АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ВОЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ANALYSIS OF THE MODERN PRACTICE OF THE OFFICERS PROFESSIONAL TRAINING IN THE MILITARY AGENCIES OF THE RUSSIAN MINISTRY OF DEFENCE


УДК 355.2.001

 

КОЛЕГАЙ Евгений Сергеевич

 

 

KOLEGAY Evgeniy Sergeevich

 

Аннотация. Проведен анализ действующих форм подготовки кадров для формирования штатов военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (далее – ВП МО РФ). Представлена аргументация того, что существующая система профессионально-должностной подготовки ВП МО РФ требует более углубленного и систематизированного подхода, совершенствования методов и технологий обучения личного состава. Представлена авторская систематизация существующих систем обучения офицерского состава ВП МО РФ. Приведены обосновывающие доводы по определению категорийности офицеров, назначаемых на штатные должности подразделений ВП МО РФ для более простого понимания и систематизации процесса профессионально-должностной подготовки ВП МО РФ.   Abstract. The analysis of the existing forms of training for the formation of the staff of the military agencies of the Ministry of Defense of the Russian Federation (hereinafter - MA MD RF) is conducted. Article says that the existing system of officers professional training of the MA MD RF staff requires a more in-depth and systematic approach, improvement of methods and technologies of personnel training. The author's systematization of the existing systems of the MA MD RF officers training is presented. The supporting arguments on the definition of categorization of officers appointed to posts of MA units of the Ministry of Defense in order to better understand and systematize the process of the officers professional training in MA MD RF are given.

Ключевые слова: военное представительство, военная приемка, профессионально-должностная подготовка, государственный оборонный заказ, военная техника, контроль качества, приемка военной техники.

  Keywords: military representation, military acceptance, officers professional training, state defense order, military equipment, quality control, acceptance of military equipment.

 

 

 

Глобальные кадровые и структурные реформы 2008-2012 годов коснулись Министерства обороны Российской Федерации. Были проведены масштабные мероприятия по сокращению численности Вооруженных Сил, в том числе по сокращению офицерского корпуса. По сегодняшний день данное реформирование имеет прямые и существенные последствия для МО РФ.


Не обошли стороной указанные события и военные представительства МО РФ (далее – ВП МО РФ). Многим профессиональным специалистам и руководителям офицерского состава с колоссальным опытом и богатым багажом знаний пришлось покинуть ряды ВС РФ.


Тот факт, что с 2006 по 2011 год в России были сокращены, а в большинстве практически полностью отсутствовали наборы курсантов в высшие военные учебные заведения, а, соответственно, и поступление кадровых офицеров на военную службу было недостаточным, и по настоящее время негативно оказывает свое влияние на качественное выполнение непосредственных функций военного представительства по приемке военной техники [4].


Сокращение штатов, поступление на службу в ряды ВП МО РФ молодых офицеров, которые не были обучены для прохождения службы в военном представительстве и не обладали специальными знаниями, взамен ушедших, привело к увеличению информационной нагрузки на личный состав «приемок». Соответственно, организация проведения контроля качества вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) стала недостаточной для качественной приемки изделий.


По этому поводу президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с отечественными СМИ заявил, что система военной приемки фактически ликвидирована. Возможно, в том числе с этим и связаны многочисленные претензии к качеству отечественного вооружения. И это при том, что гособоронзаказ в последние годы радикально вырос – Россия массово перевооружает свою армию. Теперь военная приемка будет возрождаться [5].


Также в свою очередь заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозин указывал, что сложившаяся ситуация привела к развалу системы приемки вооружений, из-за чего происходила поставка некачественных комплектующих на предприятия оборонно-промышленного комплекса [3].


Ключевым звеном между государственным заказчиком, определяющим основные требования государственного контракта, и непосредственно эксплуатантом – подразделением, где военная техника будет использоваться по назначению – является ВП МО РФ, которое осуществляет контроль качества и приемку военной техники, а также выдает свое заключение о стоимости продукции. Военные представительства являются гарантом качества и надежности изготовления, модернизации и ремонта вооружения, военной и специальной техники.


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1995 г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» приведен ряд функциональных задач, которые возлагаются на ВП МО РФ, такие как: участие в подготовке и согласовании контрактов на поставку военной продукции; проверка качества и комплектности принимаемой военной продукции; приемка военной продукции в сроки, предусмотренные государственными контрактами; контроль за отработкой технической документации на военную продукцию, а также согласование изменений, вносимых в эту документацию; ведение учета материальных ценностей; участие в оценке мероприятий по защите государственной тайны; контроль метрологического обеспечения при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции; выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной.


На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на «плечи» офицера военного представительства ложится огромная ответственность и спектр обязанностей, требующих в свою очередь обладать и уметь пользоваться разносторонними и глубокими знаниями в самых различных дисциплинах. Помимо наличия твердых знаний государственных стандартов, отраслевых стандартов, постановлений Правительства, федеральных законов, приказов Министра обороны, военный представитель должен знать тактико-технические характеристики, материальную часть, правила эксплуатации, обслуживания и хранения принимаемой военной техники, технологию ее изготовления. Знать конструкторскую документацию и основные технологические процессы, уметь пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом. Выдача заключений о цене военной продукции, участие в согласовании государственных контрактов также подразумевают наличие знаний и навыков в экономической и юридической сфере.


Из вышесказанного следует, что офицер, проходящий службу в военном представительстве, должен обладать разносторонними и обширными знаниями и умениями, более того – интегрировано применять их при решении практических задач. Система подготовки офицеров ВП МО РФ не может быть стандартной и шаблонной, она должна обеспечивать гибкую и непрерывную организацию обучения и освоения необходимого объема знаний.


Предлагаем рассмотреть действующие системы и структуры подготовки офицеров ВП МО РФ. Для системного анализа современной структуры обучения офицеров ВП МО РФ разделим ее на два контура: внешний контур подготовки и внутренний контур подготовки.


К внешнему контуру подготовки относится обучение студентов в Учебных военных центрах (далее – УВЦ) при гражданских высших учебных заведениях, и действующие курсы переподготовки и повышения квалификации офицерского состава военных представительств при Военном университете Министерства обороны Российской Федерации и других военных учебных заведениях. Таким образом, к внешнему контуру относится любая форма подготовки и обучения кадров военных представительств и для военных правительств, не входящая в систему профессионально-должностной подготовки, непосредственно осуществляемую в подразделениях ВП МО РФ.


К внутреннему контуру подготовки относится организация работы непосредственно в самом военном представительстве. Она представляет собой систему профессионально-должностной подготовки и технической учебы военного представительства, которая организуется и проводится в соответствии с требованиями приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, организационно-методических указаний начальника Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации [6].


Из приведенной классификации можно выделить категории офицеров, которые назначаются на воинские должности для прохождения службы в ВП МО РФ.


Первая категория – это выпускники ВУЗов, прошедшие обучение на военных кафедрах в УВЦ при гражданских высших учебных заведениях и имеющие профильное образование по специализации для ВП МО РФ.


Вторая категория – это выпускники, прошедшие обучение в военных училищах не по профильному образованию, не имеющие опыта работы и не обладающие специальными знаниями в рамках выполнения Государственного оборонного заказа.


Третья категория – это офицеры, имеющие опыт службы в различных военных подразделениях, не связанных с выполнением Государственного оборонного заказа, и направленные для дальнейшего прохождения военной службы в подразделения ВП МО РФ.


Данная классификация приведена для детального представления и анализа процессов и систем подготовки офицерских кадров для структурных подразделений ВП МО РФ. Ниже более подробно будут рассмотрены и проанализированы организация и формы внешнего и внутреннего контура обучения ВП МО РФ.


Рассмотрим организацию процесса обучения внешнего контура.


На сегодняшний день в России представлены несколько УВЦ, которые занимаются подготовкой студентов для дальнейшего прохождения военной службы в ВП МО РФ по ВУС 710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества», а именно:


- Отдел Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации учебного военного центра при Московском авиационном институте;

- Учебный военный центр при Балтийском государственном техническом университете имени маршала Советского союза Д.Ф. Устинова (город Санкт-Петербург);

- Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете.


Рассмотрим более подробно организацию процесса целевого обучения студентов для комплектования штатов подразделений ВП МО РФ на примере отдела Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации учебного военного центра при Московском авиационном институте (далее – отдел УВП при МАИ).


В отделе УВП при МАИ обучение студентов проходит в форме, близкой к организации обучения на военных кафедрах – студенты проходят основное обучение на базе МАИ. С первого по третий курс занятия в УВЦ проходят только по общевоинскими дисциплинам, такими как: общая военная подготовка, общевоинские уставы, строевая подготовка, военная история и т.д. в объеме одного академического часа один раз в неделю. Прохождение дисциплин, имеющих непосредственное отношение к подготовке специалистов именно для подразделений военных представительств, начинается только со второго семестра третьего курса в рамках дисциплины «Конструкция и техническая эксплуатация авиационной техники» в объеме 192 ч. По данной дисциплине рассматривается учебный материал не только по общим вопросам конструкции и технической эксплуатации летательных аппаратов. Он направлен на интеграцию и взаимосвязь непосредственной деятельности военных представительств – ведение рекламационной работы, проведение испытаний, контроль качества, приемка готовой продукции и т.д.


Вторая дисциплина, имеющая непосредственное значение для процесса подготовки специалистов для ВП МО РФ – «Экономическая и производственная деятельность военных представительств». Она преподается в объеме 288 ч. и является наиболее важной и необходимой при обучении будущих «военпредов». На данной дисциплине изучается организация контроля качества и приемка ВВСТ в соответствии с условиями контрактов (договоров); контроль отработки технической документации; обобщение и анализ сведений о качестве продукции, полученных в результате их изготовления, испытаний и эксплуатации; организационные мероприятия по учету и контролю сохранности материальных ценностей, созданных или приобретенных организациями при разработке и производстве продукции за счет средств МО РФ, участие в работе по ценообразованию на ВВСТ, учет трудовых затрат на ее производство и т.д. Итоговым испытанием по данным дисциплинам является зачет с оценкой.


После выпуска и получения дипломов обучающиеся в обязательном порядке заключают контракт с Министерством обороны РФ, им присваивается офицерское звание «лейтенант», и они направляются для прохождения дальнейшей военной службы в подразделения ВП МО РФ. В случае отказа выпускника заключить контракт на прохождение военной службы он возмещает денежные убытки, потраченные государством на его обучение. Данная мера является гарантом защиты государства от утечки квалифицированных кадров.


Первый набор студентов по данной специальности был осуществлен лишь в 2014 г. в количестве 10 чел., далее в 2015 – 40 чел., в 2016-2018 гг. – по 30 чел. Соответственно первый полноценный выпуск «военпредов» состоялся в марте 2019 г. в количестве 10 чел.


Проанализировав приведенный пример, приходим к следующему выводу: с одной стороны, прослеживается положительная динамика, что в Российской Федерации образовываются и создаются высшие учебные заведения, которые подготавливают и выпускают профильных специалистов, обладающих специальными глубокими знаниями для прохождения военной службы в подразделениях ВП МО РФ, но с другой стороны выражена явная недостаточность обучающихся студентов и небольшое количество выпускных курсов.


Также немаловажным элементом внешнего контура являются действующие курсы переподготовки и повышения квалификации офицерского состава военных представительств при некоторых военных вузах страны, распределенные по принадлежности продукции, родам войск и тематической направленности (сухопутные войска, военно-космические силы, военно-морской флот и т.д.).


Данные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки являются эффективным инструментов для подготовки офицеров «приемок», уже имеющих богатый опыт в сфере контроля качества и приемки вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ). На указанные курсы нецелесообразно отправлять офицеров, только пришедших в ВП МО РФ, так как на них проходят уже углубленное изучение и освоение специальных дисциплин, ориентированных на деятельность военных представительств.


Подготовка офицера всех трех категорий (по указанной выше классификации – Е.К.) «с нуля» занимает на практике от 2 до 3 лет освоения информации и получения необходимого уровня опыта. Только по истечении указанного срока имеет смысл направлять офицера на указанные курсы.


На практике начальники военных представительств довольно нечасто и неохотно пользуются данным инструментом повышения квалификации своего личного состава, а порой и вовсе не направляют офицеров на дополнительное обучение по профессиональным программам.


Срок обучения составляет от 1 мес. до 3-х мес. В этот период офицер направляется в учебный отпуск и фактически не выполняет свои функциональные обязанности в подразделении военного представительства. Соответственно его функционал перекладывается на другого офицера – тем самым увеличивается нагрузка по контролю качества и приемки ВВСТ. Еще одной причиной отказа направлять сотрудника на дополнительные курсы является недостаточная укомплектованность штатов ВП МО РФ. (Приведем данные на примере одного военного представительства столицы: из 15 офицеров переподготовку и повышение квалификации за последние 5 лет прошел 1 сотрудник, полный штат указанного ВП МО РФ составляет 16 мест – Е.К.).


Курсы переподготовки и повышения квалификации можно символически разделить на два блока, где к первому блоку относятся курсы, которые охватывают общетехническую и административную направленность, а второй блок содержит курсы по программам подготовки военных специалистов-экономистов ВП МО РФ. Второй блок содержит наиболее специфическую и тем самым обязательную направленность подготовки «военпредов», потому что в штатах военных представительств отсутствуют официальные должности военных экономистов, и как правило, экономическую работу ведут офицеры, имеющие техническое образование.


Бесспорно, наличие курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки играет важную и необходимую роль в процессе обучения и подготовки офицеров ВП МО РФ, но, как показывает сложившаяся практика, данный подход является недостаточным и не позволяет в итоге обеспечить в полной мере необходимую подготовку офицеров ВП МО РФ.


Рассмотрим организацию процесса обучения внутреннего контура подготовки офицеров военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.


Одним из основных руководящих документов, определяющих деятельность ВП МО РФ, является «Руководство по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации», утвержденное заместителем Министра обороны Российской Федерации от 23 июня 2015 года, где и содержатся требования по организации профессионально-должностной подготовки.


Главной задачей профессионально-должностной подготовки военнослужащих в военном представительстве является поддержание на должном уровне боевой и мобилизационной готовности, укрепление правопорядка, воинской и трудовой дисциплины, гарантированное выполнение задач по предназначению. При этом особое внимание уделяется повышению профессионализма, требовательности к индивидуальной подготовке личного состава, его компетентности, всемерному стимулированию личной ответственности и заинтересованности в совершенствовании профессионального мастерства, а также обеспечению систематической самостоятельной подготовки как важнейшего условия профессионального роста личного состава [1].


В военном представительстве профессионально-должностную подготовку военнослужащих организует начальник военного представительства, который обязан постоянно контролировать ход и качество занятий, а также лично проводить занятия по отдельным (важным) темам. Перечень предметов обучения и тем определяются начальником военного представительства.


Ежемесячно разрабатываются расписания занятий совместной и самостоятельной подготовки личного состава, которые вывешиваются в помещениях для совместной подготовки учебных групп.


По итогам учебного года приказом начальника военного представительства назначается комиссия по принятию зачетов у военнослужащих, по итогам которых делается вывод об уровне профессиональной подготовки и квалификации личного состава ВП за прошедший год.


Руководство по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации охватывает лишь малую и недостаточную часть требований по организации профессионально-должностной подготовки офицеров ВП МО РФ. Нынешняя организационная структура подготовки носит посредственный и поверхностный характер, поскольку затрагивает только внутренний контур развития профессиональных качеств, тогда как от военного представителя в свою очередь требуется знание не только государственных стандартов, технической документации и воинских уставов.


На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что комплексный анализ практики подготовки кадрового состава военных представительств Министерства обороны Российской Федерации показывает, что имеющаяся система подготовки в военных представительствах недостаточна и нуждается в более углубленном и систематическом подходе. Требуется обновление системы педагогического процесса и отслеживание хода его развития. Необходимо более четко и подробно описать процесс обучения и условия его реализации, разработать более современные подходы к обучению военных представителей в рамках именно профессионально-должностной подготовки ВП МО РФ [2, С. 123].

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Аксенов К.В. Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в ВУЗе командного профиля: дис. … доктора пед. наук. СПб., 2002. 412 с.
2. Гожиков В.Я., Казакова Л.П., Караяни А.Г., Кузьмина Е.И., Маклакова Т.Ю. Психолого-педагогические условия формирования военно-профессиональной идентичности будущих офицеров в военном вузе: монография. М.: ВУ, 2018. 156 с.
3. Минобороны заявило о срыве поставок 250 ракет и 15 самолетов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/11/03/2016 (дата обращения: 04.11.2019).
4. Последствия реформы Минобороны России до конца не осознаны. [Электронный ресурс]. URL: http://topwar.ru/23326.html (дата обращения: 04.07.2019).
5. Путин: Приемку нужно восстанавливать. [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru//society/2012/6/27/585805.html (дата обращения: 04.09.2019).
6. Руководство по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации. Утв. ЗМО РФ от 23 июня 2015 года.

 

REFERENCES:

 

1. Aksenov K.V. Organization of military-professional training of combined arms officers at the command university: diss. … doct. ped. nauk. SPb., 2002. 412 p.
2. Gozhikov V.Ya., Kazakova L.P., Karayani A.G., Kuzmina E.I., Maklakova T.Yu. Psychological and pedagogical conditions of military-professional identity formation of the future officers in a military university: monograph. M.: MU, 2018. 156 p.
3. The Ministry of Defense announced the disruption of the supply of 250 missiles and 15 aircraft. [Electronic resource.] URL: https://www.rbc.ru/politics/11/03/2016 (Access date: 04.11.2019).
4. The consequences of the "reform of the Russian Ministry of Defense " are not fully understood. [Electronic resource.] URL: http://topwar.ru/23326.html (Access date: 04.07.2019).
5. Putin: Military Acceptance needs to be restored. [Electronic resource.] URL: http://vz.ru//society/2012/6/27/585805.html (Access date: 04.09.2019).
6. Guidelines for the work of military agencies of the Ministry of Defense of the Russian Federation, approved by the Deputy Minister of Defense of the Russian Federation. June 23, 2015.

 

 

Колегай Евгений Сергеевич
Инженер 222 военного представительства
Министерство обороны Российской Федерации
141080, Московская область, г. Королев, ул. Ильича, д. 7
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kolegay Evgeeniy Sergeevich
Engineer of the 222nd military agency
Ministry of Defence of the Russian Federation
Ul. Ilyicha, d.7, Korolev, Moscow region, Russia, 141080
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ