ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ И ОЦЕНКИ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ФСО РОССИИ


PSYCHOLOGICAL FEATURES OF UNDERSTANDING AND ASSESSMENT OF MORAL, POLITICAL AND PSYCHOLOGICAL STATE OF SERVICEMEN OF FSO OF RUSSIA


УДК 159.9

 

КОРОТКОВ Константин Сергеевич

 

 

KOROTKOV Konstantin Sergeevich

 

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы работы с личным составом. Сделана попытка анализа взглядов на место и роль морально-психологического состояния военнослужащих ФСО России в рамках проводимой воспитательной работы. Приводится понимание данного вопроса от его первых нормативных упоминаний до разработки методики оценки морально-психологического состояния личного состава военнослужащих ФСО России (далее – МПС). Производится ее сравнение с методикой Минобороны России. Делаются выводы и рассматриваются перспективы дальнейшего развития.   Abstract. The paper deals with individual issues of working with personnel. An attempt to analyze the views on the place and role of the moral and psychological state of military personnel of the FSO of Russia in the framework of educational work is made. The paper provides an understanding of this issue from its first normative references to the development of a methodology for assessing the moral and psychological state of military personnel of the FSO of Russia (hereinafter referred to as MPS). It is compared with the methodology of the Russian Ministry of Defense. Conclusions are drawn and prospects for further development are considered.

Ключевые слова: воспитательная работа; морально-психологическое состояние; морально-политическое и психологическое состояние; особенности понимания; критерии оценки; приказ.

  Keywords: educational work, moral and psychological state; moral-political and psychological state; peculiarities of understanding; evaluation criteria; order.

 

 

 

На современном этапе в государстве происходит переосмысление сущности, форм и методов работы с личным составом. Федеральная служба охраны Российской Федерации не остается в стороне от происходящих изменений.


В настоящее время в ФСО России организована и проводится воспитательная работа с личным составом в соответствии с Концепцией воспитания личного состава федеральных органов государственной охраны [3, С. 14] и иными нормативными правовыми актами ФСО России. Воспитательная работа направлена на формирование и развитие у личного состава качеств и установок, обеспечивающих успешное выполнение задач, возложенных на подразделение. В ее контексте существует проблема оценки и оптимизации морально-психологического состояния (МПС).


В становлении этого подхода прослеживаются четыре этапа.


Первый этап связан с утверждением Концепции воспитательной работы и Положения по ее организации в подразделениях (приказ ФСО России № 429 от 2001 г.) [5], где впервые нормативно закреплена проблема МПС как одного из показателей эффективности проводимой воспитательной работы и состояния личного состава. В дальнейшем МПС регулярно рассматривается и анализируется в ряде документов и научных работ, а его укрепление считается одним из приоритетных направлений в деятельности.


Так, на Коллегии руководства ФСО России в 2003 году отмечалось: «одним из основных критериев эффективности проводимой в подразделении воспитательной работы является состояние правопорядка и дисциплины, а также морально-психологическое состояние личного состава» [11, С. 2, 9].


В том же году утверждается приказ о психологическом обеспечении служебной деятельности, в котором на начальников подразделений и их заместителей по работе с личным составом возлагаются обязанности оценивать морально-психологическое состояние, организовывать и проводить мероприятия по его укреплению [6].


В 2005 г. пересматривается концепция воспитания личного состава федеральных органов государственной охраны. В частности, в ней появляется одно из первых определений МПС – это состояние психики отдельного военнослужащего, работника или психологии коллектива в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в служебной (боевой) активности личного состава, его готовности к решительным (боевым) действиям [3, С. 14]. Тогда же, в 2005 году, подготовлен приказ «Об утверждении Положения об организации воспитательной работы» [7], а в 2006 году – «Об утверждении Положения о психологическом обеспечении служебной деятельности» [8]. Эти и ряд других были подготовлены в развитии предыдущих документов (т.е. 2001 и 2003 гг.). Все они в той или иной мере рассматривали проблемы МПС.


В 2005 г. Академией ФСО России была представлена «Автоматизированная система оценки МПС коллектива» по 26 показателям, которые отражали мотивационный, социально-правовой, психологический и патриотический компоненты МПС. Для оценки факторов, влияющих на психологическое состояние военнослужащих и коллектива в целом, диагностировались: качество организации служебной деятельности в подразделении, существующие эмоциональные состояния и сложившиеся взаимоотношения членов коллектива. В 2009 году представляется ее дальнейшее логическое развитие в виде «Автоматизированной системы оценки МПС воинского коллектива».


Теоретической и практической основой для разработки предложенных систем являлся обобщенный опыт ФСО России и Военного университета Минобороны России [12, С. 38-39, 41; 13, С. 34-36].


Также особенностью данного этапа являлось то, что психологи подразделений, выполняя свои обязанности, находились в неопределенном должностном положении: с одной стороны они подчинялись напрямую начальнику подразделения, а с другой стороны работали в тесном взаимодействии с заместителем по работе с личным составом, что было своеобразной попыткой введения психологического обеспечения.


Вторым этапом в совершенствовании воспитательной работы в деятельности должностных лиц по изучению и оптимизации МПС можно считать 2011 г.


Выход приказа «О совершенствовании организации воспитательной работы в органах государственной охраны» комплексно описывает организацию и проведение воспитательной работы по основным ее составляющим.


Несмотря на столь активную нормотворческую деятельность, в ФСО России так и не появилось научной работы, изучающей особенности МПС, его места и роли для успешной деятельности подразделений органов государственной охраны по предназначению.


Естественно, в ходе совершенствования нормативной базы в области воспитательной работы, значение МПС для оценки способности подразделения решить задачу по предназначению в ряде случаев постепенно выхолащивалось и подменялось другими понятиями, близкими по звучанию, но не по содержанию, например – морально-психологический климат (далее – МПК).


Таким образом, исходя из вышеизложенного, хотелось бы сделать некоторые выводы по психологическим особенностям понимания МПС в ФСО России:

во-первых - на сегодняшний день МПС не является одним из главных показателей эффективности воспитательной работы, проводимой начальниками подразделений, хотя так было и не всегда;

во-вторых - закрепление определения МПС в Концепции воспитания 2005 года (документ декларативного значения) предопределило отношение к рассматриваемому нами явлению как к формальному требованию, не обязательному к исполнению;

в-третьих - сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что существовавшие в ФСО России подходы к пониманию проблемы МПС базировались на социологических взглядах, развиваемых в иных силовых министерствах и ведомствах России (в основном, конечно же, в Минобороны России). Данный факт подчас запутывает руководителей и начальников подразделений в восприятии получаемой информации и, главное, затрудняет понимание ими, какие шаги необходимо предпринять после получения данных о состоянии МПС;

в-четвертых – несмотря на все вышеприведенные факты, проблемы МПС неоднократно обсуждались на совещаниях, учебно-методических сборах, публиковались в сборниках методических рекомендаций по актуальным вопросам воспитательной работы и МПС, разрабатывались автоматизированные программы изучения МПС.


И вот тут мы сталкиваемся с очевидным противоречием между отсутствием теоретической разработанности проблемы МПС личного состава ФСО России и большой практической работой по созданию модели оценки данного феномена. Создано уже 2 автоматизированных системы оценки МПС, третья проходит апробацию.


С созданием третьей системы оценки МПС связан третий этап понимания и развития понятия МПС для подразделений органов государственной охраны. В 2017 году в ходе учебно-методического сбора с должностными лицами по работе с личным составом был принят ряд решений по дальнейшему развитию работы с личным составом.


Одним из этих решений была разработка методики оценки морально-психологического состояния в подразделениях органов государственной охраны [9]. Данная задача возложена на Академию ФСО России.


Методика [4] сохраняет определенную преемственность с ранее подготовленными Академией ФСО России автоматизированными системами оценки МПС.


Она предназначена для изучения и оценки морально-психологических характеристик служебных коллективов органов государственной охраны (МПС и МПК коллектива).


Методика позволяет:

– вычислять и интерпретировать различные морально-психологические показатели отдельных сотрудников и всего коллектива;

– формировать опросные листы экспертов (для режима анкетного опроса);

– проводить процедуру экспертной оценки в режиме анкетирования и в диалоговом режиме;

– осуществлять обработку результатов с выдачей итогов в текстовом, табличном и графическом виде.


Предоставляется возможность получить количественные значения и качественные оценочные выводы по 2 основным шкалам (МПС, МПК) и по 12 частным критериям (субшкалам). Есть возможность анализа результатов обследования как на уровне шкальных оценок, так и на уровне отдельных пунктов опросника.


Основными критериями оценки МПС и МПК предложено считать:

 

МПС

МПК

Эмоциональное состояние

Сплоченность

Удовлетворенность

Взаимоотношения

Мотивация

Организованность

Лояльность

Информированность

Склонность к экстремизму и терроризму

Ответственность

Коррумпированность

Дисциплинированность

 

С помощью методики можно осуществлять сравнительный анализ, получать подробное описание МПС и МПК коллектива, подготавливать рекомендации по их повышению и оптимизации.


Методика позволяет проводить и видеть результаты оценки не только коллектива в целом, но и каждого опрошенного в частности.


Если сравнить основные критерии оценки МПС, оцениваемые по методике, разработанной для подразделений органов государственной охраны, и методике оценки морально-политического и психологического состояния войск противника и своих войск в период подготовки и ведения военных действий (далее – МППС), разработанной для Минобороны России, то мы увидим ряд различий:

во-первых, в ФСО России не проводится оценка вероятного противника или, по аналогии с проблематикой обеспечения надежности, внутреннего нарушителя;

во-вторых, не оцениваются факторы обстановки, т.е. не производится оценка ситуации, в которой выполняется задача по предназначению;

в-третьих, отличаются и сами критерии оценки:

 

МПС (ФСО России)

МППС (Минобороны России)

Эмоциональное состояние

Удовлетворенность

Мотивация

Лояльность

Склонность к экстремизму и терроризму

Коррумпированность

Социально-психологические факторы

(11 факторов)

Факторы обстановки

(11 факторов)

 

Часть представленных критериев в методике совпадают с факторами оценки МППС (в частности, в разделе социально-психологических оценок), а часть присущи исключительно для подразделений органов государственной охраны, что показывает определенный отход от классического понимания МПС, развиваемого в Минобороны России.


Это объясняется спецификой решаемых подразделениями органов государственной охраны задач, а также особенностями организационно-штатной структуры подразделений.


К особенностям оценки МПС личного состава подразделений органов государственной охраны можно отнести выделение в самостоятельные критерии оценки таких показателей, как:

эмоциональное состояние военнослужащих в ходе выполнения задач по предназначению;

уровень склонности к экстремизму и терроризму;

уровень коррумпированности.


Не претендуя на исключительность и непогрешимость, разработчики системы постарались приблизить подготовленную методику к требованиям деятельности ФСО России. И в этой работе их усилия необходимо только приветствовать.


В методике присутствует определенная попытка оценки психологических критериев МПС, однако и она является, по сути, социологической.


На основании вышеизложенного видится целесообразным:

- разработка ведомственной (не только социологической, но и психологической) проблематики сущности, содержания МПС;

- обоснование психологической модели оценки МПС;

- выработка и внедрение на ее основе аргументированных рекомендаций начальникам и командирам первичных подразделений по дальнейшему наращиванию МПС.


Перспективным видится в этом отношении подход на основе системно-ситуативного анализа деятельности, развиваемый в настоящее время представителями кафедры военно-политической работы Военного университета Круком Владимиром Михайловичем, Исаевым Дмитрием Анатольевичем, а также других силовых структур – Федотовым Андреем Юрьевичем, Медведевым Игорем Николаевичем и др.


Ну и впереди у нас (имеется в виду ФСО России) четвертый этап работы, связанный с совершенствованием воспитательной работы в соответствии с требованиями существующего законодательства. В частности, переход с МПС на морально-политическое и психологическое состояние личного состава подразделений органов государственной охраны.


И тут нам волей-неволей придется обратиться к теоретическому опыту и наследию Дьяченко М.И. [1, 2], Кандыбовича Л.А. [2], Сарычева Е.В. [10] с их деятельностным подходом к пониманию проблемы морально-политического и психологического состояния.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Дьяченко М.И. Психологическая подготовка советских воинов к боевым действиям в условиях современной войны. М.: ВПА, 1966.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976.
3. Концепция воспитания личного состава федеральных органов государственной охраны. Утверждена директором ФСО России, от 5 августа 2005 года.
4. Методика оценки морально-психологического состояния личного состава в подразделениях органов государственной охраны. Орел, Академия ФСО России, 2018.
5. Приказ ФСО России от 29 декабря 2001 года № 429 «Об утверждении Концепции воспитательной работы с личным составом Федеральной службы охраны Российской Федерации и Положения об организации воспитательной работы в подразделениях Федеральной службы охраны Российской Федерации».
6. Приказ ФСО России от 24 января 2003 года № 21 «Об утверждении Положения о психологическом обеспечении служебной деятельности в Федеральной службе охраны Российской Федерации».
7. Приказ ФСО России от 28 сентября 2005 года № 376 «Об утверждении Положения об организации воспитательной работы в федеральных органах государственной охраны».
8. Приказ ФСО России от 26 апреля 2006 года № 180 «Об утверждении Положения о психологическом обеспечении служебной деятельности в федеральных органах государственной охраны».
9. Решение директора ФСО России по рапорту от 07.12.2017 года № 9/12-4255.
10. Сарычев Е.В. Методологические проблемы комплексного исследования политико-морального фактора в войне. Автореф. диссертации … доктора философских наук. М.: ВПА, 1978.
11. Сборник методических материалов ФСО России от 2003 года № 4.
12. Сборник методических материалов ФСО России от 2005 года № 22.
13. Сборник методических материалов ФСО России от 2009 года № 68.

 

REFERENCES:

 

1. Dyachenko M.I. Psychological training of Soviet soldiers to combat actions in the conditions of modern war. Moscow: VPA, 1966.
2. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psychological problems of readiness for activity. Minsk: BSU, 1976.
3. Concept of education of personnel of Federal state security bodies. Approved by the Director of the Federal tax service of Russia, dated August 5, 2005.
4. Methodology for assessing the moral and psychological state of personnel in the divisions of state security bodies. Orel, Academy of the Federal security service of Russia, 2018.
5. Order FSO of Russia from December, 29th, 2001 № 429 "On approval of the Concept of educational work with the personnel of Federal security service of the Russian Federation and the Regulations on the organization of educational work in the units of the Federal security service of the Russian Federation".
6. Order FSO of Russia from January 24, 2003 № 21 "On approval of the Provision on psychological support service activities in the Federal security service of the Russian Federation".
7. Order of the FSO of Russia of September 28, 2005 No. 376 "On approval of the Regulations on the organization of educational work in Federal state security bodies".
8. Order of the FSO of Russia of April 26, 2006 No. 180 "On approval of the Regulations on psychological support of official activity in Federal state security bodies".
9. Decision of the Director of the FSO of Russia on the report of 07.12.2017 № 9/12-4255.
10. Sarychev E.V. Methodological problems of complex research of the political and moral factor in war. Avtoreft. diss. … doctor of philosophy. M.: VPA, 1978.
11. Collection of methodological materials of the FSO of Russia from 2003 № 4.
12. Collection of methodological materials of the FSO of Russia from 2005 № 22.
13. Collection of methodological materials of the FSO of Russia from 2009 № 68.

 

 

Коротков Константин Сергеевич
адъюнкт кафедры военно-политической работы
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Korotkov Konstantin Sergeevich
Adjunct at the Department of Military-Political Work
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ