СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
THE FORMATION OF MILITARY EDUCATION IN RUSSIA IN THE XVIII CENTURY
УДК 355.1
АТРОШКИН Денис Анатольевич
|
|
ATROSHKIN Denis Anatolyevich
|
Аннотация. Рассматриваются вопросы зарождения военного образования в России, основные тенденции при формировании военных учебных заведений и обоснование их социальной необходимости. | Abstract. The article deals with the origin of military education in Russia, the main trends in the formation of military schools and the rationale for their social need. | |
Ключевые слова: Вооружённые Силы Российской Федерации, военное образование, офицерский корпус, военно-учебные заведения. |
Keywords: The Armed Forces of the Russian Federation, military education, officer corps, military schools. |
Ежегодно в средствах массовой информации освещают различные виды крупномасштабных учений. Даже простому обывателю заметно увеличение количества новейших образцов техники, используемых для различных задач в ВС РФ. Качественное и количественное изменение вооружения и военной техники, а также рост вариативности использования Вооружённых Сил Российской Федерации в условиях современного геополитического положения, наталкивает на необходимость реформирования кадровой составляющей армии.
Реформирование ВС РФ на современном этапе развития общества невозможно осуществлять без обращения к историческому опыту предыдущих реформ. Характер замысла преобразований нынешней реформы направляет к истокам становления профессионального обучения и педагогической подготовки офицеров русской армии. Актуальность данного исторического опыта формируется на основе акцентов реформы ВС РФ в сфере военно-профессионального образования.
Государственность России как самостоятельной и сильной державы формировалась долгий исторический период. История России – это история длительных военных конфликтов за право на своё существование [2]. Данная связь государства с войной исторически доказана и детерминирована. Эти условия существования России привели к особой популярности в обществе и науке всего, что связано с армией, её вооружением и оснащением, а также воспитанием и обучением.
Офицерский корпус России исторически считается «лакмусовой бумажкой» общества. Офицеры – это элита, которая отражает духовность общества и страны, и непосредственно является практически основным фундаментом государства. Офицеры России всегда являлись эталоном русского общества, образцом благородства и примером для подражания. В истории России существовало лишь два периода, когда офицеров считали изгоями общества. Это впервые произошло в 1917 году, когда события в стране были абсолютно анархичные и не поддающиеся логике. Это повторилось в тяжёлые 1990-е годы, когда общество утратило все свои ценностные ориентиры. Но проходило немного времени, ситуация в стране нормализовалась, и офицеры снова становились элитой общества. На современном этапе развития российского общества становится актуальным обращение к историческому опыту становления профессиональной подготовки офицеров в начале формирования регулярной армии России, зарождению военного образования.
В современном мире военное строительство или реформирование армии любой страны в первую очередь зависит от решения кадрового вопроса. Важнейшим фактором успеха таких задач даже на начальном этапе будет количество и качество офицерского корпуса. Условие наличия офицеров, готовых в небольшие сроки решить сложные задачи в обучении и воспитании личного состава, является обязательным и безальтернативным. Очень показателен пример Германии после поражения в первой мировой войне. По условия мирного договора, ВС Германии сократились до 100 тысяч человек, но были сокращены только в основном солдатские должности. Это позволило Германии после прихода к власти нацистов быстро восстановить свою армию. Этот факт показывает, что наличие офицеров в армии имеет гигантскую важность для суверенитета любой страны.
При рассмотрении современного исторического периода необходимо отметить, что российское общество сейчас предъявляет Вооруженным Силам ещё и роль национального института социализации. Социальная стратификация общества в России относит офицеров к верхним его слоям, но одновременно завышает к ним, как гражданам своей страны, критерии социального неравенства. Требования общества к офицеру очень высоки из-за идеализации его образа, а также постоянным, ежедневным воспитательным воздействием офицера на подчиненный личный состав. В первую очередь это – безопасность военной службы для солдат и воспитание государственного патриотизма, постоянная градация интересов (интересы общества выше личных), всестороннее развитие военнослужащего как личности, создание взаимоотношений с обществом, а также многих других качеств. Выполнение этих требований связано с новой постановкой проблемы профессионально-педагогической подготовки офицера, развития его способности в обучении и воспитании подчиненных.
Все эти факторы наталкивают на применение военно-исторического опыта в подходе изучения проблемы профессионально-педагогической подготовки офицер. Благодаря проверке большим количеством войн военно-исторический опыт достаточно освобожден от субъективизма. Сходство всех факторов проблемы профессионально-педагогической подготовки офицеров в современных условиях сочетается с таким же его значением и период становления военного образования.
Строительство Вооружённых Сил России на современном этапе развития происходит на фоне нового витка геополитического противостояния в мире и связано со значительными системными трансформациями гражданского общества, изменением общего мышления социума в России, рекомбинацией функций социальных институтов. В таких условиях необходимы эффективные решения, которые будут обоснованы научно и позволят вывести Вооруженные Силы на качественно иной уровень возможностей. Эти принципы в строительстве Вооружённых Сил России описываются в ряде государственных документов, в частности - «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года».
Особую роль в осуществлении профессиональной подготовки офицера играют такие факторы как масштабное перевооружение армии, формирование новых принципов комплектования и подготовки личного состава ВС РФ; обоснование необходимости новой стратегии и тактики войны; создание новой философии и права военной силы; преобразование военного гуманитарного знания; реорганизация системы военного образования и др.
Для использования исторического опыта становления профессионально-педагогической подготовки офицеров в современный период развития Вооруженных Сил необходимо найти общие важные проблемы. Проблемы формируются на фоне несоответствия задач, стоящих перед исследователем, и наличием достаточной базы для их выполнения. Для становления профессионально-педагогической подготовки офицеров характерны некоторые противоречия [4]:
- между растущим пониманием важнейшей роли категории «воспитание» в военно-педагогическом процессе в современных ВС РФ и практическим отсутствием историко-педагогического анализа опыта воспитательных тенденций в русской армии в исследуемом периоде;
- между потребностью применения историко-педагогических исследований со стороны педагогической науки в современной реформе ВС РФ и историческим акцентом проводимых ранее исследований в системе военного образования в начале XVIII века;
- между не достаточным охватом опыта педагогического становления военного образования в России и необходимостью практического применения результатов исследований в профессиональной подготовке офицерских кадров к современным реалиям процесса социализации института армии.
Перечисленные противоречия формируют проблематику исследований. Кроме этого, они обуславливают существенность систематизации опыта организации профессионально-педагогической подготовки офицеров в период её зарождения как таковой. Вопросы, возникающие из противоречий, приведённых выше, требует осмысления исторического опыта военного образования для использования в современных условиях.
Целью исследований исторического опыта формирования военного образования России должны являться изучение организации профессионально-педагогической подготовки офицеров в начале XVIII века, выявление недостатков и достоинств системы подготовки военных кадров, а результатами должны быть конкретные предложения, которые будут использованы в интересах последующего применения их в практике военного строительства Вооруженных Сил РФ.
Ориентиром для исследований должны быть работы отечественных исследователей: Н.П. Бирюкова, Н.Д. Бутовского, М.И. Драгомирова, М.А. Крита, Д.Н. Трескина, А.И. Алехина, В.А. Свиридова и др.
Знаменитые победы русской армии во многих войнах, бесспорно, являются заслугой системы воспитания личного состава. Для системы воспитания в русской армии есть характерные особенности: в первую очередь – это неимоверно высокий уровень патриотизма, который выходит за рамки понимания военными деятелями других государств. Также для неё характерно большое количество новых путей решения многих проблем с неожиданными идеями и исключительной ролью офицера в армии. Особым показателем этого являются то, что многие знаменитые наши полководцы стали родоначальниками уникальных военно-педагогических идей, а их военно-педагогическое значение сравнимо с их победами на полях сражений.
Вдохновителем идеи создания военно-учебных заведений России считается Петр I. С самого раннего детства судьба будущего великого правителя России вела его к необходимости защищать свою жизнь, и его интересы были связаны с армией и оружием. Наставниками были люди, также связанные с армией или поддерживающие его интересы – шотландский генерал Патрик Гордон и Франц Лефорт. Увлечения юного царя, «потешные» армия и флот в Плещеевом озере привели к появлению первых военных школ. Об его отношении к военному образованию красноречиво говорит уже то неудовольствие к своему сыну царевичу Алексею за его явное пренебрежение к военным и физическим упражнениям [3].
Петр Великий провёл грандиозные и неоднозначные социально-экономические реформы государства. Военная реформа занимала в этих преобразованиях главенствующую, а порой и побуждающую роль.
К реформам главы России на тот период относится и собственно создание постоянной регулярной армии. До него в России армия состояла из ополчения, стрельцов и артиллерии. Самой главной бедой было отсутствие чёткой структуры управления и единства в формировании командного состава в вооружённых формированиях того времени и, как следствие этого, все командные функции исполнялись неоднообразно и хаотично. В ополчении или, как ещё его называли, «поместном войске» сотнями управляли боярские дети или дворяне. Командиры выбирались по «родовитости». Они находились на службе только в военное время. Когда отпадала необходимость сбора «поместного войска», командиры не исполняли никаких обязанностей, а просто разъезжались по своим поместьям. Зарождением регулярной армии с обязательным наличием офицерского корпуса в ней можно считать стрелецкие полки. Они были впервые созданы еще при правлении царя Алексея Михайловича. Правда, и здесь должности командиров зачастую были наследственные, а личный состав в мирное время не занимался каким-либо обучением. Зачастую обязанности офицеров в этих полках не несли содержательной деятельности и сводились, в основном, к передаче команд [1].
При создании регулярной армии Петр I осознавал всю проблему нехватки командирских кадров и попытался решить её, как и его предшественники, с помощью привлечения европейских наёмных офицеров. Но поражения в первом Азовском походе, а затем и в битве при Нарве доказали необходимость создания собственной школы подготовки офицерских кадров. Иностранцы не отличались надёжностью в битве, в первую очередь они думали о сохранении собственной жизни, а обучение личного состава сводилось только к телесным наказаниям за любые провинности.
Понимая необходимость наличия единого восприятия в обучении для создания регулярной армии Петр I приказал создать первые руководящие документы для армии. В период с 1698 по 1700 годы сподвижники царя Автомон Головин и Адам Вейде разработали и ввели в действие ряд документов, которые до 1716 года были основными воинскими уставами: «Строевое положение», «Учение гренадёров», «Ротные пехотные чины» и «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться». Эти уставы для рекрутов предписывали постоянное обучение воинскому делу, делая упор на постоянную практику, а для офицеров они создали новый образ. Офицер в первую очередь должен был быть носителем и образцом воинской чести. Личная храбрость офицера стала его обязанностью. В 1716 году, написанный собственноручно Петром I, воинский устав определил уровень знаний для всех категорий военнослужащих и стал основным руководящим документом. Также в 1720 году был издан «Устав морской». По этому уставу российский флот ходил в походы и воевал до 1853 года, когда пришёл ещё один тяжёлый период для нашей страны – Крымская война.
Осознание очевидного факта, что офицера надо готовить к службе, дало толчок созданию первых военных учебных заведений в России. В 1700 году, при бомбардирской роте Преображенского полка, было создана первая военная школа. Её руководителем стал «капитан от бомбардиров» Скорняков-Писарев. В школе готовили только офицеров для артиллерии, поэтому здесь преподавали узконаправленные, специальные предметы: начальную математику, основы артиллерии и правила стрельбы, а также фортификацию.
Но России требовались офицеры и других специальностей. Петр I стал создателем русского флота. Но военные манёвры с кораблями на Плещеевом озере, морские походы на судах поморов по Белому морю и особенно обе осады Азова показали государю, что иметь только корабли мало, нужны профессиональные моряки, любящие своё дело. Результатом понимания необходимости своих подготовленных кадров во флоте стало появление школы «математических и навигацких (морских) наук» 14 января 1701 года. Обучение в этой первой школе имело характерный сословный признак. Для обучения в школу брали детей дворян и приказных чиновников в возрасте 12-17 лет, но в особых случаях брали и в 20 лет. Школа разделялась по направлениям: элементарная школа, цифирная школа и навигацкая (морская) школа. В морскую школу принимались только дети дворян, и родовитость при наборе имела большой вес. Основными предметами обучения являлись геометрия и арифметика, астрономия и навигация, а также тригонометрия и геодезия. Обучение длилось в течении трёх лет. Первый выпуск из 64 человек состоялся в 1705 году. За последующие десять лет в данной школе прошло обучение более тысячи человек. 12 ноября 1715 года старшие ученики морской (навигацкой) школы были переведены в новую столицу страны – Санкт-Петербург. Там они сформировали основу Академии морской гвардии [1].
Также в 1712 году открылась первая русская военно-инженерная школа. Все созданные учебные заведения отличались высокой степенью направленности в обучении.
Эти первые школы, невзирая на многие проблемы в организации процесса обучения, стали прообразом профессиональных военных учебных заведений и дали России множество талантливых офицеров, которые в последующем свей службой доказали всю пользу военного образования.
Внешняя политика России в период после смерти Петра I и до конца 1800 годов была направлена на её расширение и укрепление, а также на признание её статуса великой державы в мире. Войны этого периода связаны, прежде всего, с защитой интересов Российской Империи.
На протяжении всего XVIII века развивается система военного образования. Для государственной элиты необходимость в офицерских кадрах, способных выполнять профессионально свои обязанности, а также преданных государству и царю, становится очевидной и безальтернативной. Эти факторы заставляют первые специализированные военные школы заменять на кадетские корпуса. В свою очередь, задачей впервые образованных кадетских корпусов была уже не только подготовка офицеров, но и обучение государственных чиновников.
Анализ периода становления военного образования в России позволяет сделать следующие выводы:
- поражения в войнах конца XVII – начала XVIII веков принесли понимание: отсталость вооружённых сил России на данном этапе катастрофическая;
- восстания стрелецких войск, несовершенство иррегулярных частей выявили необходимость создания профессиональной и преданной властям армии;
- найм по контракту иностранных военных специалистов показал их неэффективность и отсутствие воспитательного начала в армии;
- проблема нехватки офицеров привела к созданию специализированных школ;
- обучение в специализированных школах носило сословный характер и соответствовало требованиям вооружённых сил;
- система подготовки офицеров, основанная на аттестации выпускников, показа наиболее эффективные результаты;
- идеи императора России Петра I о создании новой вооружённой силы для борьбы с внешними угрозами привели к зарождению и формированию военного образования;
- рост количества и качества офицеров, воспитанных в духе патриотизма, привёл к тому, что русская армия стала считаться в Европе самой боеспособной, что причислило её к самым влиятельным странам;
- в России появился новый социальный институт.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что военное образование в России в указанный период и на таком уровне развития не обладало многими системными признаками процесса подготовки офицеров, а именно: отсутствие единой цели обучения, нехватка чёткой системы управления военными заведениями, недостаточная стабильность собственно процесса обучения. Но всё же действия, в первую очередь, руководства страны, а также стремления и желания непосредственно многих исполнителей дали мощнейший толчок дальнейшему развитию процесса подготовки офицерских кадров в России.
Выводы:
- необходимо обратить внимание исследователей на всех уровнях на актуальность изучения проблем воспитания в системе подготовки офицерских кадров в военных ВУЗах страны;
- важно направлять научную деятельность офицеров на сферу практического применения исторического опыта становления профессиональной подготовки кадров для ВС РФ;
- результаты исследований в области изучения опыта профессионально-педагогической подготовки военных кадров обобщать в научно-исследовательских центрах и отделах в военных ВУЗов страны, и в дальнейшем использовать в образовательном процессе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XX века: диссертация … доктора педагогических наук: 13.00.01. М., 2004. С.79-100.
2. Козин Н.Г. Постижение России. Опыт историко-философского анализа. М.: Алгоритм, 2002. 653 с.
3. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. В 2 т. Т.1. СПб: Типография товарищества «Общественная польза», 1862. 590 с.
4. Походяев С.В. Профессионально-педагогическая подготовка офицеров русской императорской армии во второй половине XIX – начале XX веков (1855–1914 годов): диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. Омск, 2015. С. 6-7.
REFERENCES:
1. Alekhin I.A. Development of theory and practice of military education in Russia in XVIII - early XX century: diss. … Doc. of Pedagogical Sciences: 13.00.01. M., 2004. Pp. 79-100.
2. Kozin N.D. Comprehension of Russia. Experience of historical and philosophical analysis. M.: Algorithm, 2002. 653 p.
3. Pekarsky P.P. Science and literature in Russia under Peter the Great. In 2 vol. 1. SPb.: Printing house of the partnership "Public benefit", 1862. 590 p.
4. Pokhodyaev S.V. Professional and pedagogical training of officers of the Russian Imperial Army in the second half of XIX – early XX centuries (1855-1914): diss. … Cand. of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Omsk. 2015. P. 6-7.
Атрошкин Денис Анатольевич |
|
Atroshkin Denis Anatolyevich |