ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА


ESTIMATION OF THE CONDITION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF MILITARY UNIVERSITY CADETS


УДК 159.9

 

СУЗАНСКИЙ Андрей Сергеевич

 

 

SUZANSKIY Andrey Sergeevich

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты проведенного исследования с курсантами выпускного курса по вопросу профессионального самоопределения.   Abstract. This article presents the results of a study with graduate students on professional self-determination.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, курсанты.

  Keywords: professional self-determination, cadets.

 

 

 

Профессиональное самоопределение тесно и неразрывно связано с самореализацией человека в основных сферах жизнедеятельности. Сущность профессионального самоопределения сосредоточена в самостоятельном и осознанном поиске смысла осуществляемой деятельности в конкретной сложившейся социально-экономической и культурно-исторической ситуации [1].


Основными элементами этого процесса являются:


1. Основой профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом их личностных характеристик и способностей, требований профессиональной деятельности и сложившихся социально-экономических условий.


2. Профессиональное самоопределение личности активируется различными видами событий, такими как закрытие общеобразовательного учреждения, повышение профессиональной квалификации, смена места жительства, сертификация, увольнение с работы и т.д.


3. Профессиональное самоопределение является одной из важных характеристик социально-психологической зрелости личности, его потребности в самореализации.


4. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение человека к миру профессий в целом и к определенной избранной профессии.


5. Профессиональное самоопределение происходит на протяжении всей профессиональной жизни: человек постоянно проводит самоанализ, переосмысливает свое профессиональное существо и утверждает себя в профессии.


В целях оценки состояния профессионального самоопределения курсантов военного вуза проводилось анонимное анкетирование выпускных курсов, обучающихся в военном институте войск национальной гвардии.



Объем выборочной совокупности составил 96 человек (48 курсантов факультета МПО, 48 курсантов командного факультета).


Результаты исследования:


1. Оценка желания стать офицером ВНГ РФ по сравнению с периодом поступления в военный институт:


У большинства опрошенных – 53 человек (55%) желание стать офицером не изменилось, у 26 человек (27%) желание окрепло, у 17 человек (18%) желание наоборот – ослабло. Ни один из выпускников не ответил, что у него нет желания становиться офицером (см. Гистограмма 1).


Гистограмма 1.



Курсанты, которые выбирали в опросе вариант ответа «желание окрепло», свой выбор объясняли следующим образом:


многому научился; поменялось мировоззрение; считаю себя нужным войскам; приобрел новые знания и опыт; узнал более расширенно о предстоящей деятельности; горжусь тем, что стану офицером; осознал важную роль в системе безопасности РФ; стал более осмысленно подходить к своему призванию; лучше познакомился со спецификой войск, укрепился интерес к военной службе; появился интерес к работе с личным составом, появилось осознание всех преимуществ военной службы.


На выбор варианта «желание ослабло» повлияло следующее:


реальность не оправдала ожиданий; отсутствует мотивация; предвидит негативную перспективу службы; 5 лет обучения в казарменных условиях.


2. Самоанализ подготовленности выпускников к работе в войсках представлен следующим образом (см. Гистограмма 2):


Гистограмма 2.



Преобладающее большинство (92%) ответило, что к работе в войсках подготовлены хорошо. Свой ответ курсанты аргументировали следующим образом:


достойная подготовка; отличная работа преподавательского состава; на протяжении 5 лет готовился к службе в ВНГ; институт дал все знания для достойного продолжения службы в качестве офицера; обладает достаточным уровнем знаний; высокий уровень военно-профессиональной подготовки в течении 5 лет обучения в военном институте; получил большую практику по прохождению войсковой стажировки в воинских частях ВНГ; отличная подготовка к предстоящим действиям в войсках, отлично подобраны кадры профессорско-преподавательского состава (имеют системное понятие о своеобразии работы по различным сферам); строгие командиры.


Курсанты, выбравшие вариант «недостаточно», свой выбор поясняют тем, что:


постоянно выходят новые приказы, трудно уследить за нормативной базой; поздно осознал значимость того, чему нас обучают; слишком много информации, напрямую не относящейся к предстоящей профессиональной деятельности; мало примеров от офицеров по конкретным примерам действий по прибытию в воинскую часть, на что обратить внимание в первую очередь, порядок действий.


3. Рейтинг желания проходить дальнейшую службу в конкретной должности сложился следующим образом (в качестве ответа можно было выбирать до 3 вариантов ответа):

 

Ранг

Должность

Количество выборов

1 ранг

Заместителем командира роты по РЛС

43 выбора

2 ранг

Командиром взвода разведки (спецназа)

37 выборов

3 ранг

Психологом в/ч

27 выборов

4 ранг

Офицером СОБР

27 выборов

5 ранг

Офицером ОМОН

20 выборов

6 ранг

Командиром взвода ЧОН

18 выборов

7 ранг

Помощник по правовой работе

17 выборов

8 ранг

Командиром взвода СМВЧ

13 выборов

9 ранг

Командиром артиллерийского подразделения (авиа, морское)

13 выборов

10 ранг

Командиром взвода учебного подразделения

8 выборов

11 ранг

Командиром взвода частей по ОВГО

5 выборов


Представления о перспективах прохождения службы в конкретной должности формируются у курсантов после прохождения войсковых стажировок и обмену опытом со старшим поколением.


4. Самооценка перспектив своей дальнейшей службы в войсках представлена следующим образом (см. Гистограмму 3):


Гистограмма 3.



До предельного возраста служить планирует 51% от числа опрошенных (49 человек), свой выбор объясняя следующим:


есть желание служить; уважаю данные войска, всегда мечтал в них служить; детская мечта – стать генералом; не вижу себя в другой профессии; желаю добиться высших должностей; хочу служить; есть цель; служба в войсках национальной гвардии РФ является престижной работой и обеспечением; чтобы в полной мере реализовать себя.


До права на пенсию – 21 человек (22%), комментируя:


хочу достойную пенсию; имею желание служить; есть перспектива, ничего не мешает служить; потому что хочу связать жизнь с ВНГ; хочу в дальнейшем попробовать себя в других областях жизнедеятельности.


До решения жилищного вопроса – 3 человека (3%), свой выбор никак не комментируя.


До истечения срока первого контакта планируют служить – 5 человек (5%), объясняя свой выбор:


возможны перемены в обществе; планирую прожить жизнь куда-более ярко.


Уволиться при первой возможности планирует 2 человека (2%). В качестве ответа, почему так один из опрошенных пояснил: «Зачем находиться там, где ты не хочешь и делать то, что ты не хочешь, когда есть возможность заниматься своим любимым делом?».


Перевестись и служить в другой силовой структуре хотели бы 16 человек (13,3%). На вопрос: «Почему так?», отвечая:


больше перспектив; более высокий уровень жизни; больше возможностей реализовать свой потенциал.


5. Выпускники отметили, что для них служило основными помехами в учебе (можно было выбрать несколько вариантов ответов). Ранжируя данные, мы получим, что основными помехами явились малое количество практики (55 выборов), частые проверки (36 выборов) и нехватка времени (30 выборов) (см. Гистограмма 4).


Гистограмма 4.



6. В качестве завершения курсанты указали качества, какими должен обладать офицер-выпускник, чтобы успешно справляться с должностными обязанностями в период профессионального становления (качества указываются в порядке убывания):

 

Ранг

Качество

Сумма баллов

1

Ответственность

128

2

Целеустремленность

87

3

Честность

48

4

Дисциплинированность

47

5

Справедливость

38

6

Решительность

37

7

Терпение

30

8

Требовательность

30

9

Знания

28

10

Трудолюбие

27

11

Уверенность

26

12

Усердие

21

13

Мужественность

17

14

Пунктуальность

17

15

Смелость

17

16

Компетентность

15


Профессиональное самоопределение личности в мире профессий и на профессиональном жизненном пути является важным личностным аспектом развития профессионала. Профессиональное самоопределение происходит через построение личного профессионального плана, воспитание внутренней готовности к сознательному и самостоятельному представлению, коррекцию и реализацию перспектив его развития, готовность считать себя субъектом профессиональной деятельности, который развивается во времени, самостоятельно может найти лично значимые элементы в конкретной профессиональной деятельности. Самоопределившийся человек – это субъект, который осознал, чего он хочет (его цели, жизненные планы, идеалы), что он из себя представляет (свои личные и физические характеристики), что он может (свои способности, склонности), что исходит от него в ожидании рабочего коллектива, общества (социальные ожидания).

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
2. Юдин И.В. Компоненты служебной самостоятельности офицеров подразделений внутренних войск МВД России / А.В. Деникин, И.В. Юдин // Мир образования - образование в мире. 2016. № 2. С. 201-203.

 

REFERENCES:

 

1. Pryazhnikov N.S. Methods of enhancing professional and personal self-determination. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2003. 400 p.
2. Yudin I.V. Components of service independence of officers of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A.V. Denikin, I.V. Yudin // World of education - education in the world. 2016. № 2. Pp. 201-203.

 

 

Сузанский Андрей Сергеевич
адъюнкт кафедры психологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Suzanskiy Andrey Sergeevich
Adjunct at the Department of Psychology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ