МОТИВАТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (СОТРУДНИКОВ) РОСГВАРДИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ


MOTIVATORS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF THE SERVICEMEN (OFFICERS) OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION BY USING SPECIAL HARDWARE FACILITIES


УДК 159.99

 

ЦУКАНОВ Иван Александрович

 

 

TSUKANOV Ivan Alexandrovich

 

Аннотация. В статье дается определение психологическим средствам (мотиваторам) психологической подготовки Росгвардии в использовании специальных аппаратных средств к выполнению служебно-боевых задач. Проведена классификация программных комплексов. Определены подходы в системе мотивационного напряжения в решении задач военнослужащими (сотрудниками) Росгвардии.   Abstract. The article describes psychological features of using special hardware facilities in the system of psychological preparation for accomplishing service and fighting assignments. The differentiation of motivating facilities in the performance of the assignments by service members (officers) of the National Guard of the Russian Federation is presented.

Ключевые слова: мотиваторы, классификация аппаратных средств, оптимальная мотивация, психологические условия программ.

  Keywords: motivators; positive reinforcements; classification of hardware facilities; optimal motivation; state of quasi-need.

 

 

 

По нашему мнению, на сегодняшний день недостаточно изучена мотивационная составляющая в решении специальных задач силовыми подразделениями. Однако, используя законы психологических знаний, можно добиться продуктивных решений при выполнении задач по предназначению. Психологическими закономерностями в решении задач силового профиля могут являться мотивационное поле К. Левина и закон «Оптимальной мотивации» Йоркса-Додсона. Психотехническая трудность состоит во внедрении мотиваторов в систему психологической подготовки военнослужащих (сотрудников) Росгвардии к выполнению служебно-боевых задач.


Суть закона Йоркса-Додсона состоит из двух положений. Первое: от степени увеличения интенсивности мотивации продуктивность деятельности изменяется: сначала повышается, затем, пройдя через пиковую точку успешности, постепенно снижается. Второе положение закона говорит: для решения сложных задач выполняемой деятельности необходим низкий уровень оптимальной мотивации.


Оптимум мотивации (от лат. optimus – наилучший) – уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно [2, С. 299].


Теория К. Левина гласит: источник мотивации находится во взаимодействии субъекта с объектом. Система напряжений, побуждающих к действию, есть пространство этого взаимодействия – мотивационное поле. Составными элементами являются потребное состояния (квазипотребность) и валентность [2, С. 107].


Гипотеза исследования: психологическая подготовка с применением специальных аппаратных средств предполагает дифференцированный подход к использованию мотиваторов в системе психологической подготовки военнослужащих (сотрудников) Росгвардии. Применение программно-аппаратных комплексов, моделирующих и усложняющих условия предстоящих действий должно быть доведено до оптимального (выше среднего) уровня мотивации. Используя специальные аппаратные средства вспомогательного характера, мотивационный уровень должен быть усилен.


Анализ практики применения аппаратных комплексов психологической подготовки побудил нас к необходимости повышения эффективности в служебно-боевой деятельности Росгвардии. Человечество стремительными шагами вступает в виртуальную реальность, «in the matrix». Управление любой системой должно происходить на основе и в логике природы самой системы [4].


Психологическая аксиома в теории деятельности А.Н. Леонтьева состоит в утверждении тезиса – человеческая активность направляется мотивом деятельности. Энергетический заряд активности составляют потребности, а направление задают предметы потребности (мотивы). «Мотивы – опредмеченные потребности» [3].


Следствием данного утверждения является необходимость управления психологическим средствами в виде мотиваторов как условием результативности решения специальных задач психологической подготовки.


Предметом нашего исследования явились мотиваторы в системе психологической подготовки военнослужащих (сотрудников) Росгвардии в использовании специальных аппаратных средств.


Классификация аппаратных средств по основанию используемых психологических средств


В качестве психологических средств психологической подготовки мы будем использовать мотивационное напряжение. В дальнейшем систему условий, порождающих мотивационное напряжение, определим как мотиваторы. Основанием применения мотивации как психологического средства является его регулирующая функция в использовании аппаратных комплексов.


Замысел исследования предполагал: в ходе совершенствования психологической подготовки военнослужащих (сотрудников) Росгвардии дифференцировать подходы в системе мотивационного напряжения при решении служебно-боевых задач, используя специальные аппаратные средства. Предложить классификацию специальных аппаратных средств по основанию использования психологических средств психологической подготовки Росгвардии. Определить конкретные специальные аппаратные средства в психологические подготовки Росгвардии к выполнению служебно-боевых задач.


В зависимости от целей психологической подготовки военнослужащих (сотрудников) Росгвардии выбираются адекватные типы специальных аппаратных средств, которые могут быть классифицированы в интересах нашего исследования на два вида:


1. Специальное аппаратное средство, как программный комплекс имитаций сложных профессиональных задач, ситуаций, детализирующее, усложняющее, алгоритмизирующее действия. Название класса – «Экстрим».


Специальные аппаратные средства «Экстрим» – программы, ориентирующие на поисковую активность решения профессиональных задач, моделирующие сложные (экстремальные) условия предстоящей деятельности [1]. Класс призван проектировать завышенный уровень ситуаций служебно-боевой деятельности. Проигрывать детальные операции возможных вариантов событий по заложенному алгоритму действий. Увеличение психофизиологической нагрузки на испытуемого зависит от его психических и физических способностей. Детализирование и усложнение условий предстоящей служебно-боевой задачи приведет военнослужащего (сотрудника) к жонглированию нюансами выполняемых действий. Как говорил великий русский полководец: «…бои были кровавыми учениями, а учения – баталиями без пролития крови» [5].


Условия экстремальных ситуаций вынудят бойца как физически, так и психически преодолевать трудности. Это можно сравнить с тренировкой волейболиста, к ногам которого привязаны 3-х килограммовые мешочки с песком. После их снятия в конце тренировки спортсмен удивляется, насколько выше и легко он поднимается в воздух при прыжке.


При каждом верно выполненном задании аппаратные комплексы должны «доворачивать» условия и требования до еще более высокого уровня сложности. Таким образом, психика военнослужащего (сотрудника) формирует устойчивость к экстремальной, моделированной обстановке. В контексте данных условий это сложная задача. Для решения сложных задач оптимальная мотивация должна быть чуть выше средней. И тогда успех сложной деятельности будет обеспечен.


Примером данного класса специальных аппаратных средств может являться симулятор боевых машин. В ноябре 2017 года на вооружение Росгвардии были поставлены бронеавтомобили «Патруль» и «Тигр», на базе которых можно разработать качественные образцы симуляторов. В августе 2017 года в парке Патриот компанией РБП был представлен аппаратный комплекс «Виртусфера». Симулятор боевой виртуальной реальности предназначен для моделирования различных сценариев «матричного» мира.


2. Специально аппаратное средство, как вспомогательное средство, облегчающее усвоение, формирование навыка. Название класса – «Учитель».


Специальные аппаратные средства «Учитель» – программы, ориентирующие в операционально-техническом составе действия, условно упрощающие действия военнослужащего (сотрудника) Росгвардии. Призваны актуализировать ранее усвоенный положительный опыт человека, ассоциативно связывающий его качественную сторону предметного представления с удовлетворением самого предмета потребности. Оказывая помощь психическому аппарату в отражении качественного содержания предмета потребности, предметное представление способствует усвоению и закреплению в процессе формирования навыка при освоении рабочего материала.


Мотивирующими средством при решении служебно-боевых задач Росгвардии могут выступать музыкальные композиции, просмотр значимых картинок или видеофрагментов, тактильные ощущения, обонятельные рецепторы. Мотивирующие воздействие должно быть доведено до максимума. Проникновенные мелодии, впечатляющие картинки, захватывающие видео, яркие запахи. При подборе мотиваторов для программных комплексов «Учитель» сами предметы потребности (музыкальные композиции, видеофрагменты) должны быть субъективно значимы для военнослужащего (сотрудника). Примером данного класса специальных аппаратных средств может выступить программно-аппаратный комплекс «Медиком MTD».


Итак, чем сложнее деятельность, тем меньшая мотивация является оптимальной. При простой задачи повышение вознаграждения ведет к увеличению продуктивности выполняемой деятельности. При решении сложной задачи повышенная мотивация начинает мешать эффективности. Запускается шаблонность выполняемых действий. Психика активирует автоматизированный, стереотипный механизм решения задач. Исходя из этого можно сделать вывод: сложная задача – мотивация выше средней. Простая задача – мотивация высокая (см. рис. 1).



Рис. 1. Алгоритм решения простых и сложных задач


Вывод: Психологическая подготовка военнослужащих (сотрудников) Росгвардии предполагает дифференцированный подход в решении задач с использованием специальных аппаратных средств. Применение средств программно-аппаратных комплексов при усложняющих условиях (класс «Экстрим») предстоящей деятельности должно быть снижено до оптимального (выше среднего) уровня. При использовании специальных аппаратных средств вспомогательного характера (класс «Учитель») эмоциональное подкрепление усиливается до максимально возможных величин. Внутренним условием применения специальных аппаратных средств в системе психологической подготовки военнослужащих (сотрудников) Росгвардии является квазипотребное состояние.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М. Книжный дом «Университет»: Высшая школа 2002. С 310.
2. Ильин Е.А. Мотивация и мотивы. СПБ: Питер 2002. С 107, 299.
3. Леонтьев А.Н. Деятельности. Сознание. Личность. М.: Политиздат 1975. С 50.
4. Мымрин А.В. Аппаратные средства психологии: проблема гуманистическая или технологическая. С 2.
5. Мещеряков Г.П., Бескровный Л.Г. А.В. Суворов. М. Военн. Издат. МВС СССР. 1946. С. 78.

 

REFERENCES:

 

1. Galperin P. Ya. Lectures on Psychology: a textbook for University students. – M., Publishing house "University": Higher school, 2002. P. 310.
2. Ilyin E.A. Motivation and motives. SPB: Peter, 2002. P. 107, 299.
3. Leontiev A.N. Activities. Consciousness. Personality. M.: Politizdat 1975. P. 50.
4. Mymrin A.V. Hardware psychology: the problem of humanistic or technological. P. 2.
5. Meshcheryakov G.P., Beskrovniy L.G. A.V. Suvorov. M. Voen. Izdat. MVS USSR. 1946. P. 78.

 

 

Цуканов Иван Александрович
адъюнкт кафедры психологии
Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Tsukanov Ivan Alexandrovich
Adjunct at the Department of Psychology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ