САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОФИЦЕРОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


MOTIVATION SELF-IMPROVEMENT OF OFFICERS FOR SERVICE AND COMBAT ACTIVITY


УДК 37.032

 

НИКОНОРОВ Андрей Анатольевич

 

 

NIKONOROV Andrey Anatolyevich

 

Аннотация. Статья посвящена основным вопросам самосовершенствования мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности. Особое внимание в ней уделяется анализу сущности самосовершенствования мотивации. В статье излагаются особенности формирования мотивационной сферы офицеров.   Abstract. The article dwells on the main issues of motivation self-improvement of officers for service and combat activity. Special attention is paid to the analysis of the essence of motivation self-improvement. The article describes the formation features of the motivational sphere of officers.

Ключевые слова: мотив, мотивация, служебно-боевая деятельность, самосовершенствование, самовоспитание, самообразование.

  Keywords: motive, motivation, service and combat activity, self-improvement, self-training, self-education.

 

 

 

В процессе строительства и развития войск национальной гвардии Российской Федерации огромное значение приобретает профессиональная подготовка высококвалифицированных военных кадров, способных обеспечивать высокое морально-психологическое состояние и боеспособность войск, что вызывает необходимость постоянного совершенствования их обучения и воспитания. Особую значимость это имеет на современном этапе развития войск национальной гвардии РФ, в условиях достижения нового качественного состояния. Для решения данных задач требуется всемерно задействовать фактор мотивации как важный резерв повышения эффективности обучения и воспитания офицерского состава, исследовать конкретные практические способы его активизации.

 

Мотивация выступает как реальный «двигатель» активности офицерского состава и мощный регулятор их поведения, характеризует их с содержательно-деятельностной, функциональной стороны и, в конечном счете, степень их социальной зрелости. Сформированная у офицерского состава устойчивая и действенная мотивация к служебно-боевой деятельности в перспективе является основой для проявления ими постоянного стремления к совершенствованию профессиональной квалификации. Она носит ключевой характер для активизации служебно-боевой деятельности офицерского состава войск национальной гвардии РФ, а ее актуализация на современном этапе является отражением психологических аспектов проводимого преобразования войск.

 

Вместе с тем, должностные лица, обучая и воспитывая офицерский состав, не всегда стремятся выявить их побуждения, проанализировать отношение к служебно-боевой деятельности, понять, какой личностный смысл они вкладывают в нее, во имя каких целей выполняют стоящие перед ними задачи. Об их отношении к служебно-боевой деятельности должностные лица зачастую судят по показателям, фиксирующим успешность воинской части, за которыми могут стоять мотивы различной социальной ценности.

 

Опыт боевой службы, анализ выполнения служебно-боевых задач офицеров показывает, что офицеру войск национальной гвардии Российской Федерации необходимы следующие личностные качества:
– ответственность за выполнение служебно-боевых задач;
– готовность к преодолению трудностей боевой службы и воспитательной работы; умение владеть всеми видами оружия;
– военная и физическая подготовленность; распорядительность, требовательность, исполнительность;
– смелость, решительность, мужество, самообладание, самостоятельность;
– специальные знания, навыки и умения, обусловленные боевой службой;
– техническая грамотность;
– умение организовывать боевую службу караулов и войсковых нарядов, управлять подразделением.

 

Одним из важнейших компонентов служебно-боевой деятельности является ее мотивация. В служебно-боевой деятельности выделяются те же мотивационные компоненты, что и в педагогической, и в учебной. Среди них как внешние мотивы (например, мотив достижения), так и внутренние (например, мотивы, ориентированные на процесс, результат своей деятельности и на избегание неприятностей). Анализ психолого-педагогической литературы и результаты опытно-экспериментальных исследований показывают, что развитие мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности в решающей степени зависит от готовности и желания офицеров проявить волевые усилия в достижении поставленной цели и их военно-профессиональной направленности. Военно-профессиональная направленность офицеров – это внутренне согласованный, устойчивый, базирующийся на мировоззрении порядок осознанных побуждений, целей, интересов и мотивационных установок по овладению военной профессией офицера и совершенствованию в ней. А на конкретном научном уровне военно-профессиональная направленность представляет собой систему знаний, установок, ценностных ориентаций, обусловливающих положительное отношение офицера к избранной военной профессии, понимание её общественной значимости и важности.

 

Данный подход сформулирован автором на основе идей и положений, разработанных в трудах таких отечественных психологов и педагогов, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.Ф. Железняк, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, А.В. Петровский и другие.

 

Войсковая практика показывает, что военно-профессиональная направленность офицера является одним из важных субъективных факторов эффективности служебно-боевой деятельности. Например, А.Н. Леонтьев, характеризуя деятельностный подход, отмечает, что «деятельность порождает личность», является «основанием личности» [4], а содержание деятельности определяется мотивами этой личности.

 

Следует отметить, что военно-профессиональная направленность офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации интегрально отражает направленность их личности на самосовершенствование мотивации к служебно-боевой деятельности.

 

Возрастающее значение необходимости самосовершенствования мотивации к служебно-боевой деятельности офицеров в современных условиях определена рядом причин.

 

Во-первых, назрела потребность не просто обновить знания, переучиться, осознать и отрефлексировать все те явления и процессы, которые характеризуют реальность современных войск. Важно уметь оценить реальное положение дел в служебно-боевой деятельности войск, сформированность у офицеров военно-профессиональной направленности, развить их мотивацию к служебно-боевой деятельности.

 

Во-вторых, фактор времени выступает причиной проявления потребности офицеров в самосовершенствовании мотивации к служебно-боевой деятельности. Процесс обновления информации, интенсификации деятельности действительно ускоряется и, как следствие, офицеры должны обновлять свои знания, навыки и умения, взгляды и позиции систематически и в кратчайшее время.

 

В-третьих, необходимость повышения роли самосовершенствования мотивации служебно-боевой деятельности офицеров обусловлена и тем, что это является условием их профессионального роста, совершенствования всей системы служебно-боевой деятельности и процесса развития мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности. Это особенно характеризует деятельность офицеров, которые обязаны достучаться до сознания своих подчиненных и передать им самые современные научные достижения в профессии.

 

Исследование практической деятельности офицеров указывает на то, что у них формирование и развитие мотивации к служебно-боевой деятельности предстает в формах самовоспитания и самообразования [5].

 

Под самовоспитанием понимается педагогический процесс по совершенствованию у офицерского состава социально значимых и предупреждению негативных качеств и норм поведения. Содержанием процесса самовоспитания является формирование у должностных лиц стремления анализировать свое поведение, свои поступки, свое отношение к другим людям, реально судить о своих способностях и возможностях. Исследователь Э.В. Ильенков обращает особое внимание именно на эти способности и отмечает, что «личность, человеческая индивидуальность очевиднейшим образом, наделена способностью самочувствия и не менее бесспорной способностью совершать акты самонаблюдения – наблюдения над самим собой, над своими собственными поступками и словами…» [2]. Такая организация своего поведения оказывает непосредственное влияние на развитие и самосовершенствование мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности.

 

Эффективным путем развития самовоспитания офицеров является формирование у них ответственности, настойчивости и волевых усилий в решении настоятельных задач служебно-боевой деятельности. Важно заметить, что самовоспитание является индивидуально выраженным процессом, который отражает и ту «грань духовной жизни личности, которая открывается только тогда, когда человек, ощущая на себе благотворное влияние высокоморальных отношений, прилагает духовные усилия, чтобы стать лучше» [7]. Чем чаще проявляются личностные старания, тем многограннее становится сама личность офицера, что оказывает благотворное влияние на развитие и совершенствование его мотивации к служебно-боевой деятельности.

 

При реализации процесса самовоспитания офицеры используют различные методы и их сочетание: самоубеждение, самообязательство, самоорганизация, самоанализ, самоконтроль, самоотчет, самоинструктирование, самонапоминание, самохарактеристика, самоосуждение, самовнушение, самоупражнение, самопоощрение, самопринуждение, следование примеру и иные [6].

 

В согласовании с избранными целями самовоспитания и в интересах самосовершенствования мотивации служебно-боевой деятельности целесообразно принять обязательство, которое носит реальное содержание в деятельности офицера. Оно может войти в педагогическую программу самовоспитания, где отражаются и сроки выполнения служебных и воспитательных задач. Это создает мощный стимул к её выполнению.

 

Самоутверждаясь, офицер формирует у себя социально значимые качества, стратегическую траекторию поведения, видит свое место в структуре войск. Самовнушение способствует более успешной подготовке офицера к служебно-боевой деятельности, избеганию отрицательных состояний, мобилизации на выполнение повседневных и внезапно возникающих задач.

 

Самоупражнение помогает офицеру сформировать нормы положительного поведения, развить качества, необходимые для служебно-боевой деятельности в войсках.

 

Каждый офицер должен четко представлять совокупность важных и необходимых методов самовоспитания, а самое главное, применять их к себе, самоконтролировать свои поступки и поведение.

 

Самоконтроль и самоанализ позволяют офицерам реализовать свои личные планы, самообязательства, вносить в свое поведение и деятельность необходимые коррективы в интересах совершенствования мотивации к служебно-боевой деятельности.

 

Самостоятельная работа офицера по самосовершенствованию мотивации к служебно-боевой деятельности служит одним из важных составных компонентов эффективной деятельности. Самовоспитание офицера оказывает влияние на формирование его мотивационной сферы и направленности личности. Такая личность в большей мере проявляет мотивационную активность, целеустремленность и устойчивость к воздействию отрицательных факторов [3].

 

Всестороннее изучение практики самосовершенствования офицеров различных направлений служебно-боевой деятельности показало, что самовоспитанием, как интегральным отражением самосовершенствования мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности, постоянно занимаются не более 27 % опрошенных офицеров. Около 75% респондентов развивают у себя положительные качества эпизодически, а 26% имеют мотивацию к самовоспитанию. Проведенный опрос офицеров показал, что непосредственными побудителями, мотивационными импульсами служат: осознание офицером важности самовоспитания, советы и рекомендации начальников, отношение к их поведению, служебно-боевой деятельности.

 

В процессе изучения служебных характеристик офицеров и изучения их мотивации к служебно-боевой деятельности была вскрыта интересная тенденция: 82% респондентов, регулярно работающих над собой, являются подготовленными офицерами с высокой педагогической культурой. Целеустремленные, чуткие и ответственные в работе офицеры эффективно влияют на обучение и воспитание подчиненных. Судя по опросам, многие молодые офицеры именно под таким влиянием стали регулярно заниматься самовоспитанием, что активно повлияло на формирование их побудительных сил к служебно-боевой деятельности. Что касается идеала, к которому стремятся офицеры, то такой идеал, в целом, отражен в поведении и деятельности А.В. Суворова, Петра I, П.А. Румянцева, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, М.Д. Скобелева, Г.К. Жукова, К.К. Рокосовского и других известных военных деятелей прошлого. Чаще всего идеалом выступает собирательный образ, который воплощает в себе все прекрасное, гармоничное и важное для служебно-боевой деятельности.

 

Офицеры второй группы, занимающиеся самовоспитанием, реже говорят об идеале, зачастую не зная, что это такое. Зачастую эти офицеры формируют у себя одно или несколько позитивных качеств.

 

Следует отметить, что успешная служебно-боевая деятельность офицера немыслима без таких духовно-нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность, требовательность к себе и другим, чуткость и отзывчивость к подчиненным, справедливость, доступность и скромность. Именно такие личностные качества следует формировать у офицеров национальной гвардии российской Федерации. Это в полной мере относится и к самовоспитанию этих качеств. Является правомерным утверждать, что такой подход окажет позитивное влияние и на формирование у офицеров национальной гвардии эффективной мотивации к служебно-боевой деятельности.

 

Служебно-боевая деятельность войск предъявляет высокие требования к военной подготовке офицеров. Офицером войск национальной гвардии в современных условиях должен быть тот, который любит свое военное дело, деятельность, и стремится быть специалистом с большой буквы в полном смысле этого слова.

 

Изучение организаторской деятельности передовых офицеров выявило присущие офицеру следующие личностные качества: умение организовывать все виды работ в рамках служебно-боевой деятельности, планировать познавательную и воспитательную деятельность, быть общительным и инициативным, деловитым, в руководстве проявлять коллегиальность, компетентность, умение правильно подходить к людям и требовать от них качественного выполнения задач.

 

Перечисленные качества, присущие офицерам, отмечались должностными лицами на всех уровнях – и только тогда они становились средством самовоспитания, когда офицер примерял их на себя, устанавливал связи между идеалом и своей личностью. Правильная и адекватная мотивационная устремленность к результатам собственной деятельности является необходимым условием самосовершенствования мотивации служебно-боевой деятельности офицера, его уверенной ориентации в своих знаниях, навыках, умениях.

 

Самообразование – это специфический педагогический процесс, направленный на развитие у офицеров военно-профессиональных компетенций, необходимых для эффективной служебно-боевой деятельности. Как показывают исследования, самообразованием занимаются практически все офицеры. Оно оказывает исключительно благотворное влияние на самосовершенствование мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности, где главенствующее место занимает сам процесс совершенствования личностных качеств офицера, в том числе и собственно мотивов – осознаваемых установок, склонностей, интересов, идеалов, убеждений, мировоззрения и других побудительных сил.

 

В современных условиях подготовки офицеров актуальны следующие направления самообразования:
– выработка потребности постоянно советоваться с опытными офицерами и обращаться к историческому опыту войск. Анализировать передовой опыт своих коллег и критически его осмысливать;
– постоянное знакомство с проблемами деятельности воинских коллективов и особенностями работы в них, и на этой основе – проведение корректировки содержания и компонентов служебно-боевой деятельности;
– сочетание различных компонентов деятельности. Офицер, активно участвуя в служебно-боевой деятельности, обязан вырабатывать у себя потребность постоянно заниматься поиском наиболее эффективных способов решения служебно-боевых задач;
– создание личной методической базы по всем направлениям служебно-боевой деятельности;
– разработка и воплощение в жизнь плана индивидуальной работы офицера по самообразованию. Данный план должен быть напряженным, но реальным и выполнимым. В план необходимо включать самостоятельное изучение всех направлений служебно-боевой деятельности. Так, например, войсковая практика показывает, что офицер в рамках профессиональной подготовки должен выполнять требования по всем направлениям служебно-боевой деятельности.

 

По результатам всего рассмотренного можно сказать о том, что самообразование предстает как активная и творческая работа офицера, но личным делом офицера эта работа быть не должна. На наш взгляд, самообразование офицерского состава должно представлять процесс приобретения и умножения знаний, который хорошо спланирован, строго и четко организован и оказывает воздействие на совершенствование мотивационной сферы личности офицера.

 

Результаты опытно-экспериментального исследования, материалы апробации комплексной педагогической программы развития мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности позволяют выделить следующие условия её эффективности: развитие интереса к индивидуальной служебно-боевой деятельности; совершенствование стимулирования в деятельности офицеров профессионального мастерства, проявлений военно-профессиональной и духовно-нравственной культуры; развитие ответственности за продуктивность и эффективность своего труда; создание благоприятных условий для самосовершенствования офицеров в войсках.

 

Важное место в развитии устойчивой мотивации офицеров к самосовершенствованию занимает формирование интереса к высокоэффективной служебно-боевой деятельности. В содержательном плане развитие профессионального интереса осуществляется в различных формах работы с офицерами: по результатам изученного передового опыта войск; апробации в процессе опытно-экспериментального исследования ряда отдельных мероприятий и включает в себя ознакомление офицеров: с изменениями в личности под влиянием воспитательного и дидактического воздействия на офицеров; с эффективностью влияния личного примера офицера в выполнении служебных обязанностей на формирование жизненной позиции и мировоззрения подчиненных; с результативностью воинского труда офицеров по показателю успешной служебно-боевой деятельности.

 

Важное значение в развитии у офицеров устойчивой мотивации к служебно-боевой деятельности принадлежит повышению ответственности офицеров за качество их служебно-боевой деятельности. На основании результатов изучения данного вопроса в 3-х воинских частях, личного опыта, анализа документов, материалов опытно-экспериментального исследования, организация контроля качества служебно-боевой деятельности офицеров войск национальной гвардии предполагает:
- регулярный контроль качества выполнения обязанностей офицерами;
- проведение на регулярной основе инструкторско-методических занятий, выполняющих в числе других и функцию мотивирования офицеров на отличное выполнение задач;
- регулярную отчётность офицеров о своей работе по самосовершенствованию процесса служебно-боевой деятельности;
- использование обратной связи, учёт мнения всех офицеров о качестве служебно-боевой деятельности и необходимости внесения необходимых корректив;
- усовершенствование качества проверки организации и способов готовности офицеров к выполнению служебно-боевых задач как результата профессионального труда.

 

Развитие устойчивой мотивации офицерского состава к самосовершенствованию своей личности в значительной степени зависит от материального и морального стимулирования результатов, достигнутых офицерами в своей деятельности. Так, по результатам исследования 53 % офицеров высказались о необходимости повысить роль материальных и моральных стимулов в деле совершенствования служебно-боевой деятельности. Анализ современной практики стимулирования офицеров в профессиональной сфере убеждает нас о наличии и использовании разнообразных его форм. Среди них можно выделить: объявление благодарности и награждение грамотами лучших офицеров; распространение передового опыта; публикации в периодической печати о лучших офицерах, их похвала на различных заседаниях и совещаниях; устное одобрение их деятельности.

 

Важная роль отводится созданию благоприятных педагогических условий в развитии у офицерского состава устойчивой мотивации к самосовершенствованию и повышению эффективности служебно-боевой деятельности. Проблема оптимизации условий, влияющих на эффективность труда, изучалась рядом ученых, в том числе и Г.А. Шабановым. По его мнению, благоприятные педагогические условия можно объединить в две группы: а) те, которые непосредственно воздействуют на ход эффективности труда (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические) и б) те, которые опосредованно влияют на деятельность (социально-педагогические, организационно-технические) [8].

 

На основании результатов, полученных в ходе наблюдений и реализации комплексной программы опытно-экспериментального исследования, автором выявлено, что благоприятные условия для совершенствования мотивации служебно-боевой деятельности могут быть представлены: наличием необходимого свободного рабочего времени для саморазвития офицеров войск национальной гвардии; всесторонним обеспечением служебно-боевой деятельности, активизацией в воинской части работы по самосовершенствованию; формированием положительного мнения офицерских коллективов о исключительной значимости служебно-боевой деятельности офицеров войск национальной гвардии.

 

В ходе исследования автором также установлено, что большую значимость для самосовершенствования мотивации служебно-боевой деятельности офицеров имеют условия труда и отдыха. Если они благоприятные, то тем самым дают возможность офицерскому составу лучше сконцентрироваться на проблеме качественной подготовки к выполнению задач, актуализируют ответственность за результаты своей деятельности. В тоже время по результатам опросов и целенаправленных наблюдений офицеров, по прежнему острой остается проблема отдыха офицеров. Многие офицеры выполняют задачи с большой перегрузкой для организма и зачастую без возможности полноценного отдыха и тем более без учета рекомендаций по гигиене умственного и физического труда.

 

Вышеизложенное позволяет заключить, что самосовершенствование у офицерского состава мотивации к служебно-боевой деятельности – это комплексный, многофакторный процесс реализации побудительной, направляющей, смыслообразующей, регулирующей и контролирующей функций мотивов и выступающий в роли совокупности педагогических влияний и воздействий со стороны командиров (начальников) на офицеров с целью формирования у них устойчивых интересов, стремлений, потребностей, побуждений к эффективной служебно-боевой деятельности и повышению своей военно-профессиональной и духовно-нравственной культуры. Исследование показывает, что военно-профессиональных вершин офицер достигает только в том случае, если он: детально прорабатывает методику и содержание выполнения поставленных задач, продумывает каждый шаг, какие приемы и как использовать; в ходе выполнения задач контролирует свои шаги и поведение; результаты своей служебно-боевой деятельности критично анализирует, отмечает положительное, устанавливает причины неудач и корректирует их; регулярно изучает передовой опыт, самокритично его осмысливает и использует в своей работе; постоянно совершенствует свои знания и методическое мастерство.

 

Важнейшим звеном рассматриваемого процесса является непрерывное самосовершенствование мотивации служебно-боевой деятельности офицерского состава, которое представляет собой сложную, многогранную деятельность, включающую самообразование и самовоспитание, и требует не временного, а постоянного напряжения интеллектуальных, нравственных и физических сил офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации.


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Герасимов В.Н. Педагогика высшей школы: Учебник. М., 2001.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
3. Исаева Н.Н. Развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих в подразделениях внутренних войск. СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2012.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
6. Слюсарев А.В., Слепов В.Я. Теоретические основы самовоспитания и самообразования будущего офицера. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 1 (61). СПб., 2014.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1979.
8. Шабанов Г.А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1991.

 

REFERENCES:

 

1. Gerasimov V.N. Higher school pedagogics: Textbook. M., 2001.
2. Ilyenkov E.V. Philosophy and culture. M.: Politizdat, 1991.
3. Isayeva N.N. Development of motivation in self-education and self-regulation of psychological compatibility in military units of internal troops. SPb.: SPVI of the MIA of Russia, 2012.
4. Leont'ev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M., 1975.
5. Slastenin V.A. etc. Pedagogika: Ucheb. allowance for students. higher. ped. studies'. institutions. M.: Academy, 2002.
6. Slyusarev A.V., Slepov V.Ya. Theoretical foundations of self-education and self-education of the future officer. Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 1 (61). SPb., 2014.
7. Sukhomlinsky V.A. Favorite pedagogic opuses. M.: Pedagogy, 1979.
8. Shabanov G.A. Development of pedagogical creativity of teachers in military schools: Avtoref. of dissertation for PhD degree in pedagogics. M., 1991.

 

 

Никоноров Андрей Анатольевич
адъюнкт кафедры педагогики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Nikonorov Andrey Anatolyevich
Adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ