ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОЙСКОВЫХ СВЯЩЕННИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ (БОЕВЫХ ЗАДАЧ) ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


FEATURES OF THE WORK OF MILITARY PRIESTS IN THE PERFORMANCE OF SPECIAL TASKS (COMBAT MISSIONS) OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 355.2

 

ЖУРАВЛЕВ Валентин Витальевич
ФОМЕНКО Петр Петрович
кандидат исторических наук, профессор

 

 

ZHURAVLEV Valentin Vitalyevich
FOMENKO Pyotr Petrovich
Candidate of Historical Sciences, Professor

 

Аннотация. В статье обобщены и проанализированы результаты работы войсковых священников в ходе проведения специальных операций за пределами Российской Федерации. Определены основные направления работы военного духовенства, раскрыта их сущность, содержание и особенности.   Abstract. Author summarizes and analyzes the results of the military priests work in the course of special operations outside the Russian Federation. The main directions of the military clergy work are determined, their essence, content and features are revealed.

Ключевые слова: специальная операция, военное духовенство, духовно-нравственное воспитание, религиозная деятельность.

  Keywords: special operation, military clergy, spiritual and moral education, religious activities.

 

 

 

Более двух веков отделяет нас от событий, когда одерживал свои выдающиеся победы Александр Васильевич Суворов. Времени, когда труды великого полководца были обобщены в его «Науке побеждать». И это не случайно, поскольку Суворов воплощал в своей полководческой деятельности не только фундаментальные принципы стратегии и тактики, но и принципы духовно-нравственного воспитания солдат и офицеров. Зная изнутри простых солдат и разделяя с ними все трудности боевых походов, великий полководец хорошо понимал, что им двигает, чем он вдохновляется и что поддерживает его в суровых условиях армейской жизни – это жертвенная любовь к своему Отечеству, православная вера, преданность своему государю. Убежденный, что молитва, привлекая к себе помощь Божию, укрепляет человека и поднимает его дух, Александр Васильевич Суворов ни одной битвы не начинал без молитвы и, может быть, поэтому не проиграл ни одного сражения. Священники были непременными участниками всех его походов. Со времен Суворова они неизменно сопровождали и благословляли Русское воинство на защиту Отечества, формировали лучшие духовно-нравственные качества [1, С. 173-181].


И сегодня цели деятельности военного духовенства – приводить людей ко спасению – существенно не изменились. Священник на войне решает очень важную с государственной точки зрения задачу. Военный человек должен понимать, за что он воюет, и какое место в его стремлении одержать победу занимает любовь к Отечеству. Священник – один из тех, кто может просто и доступно объяснить, почему важно служить в армии, добросовестно исполнять свой воинский долг в ущерб той благополучной жизни, которая была ранее.


Верующие люди имеют религиозные взгляды на историю, на все события, происходящие в мире. И Церковь дает исчерпывающую духовную оценку тем событиям, которые происходят. Поэтому ещё одной задачей деятельности военного священника в войсках является патриотическая мотивация солдат и офицеров к воинскому служению. Именно осознанная мотивация помогает человеку преодолевать страх и трудности, с которыми он сталкивается в ходе военной службы. В критической ситуации, когда его жизни угрожает опасность, человек с четкими и твердыми убеждениями будет до последнего оставаться верным воинской присяге.


Как свидетельствует войсковой (флотский) опыт выполнения боевых задач объединенной группировкой войск (сил), в специальных операциях актуализировалась проблема духовно-нравственного воспитания военнослужащих.


Ведение боевых действий в ходе специальной операции позволило определить роль, место, задачи и основные направления деятельности военного священника, необходимый штат и график командировок для целесообразности этой работы.


Задачи, поставленные перед военным духовенством при выполнении специальных задач, по существу не отличаются от обычных задач, выполняемых в повседневной деятельности. Но определяющую коррективу вносят следующие факторы:

  • реальная боевая обстановка;
  • жесткие климатические условия и неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка;
  • отсутствие у многих военных священников опыта работы в боевых условиях;
  • религиозная мотивация противника;
  • особенности дислокации группировки войск (сил), большая удаленность подразделений и частей;
  • отсутствие на базе ВКС в Хмеймиме склада централизованного материального тылового обеспечения военного духовенства расходными компонентами религиозного назначения: литература, крестики, уголь, ладан, свечи, лампадное масло, богослужебное вино, просфоры и т.д.


Реальная боевая обстановка – это самый сложный, решающий фактор. В отличие от учений, на войне можно потерять жизнь. Как показывает практика, психологическая готовность к войне и реальная реакция на бой зачастую существенно разнятся.


Жесткие климатические условия и неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка также вносят существенные поправки в деятельность военного священника. Климат в Сирии своеобразен и непривычен жителям большей части территории России. Сильно пересеченная местность, пустынность, сильные ветра, диапазон температур в различное время года колеблется от +6С? до +55С?. С конца ноября и до начала марта – сезон дождей, с мая по октябрь – засушливый сезон. В связи с этим помощник командующего по работе с верующими военнослужащими периодически находился в белом льняном подряснике.


Невозможно обойти тот фактор, что многие военные священники не имели опыта работы в боевой обстановке. Несмотря на то, что военные священники постоянно участвовали в учениях, полевых выходах, где приобретали не только теоретическую, но и практическую подготовку, существенно изменялась работа при выполнении боевых задач, где как раз и не хватало опыта работы в боевых условиях. [2, С. 59-68].


Сирия издавна была полирелигиозной и поликонфессиональной страной, вмещающей в себя множество религиозных общин, которые выработали форму мирного и уважительного сосуществования. Но настала пора ИГИЛ, которая позиционирует себя как религиозно мотивированное сообщество. Под черными знаменами исламистов адепты этой бесчеловечной секты готовы не только убивать, но и умирать. В связи с этим невозможно переоценить работу священника, дающего высшую религиозную мотивацию к несению жертвенного воинского подвига на примерах Священного Писания и героев нашего Отечества.


Существенное значение в ходе выполнения специальных задач имеет дислокация группировок на большом удалении друг от друга. Большой пространственный размах операций, проводимых на территории всей страны, вызывает необходимость частого перемещения для выполнения задач по предназначению. За время выполнения специальных задач военные священники выработали определенный алгоритм работы: по будням – пастырские посещения периферии, суббота и воскресение – службы на базе в Хмеймиме.


Служение военного духовенства в объединенной группировке войск (сил), в соответствии с решением начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется на добровольной основе, вахтовым методом.


Статус священника в операции – помощник командующего группировкой войск (сил) по работе с верующими военнослужащими. Если в самом начале военных действий отправлялся один священник сроком на 1 месяц, то с 2017 года стали откомандировывать двух священников сроком на 2 месяца. Ротация осуществлялась следующим образом: 1-й месяц священник пребывал на пункте материально-технического обеспечения в Тартусе, затем перемещался на авиабазу в Хмеймим, где находился 2-й месяц, заменив своего предшественника. Командование Главного управления по работе с личным составом посчитало целесообразным предоставить священнику возможность получить практику в работе в различных условиях обстановки.


Силами и средствами религиозной деятельности в специальной операции были:

  • на авиабазе в Хмеймиме – модульный храм в честь святого пророка Божия Илии и деревянная часовня в честь святого великомученика Георгия Победоносца;
  • на базе в Тартусе – деревянный храм в честь святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • в Тифоре – деревянная часовня;
  • в Пальмире – молитвенная комната;


Все храмы и комнаты укомплектованы богослужебной утварью и облачением. В часовнях и молитвенных комнатах есть свечи, воинские молитвословы, иконки, крестики.


Основными направлениями в работе помощника командующего группировкой войск (сил) по работе с верующими военнослужащими выступали:

  • обеспечение и организация совершения богослужений в целях удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих;
  • обеспечение прав военнослужащих на свободу вероисповедания, осуществление пастырского окормления верующих военнослужащих;
  • организация и проведение бесед на религиозную тематику;
  • обсуждение проблем, связанных с деятельностью псевдорелигиозных организаций;
  • создание благоприятного климата, формирование чувства братства и войскового товарищества, взаимовыручки;
  • оказание содействия командованию группировки в решении воспитательных проблем в воинских коллективах;
  • организация деятельности в соответствии с законодательством РФ – Конституцией РФ, Федеральным законом 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», статьей 8 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Положением по организации работы с верующими военнослужащими ВС РФ от 24 января 2010 г., Приказом Министра обороны РФ № 655 от 12 октября 2016 г. «Об организации работы с личным составом в ВС РФ», а также функциональными обязанностями.


Учитывая специфичность задач, решаемых в ходе специальной операции, военные священники согласовывали богослужебную деятельность с распорядком дня. Например, утренние молитвы и литургии служились с 6:00 часов и до завтрака. Вечерние молитвы проводились после ужина. Систематически служились молебны о победе Российского оружия, совершались панихиды о погибших воинах (в том числе и в Дни воинской славы). Кроме того, проводилось освящение различных видов вооружения и военной техники, военного транспорта, воздушных и морских судов.


Учитывая занятость личного состава и специфику выполняемых задач, военными священниками был разработан и согласован с командующим группировкой войск (сил) следующий алгоритм работы:

  1. Ежедневно на утреннем разводе священник выносил хоругвь, после встречи командира просил снять головные уборы, читал молитву, в которой испрашивает благословение на грядущий день и напутствие личного состава.
  2. Ежедневно с 6:00 до 7:30 осуществлял освещение транспортных колонн, где проводил краткий молебен и благословлял водителей и всех участников на марш.
  3. Ежедневно осуществлял посещение госпиталя с краткими молебнами о здравии раненых и больных воинов, исповедовал и причащал желающих, в том числе в реанимационных отделениях [3, С. 108].


Важной формой работы помощника командующего по работе с верующими военнослужащими являлись групповые беседы. В воскресный день, после проведения общественно-государственной подготовки, священнику отводилось время для бесед, где он выступал по военно-патриотической и духовно-нравственной тематике.


В связи с тем, что человек по-своему и индивидуально воспринимает происходящее, переживает события военных действий, неотъемлемой формой деятельности военного священника выступала индивидуальная работа.


При различном уровне подготовки, образования, опыта службы, психических особенностей, важно найти свой, индивидуальный подход к каждой категории военнослужащих.


Как показала войсковая практика, успехи в деятельности военных священников достигались в том числе за счет дифференцированного подхода в работе с различными категориями военнослужащих. Основное внимание в работе при этом сосредотачивалось:

  • с офицерами, прапорщиками (мичманами) – на повышении их информированности о государственно-церковной политике и о традиционных религиозных объединениях;
  • с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту – на разъяснении прав военнослужащего как гражданина РФ в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, обязанностей по соблюдению законодательства РФ в этой сфере, духовном просвещении и нравственном воспитании;
  • с гражданским персоналом – на удовлетворении религиозных потребностей, формировании и развитии личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота.


Организуются и проводятся богослужения, оказывается содействие в удовлетворении религиозных потребностей личного состава, постоянно изучается религиозная обстановка в местах дислокации (базирования) войск (сил), анализируется ее влияние на выполнение задач по предназначению, и готовятся предложения командованию. Ведется работа по оказанию духовной поддержки личному составу, формированию высоких морально-боевых качеств, окормление раненых и больных, находящихся в лечебных учреждениях.


Таким образом, деятельность военного духовенства в работе с личным составом в период выполнения специальных задач дала положительный результат, показала свою эффективность и значимость по поддержанию морально-психологического настроя, формированию духовно-нравственных ценностей, выступала одним из важнейших направлений деятельности должностных лиц. Священники помогали командирам и начальникам в сплочении воинских коллективов, создании благоприятного климата, настроя и мотивации на успешное выполнение поставленных задач.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Опыт морально-психологического обеспечения выполнения специальных задач российской группировкой войск за пределами Российской Федерации: учебное пособие / под. ред. С.А. Сакуна. М.: ВУ, 2017.
1. Сакун С.А. Особенности морально-психологической обстановки в Сирийской Арабской республики в 2015-2017 гг. // Военный академический журнал. 2017. № 3 (15).
2. Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии. М.: Русский путь, 2006.

 

REFERENCES:

 

1. Experience of moral and psychological support for the implementation of special tasks of the Russian grouping of troops outside the Russian Federation: a tutorial / Ed. by S.A. Sakun. M.: MU, 2017.
2. Sakun S.A. Features of the moral and psychological situation in the Syrian Arab Republic in 2015-2017 // Military Academic Journal. 2017. №3 (15).
3. Christ-loving Army: the Orthodox tradition of the Russian Army. M.: Russian way, 2006.

 

 

Журавлев Валентин Витальевич
слушатель факультета руководящего состава
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Zhuravlev Valentin Vitalyevich
Military Student of the Staff Management Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Фоменко Петр Петрович
кандидат исторических наук, профессор
доцент кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Fomenko Pyotr Petrovich
Candidate of Historical Sciences, Professor
Associate Professor at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ