ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


THE INFLUENCE OF THE RELIGIOUS FACTOR ON THE MORAL EDUCATION OF SERVICEMEN OF THE NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN


УДК 376.1

 

КАЛЫБЕК Болат Калыбекулы

 

 

Last name First Name Patronymic

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос влияния религиозного фактора на нравственное воспитание личного состава на примере Национальной гвардии Республики Казахстан.
  Abstract. The article dwells on the issue of influence of the religious factor on the moral education of personnel on an example of the National Guard of the Republic of Kazakhstan.

Ключевые слова: военнослужащий, национальная безопасность, Национальная гвардия, религиозный фактор, религия.

  Keywords: military man, national security, National Guard, religious factor, religion.

 

 

Снижение уровня общей культуры, духовности граждан за прошедшие двадцать пять лет в каждом постсоветском обществе заставили общество и государство понять жизненную необходимость формирования системы нравственных ценностей. На фоне изменения отношения молодёжи к таким непреходящим ценностям, как любовь к Родине, верность духовно-нравственным традициям старших поколений, память о борцах, отдавших свою жизнь за свободу и независимость своей Родины, знание обычаев и традиций своего народа, возникли различного рода религиозные общины и секты [1, С.11]. Их представители культивируют ценности, прямо противоположные традиционным для народов, составляющих казахстанское общество. Зачастую они являются носителями не только деструктивных, но и агрессивных идей. За души молодежи активно ведут борьбу миссионеры всех мастей от различных организаций, начиная от официально зарегистрированных, до радикальных, чья деятельность запрещена (ваххабиты, салафиты и др.).


С конца 1980-х г. религия прочно вошла в духовную жизнь казахстанского общества. Согласно данным переписи населения 2009 года [2] Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, процент неверующих от населения Республики составляет всего 2,8%. Более подробные данные, в том числе по различным национальностям, составляющим население Республики Казахстан, приведены в Таблице 1.


Таблица 1. Население Республики Казахстан по вероисповеданию с распределением по национальности

 

Все население

из них указавшие:

Отказа-лись указать

ислам

христи-анство

иудаизм

буддизм

другое

неве-рующие

Все население

100

70,2

26,3

0,0

0,1

0,0

2,8

0,5

из них:

               

Казахи

100

98,3

0,4

0,0

0,0

0,0

1,0

0,3

Русские

100

1,4

91,6

0,0

0,0

0,0

6,1

0,8

Узбеки

100

99,1

0,4

0,0

0,0

0,0

0,4

0,2

Украинцы

100

0,9

90,7

0,0

0,0

0,0

7,3

0,9

Уйгуры

100

98,4

0,5

0,0

0,0

0,0

0,6

0,5

Татары

100

79,6

10,2

0,0

0,0

0,1

8,1

2,0

Немцы

100

1,6

81,6

0,0

0,0

0,1

14,0

2,7

Корейцы

100

5,2

49,4

0,2

11,4

0,1

28,5

5,2

Турки

100

99,1

0,3

0,0

0,0

0,0

0,3

0,2

Азербайджанцы

100

94,8

2,5

0,0

0,0

0,0

1,9

0,8

Белорусы

100

0,8

90,2

0,0

0,0

0,0

7,8

1,1

Дунгане

100

98,9

0,4

0,0

0,0

0,0

0,3

0,3

Курды

100

98,3

0,5

0,0

0,0

0,0

0,7

0,4

Таджики

100

97,8

0,9

0,0

0,0

0,1

0,8

0,4

Поляки

100

0,7

90,1

0,0

0,0

0,1

7,3

1,8

Чеченцы

100

93,7

3,0

0,0

0,0

0,1

2,1

1,2

Кыргызы

100

96,7

0,9

0,0

0,0

0,0

1,5

0,9

Другие националь-ности

100

34,7

52,3

0,8

0,9

0,1

8,4

2,7


Армейская среда – имеющее свою специфику закрытое общество, в котором все определяется личностью самого военнослужащего, уровнем его профессионализма, но еще больше – уровнем его зрелости и духовности как гражданина. Особенный смысл для боеготовности Национальной гвардии имеет духовно-нравственная составляющая личного состава, понимание и неизменность их нравственных ориентиров. В условиях реформ, произошедших в Республике Казахстан за прошедшие двадцать пять лет, формирование нравственных качеств личности, ее социализации приобрела особенную значимость, поскольку решение этого вопроса выполняет важнейшую стабилизирующую роль. Иметь такие качества военнослужащему необходимо постоянно, специфические условия воинской службы требуют от него выполнять поставленную задачу, даже если ему придется пожертвовать своей жизнью.


Можно отметить, что практически сбывается прогноз ученых, сделанный в начале 90-х г. прошлого века, о том, что взаимодействие армии и религии будет в дальнейшем расширяться, продолжаться [3, С. 87].


Обществу далеко не безразлично, во что верят люди, выполняющие важную функцию обеспечения военной безопасности страны, каким образом это отражается на выполнение поставленных задач.


Нужно заметить, что наряду с мировыми и традиционными религиями, составляющими неотъемлемую часть исторического наследия Республики Казахстан, в конце прошлого столетия в стране пышным цветом расцвели и начали работать разного рода религиозные объединения, деятельность и финансирование которых осуществлялась руководством из-за рубежа. Деятельность этих объединений имела либо пацифистский, либо открыто экстремистский характер.


Гарантированная законами Республики Казахстан свобода совести не исключает возможности искажения буквально любой религии и вероучения. Вследствие этого религиозный фактор несет не только положительное, но и отрицательное воздействие на казахстанское общество. Если не принимать упреждающих мер, то деятельность такого рода не характерных для казахстанского общества религиозных объединений будет представлять серьезную угрозу.


Влияние религиозного фактора в республике будет всегда распространяться на Вооруженные силы и в частности на Национальную гвардию Республики Казахстан, т.к. армия всегда будет частью общества.


Многие ограничения в религиозной жизни позволяют молодому человеку, призванному на воинскую службу, спокойно воспринять другую регламентацию своей жизни – солдатскую. Верующие люди, как правило, воспитаны в духе самодисциплины, воздержания, самоограничений. Например, религиозный пост у мусульман и христиан, воздержание от употребления бранных слов, уважение к женщине как к матери, поддержка слабых, сирот (пророк Мухаммед сам был сиротой, и поддержка сирот является одним из столпов ислама), уважение к старшим позволяет легче воспринимать и подчиняться приказам командиров. Потенциально отрицательные эмоции, связанные с выполнением должностных обязанностей и изменением образа жизни, нейтрализуются положительно окрашенным религиозным настроем. В этом случае мы видим ярко выраженное положительное воздействие религиозного фактора.


Выполняемые Национальной Гвардией Республики Казахстан различные задачи требуют от личного состава Национальной гвардии иметь постоянный контакт с населением. Имея за плечами знакомство и опыт подчинения религиозным законам, военнослужащему Национальной гвардии гораздо легче перенести весь негатив общения с отрицательными и криминальными элементами на улицах городов при несении службы, в наряде, в карауле по охране исправительных учреждений и т.д.


Нужно отметить еще одну сторону влияния религии: в любом трудовом, производственном, спортивном или не являющимся исключением армейском коллективе, если верующие составляют большое количество, то и нравственный климат в коллективе меняется. Чем больше количество верующих, тем сильнее это влияние.


Религиозный фактор в негативном качестве может проявить себя в таком элементе военного строительства, как комплектование Вооруженных сил. Например, в феврале 1996 г. при мобилизации в Республике Абхазия властями была запрещена деятельность религиозного объединения «Свидетели Иеговы», которое призывало молодежь не проходить службу в армии [4, C. 7]. Религиозные убеждения не являются причиной отказа от исполнения священного долга, предусмотренного законодательством и Конституцией Республики Казахстан [5, C. 9]. Все мировые религии считают, что военнослужащий может и должен участвовать в защите своей Родины. В некоторых странах в армиях созданы специальные структуры для удовлетворения духовных потребностей своей паствы (США, Германия, Турция и т.д.).


Разного рода пацифистские настроения распространены в среде верующих целого ряда протестантских церквей, однако их руководители официально не заявляют о запрете для своей паствы принимать участие в защите Отечества с оружием в руках, а предоставляют верующему решать этот вопрос самостоятельно.


По данным Министерства общественного развития Республики Казахстан, на территории республики зарегистрировано 14 религиозных объединений, в т.ч. Евангельские христиане-баптисты, Свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня, меннониты и т.д. Если учитывать организации и объединения, не попавшие в поле зрения и не прошедшие регистрацию в Министерстве общественного согласия, то вопрос комплектования Вооруженных сил, в частности в период мобилизации, может стать очень актуальным.


Деятельность такого рода нетрадиционных религиозных объединений имеет деструктивный характер и представляет собой существенную угрозу как психической, так и физической сфере жизнедеятельности личности, и всему обществу.


В конечном счете, секты и культы подрывают духовное здоровье нации, лишают ее традиций и ценностей посредством внедрения в массовое сознание чуждой для народа идеологии, искажение мировоззрения своих последователей [6, C. 82].


Имеющиеся отклонения в психоэмоциональной сфере создают трудности при взаимодействии с окружающими и препятствуют адекватному восприятию партнеров по общению, что усложняет адаптацию их в воинском коллективе, имеющим свои законы, традиции и обычаи. У таких военнослужащих наблюдается пониженный интерес к повседневной жизнедеятельности воинского коллектива, они слабо поддаются воспитательному воздействию и обучению. Их возможности можно использовать только в подразделениях обеспечения. В 1928 г., учитывая влияние сектантских пацифистских религиозных объединений, в РККА был сформирован рабочий батальон общей численностью более 900 человек, кто отказался брать в руки оружие. Из них: 600 человек принадлежали к секте меннонитов, 185 баптистов и столько же евангелистов, 22 адвентиста и т.д. [7, C. 52]. Эти же религиозные объединения представлены в списке религиозных объединений в Республике Казахстан.


Есть еще одна особенность деятельности религиозных объединений и воздействия на умы казахстанского общества состоит в том, что многие из них имеют собственные СМИ или возможность распространять свою печатную продукцию. Таким образом религия, используя разные каналы воздействия на нравственную сторону жизни казахстанского общества, может определять его морально-нравственное состояние.


На территории Республики Казахстан, согласно данным Министерства общественного развития Республики Казахстан, запрещена 21 террористическая и экстремистская организация [2]. Все они управляются из-за рубежа и имеют откровенно агрессивный характер. Не контролируя деятельность всевозможных религиозных объединений, мы увидим негативное воздействие религиозного фактора на казахстанское общество, в том числе и на Вооруженные силы. Ярким примером навсегда останутся Афганистан, Сирия.


В большинстве всем офицерам воспитательных структур Национальной гвардии в своей службе приходилось при организации воспитательной работы, проведении занятий по государственно-правовой подготовке, информационных часов так или иначе обращаться к истории религии, нравственным религиозным ценностям и нормам, приводить примеры из истории религий, войн. Взаимодействие с религиозными объединениями мировых и традиционных религий, Комитетом по делам религий Министерства общественного согласия, Ассамблеей народов Казахстана всегда дает хороший материал в деле воспитания личного состава.


Никогда не следует в любой религии видеть выход от всех нравственных недугов. Влияние религии может быть как и позитивным, так и негативным. Большое число верующих (см. табл. 1) не может быть показателем укрепления нравственного потенциала любого общества. Все зависит от внутренних, нравственных идеалов и убеждений самого человека. Возможно, страх перед Всевышним может и остановит кого-нибудь из правонарушителей в воинском подразделении, но верить в это как в аксиому не стоит, тем более офицеру, работающему непосредственно с личным составом.


Таким образом, можно сделать следующие выводы:


1. Национальная безопасность Республики Казахстан подвержена противоречивому влиянию религиозного фактора. Это влияние очень значительно, и оно будет постепенно нарастать.


2. Имеющаяся практика взаимодействия с религиозными объединениями мировых и традиционных религий позволяет решать задачи нравственного воспитания военнослужащих. Такого рода работа может быть направлена на стойкое перенесение личным составом тягот и лишений воинской службы, формирования готовности к выполнению поставленных служебно-боевых задач.


Подводя итоги влияния религиозного фактора на выполнение задач, стоящих перед личным составом, можно сказать, что религия оказывает существенное влияние на нравственное воспитание личного состава, и это влияние в будущем будет возрастать.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Смагулов К. «Современная религиозная ситуация в Казахстане» Центральная Азия и Кавказ. Том 14, выпуск 2011. Религия и общество.
2. Население по вероисповеданию с распределением по национальности. URL: www.stat.gov.kz (дата обращения 08.01.2018 г.).
3. Фролов В.А. Станет ли религия духовным пастырем российского солдата? // Социс. 1993. № 12.
4. Носков Ю.Г. Религия и военное дело: отношение религиозных организаций России к проблемам войны и мира. М.: ВУ, 2009.
5. О религиозной деятельности и религиозных объединениях: Закон Республики Казахстан от 11.10.11 г.
6. Чеснокова И.А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность: дис… канд. псих. наук. М., 2005.
7. Паюсов К.А. Советский воинский долг и религия. М, Военное издательство МО СССР, 1964.
8. URL: www.din.gov.kz (дата обращения 8.01. 2018 г.)

 

REFERENCES:

 

1. Smagulov K. Modern religious situation in Kazakhstan. Central Asia and Caucasus. T. 14, 2011. Religion and society.
2. Population’s religion with distribution by nationality. URL: www.stat.gov.kz (date of appeal 08.01.2018).
3. Frolov V.A. Will religion become the spiritual pastor of Russian soldier? // Социс. 1993. № 12.
4. Noskov U.G. Religion and military business: attitude of religious organizations of Russia toward the problems of war and world. М., ВУ, 2009.
5. About religious activity and religious associations: Law of Republic of Kazakhstan from 11.10.11.
6. Chesnokova I.A. Influence of sects, cults and unconventional religious organizations on personality and her vital functions. М., 2005.
7. Pausov K.A. Soviet soldier's duty and religion». М.: Military publishing house, 1964.
8. URL: www.din.gov.kz (date of appeal 8.01. 2018).

 

 

КАЛЫБЕК Болат Калыбекулы
адъюнкт кафедры педагогики
Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

KALYBEK Bolat Kalybekuly
adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ