КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СМИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА


CONCEPTUAL TASKS OF INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES WITH INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY AND THE MEDIA IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING LAW ENFORCEMENT POLICY OF THE STATE


УДК 34

 

ЛАЩЕНОВ Михаил Сергеевич
кандидат социологических наук
ВАСЮКОВИЧ Ксения Сергеевна

 

 

LASCHENOV Mikhail Sergeevich
Candidate of Sociological Sciences
VASYUKOVICH Kseniya Sergeevna

 

Аннотация. В статье на основании проведенного научно-теоретического анализа классифицированы и детально обоснованы концептуальные задачи взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и СМИ в контексте реализации правоохранительной политики государства.   Abstract. Based on the scientific and theoretical analysis, the article classifies and substantiates in detail the conceptual tasks of the interaction of the internal affairs bodies with the institutions of civil society and the media in the context of the implementation of the law enforcement policy of the state.

Ключевые слова: идеология; институты гражданского общества; органы внутренних дел; правоохранительная политика; правопорядок; преступность; средства массовой информации.

  Keywords: ideology; civil society institutions; internal affairs bodies; law enforcement policy; law and order; crime; mass media.

 

 

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации, являясь ключевым субъектом реализации правоохранительной политики государства, реализующим комплекс полномочий по обеспечению внутренней безопасности Российской Федерации, поддержанию правопорядка и защите прав и законных интересов граждан, нуждается в соответствующем уровне информационного сопровождения его деятельности. При этом исключительно важное значение имеет налаживание механизмов взаимодействия как с институтами гражданского общества, сформированными и функционирующими в различных сферах деятельности государства, так и со средствами массовой информации, обладающими важными информационно-идеологическими рычагами воздействия на массовое сознание населения с возможностью обратной связи. Следует отметить, что в настоящее время средства массовой информации имеют широкий потенциал передачи обществу колоссального массива информации определенного контекстуального и содержательного наполнения.


На научно-теоретическом уровне уже давно не оспаривается важная роль взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества со СМИ, а также эффективность достигаемых результатов в процессе осуществления такого взаимодействия. В этой связи следует поддержать точку зрения Р.М. Янбухтина относительно того, что «являясь незаменимым источником информационного обеспечения общественности и выступая необходимым общественным институтом, обеспечивающим двустороннюю связь правоохранительных органов с общественностью, институтами гражданского общества, средства массовой информации выполняют не только социально значимую, но и многофункциональную роль в правоохранительной деятельности органов внутренних дел, включая систематическое освещение различных аспектов их функционирования в российском обществе» [3, С. 213]. Следует согласиться с автором, который особо подчеркивает, что средства массовой информации самостоятельно образуют важный институт гражданского общества и способствуют консолидации субъектов информационной деятельности и иных аналогичных институтов. Все вышеуказанное при условии взаимодействия с органами внутренних дел способствует их взаимовыгодному сотрудничеству в интересах полной и всесторонней реализации правоохранительной политики государства.


Важно отметить, что на ведомственном уровне рассматриваемым вопросам также уделяется особое внимание. Подтверждением этому является возросший научно-исследовательский и публикационный интерес к вопросам, составляющим их предметно-концептуальное поле. В настоящее время активизировалась законотворческая деятельность, осуществляемая на ведомственном уровне в рассматриваемой сфере общественных отношений. Так, утвержденное приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 июня 2011 г. № 683 «Положение об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации» [1], являющееся основным правовым ориентиром организации данного направления деятельности, с момента его вступления в законную силу аккумулирует множество дополнений, изменений, что свидетельствует о пристальном интересе как самого ведомства, так и иных субъектов к непрерывной актуализации содержания указанного документа, приведению его положений в соответствие с объективно возникающими насущными потребностями практической деятельности органов внутренних дел в современных постоянно изменяющихся условиях.


Представляется научно-обоснованным и целесообразным рассмотрение основных задач, возложенных на Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации (УОС МВД России). Безусловно, необходимо также шире проанализировать их концептуальное значение.


В первоочередном порядке стоит выделить группу задач правоохранительного характера, к которым относятся: контроль за деятельность религиозных, общественных, политических и иных некоммерческих организаций, в том числе и самих средств массовой информации. Как подтверждает актуальная следственная и оперативная практика, в перечисленных институтах гражданского общества возможны зарождение и эскалация экстремистских и иных радикальных течений, формирование общественных настроений и движений, направленных на умышленное снижение авторитета власти, подрыв существующих государственных и правовых основ, дестабилизация общественных настроений, подготовка и совершение административных правонарушений и преступлений различной степени тяжести. В связи с чем к непосредственным задачам сотрудников Управления относится непрерывный мониторинг и анализ информации о деятельности рассматриваемых институтов гражданского общества, сосредоточение внимания на роли и позиции средств массовой информации, а также принятие мер оперативного реагирования в случае выявления угрозообразующих факторов и ситуаций.


В тесной взаимосвязи с рассмотренной группой задач состоят задачи в сфере сотрудничества всех институтов гражданского общества. Решение перечисленных выше вопросов, а также достижение общих целей деятельности МВД России в контексте полноценной реализации государственной правоохранительной политики, невозможно без активного участия граждан, организаций, средств массовой информации. Наработанный десятилетиями опыт привлечения к деятельности органов внутренних дел добровольных народных дружин, лиц, оказывающих содействие оперативным и следственным подразделениям МВД России, зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. При этом данное направление взаимодействия представляется не только одним из самых результативных, но и самым организационно-затруднительным. Так, следует согласиться с мнением И.В. Федоровой о том, что остро проявляет себя проблема отсутствия активной позиции граждан к участию в деятельности добровольных народных дружин с целью осуществления охраны и поддержания общественного порядка. Это объясняется низким уровнем доверия населения к правоохранительным органам, невысоким уровнем правовой культуры граждан, наличием принципов добровольности и безвозмездности деятельности данных объединений. В качестве варианта решения проблемы автор предлагает следующее: «Необходимо сделать так, чтобы люди видели, какую благодарность можно получить за свое участие в ДНД и при внештатном сотрудничестве, для этого необходимо привлекать СМИ. Также помощь СМИ будет заключаться в освещении вопросов взаимодействия ДНД и внештатных сотрудников полиции с правоохранительными органами, а также о раскрытии преступлений или задержании лиц, что может простимулировать граждан на участие в данных объединениях и сложить положительное мнение о полиции в целом» [2, С. 275-276].


Третьей группой задач взаимодействия являются задачи информационно-идеологического характера, в поле зрения которых находится внимание субъектов управления органов внутренних дел, обеспечивающих взаимодействие с институтами гражданского общества и СМИ. Такое взаимодействие должно быть направлено на всестороннее использование возможностей по усилению доверия граждан к органам внутренних дел, повышению уровня правосознания граждан, ликвидации феномена правового нигилизма в обществе, консолидации усилий, резервов и возможностей институтов гражданского общества и СМИ в части достижения вышеперечисленных предполагаемых результатов. В рамках данной группы задач от ведомства в целом и от Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации в первоочередном порядке требуется формирование собственной четкой, последовательной и убедительной позиции относительно правоохранительной политики государства и ее общей эффективности, в представлении граждан.


К четвертой группе рассматриваемых задач необходимо отнести задачи образовательно-просветительского характера. Активная работа образовательно-просветительского характера, проводимая в регионах (на базах образовательных организаций различного уровня, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций), позволила достоверно утверждать об эффективности таких мероприятий, и в качестве результата мы видим снижение смертности и травматизма в результате ДТП, повышение информированности различных групп населения о возможности совершения в отношении них мошеннических действий и недопущения подобных ситуаций.


Заключительную (пятую) группу составляют задачи международного характера. В связи с тем, что МВД России является уникальным правоохранительным министерством, обеспечивающим внутреннюю безопасность государства, обмен опытом с коллегами из аналогичных структурных образований иных государств с учетом накопленного всеми субъектами опыта правоохранительной деятельности имеет принципиально важное значение. Кроме того, преступность в качестве негативного социального явления давно вышла за пределы отдельно взятых государств и с учетом стремительного развития средств связи, коммуникаций, технических и инфраструктурных возможностей совершения и сокрытия преступлений, приобрела массовый трансграничный и транснациональный характер. Данные обстоятельства напрямую свидетельствуют о необходимости налаживания и поддержания качественного уровня взаимодействия по данному направлению на международном арене.


Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать обоснованный вывод о том, что концептуальные задачи взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и СМИ в контексте реализации правоохранительной политики государства в зависимости от их целевой и предметной направленности, а также в зависимости от сферы их реализации, можно условно разделить на пять групп: задачи правоохранительного характера, задачи в сфере сотрудничества, задачи информационного-идеологического характера, задачи образовательно-просветительского характера и задачи международного характера. Только всесторонняя и полная практическая реализация указанного комплекса задач позволит с уверенностью рассуждать об эффективности правоохранительной политики государства в целом и о полноценном значении Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве самостоятельного и специально учрежденного в структуре МВД России структурного подразделения.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 июня 2011 г. № 683 «Положение об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации».
2. Федорова И.В. Основные направления взаимодействия полиции с институтами гражданского общества // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6. С. 275-277.
3. Янбухтин Р.М. Правоохранительные органы и СМИ: проблемы и принципы взаимодействия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведенье. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015. № 7. С. 213-217.

 

REFERENCES:

 

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated June 16, 2011 No. 683 "Regulations on the Department for Interaction with Civil Society Institutions and the Mass Media".
2. Fedorova I.V. The main directions of police interaction with civil society institutions // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 6. Pp. 275-277.
3. Yanbukhtin R.M. Law enforcement agencies and the media: problems and principles of interaction // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. Tambov: Diploma. 2015. No. 7. Pp. 213-217.

 

 

Лащенов Михаил Сергеевич
кандидат социологических наук
доцент кафедры теории и методологии государственного управления
Академия управления МВД России
125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Laschenov Mikhail Sergeevich
Candidate of Sociological Sciences
Associate Professor at the Department of Theory and Methodology of Public Administration
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Zoya and Alexandr Kosmodemyanskih ul., d. 8, Moscow, Russia, 125171

     

Васюкович Ксения Сергеевна
старший оперуполномоченный по особо важным делам
Отделение собственной безопасности Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте
664005, г. Иркутск, ул. Челнокова, д. 20.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Vasyukovich Kseniya Sergeevna
Senior Officer for Particularly Important Cases
Department of Internal Security of the East Siberian LD of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Transport
Chelnokova ul., d. 20., Irkutsk, Russia, 664005



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ