ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ВЫПУСКНИКА


TRAINING OF MILITARY SPECIALISTS IN MODERN CONDITIONS: PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF GRADUATE RELIABILITY


УДК 159.9

 

КРУК Владимир Михайлович
доктор психологических наук, профессор
САМСИН Андрей Александрович

 

 

KRUK Vladimir Mikhailovich
Doctor of Psychological Sciences, Professor
SAMSIN Andrey Aleksandrovich

 

Аннотация. Статья посвящена проблематике психологического обеспечения надежности специалистов силовых структур Российской Федерации. Представлен обзор научных исследований в данной области. В качестве актуального примера приведена организация сетевого обучения в Военном университете.   Abstract. The article is devoted to the problem of psychological support of reliability of specialists of the power structures of the Russian Federation. An overview of scientific research in this area is presented. As a current example, the organization of network training at the Military University is given.

Ключевые слова: психологическое обеспечение; подготовка специалистов; надежность; сетевое обучение.

  Keywords: psychological support; training of specialists; reliability; network training.

 

 

 

 

2023 год знаменателен 50-летием диссертационных исследований психологической проблематики обеспечения надежности военного профессионала (в широком смысле – специалиста силовых структур) России. Они стали закономерным продолжением как многовековой предшествующей эмпирической практики обращения к надежности отечественного специалиста, так и прямого указания контр-адмирала А.И. Берга на необходимость ее научной разработки психологами (1960) [2; 8; 9; 11].


Первым таким исследованием стала докторская диссертация Надежды Дмитриевны Заваловой, посвященная психологическим вопросам оценки и обеспечения эффективности и надежности деятельности летчика как оператора системы «летчик-самолет» (1973), в котором была представлена разработанная совместно с Б.Ф. Ломовым и В.А. Пономаренко в государственном НИИ авиационной и космической медицины Минобороны СССР концепция «активного оператора», больше известная военным психологам как концепция «образа полета» [6].


За этот период в прямой постановке по этой проблематике выполнено более 20 диссертаций (жирным шрифтом выделены докторские диссертации – В.К., А.С.): 1) Н.Д. Завалова, 1973; 2) М.А. Котик, 1974; 3) С.М. Дудин, 1995; 4) С.А. Быстров, 5) К.В. Фирсов, 1996; 6) В.Ю. Рыбников, 2000; 7) Т.А. Левашова, 2001; 8) М.В. Вавилов, 2003; 9) А.А. Благинин, 2005; 10) В.А. Павленко, 2011; 11) В.М. Крук, 12) П.В. Путивцев, 2013; 13) Ю.Ю. Голубихина, 2015; 14) Д.Е. Алексеев, 15) А.С. Осипова, 2017; 16) Н.Н. Петров, 2018; 17) Ю.В. Трошина, 2019; 18) А.Ю. Федотов, 2020; 19) С.Н. Колючкин, 2021; 20) Середенко Г.Е., 21) Васильева М.С., 2022). Около половины их авторов – представители Минобороны России.


Отличительной особенностью данных работ (что, впрочем, характерно для подавляющего большинства отечественных диссертационных исследований проблематики силовых структур) является отсутствие в них преемственности и скоординированности. Исключением в данном случае являются разработки, выполненные в рамках развиваемой в настоящее время научной школы психологического обеспечения надежности специалиста силовых структур (В.М. Крук, А.Ю. Федотов), объединяющие 30% всех работ (№№ 10, 14, 17, 20, 21). Ее авторы и последователи называют ее «надежностным подходом».


Ряд выполняемых в этом русле диссертационных работ находится в стадии завершения и (или) разработки (Д.А. Исаев, Н.В. Канивец, К.С. Коротков, В.В. Лученко, И.Ю. Муромцев, А.А. Самсин и др.). Реализовывавшиеся в начале 2000-х годов в ряде структур Минобороны России, а затем свернутые по определенным причинам программы обеспечения надежности возобновлены в начале 2020-х годов в 12 Главном управлении МО РФ [7; 17].


Все это свидетельствует о перспективности исследований в данном направлении.


Надежность в них в самом общем смысле определяется как соответствие критически значимым по показаниям служебной деятельности требованиям. А ее психологическое обеспечение – системой дополнительных (к существующим) мероприятий (командиров, начальников, должностных лиц военно-политических органов, других специалистов), направленных на непрерывную оценку рисков ненадежности на основе системно-ситуативного анализа трудных ситуаций с целью обоснования и реализации мер их устранения и (или) минимизации [1; 10].


Поскольку идея надежности человека вообще и специалиста в частности у многих «на слуху», но многовариантна в понимании, трактовке и практической реализации, важно подчеркнуть, что разрабатываемый в научной школе психологического обеспечения надежности специалиста силовых структур подход основан на отечественных классических методологических положениях В.Д. Небылицына, развитых Б.Ф. Ломовым и другими исследователями.


В.Д. Небылицын впервые сформулировал сущность и факторы достижения надежности специалиста (1961) в рамках зарождающейся тогда инженерной психологии. Первую он определил как способность к сохранению требуемых качеств в условиях усложнения обстановки, «сохраняемость», устойчивость оптимальных рабочих параметров индивида. К числу вторых он отнес три составляющие:

1) квалификация, качество оборудования, которые влияют на надежность специалиста в сильнейшей степени, но индивидуальные различия по которой определяют незначительно;

2) тренированность, способность к которой и ее показатели в значительной степени зависят от третьей группы факторов;

3) имеющие собственно личностный характер и решающим образом влияющие на индивидуальные различия специалиста по надежности.


Путями реализации третьей группы факторов он определил:

а) медицинский и психологический (главным образом по интеллектуальным показателям) отбор кандидатов;

б) контроль психофизиологического состояния (сна, утомления под воздействием неблагоприятных факторов среды) подготовленного специалиста, особенно важный в экстремальных условиях и более эффективно достигаемый аппаратными средствами.


Спустя несколько лет (1964) он существенно уточнил понимание сущности надежности и содержание третьей группы ее факторов.


Определение надежности он расширил добавкой, что это еще и индивидуально варьирующее качество, от которого в первую очередь зависит стабильность и постоянство профессиональных результатов специалиста.


С характеристикой третьей группы факторов надежности поступил более радикально:

- приоритетными в личностных качествах вместо интеллектуальных определил характерологические и волевые;

- подчеркнул важность целенаправленного воздействия на них (воспитания), а не психологического отбора как прежде, что означало выход психологического содержания проблемы в сферу обеспечения [13; 14].


Исследователи проблематики надежности специалиста силовых структур вне рамок рассматриваемой научной школы опираются преимущественно на ранние взгляды В.Д. Небылицына. Поэтому они практически не затрагивают вторую группу факторов (тренированность к выполнению профессиональных задач), детерминированность которой с третьей группой факторов указана в поздней модели В.Д. Небылицына. Авторы и последователи «надежностного подхода» также до недавнего времени нечасто обращались к этому аспекту проблемы обеспечения надежности специалиста силовых структур в связи с объективно небольшими возможностями вмешаться в этот процесс.


Исключением является, пожалуй, концепция А.Ю. Федотова, основанная на профессионально-личностном развитии специалиста силовых структур в ходе индивидуального психофизического тренинга. Но и ее реализация в ряде случаев существенно ограничена в связи с трудностями найти или выделить время в плотных распорядках его жизнедеятельности, необходимое материально-техническое обеспечение и др. [15; 16].


Между тем в условиях вуза или любого другого специализированного ведомственного учебного заведения (центра), как свидетельствует опыт Министерства обороны РФ, такая возможность есть. И этот пример заслуживает внимательного осмысления.


Речь идет о реализуемом в Военном университете имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ с 2019 года сетевом обучении (сначала курсантов – будущих заместителей командиров подразделений по военно-политической работе и военных психологов, а в настоящее время и слушателей по направлению подготовки 56.04.13 «Управление военно-политической работой»).


Его актуальность обусловлена очевидной необходимостью совершенствования общевоенной профессиональной подготовки данных специалистов с учетом видо-родовой специфики военной службы и недостаточностью временных, материально-технических и иных ресурсов для этого Военного университета в связи с его «заточенностью» в подготовке таких специалистов на преимущественно военно-специальной составляющей.


Опыт выполнения данными специалистами к концу 2010-х годов специальных задач за пределами Российской Федерации свидетельствовал о необходимости наращивания первой составляющей в их профессиональной подготовке.


Ход специальной военной операции на Украине еще более четко обозначил это требование, реализация которого оказалась существенно утраченной в постсоветское время для ряда специалистов.


Министр обороны Российской Федерации поддержал предложение Заказчика о возможности реализации образовательных программ подготовки данных специалистов в сетевой форме на основании статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подразумевающей использование учебно-материальной базы нескольких вузов [5].


Первоначально сетевое обучение было организовано для курсантов третьих курсов продолжительностью один месяц в пяти вузах видов вооруженных сил и родов войск.


Для этого между ними и Военным университетом были заключены соответствующие договоры, они получили в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре) лицензии на право ведения образовательной работы по соответствующим образовательным программам, в Военном университете для этого были переработаны на сетевую форму реализации действующие основные профессиональные образовательные программы (в части дисциплин военно-профессиональной подготовки); внесены изменения в квалификационные требования, разработаны необходимые рабочие программы и т.д.


Общий объем таких занятий превысил 200 часов. Основной объем этого времени направлен на получение практических навыков, соответствующих специфике прохождения службы в современных условиях [12].


С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты такая форма подготовки стала проводиться на 3-м и 4-м курсах обучения, а перечень задействованных в этом вузов значительно расширился [5].


В настоящее время эта практика распространена на подготовку офицерских кадров Военного университета [3].


Проводимые в этом контексте мероприятия дали уникальную возможность для исследования психологических условий формирования профессиональной надежности заместителей командиров подразделений по военно-политической работе [4].


Сетевая форма обучения открыла огромные возможности для реализации программ обеспечения надежности специалиста силовых структур.


Системно-ситуативный анализ результатов такой подготовки свидетельствует, что прошедшие сетевое обучение в профильных вузах Минобороны России курсанты считают его необходимым элементом образовательного процесса, направленным на повышение качества военно-профессиональной подготовки. Они удовлетворены учебно-материальной базой и качеством образовательного процесса.


Вместе с тем реализация такой подготовки вскрыла ряд прежде не выявляемых на войсковых стажировках и практиках специфических трудностей, обусловленных: контрастами между комфортностью образовательной среды в Военном университете и в некоторых других вузах; интенсивностью непривычных физических и интеллектуальных нагрузок; неумением адекватно оценивать и распределять некоторыми обучающимися свое время для подготовки к занятиям; слабым владением приемами саморегуляции в ходе полевых занятий и выходов, при работе на технике и тренажерах; трудностью овладения некоторыми дисциплинами в связи с недостаточно развитым образным мышлением и др.


Существенный пробел обозначился в знании курсантами необходимых руководящих документов, в работе с военнослужащими по контракту, в знании и эксплуатации современного вооружения и техники, в сформированности качеств офицера-руководителя, в перенесении не связанных напрямую с обучением служебных нагрузок и обязанностей военной службы [4].


В целом сетевое обучение является востребованным и реализуемым на практике фактором психологического обеспечения надежности специалиста силовых структур.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Актуальные проблемы психологической работы в системе обеспечения надежности сотрудника: учеб. пособие для студентов вузов / В.М. Крук, И.Н. Носс, А.Ю. Федотов; под ред. В.М. Крука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 311 с.
2. Берг А.И. Проблема номер один – надежность // Техника молодежи. 1960. № 10. С. 7-10.
3. В Военном университете завершен этап военно-профессиональной подготовки по сетевой форме [Электронный ресурс]. URL: https://vumo.mil.ru/more/Novosti/item/494957/?ysclid=lj5yxuts2y868973794 (дата обращения 25.02.2023).
4. Васильева М.С. Психологические условия формирования профессиональной надежности заместителей командиров подразделений по военно-политической работе: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2022. 23 с.
5. Генерал-лейтенант Игорь Мишуткин: «Военный университет – это единственное в своём роде военное учебное заведение, профиль которого связан с великой гуманистической миссией Вооружённых сил нашей страны» [Электронный ресурс]. URL: https://zvezdaweekly.ru/news/20191151042 (дата обращения 16.02.2023).
6. Завалова Н.Д. // Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 168.
7. Крук В.М. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2013. 46 с.
8. Крук В.М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста. Монография. М.: Изд-во НИИ радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. 376 с.
9. Крук В.М., Кубышко В.Л. Психологические проблемы установления благонадежности в Российской империи // Человеческий капитал. 2017. № 3. С. 10-13.
10. Крук В.М., Федотов А.Ю. Системно-ситуативный анализ надежности сотрудника органов внутренних дел // Вестник МВД России. 2016. № 4. С. 77-88.
11. Крук В.М., Федотов А.Ю., Середенко Г.Е. Психологические аспекты проблематики надежности (благонадежности) в законах Российской империи (1649-1881) // Человеческий капитал. 2019. № 12 (132). Часть 2. С. 59-68.
12. Курсанты Военного университета в рамках реализации сетевой формы обучения проходят спецкурсы на базе Военной академии РВСН [Электронный ресурс]. URL: http://military-news.press/kyrsanty-voennogo-yniversiteta-v-ramkah-realizacii-setevoi-formy-obycheniia-prohodiat-speckyrsy-na-baze-voennoi-akademii-rvsn.html?ysclid=lj5yteo92h51835482 (дата обращения: 16.02.2023).
13. Небылицын В.Д. К изучению надежности работы оператора в автоматизированных системах // Вопросы психологии. 1961. № 6. С. 9-18.
14. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Инженерная психология / Под ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко и Д.Ю. Панова. М.: МГУ, 1964. С. 358-367.
15. Федотов А.Ю. Профессиональная надежность специалиста силовых структур. Монография. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. 465 с.
16. Федотов А.Ю. Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2020. 47 с.
17. Хранители ядерного могущества державы // Красная звезда. 6.09.2021.


 

REFERENCES:

 

1. Actual problems of psychological work in the system of ensuring employee reliability: a textbook for university students / V.M. Kruk, I.N. Noss, A.Yu. Fedotov; ed. by V.M. Kruk. M.: UNITY-DANA, 2017. 311 p.
2. Berg A.I. Problem number one – reliability // Tekhnika molodezhi. 1960. № 10. Pp. 7-10.
3. Military University has completed the stage of military professional training in the online format [Electronic resource]. URL: https://vumo.mil.ru/more/Novosti/item/494957/?ysclid=lj5yxuts2y868973794 (Access date: 25.02.2023).
4. Vasilyeva M.S. Psychological conditions for the formation of professional reliability of deputy commanders of units for military-political work: avtoref. dis. ... Candidate of Psychological Sciences. M., 2022. 23 p.
5. Lieutenant General Igor Mishutkin: «Military University is a unique military educational institution whose profile is connected with the great humanistic mission of the Armed Forces of our country» [Electronic resource]. URL: https://zvezdaweekly.ru/news/20191151042 (Access date: 16.02.2023).
6. Zavalova N.D. // Questions of Psychology. 1983. № 6. P. 168.
7. Kruk V.M. Psychological support of personal reliability of a specialist of law enforcement agencies: avtoref. dis. ... Doctor of Psychological Sciences. M., 2013. 46 p.
8. Kruk V.M. Psychology of Ensuring Personal Reliability of a Specialist. Monograph. Moscow: Publishing House of the Research Institute of Radio Electronics and Laser Technology, Bauman Moscow State Technical University, 2012. 376 p.
9. Kruk V.M., Kubyshko V.L. Psychological problems of establishing trustworthiness in the Russian Empire // Human capital. 2017. № 3. Pp. 10-13.
10. Kruk V.M., Fedotov A.Yu. Systemic and situational analysis of the reliability of an employee of the internal affairs bodies // Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 4. Pp. 77-88.
11. Kruk V.M., Fedotov A.Yu., Seredenko G.E. Psychological aspects of the problem of reliability (trustworthiness) in the laws of the Russian Empire (1649-1881) // Human capital. 2019. № 12 (132). Vol. 2. Pp. 59-68.
12. As part of the implementation of the online form of training, cadets of the Military University take special courses at the Military Academy of the Strategic Missile Forces [Electronic resource]. URL: http://military-news.press/kyrsanty-voennogo-yniversiteta-v-ramkah-realizacii-setevoi-formy-obycheniia-prohodiat-speckyrsy-na-baze-voennoi-akademii-rvsn.html?ysclid=lj5yteo92h51835482 (Access date: 16.02.2023).
13. Nebylitsyn V.D. On the study of operator reliability in automated systems // Questions of Psychology. 1961. № 6. Pp. 9-18.
14. Nebylitsyn V.D. Reliability of operator work in a complex control system // Engineering Psychology / Ed. by A.N. Leontiev, V.P. Zinchenko and D.Yu. Panov. M.: Moscow State University, 1964. Pp. 358-367.
15. Fedotov A.Yu. Professional reliability of a specialist in law enforcement agencies. Monograph. M.: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, 2018. 465 p.
16. Fedotov A.Yu. Psychological support of professional reliability of a specialist in law enforcement agencies: avtoref. dis. ... Doctor of Psychological Sciences. M., 2020. 47 p.
17. Guardians of the Nuclear Power of the State // Krasnaya Zvezda. 6.09.2021.


 

 

Крук Владимир Михайлович
доктор психологических наук, профессор
профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул. д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kruk Vladimir Mikhailovich
Doctor of Psychological Sciences, Professor
Professor at the Department of Military-Political Work among troops (forces)
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Самсин Андрей Александрович
преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул. д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Samsin Andrey Aleksandrovich
Lecturer at the Department of Military-Political Work among troops (forces)
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ