
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ
USE OF PHYSICAL CULTURE MEANS TO DEVELOP DISCIPLINED CADETS
УДК 378
|
ШУТЬКО Дмитрий Васильевич
|
|
SHUTKO Dmitriy Vasilievich
|
|
Аннотация. В статье проанализированы последовательность и методика применения различных средств физической культуры в целях повышения дисциплинированности курсантов военных вузов. Обоснован тезис, что при положительном использовании средств физической подготовки дисциплинированность военнослужащих повышается наряду с позитивным развитием когнитивного мышления. |
Abstract. The article analyzes the sequence and methodology of using various means of physical culture in order to improve the discipline of cadets of military universities. The thesis is substantiated that with the positive use of physical training means, the discipline of military personnel increases along with the positive development of cognitive thinking. |
|
|
Ключевые слова: средства физической подготовки; дисциплинированность; творчество; самосознание; коллективизм; морально-психологическая устойчивость. |
Keywords: physical training; discipline; creativity; self-awareness; collectivism; moral and psychological stability. |
Опираясь на руководящие документы Министерства обороны Российской Федерации, возможно раскрыть понятие средств физической подготовки следующим образом: «Основным средством физической подготовки являются движения и действия, используемые с целью улучшения физического состояния военнослужащих и решения задач физической подготовки (далее именуется – физические упражнения)» [1]. Правильное выполнение таких физических упражнений возможно благодаря руководству высококомпетентных наставников (например, начальников физической подготовки и спорта воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации или преподавателей военных вузов, таких как Военный университет), а также в условиях строгой дисциплины. Дисциплина не только ограничивает. Именно дисциплинированность как личное качество воина побуждает курсантов развивать свои самостоятельность, организованность и волю.
Дисциплинированность также активно проявляется как когнитивная функция в деятельности человека. Это объясняется осознанным волевым актом, в результате которого индивид принимает решение в целях своего развития. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков по-разному толкуют понятие «деятельность». Особое внимание авторы уделяют определению, из которого следует, что деятельность несёт в себе творческие компоненты: «Деятельность – это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения» [3, С. 122].
По мнению С.Л. Рубинштейна, именно в процессе практической деятельности активизируется творчество. Дисциплинированность как качество личности проявляется в деятельности. Деятельность, даже в условиях ограничений, связанных с воинской дисциплиной, включает в себя творческий компонент (так, строгий распорядок дня военнослужащего контрастирует с необходимостью креативного решения задач военной службы). Творчество и процесс познания – смежные понятия [6, С. 374]. Таким образом, творчество и креативность могут и должны проявляться и в процессе выполнении приказов командиров и начальников, даже в условиях повышенных требований относительно дисциплинированности. Этот факт в значительной степени отличает процесс обучения курсантов высших военных учебных заведений от процесса обучения студентов гражданских высших учебных заведений.
Важным аспектом является положительное развитие волевых качеств, благодаря которым будет происходить рост на основе зоны ближайшего развития. Средства физической подготовки могут применяться в условиях учебно-боевой деятельности, которая включает в себя не только выполнение упражнений в нормальных условиях, но и деятельность в обстоятельствах экстремальных психологических ситуаций. Следовательно, необходимо использовать творческий потенциал деятельности на достижение положительного результата.
Отрицательное направление личности влечёт к представлению (визуализации) обстоятельств, которые непреодолимы субъектом деятельности, что заставляет испытывать защитный механизм – страх. Для выработки способов его преодоления необходимо обратиться к такому виду практической деятельности как «психологическая подготовка»: Согласно А.Г. Караяни, психологическая подготовка – это один из разделов военной психологии, в котором объединяются исследования психологических феноменов боя, как моделей боевого обучения, и психологическое проектирование на этой основе боевой подготовки с целью развития стрессоустойчивости военнослужащих [2, С. 13].
Таким образом, психологическое моделирование деятельности повышает важность применения средств физической подготовки, что влечет к проявлению творческого начала даже в условиях строгой дисциплины, или может служить посылом для постнеклассической концепции обучения. Иными словами, дисциплинированность воина повышает его личную подготовку к нестандартным ситуациям, которые могут возникнуть как в мирное, так и в военное время. Следствием этого является успешное выполнение задач. Успешно выполненные задачи создают позитивный жизненный опыт человека, благодаря которому военнослужащий на подсознательном уровне, в условиях трудноадаптивной среды, ведет себя более уверенно, чем тот, у кого нет таких высоко развитых качеств, как воля и дисциплинированность.
В процессе физической подготовки военнослужащие, помимо собственно средств физической культуры, используют дополнительные средства: оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Недаром в «Науке побеждать» А.В. Суворова идет речь о важности культуры военнослужащих, заключающейся в вере и связи с природными ресурсами, такими как лучи солнца, холодный бодрящий воздух [7]. Основу жизнедеятельности составляет здоровье, как психологическое, так и физическое, именно поэтому необходимо соблюдать дисциплинированность в распорядке дня и применении гигиенических средств.
Также, по мнению Суворова, дисциплинированность проявляется в аккуратности и любви к своему делу [7]. Важно понимать, что дисциплинированность не рождается вместе с человеком, она формируется в практической деятельности воина. Именно поэтому в течение службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Она представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех, которые ранее отсутствовали.
Важно, чтобы каждый военнослужащий осознавал, что выработка у него качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов – не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни. Именно осознанность, а не боязнь, улучшает обучаемость и воспитание: «Ежели кто из новоопределенных в роту имеет какой порок, яко то: склонен к пьянству или иному злому обращению, неприличному честному солдату, то стараетца оного увещеваниями, потом умеренными наказаниями от того отвращать. Умеренное военное наказание, смешенное с ясным и кратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние» [7].
Для повышения эффективности работы с каждым военнослужащим необходимо разделять личности по характеру их деятельности. Чтобы вырабатывать смелость и решительность, необходимо понять темперамент и характер человека. Необходимо различать сангвиника, меланхолика, флегматика и холерика, учитывать и сопоставлять психические свойства и применять необходимые методы работы с военнослужащими. Опираясь на работу актива подразделения, вполне возможно организовать процесс коллективного саморазвития в целях субъект-субъектного взаимодействия между курсантами.
Грамотная работа с индивидом должна производиться комплексно. На начальных этапах необходимо стимулировать развитие коллективизма. Важно исправлять отрицательные качества человека, либо работать комплексно и дифференцированно, искореняя в армейской среде микрогруппы негативной направленности, такой как злоупотребление алкоголя, пренебрежение должностными полномочиями, низкий социальный статус, низкое интеллектуальное развитие. Важно понимать личность индивида по его биографическим данным, анкетированию, индивидуальной беседы.
Активное вовлечение личности в спорт в благополучной среде ведет к активации его положительных качеств. Также нужно осознавать ответственность за психологическое состояние курсантов. В этих целях рекомендуется проводить социальную диагностику и социальное прогнозирование. Так, различные технологии работы помогут выявить характеристики личности: необходимо понять социальные потребности воина, степень развития этих потребностей, степени развития инфраструктуры конкретного воинского социума. Также стоит учитывать степень адаптации к воинскому коллективу. Адаптационная технология работает в ходе посещения воином театра, кино, дома офицеров, клубов воинских частей, посещение и обучение в других военных училищах (сетевое обучение и другие формы обучения) [8]. Работать следует планомерно и методично. Также физическое состояние обуславливает как общую умственную работоспособность, так и способность к умственной нагрузке в критических ситуациях.
С укреплением группового коллективизма в воинской среде значительно повышается возможность для умственного и физического развития, благодаря которым наиболее легко воспитывать дисциплинированность воинов, ведь именно осознание достижения своих потребностей и намеренного, целенаправленного служения своей Родине вносит значительный вклад в повышение стремления к самовоспитанию.
Так, средства физической подготовки необходимо применять и в учебно-боевой деятельности. Следует четко и без лишней суеты систематично отрабатывать упражнения на развитие ловкости, внимания и быстроты удара и других упражнений. Однако значимость дисциплинированности осознается в критических ситуациях, когда военнослужащие отрабатывают упражнение по физической подготовке впервые, и перед ними стоит незапланированная проблемная ситуация. В такие моменты и повышаются когнитивные функции, развиваются индивидуальные способности к решению непростых задач в короткий промежуток времени [5]. При благоприятном уровне морально-психологического состояния коллектива задачи выполнять легче, а следовательно, дисциплинированность, основанная на взаимовыручке и понимании, повышает уровень учебно-боевой деятельности, что в свою очередь повышает уровень усваиваемости курсантами методики выполнения физических упражнений.
При искусственно созданной среде необходимо организовывать ситуации, которые могут привести к минимальной опасности при невыполнении каких-либо упражнений. Следует обеспечить максимальную защиту от травматизма и обеспечить безопасность при выполнении всех необходимых в данной ситуации упражнений. В процессе выполнения упражнений у курсантов вырабатывается адреналин, в организме запускается механизм самозащиты. И именно грамотные решения командиров могут привести к обеспечению безопасности индивида в критической ситуации. В процессе ее решения вырабатывается дисциплинированность военнослужащих, повышается авторитет лидера и обеспечивается повышение морально-устойчивых качеств и обучения воина-профессионала.
Разбираясь в нестандартных ситуациях подготовки, следует учитывать примеры проявления теоретического и практического ума, которые упоминает Б.М. Теплов, описывая великих полководцев [9, С. 11-65]. Наиболее ярким из них является генералиссимус А.В. Суворов. Обладая наименьшем количеством воинов, полководец в итоге смог захватить считавшуюся неприступной крепость Измаил. Секрет психологической работы заключается в методическом охвате работы ума и рефлекса: перед боем Суворов провел практическое упражнение, сымитировав захват крепости на естественных условиях рельефа. На физиологическом уровне солдаты применили мышечную память, а следовательно, адаптацию, вследствие чего подкрепилось когнитивное воздействие интеллектуального решения проблемы: солдаты достали ножи и карабкались по кирпичикам, вставляя их в щелья и устья крепости Измаил. Так, значение применения средств физической культуры перед самим боем повышает не только дисциплинированность, но и креативное мышление, чем и обуславливается взаимозависимое влияние дисциплинированности на развитие когниций.
Стоит организовывать добровольную физическую подготовку личного состава в свободное время. Командирам важно обеспечить заинтересованность своих подчиненных. Элементарные упражнения, которые можно отрабатывать в любых условиях жизнедеятельности курсантов – отработка ударов рукой, защита от ударов рукой, удары ногой, защита от ударов ногой [1].
Таким образом, применяя различные средства и отрабатывая на уровне сознательной деятельности упражнения, вырабатывается условный рефлекс, который при систематичном повторении помогает преодолеть страх, тем самым воспитывать мужественность, понимание, хладнокровность и умение подчиняться. Эти качества при регулярном развитии перетекают в характер, что помогает военнослужащему добросовестно исполнять свои обязанности, повышает дисциплинированность и обучаемость воина-профессионала, а также могут обуславливать границы зоны ближайшего развития. Именно зона ближайшего развития, по Выготскому, определяет развитие волевых качеств для решения задач повышенной сложности, стимулируя и творчество, и дисциплинированность курсантов, чем и обуславливается развитие интеллекта и, как следствие, благоприятное развитие когнитивного мышления курсанта.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министра обороны РФ от 20 апреля 2023 г. № 230 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации».
2. Аппаратные средства в психологической подготовке. Материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур. Москва, 25 октября 2017 г. М.: ВУ, 2018. 164 с.
3. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: АСТ, 2009. 811 с.
4. Караяни А. Г. Военная психология. Учебник. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Юрайт, 2016. 218 с.
5. Кузнецов А.Ф. Интегративная основа учебных дисциплин боевой подготовки // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3 (42). С. 66-68.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 703 с.
7. Суворов А.В. Наука побеждать. М.: АСТ, 2023. 320 с.
8. Телегин А.М. Принцип коллективизма: опыт социально-философского осмысления // Инновационная наука. 2016. № 3. С. 78-79.
9. Теплов Б.М. Ум полководца // Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. Т.1. М., 1985. 328 с.
REFERENCES:
1. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated April 20, 2023 № 230 «On approval of the Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation».
2. Hardware in psychological training. Proceedings of the interregional scientific and practical conference of psychologists of law enforcement agencies. Moscow, October 25, 2017. M.: VU, 2018. 164 p.
3. Large psychological dictionary / Ed. by Meshcheryakov B.G., Zinchenko V.P. M.: AST, 2009. 811 p.
4. Karayani A. G. Military Psychology. Textbook. In 2 parts. Part 1. Moscow: Yurait, 2016. 218 p.
5. Kuznetsov A.F. Integrative basis of combat training disciplines // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2010. № 3 (42). Pp. 66-68.
6. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. Moscow: Uchpedgiz, 1946. 703 p.
7. Suvorov A.V. The Science of Winning. Moscow: AST, 2023. 320 p.
8. Telegin A.M. The principle of collectivism: an experience of social and philosophical understanding // Innovative science. 2016. № 3. Pp. 78-79.
9. Teplov B.M. The Mind of a Commander // Teplov B.M. Selected Works. In 2 volumes. Vol. 1. Moscow, 1985. 328 p.
|
Шутько Дмитрий Васильевич |
|
Shutko Dmitriy Vasilievich |
|
Лямзин Евгений Николаевич |
Lyamzin Evgeniy Nikolaevich |
|
|
Баюров Дмитрий Викторович |
Bayurov Dmitry Viktorovich |





