
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
THE INFLUENCE OF PUBLIC OPINION ON ADMINISTRATIVE ACTIVITIES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES IN MODERN RUSSIA
УДК 316.3
|
ЗУЕВА Ольга Владимировна
|
|
ZUEVA Olga Vladimirovna
|
|
Аннотация. В статье указана важность получения знаний в области социологии управления для руководителей органов внутренних дел. Регулярные опросы общественного мнения позволяют понять отношение граждан к сотрудникам и их деятельности, определить, какие проблемы воспринимаются как наиболее критические. Автор отметил ряд проблемных моментов, связанных с изучением общественного мнения, в частности, отсутствие профессиональных подразделений в структуре ОВД МВД России, что не позволяет получать объективную информацию, а также незаинтересованность руководителей в получении репрезентативных данных. Для оптимизации управленческой деятельности современной полиции предложено предусмотреть качественные изменения как нормативной базы, так и управленческой культуры руководителей органов внутренних дел. |
Abstract. The article indicates the importance of gaining knowledge in the field of sociology of management for the heads of internal affairs agencies. Regular public opinion polls allow us to understand the attitude of citizens towards employees and their activities, to determine which problems are perceived as the most critical. The author noted a number of problematic issues related to the study of public opinion, in particular, the lack of professional units in the structure of the Internal Affairs Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which does not allow obtaining objective information, as well as the lack of interest of managers in obtaining representative data. In order to optimize the management activities of the modern police, it is proposed to provide for qualitative changes in both the regulatory framework and the management culture of the heads of internal affairs agencies. |
|
|
Ключевые слова: общественное мнение; полиция; управленческая деятельность; оценка деятельности; органы внутренних дел. |
Keywords: public opinion; police; management activities; performance assessment; internal affairs agencies. |
Общественное мнение представляет собой совокупность мнений, взглядов и оценок, которые выражаются людьми в определенной общественной среде. Общественное мнение может иметь большое влияние на поведение людей, формирование общественных норм и ценностей, а также на принятие решений в политической и экономической сферах.
Через общественное мнение люди могут выражать свою поддержку или несогласие с определенными явлениями в обществе, а также выражать свои требования и ожидания от властей. Общественное мнение может стать мощным инструментом для изменения политической и социальной реальности.
В теории Р. Парка общественное мнение рассматривается как одна из форм социального контроля. Парк считал, что общественное мнение формируется в результате взаимодействия людей в общественных средах, таких как группы, сообщества или города, и представляет собой совокупность мнений, взглядов и оценок, которые разделяют люди в этих средах [4]. Общественное мнение может играть важную роль в социальном контроле, так как оно может влиять на поведение людей, формировать общественные нормы и ценности, а также оказывать давление на властные структуры и организации для принятия решений, отвечающих интересам общества.
Социальный контроль, основанный на общественном мнении, может проявляться в различных формах, например, через выражение общественного неодобрения, петиции, митинги, протесты и другие формы общественной активности. При этом важно отметить, что общественное мнение может быть подвержено манипуляциям со стороны различных групп и структур власти, что может привести к искажению реальной ситуации и ослаблению эффективности социального контроля.
Важную роль общественного мнения в формировании демократического общества отмечал философ и политолог Дж. Ролз. Он считал, что общественное мнение выражает мнения и интересы различных групп и индивидуальных граждан и позволяет им влиять на принимаемые решения. Общественное мнение, по мнению Дж. Ролза, должно быть свободным и независимым, а граждане должны иметь возможность свободно выражать свои мнения и участвовать в общественной жизни. Дж. Ролз также подчеркивал важность защиты прав меньшинств от давления большинства и обеспечения равных возможностей для всех граждан в выражении своих мнений и участии в общественной жизни. В теории Дж. Ролза общественное мнение рассматривается как важный элемент демократии, который должен быть свободным и независимым, а граждане должны иметь возможность свободно выражать свои мнения и участвовать в общественной жизни [2]. Таким образом, общественное мнение может играть важную роль в формировании социального контроля за деятельностью государственных институтов, в том числе и за деятельностью полиции.
Полиция не может эффективно функционировать в обществе, если у нее нет одобрения общественности. Хорошие отношения, сотрудничество, доверие между обществом и полицией имеют первостепенное значение для создания эффективной полиции. В конечном счете, лучший способ укрепить приверженность верховенству закона – это не угрозы, а создание социального климата, в котором люди добровольно соблюдают закон, потому что видят, что это приносит пользу им самим, а также обществу, членами которого они считают себя.
Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел изучается с 70-х годов XX века. Первые исследования носили инициативный характер, а их результаты использовались преимущественно для решения служебных задач. Для первого этапа характерны следующие особенности:
1. Расширение и систематизация исследования. Объем исследований общественного мнения о деятельности милиции расширился. Исследования стали носить научный характер, но единая система изучения общественного мнения в 70-е гг. XX века и вплоть до 1991 г. отсутствовала. Основные направления включали изучение общественного доверия к милиции, оценку профессионализма и эффективности работы милиции, а также выявление проблем и недостатков в деятельности милиции.
2. Разработка новых методов и инструментов исследования. В этот период стали активно применятся такие методы как анкетирование, интервьюирование, социологические эксперименты.
В целом первый этап характеризуется увеличением интереса к проблемам правопорядка, критическим отношением к милиции и усилением роли общественных организаций.
Регулярный характер опросы общественного мнения о деятельности на тот момент милиции приобрели с 1992 г. Ведомством создается собственная система изучения общественного мнения. В нормативных документах по осуществлению ведомственной оценки деятельности органов внутренних дел закрепляется необходимость изучения общественного мнения. С этого момента результаты социологических опросов, ориентированных на выявление проблемных моментов во взаимоотношениях граждан и милиции, стали ложиться в основу разработки концептуальных программ развития МВД России [1]. С 2007 г., с целью повышения эффективности изучения общественного мнения, был осуществлен переход с ведомственных на вневедомственные источники социологической информации. Изучением общественного мнения о деятельности милиции стали заниматься такие социологические центры как ВЦИОМ, ФОМ и др.
Переход от милиции к полиции стал серьезным шагом к переосмыслению роли общественного мнения в управленческой деятельности органов внутренних дел. Заявленный в Федеральном законе «О полиции» принцип «общественного доверия и поддержки граждан» находит свое отражение в ведомственном приказе № 1040 от 31 декабря 2013 г. «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». Это выражается, прежде всего, в том, что указанный документ предусматривает методику расчета оценки деятельности территориальных органов внутренних дел, основанную на учёте как ведомственных показателей, так и вневедомственных. К вневедомственным относятся: ощущение личной безопасности, доверие граждан сотрудникам полиции и др. При этом социологические данные по указанным показателям поступали (и поступают) из Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России). При таком подходе к вопросам изучения общественного мнения целесообразно отметить, что социологические данные использовались ведомством в основном только для заполнения необходимых отчетных документов.
В 2016 году, после издания приказа «Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции», Министерство внутренних дел России создало Систему мониторинга общественного мнения (СМОМ), которая позволяет изучать настроения и оценки граждан в отношении деятельности органов внутренних дел. СМОМ включает в себя регулярные социологические исследования, проводимые в рамках статистического наблюдения МВД, а также другие мониторинговые мероприятия. СМОМ осуществляется силами и средствами МВД и позволяет получать информацию о восприятии деятельности полиции, доверии граждан к правоохранительным органам, об уровне преступности и проявлениях коррупции в полиции.
Современный этап ориентирован на использование эмпирических данных в принятии управленческих решений руководителей территориальных органов МВД России. Социологическое обеспечение управленческой деятельности в полиции является важным элементом эффективной деятельности правоохранительных органов. Социологические исследования могут помочь полиции лучше понимать потребности и ожидания общества, а также оценивать качество и результативность своей работы. Результаты исследований СМОМ используются для анализа эффективности деятельности полиции и определения приоритетных направлений для улучшения работы правоохранительных органов. Ключевыми задачами социологического обеспечения управленческой деятельности являются:
1. Мониторинг общественного мнения. Регулярные социологические исследования позволяют понять отношение граждан к сотрудникам и их деятельности, определить, какие проблемы воспринимаются как наиболее критические и какие изменения ожидаются от полиции.
2. Оценка качества работы полиции. Результаты социологических исследований должны лечь в основу оценки качества работы полиции, выявить проблемы и недостатки, а также определить области, требующие корректировки, с целью оптимизации её деятельности.
3. Идентификация проблемных районов. Социологические исследования позволяют получать информацию о незарегистрированных правонарушениях, т.е. идентифицировать проблемные районы с высоким уровнем преступности, что позволит сосредоточить усилия на более эффективной борьбе с преступностью.
4. Оценка эффективности принятых мер. Проведение социологических исследований позволяет полиции оценить эффективность принятых мер по борьбе с преступностью, а также определить, какие меры наиболее эффективны в конкретных условиях.
5. Осуществление стратегического планирования. Полученные в ходе исследований социологические данные позволяют качественно и основательно подойти к вопросам разработки стратегий и планирования в целом.
Таким образом, изучение общественного мнения граждан является важной составляющей управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел МВД России. Вышеупомянутый нормативный документ (Приказ МВД России № 777 от 1 декабря 2016 г. «Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции») обязал руководителей территориальных органов внутренних дел МВД России организовывать на регулярной основе изучение общественного мнения о деятельности полиции и учитывать результаты опросов в управленческой деятельности. Специалисты в области проведения социологических исследований понимают, что проведение подобного рода исследований требует специальной подготовки и знаний. Однако в вышеуказанном документе не предусмотрено, какие структурные подразделения должны заниматься изучением общественного мнения. В типовой структуре территориального органа внутренних дел МВД России на региональном уровне не предусмотрена должность социолога, поэтому руководители прибегают к привлечению структурных подразделений, которым не свойственна такая функция.
В отдельных регионах к изучению общественного мнения привлекаются представители подразделений информации и общественных связей. При этом среди основных задач, указанных в типовом положении об управлении (отделе, отделении, группе) информации общественных связей министерства внутренних дел по республике, главного управления МВД России, организация изучения общественного мнения не предусмотрена. Другие регионы прибегают к помощи участковых уполномоченных полиции. Опрос граждан участковые осуществляют либо по месту жительства, либо в опорном пункте в нарушение всех правил социологического исследования. Результаты таких опросов, как правило, нерепрезентативны. Более того, полученные данные расходятся с результатами опросов, предоставляемых ФСО России. Они, как правило, демонстрируют более высокий уровень доверия к сотрудникам ОВД [3].
Вторым проблемным моментом является то, что разработанная анкета ориентирована только на оценку деятельности полиции. Для того, чтобы по итогам полученных результатов можно было принимать управленческие решения, ориентированные на оптимизацию деятельности полиции, необходимо проводить серьезные аналитические исследования, позволяющие установить основные тенденции, факторы, влияющие на уровень доверия к полиции, основные источники информации о деятельности полиции. Инструментарий, который применяется в настоящее время большинством территориальных органов, применим в рамках описательного исследования и, соответственно, не позволяет этого сделать.
На основании вышеизложенного следует заключить, что организация изучения общественного мнения о деятельности полиции на современном этапе не позволяет в полной мере использовать данный механизм для оптимизации деятельности полиции. Необходимо предусмотреть качественные изменения как в нормативную базу, так в управленческую культуру руководителей органов внутренних дел, в основе которой должно быть сформировано представление о необходимости учёта общественного мнений в управленческой деятельности:
1. Внести изменения в приказ № 777, включив в него закрепление структурного подразделения, которое будет отвечать за организацию изучения общественного мнения (подразделение информации и общественных связей).
2. Предусмотреть включение в План ДПП и её реализацию на базе Академии управления МВД России дополнительную профессиональную программу на тему «Организация изучения общественного мнения о деятельности полиции».
3. На регулярной основе включать в тематику занятий по служебной подготовке для руководящего состава изучение темы «Социологическое обеспечение управленческой деятельности руководителей ОВД МВД России».
Таким образом, общественное мнение является важным инструментом социального контроля за деятельностью полиции, который может помочь обеспечить соблюдение закона, улучшить качество работы полиции и повысить доверие общества к правоохранительным органам. Изучение общественного мнения является важной составляющей управленческой деятельностью руководителей органов внутренних дел. Однако современное состояние организации изучения общественного мнения и его учет в деятельности полиции требуют принятия вышеуказанных мер, ориентированных на переосмысление использования социологической информации в управленческой деятельности полиции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зуева О.В. Мониторинг общественного мнения о деятельности полиции: история развития системы исследования / О.В. Зуева, Н.Н. Демидов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 1 (57). С. 256-259.
2. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1994. 341 с.
3. Ситковский А.Л., Латов Ю.В. Парадоксы оценки российской полиции с помощью опросов общественного мнения // Социологические исследования. 2021. Том 47. № 2. С. 49-56.
4. Современная американская социология: [Сб. ст.] / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 293 с.
REFERENCES:
1. Zueva O.V. Monitoring public opinion on police activities: history of the development of the research system / O.V. Zueva, N.N. Demidov // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 1 (57). Pp. 256-259.
2. Rawls J. A Theory of Justice. Novosibirsk: Novosibirsk University Press, 1994. 341 p.
3. Sitkovsky A.L., Latov Yu.V. Paradoxes of assessing the Russian police using public opinion polls // Sociological research. 2021. Vol. 47. № 2. Pp. 49-56.
4. Contemporary American Sociology: [Coll. of Articles] / Ed. by V.I. Dobrenkov. Moscow: Moscow State University Publishing House, 1994. 293 p.
|
Зуева Ольга Владимировна |
|
Zueva Olga Vladimirovna |





