САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОФИЦЕРОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
MOTIVATION SELF-IMPROVEMENT OF OFFICERS FOR SERVICE AND COMBAT ACTIVITY
УДК 37.032
НИКОНОРОВ Андрей Анатольевич
|
|
NIKONOROV Andrey Anatolyevich
|
Аннотация. Статья посвящена основным вопросам самосовершенствования мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности. Особое внимание в ней уделяется анализу сущности самосовершенствования мотивации. В статье излагаются особенности формирования мотивационной сферы офицеров. | Abstract. The article dwells on the main issues of motivation self-improvement of officers for service and combat activity. Special attention is paid to the analysis of the essence of motivation self-improvement. The article describes the formation features of the motivational sphere of officers. | |
Ключевые слова: мотив, мотивация, служебно-боевая деятельность, самосовершенствование, самовоспитание, самообразование. |
Keywords: motive, motivation, service and combat activity, self-improvement, self-training, self-education. |
В процессе строительства и развития войск национальной гвардии Российской Федерации огромное значение приобретает профессиональная подготовка высококвалифицированных военных кадров, способных обеспечивать высокое морально-психологическое состояние и боеспособность войск, что вызывает необходимость постоянного совершенствования их обучения и воспитания. Особую значимость это имеет на современном этапе развития войск национальной гвардии РФ, в условиях достижения нового качественного состояния. Для решения данных задач требуется всемерно задействовать фактор мотивации как важный резерв повышения эффективности обучения и воспитания офицерского состава, исследовать конкретные практические способы его активизации.
Мотивация выступает как реальный «двигатель» активности офицерского состава и мощный регулятор их поведения, характеризует их с содержательно-деятельностной, функциональной стороны и, в конечном счете, степень их социальной зрелости. Сформированная у офицерского состава устойчивая и действенная мотивация к служебно-боевой деятельности в перспективе является основой для проявления ими постоянного стремления к совершенствованию профессиональной квалификации. Она носит ключевой характер для активизации служебно-боевой деятельности офицерского состава войск национальной гвардии РФ, а ее актуализация на современном этапе является отражением психологических аспектов проводимого преобразования войск.
Вместе с тем, должностные лица, обучая и воспитывая офицерский состав, не всегда стремятся выявить их побуждения, проанализировать отношение к служебно-боевой деятельности, понять, какой личностный смысл они вкладывают в нее, во имя каких целей выполняют стоящие перед ними задачи. Об их отношении к служебно-боевой деятельности должностные лица зачастую судят по показателям, фиксирующим успешность воинской части, за которыми могут стоять мотивы различной социальной ценности.
Опыт боевой службы, анализ выполнения служебно-боевых задач офицеров показывает, что офицеру войск национальной гвардии Российской Федерации необходимы следующие личностные качества:
– ответственность за выполнение служебно-боевых задач;
– готовность к преодолению трудностей боевой службы и воспитательной работы; умение владеть всеми видами оружия;
– военная и физическая подготовленность; распорядительность, требовательность, исполнительность;
– смелость, решительность, мужество, самообладание, самостоятельность;
– специальные знания, навыки и умения, обусловленные боевой службой;
– техническая грамотность;
– умение организовывать боевую службу караулов и войсковых нарядов, управлять подразделением.
Одним из важнейших компонентов служебно-боевой деятельности является ее мотивация. В служебно-боевой деятельности выделяются те же мотивационные компоненты, что и в педагогической, и в учебной. Среди них как внешние мотивы (например, мотив достижения), так и внутренние (например, мотивы, ориентированные на процесс, результат своей деятельности и на избегание неприятностей). Анализ психолого-педагогической литературы и результаты опытно-экспериментальных исследований показывают, что развитие мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности в решающей степени зависит от готовности и желания офицеров проявить волевые усилия в достижении поставленной цели и их военно-профессиональной направленности. Военно-профессиональная направленность офицеров – это внутренне согласованный, устойчивый, базирующийся на мировоззрении порядок осознанных побуждений, целей, интересов и мотивационных установок по овладению военной профессией офицера и совершенствованию в ней. А на конкретном научном уровне военно-профессиональная направленность представляет собой систему знаний, установок, ценностных ориентаций, обусловливающих положительное отношение офицера к избранной военной профессии, понимание её общественной значимости и важности.
Данный подход сформулирован автором на основе идей и положений, разработанных в трудах таких отечественных психологов и педагогов, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.Ф. Железняк, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, А.В. Петровский и другие.
Войсковая практика показывает, что военно-профессиональная направленность офицера является одним из важных субъективных факторов эффективности служебно-боевой деятельности. Например, А.Н. Леонтьев, характеризуя деятельностный подход, отмечает, что «деятельность порождает личность», является «основанием личности» [4], а содержание деятельности определяется мотивами этой личности.
Следует отметить, что военно-профессиональная направленность офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации интегрально отражает направленность их личности на самосовершенствование мотивации к служебно-боевой деятельности.
Возрастающее значение необходимости самосовершенствования мотивации к служебно-боевой деятельности офицеров в современных условиях определена рядом причин.
Во-первых, назрела потребность не просто обновить знания, переучиться, осознать и отрефлексировать все те явления и процессы, которые характеризуют реальность современных войск. Важно уметь оценить реальное положение дел в служебно-боевой деятельности войск, сформированность у офицеров военно-профессиональной направленности, развить их мотивацию к служебно-боевой деятельности.
Во-вторых, фактор времени выступает причиной проявления потребности офицеров в самосовершенствовании мотивации к служебно-боевой деятельности. Процесс обновления информации, интенсификации деятельности действительно ускоряется и, как следствие, офицеры должны обновлять свои знания, навыки и умения, взгляды и позиции систематически и в кратчайшее время.
В-третьих, необходимость повышения роли самосовершенствования мотивации служебно-боевой деятельности офицеров обусловлена и тем, что это является условием их профессионального роста, совершенствования всей системы служебно-боевой деятельности и процесса развития мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности. Это особенно характеризует деятельность офицеров, которые обязаны достучаться до сознания своих подчиненных и передать им самые современные научные достижения в профессии.
Исследование практической деятельности офицеров указывает на то, что у них формирование и развитие мотивации к служебно-боевой деятельности предстает в формах самовоспитания и самообразования [5].
Под самовоспитанием понимается педагогический процесс по совершенствованию у офицерского состава социально значимых и предупреждению негативных качеств и норм поведения. Содержанием процесса самовоспитания является формирование у должностных лиц стремления анализировать свое поведение, свои поступки, свое отношение к другим людям, реально судить о своих способностях и возможностях. Исследователь Э.В. Ильенков обращает особое внимание именно на эти способности и отмечает, что «личность, человеческая индивидуальность очевиднейшим образом, наделена способностью самочувствия и не менее бесспорной способностью совершать акты самонаблюдения – наблюдения над самим собой, над своими собственными поступками и словами…» [2]. Такая организация своего поведения оказывает непосредственное влияние на развитие и самосовершенствование мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности.
Эффективным путем развития самовоспитания офицеров является формирование у них ответственности, настойчивости и волевых усилий в решении настоятельных задач служебно-боевой деятельности. Важно заметить, что самовоспитание является индивидуально выраженным процессом, который отражает и ту «грань духовной жизни личности, которая открывается только тогда, когда человек, ощущая на себе благотворное влияние высокоморальных отношений, прилагает духовные усилия, чтобы стать лучше» [7]. Чем чаще проявляются личностные старания, тем многограннее становится сама личность офицера, что оказывает благотворное влияние на развитие и совершенствование его мотивации к служебно-боевой деятельности.
При реализации процесса самовоспитания офицеры используют различные методы и их сочетание: самоубеждение, самообязательство, самоорганизация, самоанализ, самоконтроль, самоотчет, самоинструктирование, самонапоминание, самохарактеристика, самоосуждение, самовнушение, самоупражнение, самопоощрение, самопринуждение, следование примеру и иные [6].
В согласовании с избранными целями самовоспитания и в интересах самосовершенствования мотивации служебно-боевой деятельности целесообразно принять обязательство, которое носит реальное содержание в деятельности офицера. Оно может войти в педагогическую программу самовоспитания, где отражаются и сроки выполнения служебных и воспитательных задач. Это создает мощный стимул к её выполнению.
Самоутверждаясь, офицер формирует у себя социально значимые качества, стратегическую траекторию поведения, видит свое место в структуре войск. Самовнушение способствует более успешной подготовке офицера к служебно-боевой деятельности, избеганию отрицательных состояний, мобилизации на выполнение повседневных и внезапно возникающих задач.
Самоупражнение помогает офицеру сформировать нормы положительного поведения, развить качества, необходимые для служебно-боевой деятельности в войсках.
Каждый офицер должен четко представлять совокупность важных и необходимых методов самовоспитания, а самое главное, применять их к себе, самоконтролировать свои поступки и поведение.
Самоконтроль и самоанализ позволяют офицерам реализовать свои личные планы, самообязательства, вносить в свое поведение и деятельность необходимые коррективы в интересах совершенствования мотивации к служебно-боевой деятельности.
Самостоятельная работа офицера по самосовершенствованию мотивации к служебно-боевой деятельности служит одним из важных составных компонентов эффективной деятельности. Самовоспитание офицера оказывает влияние на формирование его мотивационной сферы и направленности личности. Такая личность в большей мере проявляет мотивационную активность, целеустремленность и устойчивость к воздействию отрицательных факторов [3].
Всестороннее изучение практики самосовершенствования офицеров различных направлений служебно-боевой деятельности показало, что самовоспитанием, как интегральным отражением самосовершенствования мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности, постоянно занимаются не более 27 % опрошенных офицеров. Около 75% респондентов развивают у себя положительные качества эпизодически, а 26% имеют мотивацию к самовоспитанию. Проведенный опрос офицеров показал, что непосредственными побудителями, мотивационными импульсами служат: осознание офицером важности самовоспитания, советы и рекомендации начальников, отношение к их поведению, служебно-боевой деятельности.
В процессе изучения служебных характеристик офицеров и изучения их мотивации к служебно-боевой деятельности была вскрыта интересная тенденция: 82% респондентов, регулярно работающих над собой, являются подготовленными офицерами с высокой педагогической культурой. Целеустремленные, чуткие и ответственные в работе офицеры эффективно влияют на обучение и воспитание подчиненных. Судя по опросам, многие молодые офицеры именно под таким влиянием стали регулярно заниматься самовоспитанием, что активно повлияло на формирование их побудительных сил к служебно-боевой деятельности. Что касается идеала, к которому стремятся офицеры, то такой идеал, в целом, отражен в поведении и деятельности А.В. Суворова, Петра I, П.А. Румянцева, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, М.Д. Скобелева, Г.К. Жукова, К.К. Рокосовского и других известных военных деятелей прошлого. Чаще всего идеалом выступает собирательный образ, который воплощает в себе все прекрасное, гармоничное и важное для служебно-боевой деятельности.
Офицеры второй группы, занимающиеся самовоспитанием, реже говорят об идеале, зачастую не зная, что это такое. Зачастую эти офицеры формируют у себя одно или несколько позитивных качеств.
Следует отметить, что успешная служебно-боевая деятельность офицера немыслима без таких духовно-нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность, требовательность к себе и другим, чуткость и отзывчивость к подчиненным, справедливость, доступность и скромность. Именно такие личностные качества следует формировать у офицеров национальной гвардии российской Федерации. Это в полной мере относится и к самовоспитанию этих качеств. Является правомерным утверждать, что такой подход окажет позитивное влияние и на формирование у офицеров национальной гвардии эффективной мотивации к служебно-боевой деятельности.
Служебно-боевая деятельность войск предъявляет высокие требования к военной подготовке офицеров. Офицером войск национальной гвардии в современных условиях должен быть тот, который любит свое военное дело, деятельность, и стремится быть специалистом с большой буквы в полном смысле этого слова.
Изучение организаторской деятельности передовых офицеров выявило присущие офицеру следующие личностные качества: умение организовывать все виды работ в рамках служебно-боевой деятельности, планировать познавательную и воспитательную деятельность, быть общительным и инициативным, деловитым, в руководстве проявлять коллегиальность, компетентность, умение правильно подходить к людям и требовать от них качественного выполнения задач.
Перечисленные качества, присущие офицерам, отмечались должностными лицами на всех уровнях – и только тогда они становились средством самовоспитания, когда офицер примерял их на себя, устанавливал связи между идеалом и своей личностью. Правильная и адекватная мотивационная устремленность к результатам собственной деятельности является необходимым условием самосовершенствования мотивации служебно-боевой деятельности офицера, его уверенной ориентации в своих знаниях, навыках, умениях.
Самообразование – это специфический педагогический процесс, направленный на развитие у офицеров военно-профессиональных компетенций, необходимых для эффективной служебно-боевой деятельности. Как показывают исследования, самообразованием занимаются практически все офицеры. Оно оказывает исключительно благотворное влияние на самосовершенствование мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности, где главенствующее место занимает сам процесс совершенствования личностных качеств офицера, в том числе и собственно мотивов – осознаваемых установок, склонностей, интересов, идеалов, убеждений, мировоззрения и других побудительных сил.
В современных условиях подготовки офицеров актуальны следующие направления самообразования:
– выработка потребности постоянно советоваться с опытными офицерами и обращаться к историческому опыту войск. Анализировать передовой опыт своих коллег и критически его осмысливать;
– постоянное знакомство с проблемами деятельности воинских коллективов и особенностями работы в них, и на этой основе – проведение корректировки содержания и компонентов служебно-боевой деятельности;
– сочетание различных компонентов деятельности. Офицер, активно участвуя в служебно-боевой деятельности, обязан вырабатывать у себя потребность постоянно заниматься поиском наиболее эффективных способов решения служебно-боевых задач;
– создание личной методической базы по всем направлениям служебно-боевой деятельности;
– разработка и воплощение в жизнь плана индивидуальной работы офицера по самообразованию. Данный план должен быть напряженным, но реальным и выполнимым. В план необходимо включать самостоятельное изучение всех направлений служебно-боевой деятельности. Так, например, войсковая практика показывает, что офицер в рамках профессиональной подготовки должен выполнять требования по всем направлениям служебно-боевой деятельности.
По результатам всего рассмотренного можно сказать о том, что самообразование предстает как активная и творческая работа офицера, но личным делом офицера эта работа быть не должна. На наш взгляд, самообразование офицерского состава должно представлять процесс приобретения и умножения знаний, который хорошо спланирован, строго и четко организован и оказывает воздействие на совершенствование мотивационной сферы личности офицера.
Результаты опытно-экспериментального исследования, материалы апробации комплексной педагогической программы развития мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности позволяют выделить следующие условия её эффективности: развитие интереса к индивидуальной служебно-боевой деятельности; совершенствование стимулирования в деятельности офицеров профессионального мастерства, проявлений военно-профессиональной и духовно-нравственной культуры; развитие ответственности за продуктивность и эффективность своего труда; создание благоприятных условий для самосовершенствования офицеров в войсках.
Важное место в развитии устойчивой мотивации офицеров к самосовершенствованию занимает формирование интереса к высокоэффективной служебно-боевой деятельности. В содержательном плане развитие профессионального интереса осуществляется в различных формах работы с офицерами: по результатам изученного передового опыта войск; апробации в процессе опытно-экспериментального исследования ряда отдельных мероприятий и включает в себя ознакомление офицеров: с изменениями в личности под влиянием воспитательного и дидактического воздействия на офицеров; с эффективностью влияния личного примера офицера в выполнении служебных обязанностей на формирование жизненной позиции и мировоззрения подчиненных; с результативностью воинского труда офицеров по показателю успешной служебно-боевой деятельности.
Важное значение в развитии у офицеров устойчивой мотивации к служебно-боевой деятельности принадлежит повышению ответственности офицеров за качество их служебно-боевой деятельности. На основании результатов изучения данного вопроса в 3-х воинских частях, личного опыта, анализа документов, материалов опытно-экспериментального исследования, организация контроля качества служебно-боевой деятельности офицеров войск национальной гвардии предполагает:
- регулярный контроль качества выполнения обязанностей офицерами;
- проведение на регулярной основе инструкторско-методических занятий, выполняющих в числе других и функцию мотивирования офицеров на отличное выполнение задач;
- регулярную отчётность офицеров о своей работе по самосовершенствованию процесса служебно-боевой деятельности;
- использование обратной связи, учёт мнения всех офицеров о качестве служебно-боевой деятельности и необходимости внесения необходимых корректив;
- усовершенствование качества проверки организации и способов готовности офицеров к выполнению служебно-боевых задач как результата профессионального труда.
Развитие устойчивой мотивации офицерского состава к самосовершенствованию своей личности в значительной степени зависит от материального и морального стимулирования результатов, достигнутых офицерами в своей деятельности. Так, по результатам исследования 53 % офицеров высказались о необходимости повысить роль материальных и моральных стимулов в деле совершенствования служебно-боевой деятельности. Анализ современной практики стимулирования офицеров в профессиональной сфере убеждает нас о наличии и использовании разнообразных его форм. Среди них можно выделить: объявление благодарности и награждение грамотами лучших офицеров; распространение передового опыта; публикации в периодической печати о лучших офицерах, их похвала на различных заседаниях и совещаниях; устное одобрение их деятельности.
Важная роль отводится созданию благоприятных педагогических условий в развитии у офицерского состава устойчивой мотивации к самосовершенствованию и повышению эффективности служебно-боевой деятельности. Проблема оптимизации условий, влияющих на эффективность труда, изучалась рядом ученых, в том числе и Г.А. Шабановым. По его мнению, благоприятные педагогические условия можно объединить в две группы: а) те, которые непосредственно воздействуют на ход эффективности труда (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические) и б) те, которые опосредованно влияют на деятельность (социально-педагогические, организационно-технические) [8].
На основании результатов, полученных в ходе наблюдений и реализации комплексной программы опытно-экспериментального исследования, автором выявлено, что благоприятные условия для совершенствования мотивации служебно-боевой деятельности могут быть представлены: наличием необходимого свободного рабочего времени для саморазвития офицеров войск национальной гвардии; всесторонним обеспечением служебно-боевой деятельности, активизацией в воинской части работы по самосовершенствованию; формированием положительного мнения офицерских коллективов о исключительной значимости служебно-боевой деятельности офицеров войск национальной гвардии.
В ходе исследования автором также установлено, что большую значимость для самосовершенствования мотивации служебно-боевой деятельности офицеров имеют условия труда и отдыха. Если они благоприятные, то тем самым дают возможность офицерскому составу лучше сконцентрироваться на проблеме качественной подготовки к выполнению задач, актуализируют ответственность за результаты своей деятельности. В тоже время по результатам опросов и целенаправленных наблюдений офицеров, по прежнему острой остается проблема отдыха офицеров. Многие офицеры выполняют задачи с большой перегрузкой для организма и зачастую без возможности полноценного отдыха и тем более без учета рекомендаций по гигиене умственного и физического труда.
Вышеизложенное позволяет заключить, что самосовершенствование у офицерского состава мотивации к служебно-боевой деятельности – это комплексный, многофакторный процесс реализации побудительной, направляющей, смыслообразующей, регулирующей и контролирующей функций мотивов и выступающий в роли совокупности педагогических влияний и воздействий со стороны командиров (начальников) на офицеров с целью формирования у них устойчивых интересов, стремлений, потребностей, побуждений к эффективной служебно-боевой деятельности и повышению своей военно-профессиональной и духовно-нравственной культуры. Исследование показывает, что военно-профессиональных вершин офицер достигает только в том случае, если он: детально прорабатывает методику и содержание выполнения поставленных задач, продумывает каждый шаг, какие приемы и как использовать; в ходе выполнения задач контролирует свои шаги и поведение; результаты своей служебно-боевой деятельности критично анализирует, отмечает положительное, устанавливает причины неудач и корректирует их; регулярно изучает передовой опыт, самокритично его осмысливает и использует в своей работе; постоянно совершенствует свои знания и методическое мастерство.
Важнейшим звеном рассматриваемого процесса является непрерывное самосовершенствование мотивации служебно-боевой деятельности офицерского состава, которое представляет собой сложную, многогранную деятельность, включающую самообразование и самовоспитание, и требует не временного, а постоянного напряжения интеллектуальных, нравственных и физических сил офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Герасимов В.Н. Педагогика высшей школы: Учебник. М., 2001.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
3. Исаева Н.Н. Развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих в подразделениях внутренних войск. СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2012.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
6. Слюсарев А.В., Слепов В.Я. Теоретические основы самовоспитания и самообразования будущего офицера. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 1 (61). СПб., 2014.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1979.
8. Шабанов Г.А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1991.
REFERENCES:
1. Gerasimov V.N. Higher school pedagogics: Textbook. M., 2001.
2. Ilyenkov E.V. Philosophy and culture. M.: Politizdat, 1991.
3. Isayeva N.N. Development of motivation in self-education and self-regulation of psychological compatibility in military units of internal troops. SPb.: SPVI of the MIA of Russia, 2012.
4. Leont'ev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M., 1975.
5. Slastenin V.A. etc. Pedagogika: Ucheb. allowance for students. higher. ped. studies'. institutions. M.: Academy, 2002.
6. Slyusarev A.V., Slepov V.Ya. Theoretical foundations of self-education and self-education of the future officer. Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 1 (61). SPb., 2014.
7. Sukhomlinsky V.A. Favorite pedagogic opuses. M.: Pedagogy, 1979.
8. Shabanov G.A. Development of pedagogical creativity of teachers in military schools: Avtoref. of dissertation for PhD degree in pedagogics. M., 1991.
Никоноров Андрей Анатольевич |
|
Nikonorov Andrey Anatolyevich |