ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА БОЕВЫХ ПРИМЕРАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
PEDAGOGICAL WAYS TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF MILITARY-POLITICAL EDUCATION BASED ON COMBAT EXAMPLES OF A SPECIAL MILITARY OPERATION
УДК 355.233
МАСЯГИН Владимир Павлович
|
|
MASYAGIN Vladimir Pavlovich
|
Аннотация. В научной статье исследуются важные аспекты военно-политического воспитания на боевых примерах специальной военной операции (СВО) с использованием педагогических методов и подходов. Основная цель исследования заключается в освещении педагогических путей повышения эффективности данного процесса. Статья подчеркивает важность системного подхода к военно-политическому воспитанию на боевых примерах СВО, акцентируясь на роли информационных технологий, педагогической подготовки командного состава и активного использования педагогического мониторинга для достижения высоких результатов в формировании личности военнослужащих и их профессиональной компетентности. | Abstract. The scientific article examines important aspects of military-political education on combat examples of a special military operation (SMO) using pedagogical methods and approaches. The main objective of the study is to highlight pedagogical ways to improve the effectiveness of this process. The article emphasizes the importance of a systematic approach to military-political education on combat examples of the SMO, focusing on the role of information technology, pedagogical training of command personnel and the active use of pedagogical monitoring to achieve high results in the formation of the personality of military personnel and their professional competence. | |
Ключевые слова: военно-политическое воспитание; педагогические методы; информационные технологии; педагогическая подготовка; педагогический мониторинг; боевые примеры СВО. |
Keywords: military-political education; pedagogical methods; information technologies; pedagogical training; pedagogical monitoring; combat examples of the SMO. |
Современные глобальные вызовы и изменения на мировой политической арене подчеркивают важность эффективного военно-политического воспитания военнослужащих. Подготовка к выполнению сложных задач – и особенно задач специальной военной операций (СВО) – требует не только высокой профессиональной подготовки, но и глубокого понимания политических и этических аспектов. В данной статье проводится анализ педагогических путей, направленных на повышение эффективности военно-политического воспитания на боевых примерах СВО.
В современном мире, где конфликты и политические риски становятся все более непредсказуемыми, военно-политическое воспитание приобретает новые измерения. Оно предполагает формирование не только профессиональных навыков, но и углубленного понимания политических, социальных и культурных факторов, влияющих на развитие конфликтов и принятие стратегических решений. Подготовка военнослужащих к этим вызовам требует инновационных методов и подходов, способных обеспечить гармоничное сочетание профессионализма и политической компетентности.
В современных условиях с развитием информационных технологий становится ясно, что они имеют потенциал преобразовать и улучшить образовательные практики в разных сферах, включая военное обучение и воспитание.
Информационные технологии претерпели существенные изменения за последние десятилетия, оказав влияние на образовательные подходы. Военно-политическое воспитание на боевых примерах, основанное на информационных технологиях, представляет собой новый этап в развитии воспитания. Виртуальные симуляции, образовательные платформы и онлайн-курсы позволяют создавать реалистичные сценарии боевых ситуаций, что способствует глубокому пониманию политических и тактических аспектов военной деятельности.
Использование виртуальных симуляций в военно-политическом воспитании позволяет военнослужащим не только ознакомиться с теоретическими знаниями, но и практически применить их в контролируемой среде. Это способствует развитию аналитических навыков, умения принимать решения в сложных ситуациях и оценивать политические последствия. Кроме того, такой подход позволяет снизить риски при проведении практических учений и тренировок. Это подтверждается исследованиями в этой области учеными из США.
Информационные технологии также способствуют улучшению взаимодействия и коммуникации между военнослужащими. Онлайн-форумы, дискуссионные платформы и совместные проекты позволяют обмениваться опытом, анализировать различные жизненные, политические и бытовые ситуации и принимать коллективные решения. Такой коллаборативный подход способствует развитию лидерских навыков и способности работать в команде.
Современные конфликты и политические риски требуют от военнослужащих гибкости и способности быстро адаптироваться к новым реалиям. Использование информационных технологий в военно-политическом воспитании позволяет подготовить военнослужащих к разнообразным сценариям действий и принятия решений. Они могут практиковать свои навыки в разных условиях, что обеспечивает готовность к эффективным действиям даже в непредвиденных обстоятельствах.
Внедрение боевых примеров является ключевым компонентом педагогической стратегии в военно-политическом воспитании. Эта методологическая практика позволяет военнослужащим систематически анализировать реальные военные ситуации, происходящие в ходе военных операций, и извлекать уроки из исторического опыта. Важное значение имеет сформированная авторами классификация боевых примеров СВО.
Активное взаимодействие с боевыми примерами способствует более глубокому пониманию военнослужащими сути тактических и стратегических вопросов, а также развитию аналитических способностей. Кроме того, эта практика способствует выработке у участников педагогического процесса способности к критическому мышлению, принятию обоснованных решений в экстремальных обстоятельствах, а также стимулирует формирование глубокого профессионального понимания.
Классификация боевых примеров, в настоящее время уже сформированная, структурирует боевые примеры по видам боевых действий и воинским специальностям военнослужащих, таким как десантники, танкисты, медицинский персонал, командиры и др. Кроме того, она содержит описания сути подвигов (информация взята из открытых источников периодической печати). Тем не менее, следует подчеркнуть, что актуальность классификации боевых примеров остается важным аспектом, охватывающим широкий спектр сценариев военных действий разнообразного масштаба и характера. Неотъемлемой частью является также обновление ее содержания в соответствии с изменениями в современной геополитической ситуации. Это гарантирует достижение реалистичности и практической значимости данного метода в военно-политическом воспитании.
Следовательно, внедрение классификации боевых примеров и ее адекватное применение в процессе военно-политического воспитания дополняет информационные технологии, расширяя педагогический арсенал и обогащая воспитательный процесс, что способствует более глубокому и всестороннему осмыслению учебного контента военнослужащими.
В условиях быстро развивающихся технологий и широкого распространения мобильных устройств возникают новые перспективы для эффективного военно-политического воспитания на боевых примерах. Одним из инновационных направлений в этой области становится использование специализированных приложений для мобильных устройств. Это предоставляет новые возможности для обогащения образовательного процесса и повышения качества воспитания военнослужащих.
Одной из главных перспектив использования приложения для мобильных устройств в военно-политическом воспитании является создание интерактивных образовательных сред, которые максимально приближены к реальным ситуациям боевой деятельности. Приложение может содержать в себе симуляции боевых операций, кейсы для анализа и принятия решений, а также интерактивные задания для развития навыков анализа и тактического мышления.
Другой перспективой является доступность обучения. Мобильные приложения позволяют военнослужащим обучаться в любом удобном для них месте в любое время, что особенно актуально для тех, кто находится в условиях постоянного передвижения или служебных командировок. Это увеличивает гибкость в педагогическом процессе и позволяет адаптировать его под индивидуальные потребности.
Кроме того, использование приложения для мобильных устройств способствует более эффективному взаимодействию между военнослужащими и командным составом. Возможность получения обратной связи, обсуждения ситуаций и анализа результатов обучения через приложение способствует более глубокому пониманию материала и повышению мотивации к обучению.
Тем не менее, следует учитывать некоторые вызовы и ограничения, связанные с использованием приложений для мобильных устройств в военно-политическом воспитании. Это включает в себя необходимость обеспечения безопасности данных, разработку качественного и содержательного контента, а также адаптацию приложения под разные уровни обучения.
В итоге, использование приложения для мобильных устройств в интересах военно-политического воспитания на боевых примерах предоставляет значительные перспективы для обогащения образовательного процесса, улучшения доступности обучения и повышения качества воспитания военнослужащих. Необходимо тщательное планирование и интеграция приложения в образовательный контекст, чтобы реализовать его потенциал на практике.
Информационные технологии представляют собой мощный инструмент для повышения эффективности военно-политического воспитания на боевых примерах. Они позволяют создавать реалистичные сценарии, развивать аналитические и тактические навыки, улучшать взаимодействие и готовить военнослужащих к разнообразным ситуациям. Комбинирование традиционных методов с современными информационными технологиями открывает новые перспективы для эффективного военно-политического воспитания, способствуя формированию высокоморальных и политически грамотных военнослужащих.
Следующим педагогическим путем повышения эффективности военно-политического воспитания военнослужащих на боевых примерах СВО, по мнению авторов, является педагогическая подготовка командного состава. Командный состав играет ключевую роль в формировании военнослужащих как профессионалов и личностей, способных принимать эффективные решения в сложных ситуациях, в обеспечении глубокого понимания и поддержки личным составом государственной политики в области обороны [1].
Актуальность исследований профессионально-педагогической культуры офицерского состава обусловливается потребностями существенного повышения качества профессиональной подготовки военнослужащих ВС РФ, гуманизации военно-служебных отношений, всесторонней педагогизации военно-социальной среды, подготовки офицеров как наставников нового поколения [3].
Педагогическая подготовка командного состава представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий в себя обучение навыкам эффективного воздействия на подчиненных, развитие лидерских качеств и способности к анализу и принятию решений. Эффективный командный состав способен оказывать позитивное влияние на военно-политическое воспитание военнослужащих на боевых примерах СВО.
Одним из ключевых аспектов педагогической подготовки командного состава является развитие лидерских навыков. Лидеры не только должны владеть профессиональными знаниями, но и быть способными вдохновлять и мотивировать свою команду. Изучение теорий лидерства и анализ практики успешных лидеров способствует формированию эффективного командного состава.
Педагогическая подготовка командного состава требует использования разнообразных техник и методик, способствующих развитию педагогических навыков. Сюда входит обучение методам мотивации, эффективной коммуникации, организации образовательных процессов и взаимодействия с военнослужащими. Применение педагогических методов помогает командному составу стать эффективными наставниками и лидерами.
Педагогическая подготовка командного состава нацелена на то, чтобы они могли эффективно внедрять методы военно-политического воспитания в повседневную практику. Это включает в себя способность применять боевые примеры, информационные технологии и педагогический мониторинг для формирования высокоморальных, грамотных и компетентных военнослужащих.
Педагогическая подготовка командного состава является неотъемлемой частью военно-политического воспитания на боевых примерах. Развитие лидерских навыков, использование педагогических методик и способность применять военно-политическое воспитание в практике позволяют командному составу эффективно формировать будущее поколение военнослужащих.
Рассмотрим роль и значение педагогического мониторинга в военно-политическом воспитании на боевых примерах СВО. Педагогический мониторинг представляет собой систематическое и целенаправленное наблюдение за образовательным и воспитательным процессом с целью оценки и оптимизации качества педагогического воздействия.
Термин «мониторинг» эволюционировал из латинского глагола «monere», который имеет семантическую подоплеку «предупреждать», «советовать». Этот термин приобрел особое значение в современной образовательной и исследовательской практике, где он обозначает систематический и методологически организованный процесс наблюдения, анализа и оценки событий, явлений или процессов с целью получения информации для принятия обоснованных решений и оптимизации деятельности. Под мониторингом образования понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора, хранения и анализа информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки состояния, тенденций, прогноза и рисков развития образования, используемая при принятии управленческих решений в сфере образования. Мониторинг строится на четких основаниях для измерения и сравнения. При этом основаниями выступают соответствия какому-либо эталону – требованию, стандарту, закону; сравнительные данные для двух или нескольких сходных по характеристикам систем; временные динамические ряды, характеризующие развитие объекта мониторинга [2]. В воинской среде педагогический мониторинг представляет собой комплексную систему сбора, анализа и интерпретации данных о военно-политическом воспитании. Он основан на принципах системности, регулярности и целенаправленности. Целью педагогического мониторинга является обеспечение эффективности воспитательных процессов и внесение корректив в практику воспитания на основе полученных данных.
Основными задачами педагогического мониторинга в военно-политическом воспитании являются следующие: оценка качества педагогического процесса, выявление успешных практик и проблемных аспектов, анализ эффективности методов и технологий, определение путей оптимизации воспитательного процесса. Педагогический мониторинг позволяет вовремя выявлять и корректировать недостатки, а также эффективно использовать успешные практики.
Педагогический мониторинг способствует оптимизации военно-политического воспитания на боевых примерах. Анализ полученных данных позволяет выявить проблемные области и осуществить целенаправленные корректировки в планировании и проведении образовательных мероприятий. Это поддерживает постоянное развитие и совершенствование системы военно-политического воспитания.
Интеграция педагогического мониторинга в практику военно-политического воспитания требует разработки соответствующих методологических подходов и инструментов. Это может включать в себя разработку анкет, опросов, аналитических отчетов и механизмов обратной связи. Педагогический мониторинг должен стать неотъемлемой частью педагогического процесса, способствуя его постоянному улучшению и адаптации к изменяющимся условиям. Он создает механизм обратной связи между педагогами, воспитателями, командным составом и военнослужащими, что позволяет быстро выявлять проблемы и находить решения. Этот процесс постоянного мониторинга и коррекции способствует поддержанию высокого уровня качества военно-политического воспитания на боевых примерах СВО.
Педагогический мониторинг военно-политического воспитания на боевых примерах подчеркивает важность постоянной адаптации и развития образовательных методов и подходов. Он способствует преодолению негативных тенденций и эффективной реализации позитивных изменений в практике воспитания. Следовательно, педагогический мониторинг становится неотъемлемой составляющей в стремлении к достижению высоких результатов в военно-политическом воспитании на боевых примерах.
В данной научной статье было осуществлено рассмотрение существенных аспектов военно-политического воспитания на боевых примерах с использованием разносторонних педагогических методов и подходов. Основной целью данного исследования было выявление эффективных педагогических стратегий, способствующих повышению эффективности этого процесса.
В результате рассмотрения роли информационных технологий в военно-политическом воспитании стало ясно, что современные технологические средства предоставляют уникальную возможность обогатить педагогический процесс, создавая ситуации для анализа и принятия решений, способствуя более глубокому взаимодействию между военнослужащими и руководящим составом, а также открывая перспективы для инновационных подходов.
Исследование показало, что эффективная педагогическая подготовка командиров является неотъемлемым фактором успешного военно-политического воспитания. Необходимость обладания широкими знаниями, организаторскими навыками и высокой педагогической компетенцией командного состава становится явной, ибо их роль в передаче ценностей и навыков военно-политической деятельности трудно переоценить.
Результаты рассмотрения подтвердили, что педагогический мониторинг является мощным инструментом для оптимизации воспитательных процессов. Его способность выявлять успешные практики и недостатки, а также вносить коррективы в планирование и реализацию воспитательных мероприятий существенно способствует повышению эффективности данного процесса.
В целом, результаты исследования говорят о важности комплексного подхода к военно-политическому воспитанию на боевых примерах СВО. Интеграция информационных технологий, высококачественная подготовка командного состава и активное использование педагогического мониторинга содействуют формированию и развитию личности военнослужащих, а также повышению их профессиональной компетентности. Эти выводы открывают перспективы для дальнейших исследований и практической реализации эффективных методов военно-политического воспитания на боевых примерах.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министра обороны РФ № 803 от 28.12.2021 г. «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в ВС РФ».
2. Майоров А.Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием: автореферат диссертации … доктора педагогических наук. СПб, 2003. 42 с.
3. Устинов И.Ю., Караванов А.А. Технология военно-педагогической деятельности как системообразующий компонент профессиональной подготовки офицера // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020. № 3. С. 96-104.
REFERENCES:
1. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation № 803 of December 28, 2021 "On approval of the Guidelines for the organization of military-political work in the Russian Armed Forces."
2. Mayorov A.N. Monitoring in the system of information support of education management: abstract of the dissertation … Doctor of Pedagogical Sciences. SPb., 2003. 42 p.
3. Ustinov I.Yu., Karavanov A.A. Technology of military-pedagogical activity as a system-forming component of professional training of an officer // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2020. № 3. Pp. 96-104.
Масягин Владимир Павлович |
|
Masyagin Vladimir Pavlovich |
Тарабрин Глеб Леонидович |
Tarabrin Gleb Leonidovich |