ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА


HISTORICAL ANALYSIS OF THE PREPARATION OF YOUNG PEOPLE FOR MILITARY SERVICE IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY


УДК 93/94

 

ЛУЦЕНКО Петр Николаевич

 

 

LUTSENKO Petr Nikolaevich

 

Аннотация. Данная статья посвящена развитию историографии военной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах в 60-х – начале 80-х гг. ХХ века. Автор раскрывает последовательность развития Вооруженных Сил СССР и влияние данного процесса на требования к военнослужащим. Показана историческая необходимость развития системы подготовки молодежи к службе в армии. В результате проведенного исследования установлен ряд факторов и особенностей, которые оказывали влияние на данный процесс. Показана работа КПСС, ДОСААФ СССР и руководства Вооруженных Сил по подготовке молодежи к службе в армии.   Abstract. This article is devoted to the development of historiography of military training of young people to serve in the Armed Forces in the 60th-early 80th of the twentieth century. The author reveals the sequence of development of the Armed Forces of the USSR and the impact of this process on the requirements for the military. The historical necessity of system development of preparation of youth for service in army is shown. As a result of the study, a number of factors and features that have influenced this process have been identified. The work of the CPSU, the Soviet DOSAAF and the leadership of the Armed Forces to prepare young people for service in the army are shown.

Ключевые слова: военная подготовка, факторы, особенности, историография, резерв, боевая техника, ракетные войска стратегического назначения (РВСН), ракетно-ядерное оружие, законодательные акты, постановления правительства, совет министров, ЦК КПСС, ДОСААФ.

  Keywords: military training, factors, features, historiography, reserve, military equipment, strategic missile forces, nuclear missile weapons, legislative acts, government resolutions, Council of Ministers, Central Committee of the Communist party of the Soviet Union, Voluntary society for assistance to the Army, Aviation and Navy (DOSAAF).

 

 

 

В анализе развития историографии 60-х – начала 90-х гг. XX века необходимо отметить, что на нее существенное влияние оказывала сама историческая реальность, требовавшая постоянной работы по заблаговременной направленной подготовкt молодых людей к службе в армии, от эффективности которой во многом зависело состояние обороны СССР.


При исследовании данной темы в данных временных рамках ученые учитывали постоянную потребность страны в хорошо подготовленных военных резервах, необходимость быстрого ввода в строй молодого пополнения призванных на военную службу, что было особенно значимо с точки зрения минимизации ее сроков, а также постоянное совершенствование боевой техники и вооружения ВС СССР, их штатно-должностной структуры. Так в 1960 году был основан новый вид ВС СССР – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), которые стали основой стратегического паритета Советского Союза и Запада. Революционные изменения произошли в ПВО страны, ВВС, ВМФ. Например, в войсках ПВО боевую технику и вооружение обслуживали военнослужащие около четырехсот специальностей. В свою очередь Сухопутные войска получили ракетно-ядерное вооружение, передовые образцы танков, бронетранспортеров, артиллерии и другие средства ведения боя. Также была проведена полная моторизация пехоты. В результате чего в мотострелковой дивизии треть личного состава оказалась за рулем [1, С. 195].


Большое влияние на развитие историографии исследуемой проблемы в 60-80-е гг. ХХ века оказали принятые за это время законодательные акты, постановления правительства и решения общественных организаций. Огромное значение имеет Конституция СССР 1977 года, в которой появилась глава 5 «Защита социалистического Отечества», определившая ее как важнейшую функцию государства [5, С. 19] и священный долг граждан СССР. В то же время, военная служба объявлялась почетной обязанностью граждан. Большой ряд задач перед историками поставил и принятый в 1967 году закон «О всеобщей воинской обязанности» [4], который сократил сроки действительной срочной военной службы до 2-х лет в Сухопутных войсках и до 3-х лет в ВМФ, что определило важность допризывной подготовки и исследования ее проблем. В дальнейшем некоторые изменения в данный закон вносились другими указами ПВС СССР. Из анализа следует, что в 60-80-е гг. ХХ века многие вопросы подготовки молодежи отражались в совместных постановлениях Совета Министров СССР и ЦК КПСС. Наиболее значимыми для историографии проблемы были постановления от 20 июля 1964 года и постановление от 10 июня 1986 года [11]. К сожалению, эти документы носили закрытый характер, что мешало их вводу в исследования. Вместе с решениями Советского правительства и ЦК КПСС, которые носили комплексный характер, в рассматриваемый период вышел ряд других руководящих документов по вопросам допризывной подготовки, такие как ежегодные распоряжения правительства по объему подготовленных специалистов в системе ДОСААФ, распоряжения по НВП и др. Определяющее значение на развитие исследуемой автором темы сыграли документы КПСС, носившие безапелляционный характер (по нашим подсчетам в 1946-1991 гг. на уровне ЦК КПСС было принято более 160 документов по данной проблеме – П.Л.). В первую очередь среди них большое значение имела принятая в 1961 г. XXII съездом третья программа КПСС и ее новая редакция, утвержденная двадцать седьмым съездом коммунистической партии [7]. В этом же ряду стоят и материалы других съездов, XIX партконференции, решения Пленумов ЦК КПСС, которые коренным образом меняли ситуацию. Среди решений пленумов выделяются материалы октябрьского 1964 года и апрельского 1985 года Пленумов ЦК компартии.


Развитие историографии проблемы в 60-80-х гг. ХХ века во многом определялось специальными закрытыми постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. При этом, в качестве примера поиска других методов в целом к патриотическому воспитанию в 70-80-х гг. ХХ в. стало принятое в августе 1978 года постановление. Вследствие чего было определено направление подготовки руководителей на факультетах физической культуры в педагогических вузах СССР. В СССР имелся 41 вуз (педагогические институты, университеты, институты физической культуры), где проводилось обучение по специальности «начальная военная подготовка и физическая культура». Согласно решениям министра обороны СССР и председателя Госкомитета СССР по народному образованию с 1988 г. лица из числа военнообязанных запаса, выполнявших интернациональный долг в республике Афганистан и имеющих государственные награды, зачислялись на первый курс этих специальностей без экзаменов после собеседования.На Украине на этих отделениях обучалось в 1979 г. 50 чел., в 1980 и 1981 – по 75 чел., в 1982 – 375 [2; 8, С. 139]. Следует выделить и принятое летом 1986 г. совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров по проблемам подготовки молодежи к действительной службе. Большим по значимости для практики и состояния историографии исследуемой темы было постановление от 7 мая 1966 года [6, С. 425-432], в котором требовалось улучшение деятельности ДОСААФ СССР по вопросу допризывной подготовки.


Из анализа постсоветской литературы по проблемам военной подготовки гражданской молодежи в 1946-1991 гг. следует, что на ход ее изучения оказывал влияние целый ряд существенных факторов.


Во-первых, крах Советской системы, изменение целей и направления исследований, в результате которых у ученых появилась возможность расхождения с советскими взглядами и суждениями на предмет и объект исследований. В своих работах авторы стремились более критично взглянуть на исторические процессы в целом, на работы коллег и на собственные. При этом большое влияние на историографию современного периода с начала 90-х гг. по сегодняшний день оказал результат устранения монополии марксистско-ленинской философии в гносеологии. Методологические основы исторической, историографической и других общественных наук вышли на новый уровень. Этому способствовало открытие новых подходов к исследованию конкретно-исторических явлений. Это стало возможным благодаря появлению прогрессивных зарубежных и отечественных концепций. Вышеуказанные условия сформировали качественно новый подход к изучению темы, исследуемой в данной статье.


Во-вторых, глобальные политические процессы, активизировавшиеся в 1991 году, оказали влияние на осуществление установленных приоритетов и изменение ситуации в области подготовки гражданской молодежи. Так, в сентябре 1991 года начался развал советской системы подготовки призывников и допризывной молодежи – это произошло в связи с роспуском и дальнейшим запретом КПСС. Самым большим ударом и невосполнимой потерей стало исключение из этой системы комсомола, который обеспечивал ее хорошо подготовленными кадрами [9, С. 38]. Эти высокообразованные специалисты составляли неотъемлемую часть хорошо отлаженной и всеобъемлющей структуры. Данная структура могла оказывать влияние на все молодое поколение Советского Союза. В связи с запретом КПСС, комсомол также прекратил свою деятельность. Последний XXII съезд комсомола состоялся осенью 1991 года. Всю деятельность по подготовке гражданской молодежи взял на себя Совет народных депутатов. С октября 1993 года, когда Верховный Совет РСФСР был лишен политической власти, руководство системой подготовки будущих защитников, на всех уровнях было возложено на органы исполнительной власти.


Исторический анализ показывает, что после принятия конституции и новой военной доктрины России в 1993 году, наряду с изменениями в структуре власти в обществе, появились иллюзии об отсутствии врагов у России, что стало основой в переосмыслении важности заблаговременной военной подготовки молодежи. Появившийся на политической арене России в ходе грабительской приватизации крупный капитал не был заинтересован в укреплении важнейшей силовой составляющей государства – армии, категорически был против реформ, проводимых новой властью и вообще хотел видеть слабое, малопрестижное государство. Для этого начался активный процесс разоружения Вооружённых Сил России, заметно сократилось финансирование Вооруженных сил, прекратила свое существование система подготовки гражданской молодежи к военной службе, что привело практически к исчезновению военной мощи страны. В это время в своих исследованиях как ученные, так и все структуры власти и общественных организаций старались уделять определенное внимание допризывной молодежи, но данное направление работы не было основополагающим [3], в том числе и среди ученых. Особенно это было заметно в 90-е гг. XX века.


В-третьих, на развитие историографии исследуемой темы оказали существенное значение кардинальные изменения на рубеже XX-XXI вв. в России. Из-за экономических трудностей при переводе предприятий к хозяйственной самостоятельности, их плохого финансирования, так как из-за разобщенности действий различных ведомств финансирование не было определено, руководители предприятий практически перестали выдавать денежные средства на улучшение учебной и материальной базы в школах. После отмены начальной военной подготовки в средних школах России в начале 90-х годов многие военнослужащие первого периода службы стали испытывать ряд серьезных трудностей по причине отсутствия четкого представления о воинской службе, слабой физической и психологической подготовленности.


Во многих бывших республиках Советского Союза военная подготовка была полностью отменена. Это было сделано в угоду национальным амбициям и для того, чтобы продемонстрировать свою самостоятельность. Прибалтийские страны первыми поняли ошибочность этого решения и восстановили НВП в средних школах. В Российской Федерации были изданы приказы Министерства образования № 62 от 12 октября 1990 года и № 169 от 27 мая 1991 года, которые окончательно разрушили попытки МО отстоять НВП. С 1 сентября 1991 года СМ РСФСР постановил, что в школах допризывную подготовку надо проводить в рамках нового учебного курса «ОБЖ».


Необдуманные решения Министерства образования привели к отрыву задач допризывной подготовки от армейской действительности, к ее послаблениям и упрощению. Это было последствием желания идти в ногу с «новым мышлением», что привело к печальным последствиям [10]. Приведенные выше факторы обозначили ход развития историографии военной подготовки гражданской молодежи в 1946-1991 гг. в современных условиях.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Галдобина С.В. Военно-патриотическое воспитание населения СССР в 1946-1991 гг. Историографическое исследование: Дис. … докт. ист. наук. СПб.: СПбГУ, 2009.
2. Где готовят военруков // «Красная звезда». 1988. 20 мая.
3. Губенко М.С., Ковалев А.С. Место и роль молодежных патриотических организаций в системе военно-политической работы // Вестник адъюнкта. 2019. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru/soderzhanie-zhurnala/novyj-vypusk/16-novyj-vypusk/80-mesto-i-rol-molodezhnykh-patrioticheskikh-organizatsij-v-sisteme-voenno-politicheskoj-raboty (дата обращения: 20/04/2019).
4. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности». М.,1967.
5. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М: Юридическая литература, 1983.
6. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Сборник документов.
7. Материалы XXVII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986.
8. Параскевич В.К. Деятельность Коммунистической партии по дальнейшему развитию оборонно-массовой работы среди молодежи (1966–1979 гг.). (На материалах УССР): Дис. ...канд. ист. наук. Одесса, 1980.
9. Петров B.B. Деятельность государственных органов и общественно-политических организаций Северо-Запада России по воспитанию патриотов страны, защитников Отечества в 1946-1994 гг. СПб., 1994.
10. Плотников А. Будущий солдат, политика и деньги // Красная звезда. 1990. 28 декабря.
11. Правда. 1986. 6 июня.

 

REFERENCES:

 

1. Galdobina S.V. Military-Patriotic education of the population of the USSR in 1946-1991. Historiographic research: Dis. doctor. hist. sciences. SPb.: SPbGU, 2009.
2. Where military teachers get there education // Red star. 1988. May 20).
3. Gubenko M.S., Kovalev A.S. Place and role of youth patriotic organizations in the system of military political work // Adjunkt’s Bulletin. 2019. №1. [Electronic resource]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru/soderzhanie-zhurnala/novyj-vypusk/16-novyj-vypusk/80-mesto-i-rol-molodezhnykh-patrioticheskikh-organizatsij-v-sisteme-voenno-politicheskoj-raboty (Access date: 20/04/2019).
4. The law of the USSR "On universal military duty". M.,1967.
5. Constitution (Basic Law) Of The Union Of Soviet Socialist Republics. M: Law literature, 1983.
6. CPSU on the Armed Forces of the Soviet Union. Materials collection.
7. The materials of the XXVII Congress of the CPSU. M.: Politizdat, 1986.
8. Paraskevich V.K. Activities of the Communist party for the further development of military-mass work among young people (1966-1979). (On materials of Ukrainian SSR): Dis. ...cand. hist. sciences. Odessa, 1980.
9. Petrov V.V. Activity of state bodies and public political organizations of the North-West of Russia on education of patriots of the country, defenders of the Fatherland in 1946-1994. SPb., 1994.
10. Plotnikov A. Future soldiers, politics and money // Red star. 1990. 28 Dec.
11. Pravda. 1986. June 6.

 

 

Луценко Петр Николаевич
адъюнкт кафедры истории
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Lutsenko Petr Nikolaevich
Adjunct at the Department of History
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ