ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


FEATURES OF FORMATION OF MILITARY POLITICAL WORK LEGAL BASES


УДК 37.017.4

 

ЗАДОРОЖНАЯ Ирина Владимировна
кандидат юридических наук

 

 

ZADOROZHNAYA Irina Vladimirovna
Candidate of Law

 

Аннотация. В статье рассмотрены нормотворческие аспекты военно-политической работы в Российской Федерации. Определены уровни, на которых происходит их формирование. Затронуты вопросы правового регулирования военного образования и деятельности войск с точки зрения военно-политической работы. Проанализировано действующее военно-политическое законодательство и предложены поправки для его усовершенствования.   Abstract. The article deals with various aspects of the formation of the legal foundations of military political work in the Russian Federation. The levels at which they are formed are determined. The issues of legal regulation of military education and activity of troops from the point of view of military political work are touched upon. The current military-political legislation is analyzed and amendments for its improvement are proposed.

Ключевые слова: военно-политическая работа, законотворческая деятельность, пробелы законодательства.

  Keywords: military-political work, legislative activity, gaps in legislation.

 

 

 

В целях формирования сильной духом, идейно убежденной личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, в Вооруженных Силах Российской Федерации организуется и непрерывно ведется военно-политическая работа, затрагивающая все виды деятельности воинской части с учетом ее предназначения, особенностей комплектования, уровня подготовки, морально-политического и психологического состояния личного состава, а также политической обстановки в районе дислокации.


Стоит задача по формированию правовых основ военно-политической работы, решение которой – в аккумуляции опыта правового регулирования организации работы с личным составом.


Формирование правовых основ военно-политической работы реализуется на двух уровнях: государственном и ведомственном.


На государственном уровне ведется работа по закреплению в Конституции Российской Федерации патриотической идеологии как национальной идеи страны [1, C. 77].


Вносятся дополнения и изменения в федеральные законы.


Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. № 454 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», на Министерство обороны Российской Федерации возложены обязанности по организации и проведению военно-политической и военно-патриотической работы.


30 июля 2018 г. Президентом Российской Федерации издан Указ № 456 о начальнике Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации».


Создание Управления представляется своевременным и необходимым. Это решение определено внешними и внутренними условиями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, изменением характера задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации в новых условиях мировой военно-политической обстановки.


Проводимая прежде работа с личным составом не охватывала всего объема задач по воспитанию личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации. Особенно это проявлялось в области морально-психологического обеспечения войск (сил), а также в связи с возможностями современных информационно-психологических методов обеспечения действий войск (сил). Военно-политическая работа не ограничивается только воспитанием личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации. Существенную часть такой работы будет составлять взаимодействие с органами государственной власти, силовыми ведомствами и правоохранительными органами, общественными организациями военно-патриотической и правозащитной направленности.


Цель создания военно-политических органов – формирование преданного защитника Отечества. Поэтому задача Главного военно-политического управления – организовать системную военно-политическую работу, позволяющую поднять моральный потенциал личного состава на уровень, соответствующий современным угрозам, сформировать у личного состава политическую культуру и политическое сознание, стремление к поддержке государственной политики в области обороны, высокие морально-боевые и идейные качества, патриотизм, преданность своей Родине.


Положения нормативных правовых актов Главного военно-политического управления влияют на изменения федерального законодательства [2, C. 2].


Готовятся поправки в Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ с целью законодательного закрепления агитационно-пропагандистских мероприятий в Вооруженных Силах Российской Федерации; в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта1998 г. № 53-ФЗ о военно-патриотической и военно-политической работе с гражданами Российской Федерации; в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ об обязанности командиров разрабатывать и осуществлять систему мероприятий по патриотическому и военно-политическому воспитанию военнослужащих.


Готовы поправки в Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 о призыве на военную службу и о задачах военно-патриотической работы с призывниками.


Формирование правовых основ военно-политической работы началось с ведомственного уровня.


Процесс нормотворчества по созданию военно-политических органов начался с решений, закрепленных в Постановлении Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 28 марта 2018 г. и Протоколе заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 22 июня 2018 г.


Далее работа идет двумя путями: изменение, дополнение действующих нормативных правовых актов и издание новых нормативных правовых актов.


16 октября 2018 г. Министром обороны Российской Федерации изданы приказы № 580 «Об обязанностях начальника Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации»; Приказ № 585 «Об утверждении Положения о Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации».


22 июля 2019 г. издан Приказ министра обороны № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооружённых Силах Российской Федерации».


Данными приказами введена военно-политическая подготовка для всех категорий личного состава Вооружённых Сил, намечены новые приоритеты: пропаганда и агитация, поддержание воинской дисциплины и профилактика правонарушений, патриотическая, социальная, психологическая, культурно-досуговая работа, взаимодействие с ветеранскими и религиозными объединениями, геральдическое обеспечение.


Большое внимание уделяется науке и образованию.


24 декабря 2018 года Министром обороны Российской Федерации принято решение о сетевой форме реализации образовательной программы «Военно-политическая работа в войсках (силах)».


Совместно с Генеральным штабом, Главным управлением кадров, Минобрнауки осуществляется разработка проектов федерального государственного стандарта высшего образования в сфере подготовки специалистов военно-политических органов, квалификационных требований к их военно-профессиональной подготовке и профессиональных образовательных программ.


22 февраля 2019 г. военно-политическая подготовка личного состава стала основным предметом боевой, оперативной, профессионально-должностной подготовки.


Для решения вопросов совершенствования системы подготовки военно-политических кадров требуется разработка новых квалификационных требований.


На наш взгляд, следует скорректировать задачи научной и учебной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации с учетом задач военно-политической работы. Данные направления должны стать приоритетными при проведении комплексных научных исследований в области социальных, экономических и гуманитарных наук, а также в организации подготовки офицеров для военно-политических органов.


Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.10.2019 № 626 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» пункт 51 дополнен словами «военно-политическая работа», однако при этом не стоило исключать термина «морально-психологическое обеспечение».


На наш взгляд, под морально-политическим и психологическим состоянием следует понимать совокупность морально-нравственных ценностей, личностных идейно-политических установок, поведенческих настроений и мотивов, сложившихся под воздействием системы социальных, политических, психологических факторов, оказывающих влияние на психологическую способность и моральную готовность военнослужащих и лиц гражданского персонала выполнять поставленные задачи.


Немалую нормативную нагрузку несут на себе подзаконные нормативные акты, регулирующие военно-политическую работу в повседневных и особых условиях.


К ним относятся руководства и наставления (проекты наставлений) по военно-политической работе видов и родов Вооружённых Сил Российской Федерации, содержащие унифицированную терминологию и порядок организации военно-политической работы в конкретном подразделении.


На наш взгляд, необходимо издание инструкций по направлениям военно-политической работы на уровне командующих видов, родов войск, военных округов, их заместителей по военно-политической работе.


Установлена ответственность командиров за морально-политическое и психологическое состояние личного состава (Федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 118-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих»»). В силу загруженности, у командира не всегда достаточно времени на проведение военно-политической работы, поэтому Постановлением Правительства от 20 февраля 2019 г. № 163-10 установлена новая группа военно-учётных специальностей «38. Военно-политическая работа в войсках (силах)» [3, C. 42].


Созданы должности заместителей командиров по военно-политической работе во всех подразделениях, штатная численность которых более 75 человек (парашютно-десантной и мотострелковых ротах, роте спецназа и морской пехоте и т.д.). Решается вопрос о введении данных должностей в подразделениях с меньшей численностью (танковых и инженерно-саперных ротах, ракетных и артиллерийских батареях).


На наш взгляд, замполиты не должны проводить идеологию какой бы то ни было партии. Они должны стоять над межпартийными отношениями и проводить в жизнь господствующую концепцию жизнеустройства общества. Все зарегистрированные в Российской Федерации партии находятся в рамках одной концепции. Партии, которые не вписываются в концепцию, не регистрируются. Основная роль замполита – воспитание личного состава. И никаких дублирующих ролей в плане единоначалия – есть командир, и ему подчиняется замполит. У каждого из них свои задачи, преследующие одну и ту же цель – выполнение поставленных задач в кратчайшее время, в полном объёме, с минимальными издержками. Разделение функций является наиболее эффективным средством достижения конечной цели.


В каждом взводе, в ротах и батареях численностью менее 50 человек предусматривается должность внештатного инструктора по военно-политической работе, на которую будут назначаться военнослужащие контрактной службы из числа рядового и сержантского состава.


Основные критерии при их отборе – желание работать с людьми, богатый жизненный опыт, гуманитарное образование, наличие соответствующего уровня здоровья и физической подготовки, безукоризненная репутация и умение завоевывать авторитет среди сослуживцев.


Внештатные инструкторы по военно-политической работе будут отвечать за сплочение воинских коллективов, разъяснение мировой военно-политической обстановки, формирование у личного состава готовности к выполнению поставленных задач, организацию выпуска стенгазеты, боевого листка, проведение культурно-досуговых (в том числе спортивных) мероприятий, анкетирование личного состава, составление и уточнение социально-психологических портретов воинского коллектива.


Таким образом, военно-политическими органами ведется активная и эффективная законотворческая деятельность по формированию правовых основ военно-политической работы.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Дерешко Б.Ю. О формировании правовых основ военно-политической работы // Вестник военного права. 2018. № 4. С. 77-81.
2. Картаполов А.В. Право первым подняться в атаку // Военно-промышленный курьер. 2018. № 35 (748).
3. Харитонов С.С. Влияние военно-политической работы на законность в войсках: правовой аспект // Военное право. 2018. № 5 (51). С. 41-44.

 

REFERENCES:

 

1. Dereshko B.Yu. On formation of legal bases of the military-political work // Bulletin of Military Law. 2018. No. 4. Pp. 77-81.
2. Kartapolov A.V. The right to be the first to attack // Military-industrial courier. 2018. No. 35 (748).
3. Kharitonov S.S. The influence of the military-political work on the legality in the Armed Forces: legal aspect // Military Law. 2018. No. 5 (51). Pp. 41-44.

 

 

Задорожная Ирина Владимировна
кандидат юридических наук
доцент кафедры военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Zadorozhnaya Irina Vladimirovna
Candidate of Law
Associate Professor at the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ