
ИСКУССТВО В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
ART AND THE SPECIAL MILITARY OPERATION
УДК 7.067.3
|
МИШАНОВ Станислав Анатольевич
|
|
MISHANOV Stanislav Anatolievich
|
|
Аннотация. В статье предлагается авторская точка зрения на особенности развития и влияния искусства в современной России. Подчеркивается, что в условиях специальной военной операции роль искусство кратно выросла. Повышение эффективности использования искусства зависит в том числе от целенаправленной государственной культурной политики и учета позиции противостоящих России западных государств. В статье обращается внимание на особенности внутренней ситуации в России и негативное отношение к специальной военной операции со стороны ряда деятелей культуры. Автор статьи полагает, что в современных условиях крайне важно использовать опыт прошлого и предпринять все возможные меры, как финансовые, так и организационные, для повышения роли культуры в воспитательной работе на фронте и в тылу. |
Abstract. The article offers the author's point of view on the features of the development and influence of art in modern Russia. It is emphasized that in the conditions of a special military operation, the role of art has increased many times over. Increasing the effectiveness of the use of art depends, among other things, on a targeted state cultural policy and taking into account the position of Western states opposing Russia. The article draws attention to the peculiarities of the internal situation in Russia and the negative attitude towards the special military operation on the part of a number of cultural figures. The author of the article believes that in modern conditions it is extremely important to use the experience of the past and take all possible measures, both financial and organizational, to increase the role of culture in educational work at the front and in the rear. |
|
|
Ключевые слова: культура; культурная политика; противостояние культур; специальная военная операция; искусство; роль государства; культурный фронт; агитбригады. |
Keywords: culture; cultural policy; clash of cultures; special military operation; art; role of the state; cultural front; propaganda brigades. |
Успешное развитие культуры в современных условиях предполагает использование различных инструментов: правовых, организационных, научно-аналитических, информационных, финансовых. Особое внимание необходимо обратить на необходимость мониторинга достижения целей государственной культурной политики и разработки соответствующей системы показателей, основанных на официальной статистической информации, итогах социологических исследований, результатах мониторинга проблемных ситуаций, связанных с сохранением и укреплением традиционных ценностей.
Например, опросы, проводимые ВЦИОМ, раскрывают динамику отношения населения к специальной военной операции. Разумеется, это отношение формируется не только средствами искусства, но и средствами массовой информации, действиями и выступлениями политиков, реальными событиями на фронтах и так далее. Однако общество, включая как деятелей культуры, так и ученых, воспитателей и др., должно знать и учитывать объективное положение дел в важных для идеологии сферах, находящее свое отражение в материалах заслуживающих доверия источников.
Так, в феврале 2023 года Всероссийский центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса отношения россиян к специальной военной операции России на Украине [1]. Согласно данным за январь 2023 года, решение провести специальную военную операцию России на Украине поддерживает большинство россиян (68%), не поддерживает – каждый пятый (20%). Высока и оценка промежуточных итогов спецоперации – в январе 2023 г. 80% опрошенных назвали их значимыми для страны.
Начало специальной военной операцией изменило многое в жизни общества и армии, в том числе в практике организации военно-политической работы и использования средств культуры и искусства в воспитательной работе. Одним из важных условий повышения эффективности военно-политической работы является учет реальной ситуации в культурном поле страны и за рубежом.
Подавляющее большинство российского общества поддержало решение руководство России начать специальную военную операцию. Однако у этого решения нашлись и противники. В частности, понимая роль культуры в современном российском обществе, коллективный Запад попытался «отменить» российскую культуру и добиться культурной изоляции России.
Польша объявила нежелательными персонами Чайковского, Шостаковича, Чехова. Но от этого страдает в первую очередь сама Польша. Россия не отказываетэжжся от Шопена, Огинского, Сенкевича, Лема, Анны Герман и Барбары Брыльской. Эрмитаж Амстердама отказывается от сотрудничества с большим, головным Эрмитажем, находящимся в Санкт-Петербурге, урезая тем самим культурные возможности своих жителей.
В Милане предприняли попытку отказаться от Достоевского. Правда, местный университет вскоре отменил это решение, вернув своим студентам возможность изучать загадочную русскую душу по произведениям этого великого русского писателя. Западные оркестры, театральные и оперные сцены разрывают сотрудничество с Валерием Гергиевым и другими прославленными музыкантами и исполнителями из России. Их открыто принуждают к подписанию заявлений, осуждающих решения родной страны, публичному покаянию в обмен на продолжение сотрудничества. Так Запад под бесконечные заявления о защите свободы, демократии и прав человека демонстрирует худшие образцы духовного и политического терроризма [2].
Миланский театр «Ла Скала» и мэр города Джузеппе Сала требуют, чтобы дирижер Валерий Гергиев осудил спецоперацию на Украине для продолжения сотрудничества. Художественный руководитель Мариинского театра должен был ставить оперу «Пиковая дама» в Милане.
«У нас в «Ла Скала» есть «Пиковая дама» в постановке маэстро Валерия Гергиева, который неоднократно заявлял, что поддерживает Владимира Путина. Мы просили его вместе с директором театра занять четкую позицию против этого вторжения, и если он этого не сделает, мы будем вынуждены прекратить наше сотрудничество. Мы должны вмешиваться, когда сталкиваемся с такими ситуациями», – сказал мэр, комментируя последние события на Украине во время теледебатов с муниципальным советником Лукой Бернардо [3].

Рис. 1. Не велено пускать! (Нежелательные визитеры из ленинградского Эрмитажа). «Крокодил», 1980.
Помимо внешних противников в лице коллективного Запада, действующих синхронно по указке державы, по-прежнему претендующей на мировое если не господство, то по крайней мере лидерство, нельзя не замечать и противника внутреннего. Некоторые люди пытаются представить себя не просто «альтернативным мнением», но и «альтернативной культурой». Создав для себя этот «альтернативный мир» и вообразив себя истинными «ЛОМами» (лидерами общественного мнения), они сигнализируют о своем существовании бессмысленными «мнестыдно», «мызамир», коллективными письмами и длинным списком преимущественно неизвестных фамилий. Среди них арт-менеджеры, дизайнеры, критики, руководители микрофестивалей, лауреаты микропремий. Встречаются и популярные в прошлом персоны, актеры, хорошо игравшие в хороших фильмах, и, как оказывается, долго скрывавшие свои истинные взгляды.
Можно сказать, что в борьбе за мир не может быть ничего плохого, что ни один здравомыслящий человек не будет приветствовать многотысячные жертвы, в том числе среди мирного населения. Но разве кто-нибудь из известных деятелей культуры выступал за мир любой ценой во время Великой Отечественной войны? Константин Симонов рисковал своей жизнью на Халхин-Голе и на фронтах Великой Отечественной войны. Совсем не кровожадный Илья Эренбург дал оценку морали армии Гитлера и написал свое известное стихотворение «Убей». Клавдия Шульженко поменяла теплые концертные залы на импровизированную сцену, добиралась к месту концерта под обстрелом. Леонид Утесов решил, что лучший способ потратить заработанные своим искусством деньги – это отдать их на строительство двух истребителей. Это были адекватные и талантливые люди. Никто из них не хотел войны. Но все они понимали, что путь к миру лежит через войну, через Победу.
Отдельные работники культуры сочли для себя невозможным оставаться на территории России после начала специальной военной операции и решили выехать за рубеж. Называются различные причины таких действий: растерянность, страх, стремление «переждать непонятную ситуацию», внутреннее предательство. Одни из этих людей ограничились тем, что покинули Россию и пытаются найти свою нишу за рубежом, не делая публичных заявлений, другие полагают, что самый легкий путь заработать деньги на Западе – открыто заявить о своем «несогласии», клеветать на страну и её вооруженные силы, третьи искренне чувствуют себя обиженными и недооцененными и считают необходимым рассказать об этом всему миру.
Критерием настоящей успешности и популярности в искусстве являются отнюдь не награды и премии на международных фестивалях и даже не почетные звания, полученные когда-то на Родине. Единственный неоспоримый показатель – народная любовь. Её могут завоевать и комик, и классический музыкант. Предателей и отступников не любит никто.
Первый заместитель председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Бурляев подчеркнул, что сегодня необходима мобилизация деятелей культуры и создание культурного фронта России. По его словам, из России уехали «считанные единицы» артистов. «Средства массовой информации дезинформируют наш народ о том, что много уехало артистов, – заявил Н. Бурляев. – Вранье. Уехали считанные единицы, и это не утрата для нашей культуры, а её очищение» [4].
Ещё одним важным условием повышения эффективности воздействия культуры на массовое сознание является увеличение роли государства в финансировании культуры. Председатель думского комитета по культуре Елена Ямпольская подчеркивает, что «национальный суверенитет – это не только про науку, оборону и экономику, а это в том числе и свое кино, и спектакли, и родные песни, и свои отечественные праздники, и герои, укорененные в нашей земле» [5]. Она отметила, что средства, выделяемые учреждениям культуры в качестве субсидии на выполнения госзадания, не покрывают эти базовые расходы. Необходимо осознать, что культура – это не та сфера, где государство зарабатывает деньги. Это сфера, где государство зарабатывает авторитет и доверие своих граждан. Это средство поднятия авторитета России за рубежом. Культура, в конечном счете – это не оказание услуг, а обеспечение гражданам доступа к важнейшему средству познания окружающего мира, формирования мировоззрения.
В многонациональном и многоконфессиональном обществе именно культура выходит на первый план, когда ставятся задачи гражданского единения, национального согласия. Она обращается напрямую к эмоциям – в отличие от лозунгов и призывов. Общество, особенно молодёжь, сегодня отвергает лозунговую стилистику. Сегодня много говорится об импортозамещении. Важнейшая задача культуры – заместить то импортное, наносное, которое было внедрено в головы многих молодых людей.
Говоря о необходимости увековечивать память защитников Отечества, В.В. Путин отметил, что многие участники специальной военной операции – настоящие герои. Он поддержал идею закрепить их образ в искусстве. По его словам, российские военные выполняют боевые задачи, воюют, подвергают свою жизнь опасности, некоторые из них погибают ради достижения целей спецоперации – защиты Донбасса и охраны интересов России. Они настоящие герои. «И конечно, они заслуживают того, чтобы о них говорила страна, их знала страна, – подчеркнул В.В. Путин. – И я не только поддерживаю такие идеи, … – я думаю, что и песни надо слагать, и стихи писать, и памятники им ставить» [6].
«Росконцерт» начал создание агитбригад, состоящих из артистов как федеральных коллективов, так и активной творческой молодежи. Они отправятся в госпитали и пункты подготовки военных.
Известные артисты вошли в агитбригаду, которую создали в «Русском радио». Руководство «Русской Медиагруппы» еще в сентябре 2022 года анонсировало, что в зоне боев – «по всей тысячекилометровой границе» – на фронте будут выступать Григорий Лепс, Николай Басков, Полина Гагарина и т.д. О своем желании выступить в агитбригадах заявили такие артисты «Русского Радио» как группа «Земляне», группа «Русские», группа «Санкт-Петербург», ЮрКисс, ВладиМир, Елена Север, Маша Вебер, Григорий Лепс, IVAN, Роман Архипов, Николай Басков, Полина Гагарина, Олег Газманов, Лариса Долина, Сергей Лазарев, Александр Маршал, Анна Семенович, Слава и многие другие. 10 ноября 2022 г. стало известно, что в зону СВО в волонтерских бригадах отправились более 1 тыс. молодых людей. Об этом сообщил Серафим Иванов, начальник регионального штаба Херсонской области всероссийского детско-юношеского движения «Юнармия» [7].

Рис. 2. Юлия Чичерина среди бойцов специальной военной операции.
Патриотически ориентированных деятелей искусства призван объединить «Культурный фронт России» – новое общественное движение, в которое входят выдающиеся артисты, писатели, художники, музыканты. 21 ноября 2022 года в Госдуме прошло учредительное заседание движения. Одним из инициаторов его создания является первый зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества народный артист России Николай Бурляев.
По его мнению, движение станет общероссийским, его отделения должны появиться во всех регионах страны. В центральный штаб «Культурного фронта» выразили согласие войти около сорока человек, имена которых известны всей стране. Это Валерий Гергиев, Андрей Кончаловский, Юрий Башмет, Петр Толстой, Карен Шахназаров, Алексей Рыбников, Эдуард Артемьев, Александр Михайлов, Андрей Мерзликин и другие. В работе движения участвуют председатели творческих союзов.
Инициативу создания агитбригад поддержало и Министерство обороны РФ. «Главным военно-политическим управлением ВС РФ совместно с Департаментом культуры Минобороны России было инициировано создание фронтовых творческих бригад. В этих подразделениях, на воинских должностях, в погонах, будут проходить военную службу профессиональные артисты: актеры, певцы, иллюзионисты, музыканты, а в ряде случаев также писатели и художники», – сказал заместитель министра обороны России генерал-полковник Виктор Горемыкин [8].
В Интернете даже появились сайты с изложением конкретных условий и времени прохождения отбора для записи кандидатов для формирования кадрового резерва фронтовых творческих бригад [9].
Так или иначе, в Государственной Думе и Совете Федерации поддерживают линию на поддержку тех деятелей культуры, которые защищают интересы своей страны. Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что деятели искусства должны думать о благополучии страны и ее граждан, а творчество, направленное против этих ценностей, нельзя финансировать за счет государства.
«Если ты работаешь в театре, создаешь фильмы, думай о гражданах своей страны, думай о стране и работай в их интересах, – сказал В. Володин. – А так получается – за бюджетные деньги разрушают государство, оскорбляют тех, кто сейчас погибает за безопасность наших граждан» [10]. Такой подход не является уникальным. Общепринятые стандарты финансирования существуют в Америке и Европе.
Беда в том, что, по мнению спикера Госдумы, в экспертных советах Минкультуры сидят люди, которые зачастую поддерживают разрушительные для России традиции, фильмы, постановки и книги. Состав советов нуждается в обновлении в соответствии с пожеланиями парламентариев.
Первый заместитель председателя Комитета по культуре Дмитрий Певцов также предложил вернуть в искусство государственную идеологию, основанную на традиционных ценностях. Он отметил, что за 30 лет бесконтрольного развития культуры в России не появилось новых Рязановых и Тарковских или песен, которые из фильмов ушли бы в народ. В то же время на новых территориях уже работают кинотеатры, где можно посмотреть те же фильмы, что и в Москве. Характерно, что местные люди присылают много запросов на показ нашей советской классики. «По запросам мы в кинотеатры предоставляем наше кино с любимыми советскими артистами, чтобы была возможность прийти и посмотреть всей семьей», – отметила Министр культуры Ольга Любимова.
Те, кто уехал из России, очень скоро поймут, что они ничто без своего народа, что их отъезд – не беда для российской культуры, а их личное несчастье. Сегодняшняя ситуация – хорошее время для того, чтобы отделить зерна от плевел.
Таким образом, эффективность использования культуры и искусства в военно-политической работе зависит о целого ряда правовых, идеологических, организационных и художественных факторов. За прошедшее время активно проявили себя такие виды и жанры искусства, как военно-патриотическая и авторская песня, поэзия, литературное творчество, документальное и художественное кино. Не следует забывать и о театре, изобразительном искусстве, классической музыке, других эстрадных жанрах. Их целенаправленное развитие поможет укрепить дух и закалить волю, получить энергию для достижения победы.
Процесс исторического развития российской культуры и её эволюции в последнее время подводит к некоторым урокам, важным для понимания роли культуры в современном мире и путей повышения эффективности ее использования в воспитательной работе. Экономических, политических и военных средств недостаточно для достижения полного государственного суверенитета. Необходимы культурная безопасность и культурный суверенитет. Армия, не имеющая высокого морального духа, не знающая своей истории, того, за что и во имя чего она сражается, не имеет шансов против подготовленного противника.
Культура важна в период мира, но во время войны её роль возрастает вдвое или втрое. В условиях специальной военной операции важно привлечение к патриотическому воспитанию как известных деятелей культуры, так и в первую очередь молодых здоровых сил.
В воспитательной работе важны все виды искусства. Нет патриотичных или непатриотичных произведений, есть плохие или хорошие. Любое произведение, несущее добро и направленное к сердцу и возвышающее душу, важно и полезно.
Разворачивающееся на нынешнем этапе противостояние культур – это современная война миров. Враг, поставивший перед собой задачу нанести глобальное поражение России, не гнушается никакими средствами. Культура в этой борьбе – и поле сражения, и мощное оружие. Идет борьба за умы и сердца людей, по большому счету – за будущее человечества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Специальная военная операция: год спустя // ВЦИОМ аналитический обзор. 20.02.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/specialnaja-voennaja-operacija-god-spustja (дата обращения: 24.02.2023).
2. После боя сердце просит… // Комитет по культуре Государственной Думы Федерального собрания РФ [Электронный ресурс]. URL: http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/ (дата обращения: 24.02.2023).
3. Театр «Ла Скала» требует от Валерия Гергиева выступить против спецоперации на Украине // HEAD TOPICS Россия. 24.02.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://headtopics.com/ru/10581077107210976285-24300843 (дата обращения: 24.02.2023).
4. В Госдуме заявили о разработке кодекса чести деятелей культуры // РИА новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20221108/kultura-1829976742.html (дата обращения: 24.02.2023).
5. Правовой час. Минкульт. Ольга Любимова // Стенограмма пленарного заседания ГД 09.11.22 [Электронный ресурс]. URL: https://leo-mosk.livejournal.com/9996493.html (дата обращения: 24.02.2023).
6. Путин поддержал идею закрепить образ участников военной операции в искусстве // РТ на русском. 30.06.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ussr/news/1020451-putin-svo-geroi-pamyatniki (дата обращения: 24.02.2023).
7. Агитбригады Минкультуры РФ: как их формируют в 2023 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.cultmanager.ru/article/12149-agitbrigady-minkultury-rf-kak-ih-formiruyut-v-2023-godu-23-m02-28 (дата обращения: 24.02.2023).
8. Винокурова О. О героях слагают песни // На страже Родины: еженедельная газета Западного военного округа. № 43 (28581).
9. Набор во фронтовые бригады объявило министерство обороны РФ – кого берут, условия и выплаты // VN.RU: Все новости Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: https://vn.ru/news-nabor-vo-frontovye-brigady-obyavilo-ministerstvo-oborony-rf/ (дата обращения: 24.02.2023).
10. Володин предложил разделить творчество и политику // Парламентская газета. 09.11.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/volodin-predlozhil-razdelit-tvorchestvo-i-politiku.html (дата обращения: 24.02.2023).
REFERENCES:
1. Special military operation: a year later // VTsIOM analytical review. 20.02.2023. [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/specialnaja-voennaja-operacija-god-spustja (Access date: 24.02.2023).
2. After the battle, the heart asks... // Committee on Culture of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/ (Access date: 24.02.2023).
3. La Scala Theatre Demands Valery Gergiev to Speak Out Against Special Operation in Ukraine // HEAD TOPICS Russia. 24.02.2022 [Electronic resource]. URL: https://headtopics.com/ru/10581077107210976285-24300843 (Access date: 24.02.2023).
4. The State Duma announced the development of a code of honor for cultural figures // RIA Novosti [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/20221108/kultura-1829976742.html (Access date: 24.02.2023).
5. Legal Hour. Ministry of Culture. Olga Lyubimova // Transcript of the plenary session of the State Duma. 09.11.22 [Electronic resource]. URL: https://leo-mosk.livejournal.com/9996493.html (Access date: 24.02.2023).
6. Putin supported the idea of enshrining the image of participants in the military operation in art // RT in Russian. 30.06.2022. [Electronic resource]. URL: https://russian.rt.com/ussr/news/1020451-putin-svo-geroi-pamyatniki (Access date: 24.02.2023).
7. Propaganda teams of the Ministry of Culture of the Russian Federation: how they are formed in 2023 [Electronic resource]. URL: https://www.cultmanager.ru/article/12149-agitbrigady-minkultury-rf-kak-ih-formiruyut-v-2023-godu-23-m02-28 (Access date: 24.02.2023).
8. Vinokurova O. Songs are composed about heroes // On guard of the Motherland: weekly newspaper of the Western Military District. № 43 (28581).
9. The Russian Ministry of Defense has announced recruitment for frontline brigades – who is being recruited, conditions and payments // VN.RU: All news from the Novosibirsk region. [Electronic resource]. URL: https://vn.ru/news-nabor-vo-frontovye-brigady-obyavilo-ministerstvo-oborony-rf/ (Access date: 24.02.2023).
10. Volodin proposed separating creativity and politics // Parliamentary newspaper. 09.11.2022. [Electronic resource]. URL: https://www.pnp.ru/social/volodin-predlozhil-razdelit-tvorchestvo-i-politiku.html (Access date: 24.02.2023).
|
Мишанов Станислав Анатольевич |
|
Mishanov Stanislav Anatolievich |





