ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ


FEATURES OF THE ORGANIZATION OF MILITARY SOCIAL WORK IN SPECIAL OPERATIONS


УДК 355.2

 

СИДОРОВ Игорь Юрьевич
кандидат исторических наук
ФОМЕНКО Петр Петрович
кандидат исторических наук, профессор

 

 

SIDOROV Igor Yurevich
Candidate of Historical Sciences
FOMENKO Pyotr Petrovich
Candidate of Historical Sciences, Professor

 

Аннотация. В статье отражены результаты анализа организации военно-социальной работы при проведении специальных операций за пределами Российской Федерации. Определены основные компоненты системы военно-социальной работы, раскрыта их сущность, содержание и особенности.   Abstract. The article reflects the results of the analysis of the military and social work organization during special operations outside the Russian Federation. The main components of the military and social work system are determined, their essence, content and features are revealed.

Ключевые слова: военно-социальная работа, специальная операция, система организации военно-социальной работы, субъект ВСР.

  Keywords: military-social work, special operation, system of organization of military-social work, subject of military-social work.

 

 

 

Анализ войн и военных конфликтов второй половины XX начала – XXI вв., в которых принимали участие военнослужащие советских, а затем российских Вооруженных Сил, свидетельствует о том, что существенное влияние на уровень морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов оказывают не только сложность выполнения боевых задач, огневая мощь противника, физико-географические условия, но и их правовой статус, степень социальной защищенности.


Об актуальности проблемы социальной защиты военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, как одной из наиболее важных, свидетельствует тот факт, что она постоянно находится в поле зрения как высшего военного руководства страны, так и Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путина, который в своем выступлении в Кремле 28 декабря 2017 г. подчеркнул: «Мы намерены и дальше совершенствовать Вооружённые Силы, развивать систему специальных гарантий военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров. Это наши безусловные приоритеты, потому что Вооружённые Силы – основа независимости и безопасности России…» [1].


Такое внимание, на наш взгляд, не случайно. Боевые действия за пределами Российской Федерации, в которых по данным Министерства обороны РФ приняли участие и получили бесценный опыт более 50 000 военнослужащих, потребовали от органов государственного и военного управления страны принципиально новых подходов к реализации установленных законодательством социальных гарантий военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу.


Как отмечает начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии Герасимов, ценность опыта, полученного в Сирийской Арабской Республике «весьма значительна, так как операция в Сирии представляет собой новое явление в нашем военном искусстве … она позволила сформулировать условия успеха … в бою, подчеркнула их своевременность, актуальность и значимость … позволила наполнить их более конкретным содержанием, а часть условий была выработана по результатам анализа боевых действий в этой стране» [2, С. 2].


При этом важной и необходимой составляющей успеха являлась, в том числе, организация эффективной военно-социальной работы (ВСР), опыт и специфика которой нуждается в детальном изучении с последующим использованием на практике.


Как показывает опыт, задачи военно-социальной работы в ходе ведения боевых действий решаются в рамках руководящих документов и потребностей выполнения поставленных задач.


По мнению ученых-практиков, военно-социальная работа в боевой обстановке связана с деятельностью по подготовке социальных, правовых условий ведения боевых действий военнослужащими и воинскими коллективами. Важным аспектом, при понимании сложившейся проблемы, является то, что в короткий промежуток времени подготовки и ведения боя невозможно выполнить все задачи военно-социальной работы. Основное внимание следует концентрировать на решении только тех задач, которые связаны с конкретной боевой обстановкой.


Практика показывает, что недооценка и не сосредоточенность на наиболее важных направлениях приводит к тому, что командиры, штабы, органы по работе с личным составом ставят такие задачи военно-социальной работы, которые из-за отсутствия ресурсов не смогут быть решены или на решение которых в боевой обстановке не хватает времени. Специальная операция за пределами Российской Федерации наглядно показала, что данная особенность российским военным руководством была учтена.


Анализ материалов боевого опыта, свидетельств участников боевых действий показывает, что в ходе проведения специальной операции военно-социальная работа осуществлялась по трем ключевым направлениям: совершенствование нормативно-законодательной базы, совершенствование деятельности субъектов ВСР, совершенствование содержания военно-социальной работы.


В рамках первого направления осуществляется правовое регулирование военно-социальной работы – внесение поправок и дополнений и в целом совершенствование законов и других нормативных актов в части касающейся социальной защиты военнослужащих-участников боевых действий.


Второе направление включает налаживание системы организации военно-социальной работы и совершенствование деятельности должностных лиц, работников социальных структур, общественных организаций в интересах реализации прав военнослужащих.


Третье направление связано с содержательной частью военно-социальной работы. Оно подразумевает совершенствование ее методов – изучения, анализа, обобщения, прогнозирования, планирования, оказания помощи, выработки предложений, организации руководства и контроля.


Необходимо отметить, что вышеуказанная система организации военно-социальной работы не являлась специфичной для объединенной группировки войск Российской Федерации. Особенностью же является наиболее полная реализация элементов системы военно-социальной работы с одной стороны, и качество и оперативность ее мероприятий при подготовке и ведении специальной операции – с другой стороны.


Как свидетельствует действительность – ключевым направлением военно-социальной работы являлась деятельность по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации «О ветеранах», касающихся установления статуса ветерана боевых действий для военнослужащих и гражданских специалистов, выполнявших и обеспечивавших выполнение специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года [4].


Несколько позже, 18 ноября 2016 года, было принято и соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации, на основании которого Федеральным органам исполнительной власти предоставлено право выдачи удостоверения ветерана боевых действий лицам гражданского персонала, направлявшимся в зону боевых действий [3].


В рамках системы военно-социальной работы проводились ее мероприятия и на региональном уровне.


Однако, несмотря на своевременность и оперативность реализации законодательных инициатив (а Президент Российской Федерации дал соответствующее поручение уже 27 ноября 2015 г.), обобщение отзывов участников специальной операции свидетельствует, что в ряде случаев имели место задержки (более 1 года) с выдачей удостоверения ветерана боевых действий.


Таким образом, работа на законодательном уровне по социальной поддержке военнослужащих ведется достаточно активно. Параллельно осуществляется реализация уже действующего законодательства, что также не маловажно. Сегодня все положенные денежные выплаты военнослужащим, членам их семей и гражданским лицам, находившимся в зоне проведения специальной операции, производятся в установленный законодательством Российской Федерации период и в полном объёме.


Совершенствование организации военно-социальной работы и деятельности ее субъектов в ходе проведения специальной операции представляло собой комплекс мероприятий, осуществляемых должностными лицами в соответствии с их функциональными обязанностями и в рамках поэтапного выполнения военно-социальных задач для создания благоприятных социальных условий ведения боевых действий группировкой войск (сил) за пределами страны.

 

В рамках данной работы, которая, на наш взгляд, являлась уникальной, в места дислокации российских войск были переброшены значительные материальные ресурсы. В короткие сроки были возведены десятки объектов полевой инфраструктуры. Созданные условия позволяли военнослужащим проживать по 3-4 человека в типовых благоустроенных модулях, оборудованных всем необходимым – мебелью, телевизором, кондиционером.


Для своевременной организации питания осуществлялось постоянное пополнение продовольственных складов, организована доставка и функционирование полевых кухонь, хлебопекарен, быстровозводимых столовых, линий раздачи. При этом местные власти также оказывали помощь в обеспечении российских баз фруктами, овощами, водой и рядом других продуктов.


В местах дислокации российских военнослужащих была создана вся необходимая социальная инфраструктура, объектами которой были: медицинские пункты, переговорные пункты, полевой храм, объекты военторга, полевые бани, походные клубы, оборудованные библиотеками, уголками правовых знаний и другие объекты, позволявшие удовлетворять возникающие социальные потребности военнослужащих и гражданского персонала объединенной группировки войск (сил).


Нужно отметить, что наиболее оборудованными в социальном плане являются основные базы в Хмеймиме и Тартусе. В других гарнизонах группировки социально-бытовые условия несколько хуже.


В целом, совершенствованию организации деятельности субъектов по решению социально-бытовых проблем военнослужащих в ходе боевых действий за пределами Российской Федерации уделялось большое внимание. Эта работа сопровождалась значительным привлечением материальных ресурсов и характеризовалась оперативностью и использованием современного оборудования.


Повседневная деятельность всех субъектов военно-социальной работы в ходе специальной операции реализовывалась в рамках третьего направления и включала совершенствование содержания военно-социальной работы и выработку соответствующих предложений.


Особенность организации военно-социальной работы в этом направлении заключалась во всесторонности и качестве проводимых мероприятий, полномасштабном использовании всех сил и средств, контроле и оказании помощи участникам боевых действий и членам их семей.


Важными мероприятиями повседневной военно-социальной работы являлись:

  • мониторинг и прогнозирование социальной обстановки в местах дислокации, работа с обращениями военнослужащих, в том числе поступающими на «горячую линию»;
  • разъяснение военнослужащим социальных гарантий;
  • организация работы по осуществлению страховых выплат военнослужащим, получившим ранения (боевые травмы), и членам семей погибших военнослужащих;
  • совместно с представителями служб обеспечения, медицинской службой осуществление своевременного лечения, транспортировки больных, раненых и погибших военнослужащих, проведение реабилитационных мероприятий;
  • своевременное решение вопросов с награждениями и отданиями почестей погибшим военнослужащим, взаимодействие и оказание помощи членам их семей.


Одной из специфических особенностей военно-социальной работы в период специальной операции была социальная поддержка местного населения. В рамках гуманитарной деятельности проводятся акции, включающие создание гуманитарных коридоров, развертывание пунктов временного пребывания, питания, оказание медицинской помощи, раздача продуктов питания, медикаментов, воды, вещей первой необходимости, оказание содействия ООН и Международному комитету Красного Креста в доставке гуманитарных грузов.


Возможный локальный и затяжной характер боевых действий (военного конфликта) в определенном регионе, применение противником новейшего, нередко запрещенного оружия, предъявляют особые требования к содержанию и организации военно-социальной работы.


Анализ накопленного опыта военно-социальной работы в ходе специальной операции позволил выявить следующие ключевые особенности ее проведения за пределами Российской Федерации:

  1. Своевременное принятие законов и качественное правовое сопровождение участников боевых действий. Реализация в полном объеме действующего законодательства по вопросам социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
  2. Систематический анализ обстановки и материально-технических возможностей в ходе решения задач военно-социальной работы. Качественная подготовка и организация работы всей социально-бытовой инфраструктуры в районах дислокации войск.
  3. Постоянное информирование и индивидуальный подход к решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей. Своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи и проведение реабилитационных мероприятий.
  4. Гуманитарная деятельность и оказание социальной помощи местному населению.


Таким образом, анализ боевого опыта, накопленного в ходе специальной операции, свидетельствует о действенности мер, осуществляемых в рамках основных направлений военно-социальной работы по реализации установленных законодательством прав и социальных гарантий военнослужащим-участникам боевых действий.


Изучение этого опыта и его дальнейшее применение в ходе выполнения боевых задач, безусловно, будет одним из условий достижения победы в бою.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Встреча с военнослужащими – участниками антитеррористической операции в Сирии // Президент России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/56516 (дата обращения 05.09.2018).
2. Основы победы в бою. М.: ГШ ВС РФ, 2017.
3. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2016 г. № 1210 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763» // Гарант.ру: информационно-правовой портал: [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71446074/#ixzz5Ra29FMCF (дата обращения 05.09.2018).
4. Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О ветеранах» // Законы Российской Федерации. Систематическое собрание действующего законодательства: [Электронный ресурс]. URL: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-12.01.1995-n-5-fz/?yclid=5500
002534913744954 (дата обращения 06.09.2018).

 

REFERENCES:

 

1. Meeting with military members of the anti-terrorist operation in Syria // President of Russia: [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/events/
president/transcripts/56516 (Access date 05/09/2018).
2. Basics of victory in battle. M.: General Staff of the Armed Forces, 2017.
3. Resolution of the Government of the Russian Federation of November 18, 2016 № 1210 "On amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation of December 19, 2003 № 763" // Garant.ru: legal information portal: [Electronic resource]. URL: http://www.garant.ru/products/IPO / Premier / Doc/71446074 / #ixzz5Ra29FMCF (Access date 05/09/2018).
4. Federal Law of 12.01.1995 №5-FZ (ed.of 29.07.2018) "On veterans" // Laws of the Russian Federation. Systematic collection of current legislation: [Electronic resource]. URL: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-12.01.1995-n-5-fz/?yclid=5500002534913744954 (Access date 06/09/2018).

 

 

Сидоров Игорь Юрьевич
кандидат исторических наук
слушатель факультета руководящего состава
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Sidorov Igor Yurievich
Candidate of Historical Sciences
Military Student of the Staff Management Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Фоменко Петр Петрович
кандидат исторических наук, профессор
доцент кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Fomenko Pyotr Petrovich
Candidate of Historical Sciences, Professor
Associate Professor at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ