ФОРМЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ


FORMS AND MEANS OF EDUCATION OF DISCIPLINE IN MILITARY PERSONNEL AS FUNDAMENTAL FACTORS OF FORMATION OF DISCIPLINE IN A UNIT


УДК 371.487

 

ГУБЕНКО Ирина Артемовна
кандидат юридических наук, доцент
ЛЯМЗИН Евгений Николаевич
МИРОШНИЧЕНКО Артем Анатольевич

 

 

GUBENKO Irina Artemovna
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor
LYAMZIN Evgeniy Nikolaevich
MIROSHNICHENKO Artem Anatolyevich

 

Аннотация. В статье представлены методы воспитательного процесса военнослужащих для поддержания дисциплины в воинском коллективе. Рассмотрен каждый метод отдельно с его положительных и отрицательных сторон. Представлена система воспитательного процесса по формированию дисциплины.   Abstract. The article presents methods of the educational process of military personnel to maintain discipline in the military collective. Each method is considered separately from its positive and negative sides. The system of the educational process for the formation of discipline is presented.

Ключевые слова: воспитание; дисциплина; воинская дисциплина; субординация; военнослужащий.

  Keywords: education; discipline; military discipline; subordination; serviceman.

 

 

 

 

Воспитание дисциплинированности у военнослужащих представляет собой сложный процесс воздействия не только на коллектив в целом, но и подразумевает индивидуальный подход к каждой отдельной личности. Опираясь на существующую систему контроля дисциплины среди военнослужащих, можно прийти к выводу, что понимание основ психологии, четкое понимание и применение методов воспитания способствуют повышению уровня дисциплинированности коллектива.


Для соблюдения субординации и дисциплины в коллективе военнослужащих применяются различные методы воспитания. Под методом воспитания принято понимать влияние на волю, чувства и мыслительные процессы человека, осуществляемые с целью выработки определенных качеств.


Методы воспитания военнослужащих напрямую зависят от ряда факторов, а именно:

- от целей и задач воспитательного воздействия;

- от содержания идей, внедряемых в сознание военнослужащих;

- от типа общественных отношений.


Наиболее популярными методами воспитания среди военнослужащих выступают убеждение, поощрение, личный пример, принуждение и упражнение. Важно понимать, что вышеперечисленные методы необходимо применять комплексно, так как не существует универсального способа решения всех воспитательных задач.


Воспитательный процесс – это система различных взаимосвязанных методов. Невозможно решить все поставленные вопросы посредством одного метода.


Методы воспитания военнослужащих напрямую связаны с целями, установленными государством. В рамках современной военной педагогики принято применять методы, ориентированные на развитие сознательности каждого военнослужащего, формирование важных личностных качеств, системы ценностей и убеждений. Грамотно разработанная система воспитания военнослужащих выступает основой дисциплинированности коллектива.


Таким образом, сложно переоценить важность воспитательного процесса в вопросе формирования дисциплинированного коллектива военнослужащих.


Основные формы и средства воспитания дисциплинированности у военнослужащих.


Как показывает практика, нет единого шаблона воспитания личностных качеств индивида в рамках коллектива военнослужащих. Многообразие условий, воздействующих на личность во время несения службы, требует применения сразу нескольких методов воспитания. Каждый случай требует индивидуального подхода, и зачастую способ однажды оказавшийся успешным, не применим в аналогичных обстоятельствах. Воспитательный процесс требует знаний основ психологии и педагогики и представляет собой сугубо творческий процесс. Оценивая результаты воспитательных мероприятий в рамках подразделения, важно понимать, что любые положительные сдвиги – результат комплекса мер.


Великий советский педагог А.С. Макаренко говорил об этом так: «Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединенно от всей системы средств».


Предлагаем подробнее рассмотреть основные методы воспитания личного состава.


Метод убеждения. В рамках данного метода предполагается влияние на чувства и мысли военнослужащих, внедрение определенной идеи посредством постоянного воздействия на волю военнослужащих. По сути, данный метод представляет собой процесс передачи знаний и опыта, имеющий мощную эмоциональную окраску. Именно поэтому данный метод находит огромный отклик, а внедренные в сознание идеи определяют дальнейшее поведение военнослужащего.


Метод примера. Представляет собой целенаправленное комплексное воздействие офицеров на личный состав посредством своих действий. В данном методе руководитель выступает образцом для подражания, своеобразной основой для формирования необходимой модели поведения. Метод примера основывается на склонности индивида к подражанию успешным личностям. В рамках этого воспитательного метода военнослужащие ориентируются на личный пример и опыт непосредственного руководства.


Метод упражнения. Основан на организации повседневной жизни, в рамках которой военнослужащий соотносит свои поступки с последствиями, приобретает опыт правильного поведения и закрепляет полученные знания на ежедневной основе. В рамках данного метода военнослужащий сталкивается с настоящими трудностями, совершает определенные поступки, благодаря чему формируется шаблон правильного поведения в той или иной ситуации. Метод упражнения – это не обычная тренировка. Данный метод позволяет создать условия для формирования у военнослужащих ряда важных качеств, таких как смелость, настойчивость и смекалка. Вырабатывается ситуативное мышление, стандарт поведения в определенных условиях.


Метод поощрения. Основан на закреплении положительного результата. Это положительная оценка поведения военнослужащего, направленная на укрепление уже выработанных качеств. Применение поощрительной системы позволяет повысить степень удовлетворенности службой, помогает закрепить уже полученные результаты и подталкивает к достижению новых целей. Поощрить военнослужащего – значит вызвать у него желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. Под влиянием поощрительных мер у военнослужащих появляется своеобразная привычка действовать в рамках норм морали и согласно уставу.


Метод принуждения. Основан на порицании и негативной оценке некорректного поведения военнослужащего, благодаря чему мотивирует его придерживаться общепринятой системы поведения, соблюдать законы и устав, требования по поддержанию внутреннего порядка в воинской части. В процессе применения метода принуждения командирам необходимо соизмерять степень проступка и масштаб провинности подчиненного. Наиболее яркие примеры применения метода принуждения – это замечание, выговор, назначение наряда вне очереди, понижение в должности или в звании.


Нарушение устава воинского коллектива, безнаказанность негативных действий ведет к нарушению воинской дисциплины в подразделении, тем самым существенно вредит боеспособности личного состава. Именно поэтому Дисциплинарный устав ВС РФ требует тотального контроля личного состава, отслеживание и порицание каждого дисциплинарного нарушения.


Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров. Воинская дисциплина регламентирует отношения внутри коллектива военнослужащих. Она предполагает уважение сослуживцев и руководящего звена, полное и беспрекословное следование уставу и действующему законодательству. Дисциплина обязывает военнослужащих следовать правилам воинской вежливости. Военнослужащий – пример для гражданских лиц, соответственно дисциплинированность важна не только в рамках воинской части, а также в общественных местах. Дисциплинированный солдат не только сам не совершает недопустимых действий, но и сдерживает других, поддерживает мир и справедливость как в процессе службы, так и в бытовых ситуациях.


Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

- быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов;

- выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;

- беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;

- быть бдительным, строго хранить государственную тайну;

- поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

- оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

- вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан;

- соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.


Заключение


Основываясь на вышесказанном, можно прийти к выводу, что для установления и поддержания дисциплины в подразделении недостаточно применения определенного метода воспитания. Командирам необходимо разработать комплексный подход к решению воспитательных и дисциплинарных задач. Разработанная система должна основываться на нормах психологии и педагогики и мотивировать военнослужащих действовать согласно уставу, законодательству и нормам морали.


Только подразделение, в рамках которого отлажена дисциплина, выработана четкая система поощрений и порицаний, способно продемонстрировать высокие показатели в боевой подготовке.


Дисциплина в коллективе военнослужащих позволяет создать прочные связи в подразделении и способствует соблюдению субординации. В подразделении ответственность за уровень дисциплины лежит на плечах командира и его заместителя по военно-политической работе. Благодаря их слаженным действиям и формируются дисциплинированные, смелые, мужественные и добросовестные солдаты.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237 (ред. от 10.10.2024) «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»).
3. Зиновьев А.С. Учебное пособие по изучению и практическому применению общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации / А.С. Зиновьев, С.Н. Марахов. М.: Феникс, 2019. 256 c.
4. Колев А.С. О значении военно-патриотического воспитания // Интеграция образования. 2016. № 5. С. 45-63.
5. Лютницкая О.В. О значимости военной службы // Военное право. 2016. № 11. С. 19-26.
6. Окульсин Ю.О. Основные составляющие национальной безопасности современной России // Вестник Воронежского института МВД России. 2017. № 1. С. 16-32.


 

REFERENCES:

 

1. Decree of the President of the Russian Federation of 10.11.2007 No. 1495 (as amended on 24.12.2021) "On approval of the general military regulations of the Armed Forces of the Russian Federation".
2. Decree of the President of the Russian Federation of September 16, 1999 No. 1237 (as amended on October 10, 2024) “Questions of military service” (with the “Regulations on the procedure for military service”).
3. Zinoviev A.S. Textbook on the study and practical application of general military regulations of the Armed Forces of the Russian Federation / A.S. Zinoviev, S.N. Marakhov. M.: Phoenix, 2019. 256 p.
4. Kolev A.S. On the importance of military-patriotic education // Integration of education. 2016. № 5. Pp. 45-63.
5. Lyutnitskaya O.V. On the importance of military service // Military law. 2016. № 11. Pp. 19-26.
6. Okulsin Yu.O. The Main Components of National Security of Modern Russia // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 1. Pp. 16-32.


 

 

Губенко Ирина Артёмовна
кандидат юридических наук, доцент
доцент кафедры военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Gubenko Irina Artemovna
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Лямзин Евгений Николаевич
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук
преподаватель кафедры физической подготовки
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Lyamzin Evgeniy Nikolaevich
Candidate for a degree in Pedagogical Sciences
Lecturer at the Department of Physical Training
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Мирошниченко Артем Анатольевич
курсант факультета психологии
Военный университет имени князя Александра Невского
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Miroshnichenko Artem Anatolyevich
Cadet of the Faculty of Psychology
Military University named after Prince Alexander Nevsky
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ