ФЕНОМЕН СУИЦИДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ


THE PHENOMENON OF SUICIDE AS A TOOL OF MODERN INFORMATION WARFARE


УДК 364.277

 

КОРЧАГИН Виталий Витальевич

 

 

KORCHAGIN Vitaly Vitalyevich

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию сущности феномена суицида в рамках исследования современной информационной войны. На основе анализа концептуальных подходов феномена самоубийства автор приходит к выводу, что в современных условиях суицид является эффективным инструментом ведения современной информационной войны.   Abstract. The article is devoted to the study of the essence of the suicide phenomenon in the study of modern information warfare. Basing his analysis of the conceptual approaches to the phenomenon of suicide, author comes to the conclusion that suicide in modern conditions is an effective tool of a modern information warfare.

Ключевые слова: информационная война, информационное оружие, суицид, суицидальное намерение, суицидальное поведение, психологические особенности личности суицидента.

  Keywords: information war, information weapon, suicide, suicidal intent, suicidal behavior, psychological characteristics of the personality of suicident.

 

 

 

В современных реалиях феномен суицида приобретает все большую значимость для обеспечения безопасности российского социума. Прежде всего это обусловлено тем, что общественное пространство российского общества приобрело статус плацдарма для реализации западными политтехнологами технологий манипулирования индивидуальным и общественным сознанием с целью построения проекта «глобального однополярного мира».


Всесторонний анализ современной социальной реальности показывает чрезвычайный рост роли информационно-психологических технологий такого рода для достижения своих утилитарных целей западными государствами. По мнению коммуникатолога Г.Г. Почепцова, информационные технологии приобрели статус самого эффективного инструмента социально-политического манипулирования современности [7, С. 3].


Ярчайшим примером такого типа манипулирования является популярная среди подростков игра «Синий Кит» [4], целью которой является принуждение подрастающего российского поколения к совершению самоубийства.


Для адекватного описания влияния таких технологий на деятельность современного российского общества в условиях ведения информационной войны, выявления их роли в изменении индивидуального и общественного мнения представляется необходимым проанализировать основные концепты к осмыслению феномена суицида как особого механизма реализации современных технологий информационных войн.


Рассмотрим понятие суицид более детально. В классическом понимании суицид (от лат. sui caedere – убивать себя, самоубийство) представляет собой преднамеренное, сознательное и добровольное решения индивида на лишение себя жизни.


В последние годы в социогуманитарном знании термин «суицид» приобретает всё большее количество смыслов и семантических оттенков, что значительно усиливает его роль в понимании процессов социальной жизни.


Рассмотрим основные концепции к выявлению сущностных и содержательных черт самоубийства, разработанные в рамках различных наук, среди которых необходимо отметить следующие: социокультурная, психодинамическая, экзистенциональная и бихевиоральная.


Сторонники социокультурной традиции абсолютизируют понимание суицида через призму социальных отношений. По мнению Э. Дюркгейма, самоубийство есть каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах [3, С. 23.].


Отечественный исследователь П.А. Сорокин рассматривает феномен самоубийства через призму культурных маркеров развития социума: в античном обществе индивид находился под сильным воздействия коллектива, вследствие чего легче переживал тягостные периоды своего жизненного бытия. Далее, по мысли ученого, в ходе разложения традиционных связей в обществе, человек лишился социальной поддержки, что явилось катализатором совершения самоубийства [9, С. 48.].


А.А. Лопатин, Н.Е. Бачериков, Н.П. Кокорина полагают, что феномен самоубийства человека связан с влиянием на его сознание происходящих в обществе процессов урбанизации и индустриализации. Их главным результатом явилось нарушение процессов адаптации человека к общественным переменам и как следствие этого – возникновение у индивида состояний кризиса и стресса, приводящих его к совершению суицида.


Здесь можно вспомнить случай массового самоубийства в поселке Джонстаун (Гайана). 18 ноября 1978 г. 909 человек из религиозной общины «Храм народов» совершили акт самоубийства (массовое распития отравленного вина во время ритуальной церемонии), следуя приказу своего духовного лидера Дж. Джонса. По идее Джонса, данное действо является лишь маленьким шагом к следующей, более лучшей жизни [8].


Важно отметить, что концепт игры «синий кит» имеет сходную иерархическую структуру с подобными религиозными сектами, где участники игрового процесса безоговорочно выполняют команды куратора игры, в основу которых заложены социокультурные практики соорганизации социальных связей и отношений.


Таким образом, сторонники данного подхода рассматривают самоубийство как эффективный инструмент по воздействию на массовое и индивидуальное сознания через призму социокультурных практик и отношений, которые дезадаптируют различные слои общества.


В рамках психодинамической традиции базисным механизмом самоубийства являются глубинные элементы психики человека. По мнению З. Фрейда, самоубийство связанно с феноменом аутоагрессии, поскольку инстинкты «Эрос» (желание жизни и самосохранения) и «Танатос» (влечение к смерти) являются основными силами в реализации человеческого бытия.


Ученик Фрейда швейцарский психолог К.Г. Юнг, рассматривая проблематику феномена суицида, указывал на бессознательное стремление личности к своему духовному перерождению: «Люди не только желают уйти от невыносимых условий окружающей их действительности, совершая акт самоубийства, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности» [10, С. 317.].


Особую значимость Юнг уделяет следующим архетипам: «Душа» (Anima), «Желание» (Animus), «Тень» (Shadow), «Маска» (Persona) и «Самости» (Self). По мнению автора, нарушение динамического равновесия взаимоисключающих друг друга сил - «Анима» и «Анимус» (женского и мужского начал), «Тень» и «Персона» (внутреннего и внешнего мира индивида), сознательного и бессознательного - побуждает человека к бегству посредством самоубийства, с целью внутреннего перерождения и реализации витальной потребности в безопасности [11, С. 136.].


На примере технологии суицидальной игры «Синий кит» одним из ключевых механизмов воздействия на сознания человека является депривация сна (недостаток или полное отсутствие удовлетворения потребности во сне – В.К.). Под воздействием данного конструкта сознание человека подвержено наибольшему влиянию – методика выборки куратором игры определенного временного промежутка для отдачи указаний (между 4 и 5 часами утра).


Таким образом, представители психодинамической концепции полагают, что причиной самоубийства является нарушение функционирования психики индивида на бессознательном уровне, что может активно использоваться в информационных технологиях воздействия на массовое сознание [2].


Экзистенциональная традиция рассматривает феномен самоубийства через призму осмысления и осознания смерти как неотвратимой неизбежности в бытии человека, без которого само существование индивида теряет смысл.


По мнению французского мыслителя Ж.-П. Сартра, именно возможность самоубийства есть существенное отличие человека от животных, ибо оно связано с осознанием и выбором индивида. А. Камю усматривает причины суицида с позиции осознанного выбора человека – «стать хозяином собственной смерти» [5, С. 336.].


На основании взглядов французских философов Камю и Сартра можно выделить два элемента реализации самоубийства:

- осознание неизбежности смерти и осознание возможности суицида (выход индивида на трансцендентное, осознанное отношение к своему существованию);

- принятие решения в пользу жизни или в пользу смерти.


Психиатр В. Франкл в работе «Страдание от бессмысленности жизни» рассматривает проблематику суицидального поведения как крайнюю степень переживания бессмысленности жизни. Анализируя статистику совершенных американскими студентами суицидов, исследователь приходит к мнению, что причина, которая может подтолкнуть человека к самоуничтожению – это некоторое свойство, кроющееся в самой природе человека. Другими словами, автор осмысливает феномен суицида с позиции соотношения «воли к смыслу». [10].


Отечественный философ Н.А. Бердяев отмечал, что человек не может вынести бессмысленность своих страданий: «Страдание, смысл и цель которого осознаны, есть совсем уже иное страдание, чем страдание бесцельное и бессмысленное. Героическое переживание самых тяжких испытаний предполагает сознание смысла испытываемого» [1, С. 2.]. В этой связи самоубийство не позволяет пересилить произошедшие страдания, а лишь усугубит и усилит их. В таком соотношении самоубийца, по мысли автора, – это «человек, который не боится смерти, но боится жизни».


Здесь в качестве примера можно рассмотреть сам процесс внутреннего механизма игры «Синий кит». Посредством использования кураторами современных информационно-коммуникативных технологий, эта игра для ребенка приобретает статус повседневной действительности, из которой ему никак нельзя вырваться. Следствием этой невозможности является акт совершения ребенком самоубийства как единственный способ обретения свободы.


Итак, экзистенциональный подход рассматривает феномен суицида через призму осмысления неизбежности смерти как структурного элемента человеческой природы.


Сторонники когнитивно-поведенческого подхода при анализе феномена самоубийства исходят из понятия «рефлекса цели». Отечественный физиолог И.П. Павлов понимал под данным термином особую форму жизненной энергии каждого человека. Другими словами, это способность человека к целеполаганию с последующим устремлением к определенному результату. Жизнь, согласно мысли ученного, «перестает призывать к себе, как только исчезает ее цель» [6, С. 214.]. Следствием торможения таких рефлексов индивида, по мнению Павлова, является самоубийство. В этой связи рефлекс цели играет ключевую роль в психической деятельности человека.


Американский психиатр А.Т. Бек главным основанием совершения самоубийства полагает «негибкое» мышление человека. Согласно его идее, «жизнь ужасна, альтернативой ей является только смерть...» [13, C. 559-563.]. В таком соотношении самоубийство становится возможным в результате невозможности выработки индивидом оптимально рациональных вариантов решения возникших проблем.


Другой американский ученый Э.С. Шнейдман за время своей психологической практики выявил некоторые сущностные характеристики суицида, которые отображаются в поведении и чувствах человека. К ним относятся: ощущение безнадежности и беспомощности, чувство невыносимой душевной боли, изолированность индивида от окружающего его социального пространства. На основании своих взглядов на проблематику суицида, Шнейдман разработал следующую классификацию людей, склонных к совершению самоубийства:


Первая группа – это «искатели смерти». Люди, расстающиеся со своей жизнью осознано. При этом они выбирают такие способы, которые не оставляют шансов на возможное спасение.


Вторая группа – это «организаторы смерти». Представители этой группы в основном неизлечимо больные люди, которые добровольно уходят из жизни вследствие знания своей неминуемой смерти.


К следующей группе относятся люди, играющие со смертью – «игроки». Существование для них – это игра, где жизнь – это все лишь ставка (как пример, представители экстремальных видов спорта).


К последней группе относится тип людей, занимающих одобряющую позицию в отношении смерти, но не ищущих способов активного ее приближения. Данный тип чаще всего встречается среди одиноких людей и современных молодежных движениях (представители готических и эмо-культур).


Относительно игры «Синий кит» этот подход реализуется, когда заинтересованный подросток сам пытается попасть в «игру». Для этого он на своей странице в социальной сети публикует хештег следующего содержания: #синийкит, #явигре, #синий, #тихийдом. После этого с ним связывается куратор игры и устанавливает контакт. Затем куратор объясняет правила игры («никому не говорить об игре», «всегда выполнять задания», «за невыполнение задания тебя исключают из игры навсегда, и тебя ждут плохие последствия») и начинает выдавать задания. Насчитывается обычно около 50 заданий, последним из которых является совершение самоубийства.


Таким образом, представители данного подхода считают, что в основе суицида лежит ответная реакция человека на воздействие различных стимулов и типов своего поведения.


Из вышесказанного следует, что западные политтехнологи и аналитики активно применяют разнообразные концепты суицидального поведения как одного из достаточно эффективных инструментов реализации современной информационной войны против российского социума для решения своих утилитарных задач. Также важно отметить, что существующие подходы к пониманию феномена суицида как технологии ведения современной информационной войны позволяют выявить наиболее важные направления обеспечения информационной безопасности российского общества и государства.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бердяев Н. О самоубийстве. – М.: МГУ, 1992.
2. Губенко М.С. Телевизионная коммуникация как фактор виртуализации массового сознания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: Военный университет, 2009.
3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Мысль, 1994.
4. Игра «Синий кит» [Электронный ресурс]. URL: http://interesnyefakty.org/igra-siniy-kit/ (Дата обращения: 15.10.2018 г.).
5. Камю А. Творчество и свобода: статьи, эссе, записные книжки. – М.: Радуга, 1990.
6. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. – М.: Наука, 1973.
7. Почепцов Г.Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М.: Эксмо, 2015.
8. Самое массовое самоубийство ХХ века [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/gallery/2347175#id=949050 (Дата обращения: 15.10.2018 г.).
9. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/Sorokin/ suicid.php (дата обращения. 15.10.2018)
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
11. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1994.
12. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб.: Кентавр, 1994.
13. Beck A.T. Hopelessness and eventual suicide: a 10-year prospective study of patients hospitalized with suicidal ideation. // Am. J. Psychiatry. – 1985. Vol. 142. № 5.

 

REFERENCES:

 

1. Berdyaev N. About suicide. – M.: Moscow state University, 1992.
2. Gubenko M.S. TV communication as a factor of mass consciousness virtualization: avtoref. diss… PhD. M.: Military University, 2009.
3. Dürkheim E. Suicide: Sociological study. – M.: Mysl’, 1994.
4. The game "Blue whale". URL: http://interesnyefakty.org/igra-siniy-kit/ (date of application: 15.10.2018).
5. Camus A. Freedom: articles, essays, notebooks. – M.: Raduga, 1990.
6. Pavlov I.P. Twenty years of experience in the objective study of higher nervous activity (behavior) of animals. – M.: Nauka, 1973.
7. Pocheptsov G.G. Information war. New policy tool. – M.: EKSMO, 2015.
8. The most massive suicide of the twentieth century. URL: https://www.kommersant.ru/gallery/2347175#id=949050 (date of application: 15.10.2018).
9. Sorokin P.A. Suicide as a social phenomenon. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/Sorokin/suicid.php (date of application: 15.10.2018)
10. Frankl V. Man in search of meaning. – M.: Progress, 1990.
11. Jung C.G. Psychology of the unconscious. - M.: Kanon, 1994.
12. Jung C.G. Analytical psychology. – SPb.: Kentavr, 1994.
13. Beck A.T. Hopelessness and eventual suicide: a 10-year prospective study of patients hospitalized with suicidal ideation. // Am. J. Psychiatry. – 1985. Vol. 142. № 5.

 

 

Корчагин Виталий Витальевич
адъюнкт кафедры психологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Korchagin Vitaly Vitalyevich
Adjunct at the Department of Psychology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ