ВЛИЯНИЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ КУРСАНТА


THE INFLUENCE OF ATHLETICS ON THE PHYSICAL TRAINING OF A CADET


УДК 159.9

 

ШУТЬКО Дмитрий Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент
ЛЯМЗИН Евгений Николаевич
КОБЕЛЕВ Дмитрий Александрович
 

 

SHUTKO Dmitriy Vasilievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
LYAMZIN Evgeniy Nikolaevich
KOBELEV Dmitriy Alexsandrovich

 

Аннотация. В статье подробно изучается один из основных составляющих компонентов физической подготовки курсанта в Российской Федерации – легкая атлетика. Устанавливается степень влияния легкой атлетики на физическое и морально-психологическое состояние курсанта.   Abstract. The article examines in detail one of the main components of cadet physical training in the Russian Federation – track and field. The degree of influence of track and field on the physical and moral-psychological state of the cadet is established.

Ключевые слова: физическая подготовка; легкая атлетика; психологическое влияние; психологическая устойчивость; физкультурно-спортивный комплекс ГТО.

  Keywords: physical training; athletics; psychological influence; psychological stability; physical culture and sports complex GTO.

 

 

 

 

Возникновение и развитие физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)»


Согласно историческим данным, предпосылкой возникновения норматива «Готов к труду и обороне» (ГТО) стала необходимость подготовки населения страны к возможным военным действиям. Так в 1925 г. М.В. Фрунзе на первом Всесоюзном совещании военно-научного общества сформулировал основную задачу: «Нам нужно покрепче внедрить в сознание всего населения нашего союза представление о том, что современные войны ведутся не одной армией, а всей страной в целом, что война требует напряжения всех народных сил и средств, что война будет смертельной, войной не жизнь, а на смерть, и что поэтому к ней нужна тщательная подготовка еще в мирное время» [3, С. 5].


Таким образом, следуя поставленной задаче 11 марта 1931 г. после поддержки общественностью инициативы о необходимости введения единого критерия для оценки физической подготовленности молодежи – установления специальных норм и требований, при выполнении которых испытуемый награждался знаком «Готов к труду и обороне», разработанный комплекс ГТО стал нормативной основой системы физического воспитания для всей страны.


В XXI веке был заново введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Первые этапы подготовки к возрождению ГТО начались еще в 2004 году. Для «пилотного» проекта было определено около сотни предприятий и вузов всей страны, в которых апробировали проект массового спортивного мероприятия по выполнению норм ГТО физкультурно-спортивного комплекса ДОСААФ России [3, С. 13].


Заключительный этап работы совпал с периодом подготовки к проведению зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, и уже после принятия ряда законодательных документов Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина был введен в действие комплекс ГТО с 1 сентября 2014 года [3, С. 13].


Легкая атлетика и физическая подготовка курсанта


Возвращение к нормам ГТО произошло не случайно. Возросло внимание к здоровому образу жизни, основанному в том числе и на физическом развитии. Физическое развитие человека – это процесс изменения и становления морфологических и функциональных средств. При этом стоит отметить, что физическое состояние напрямую зависит от наследственности и повседневной жизни человека, а также от физического воспитания с момента рождения [2, С. 4].


Прежде всего развитие физических качеств характеризуется процессом перехода из одного состояния организма в другое, более совершенное. Другими словами – развивая физические качества, человек становится более сильным, быстрым, выносливым, ловким [2, С. 5].


В случае же с ведением военной жизни курсантом физические изменения происходят прежде всего за счет нормативов, предусмотренных таким видом спорта как легкая атлетика.


Легкая атлетика представляет собой древний вид спорта, который включает в себя физические упражнения, направленные на увеличение таких показателей как выносливость и физическая сила. Наиболее яркими примерами физических упражнений легкой атлетики являются бег, прыжки, плавание и борьба [1, С. 4].


Легкая атлетика считается популярным видом спорта, поэтому данный вид спорта внесен в нормативы системы «Готов к труду и обороне». Так, опираясь на статистику физической подготовки населения СССР в XX веке, в результате внедрения ГТО был получен положительный опыт по повышению уровня развития физических кондиций, что привело к общему оздоровлению граждан СССР в 1933 году [3, С. 8].


В целом, опираясь на статистику достигнутого прогресса в оздоровлении граждан посредством введения нормативов легкой атлетики, можно сделать вывод, что для представителей военной сферы жизни общества в Российской Федерации, например курсантов, значимость легкой атлетики возрастает в несколько раз.


Опираясь уже на личный опыт авторов и некоторые знания о биологических процессах человеческого организма, развитие физической силы курсанта напрямую увеличивает его трудоспособность и шансы на успешное выполнение своей главной задачи – защиты Родины. Данные выводы можно сделать уже лишь потому, что занятия физическими упражнениями укрепляют иммунную систему организма, да и в целом увеличивают показатели здоровья. В доказательство данного утверждения можно привести различные методические рекомендации, ознакомление с дисциплиной по физической подготовке студента/курсанта.


Совершенствование физической подготовленности курсантов


Прежде всего внедрение легкой атлетики через нормативы ГТО в учебные заведения является принципиально важным стимулом для формирования у молодого поколения целеустремленности и уверенности в своих силах. Достаточный уровень физической подготовленности, самоорганизация и сила воли являются приоритетными чертами характера молодых курсантов для реализации природных задатков в условиях конкуренции на рынке труда в современном социуме [3, С. 19], а значит и в должностной конкуренции в военном коллективе.


В вузах военной направленности обычно используют базовые упражнения легкой атлетики, такие как: бег, прыжки и т.д. Данный перечень можно обосновать тем, что выбор физических упражнений исходит из самой дальнейшей деятельности офицера, на данный момент – молодого курсанта.


Приоритетными физическими качествами для военного, несомненно, являются его сила и ловкость. Так, благодаря совершенствованию физической подготовки курсанта, снижается вероятность несения им некачественной службы, например – низкий уровень выносливости при совершении марш-броска.


Также стоит отметить, что совершенствование физической подготовки курсанта в дальнейшем напрямую связано с его успешным пользованием оружием. Как правило, даже обычное ношение, к примеру, ружья охотником требует какую-то часть затраты его физических сил (выносливости) для успешного преследования зверя. Так, посредством выполнения физических упражнений курсант, увеличивая физические показатели своего тела, способен длительное время использовать оружие даже в тяжелых полевых условиях.


Таким образом, сделаем вывод, что развитие физических качеств курсанта посредством выполнения норм легкой атлетики, которые способствуют увеличению физических показателей военнослужащего в положительную сторону, влияют на его успешное выполнение обязанностей в течение всего периода прохождения военной службы.


Связь физической и психологической устойчивости курсанта


В качестве последнего довода о необходимости легкой атлетики в военно-служебной деятельности отметим ее прямое влияние на психологическую устойчивость курсанта.


Так, по трехфакторной модели эмоционального выгорания К. Маслача и С. Джексона, которая представляет собой трехмерный конструктор, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений, согласно третьей составляющей начинается редукция личностных достижений, которая выражается в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношении к другим [4, С. 7].


Собственно, возникает вопрос, как может физическая подготовка курсанта, связанная с упражнениями легкой атлетики, влиять на исключение развития профессиональной деструкции его личности? Скорее всего дело в том, что физические упражнения, по опыту авторов, служат своеобразной разгрузкой для организма человека. Посредством получения условного «стресса» организмом человека во время тренировок происходит некоторое «эмоциональное истощение», то есть основные силы человека уходят на то, чтобы восстановить его физическое состояние.


Таким образом, курсант перестает испытывать эмоциональное выгорание (стресс), поскольку во время физической активности происходят процессы, которые способствуют благотворному влиянию на его дальнейшую деятельность во время прохождения военной службы.


Заключение


В данной работе были рассмотрены ключевые моменты важности легкой атлетики в физической подготовке курсанта. Так, посредством выполнения даже базовых упражнений на протяжении длительного времени, военнослужащие кроме физической силы, выносливости и ловкости получают стабильный эмоциональный фон, который так же необходим, как и физические показатели при прохождении военной службы.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Введение в легкую атлетику: учебное пособие / Сост. В.И. Никитин. Екатеринбург: УрГПУ, 2016. 42 с.
2. Легкая атлетика: методические указания / С.В. Краснов, Д.А. Аксенов. Кинель: ИБЦ Самаского ГАУ, 2022. 36 с.
3. Легкая атлетика. Подготовка студентов к сдаче тестов комплекса ГТО: учеб. пособие / Л.Г. Забелина, В.А. Косарев, Е.Г. Кобелева. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2021. 84 с.
4. Психологические проблемы профессионального выгорания служебной деятельности: учебно-методическое пособие / Сост. С.С. Новикова. Сочи: СГУ, 2018. 48 с.


 

REFERENCES:

 

1. Introduction to athletics: a tutorial / Comp. V.I. Nikitin. Ekaterinburg: UrGPU, 2016. 42 p.
2. Track and field: guidelines / S.V. Krasnov, D.A. Aksenov. Kinel: IBC Sama State Agrarian University, 2022. 36 p.
3. Track and field. Preparing students for passing the GTO complex tests: study guide / L.G. Zabelina, V.A. Kosarev, E.G. Kobeleva. Novosibirsk: Publishing house of NSTU, 2021. 84 p.
4. Psychological problems of professional burnout in service activities: a teaching aid / Comp. S.S. Novikova. Sochi: SSU, 2018. 48 p.


 

 

Шутько Дмитрий Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент
доцент кафедры педагогики
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Shutko Dmitriy Vasilievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of Pedagogics
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Лямзин Евгений Николаевич
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук
преподаватель кафедры физической подготовки
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Lyamzin Evgeniy Nikolaevich
Candidate for a degree in Pedagogical Sciences
Lecturer at the Department of Physical Training
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Кобелев Дмитрий Александрович
курсант факультета психологии
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kobelev Dmitriy Alexsandrovich
Cadet of the Faculty of Psychology
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ