостаковича сильнее всего воздействуют на слушателя в том случае, если они звучат «в их стиле». Он учил, что правильность интерпретации измеряется не столько степенью исторических и теоретических знаний интерпретатора о композиторе, его эпохе, о его произведении, сколько результатом эмоционального воздействия на слушателя. Подобное убеждение педагога направляет ученика на наиболее глубокое, всестороннее и детальное изучение стиля композитора.


Борис Александрович утверждал, что при самом большом желании дирижер или композитор не смогут дважды исполнить произведение одинаково. Следовательно, это обстоятельство вносит необходимый элемент субъективного понимания и не допускает бездумного копирования определенного варианта исполнения. Он считал, что ученик имеет право на проявление своей индивидуальности в той степени, насколько глубоко и точно он изучил авторские указания, а также раскрыл объективное содержание музыкального произведения, не допуская его искажения.


Особое значение в обучении дирижированию Б. Диев придавал вопросам звуковедения. Он внимательно следил за тем, чтобы плавное движение рук не нарушалось толчками, рывками, краткими остановками. Необходимо выработать у ученика мышечное ощущение «наполненности» звука, обращать внимание на точное соответствие движения рук характеру и плотности звучания. На музыкальных примерах и упражнениях, рекомендованных Б.А. Диевым в его учебнике «Дирижерская ритмика» (гл. 4) он добивается полной автоматизации этого процесса, но при обязательном осознанном контроле качества выполняемых движений. Одним из факторов, обеспечивающих наиболее выразительное звуковедение в дирижировании, педагог считает органическую связь движения рук с дыханием музыкантов-исполнителей, которую дирижер осуществляет посредством первой фазы жеста-замаха в начале каждого музыкального построения. Поэтому в начальной стадии работы над звуковедением педагог считает полезным и эффективным для учащегося дышать вместе с воображаемым исполнителем, что наиболее органично связывает музыкально-звуковой образ с мышечным ощущением.


В своей практической работе Б. Диев широко использовал метод показа и считал его наиболее убедительной формой раскрытия художественной и технической стороны произведения. Он часто прибегает к показу отдельных жестов и приемов, представляющих для учеников наибольшую трудность. Методом показа он помогает курсанту найти жесты, соответствующие характеру той или иной фразы или музыкальному построению. Бывают случаи, когда в результате показа ученик копирует жесты преподавателя, в чем, собственно, Борис Александрович не видел ничего плохого, но это все-таки является исключением. Как правило, при помощи показа ученик находит свой жест, свою манеру дирижирования, свойственную его индивидуальности.


Борис Александрович Диев считал, что в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучаемых. Преподаватель не должен, например, навязывать разным ученикам одни и те же внешние приемы и манеры дирижирования без учета их эмоциональных и художественных возможностей, степени одаренности, составляющих индивидуальную неповторимость личности. Для того, чтобы метод показа давал более эффективные результаты, педагог старается как можно лучше изучить курсанта, знать все его особенности, познавательные возможности и в процессе обучения ставить посильные для него задачи, постепенно усложняя их по мере развития творческих возможностей ученика как самого необходимого, целесообразного и эффективного условия полноценного обучения.


В 1970 г. Б. Диев был назначен начальником Управления музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР. Его работе в этот период дает высокую оценку Герой Социалистического Труда лауреат Ленинской премии народный артист CCCP профессор T.H. Хренников: «3a время творческого общения с Борисом Александровичем у меня сложилось твердое убеждение в том, что в нем счастливо сочетаются крупный художник и общественный деятель. Именно сплав этих качеств послужил предпосылкой той высокой эффективности, которая характеризовала деятельность Бориса Александровича Диева на посту начальника Управления музыкальных учреждений, члена коллегии Министерства культуры Российской Федерации, направленную на улучшение концертного и музыкально-театрального дела в России, активизацию обмена опытом между республиками» [3, С. 12].


Б. Диев являлся не только организатором Дней литературы и искусства Российской Федерации в Молдавии, Азербайджане, Литве, Эстонии и других республиках, но и непосредственным их участником: как превосходный профессиональный дирижер он выступал в концертах с симфоническими, духовыми и хоровыми коллективами. Он регулярно выступал на концертах, в том числе абонементных, с симфоническим оркестром Московской государственной филармонии, оркестром Гостелерадио, Московским государственным симфоническим оркестром, Оркестром русских народных инструментов им. Н.П. Осипова, гастролировал в качестве дирижера с симфоническими оркестрами в филармониях городов Волгограда, Воронежа, Горького, Кисловодска, Свердловска и др.


С 1975 г. Б. Диев становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного духового оркестра и одновременно сводного духового оркестра профсоюзов г. Москвы. Государственный духовой оркестр РСФСР явился подлинным пропагандистом музыки. С программами, составленными из произведений Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, Р. Шедрина, А. Эшпая, Б. Терентьева, Н. Богословского, Б. Кожевникова, Е. Макарова, Г. Сальникова, Г. Калинковича и других композиторов, оркестр выступал на центральных концертных площадках столицы, во всех городах-героях, союзных республиках, принимал участие в фестивалях искусств «Белорусская музыкальная осень», «Киевская музыкальная весна», в абонементных концертах Московской филармонии. В концертах оркестра участвовали солисты Государственного академического Большого театра, радио и телевидения.


Вот что пишет в своей статье под названием «Высокое мастерство» о концерте Государственного духового оркестра РСФСР под руководством Бориса Александровича народный артист России П. Селиванов: «Яркое, сильное впечатление произвел на меня концерт духового оркестра РСФСР, состоявшийся в Концертном зале имени Чайковского. Глубоко продуманная, стилистически разнообразная программа, ансамблевое мастерство коллектива, эмоциональная «зажигательная» исполнительская манера художественного руководителя и главного дирижера Бориса Диева – все это свидетельствовало о высокой профессиональной культуре в самом полном и точном смысле слова…» [4, С. 16].


Кроме того, Б. Диев неоднократно выезжал с Государственным духовым оркестром России с авторскими концертами в ФРГ, Норвегию, где одновременно проводил мастер-классы по дирижированию и дирижерской ритмике.


В 1977 г. Б. Диев был назначен главным дирижером Московского государственного театра оперетты, где работал до 1981 г. За годы его музыкального руководства значительно возрос уровень мастерства оркестра, вокальной культуры солистов театра, расширился репертуар за счет новых произведений советских композиторов. Им осуществлены музыкальное руководство и постановка спектаклей «О любимом жанре» (посвящен 50-летию театра), «Кадриль» (музыка В. Гроховского, по пьесе А. Сафронова «Стряпуха»), балетов «Ребята нашего двора» (музыка Т. Хренникова) и «Приключения Пиноккио» (музыка А. Касагранде). Особый успех пришелся на постановку спектакля «Неистовый гасконец» (музыка К. Караева), литературным первоисточником которого явилась знаменитая героическая драма Э. Ростана «Сирано де Бержерак».


То, что в главном дирижере театра Б. Диеве партитура Кара Караева нашла весьма интересного интерпретатора, также отмечает в своей статье М. Дотлибов [5, С. 6-7].


Борис Александрович является музыкальным руководителем и автором блестящей инструментовки балета итальянского композитора А. Касагранде «Пиноккио», постановка которого в Театре оперетты была тепло встречена общественностью. Постановочные работы Б.А. Диева в Театре оперетты отмечены дипломами лауреата фестиваля «Московская театральная весна». С большим успехом выступал он и за рубежом, выезжал в Чехословакию, Болгарию, Норвегию и другие страны, достойно представляя жанр оперетты, где дирижировал различными музыкальными спектаклями. Постоянная требовательность к музыкантам, певцам, хору, танцевальной группе, талантливая постановка спектаклей и концертных программ позволили поднять общий уровень театра на новую качественную ступень. Именно здесь Борис Александрович получил почетное звание заслуженного деятеля искусств России.


1 апреля 1986 г. в Колонном зале Дома Союзов было исполнено сочинение Б. Диева – первая симфония для духового оркестра «Подвиг павших вдохновляет живых».


Подробный анализ и высокую оценку этому произведению дал в своей рецензии народный артист РСФСР композитор П. Аедоницкий: «Посвященная Победе Советского народа в Великой Отечественной войне, симфония впечатляет глубиной замысла и мастерством его реализации, современностью и, вместе с тем, демократичностью интонационного языка».


Симфония, тепло принятая общественностью, была исполнена Первым отдельным показательным оркестром МО СССР. За дирижерским пультом стоял автор – заслуженный деятель искусств РСФСР профессор Б.А. Диев, что, естественно, способствовало наиболее полному раскрытию содержания произведения.


30 ноября 1986 г. в рамках фестиваля «Московская осень» в зале им. П.И. Чайковского в числе других сочинений была исполнена поэма для духового оркестра Б. Диева «У разъезда Дубосеково». Это произведение продолжает тему Великой Отечественной войны в творчестве композитора. Поэма «У разъезда Дубосеково» прозвучала в исполнении Государственного духового оркестра РСФСР под руководством автора. На концерт были приглашены ветераны 316-й стрелковой дивизии. «Слушатели стоя приветствовали героев-панфиловцев, пришедших на встречу с музыкой, им посвященной и о них написанной. Поэма Б. Диева – произведение несомненно яркое, значительное и по теме, и по воплощению» [6, С. 278].


В мае 1988 г. в Доме композиторов состоялся концерт ведущего военно-музыкального коллектива – Первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны. Среди других сочинений в тот вечер прозвучала вторая симфония «Октябрьская» для духового оркестра Б. Диева. Каждой из частей этого сочинения предпослан эпиграф из стихов В. Маяковского, подчеркивающих острую публицистичность и драматизм этого оригинального по художественному замыслу, форме и стилю произведения. Новое произведение Бориса Александровича, художественно цельно и убедительно исполненное оркестром под управлением Х.Х. Myхамеджана, было тепло принято слушателями [7, С. 13].


Преданность военно-патриотической гражданственной теме Б. Диев сохраняет и в своих симфонических сочинениях: «Героическая поэма», «Поэма-славица», увертюра «Страна созидания», поэма «Величальную» – произведения, воспевающие трудовые и ратные подвиги нашего народа. В 1984 г. постановлением коллегии Министерства культуры СССР, секретариата правления Союза композиторов СССР Б.А. Диев за поэму для духового оркестра «Юности сороковых» и «Героическую поэму» для симфонического оркестра награжден медалью им. А.В. Александрова.


Б.А. Диев – признанный мастер строевого марша. Всеобщей известностью пользуются его марши «На страже мира» и «Солдатская дружба», удостоенные премий на Всесоюзных конкурсах в 1965 и 1967 гг., и которые вот уже в течение более тридцати лет звучат при торжественном прохождении войск на Красной площади столицы во время проведения военных парадов и других массовых мероприятий. «В строевых маршах Диева «На страже мира» и «Солдатская дружба» заметно выражена преемственная связь с лучшими традициями русского военного марша. Это проявляется в броскости, рельефности основных маршевых тем, ритмической импульсивности музыки, гармонической свежести, разнообразии оркестровой фактуры, обогащенной «поющими» контрапунктирующими голосами. Удачно найденное сочетание отличных строевых качеств и интонационно-ритмической выразительности обусловили успех обоих маршей Диева» [1, С. 336].


Б.А. Диев – верный рыцарь духовой музыки и в своей научно-исследовательской работе. Как композитор, он создал много произведений в самых различных жанрах – от строевого марша до масштабной симфонии. Зная тембровые особенности духового оркестра изнутри, как дирижер, музыковед и композитор, Диев обладает своим оригинальным музыкальным языком. Это проявилось и в новой, Четвертой симфонии, одночастном произведении, очень сложном в техническом отношении, но органичном по развитию многообразного тематического материала [8, С. 6].


Военные музыканты по праву считают Б.А. Диева «своим» композитором и не только потому, что он ветеран Вооруженных Сил СССР, отдавший службе в Советской Армии четверть века, прошедший путь от солдата до полковника, а прежде всего, благодаря огромной популярности его сочинений среди военных оркестров, широкой армейской аудитории. В основе этой популярности лежит яркая одаренность автора, высокий профессионализм, безупречное знание специфики духовой музыки, возможностей духового оркестра. Сочинениям его присущи подчеркнутая ясность концепции, предельная четкость формы, динамичность и компактность изложения и разработки материала, яркая образность и та кажущаяся простота музыкального языка, которая свидетельствует о совершенстве мастерства автора.


За то время, которое Борис Диев состоял членом Союза композиторов Российской Федерации, им создано много произведений для духового и симфонического оркестров. Наибольшую ценность представляют его композиторские работы, преисполненные пафосом созидания, демократичные по музыкальному языку. Родина, Россия, родная страна, родная армия, солдатская дружба – вот темы, которые воспевает Борис Александрович. Высокий профессиональный уровень, убедительно яркое развитие героико-патриотической темы в музыкальном искусстве является определяющим в творчестве Б. Диева.


Произведения Б. Диева для духового оркестра – многочисленные поэмы, увертюры, фантазии, сюиты, инструментальные концерты, пьесы для духовых инструментов с оркестром, торжественные и строевые марши – пользуются широкой популярностью среди отечественных и зарубежных исполнительских коллективов. Они звучат на концертах, на международных фестивалях, на военных парадах и воинских церемониалах, массовых театрализованных представлениях, народных гуляньях. Многие из них отмечены премиями на конкурсах, записаны на грампластинки и в фонд радио, опубликованы в печати, используются в учебном процессе в военном институте (военных дирижеров) Военного университета и других высших и средних учебных заведениях, включаются в качестве обязательных сочинений в программы конкурсов профессиональных и самодеятельных духовых оркестров [9, С. 79].


Творчество Б.А. Диева представляет не только художественный интерес. Активно способствуя воспитанию в воинах преданности и любви к своей Родине, Вооруженным Силам, оно приобретает общественное значение.


Общим итогом композиторской и исполнительской деятельности Б.А. Диева стало присвоение ему в 1992 г. высокого почетного звания «Народный артист России».


В заключение приведем слова заслуженного деятеля искусств России профессора Б. Коростелева, сказанные в приветствии своему учителю в честь юбилея Б.А. Диева: «Вся жизнь и деятельность Бориса Александровича – яркий пример любви к своей профессии, к музыке, беззаветного служения искусству, своему народу и его славной Армии. Природа щедро одарила Бориса Александровича педагогическим, научно-исследовательским, дирижерско-исполнительским, организаторским дарованием. Этой многогранностью таланта и можно объяснить его причастность к самым разнообразным сферам деятельности, которые предлагали ему жизненные обстоятельства. Сочетая педагогическую деятельность с научно-исследовательской, он создал ряд трудов в области методологии преподавания дирижирования и репетиционной работы с оркестром, которые находят применение в музыкальных учебных заведениях, в репетиционной практике духовых оркестров в нашей стране и за рубежом» [10, С. 151-152].


Можно с уверенностью утверждать, что в ряду больших мастеров-педагогов, внесших существенный вклад в разработку отечественной методики преподавания музыкальных учебных дисциплин и воспитания высококвалифицированных военных дирижеров Борис Александрович Диев занимает, несомненно, достойное место.


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Аксенов Е. Советская военная музыка. М., 1977. С. 244, 344, 399.
2. Диев Б. Музыкальное оформление парадов Советской Армии // Труды института. Вып. 3. ИВД. М., 1956. С. 3-10.
3. Степин С. Композитор, музыкант, педагог // Некоторые вопросы дирижерского исполнительства: метод. пос. М., ВДФ при МГК,1999.
4. Селиванов П. Высокое мастерство // Музыкальная жизнь. М., 1976. № 17. С.16.
5. Дотлибов М. Правда жизни - правда жанра // Музыкальная жизнь. М., 1979. № 20. С. 6-7.
6. Долинская Е. Заключительные аккорды // Московская правда. М., 1986. № 278. С. 14.
7. Рунов Б. Хорошая традиция// Музыкальная жизнь. М., 1988. № 10. С. 13.
8. Римский Л. Планка, отделяющая красоту от подделки, высока // Московская правда. М., 1994. № 227. С. 6.
9. Зимина Н. Борис Диев // Музыкальная жизнь. М., 2015. № 3. С. 79.
10. Диева Т. «И жизнь, и слезы, и любовь…»: Семейная хроника. М. Композитор. 2014. С.151-152.

 

REFERENCES:

 

1. Aksenov E. Soviet military music [Sovetskaya voennaya muzyka]. Moscow, 1977. p 244, 344, 399.
2. Diev B. Musical registration of parades of the Soviet Army. Works of institute. [Muzykal'noe oformlenie paradov Sovetskoj Armii. Trudy institute]. Output 3. IVD. Moscow, 1956. pp 3?10.
3. Stepin S. Is a composer, the musician, the teacher. Some questions of conductor's performance: methodology. [Kompozitor, muzykant, pedagog. Nekotorye voprosy dirizherskogo ispolnitel'stva: metodicheskoe posobie]. Moscow, VDF at MGK, 1999.
4. Selivanov P. Great skills. Musical life. [Vysokoe masterstvo. Muzykal'naya zhizn'] Moscow, 1976. No. 17. Page 16.
5. Dotlibov M. Facts of life - the genre truth. Musical life. [Pravda zhanra. Muzykal'naya zhizn'] Moscow, 1979. No. 20. Page 6-7.
6. Dolinskaya E. Finales//Moscow truth. [Zaklyuchitel'nye akkordy. Moskovskaya pravda] Moscow, 1986. No. 278. Page 14.
7. Runov B. Good tradition//Musical life. [Horoshaya tradiciya. Muzykal'naya zhizn'] Moscow, 1988. No. 10. Page 13.
8. Roman L. Planck, separating beauty from a fake, the Moscow truth is high. [Planka, otdelyayushchaya krasotu ot poddelki, vysoka. Moskovskaya pravda] Moscow, 1994. No. 227. Page 6.
9. Zimina N. Boris Diyev//Musical life. [Boris Diev. Muzykal'naya zhizn'] Moscow, 2015. No. 3. Page 79.
10. Diyeva T. "Both life, and tears, and love …": Family chronicle. [«I zhizn', i slezy, i lyubov'…»: Semejnaya hronika] Moscow, Kompozitor. 2014. Page 151-152.

 

 

Кашкаров Денис Сергеевич
адъюнкт военно-дирижерской кафедры военного института (военных дирижеров) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kashkarov Denis Sergeevich
adjunct at the Military Conductor Department of the Military institute (military conductor) of the Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ