ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ БДИТЕЛЬНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ


HISTORICAL-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF PATTERNS OF SERVICEMEN’ VIGILANCE EDUCATION OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES


УДК 378.2

 

УЛАНОВ Дмитрий Владимирович

 

 

ULANOV Dmitry Vladimirovich

 

Аннотация. Представлен историко-педагогический анализ бдительности как профессионально важного качества личности военнослужащего. Обосновано неоднозначное значение данного качества во всех аспектах военной службы. Рассмотрены подходы к понятию «бдительность» на разных исторических этапах. Представлена авторская оценка рассматриваемого понятия.   Abstract. The article presents the historical and pedagogical analysis of vigilance as a professionally important quality of the soldier's personality. The ambiguous importance of this quality in all aspects of military service is substantiated. The approaches to the concept of "vigilance" at different historical stages are considered. The author's assessment of the concept is presented..

Ключевые слова: бдительность, анализ, история, аспект, военнослужащий.

  Keywords: vigilance, analysis, history, aspect, soldier.

 

 

 

Военная служба издревле ассоциировалась, главным образом, с защитой государственных границ от внешних вражеских посягательств. Неотъемлемым аспектом военной службы всегда являлось наличие у военнослужащих высокой бдительности к возможным угрозам, даже в мирное время в повседневной жизнедеятельности. В дальнейшем развитии это получило название «постоянная боевая готовность» – состояние войск, при котором они в любое момент время готовы к применению силы и вооруженному ответу на проявленную агрессию противника.


Военная служба, в отличие от гражданских профессий, подразумевает ее непрерывность и ненормированность. Эти два фактора, главным образом, выражаются в постоянной боевой готовности каждого военнослужащего вне зависимости от того, находится ли он на службе или нет. Конечно, нельзя отрицать, что военная служба, как любая другая профессия, регулируется законодательством Российской Федерации и Трудовым кодексом в частности, который определяет как норму трудовой нагрузки, так и количество минимального времени, отведенного на отдых. Тем не менее главный нюанс отличия военной службы от большинства гражданских профессий заключается в постоянном наличии психологической готовности или психологического напряжения, выраженного в осознании военнослужащими возложенных на них государством ответственности, а также возможности внезапного приведения войск в высшие степени боевой готовности.


Одной из форм проявления понятия осознания является сформированная бдительность у военнослужащих. В толковом словаре В.И. Даля бдительность определяется как состояние психическое, а также нравственно-волевое качество личности быстро реагировать на ожидаемые и неожиданные события [1].


Результативность военной службы проявляется именно в постоянной готовности к действиям, вне зависимости от наличия или видимого отсутствия внешних или внутренних угроз. Сама система боевой подготовки воинских частей и подразделений РВСН нацелена на формирование у военнослужащих готовности, которую также можно назвать бдительностью.


Воспитанию бдительности у военнослужащих на протяжение всей истории существования и развития вооруженных сил придавали важное значение все известные полководцы и военачальники. В исторических источниках упоминается о выставлении дозорных и караульных в вооруженных формированиях уже Древней Руси.


Также стоит отметить великого русского полководца Александра Невского, не проигравшего за свою славную жизнь ни одного сражения. Часто выходя на неприятеля меньшим войском, А. Невский всегда большое значение придавал внезапности как основному фактору тактики ведения боя против превосходящих сил врага. В то же время сам соблюдал крайнюю бдительность в военных делах. Такой вывод можно сделать из описания в исторических источниках его действий по подготовке и организации боя.


А. Невский, собрав войско, в десять раз уступающее по численности шведскому, ночью под прикрытием зарослей атаковал шведскую армию, при этом потопив несколько их кораблей и вызвав их бегство. Войско А. Невского при этом потеряло около 20 человек.


Позже, под командованием А. Невского было наголову разгромлено войско тевтонских рыцарей. Из вышесказанного примера следует, что отсутствие такого качества как бдительность со стороны тевтонских рыцарей, поддавшихся провокации и пошедших в наступление по тонкому льду, учтя только численное превосходство, наряду с умелыми действиями А. Невского сыграли решающую роль в исходе сражения. По отношению к ракетным войскам стратегического назначения, чтобы избежать подобных последствий, необходимо при проведении предварительной подготовки активно использовать рассказ и обучение как наиболее приемлемые формы в данном направлении.


Большое внимание бдительности в военном деле уделял и император Петр I. Это подтверждает его высказывание «промедление смерти подобно». Большинство высказываний Петра I подтверждают обращение его внимания на постоянную боевую готовность войск, на своевременное и качественное обслуживание кораблей и оружия, а также на личную готовность командиров к внезапным ситуациям и немедленному принятию решений.


Несмотря на то, что Суворов большое внимание уделял религиозному воспитанию подчиненных, будучи сам при этом человеком глубоко верующим, он никогда не полагался на волю случая, тщательно планируя каждое сражение и постоянно наблюдая за станом врага, учитывая каждый его маневр и действие даже вне боя, чем и заслужил право называться величайшим русским полководцем.


Это лишь некоторые из многочисленных примеров в отечественной военной истории учета важности воспитания бдительности у военнослужащих.


Стоит отметить, что само географическое положении российского государства обусловило его оборонительную военную доктрину. Огромная территория России издревле была лакомым куском практически для всех граничащих с ней государств, а также тех государств, которые имели достаточно развитый морской флот для высадки морских десантов на ее территорию. В истории России практически отсутствуют такие периоды, когда она не подвергалась вооруженной агрессии со стороны других государств или не испытывала такой опасности. Это обстоятельство учитывали князья еще во времена Древней Руси, что обусловливало постоянную готовность к вооруженным конфликтам, а также воспитание у воинов бдительности, наблюдательности и постоянной готовности к действиям.


Со времен Древней Руси до окончания Второй мировой войны главной угрозой для границ России были преимущественно набеги с приграничных районов и возможность высадки морских, а позже и авиадесантов.


В условиях непосредственной опасности ядерной агрессии правительству Советского Союза нужно было срочно принимать меры к её предотвращению.


Таким образом, сама опасность ядерной войны определила возникновение принципиально нового вида войск, способных осуществлять как ядерное сдерживание возможной агрессии врага, так и его поражения на значительном удалении.


В контексте данной статьи, в частности в процессе изучения воспитания качества бдительности у военнослужащих РВСН целесообразно выделить 3 глобальных этапа.


Главным критерием в разделении перечисленных этапов выступила дифференциация по наличию и характеру существующих военных угроз. Исходя из наличия военных угроз территориальной целостности организовывается система воспитательной работы в воинских частях и подразделениях РВСН. При этом стоит отметить, что различие в политическом устройстве России не оказывало значительного влияния на характер проводимых воспитательных мероприятий. Изменение некоторых форм воспитательных мероприятий и их названия не меняло их сути – все они были нацелены на осознание реальности внешних угроз территориальной целостности России военнослужащими, несущими дежурство на боевых постах.


В данный период времени переосмысливаются внешние политические отношения между Россией и ведущими странами мира, входящими в блок НАТО, а также такими странами, как Китай, Иран и другими, имеющими ядерное вооружение. Понимание руководством страны того факта, что России фактически навязывают политический курс развития и планомерно ее ослабляют, при энергичном продвижении НАТО на восток, привело к тому, что воинские части РВСН стали активно вооружаться современными ракетными установками и оборудованием. Началось целенаправленное финансирование войск для увеличения их боеспособности и обороноспособности страны в целом.


Призывы и требования к проявлению бдительности, конкретные советы и указания по неукоснительному ее соблюдению, определение некоторых путей обеспечения и воспитания высокой бдительности содержат многие публичные выступления основателей Советской России (В.И. Ленин, Ф.Э. Дзержинский), записки, телеграммы, направленные в штабы и фронтов и армий, в различные советские и партийные учреждения и др.


Важно также отметить, что соблюдение требований бдительности рассматривалось в двадцатые годы ХХ столетия Революционным правительством как один из основных признаков политической зрелости, глубоких патриотических чувств, как важнейшее качество личности человека страны социализма.


Рост численности ВЧК, усложнение выполняемых ими задач потребовали дальнейшего улучшения подбора личного состава, совершенствования боевой выучки. Приказом по Корпусу войск ВЧК при штабе корпуса был учреждён культурно-просветительный отдел, преобразованный затем в политический и культурно-просветительный отдел. В частях повсеместно создавались клубы, библиотеки, читальни, культурно-просветительные комиссии. Систематически проводились лекции, митинги, ставились спектакли, нередко самими бойцами. Перед бойцами часто выступали агитаторы. На деньги, полученные от постановки спектакля и концертов, приобретались газеты, журналы, литература. Все это способствовало повышению сознательности бойцов, укреплению воинской дисциплины, всесторонней бдительности при выполнении поставленных задач.


Здесь отображены принципиальные положения о роли и значении классового самосознания, широкой политической культуры, всестороннего знания дела, высокой нравственности личности вооруженного защитника завоеваний социалистической революции, его постоянного внимания и настороженности к проискам врага.


По-прежнему для нас не утратили своего мобилизующего смысла слова М.В. Фрунзе из приветствия бойцам Ленинградского военного округа и Балтийского флота: «… помните, что дело мира еще не в полной мере обеспечено… Потому крепче беритесь за военную учебу, глубоко изучайте военное дело…» [12, С. 305].


Окончание Гражданской войны позволило вплотную приступить к решению коренных проблем перестройки органов государственной безопасности.


Исходя из анализа важнейших исторических документов правительства периода Советской власти, правящей коммунистической партии периода мирного социалистического строительства представляется важным отметить, что на основе глубоких и всесторонних оценок международного положения страны, состояния обороноспособности, особенностей мирового развития автор обнаружил в них определенную систему тенденций организационного и воспитательного характера, способствующих формированию и развитию бдительности у военнослужащих.


Вместе с тем, отражая современный взгляд на социально-политические явления, происходившие в нашей стране в 1930-е и 1940-е гг. годы, нельзя не отметить, что деформация курса построения социализма, обусловленная культом личности И. Сталина, привела к искаженным представлениям у многих советских людей о сущности бдительности, признаках проявления данного качества, его месте в жизни и деятельности советского народа. Одним из результатов отхода от понимания роли и значения бдительности явились необоснованные репрессии граждан страны, в том числе советских военнослужащих.


Жертвами шпиономании и беззакония в эти годы стали более 20 тысяч сотрудников органов НКВД.


Определенное место в деле разработки теории и практического решения вопросов воспитания бдительности у военнослужащих войск НКВД СССР занимают, на наш взгляд, документы и материалы Коммунистической партии, требования Боевых и Полевых уставов, а также приказов Ставки Верховного Главнокомандующего периода Великой Отечественной войны (1941-1945 г.).


Основными тенденциями воспитания бдительности у личного состава войск НКВД, выявленными автором в результате проведенного исследования являлись:

- усиление партийного влияния на все стороны жизни и боевой деятельности личного состава войск НКВД, увеличение числа первичных партийных организаций;

- усиление внимания к вопросам воспитания коммунистического убеждения, уверенности в победе над врагом;

- сосредоточение внимания на формировании у военнослужащих войск ненависти к фашистским захватчикам;

- совершенствование боевого и служебного мастерства, приемов и способов маскировки;

- целенаправленное формирование повседневной настороженности, наблюдательности, внимательности к действиям врага;

- совершенствование работы по воспитанию внутренней готовности к выполнению любой боевой задачи;

- обеспечение повышения уровня навыков и умений в преодолении тяжелых морально-психологических и физических нагрузок;

- дальнейшее укрепление воинской дисциплины и воинского порядка в подразделениях и частях войск НКВД.


Развивая вышеизложенное, автор полагает, что некоторые труды, практическая деятельность, воспоминания выдающихся советских военачальников, прежде всего таких как Г.К. Жуков, М.Н. Тухачевский, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников, оказали большое влияние на формирование взглядов на различные стороны воспитания у личного состава бдительности (как в предвоенный период, так и в годы войны) [3, С. 432-541]. Основными положениями известных советских военачальников по вопросам воспитания у военнослужащих бдительности являются: необходимость глубокого понимания диалектической взаимосвязи идейной убежденности военнослужащего с высоким профессионализмом, всестороннее развитие личностных качеств защитников Родины; обязательное присутствие инициативы и творчества в повседневной работе, в решении рядовых и сложных служебно-боевых задач, постоянное проявление личной ответственности, личной дисциплины.


Эта служба требовала от воинов выдержки, постоянной бдительности, высокой дисциплинированности, твёрдого знания и точного выполнения требований уставов и инструкций. Понадобились уточнения и дополнения в программах боевой и специальной подготовки. Вводились, например, темы «Бдительная служба», «Бдительная служба патруля по поддержанию общественного порядка в населённых пунктах», вводилось обучение приёмам самбо (самообороны без оружия). Требования в обеспечении советскими людьми и особенно военнослужащими бдительности нашли свое отражение в решениях послевоенных съездов Коммунистической Партии, документах Советского правительства [7, С. 16].


Рассматривая динамику возникновения и развития проблемы воспитания бдительности, автор полагает необходимым представить ее стороны, которые объективно отражают взаимосвязь специфики проявления бдительности, ее основных отличительных черт с конкретными особенностями и условиями выполнения боевых задач на различных этапах истории страны. Сущность основных тенденций в воспитании личного состава ракетных войск при выполнении поставленных задач, в том числе в формировании у них бдительности как профессионального качества, заключается:

1. В усилении внимания руководящего состава ракетных войск стратегического назначения к контролю воспитания личного состава ракетных войск, формированию правильного мировоззрения и политической идеологии.

2. В повышении внимания к проблемам формирования высокого профессионализма военнослужащих, несущих боевое дежурство на боевых постах, воспитания у них чувства особой ответственности за выполнение возложенной на них боевой задачи, осознания последствий срыва боевой задачи.

3. В большей актуализации воспитания у военнослужащих ракетных войск высоких морально-нравственных черт личности, среди которых все значительнее выступают внимательность, бдительность, самоотверженность.

4. В возрастании требований к общей культуре военнослужащих ракетных войск, культуре поведения, что формирует общие понятия о способности делать правильные умозаключения о происходящих в мире событиях.

5. В систематическом совершенствовании учебно-воспитательной работы, корректировке ее содержания и задач адекватно особенностям обстановки при организации и выполнении боевых задач.

6. В обращении особого внимания при подготовке дежурных боевых расчетов изучению вооружения и военной техники, обучению правильной эксплуатации, воспитанию бережного отношения и недопустимости халатности в процессе эксплуатации.


Участвуя в плановых учениях, ракетные войска стратегического назначения с честью справляются с возложенными на них задачами. В XXI век ракетные войска вступили хорошо мобильными, укомплектованными новейшими комплексами, оснащёнными современным вооружением, готовыми успешно выполнить задачи по защите суверенной целостности России.


Отсюда видно, что анализ содержания документов, многочисленных работ ученых дает возможность представить и творчески осмыслить методологию проблемы воспитания у военнослужащих бдительности, выявить основные направления воспитательной работы по исследуемому вопросу, определить целый ряд научно обоснованных, апробированных практикой рекомендаций, форм и методов формирования и развития данного качества личности защитника Отечества.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - СПб.- М.: Товарищество М. О. Вольф, 1909. - Т. IV.
2. Дзержинский Ф.Э. Избранные произведения. – М.: 1977. – Т. 1. – С. 195-196.
3. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.: АПН, 1985. – Т.Т. 1,2,3; Василевский А.М. Дело всей жизни. – М.: Воениздат, 1984. – С. 95-100, 466; Рокоссовский К.К. Солдатский долг. – М.: Воениздат, 1984. – С. 45-121; Шапошников Б.М. Воспоминания. Военно-научные труды. – М.: Воениздат, 1982. – С. 432-541.
4. Злобин Н.В. Неизвестные американские архивные материалы о выступлении У. Черчилля 5.III.1946 // «Новая и новейшая история», № 2, 2000.
5. Иванова В.С. Определение администрацией Трумэна курса. С. 171.
6. Конституция (Основной закон) Союза ССР. – М.: Политиздат, 1977. – С. 16.
7. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. – М.: Политиздат, 1988. – С. 28.
8. Ракетные войска стратегического назначения. Справочник. Документы. - Режим доступа: URL: http: // rvsn.info/library/docs/doc_1_0336.html (22.03.2017).
9. Фрунзе М.В. Избранные произведения. – М.: Воениздат, 1977. – С. 305.

 

REFERENCES:

 

1. Dal V.I. Dictionary of the living great Russian language. - SPb.- M.: M.O. Wolf Partnership, 1909. - Vol. IV.
2. Dzerzhinskiy F.E. Izbrannye proizvedenija. - M.: 1977. - Vol. 1. - P. 195-196.
3. Zhukov G. K. Reminiscences and reflections. – Moscow: APN, 1985. – 1,2,3 T. T.; Wasilewski, A. M. the Business of life. - Moscow: Voenizdat, 1984. – P. 95-100, 466; K. K. Rokossovsky, Soldier's duty. - Moscow: Voenizdat, 1984. - P. 45-121; Shaposhnikov B. M. Memories. Military-scientific works. - Moscow: Voenizdat, 1982. – S. 432-541.
4. Zlobin N.B. Unknown American archival materials about the speech of W. Churchill 5.III.1946 / / "New and modern history", № 2, 2000.
5. Ivanova V.S. determination of course by Truman administration. P. 171.
6. Constitution (Basic law) of the USSR. – M.: Politizdat, 1977. - P. 16.
7. Materials XIX all-Union conference of the Communist party of the Soviet Union. - M.: Politizdat, 1988. - P. 28.
8. Strategic missile forces. Handbook. Documentation. - Access mode: URL: http: / / rvsn.info/library/docs/doc_1_0336.html (22.03.2017).
9. Frunze M.V. Selected works. - Moscow: Voenizdat, 1977. - p. 305

 

 

Уланов Дмитрий Владимирович
адъюнкт кафедры педагогики
Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Ulanov Dmitry Vladimirovich
Adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ