ИДЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА


IDEOLOGY IN THE SYSTEM OF ENSURING THE MILITARY SECURITY OF THE STATE


УДК 323.3

 

ТЕРЕБОВ Алексей Евгеньевич
ЛОПУХА Татьяна Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент
БОЖКО Андрей Николаевич

 

 

TEREBOV Alexey Evgenievich
LOPOUKHA Tatyana Leonidovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
BOZHKO Andrey Nikolaevich

 

Аннотация. Уничтожение идеологии государства стало одним из катализаторов распада Советского Союза в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. В статье определена сущность современной идеологии. Рассмотрены современные подходы к понятию идеологии. Обосновано существенное влияние идеологии на процветание, строительство и развитие государства, армии, общества.   Abstract. The destruction of the ideology of the state became one of the catalysts for the collapse of the Soviet Union in the late 1980s and early 1990s. The article defines the essence of modern ideology. Modern approaches to the concept of ideology are considered. The significant influence of ideology on the prosperity, construction and development of the state, army, society is substantiated.

Ключевые слова: идеология; патриотизм; историческая память; безопасность; идеологическое противоборство.

  Keywords: ideology; patriotism; historical memory; security; ideological confrontation.

 

 

 

XXI век – век развенчания мифов об истинности и неизменяемости существующих идеологических систем как основ развития мира, век поиска достойной человечества идеологии, век поиска мировоззрения самосохранения человечества, духовных и нравственных основ человека и общества, поиска правильного ориентира стратегии развития человечества.


Мыслители, ученые и государственные деятели, писатели и поэты пишут о необходимости такой идеологии, которая бы позвала каждого человека к созиданию общества, отрицающего эксплуатацию человека человеком, и утверждающего общечеловеческую справедливость, гармонию отношений человека и природы.


Особенно остро вопрос о новой идеологии встал сейчас, в 21 году XXI века, когда империализм США в качестве авангарда системы мирового финансового капитала изготовился развязать чужими руками новую войну против Российской Федерации, втягивая в эту войну родственную по историческому духу для России Украину. Мечта – апогей капиталистического цинизма, чтобы русский убивал русского, уничтожая русского, как полного антипода всего западного. За короткий срок существования независимой Украины, который даже нельзя назвать историческим, страна стала абсолютно враждебной к своей исторической Родине, поменяв идеологию русского славянского братства на нацистскую. Украина конца XX века – страна с таким же российско-советским населением, экономической интеграцией, формой хозяйствования, культурой, традициями, праздниками, победами и свершениями, общими корнями и историей. И всё это разрушено с заменой всего лишь одного элемента существования украинского государства – идеологии. Такие же усилия по переформатированию народов происходят в той или иной степени во всех бывших республиках Советского Союза.


Известный кадровый британский разведчик Джордж Блейк рассказывал, что в зените своей профессиональной деятельности, изучая потенциального противника, он задумался над одним из документов, описывающим моральный кодекс строителя коммунизма, и был поражён результатом анализа сопоставления этого документа со всей доступной ему информацией по Советскому Союзу. Он, ревностный христианин, пришёл к выводу о том, что страна «опасной» для Запада коммунистической идеи, общественный строй которой признан враждебным Великобритании, гораздо ближе к традиционным христианским ценностям и учению Христа по своей идеологии, нежели его родина – консервативная Англия. Именно это открытие, как искренне верующего в Бога человека, заставило его предложить христианское соработничество социалистической державе. Не деньги, не иные материальные блага, не «сладкая» ловушка, а совпадение его взглядов на основные жизненные ценности, реализуемые и сохраняемые в стране вероятного противника, по его мнению, значительно более, чем в родной для него стране. Вот, с его слов, истинная причина принятия им такого решения.


Сегодня, вторя знаменитому советскому разведчику, многие священнослужители отмечают тот факт, что в недалёком советском прошлом действительно в народе нашей страны было больше христианской морали, нежели сегодня в новом капиталистическом обществе России. При том, что Церковь как институт – собор православных верующих – являет собой наиболее свободное положение в истории за последние сто лет. Можно рассматривать это противоречие с

разных сторон, но остановимся лишь на одной из них.
Человек, по своей сути, биосоциальное существо, обладающее такой организацией нервной системы, которая дала ему возможность осознанно изменять окружающую действительность. Человек как одиночное существо довольно слаб, поскольку, получив способность мыслить разумно, утратил способность оставаться зверем со зверьми. И чтобы выжить в природе, самой разумной формой организации его бытия стала общинность.


В основе её твёрдой платформой стоит первичная социальная группа человеческой общности – семья. Организация общества через семью эволюционно складывалась тысячелетиями и приобрела свои устойчивые свойства. Более того, её свойства экстраполируются на всё человеческое общество в целом. Это такие свойства, как иерархия; субординация, порядок и правила её выполнения; дисциплина, требующаяся от всех членов общества при соблюдении порядка и правил (со своими санкциями и ограничениями); традиции, соблюдаемые, но не писанные; нравственность, принятая в данной социальной группе и предустановленная по праву наследства. И в первооснове лежат: взаимодоверие, взаимоуважение, взаимоответственность и взаимообязанность, совесть, наконец, самопожертвование во благо общины – общества. По-христиански это и определяется как любовь к ближнему.


Объединение людей стало социальной организацией, развивающейся во многих направлениях: биологическом, социальном, национальном, экономическом, культурном, безопасности (экономической, политической, военной) и др. Одним из таких направлений является государство – особая форма организации взаимодействия социальных групп или человеческой общности. Христианское православное в первооснове государство, сложившееся как объединение близких по культуре и языку сообществ людей не для построения рая на земле, а чтобы они не превратили её в ад.


В результате многих свойственных человеку с рождения и приобретённых им качеств, такая организация существования людей является осознанной, гармоничной и закреплённой законодательно. Государство тоже образуется и сохраняется на основе устойчивых признаков, сохраняющихся в течение всей жизни общества. Каждое государство должно иметь цель развития. Цель его – обеспечить гражданину личную, а для всей общности граждан, общественную и государственную безопасность. Именно с этой целью объединяются в государство свободные индивиды на основе общественного договора. Данная цель развития государства одновременно является главной идеей государственности. Индивид же существует не в вакууме, он всегда включен в разные социальные отношения, принадлежит, кроме семьи, и к другим социальным группам, таким как этнос, нация, народ, общественное объединение или политическая партия. Безопасность личности и народа гарантируют и обеспечивают все ветви власти с помощью определённого инструментария, предназначенного для этого, в т.ч. инструментов исполнительной власти: силовых и других ведомств и служб.


Когда в 90-е годы прошлого столетия элиты Советского Союза и стран Восточной Европы решили пойти по пути стран Запада, они не думали об исторически сложившейся на основе Российской империи социалистической общности, избравших их в государственное управление людей. Не думали они и о сохранении осознанных, гармоничных основ существования социалистической общности – советского народа. Они думали только о себе. Они не понимали или делали вид, что не понимали, что Запад, как исторически сложившаяся общность, уже существует, и Россия не может стать Западом, поскольку историческим путём сложилась как государство совсем другой общности – российской. Изначально сложно организованная, включающая в себя много народов и наций, религий, традиций, с огромной территорией, сплотившаяся вокруг сильного духом русского славянского православного центра, на протяжении веков ставшая единым российским народом, свободным, независимым, победившим фашизм Европы. От которой по отношению к России можно ожидать только то, что наш народ видел с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, когда этот консолидированный идеей обогащения Запад поставил во главе интернациональной объединённой европейской группировки войск Гитлера, вооружил его, снабдил всем необходимым и направил на уничтожение нашего народного государства. Так же сегодня Запад организовывает, вооружает, обучает и использует радикальный исламский терроризм и межэтнические противоречия стран, где обнаруживаются его интересы.


Опыт истории учит, что всякая общность людей, объединённая государством в единый народ, обязана обеспечить свою безопасность извне и изнутри от другой общности, в целях выживания, как общности с уникальным набором присущих ей признаков. Как уже было отмечено, такая функция возлагается формально на все ветви власти, а по факту на весь народ как источник этой власти.


Основной целью войны являются не сами боевые действия, но перехват управления: экономикой, властью, страной, объединением стран и т.д. Когда это невозможно в силу различных причин, и перестаёт работать дипломатия, тогда в дело вступают армии. Победить советский строй с помощью войны быстрорастущему европейскому капитализму в середине ХХ века не получилось. Ослабленные войной страны Запада были вынуждены согласиться на правила послевоенного взаимного существования, закрепив их системой международных договоров. За этот период российский народ восстановил страну, свой военный оборонный потенциал, став страной-обладателем ядерной триады как средства защиты от первообладателей этого оружия. У нашего геополитического противника пришло осознание невозможности военной победы над Россией. Тогда начался процесс перехвата управления путём слома сознания элит и самосознания народа. А для этого все средства хороши, и средств этих достаточно для воплощения плана, задуманного Западом. Целью воздействия стала его духовная идеологическая основа в комплексе с учётом слабостей социалистического государства и его ошибок во многих сферах существования.


Результатом начавшегося воздействия, задолго до разрушения Советского Союза, стал кризис в сфере идеологии. По всей вероятности, дольше всего он и продержится именно в этой сфере. Это подтверждается закономерностью происходивших при перестройке процессов. Например, как только при М.С. Горбачеве в СССР начались процессы игнорирования идеологии, при попытке сверху создать новую, так называемую демократическую элиту (без марксизма-ленинизма), сразу началось ослабление роли государства в обеспечении безопасности народа во всех направлениях: экономической, политической, культурной, информационной, военной и др.


И это несмотря на то, что в армейских рядах служили верные долгу и преданные социалистическим идеалам кадровые офицеры. С военнослужащими по призыву дело обстояло несколько иначе, но и там всё было неоднозначно. Этому в первую очередь способствовало разрушение смыслов, прикрытое вначале перестройкой, затем сносом фундамента в виде руководящей силы коммунистической партии, комсомола и их армейской составляющей в лице армейского идеологического аппарата, и наконец, ликвидацией страны, которой присягали на верность все военнослужащие Советской армии.


Теперь мы видим, что в противостоянии СССР и совокупного Запада решающая роль в деле обеспечения национальной безопасности отводилась противоборству идеологических систем. Во многом благодаря государственной идеологии, объединившей весь многонациональный советский народ в одно целое, СССР смог одержать великую победу в самой жестокой в истории человечества войне. Этот же народ, объединённый государством, в кратчайшее время восстановил страну из разрухи, покорил космос и освоил мирный атом.


Как видно, сдача позиций или проигрыш в борьбе смыслов, потеря общепризнанных народом ценностей, их подмена «ценностями», привнесенными извне, означает разрушение и самого государства.


Именно целью разрушения объединённых в единую совокупность общих взглядов на старые ценности и отношения к ним населения страны руководствовались идеологи перестройки внутренней и внешней политики страны.


Народ жизненно нуждается в идеологии и общественных идеалах так же, как человек в нравственных ориентирах и идеалах. Болеем того, без идеологии нет и нравственности. Следовательно, общественный и государственный идеалы служат индикаторами нравственности общества и целиком зависят от господствующих общественных нравов.


Для понимания влияния идеологии на безопасность народа необходимо определиться с понятием государственной идеологии, отражающей ценностное содержание общности национального государства, которому и предполагается быть независимым для сохранения в настоящем и будущем идентичности общества как такового.


Таким образом люди, утверждающие, что государству идеология не нужна:

- либо заблуждаются, даже не пытаясь разобраться в политических и социальных вопросах;

- либо, умело прикрываясь первыми, являются идеологическими противниками или врагами общества, прямо или косвенно угрожая его национальной безопасности;

- либо выполняют чужую волю через манипуляцию, которая априори утверждает идеологиями лишь коммунистическую, фашистскую и национал-социалистическую. Ибо на самом Западе понятие «идеология» давно завуалировали социализацией, индоктринацией, общественным сознанием, мировоззрением и другими обтекаемыми терминами.


Как уже было отмечено, с началом реконструкции коммунистического строя в СССР первой под слом пошла идеология, а за ней начали рушиться, ломаться, а порой и целенаправленно уничтожаться многие сферы общественной и государственной жизни. Потеря смыслов стала ощущаться в Вооруженных Силах особенно остро. Любое служение нуждается в обосновании готовности ради кого-то или чего-то переносить лишения и трудности, жертвовать жизнью, иными словами, в своём идеологическом обосновании. При том, что это много важнее для мотивации оборонительной миссии, чем денежное содержание или поступающая в войска современная боевая техника и вооружение. Тому подтверждений в истории и примеров в настоящем времени достаточно много. Аксиомой является то, что военнослужащие, исполняющие обязанности военной службы только лишь за финансовое вознаграждение, умирать за деньги не готовы. Денежное содержание может быть не ниже, чем у других участников трудовых отношений, равным или выше, но без смысловой мотивации не может быть служения обществу. Осознание гигантской ошибки пришло через поколение, но возродить в одночасье систему смыслов существования страны нелегко. А чтобы восстановить смыслы, необходимо понимать, что же такое идеология, почему мы от неё отказались в последний период существования социалистического государства, и почему её наличие так важно для нас сегодня в системе безопасности страны, в том числе и военной.


Несмотря на то, что французский политический деятель Дестют де Траси определил идеологию как особого рода эмпирическую науку, изучающую обращение идей в обществе, идеология наукой не стала [3].


Вопрос идеологии не прост в рассмотрении, научном обосновании, понимании и осознании.


Идеология – это сложная система, включающая совокупность представлений, суждений, идей, концепций, убеждений людей на важные для них явления и объекты разных сфер общественной жизни и личных взглядов гражданина на самого себя и на общность людей, в которой он живёт.


В эту систему также включены представители элиты и народа, общественные, политические организации, государственные органы, учреждения и предприятия, являющиеся образцами, носителями и трансляторами главных идей и мнений на события, понятия и смыслы жизни народа.


В систему включено и влияет на неё напрямую и косвенно (а главное – всегда массово) сознание индивидов и самосознание социальных групп, составляющих всю общность народа. Оно зависит от огромного множества факторов и формируется историческим опытом населения страны.


Саму идеологию невозможно определить как науку, искусство, религию или простую совокупность взглядов. Как известно, в реальной жизни не существует абсолютно чистых или истинных форм. Религия, при определённых условиях, обычно выполняет или может выполнять функции идеологии и даже иметь подтверждение опытом науки. Определённые фрагменты науки могут выполнять и часто выполняют идеологические функции. Взгляды могут частично подтверждаться наукой или формироваться религией и даже искусством. Наконец, идеология может восприниматься порой как явление, аналогичное и религии, и науке, и искусству.


В целом, идеология видится как определённое учение о мире, обществе, человеке и других важных явлениях жизни людей, являющихся для них гармоничными, ценностными и принятыми осознанно из соображений социального расчёта или по принуждению. Она представляет не раз и навсегда установленную догму, а являет собой систему, развивающуюся вместе с обществом и отвечающую вызовам его современного состояния, в основе своей сохраняя положения, связанные с выживанием общности в быстроизменяющемся мире.


Важно различать идеологию как учение о совокупности взглядов и как определённое сознание (или его состояние) граждан и в целом всего общества этих граждан. С первым дело обстоит чуть более понятно – мы видели, как в нацистской Германии начала ХIХ века или в Украине начала ХХI века вся система государственного воздействия изменила нацию в короткий временной отрезок до неузнаваемости. Однако с состоянием сознания граждан такую манипуляцию в короткий срок не провести. Оно формируется под воздействием многих факторов: семейного воспитания, опыта жизни и общения с другими людьми, литературы и кино, образования, под влиянием пропаганды и в результате идеологической обработки населения системой государственного управления. Поэтому в фашистской Германии были Эрнст Тельман и антифашисты, в Украине – Олесь Бузина и граждане восставшего Донбасса.


К тому же нужно понимать, что армия является частью народа, и всё, происходящее в обществе, влияет на военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации напрямую. Степень этого влияния в образовании и семейном воспитании, в информационно-психологическом и информационно-политическом воздействии, в идеологии потребительства и смысловом космополитизме, в социальной апатии и нигилизме, набирает катастрофические масштабы. Ведь идеология для государства сродни иммунной системы для живого организма: если иммунитет ослаб, вероятность гибельных последствий для организма максимально возрастает.


Если не изменить ситуацию с государственной идеологией, то нам придётся признать себя свидетелями процесса идеологического разложения общества и соучастниками его убийства. В сознании нашего человека, особенно молодого поколения, продолжают углубляться разобщенность, десоциализация и ассоциализация, отход от традиционных ценностей в сторону «свободы» как вседозволенности.


Руководство страны пришло к пониманию необходимости изменения в сфере смыслов существования нации. Результатом этого стало издание ряда Указов Президента РФ, таких как «Доктрина информационной безопасности» от 5 декабря 2016 г.; «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ» от 15 января 2013 г.; «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» от 2 июля 2021 г., и др.


Созданы и функционируют за рубежом служба новостей «Russia Today» и интернет-канал «Sputnik», показывающие позицию России по отношению к своей внутренней политике и международной политике для граждан иностранных государств. С самого начала своей работы эти каналы подвергаются травле, предпринимаемой подавляющим большинством зарубежных политических институтов и средств массовой информации.


При активном участии Президента РФ приняты в 2020 году поправки в Конституцию, существенная часть которых влияет на глубинные положения сознания российского народа, особенно в области духовной безопасности.


В Вооружённых Силах в 2018 году возрождён институт заместителей командиров по военно-политической работе. Настраивается система, методология и технология этой работы. Запущен процесс подготовки военно-профессиональных кадров для военно-политической работы.


Однако мы опаздываем в реакции на ту войну, которая никогда не прекращалась и теперь приобрела скрытые формы и чрезвычайную силу, ибо результатами её являются изменение народов, стран, экономик и многого другого. Времени на подготовку к этой ментальной войне у нас нет, а значит уже сейчас приоритетами национальной и военной безопасности реально, а не на бумаге, должны стать:


- сбережение народа и развитие его человеческого потенциала, прежде всего через возвращение к фундаментальному базовому образованию от дошкольного до самого высшего. От слабой системы образования идёт незнание истории и культуры своей Родины, её корней и истоков; неспособность устанавливать причинно-следственные связи в явлениях и событиях; слабое развитие речи и, соответственно, интеллекта; отсутствие критического мышления и крепких базовых знаний практически по всем дисциплинам. Образование – основа науки, производства и бизнеса, медицины и обороны, культуры и сознания всего общества;


- государственная и общественная безопасность, базис которых – честь, долг и совесть, а основа – фундаментальное образование;


- информационная, информационно-психологическая и информационно-политическая безопасность, основа которых – любовь к своей истории, высочайшая культура и грамотность (опять же образование);


- экономическая безопасность, исходящая из приоритета независимости, самодостаточности и конкурентоспособности, построенной прежде всего на качественном образовании и миссии служения обществу;


- научно-технологическое развитие на основе природосберегающих технологий, изначально исходящая из качественного школьного образования, формирующего творца – созидателя, а не бездуховного, бездушного и невежественного «свободного» потребителя;


- экологическая безопасность и рациональное природопользование, в основе которых – чувство ответственности за свою Родину, её природу и богатства, воспитанное в семье и школе;


- защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, базирующаяся на патриотизме, о котором не говорят, поскольку он естественен, как дыхание человека. Биологически в организме человека заложено его умение дышать. Так же социально должно быть заложено через семью, воспитанное в школе и в обществе творцов будущего своих потомков особое чувство любви к Родине.


Одним словом, пора, не откладывая дело в долгий ящик, собирать настоящих, а не либеральных, экспертов в области всех уровней образования, и менять будущее, пока не поздно. Успеем – будут у России и военная безопасность, и счастливое будущее. Не успеем – значит не будет ни идеологии, ни традиционных ценностей российского народа, ибо страна уже не будет Россией.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Лапин А. Сирийская академия // Военно-промышленный курьер. 2018. № 16. С. 4.
2. Маркедонов С. Северный Кавказ: «ахиллесова пята» или политический ресурс? // Россия в глобальной политике. 2017. № 4. С. 9.
3. Равочкин Н И., Тагиев С.М. Сущность идеологии в книге Антуана де Траси «Сущность идеологии» // Метаморфозы идеологии в реалиях постсовременности. Материалы X международной научно-практической конференции. 2014. С. 21-24.
4. Раевский А. Грозный образец // Военно-промышленный курьер. 2017. № 24. С. 7.

 

REFERENCES:

 

1. Lapin A. Syrian Academy // Military Industrial Courier. 2018. No. 16. P. 4.
2. Markedonov S. The North Caucasus: "Achilles' heel" or a political resource? // Russia in global politics. 2017. No. 4. P. 9.
3. Ravochkin N.I., Tagiev S.M. The Essence of Ideology in Antoine de Tracy's book "The Essence of Ideology" // Metamorphoses of ideology in the realities of postmodernity. Materials of the X International Scientific and Practical Conference. 2014. Pp. 21-24.
4. Raevsky A. Terrible sample // Military Industrial Courier. 2017. No. 24. P. 7.

 

 

Теребов Алексей Евгеньевич
старший преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище
390031, г. Рязань, пл. генерала армии В.Ф. Маргелова, д. 1
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Terebov Alexey Evgenievich
Senior Lecturer at the Department of Militaty-Political Work among troops (forces)
Ryazan Guards Higher Airborne Command School
General of the Army V.F. Margelov pl., d. 1, Ryazan, Russia, 390031

     

Лопуха Татьяна Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент
заведующая кафедрой военно-политической работы в восках (силах)
Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище
630117, г. Новосибирск, Иванова ул., д. 49
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Lopoukha Tatyana Leonidovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Head of the Department of Militaty-Political Work among troops (forces)
Novosibirsk Higher Military Command Order Zhukov School
Ivanova ul., d. 49, Novosibirsk, Russia, 630117

     

Божко Андрей Николаевич
старший преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище
390031, г. Рязань, пл. генерала армии В.Ф. Маргелова, д. 1
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bozhko Andrey Nikolaevich
Senior Lecturer at the Department of Militaty-Political Work among troops (forces)
Ryazan Guards Higher Airborne Command School
General of the Army V.F. Margelov pl., d. 1, Ryazan, Russia, 390031



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ