ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
PSYCHOLOGICAL MODEL AND CONDITIONS OF EFFECTIVENESS OF MILITARY PERSONNEL PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
УДК 159.9
ОЖЕРЕЛЬЕВА Ия Геннадьевна
|
|
OJERELIEVA Iya Gennadievna
|
Аннотация. В статье осуществлен анализ научных подходов к проблеме профессионального самоопределения, предложена теоретическая модель профессионального самоопределения военнослужащих, выявлены группы условий эффективного профессионального самоопределения курсантов, обучающихся по специальности «военно-политическая работа». | Abstract. The article analyzes scientific approaches to the problem of professional self-determination, proposes a theoretical model of professional self-determination of military personnel, identifies groups of conditions for effective professional self-determination of cadets studying in the specialty «military-political work». | |
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; личная профессиональная перспектива; условия профессионального самоопределения военнослужащих. |
Keywords: professional self-determination; personal professional perspective; conditions of military personnel professional self-determination. |
Сложность и важность задач по вооруженной защите российского государства определяют высокие требования к уровню профессионализма военнослужащих, необходимость непрерывного и целенаправленного совершенствования профессионального мастерства военных специалистов.
Процесс профессионального самоопределения (ПС) сопровождает всю профессиональную жизнь военнослужащего, представляя собой один из центральных механизмов становления военно-профессиональной деятельности, что и определяет необходимость исследования психологических условий, влияющих на качество протекания и результативность самоопределения специалиста в профессии, и важность нахождения путей и способов повышения эффективности профессионального самоопределения.
В настоящее время в научных работах, посвященных изучению феномена профессионального самоопределения специалиста, не наблюдается единого понимания сущности, содержания данного процесса и его условий (факторов), что объясняется рядом причин: отождествление профессионального самоопределения с выбором профессии (И.С. Кон, Л.И. Божович) происходит вследствие того, что данный процесс наиболее развёрнут, наглядно представлен и удобен для изучения именно в юношеском возрасте; отсутствие четких границ в понимании самоопределения специалиста в профессиональной деятельности объясняется наличием близких, но не тождественных терминов, таких как «идентификация», «самоактуализация», «самореализация»; акцент лишь на личностных аспектах профессионального самоопределения и принижение роли деятельностных аспектов (организационных, социально-психологических) из-за отчётливого выражения в самоопределении именно «внутренних условий». К.А. Абульханова-Славская объясняет «самоопределение как самодетерминацию»: «самоопределение – есть способность к самоорганизации жизни в противовес хаотичности и случайности внешне детерминированных событий» [1].
Под профессиональным самоопределением военнослужащего понимается процесс осознания специалистом несоответствия своего уровня развития профессиональных компетенций требованиям военной профессии, военно-учетной специальности, взаимодействия с социально-профессиональной средой, занятие на этой основе определенной профессиональной (субъектной) позиции и выстраивание стратегии по преодолению противоречий в системе «интересы, профессиональные знания, умения, навыки военнослужащего – требования профессии, специальности, профессионального окружения.
Осмысление научных подходов к рассматриваемой проблеме позволило определить личную (для самого военнослужащего) и общественно значимую роль профессионального самоопределения. Е.Г. Раймова отмечает взаимовлияние профессионального самоопределения и личностного, подчёркивая, что «выбирая профессию, человек … выбирает жизненный путь и стиль жизни. … От успешной карьеры зависит уровень удовлетворённости жизнью в целом» [8]. На смыслообразующую функцию профессионального самоопределения указывает Е.А. Климов (ПС «позволяет соотнести личные смыслы выбираемой профессии со смыслами всей жизни») [3]; гармонизирующий аспект профессионального самоопределения описывают Р.Р. Шарипов (в результате ПС происходит достижение «личностно-профессиональной гармонии в военно-профессиональной деятельности») [10], С.Л. Петер (ПС обеспечивает «ясность профессионального Я-образа и согласованность его компонентов») [7], И.В. Сыромятников (ПС способствует установлению «определенного баланса между предпочтениями, возможностями офицера и нормативными требованиями деятельности и профессионального сообщества» за счёт «коррекции самооценки, образа профессии и идеального образа профессионала») [9]; идентификационную функцию профессионального самоопределения выделяют А.К. Маркова, И.И. Чеснокова, В.И. Сосновский (ПС помогает «уяснить своё место и роль в системе внутригрупповых связей и коллективного взаимодействия субъектов деятельности») [6]; Кузнецов И.Ю. объясняет «психотерапевтический эффект» профессионального самоопределения, соотнося данный процесс с движением от «ощущения утраты себя» к «чувству обретения Я», «восстановлением целостности и устойчивости представлений о себе» [4].
На общественную функцию профессионального самоопределения обратили внимание в своих трудах Л.Ф. Железняк, А.Н. Янюк, В.Н. Батищев: в процессе профессионального самоопределения военнослужащего формируется «психологическая готовность к выполнению военно-профессиональной деятельности», происходит «приближение» ценностных ориентаций и уровня профессиональной готовности офицера к ценностям и нормативно заданным параметрам военной деятельности, стандартам профессионального поведения военнослужащего» [2; 11].
В связи с вышесказанным представляется возможным заключить, что самоопределившийся профессионально военнослужащий – это субъект, который осознал, «что он хочет добиться в профессии, военной специальности, воинском коллективе», «что он может из желаемого сегодня», «что ждёт от него военно-профессиональное сообщество», «какие профессиональные цели могут быть им реализованы в ближайшей и долгосрочной перспективе». При этом следует подчеркнуть, что профессиональное самоопределение представляет собой не единичный акт разрешения противоречий в системе «профессиональная деятельность, социально-профессиональная подсистема – личность военного специалиста», а серию таких актов, которые активизируются всякий раз при столкновении военнослужащего с профессиональной проблемной ситуацией и сопровождают всю его профессиональную жизнь, являясь механизмом развития его профессионального самосознания и мастерства. Именно профессиональные проблемные ситуации являются движущей силой профессионализации военнослужащего, так как содержат противоречия, инициирующие внутриличностный конфликт и требующие разрешения, в противном случае офицер неизбежно переживает профессиональный кризис, движется в направлении профессиональных деформаций.
Теоретический анализ источников по изучаемой проблеме позволил выделить три вида проблемных ситуаций, «запускающих» процесс профессионального самоопределения: 1) проблемы в смысловых и (или) технологических аспектах профессиональной деятельности; 2) проблемы в социально-профессиональном взаимодействии с руководством, подчиненными, коллегами; 3) проблемы по причине неудовлетворения индивидуальных внепрофессиональных мотивов. Противоречия проблемной ситуации могут иметь внутреннюю локализацию (рассогласованность компонентов профессиональной компетентности) и внешнюю (трудности в подсистеме «военнослужащий – профессиональный социум»).
Осознание военнослужащим наличия проблемной ситуации и необходимости поиска способов и средств выхода из неё актуализирует процесс коррекции «профессиональной Я-концепции», элементами которой являются образы: профессии (военно-учетной специальности, занимаемой должности); себя как профессионала («профессиональный Я-образ»); профессионального сообщества; профессиональной перспективы (Сыромятников И.В.).
Об эффективности преодоления проблемной ситуации (профессионального самоопределения) возможно судить по результатам данного процесса: непосредственным и отсроченным.
Субъектная позиция военнослужащего как результат изменения «профессиональной Я-концепции» в ответ на проблемную ситуацию включает в себя отношение к военной профессии (специальности, должности), воинскому коллективу, себе как субъекту профессиональной деятельности и профессионального общения.
«Инструментальным развертыванием» субъектной позиции выступает личная профессиональная перспектива, которая отражает представления военнослужащего о своем профессиональном будущем. Моделью реализации личной профессиональной перспективы считается личный профессиональный план, представляющий собой непосредственный итог самоопределения и включающий цели, способы, средства, условия достижения профессиональной перспективы и реализации определенной профессиональной стратегии. В зависимости от готовности военнослужащего осуществлять «вклад» в профессию и своё профессиональное развитие выделим следующие типы стратегий: 1) стратегия профессионального совершенствования; 2) адаптивная стратегия; 3) стагнационная стратегия; 4) стратегия ухода из профессии.
Отсроченными итогами профессионального самоопределения являются реальные наблюдаемые изменения в личности, деятельности, профессиональной коммуникации военного специалиста.
Изучение содержательного аспекта профессионального самоопределения позволило выделить трёхкомпонентную структуру, включающую рефлексивный, мотивационный и операциональный компоненты (см. таблицу 1).
Таблица 1. Психологическая структура профессионального самоопределения военнослужащего.
Название компонента |
Функциональное значение компонента в процессе ПС |
Показатели компонента |
Рефлексивный |
а) осмысление наличия проблемной ситуации (противоречий между требованиями военной специальности, занимаемой должности и уровнем профессиональной компетентности, степени соответствия/несоответствия нормативно заданным требованиям); б) структурирование и интеграция «профессиональной Я-концепции»: внесение корректив в образ профессии (специальности, должности), «профессиональный Я-образ»; в) формирование представлений военнослужащего о профессиональном будущем |
адекватность «профессиональной Я-концепции»: образа профессии (специальности, должности), «профессионального Я-образа», профессионального будущего |
Мотивационный |
энергетически-активационная функция: а) побуждение к самостоятельному и ответственному выбору личной профессиональной перспективы, профессиональной стратегии достижения профессиональной перспективы; б) стремление оптимизировать эмоциональный модус (меру) переживаний |
а) степень признания необходимости самостоятельно выбрать профессиональную перспективу и стратегию её реализации; б) выраженность профессиональных ценностей; в) позитивность самоотношения как к субъекту военно-профессиональной деятельности и общения; г) «психофизиологическая цена» достижения личной профессиональной перспективы |
Операциональный |
а) построение личного профессионального плана (модели профессиональной перспективы); б) согласование составляющих личного профессионального плана (целей, способов, средств, условий) |
а) самостоятельность составления личного профессионального плана; б) содержательность и реалистичность профессиональных целей; в) релевантность профессиональных целей способам, средствам, условиям (внутренним и внешним) их достижения |
На качество протекания профессионального самоопределения военнослужащего значимое влияние оказывают внутренние и внешние условия.
К группе внутренних (субъективных) условий профессионального самоопределения отнесены: 1) рефлексивность – способность к осознанию сложности и противоречивости профессиональной деятельности, общения, сознательному, целенаправленному выстраиванию профессиональной жизни, повышению профессионального мастерства; 2) прогностичность – способность определить заблаговременно (с некоторым «пространственно-временным упреждением» [5]) возможные препятствия на пути движения к желаемому профессиональному будущему, учесть данные обстоятельства при составлении личного профессионального плана; 3) социальный интеллект – способность к пониманию и прогнозированию событий в сфере межличностного взаимодействия с сослуживцами (командирами, подчиненными), умение понимать эмоциональные состояния сослуживцев, их намерения по вербальным и невербальным проявлениям, и на основе данных представлений выстраивать конструктивное бесконфликтное профессиональное общение; 4) общий интеллект – в контексте статьи понимается как способность воспринимать, запоминать профессиональную информацию, решать профессиональные задачи; 5) креативность (творческий потенциал) – умение находить оригинальные нестандартные способы решения жизненных и профессиональных проблем; 6) общая профессиональная осведомлённость – наличие знаний об особенностях профессиональной деятельности, общения, возможностях и способах повышения профессиональной квалификации, продвижения вперед по военно-профессиональному пути (выстраивания профессиональной карьеры); 7) опыт самоопределения (жизненного, профессионального); 8) выраженность военно-профессиональной направленности (мотивации); 9) мотивация достижения – стремление выполнять профессиональные задачи как можно лучше, осуществить выбор самой оптимальной личной профессиональной перспективы; 10) интернальность – принятие ответственности военнослужащим на себя за свой уровень профессионального развития, степень эффективности профессиональной деятельности и общения; 11) эмоциональная устойчивость – способность сохранять и быстро восстанавливать эмоциональное равновесие в проблемных ситуациях профессиональной деятельности и общения, при встрече с трудностями при реализации личного профессионального плана.
На направленность и качество реализации профессионального самоопределения военнослужащего существенно влияют такие условия военно-профессиональной среды как: 1) наличие полной и объективной информации об особенностях деятельности военнослужащего, требованиях к военному специалисту, способах овладения специальностью; 2) наличие условий для качественного выполнения военно-профессиональной деятельности, соответствие реальных условий воинского труда нормативно заданным; 3) наличие перспектив профессионально-должностного роста; 4) наличие адекватных и действенных стимулов повышения профессионального уровня; 5) престижность военной службы и статус военнослужащего; 6) характер межличностных отношений в воинском коллективе (социально-психологический климат), присутствие в военно-профессиональном окружении образцов военного специалиста (профессионала).
Теоретическая модель профессионального самоопределения военнослужащего включает в себя структуру и результаты самоопределения, а также группы субъективных и объективных условий, влияющие на процесс и результаты профессионального самоопределения (см. рисунок 1).
Для определения степени связи условий, выделенных в ходе теоретического анализа исследуемого феномена, с продуктивностью самоопределения военнослужащего в профессии, была составлена схема определения уровня профессионального самоопределения, учитывающая процессуальные и результативные аспекты изучаемого процесса (см. таблицу 2). Уровень профессионального самоопределения рассматривается как интегральный показатель, слагаемыми которого являются уровень развития структуры профессионального самоопределения и профессиональная стратегия, избранная военнослужащим.
Таблица 2. Схема определения общего уровня профессионального самоопределения военнослужащего.
Уровень развития структуры ПС |
Избранная военнослужащим профессиональная стратегия |
|||
стратегия совершенствования |
адаптивная стратегия |
стагнационная стратегия |
стратегия ухода из профессии |
|
высокий |
высокий уровень ПС |
средний уровень ПС |
низкий уровень ПС |
низкий уровень ПС |
средний |
||||
низкий |
низкий уровень ПС |
Рис. 1. Психологическая модель профессионального самоопределения военнослужащего.
Для измерения внутренних условий, гипотетически влияющих на профессиональное самоопределение, использовались следующие методики:
Карпов А.В. «Методика определения индивидуальной меры рефлексивности». Методика включает 27 утверждений и предназначена для оценки уровня рефлексивности (высокого, среднего, низкого).
Регуш Л.А. «Тест на определение способности к прогнозированию». Тест содержит 20 заданий, которые направлены на выявление уровня развития прогностической способности (высокого, среднего, низкого). В основе способности к прогнозированию лежит совокупность следующих качеств мышления: аналитичность и доказательность, глубина и гибкость, осознанность и перспективность.
Р. Кеттелл. «Многофакторный личностный опросник (16 ФЛО)».
Роттер Д.Б. Шкала «Локус контроля». Методика из 29 вопросов, предназначена для выявления направленности локуса контроля. Под локус контролем понимается тенденция человека приписывать ответственность за события своей жизни, успехи и неудачи внешним факторам (экстернальность), либо внутренним факторам (интернальность).
Макшанов С.И. Методика «Креативный потенциал». Методика содержит две группы утверждений по 16 каждая («Моя личность», «Мой стиль решения проблем»).
Гилфорд Дж. «Тест социального интеллекта». Тестовая батарея, включающая 4 субтеста («истории с завершениями», «группы экспрессий», «вербальная экспрессия», «истории с дополнением»), направлена на оценку общего уровня социального интеллекта. Структурными элементами социального интеллекта, по мнению Джой Пола Гилфорда, являются 4 способности: 1) «способность предвидеть последствия поведения»; 2) «способность правильно оценивать состояния и чувства по невербальным проявлениям»; 3) «способность правильно оценивать речевую экспрессию»; 4) «способность распознавать структуру коммуникативных ситуаций в динамике».
Сенин И.Г. «Опросник терминальных ценностей». Включает 80 утверждений, позволяющих определить иерархию ценностей военнослужащего и значимую для него сферу жизнедеятельности.
В интересах оценки общего уровня развития профессионального самоопределения разрабатывалась специальная анкета, содержащая вопросы на определение степени выраженности характеристик (показателей) самоопределения и избираемой военнослужащим стратегии достижения профессиональной перспективы.
Обобщение теоретических и методических аспектов изучаемого процесса позволило осуществить эмпирическое исследование, задачи которого состояли в следующем: определить уровень профессионального самоопределения военнослужащих; выявить условия профессионального самоопределения, значимо влияющие на его уровень и типологию; сформулировать предложения совершенствования деятельности военнослужащих по самоопределению.
В констатирующем эксперименте принимали участие 86 курсантов, проходящих обучение по специальности «Военно-политическая работа». Результаты оценки уровня развития профессионального самоопределения обучаемых представлены ниже в таблице 3.
Таблица 3. Соотношение курсантов с различными уровнями развития профессионального самоопределения.
Уровень развития структуры профессионального самоопределения |
Избранная военнослужащим профессиональная стратегия |
Общий уровень развития профессионального самоопределения |
|
развития 63 (73%) |
адаптации 23 (27%) |
||
высокий - 30 (35%) |
23 (27%) |
7 (8%) |
Высокий 50 (58%) |
средний - 49 (57%) |
37 (43%) |
12 (14%) |
Средний 19 (22%) |
низкий - 7 (8%) |
3 (3%) |
4 (5%) |
Низкий 7 (8%) |
Из таблицы следует, что из всей выборки курсантов высокий уровень развития профессионального самоопределения выявлен у 58%, средний уровень отмечается у 22%, низкий – характерен для 7% обучающихся.
Более половины военнослужащих (70%) с высоким и средним уровнями развития составляющих профессионального самоопределения ориентируются на целенаправленное систематическое повышение своего профессионального мастерства (избрали стратегию развития), в то время как 22% курсантов с высоким и средним уровнями выраженности компонентов самоопределения занимают более пассивную субъектную позицию овладения специальностью, предпочитая более выгодную с точки зрения психофизиологических и интеллектуальных затрат адаптивную стратегию выхода из профессионально обусловленных проблем. Недостаточный опыт самоопределения в проблемных ситуациях отмечается у 7% обучающихся, при этом 3% из них ориентированы на активное развитие своих профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, приверженность 4% военнослужащих к адаптивной позиции в профессиональной деятельности может быть следствием слабо сформированных навыков выявления трудных ситуаций в деятельности и общении, причин их порождающих, отсутствия действенной практики самостоятельного поиска вариантов преодоления закономерных профессионально детерминированных противоречий с использованием преимущественно внутреннего ресурса, недостаточной уверенности в своих профессиональных возможностях (ресурсах), предпочтения избегать неудач при столкновении с препятствиями на пути достижения профессиональных целей, нежели достигать успеха, сохраняя устойчивость к фрустрирующему воздействию внешних обстоятельств.
Следующей исследовательской задачей являлось выявление психологических условий, являющихся предпосылками продуктивного профессионального самоопределения курсантов. В этих интересах использовался методический инструментарий, указанный выше, а также коэффициент корреляции Пирсона (r) для определения статистической меры взаимосвязи между показателями, стратегиями и условиями профессионального самоопределения (см. таблицу 4).
К условиям, имеющим наибольшее количество значимых корреляций с показателями профессионального самоопределения, относятся: «дипломатичность» – 10 значимых корреляционных связей; «высокий интеллект» – 9 значимых корреляций; «прогностичность» и «наличие адекватных и действенных стимулов повышения профессионального уровня» – 8 значимых корреляций; «социальный интеллект» и «общая профессиональная осведомленность» – 7 значимых корреляций; «рефлексивность», «креативность», «общительность» – 6 значимых корреляций; «внутренний локус контроля», «мотивация достижений», «выраженность военно-профессиональной направленности», «наличие полной и объективной информации об особенностях деятельности военнослужащего, требованиях к военному специалисту, способах овладения специальностью» – 5 значимых корреляций.
Таблица 4. Взаимосвязь условий и показателей, стратегий профессионального самоопределения (коэффициенты корреляции Пирсона, при p<0,01).
Условия ПС |
Показатели ПС |
Стратегии ПС |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
развивающая |
адаптивная |
Коррел. нагрузка |
|
1 у |
0,68 |
0,57 |
0,32 |
0,56 |
0,22 |
0,28 |
0,27 |
0,58 |
0,52 |
0,54 |
0,38 |
0,49 |
0,55 |
7 |
2у |
0,66 |
0,62 |
0,72 |
0,45 |
0,46 |
0,35 |
0,42 |
0,42 |
0,58 |
0,65 |
0,56 |
0,52 |
0,37 |
7 |
3у |
0,46 |
0,44 |
0,31 |
0,56 |
0,52 |
0,47 |
0,24 |
0,43 |
0,36 |
0,47 |
0,67 |
0,45 |
0,26 |
3 |
4у |
0,64 |
0,67 |
0,47 |
0,74 |
0,36 |
0,28 |
0,34 |
0,38 |
0,52 |
0,54 |
0,45 |
0,43 |
0,57 |
6 |
5у |
0,72 |
0,63 |
0,37 |
0,68 |
0,51 |
0,52 |
0,29 |
0,39 |
0,57 |
0,61 |
0,58 |
0,45 |
0,34 |
8 |
6у |
0,53 |
0,76 |
0,76 |
0,36 |
0,41 |
0,47 |
0,26 |
0,56 |
0,45 |
0,49 |
0,54 |
0,34 |
0,56 |
6 |
7у |
0,29 |
0,44 |
0,22 |
0,39 |
0,52 |
0,81 |
0,55 |
0,36 |
0,29 |
0,32 |
0,72 |
0,61 |
0,29 |
5 |
8у |
0,36 |
0,48 |
0,42 |
0,44 |
0,63 |
0,74 |
0,48 |
0,35 |
0,53 |
0,39 |
0,55 |
0,65 |
0,46 |
5 |
9у |
0,42 |
0,37 |
0,59 |
0,24 |
0,55 |
0,43 |
0,37 |
0,19 |
0,59 |
0,42 |
0,69 |
0,54 |
0,29 |
5 |
10у |
0,45 |
0,63 |
0,53 |
0,38 |
0,59 |
0,64 |
0,68 |
0,56 |
0,42 |
0,26 |
0,48 |
0,39 |
0,19 |
6 |
11у |
0,62 |
0,33 |
0,59 |
0,57 |
0,58 |
0,34 |
0,58 |
0,29 |
0,71 |
0,57 |
0,74 |
0,45 |
0,53 |
9 |
12у |
0,27 |
0,28 |
0,46 |
0,22 |
0,44 |
0,57 |
0,64 |
0,48 |
0,29 |
0,47 |
0,38 |
0,49 |
0,36 |
2 |
13у |
0,48 |
0,52 |
0,55 |
0,65 |
0,54 |
0,61 |
0,62 |
0,24 |
0,45 |
0,55 |
0,67 |
0,55 |
0,59 |
10 |
14у |
0,67 |
0,43 |
0,68 |
0,27 |
0,57 |
0,39 |
0,45 |
0,44 |
0,62 |
0,54 |
0,36 |
0,28 |
0,22 |
5 |
15у |
0,37 |
0,27 |
0,65 |
0,42 |
0,49 |
0,52 |
0,55 |
0,41 |
0,59 |
0,54 |
0,65 |
0,67 |
0,54 |
8 |
16у |
0,19 |
0,28 |
0,46 |
-0,28 |
0,48 |
0,22 |
0,58 |
0,44 |
0,34 |
0,37 |
0,39 |
0,59 |
0,22 |
2 |
17у |
0,23 |
0,36 |
0,54 |
-0,16 |
0,33 |
0,35 |
0,39 |
0,59 |
0,46 |
0,44 |
0,59 |
0,55 |
0,12 |
4 |
18у |
0,19 |
0,23 |
0,37 |
-0,55 |
0,34 |
0,21 |
0,57 |
0,43 |
0,26 |
0,31 |
0,39 |
0,62 |
0,49 |
2 |
19у |
0,46 |
0,41 |
0,57 |
-0,21 |
0,18 |
0,31 |
0,38 |
0,56 |
0,46 |
0,35 |
0,42 |
0,54 |
0,62 |
4 |
Корреляционная нагрузка |
0,46 |
0,46 |
0,50 |
0,30 |
0,47 |
0,45 |
0,46 |
0,43 |
0,47 |
0,46 |
0,53 |
0,47 |
0,39 |
0,44 |
Количество значимых корреляций |
7 |
7 |
10 |
6 |
9 |
7 |
8 |
5 |
9 |
8 |
11 |
10 |
6 |
Примечание: 1 – адекватность «профессионального Я-образа»; 2 – содержательность «профессионального Я-образа»; 3 – адекватность «образа специальности»; 4 – осознание проблемной ситуации; 5 – выраженность профессиональных ценностей; 6 – стремление к самостоятельному и ответственному выбору в проблемных профессиональных ситуациях; 7 – позитивное отношение к себе как к специалисту (профессионалу); 8 – оптимальность «психофизиологической цены выбора и реализации профессиональной перспективы»; 9 – содержательность целей личного профессионального плана; 10 – согласованность целей, способов и средств личного профессионального плана; 11 – самостоятельность построения личного профессионального плана; 1у – социальный интеллект; 2у – общая профессиональная осведомленность; 3у – опыт самоопределения; 4у – рефлексивность; 5у – прогностичность; 6у – творческий потенциал; 7у – внутренний локус контроля; 8у – мотивация достижения; 9у – выраженность военно-профессиональной направленности; 10у – общительность; 11у – высокий интеллект; 12у – эмоциональная устойчивость; 13у – дипломатичность; 14у – наличие полной и объективной информации об особенностях деятельности военнослужащего, требованиях к военному специалисту, способах овладения специальностью; 15у – наличие адекватных и действенных стимулов повышения профессионального уровня; 16у – престижность военной службы и статус военнослужащего; 17у – наличие перспектив профессионально-должностного роста; 18у – благоприятный социально-психологический климат в воинском коллективе; 19у – присутствие в военно-профессиональном окружении образцов военного специалиста (профессионала).
Среди показателей профессионального самоопределения, которые имеют самые большие коэффициенты корреляционной связи со всеми условиями, выявлены следующие: самостоятельность построения личного профессионального плана; адекватность «образа специальности»; выраженность профессиональных ценностей; содержательность целей личного профессионального плана; позитивное самооотношение; согласованность целей, способов и средств личного профессионального плана, а также у стратегии профессионального развития.
Все компоненты профессионального самоопределения практически в одинаковой мере взаимосвязаны с условиями: рефлексивный компонент имеет коэффициент корреляции – 0,43; мотивационный – 0,45; операциональный – 0,49.
Общая корреляция между всеми психологическими условиями и уровнем самоопределения составляет r=0,44 при p<0,01, что является свидетельством значительной тесноты условий, определенных в процессе теоретического анализа, с процессом профессионального самоопределения.
Выявление условий-предпосылок эффективного самоопределения курсантов позволяет сформулировать предложения по совершенствованию структуры профессионального самоопределения.
В качестве методических средств развития компонентов профессионального самоопределения предлагаются:
Информационный развивающий блок. Направлен на формирование информационной основы профессионального самоопределения. Включает анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность заместителя командира подразделения по военно-политической работе и взаимоотношения субъектов воинской деятельности; выявление трудностей при выполнении конкретных профессиональных задач, анализ способов преодоления выявленных препятствий; выявление типичных проблемных ситуаций в процессе профессионального становления; уяснение ПВК заместителя командира по военно-политической работе, рефлексия степени их выраженности у себя.
Тренинговый блок. Предназначен для целенаправленного развития элементов и субъективных предпосылок профессионального самоопределения. Включает тренинговые упражнения на профилактику/снижение выраженности «состояния выученной беспомощности», изменение склонности приписывать результаты деятельности (поведения) исключительно внешним факторам; формирование навыка постановки реалистичных целей профессионального развития; выявление внутренних барьеров на пути профессионального становления; определение значимости личного опыта в процессе преодоления профессионально обусловленных затруднений; развитие нестандартного мышления; поиск внутренних источников уверенности и самостоятельности; формирование навыков уверенного поведения в противоречивых профессиональных ситуациях; развитие самомотивации (внутренней мотивации), устойчивого стремления к успеху независимо от воздействия негативных факторов, изменение отношения к неинтересным, рутинным делам за счет проведения аналогий с профессиональным будущим; развитие навыков самопонимания, самопринятия, понимания окружающих людей (их эмоций, состояний, поведения), осознание своего влияния на других людей, отношения с ними, формирование навыков психофизиологического восстановления после служебных нагрузок.
Тренинговые занятия предполагают активные действия курсантов по формированию практических навыков профессионального самоопределения, включают дискуссии, ситуационные и ролевые игры. На занятиях целесообразно использовать ситуации из служебной деятельности заместителя командира роты по военно-политической работе, которые позволят моделировать собственное профессиональное поведение, ситуации и возможные способы их решения, чтобы курсант имел возможность мысленно поставить себя на место субъекта деятельности в интересах оценки своего внутреннего ресурса (как достаточного/недостаточного) для совершения подобных действий; ситуации деятельности и профессионального общения, требующие стандартных решений, а также проблемные ситуации, которые должны проанализировать курсанты и сформулировать проблему, предложить варианты решений, определить наиболее оптимальное из них.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии / Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. С. 47-49.
2. Батищев В.Н. Психологическое обеспечение военно-профессионального самоопределения курсантов ВВУЗов ВС РФ: дис. … канд. психол. наук. М., 2003.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.
4. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: дис. … канд. психол. наук. М., 2000.
5. Ломов В.Ф., Сурков В.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
7. Петер С.Л. Развитие Я-образа военнослужащего: дис. … канд. психол. наук. М., 2001.
8. Раймова Е.Г. Профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников ВУЗОВ в условиях Западно-Сибирского моногорода: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тверь, 2003.
9. Сыромятников И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части Сухопутных войск: дис. … канд. психол. наук. М., 1997.
10. Шарипов Р.Р. Психологические условия развития профессионального самоопределения офицера-воспитателя в Вооруженных Силах России: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002.
11. Янюк А.Н. Личностно-ориентированное обучение как условие раннего профессионального самоопределения будущих офицеров: дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2001.
REFERENCES:
1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. The problem of defining a subject in psychology / The subject of action, interaction, cognition. Psychological, philosophical, socio-cultural aspects. Moscow: MPSI; Voronezh: MODEK, 2001. Pp. 47-49.
2. Batishchev V.N. Psychological support of military-professional self-determination of cadets of the Air Force of the Russian Federation: dis. ... cand. psychological sciences. M., 2003.
3. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination: textbook for students. M.: Academy, 2004.
4. Kuznetsov I.Y. Psychological features of professional self-determination of the individual in different professions: dis. ... cand. psychological sciences. M., 2000.
5. Lomov V.F., Surkov V.N. Anticipation in the structure of activity. M., 1980.
6. Markova A.K. Psychology of professionalism. M., 1996.
7. Peter S.L. Development of the Self-image of a serviceman: dis. ... cand. psychological sciences. M., 2001.
8. Raimova E.G. Professional self-determination and employment of university graduates in the conditions of the West Siberian monotown: abstract of dis. ... cand. psychological sciences. Tver, 2003.
9. Syromyatnikov I.V. Formation of professional activity of a psychologist of a military unit of the Ground Forces: dis. ... cand. psychological sciences. M., 1997.
10. Sharipov R.R. Psychological conditions for the development of professional self-determination of an officer educator in the Armed Forces of Russia: abstract of dis. ... cand. psychological sciences. M., 2002.
11. Yanyuk A.N. Personality-oriented training as a condition for early professional self-determination of future officers: dis. ... cand. pedagogical sciences. Nizhny Novgorod, 2001.
Ожерельева Ия Геннадьевна |
|
Ojerelieva Iya Gennadievna |