ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭПОХУ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ


NATIONAL PATRIOTIC IDEA AS A WORLDVIEW BASIS OF POLITICAL CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN ARMED FORCES SERVICEMEN IN THE TIMES OF MENTAL WAR


УДК 140.8

 

БУНЧИН Михаил Анатольевич
кандидат военных наук, доцент

 

 

BUNCHIN Mikhail Anatolievich
Candidate of Military Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. Статья посвящена описанию проблемы формирования мировоззренческих и патриотических качеств военнослужащих. Автор считает, что геополитические противники России проводят открытую ментальную войну, вытесняющую из российского менталитета доброту, жертвенность ради идеи и веры, гражданственность, патриотизм. Всё это ведёт к деградации народа. Также в статье указываются направления по возврату к истинным духовным ценностям, которые стали бы центром мировоззрения и миропонимания личности, а также формированию особой формы мировоззрения, где основой станет государственно-патриотическая идея.   Abstract. The article is devoted to describing the problem of shaping the worldview and patriotic qualities of servicemen. The author believes that Russia’s geopolitical adversaries are conducting open mental war aimed at ousting from the Russian mentality such qualities as kindness and self-sacrifice for the idea and faith, civil consciousness, and patriotism. It leads to the degradation of the nation. The article also contains the guidelines for returning to true spiritual values that would be the center of personal worldview and world perception as well as of shaping a special type of worldview underpinned by patriotism.

Ключевые слова: мировоззрение; патриотизм; идеалы; ценности; политическое сознание; государственность; верность воинскому долгу; государственно-патриотическая идея.

  Keywords: worldview, patriotism, ideals, values, political consciousness, statehood, loyalty to military duty, national patriotic idea.

 

 

 

Российская история – это история проявления патриотизма, который формировался не одно столетие в ходе становления российского государства, укрепления ее границ и вооруженной борьбы с внешними врагами.


Распад Советского Союза, экономическая отсталость и нравственная серость 90-х годов открыли ворота новым для России европейским потребительски-демократическим ценностям, многие из которых основательно прижились в российском социуме. Произошло разрушение базовых ценностей, на которых воспитывался советский человек. В обществе культивируется приоритет материальных ценностей над духовными.


Новые западные идеалы разрушают личность, подрывают устои семьи, расшатывают многонациональное российское государство. Геополитические противники России проводят открытую ментальную войну, вытесняющую из российского менталитета доброту, жертвенность ради идеи и веры, гражданственность, патриотизм. Всё это ведёт к деградации народа.


Не сдерживаемая ничем идеологическая какофония, разрушив большинство идеалов и ценностных ориентиров советского периода, не смогла полностью повернуть политическое сознание россиян в направлении новых абсолютных ценностей. Политическое сознание российских граждан в современной России характеризуется поляризацией и радикализацией общественного сознания в соответствии с существующими системами ценностей.


В то же время в обществе присутствует некоторая идеологическая стабильность, согласованы многие идейные ориентиры, в основном достигнуто общенациональное согласие по базовым российским ценностям и интересам.


В этих условиях проблема формирования у военнослужащих политического сознания становится актуальной. Целесообразно на постоянной основе формировать у личного состава Вооружённых Сил чувства патриотизма, высоких нравственных и волевых качеств, вырабатывать иммунитет к чуждым для нашего общества ценностям, которые запад пытается нам навязывать.


Поэтому сегодня одной из приоритетных задач воспитания военнослужащих является определение и возврат к истинным духовным ценностям, которые стали бы центром мировоззрения и миропонимания личности, а также формирование особой формы мировоззрения, где основой станет государственно-патриотическая идея.


В научной литературе под мировоззрением понимается комплекс представлений челoвека o мире и o себе, единство оценки и знания, которое включает в себя не только фиксацию объективного положения вещей, но и позицию самого субъекта: его цели, ценности и отношение к действительности. Мировоззрение – это общественное самосознание, воплощающееся в индивиде как единство его нравственных, политических, и иных представлений и ценностей [9, С. 44].


В современном мире господствующим является научное мировоззрение, в основе процессов, происходящих в обществе, лежит научное знание, на базе которого каждым конкретным сообществом и индивидом формируется общественное и индивидуальное мировоззрение. Так, например, в конце XIX – начале XX вв. в рамках материалистического марксизма в России сформировалась коммунистическая идея, которая на протяжении более семидесяти лет была главенствующей во всех начинаниях советских граждан. Она оказывала существенное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, а также на мысли и поступки каждого человека.


Сегодня в российском обществе не существует четкого понимания, что такое государственно-патриотическая идея и какова ее структура. Но чаще всего под государственно-патриотической идеей подразумевается патриотизм. На встрече с активом «Клуба лидеров» президент РФ В.В. Путин четко определил: «патриотизм… это и есть национальная идея» [8].


Необходимо отметить, что система мировоззрения не является постоянной и меняется в зависимости от политической ситуации в мире, а также влияет на все общественные процессы и является основополагающей при выработке жизненно важных позиций и ориентиров. Следует помнить, что мировоззренческие системы лежат в основе формирования особого взгляда на мир не только конкретного человека, но и различных человеческих общностей (цивилизаций, стран, народов, государств и т.д.). Наличие такой мировоззренческой системы пронизывает все отрасли человеческой деятельности и является концептуальной основой существования государства, т.е. некой рамкой, в которую вписываются все остальные идеи.


Таким образом, очевидно, что наличие определенной идеи, сформировавшейся в обществе, оказывает влияние на формирование мировоззрения конкретного человека и влияет на развитие профессионально важных и значимых качеств каждого ее члена. Сегодня в России такой концептуальной основой предлагается идея патриотизма. Как сказал В.В. Путин: «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма…» [7].


Поэтому сегодня, в условиях негативного представления нашей страны зарубежными да и отечественными оппозиционными СМИ, постоянно меняющейся информационной среды, в которой формируется мировоззрение военнослужащих, происходит разрушение в их сознании сложившейся «картины мира» и создание новой, с чуждыми нашему обществу европейскими либеральными ценностями. В сложившихся условиях важно сконцентрировать внимание на формировании мировоззрения российских военнослужащих, призванных защищать конституционный строй, независимость Российской Федерации, её государственную и территориальную целостность, укреплять обороноспособность страны и её суверенитет.


Формирование мировоззрения воина, способного защищать интересы своего народа, во все времена являлось важной государственной задачей. Вся история российского государства свидетельствует о том, что только истинная духовность, подлинные нравственные ценности, такие как любовь к Родине, уважение ее обычаев и традиций, семейные ценности, верность воинскому долгу и присяге, осознание личной ответственности за судьбу Отечества, семьи, готовность и способность отстаивать свободу и независимость своего народа, умение совершать волевые усилия, самоотречение и самопожертвование являются надежным фундаментом и мировоззренческой основой политического сознания военнослужащих российской армии.


Одним из значимым компонентом мировоззрения являются духовные ценности, которые находят свое выражение в идеалах. Идеалы в свою очередь в жизни человека являются духовными ориентирами, поскольку в них отражено осознание справедливости.


Военнослужащему система ценностных ориентаций позволяет дать оценку происходящим процессам в социально-общественной, производственной, духовной, культурной и научной сферах [5, С. 8]. Она также позволяет выработать определенный взгляд на политические процессы, происходящие в обществе, и тем самым способствует формированию политического сознания.


Важно отметить, что политическое сознание – это одна из основных форм общественного сознания. Оно возникло вместе с появлением государственности и политической власти, а её содержание охватывает теоретические, чувственные, ценностные и нормативные представления общества.


Пoлитическое сoзнание военнослужащих определяет отношение данной социальной группы к процессам, происходящим в обществе, а с другой стороны является мотивационной основой для добросовестного выполнения обязанностей пo защите Родины.


На процесс формирования политического сознания военнослужащих оказывают влияние ряд существенных факторов, таких как: информационное поле, в котором они находятся (как известно, СМИ оказывают колоссальное влияние на общественное мнение и формирование мировоззрения), жизненный опыт, общественные институты и т.д.


Спустя многие годы руководству Министерства обороны стало очевидно, что решить задачу обеспечения военной безопасности без создания системы формирования политического сознания военнослужащих достаточно проблематично. Поэтому в настоящее время усилия военно-политических органов должны быть направлены на развитие тех духовных ценностей у личного состава, которые составляли во все времена каркас воинского служения России, а именно:


государственность как форму административно-правовой, национально-этнической и социокультурной интеграции общества, в которой установлен единый нормативно-ценностный порядок [3];


гражданственность как принадлежность к великому российскому народу, к многонациональному обществу, включающую в себя уважение к российскому государству, его законам, символам, обычаям и традициям, готовность защищать закон, порядок и конституционное устройство общества [4];


патриотизм как особое отношение, проявляемое военнослужащими к своему народу, Родине, желание поддержать процветание своей страны, готовность к защите от агрессоров своего Отечества;


воинский долг как закрепленную в нормативно-правовых актах систему прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов военнослужащих по обеспечению надёжной защиты Отечества [10];


мужество как победу над своим страхом и желанием убежать с поля боя, спастись и сохранить свою жизнь [1];


героизм как важный социально-психологический феномен, влияющий на формирование ценностной сферы военнослужащего, способность его действовать и умение жертвовать собой во благо других людей, осознавая, что данное действие может негативно сказаться на самом себе, как готовность к совершению поступка в любой момент и никогда не пожалеть о нем [11];


воинскую честь как категорию, обусловленную особенностями воинской деятельности и воинскими традициями, включающую общественную оценку и самооценку нравственных и иных социально значимых качеств личности военнослужащего, обеспечивающую исполнение им обязанностей военной службы, а также поддержание его социального статуса и статуса военной организации общества [2];


жертвенность как подвиг, составляющий каркас и основу воинского служения, готовность военнослужащего в случае необходимости пойти на самопожертвование во имя идеалов свободы, независимости и любви к Родине [6];


силу воли как способность преодоления трудностей и сознательного управления своей психикой, как феномен в деятельности и в поведении военнослужащего, обеспечивающий концентрацию внутренних усилий на пути достижения цели.


Однако среди военнослужащих можно встретить отсутствие духовно-ценностных ориентиров, нравственных ограничений своих поступков, снижение, а иногда и отсутствие патриотизма. Всё это отражается в первую очередь на престиже военной службы и статусе военнослужащих и как следствие – на снижении национальной безопасности.


Причин для сложившейся ситуации можно выделить несколько:

- размытость и противоречивость воспитательной системы молодёжи, в первую очередь военно-патриотической работы в школе;

- деструктивное влияние на общественное сознание средств массовой информации и социальных сетей;

- деидеологизация и деполитизация воспитательной работы с военнослужащими;

- формальное отношение к гражданско-правовому воспитанию;

- искажение и принижение ценности и опыта исторического наследия Отечества и др.


В связи этим необходимо найти наиболее эффективный способ формирования мировоззрения и политического сознания у всех категорий военнослужащих с учетом происходящих изменений в государстве и мире.


Патриотизм, патриотические чувства стоит рассматривать во взаимосвязи с идеологическими установками личности, духовно-нравственными ценностями и политическим сознанием, которые должны быть направлены на воспитание воина-государственника.


На сегодняшний день существует ряд противоречий:


- между современными задачами формирования патриотических чувств, политического сознания военнослужащих РФ и возможностями их решения в единой системе патриотического воспитания, которое проходит без учета факторов категории военнослужащих (по призыву, по контракту, курсанты, офицеры), уровня образования, рода и вида войск, выполнения задач (повседневная деятельность, боевая деятельность) и т.д;


- между проводимой в войсках военно-политической подготовкой и отсутствием достоверных исследований по результатам воздействия этой работы на личность военнослужащего и его мировоззрения;


- между потребностью формирования чувства патриотизма у военнослужащих и отсутствием методов диагностики уровня патриотизма и методов оценки состояния, уровня конкретных результатов работы по формированию патриотических чувств и политического сознания.


На основании этого можно наметить некоторые пути по формированию системы духовно-идеологических ценностей и потребностей общества. Так, например, работа, направленная на государственное патриотическое воспитание военнослужащих, должна быть представлена в виде системы, в которой все субъекты воспитательного процесса (компоненты системы) осуществляют единые и согласованные действия с опорой на общегосударственную и духовную идеологию, исторический опыт, и сопровождаются мониторингом результатов.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Голик Н.В. О духовности мужества // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2009. Т. 185. С. 28-35.
2. Колесников В.Д. Воинская честь и воинское достоинство как самостоятельные социально-этические категории // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2008. № 1. Т. 2. С. 79-85.
3. Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс]. URL: https://interpretive.ru/termin/gоsudarstvennоst.html (дата обращения: 19.08.2021).
4. Никифоров Ю.Н., Скалина А.Н. О понятии «гражданственность» // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 4. С. 188-191.
5. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2002. 573 с.
6. Петрий П.В. Жертвенность как подвиг и ценность воинского служения (незабытые страницы Афганистана) // Военный академический журнал. 2019. №4 (24). С. 35-38.
7. Путин В.В. Национальная идея в России – это патриотизм // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/ 20160203/1369184806.html (дата обращения: 19.08.2021).
8. Советы лидерам [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/02/03/vladimir-putin-nazval-patriоtizm-edinstvennоj-naciоnalnоj-ideej.html (дата обращения: 19.08.2021).
9. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 511 с.
10. Хабибулин Р.Г. Воинский долг – одно из основополагающих нравственных качеств будущего офицера // Гуманитарные проблемы военного дела. 2015. № 2 (3). С. 51-53.
11. Юшкова Л.А. Анализ понимания героизма современными молодыми людьми // Смальта. 2020. №4. С. 48-56.

 

REFERENCES:

 

1. Golik N.V. On the Spirituality of Courage // Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. 2009. Vol. 185. Pp. 28-35.
2. Kolesnikov V.D. Military honor and military dignity as independent socio-ethical categories // Actual problems of the humanities and socio-economic sciences. 2008. No. 1. Vol. 2. Pp. 79-85.
3. National Encyclopedic Service [Electronic resource]. URL: https://interpretive.ru/termin/gоsudarstvennоst.html (Access date: 19.08.2021).
4. Nikiforov Yu.N., Skalina A.N. On the concept of "citizenship" // Bulletin of the Bashkir University. 2007. Vol. 12. No. 4. Pp. 188-191.
5. Olshanskiy D.V. Politico-psychological dictionary. Moscow: Academic Project; Ekaterinburg: Business Book, 2002. 573 p.
6. Petriy P.V. Sacrifice as a feat and the value of military service (unforgotten pages of Afghanistan) // Military Academic Journal. 2019. No. 4 (24). Pp. 35-38.
7. Putin V.V. The national idea in Russia is patriotism // RIA Novosti [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/ 20160203/1369184806.html (Access date: 19.08.2021).
8. Tips for leaders [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2016/02/03/vladimir-putin-nazval-patriоtizm-edinstvennоj-naciоnalnоj-ideej.html (Access date: 19.08.2021).
9. Modern Philosophy: Dictionary and Reader. Rostov-on-Don: Phoenix, 1995. 511 p.
10. Khabibulin R.G. Military duty is one of the fundamental moral qualities of a future officer // Humanitarian problems of military affairs. 2015. No. 2 (3). Pp. 51-53.
11. Yushkova L.A. Analysis of the understanding of heroism by modern young people // Smalta. 2020. № 4. Pp. 48-56.

 

 

Бунчин Михаил Анатольевич
заведующий кафедрой военно-политической работы в войсках (силах)
Московское высшее военное командное училище Министерства обороны Российской Федерации
109380, г. Москва, ул. Головачёва, д. 2.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bunchin Mikhail Anatоlievich
Head of the Department of military and political work among troops (forces)
Moscow Higher Combined Arms Command School of the Ministry of Defence of the Russian Federation
Golovachyova ul., d.2, Moscow, Russia, 109380



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ