СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ


THE FORMATION OF MILITARY EDUCATION IN RUSSIA IN THE XVIII CENTURY


УДК 355.1

 

АТРОШКИН Денис Анатольевич

 

 

ATROSHKIN Denis Anatolyevich

 

Аннотация. Рассматриваются вопросы зарождения военного образования в России, основные тенденции при формировании военных учебных заведений и обоснование их социальной необходимости.   Abstract. The article deals with the origin of military education in Russia, the main trends in the formation of military schools and the rationale for their social need.

Ключевые слова: Вооружённые Силы Российской Федерации, военное образование, офицерский корпус, военно-учебные заведения.

  Keywords: The Armed Forces of the Russian Federation, military education, officer corps, military schools.

 

 

 

Ежегодно в средствах массовой информации освещают различные виды крупномасштабных учений. Даже простому обывателю заметно увеличение количества новейших образцов техники, используемых для различных задач в ВС РФ. Качественное и количественное изменение вооружения и военной техники, а также рост вариативности использования Вооружённых Сил Российской Федерации в условиях современного геополитического положения, наталкивает на необходимость реформирования кадровой составляющей армии.


Реформирование ВС РФ на современном этапе развития общества невозможно осуществлять без обращения к историческому опыту предыдущих реформ. Характер замысла преобразований нынешней реформы направляет к истокам становления профессионального обучения и педагогической подготовки офицеров русской армии. Актуальность данного исторического опыта формируется на основе акцентов реформы ВС РФ в сфере военно-профессионального образования.


Государственность России как самостоятельной и сильной державы формировалась долгий исторический период. История России – это история длительных военных конфликтов за право на своё существование [2]. Данная связь государства с войной исторически доказана и детерминирована. Эти условия существования России привели к особой популярности в обществе и науке всего, что связано с армией, её вооружением и оснащением, а также воспитанием и обучением.


Офицерский корпус России исторически считается «лакмусовой бумажкой» общества. Офицеры – это элита, которая отражает духовность общества и страны, и непосредственно является практически основным фундаментом государства. Офицеры России всегда являлись эталоном русского общества, образцом благородства и примером для подражания. В истории России существовало лишь два периода, когда офицеров считали изгоями общества. Это впервые произошло в 1917 году, когда события в стране были абсолютно анархичные и не поддающиеся логике. Это повторилось в тяжёлые 1990-е годы, когда общество утратило все свои ценностные ориентиры. Но проходило немного времени, ситуация в стране нормализовалась, и офицеры снова становились элитой общества. На современном этапе развития российского общества становится актуальным обращение к историческому опыту становления профессиональной подготовки офицеров в начале формирования регулярной армии России, зарождению военного образования.


В современном мире военное строительство или реформирование армии любой страны в первую очередь зависит от решения кадрового вопроса. Важнейшим фактором успеха таких задач даже на начальном этапе будет количество и качество офицерского корпуса. Условие наличия офицеров, готовых в небольшие сроки решить сложные задачи в обучении и воспитании личного состава, является обязательным и безальтернативным. Очень показателен пример Германии после поражения в первой мировой войне. По условия мирного договора, ВС Германии сократились до 100 тысяч человек, но были сокращены только в основном солдатские должности. Это позволило Германии после прихода к власти нацистов быстро восстановить свою армию. Этот факт показывает, что наличие офицеров в армии имеет гигантскую важность для суверенитета любой страны.


При рассмотрении современного исторического периода необходимо отметить, что российское общество сейчас предъявляет Вооруженным Силам ещё и роль национального института социализации. Социальная стратификация общества в России относит офицеров к верхним его слоям, но одновременно завышает к ним, как гражданам своей страны, критерии социального неравенства. Требования общества к офицеру очень высоки из-за идеализации его образа, а также постоянным, ежедневным воспитательным воздействием офицера на подчиненный личный состав. В первую очередь это – безопасность военной службы для солдат и воспитание государственного патриотизма, постоянная градация интересов (интересы общества выше личных), всестороннее развитие военнослужащего как личности, создание взаимоотношений с обществом, а также многих других качеств. Выполнение этих требований связано с новой постановкой проблемы профессионально-педагогической подготовки офицера, развития его способности в обучении и воспитании подчиненных.


Все эти факторы наталкивают на применение военно-исторического опыта в подходе изучения проблемы профессионально-педагогической подготовки офицер. Благодаря проверке большим количеством войн военно-исторический опыт достаточно освобожден от субъективизма. Сходство всех факторов проблемы профессионально-педагогической подготовки офицеров в современных условиях сочетается с таким же его значением и период становления военного образования.


Строительство Вооружённых Сил России на современном этапе развития происходит на фоне нового витка геополитического противостояния в мире и связано со значительными системными трансформациями гражданского общества, изменением общего мышления социума в России, рекомбинацией функций социальных институтов. В таких условиях необходимы эффективные решения, которые будут обоснованы научно и позволят вывести Вооруженные Силы на качественно иной уровень возможностей. Эти принципы в строительстве Вооружённых Сил России описываются в ряде государственных документов, в частности - «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года».


Особую роль в осуществлении профессиональной подготовки офицера играют такие факторы как масштабное перевооружение армии, формирование новых принципов комплектования и подготовки личного состава ВС РФ; обоснование необходимости новой стратегии и тактики войны; создание новой философии и права военной силы; преобразование военного гуманитарного знания; реорганизация системы военного образования и др.


Для использования исторического опыта становления профессионально-педагогической подготовки офицеров в современный период развития Вооруженных Сил необходимо найти общие важные проблемы. Проблемы формируются на фоне несоответствия задач, стоящих перед исследователем, и наличием достаточной базы для их выполнения. Для становления профессионально-педагогической подготовки офицеров характерны некоторые противоречия [4]:

- между растущим пониманием важнейшей роли категории «воспитание» в военно-педагогическом процессе в современных ВС РФ и практическим отсутствием историко-педагогического анализа опыта воспитательных тенденций в русской армии в исследуемом периоде;

- между потребностью применения историко-педагогических исследований со стороны педагогической науки в современной реформе ВС РФ и историческим акцентом проводимых ранее исследований в системе военного образования в начале XVIII века;

- между не достаточным охватом опыта педагогического становления военного образования в России и необходимостью практического применения результатов исследований в профессиональной подготовке офицерских кадров к современным реалиям процесса социализации института армии.


Перечисленные противоречия формируют проблематику исследований. Кроме этого, они обуславливают существенность систематизации опыта организации профессионально-педагогической подготовки офицеров в период её зарождения как таковой. Вопросы, возникающие из противоречий, приведённых выше, требует осмысления исторического опыта военного образования для использования в современных условиях.


Целью исследований исторического опыта формирования военного образования России должны являться изучение организации профессионально-педагогической подготовки офицеров в начале XVIII века, выявление недостатков и достоинств системы подготовки военных кадров, а результатами должны быть конкретные предложения, которые будут использованы в интересах последующего применения их в практике военного строительства Вооруженных Сил РФ.


Ориентиром для исследований должны быть работы отечественных исследователей: Н.П. Бирюкова, Н.Д. Бутовского, М.И. Драгомирова, М.А. Крита, Д.Н. Трескина, А.И. Алехина, В.А. Свиридова и др.


Знаменитые победы русской армии во многих войнах, бесспорно, являются заслугой системы воспитания личного состава. Для системы воспитания в русской армии есть характерные особенности: в первую очередь – это неимоверно высокий уровень патриотизма, который выходит за рамки понимания военными деятелями других государств. Также для неё характерно большое количество новых путей решения многих проблем с неожиданными идеями и исключительной ролью офицера в армии. Особым показателем этого являются то, что многие знаменитые наши полководцы стали родоначальниками уникальных военно-педагогических идей, а их военно-педагогическое значение сравнимо с их победами на полях сражений.


Вдохновителем идеи создания военно-учебных заведений России считается Петр I. С самого раннего детства судьба будущего великого правителя России вела его к необходимости защищать свою жизнь, и его интересы были связаны с армией и оружием. Наставниками были люди, также связанные с армией или поддерживающие его интересы – шотландский генерал Патрик Гордон и Франц Лефорт. Увлечения юного царя, «потешные» армия и флот в Плещеевом озере привели к появлению первых военных школ. Об его отношении к военному образованию красноречиво говорит уже то неудовольствие к своему сыну царевичу Алексею за его явное пренебрежение к военным и физическим упражнениям [3].


Петр Великий провёл грандиозные и неоднозначные социально-экономические реформы государства. Военная реформа занимала в этих преобразованиях главенствующую, а порой и побуждающую роль.


К реформам главы России на тот период относится и собственно создание постоянной регулярной армии. До него в России армия состояла из ополчения, стрельцов и артиллерии. Самой главной бедой было отсутствие чёткой структуры управления и единства в формировании командного состава в вооружённых формированиях того времени и, как следствие этого, все командные функции исполнялись неоднообразно и хаотично. В ополчении или, как ещё его называли, «поместном войске» сотнями управляли боярские дети или дворяне. Командиры выбирались по «родовитости». Они находились на службе только в военное время. Когда отпадала необходимость сбора «поместного войска», командиры не исполняли никаких обязанностей, а просто разъезжались по своим поместьям. Зарождением регулярной армии с обязательным наличием офицерского корпуса в ней можно считать стрелецкие полки. Они были впервые созданы еще при правлении царя Алексея Михайловича. Правда, и здесь должности командиров зачастую были наследственные, а личный состав в мирное время не занимался каким-либо обучением. Зачастую обязанности офицеров в этих полках не несли содержательной деятельности и сводились, в основном, к передаче команд [1].


При создании регулярной армии Петр I осознавал всю проблему нехватки командирских кадров и попытался решить её, как и его предшественники, с помощью привлечения европейских наёмных офицеров. Но поражения в первом Азовском походе, а затем и в битве при Нарве доказали необходимость создания собственной школы подготовки офицерских кадров. Иностранцы не отличались надёжностью в битве, в первую очередь они думали о сохранении собственной жизни, а обучение личного состава сводилось только к телесным наказаниям за любые провинности.


Понимая необходимость наличия единого восприятия в обучении для создания регулярной армии Петр I приказал создать первые руководящие документы для армии. В период с 1698 по 1700 годы сподвижники царя Автомон Головин и Адам Вейде разработали и ввели в действие ряд документов, которые до 1716 года были основными воинскими уставами: «Строевое положение», «Учение гренадёров», «Ротные пехотные чины» и «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться». Эти уставы для рекрутов предписывали постоянное обучение воинскому делу, делая упор на постоянную практику, а для офицеров они создали новый образ. Офицер в первую очередь должен был быть носителем и образцом воинской чести. Личная храбрость офицера стала его обязанностью. В 1716 году, написанный собственноручно Петром I, воинский устав определил уровень знаний для всех категорий военнослужащих и стал основным руководящим документом. Также в 1720 году был издан «Устав морской». По этому уставу российский флот ходил в походы и воевал до 1853 года, когда пришёл ещё один тяжёлый период для нашей страны – Крымская война.


Осознание очевидного факта, что офицера надо готовить к службе, дало толчок созданию первых военных учебных заведений в России. В 1700 году, при бомбардирской роте Преображенского полка, было создана первая военная школа. Её руководителем стал «капитан от бомбардиров» Скорняков-Писарев. В школе готовили только офицеров для артиллерии, поэтому здесь преподавали узконаправленные, специальные предметы: начальную математику, основы артиллерии и правила стрельбы, а также фортификацию.


Но России требовались офицеры и других специальностей. Петр I стал создателем русского флота. Но военные манёвры с кораблями на Плещеевом озере, морские походы на судах поморов по Белому морю и особенно обе осады Азова показали государю, что иметь только корабли мало, нужны профессиональные моряки, любящие своё дело. Результатом понимания необходимости своих подготовленных кадров во флоте стало появление школы «математических и навигацких (морских) наук» 14 января 1701 года. Обучение в этой первой школе имело характерный сословный признак. Для обучения в школу брали детей дворян и приказных чиновников в возрасте 12-17 лет, но в особых случаях брали и в 20 лет. Школа разделялась по направлениям: элементарная школа, цифирная школа и навигацкая (морская) школа. В морскую школу принимались только дети дворян, и родовитость при наборе имела большой вес. Основными предметами обучения являлись геометрия и арифметика, астрономия и навигация, а также тригонометрия и геодезия. Обучение длилось в течении трёх лет. Первый выпуск из 64 человек состоялся в 1705 году. За последующие десять лет в данной школе прошло обучение более тысячи человек. 12 ноября 1715 года старшие ученики морской (навигацкой) школы были переведены в новую столицу страны – Санкт-Петербург. Там они сформировали основу Академии морской гвардии [1].


Также в 1712 году открылась первая русская военно-инженерная школа. Все созданные учебные заведения отличались высокой степенью направленности в обучении.


Эти первые школы, невзирая на многие проблемы в организации процесса обучения, стали прообразом профессиональных военных учебных заведений и дали России множество талантливых офицеров, которые в последующем свей службой доказали всю пользу военного образования.


Внешняя политика России в период после смерти Петра I и до конца 1800 годов была направлена на её расширение и укрепление, а также на признание её статуса великой державы в мире. Войны этого периода связаны, прежде всего, с защитой интересов Российской Империи.


На протяжении всего XVIII века развивается система военного образования. Для государственной элиты необходимость в офицерских кадрах, способных выполнять профессионально свои обязанности, а также преданных государству и царю, становится очевидной и безальтернативной. Эти факторы заставляют первые специализированные военные школы заменять на кадетские корпуса. В свою очередь, задачей впервые образованных кадетских корпусов была уже не только подготовка офицеров, но и обучение государственных чиновников.


Анализ периода становления военного образования в России позволяет сделать следующие выводы:

- поражения в войнах конца XVII – начала XVIII веков принесли понимание: отсталость вооружённых сил России на данном этапе катастрофическая;

- восстания стрелецких войск, несовершенство иррегулярных частей выявили необходимость создания профессиональной и преданной властям армии;

- найм по контракту иностранных военных специалистов показал их неэффективность и отсутствие воспитательного начала в армии;

- проблема нехватки офицеров привела к созданию специализированных школ;

- обучение в специализированных школах носило сословный характер и соответствовало требованиям вооружённых сил;

- система подготовки офицеров, основанная на аттестации выпускников, показа наиболее эффективные результаты;

- идеи императора России Петра I о создании новой вооружённой силы для борьбы с внешними угрозами привели к зарождению и формированию военного образования;

- рост количества и качества офицеров, воспитанных в духе патриотизма, привёл к тому, что русская армия стала считаться в Европе самой боеспособной, что причислило её к самым влиятельным странам;

- в России появился новый социальный институт.


Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что военное образование в России в указанный период и на таком уровне развития не обладало многими системными признаками процесса подготовки офицеров, а именно: отсутствие единой цели обучения, нехватка чёткой системы управления военными заведениями, недостаточная стабильность собственно процесса обучения. Но всё же действия, в первую очередь, руководства страны, а также стремления и желания непосредственно многих исполнителей дали мощнейший толчок дальнейшему развитию процесса подготовки офицерских кадров в России.


Выводы:

- необходимо обратить внимание исследователей на всех уровнях на актуальность изучения проблем воспитания в системе подготовки офицерских кадров в военных ВУЗах страны;

- важно направлять научную деятельность офицеров на сферу практического применения исторического опыта становления профессиональной подготовки кадров для ВС РФ;

- результаты исследований в области изучения опыта профессионально-педагогической подготовки военных кадров обобщать в научно-исследовательских центрах и отделах в военных ВУЗов страны, и в дальнейшем использовать в образовательном процессе.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XX века: диссертация … доктора педагогических наук: 13.00.01. М., 2004. С.79-100.
2. Козин Н.Г. Постижение России. Опыт историко-философского анализа. М.: Алгоритм, 2002. 653 с.
3. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. В 2 т. Т.1. СПб: Типография товарищества «Общественная польза», 1862. 590 с.
4. Походяев С.В. Профессионально-педагогическая подготовка офицеров русской императорской армии во второй половине XIX – начале XX веков (1855–1914 годов): диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. Омск, 2015. С. 6-7.

 

REFERENCES:

 

1. Alekhin I.A. Development of theory and practice of military education in Russia in XVIII - early XX century: diss. … Doc. of Pedagogical Sciences: 13.00.01. M., 2004. Pp. 79-100.
2. Kozin N.D. Comprehension of Russia. Experience of historical and philosophical analysis. M.: Algorithm, 2002. 653 p.
3. Pekarsky P.P. Science and literature in Russia under Peter the Great. In 2 vol. 1. SPb.: Printing house of the partnership "Public benefit", 1862. 590 p.
4. Pokhodyaev S.V. Professional and pedagogical training of officers of the Russian Imperial Army in the second half of XIX – early XX centuries (1855-1914): diss. … Cand. of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Omsk. 2015. P. 6-7.

 

 

Атрошкин Денис Анатольевич
адъюнкт кафедры педагогики Военного университета
преподаватель кафедры воздушно-десантной подготовки
Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова
390031, г. Рязань, пл. генерала армии В.Ф. Маргелова, д. 1.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Atroshkin Denis Anatolyevich
Adjunct at the Department of Pedagogics of Military University
Lecturer at the Department of Airborne Training
Ryazan Higher Airborne Command School named after Army General V.F. Margelov
Army General V.F. Margelov sq., d.1, Ryazan, Russia, 390031



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ