ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ


THE IMPORTANCE OF PHYSICAL READINESS OF MILITARY PERSONNEL IN CONDITIONS OF MODERN COMBAT OPERATIONS


УДК 355.235.212

 

БАРАНЮК Виталий Игоревич
кандидат педагогических наук, доцент
СОБИНА Владимир Абрамович
доктор педагогических наук, профессор

 

 

BARANYUK Vitaliy Igorevich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
SOBINA Vladimir Abramovich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

 

Аннотация. В статье приводится анализ современного ведения боевых действий, где физическая готовность военнослужащих играет важнейшую роль в эффективности выполнения боевых задач, что подтверждается конкретными примерами и фактами. Даются рекомендации по использованию опыта боевых действий на занятиях по физической и боевой подготовке при использовании импровизированных штурмовой полосы и полосы препятствий. Основное место на занятиях предлагается отводить тренировке военнослужащих в выполнении всех специфических в бою действий в их взаимосвязи с относительно повышенной физической нагрузкой.   Abstract. The article provides an analysis of modern combat operations, where the physical readiness of military personnel plays a key role in the effectiveness of combat missions, which is confirmed by specific examples and facts. Recommendations are given on the use of combat experience in physical and combat training classes using improvised assault strips and obstacle courses. The main place in classes is proposed to be given to training military personnel in performing all combat-specific actions in their relationship with relatively increased physical activity.

Ключевые слова: военнослужащие; боевые действия; физическая готовность; нагрузка; обучение.

  Keywords: military personnel; combat operations; physical readiness; workload; training.

 

 

 

 

Ведение современного боя требует от военнослужащих огромного напряжения моральных и физических сил. Распространение новых средств поражения, насыщение армий автоматическим оружием и сложной техникой и аппаратурой не только не означают возможности уменьшения такого напряжения, но неуклонно ведут к его дальнейшему повышению. В связи с этим непрерывно возрастают и усложняются требования к физической подготовке военнослужащих, как одному из важных условий их успешных действий в бою [1, C. 50; 4, С. 117].


Для того, чтобы правильно, на уровне существующих требований проводить физическую подготовку, необходимо хорошо знать ее задачи, вытекающие из особенностей современного боя. Командир должен владеть всеми средствами и методами физической подготовки, разработанными исходя из опыта боевых действий войск и подтвержденными научными исследованиями последних лет, практически проверенными в передовых частях и подразделениях [2, C. 56].


Современный опыт ведения боевых действий свидетельствует о том, что российские военнослужащие проявляют исключительную выносливость, показывая великолепные примеры ловкости, находчивости и отваги. Чем сложнее обстановка боя, чем упорнее сопротивляется противник, тем заметнее становится роль физической подготовки и натренированности войск. Для прорыва укрепленных позиций на линии боевого соприкосновения, как правило, назначаются подразделения, способные с большой быстротой совершить бросок в атаку. Хроника событий современного ведения боевых действий показывает, что, благодаря мобильности и стремительности продвижения, подразделения несут относительно небольшие потери и уничтожают противника раньше, чем он успевает изготовиться к отражению атаки.


Опыт специальной военной операции показывает, что в боях за крупные населенные пункты российские военнослужащие продвигаются, преодолевая развалины и баррикады, пробираясь по крышам и подземным тоннелям. Порой, чтобы добраться до противника, им приходиться проламывать, взрывать стены или перекрытия зданий и затем вести ожесточенные бои на ближней дистанции, в том числе и в рукопашном бою, за каждый этаж и каждое помещение дома. Очевидно, что в этих боестолкновениях побеждают более смелые, ловкие и сильные, те, кто действует более решительно и умело.


Как правило, при форсировании водных рубежей в соединении ударные подразделения формируются из числа опытных, смелых и хорошо плавающих военнослужащих. Эти подразделения под ожесточенным пулеметным, минометным и артиллерийским огнем противника, под непрерывной бомбардировкой с воздуха первыми переправляются через водные препятствия (реки, водоемы) и стремительно атакуют противника. Захватив плацдарм, они обеспечивали переправу главных сил.


Сложные климатические условиях в зимнее время года требуют от военнослужащих высокой работоспособности, низкой утомляемости и крепкого здоровья, в связи с чем подразделения специального назначения формируются зачастую из числа спортсменов и наиболее физически подготовленных военнослужащих, способных быстро передвигаться без дорог по снежной целине и, не снижая функциональной работоспособности, проникать в тыл противника, наносить ему внезапные удары с целью получения разведывательных данных.


Особенно много спортсменов и отличников физической подготовки в разведывательных подразделениях, где в полной мере проявляются их высокие моральные качества и отличная тренированность.


Так, например, мобилизованный разведчик-спортсмен (позывной «Шило») один проник в тыл противника и, действуя там в течение двух дней, бесшумно уничтожил трех боевиков, захватил в плен и на себе принес офицера националистического батальона «Азов» (запрещенная в России террористическая организация) с ценными документами. Разведчик, рядовой (позывной «Ветер»), доставляя донесение, четыре часа пробирался в воде мимо противника, а затем пробежал пять километров менее чем за 17 минут.


Как в тылу (в местах постоянной и временной дислокации), так и непосредственно в зоне ведения боевых действий командиры в сложнейших условиях тщательно готовят своих подчиненных к выполнению предстоящих боевых задач. Известен такой пример. Штурмовое подразделение под руководством старшего лейтенанта (позывной «Черный»), действовавшее на Краснолиманском направлении, получило задание уничтожить противника в тщательно укрепленном здании. К этому времени российские военнослужащие заняли небольшой участок лесополосы, насквозь простреливаемый огнем противника. Все же под прикрытием огня артиллерии командир детально отработал с подчинённым личным составом порядок штурма. Наряду с тактической стороной при этом большое внимание уделялось умению военнослужащих действовать ловко и стремительно; ведь каждый из них имел внушительную и весьма тяжелую экипировку. Качественная и методически грамотная подготовка дала свои результаты – после ожесточенного ночного боя здание было выполнено, подразделение с незначительными потерями заняло здание, полностью уничтожив боевиков.


Система боевой подготовки войск, в которую как неотъемлемая ее часть входит и физическая подготовка, в настоящее время отражает те изменения, которые происходят в способах ведения боевых действий, в характере обороны и наступления противника. Сегодня ведущее значение последовательно приобретает подготовка к отражению диверсионных атак противника, прорыву его позиционной обороны, ведению боя в крупном населенном пункте, а на некоторых направлениях также к действиям на лесисто-равниной или холмистой местности, к переправам вплавь или передвижению по заснеженным участкам местности [3, C. 260; 5, С. 56].


Таким образом, в ходе ведения боевых действий непрестанно расширяется и совершенствуется содержание физической подготовки войск. Что касается методики ее проведения, то характерным отличием здесь является проведение занятий на участках местности, схожих с условиями ведения предстоящих боевых задач используя способ обучения «моделирование».


Наряду с этим необходимые и наиболее актуальные изменения целесообразно вносить в штурмовые полосы и полосы препятствий. Основное место на занятиях отводить тренировке военнослужащих в выполнении всех специфических в бою действий в их взаимосвязи с относительно повышенной физической нагрузкой. Попутно, насколько это позволяют сжатые сроки подготовки, отрабатывать и отдельные специальные технико-тактические двигательные действия.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Алехин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: учебное пособие. М.: ВУ, 2003.
2. Алехин И.А., Кузнецов Ю.Н. Педагогический опыт обеспечения качества профессиональной подготовки офицерских кадров и иностранных военных специалистов в военных вузах России и США // Мир образования – образование в мире. 2018. № 2 (70). С. 56-63.
3. Мельников А.Г. Актуальные подходы к совершенствованию физической подготовленности военнослужащих ракетных подразделений Сухопутных войск / А.Г. Мельников, А.В. Ткач // Сборник статей итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Военного института физической культуры за 2019 год, посвященной Дню российской науки. Ч. 1. СПб.: ВИФК, 2020. С. 260-265.
4. Обвинцев А.А. Теория и организация служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта / А.А. Обвинцев, В.В. Миронов. СПб.: ВИФК, 2014. 297 с.
5. Федак Е.И., Цыганков Д.С. Педагогические аспекты формирования мотивации профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России // Перспективы науки. 2015. № 2 (65). С. 56-59.


 

REFERENCES:

 

1. Alekhin I.A. Theory and practice of education of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation: a teaching aid. M.: MU, 2003.
2. Alekhin I.A., Kuznetsov Yu.N. Pedagogical experience of ensuring the quality of professional training of officer personnel and foreign military specialists in military universities of Russia and the USA // The world of education – education in the world. 2018. № 2 (70). Pp. 56-63.
3. Melnikov A.G. Current approaches to improving the physical fitness of military personnel of the missile units of the Ground Forces / A.G. Melnikov, A.V. Tkach // Collection of articles of the final scientific and practical conference of the faculty of the Military Institute of Physical Culture for 2019, dedicated to the Day of Russian Science. Part 1. SPb.: VIFK, 2020. Pp. 260-265.
4. Obvintsev A.A. Theory and organization of service-applied physical training, physical education and sports / A.A. Obvintsev, V.V. Mironov. SPb.: VIFK, 2014. 297 p.
5. Fedak E.I., Tsygankov D.S. Pedagogical aspects of the formation of motivation for professional activity of officers of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Prospects of Science. 2015. № 2 (65). Pp. 56-59.


 

 

Баранюк Виталий Игоревич
кандидат педагогических наук, доцент
докторант кафедры педагогики
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Baranyuk Vitaliy Igorevich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Doctoral student at the Department of Pedagogics
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Собина Владимир Абрамович
доктор педагогических наук, профессор
старший преподаватель кафедры физической подготовки
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Sobina Vladimir Abramovich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Senior Lecturer at the Department of Physical Training
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ