ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ СТРАХАХ


POSSIBILITIES OF ART THERAPY TO PROVIDE PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE IN CASE OF FEARS


УДК 159.99

 

ЧЕРЕПАНОВ Александр Сергеевич
кандидат психологических наук

 

 

CHEREPANOV Aleksandr Sergeevich
Candidate of Psychological Sciences

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных направлений арт-терапевтической проработки страха в рамках осуществления психологической помощи.   Abstract. The article is devoted to the consideration of the main directions of art-therapeutic study of fear in the framework of psychological assistance.

Ключевые слова: страх; арт-терапия; отреагирование эмоции страха; создание средства управления страхом; обнаружение подавляемого страха; обнаружение эмоций, скрытых страхом; психологическая помощь по преодолению повторяющихся ночных кошмаров; профилактика страхов, связанных с предвосхищением отрицательных результатов деятельности.

  Keywords: fear; art therapy; help in expressing emotion of fear; creating of a tool for fear management; a manifestation of an existing fear; detection of emotions, hidden by fear; psychological help in overcoming recurring nightmares; prevention of fears associated with anticipation of negative results.

 

 

 

Единое определение арт-терапии дать сложно. Вместе с тем, в литературе содержатся описание наиболее общих признаков этого метода [6, С. 16], на основании которых мы можем определить его как метод психотерапии, связанный с использованием клиентом разнообразных изобразительных материалов с целью проявления, выражения индивидуально-психологических особенностей, осуществляемого в специально организованных условиях, которые обеспечивают безопасность, свободу самовыражения и осознание смысла содержания изобразительной продукции [6, С. 308].


Попытка же сущностного определения явления страха сопряжена с некоторыми сложностями. Так, достаточно известное определение страха, как отрицательной эмоции, возникающей в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям [2], едва ли следует принимать во внимание. Ведь этому определению в полной мере соответствует и эмоция гнева. Не говоря уже о том, что механизм невозможности одновременного переживания страха и гнева при равной возможности их возникновения в отдельных ситуациях используется для преодоления страха (см. например, методика «вызванного гнева» [5, С. 363]).


Здесь, решая задачу первичного определения эмоции страха, мы будем опираться на традицию различения тревожности (страх неопределенности) и собственно эмоции страха (страх конкретных явлений и предметов) [9, С. 7]. Таким образом, под страхом будем понимать опредмеченную тревожность.


Рассматривая вопрос об очерчивании возможностей арт-терапии для оказания психологической помощи при страхах, представляется целесообразным сосредоточится на наиболее общих направлениях такой работы. Анализ литературы по данной проблематике позволяет в качестве таковых выделить следующие: отреагирование эмоции страха; обнаружение подавляемого страха; обнаружение эмоций, скрытых страхом; создание средства управления страхом; проработка кошмара; профилактика страхов. Охарактеризуем каждое из них.


Отреагирование эмоции страха. Сегодня можно говорить о декларируемой ценности свободы выражения эмоций. В то же время до сих пор компетентность большинства людей относительно собственной эмоциональной жизни остается спорной (что вызвало к жизни большое количество исследований по проблематике эмоционального интеллекта), а процесс социализации связан с формированием противоречия между природными (аффективными) и социально приемлемыми способами выражения эмоций (см. например, работы К.Г. Юнга, К. Роджерса, Ф. Перлза). Собственно, это-то противоречие и может быть разрешено в рамках арт-терапевтического метода, предлагающего в качестве социально-приемлемых способов выражения эмоций (в том числе и страха) взаимодействие с различными экспрессивными средствами, позволяющими человеку создать индивидуальную, глубоко личную метафору своего страха. Такая работа тесно связана с так называемой объективацией чувств, когда воплощение эмоции в арт-терапевтической продукции способствует диссоциативному отстранению от нее.


Обнаружение подавляемого страха. Идея о наличии несознаваемых, но оказывающих влияние на жизнь человека содержаний психики, характеризуемых яркой эмоциональной составляющей, была предложена 3. Фрейдом в описании механизма вытеснения. Дальнейшая детализация и конкретизация этой идеи в работах других авторов (А. Фрейд, В. Райх) не изменила ее сути: с одной стороны, невозможность адекватного отреагирования эмоций разрушительно для личности, с другой, такая ситуация достаточно типична в жизни человека, что приводит к актуализации защитных механизмов психики, направленных на устранение эмоции из сферы сознания. Вместе с тем, инструменты арт-терапии не апеллируют к мышлению, логике и тем самым содержат возможности для осознавания значимой информации в обход защитных механизмов.


В своей, ныне классической, монографии «Психология искусства» Л.С. Выготский обращает внимание читателя на первичность возникновения эмоции по отношению к рациональному восприятию произведений искусства, что рассматривается им как свидетельство существования бессознательного [3, С. 20]. Но ведь эмоция первична не только при восприятии результатов художественной активности другого человека, но и своей собственной. В результате подавляемая ранее эмоция становится доступной переживанию, отреагированию, дальнейшей психологической работе.


Обнаружение эмоций, скрытых страхом. Психологическая структура эмоциональности человека имеет сложный характер (вспомните, например об амбивалентности эмоций) и сама по себе может выполнять функцию защитного механизма: когда «запретная» эмоция скрывается за маской социально допустимой: гнев маскируется стыдом, печаль – радостью. Такую же функцию может выполнять и страх. Арт-терапия предоставляет возможности исследования разнообразных проявлений страха, способствуя таким образом проявлению других, скрываемых им эмоций и чувств [1, С. 72].


Создание средства управления страхом. Одной из ипостасей человеческой личности является субъект природы. И в качестве такового человеку изначально даны естественные, общие для высокоразвитых организмов способы выражения страха, такие как: дрожь, замирание, бегство или агрессия. Очевидно, что в социальной среде в абсолютном большинстве ситуаций таких средств недостаточно. Выше мы уже упоминали, что арт-терапия предоставляет собой социально-приемлемые способы выражения эмоций. Вместе с тем, отражая эмоции в предмете изобразительной деятельности, человек не только отстраняется от них. При соблюдении ряда психологических условий взаимодействие со средствами художественного самовыражения начинает носить символический характер. С этого момента продукты такого самовыражения становятся внешними эквивалентами психических содержаний: изменение одного вызывает изменение другого. Анализ источников, связанных с описываемой проблематикой и личный опыт [1; 4; 6; 7; 10; 11] позволил нам предположить, что такими условиями могут быть: неопределенность начального этапа работы (вариативность материалов, способов взаимодействия с ними, конечного художественного образа), наличие эмоционального переживания, осмысленность работы с изобразительными средствами, доверительные отношения с психотерапевтом, направляющая работа психотерапевта.


Психологическая помощь по преодолению повторяющихся ночных кошмаров. Для описания возможностей арт-терапевтического метода необходимо создать ряд опорных суждений.


Во-первых, кошмар как сновидение, эмоциональная феноменология которого тесно связана с эмоцией страха, характеризуется незавершенностью, поскольку сновидец просыпается на самом страшном его эпизоде. Во-вторых, нам необходимо каким-то образом определиться с вопросом о функциональности кошмарного сновидения. В данном вопросе представляется наиболее целесообразной позиция К.Г. Юнга относительно компенсаторной функции сновидения [8, С. 162-165]. Но раз кошмар повторяется снова и снова, значит данная функция не реализована, однако стремится реализоваться.


Итак, средства арт-терапии позволяют, во-первых, завершить сюжет сновидения в направлении выбираемого самим клиентом исхода, создать средство по управлению сюжетной линией воспроизводимой истории, что позволяет преодолеть страх, а, во-вторых, продолжить компенсаторную работу бессознательного, создавая условия для прекращения повторения кошмарного сновидения.


Профилактика страхов, связанных с предвосхищением отрицательных результатов деятельности. Страх, как и любая другая эмоция, возникает не только в реальной, но и предвосхищаемой, воображаемой ситуации. В последнем случае страх удерживает человека от каких-то действий, обуславливаемых тревожностью перед неизвестным, но предвосхищаемым неприятным будущим.


Между тем, техники арт-терапии неизменно связанны, во-первых, с проявлением активной авторской позиции по отношению к создаваемому продукту самовыражения, а во-вторых, с формированием ответственности за результат своего взаимодействия с художественными материалами, выражающейся в принятии одного из вариантов решений относительно такого продукта: оставить все как есть, даже если он связан с отрицательными эмоциями, либо предпринять какие-то действия с тем, чтобы изменить получившееся в сторону большей удовлетворенности результатом. По мере накопления опыта в принятии таких решений страх перед предвосхищаемыми отрицательными результатами деятельности, на бытовом уровне вербализуемый фразами «А вдруг не получится», «Я не умею» снижается, а уровень поисковой активности в отношении повышения степени удовлетворения результатом увеличивается.


Подобная тактика, становясь привычной, распространяется на внетерапевтический контекст жизни человека, создаются условия для применения ее за пределами арт-терапевтического кабинета, обуславливая снижение страха перед неизвестным, но еще несуществующим будущим, за счет уверенности в своем праве менять неудовлетворяющий результат деятельности.


Представляется, что ориентация на выделенные в данной статье направления арт-терапевтической работы со страхом позволит заинтересованным в ее проведении специалистам систематическим образом взглянуть на возможности арт-терапии относительно такой эмоции, как страх и таким образом повысить свою эффективность.

 

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Баер У. Творческая терапия – Терапия творчеством (Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности). М.: Независимая фирма «Класс», 2013.
2. Большая советская энциклопедия: В 30 т. Т. 24 (кн. 1). М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 2010.
4. Колошина Т.Ю. Арт-терапия в терапии кризисных состояний личности и группы: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2002.
5. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002.
6. Психологическое консультирование: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Черепанова. М.: ВУ, 2017.
7. Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006.
8. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996.
9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.
10. Киселева М., Лебедева Л. История одного выздоровления в картинках. Школьный психолог. 2001. №3 [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200100303 (дата обращения: 6.04.2014).
11. Черепанов А.С. Госпитальная история или арт-терапия как самопомощь. Школа современных психотехнологий [Электронный ресурс]. URL: http://psy-resultat.ru/page81 (дата обращения: 12.07.2019).

 

REFERENCES:

 

1. Baer U. Creative therapy – Therapy by creativity (Theory and practice of psychotherapy using a variety of forms of creative activity). M: Independent firm "Klass", 2013.
2. Great Soviet encyclopedia: In 30 t. T. 24 (vol. 1). M.: Soviet encyclopedia, 1969-1978.
3. Vygotsky L.S. Psychology of art. M: Maze, 2010.
4. Koloshina T.Y. Therapy in the treatment of crisis conditions of individuals and groups: Diss. ... Candidate of Psychological Sciences: 19.00.05. Yaroslavl, 2002.
5. The psychotherapeutic encyclopedia / Ed. by Karvasarskiy. SPb.: Peter, 2002.
6. Psychological counseling: tutorial / Ed. by A.S. Cherepanov. M.: MU, 2017.
7. Phototherapy: The use of photography in psychological practice / Ed. by A.I. Kopytin. M.: Kogito-Tsentr, 2006.
8. Jung K.G. The Structure of the psyche and the process of individuation. Moscow: Science, 1996.
9. Yalom I. Existential psychotherapy. M.: Class, 1999.
10. Kiseleva M., Lebedeva L. History of one recovery in pictures. School psychologist. 2001. №3 [Electronic resource]. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200100303 (Access date: 6.04.2014).
11. Cherepanov A.S. Hospital history or art therapy as self-help. School of modern psychotechnologies [Electronic resource]. URL: http://psy-resultat.ru/page81 (Access date: 12.07.2019).

 

 

Черепанов Александр Сергеевич
кандидат психологических наук
старший преподаватель кафедры психологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Cherepanov Aleksandr Sergeevich
Candidate of Psychological Sciences
Senior lecturer at the Department of Psychology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ