
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИИ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ»
PEDAGOGICAL DESIGN OF THE ACADEMIC DISCIPLINE «TECHNOLOGIES OF MENTAL WARFARE»
УДК 378.046.4
|
ПРУДНИКОВ Лев Алексеевич
|
|
PRUDNIKOV Lev Alekseevich
|
|
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой и внедрением в учебный процесс актуальной учебной дисциплины «Технологии ментальной войны». Результатом ментальных войн стал ряд «цветных революций» (а по сути – государственных переворотов с установлением проамериканских политических режимов) рубежа ХХ и XXI вв. Ментальные войны потребовали не просто научного осмысления, но также поставили задачу противодействия им. Противодействие ментальной войне на личном уровне означает необходимость разработки и внедрения учебного курса, направленного на раскрытие целей и методов ментальных войн и способов противодействия им. |
Abstract. The article examines issues related to the development and implementation of the relevant academic discipline "Mental Warfare Technologies" into the educational process. The result of mental wars was a number of "color revolutions" (and in fact - state coups with the establishment of pro-American political regimes) at the turn of the 20th and 21st centuries. Mental wars required not only scientific understanding, but also set the task of counteracting them. Counteracting mental warfare on a personal level means the need to develop and implement a course aimed at revealing the goals and methods of mental wars and ways to counter them. |
|
|
Ключевые слова: информационная война; ментальная война; психоисторическая война; менталитет; нация; преподавание; технологии ментальных войн. |
Keywords: information warfare; mental warfare; psychohistorical warfare; mentality; nation; teaching; technologies of mental warfares. |
Информационная эпоха, ставшая результатом пятой научно-технической революции, принесла человечеству глобальную автоматизацию процессов, масштабное укоренение информационных депозитариев и наборов коммуникативных правил и стандартов их передачи. Как отмечают отечественные исследователи, «в ходе пятой информационной революции потоки социально значимой информации и телекоммуникации стали самым важным фактором социокультурного развития. Благодаря цифровым системам передачи западный мир вступил в новую цивилизацию – информационную (постиндустриальную)» [5, С. 236-237]. Однако новые технологии привели к возникновению новых угроз. Как отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, «быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий сопровождается повышением вероятности угроз безопасности граждан, общества и государства. Расширяется использование информационно-коммуникационных технологий для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва их суверенитета и нарушения территориальной целостности» [1, пп. 48-49].
Согласно А.М. Ильницкому, ментальная война – это война нового типа, направленная на уничтожение самосознания, изменение ментальной, цивилизационной основы общества противника и завоевание противника через изменение его менталитета [3, C. 25]. Таким образом, ментальные войны, изменяющие менталитет отдельных граждан и социальных групп, являются актуальными угрозами национальной безопасности, которые требуют противодействия на государственном, общественном и личностном уровне. Развитие научно-теоретического осмысления ментальных войн и их активное использование геополитическими противниками в ходе современной гибридной и мультидоменной войны против России вызывает необходимость в разработке и внедрении учебного курса «Технологии ментальной войны».
Очевидно, что изучение дисциплины «Технологии ментальной войны» должно опираться на научно-исследовательскую и нормативно-правовую источниковую базу. Если первая из этих основ ещё продолжает формироваться, то вторая уже сформирована в основных государственных документах. К их числу относятся:
- Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (указ Президента РФ от 02.07.2021 №400);
- Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976);
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (указ Президента РФ от 05.12.2016 №646);
- Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг. от 9 мая 2017 г. № 203;
- Основы государственной культурной политики (утверждены указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808);
- Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей от 9 ноября 2022 г. № 809.
Стоит также отметить и фундаментальные сдвиги в «Концепции внешней политики Российской Федерации» (утверждена указом Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229), где сделан следующий акцент: «Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира» [4, п. 4].
Развитие этой группы ментально-ориентированных государственных актов привело к актуализации вопроса о создании нового междисциплинарного учебного курса на заседании Госсовета, состоявшегося 22 декабря 2022 г. и формированию соответствующего пункта в «Поручении Президента РФ». Результатом стало появление нового учебного курса «Основы российской государственности», направленного на формирование у обучающихся по социогуманитарным, естественно-научным и инженерно-техническим специальностям представления о целостном и непрерывном процессе развития России.
Учебный курс нацелен на развитие у обучающихся комплексного понимания своей роли в российском обществе и формирование гражданской позиции. В качестве основных заявлены такие цели дисциплины как:
• формирование фундамента знаний о российской государственности;
• развитие практических навыков гражданской активности;
• воспитание ценностного отношения к своему государству.
В рамках курса изучаются:
• духовно-нравственные основы российского общества;
• культурное наследие страны;
• исторические особенности развития государственности;
• уникальные черты политической системы России.
В процессе изучения дисциплины особое внимание уделяется взаимосвязи между личным развитием человека и общественным прогрессом; роли индивидуальной ответственности в обеспечении стабильности государства, а также значению гражданской позиции в укреплении государственности.
Курс помогает обучающимся осознать, как их личные достижения и достоинства напрямую влияют на развитие и стабильность родной страны, формируя тем самым целостное представление о гражданственности и патриотизме.
Одним из последних в этом учебном курсе является раздел «Вызовы будущего и развитие страны», который тесно примыкает к угрозам, которые несут ментальные войны психическому состоянию общества, здоровью страны и государственному суверенитету. Поэтому рассматриваемая здесь учебная дисциплина «Технологии ментальной войны» находится в тесной связи и является важным дополнением к учебному курсу «Основы российской государственности».
Акцент будет сделан не только на анализе российской нормативно-правовой базы, но и на изучении ментальных составляющих в стратегиях национальной безопасности КНР и (в динамике) США.
Новизна учебной дисциплины «Технологии ментальной войны» актуализирует вопрос о его педагогическом проектировании.
Педагогическое проектирование – это важный подготовительный этап в работе педагога, во время которого происходит детальное планирование будущей учебной и воспитательной деятельности.
Суть метода заключается в том, что педагог заранее продумывает и разрабатывает все основные элементы и детали предстоящей работы как с учащимися, так и со своей собственной деятельностью. Это позволяет сделать образовательный процесс более организованным и эффективным.
А.С. Макаренко считается основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике. Он разработал и внедрил системный подход к организации воспитательного процесса, уделяя особое внимание технике дисциплины; технике наказания; технике общения педагога с воспитанниками; технике организации самоуправления.
Главная особенность подхода Макаренко заключалась в том, что он стремился к максимальной продуманности и последовательности всех действий, ориентируясь при этом на всестороннее развитие личности воспитанника. Его система отличалась тщательной проработкой всех деталей педагогического процесса, что позволяло достигать высоких результатов в воспитании и обучении.
Таким образом, педагогическое проектирование по Макаренко – это не просто планирование, а комплексная подготовка всего воспитательного процесса, где каждый элемент работает на достижение общей цели формирования полноценной личности.
Современные авторы дают следующую краткую характеристику этапам педагогического проектирования: «Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у слушателей качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, педагог поставил цель сформировать у будущих военных руководителей творческое мышление. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях занятий. Педагог определяет некоторые теоретические основы формирования творческого мышления: вспоминает ассоциативно-рефлекторную теорию обучения, основные признаки творческого мышления, методы его диагностики. Отсюда он берет идеи, соответствующие поставленной цели, и мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности со слушателями. На создание такой мысли влияет и личный опыт педагога, его понимание слушателей. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.
Следующая ступень проектирования – создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.
Третий этап проектирования – это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности – это уже методическая задача [2, C. 13-14].
Педагогическое моделирование дисциплины «Технологии ментальной войны» строится вокруг формирования у обучающихся знаний теоретико-методологических основ национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов и угроз национальной безопасности. Сведённые вместе, они являются узловыми точками в формировании российской цивилизационной идентичности и противостоящих ей тенденций глобализма и радикального ультрамодернизма с формированием «трансгуманичных ценностей» (вестернизации, полигендерости и т.д.). Как противовес последним, будут представлены пути формирования традиционно-консервативной социальной нормы и общественных систем. Обучающиеся также получат объективные знания о дискуссионных (или «сложных») вопросах истории, используемых в психоисторических войнах.
Педагогическое проектирование «Технологии ментальной войны» строится вокруг формирования у обучающихся умений выявлять пропагандистские кампании иностранных государств и проводить мероприятия по их нейтрализации. Важной составляющей этих кампаний на протяжении многих веков являются исторические мифы, и обучающиеся получат знания и опыт по их разоблачению.
Педагогическое конструирование учебной дисциплины «Технологии ментальной войны» строится вокруг формирования у обучающихся следующих навыков:
- анализа современных процессов взаимоотношений общества, культуры и вооружённых сил;
- своевременного выявления ментальных угроз, направленных на дестабилизацию социально-политической обстановки в современном российском обществе;
- использование произведений искусства на военно-патриотическую тему в целях патриотического воспитания;
- анализа профилей в соцсетях с целью локализации деструктивных информационно-психологических воздействий;
- соблюдения информационной гигиены при использовании «новых медиа».
Таким образом, учебная дисциплина «Технологии ментальной войны» носит явно выраженный практико-ориентированный характер и направлена на обеспечение защиты обучающихся (и объектов их внеучебного воздействия) от деструктивных информационно-психологических воздействий. Исходя из нашего педагогического опыта, считаем уместным следующее распределение учебного времени (см. табл. 1).
Таблица 1. Распределение учебного времени по семестрам и видам занятий
|
Трудоёмкость дисциплины (час) |
Всего учебных занятий с преподавателем (час) |
Из них по видам учебных занятий |
Зачёты |
Время, отводимое на самостоятельную работу |
|||
|
лекции |
семинары |
Практические занятия |
|||||
|
ИТОГО: |
72 |
48 |
12 |
16 |
18 |
2 |
24 |
Новая учебная дисциплина, как нам видится, станет важным практическим дополнением к курсу «Основы российской государственности», который должен подготовить сознание молодых поколений наших сограждан к жизни в мире, где информация (особенно эмоционально-оценочного плана, качающаяся ментальных установок) имеет довлеющее значение. Если брать их вместе, то оба курса, метафорически выражаясь – это две стороны одной медали. Если «Основы…» – это рефлексия российских политической истории, культуры и нравственности, то «Технологии…» раскрывают методы информационно-психологической борьбы, направленной на разрушение целостного и конструктивного мировоззрения – менталитета, без которого невозможно себе представить суверенную нацию.
Очевидно, что при таком подходе невозможно обойтись одним лишь практико-ориентированным изучением технологий ментальных войн, являющихся лишь инструментом геополитической борьбы. Уместно разработать целую учебную программу, включающую в себя такие учебные дисциплины как «Геополитические основы информационного противоборства» и «Противодействие фальсификациям истории», и иные, дающие системное понимание актуальных методов борьбы в информационной среде (включая социальные сети и блогосферу), вооружающие объективным знанием по дискуссионным историческим вопросам. Замалчивание «сложных вопросов» исторического прошлого, формирующих менталитет, один раз (в период так называемой «перестройки») уже стоило нам государственности, и мы сейчас должны сделать всё, чтобы усвоить этот урок прошлого.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400.
2. Волкова В.В., Прудников Л.А. Педагогическое проектирование технологии обучения по дисциплине «Национальная безопасность» // Гуманитарный вестник. 2015. № 3 (34). С. 13-14.
3. Ильиницкий А.М. Ментальная война России // Военная мысль. 2021. № 8. С. 19-33.
4. Концепция внешней политики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 12.08.2023).
5. Шапошников Г.Н. Процессы модернизации и информационные революции // История науки и техники в современной системе знаний: Шестая ежегодная конференция кафедры Истории науки и техники, 8 февраля 2016. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2016. С. 236-237.
REFERENCES:
1. National Security Strategy of the Russian Federation. Approved by Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 № 400.
2. Volkova V.V., Prudnikov L.A. Pedagogical design of teaching technology in the discipline «National Security» // Humanitarian Bulletin. 2015. № 3 (34). Pp. 13-14.
3. Ilinitsky A.M. Mental war of Russia // Military Thought. 2021. № 8. Pp. 19-33.
4. Concept of the foreign policy of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (Access date: 12.08.2023).
5. Shaposhnikov G.N. Modernization processes and information revolutions // History of science and technology in the modern knowledge system: Sixth annual conference of the Department of History of Science and Technology, February 8, 2016. Ekaterinburg: UMC UPI, 2016. Pp. 236-237.
|
Прудников Лев Алексеевич |
|
Prudnikov Lev Alekseevich |
|
Руденко Константин Андреевич |
Rudenko Konstantin Andreevich |
|
|
Суржик Дмитрий Викторович |
Surzhik Dmitry Viktorovich |





