НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ


NATIONAL SECURITY: CONTEMPORARY CHALLENGES AND THREATS


УДК 34

 

КОХАНОВСКАЯ Индира Ирековна
кандидат экономических наук, доцент

 

 

KOKHANOVSKAYA Indira Irekovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. Материалы статьи раскрывают современные подходы к понятию «национальная безопасность», характеризуют виды национальной безопасности, рассматривают современные проблемы, связанные с данной проблематикой. Потребность в безопасности входит в число важнейших потребностей человека, в связи с чем национальная безопасность имеет огромное значение для личности, общества и государства в целом.   Abstract. The materials of the article reveal modern approaches to the concept of «national security», characterize the types of national security, consider modern problems associated with this issue. The need for security is one of the most important human needs, in connection with this, national security is of great importance for the individual, society and the state as a whole.

Ключевые слова: государство; безопасность; национальная безопасность; меры обеспечения национальной безопасности.

  Keywords: state; security; national security; measures to ensure national security.

 

 

 

Безопасность – такое состояние, при котором опасность не угрожает кому-либо или чему-нибудь. Напротив, опасность – возможность или угроза чего-либо. Сущность такого явления как «опасность» невозможно понять без дифференциации ее по разным составляющим, таким как: источники опасности, воздействующие силы либо объекты воздействия силы, уровень опасности, порядок или степень наступающих от опасности последствий.


Если провести параллель между потенциальной и реально проявляющейся опасностью, выделяются три глобальных источника всех возможных опасностей:


- природа;

- общество;

- созданная человеком техника.


Таким образом, понятие безопасности является очень сложным и имеющим обширный смысл. У большинства исследователей можно отметить множественность этого определения, объединяющее такие категории как «безопасность», «отсутствие опасности», «состояние защищенности».


При этом национальная безопасность представляет собой такое состояние общества и отношений в нем, которые гарантируют защищенность важнейших интересов государства от внешних и внутренних угроз. Внешняя и внутренняя политика Российской Федерации формируется в зависимости от национальных интересов России, основными носителями которых являются личность, общество и государство в целом. Рассмотрим каждого носителя национальных интересов.


К жизненно важным интересам личности [12] относятся такие факторы, как обеспечение гарантированных конституционных прав и свобод человека, интеллектуальное (духовное) развитие, надежная защита личной и имущественной безопасности.


Первичными интересами общества являются структурное становление гражданского общества, а также создание и поддержание механизма эффективного контроля общества над государством.


В отношении государства важнейшим интересом является обеспечение регулируемости происходящих в обществе процессов, эффективная защита суверенитета и территориальной целостности.


Говоря о национальной безопасности применительно к Российской Федерации, можно сказать, что основными интересами России в сфере обеспечения национальной безопасности являются: обеспечение стабильного, безопасного окружения на международной арене [5] и закрепление экономической и политической позиций России в мире [11].


Потребность в безопасности, или экзистенциальная потребность, является естественной (биологической) потребностью человека – потребностью в том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. Общество, как открытая динамичная система, противостоит различным угрозам, направленным на социум, и обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека.


Безусловно, с точки зрения государственного управления вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации носят актуальный характер. Важно отметить, что в решении задач обеспечения национальной безопасности России в современных условиях наблюдается позитивная динамика: например в вопросах достижения стратегических национальных приоритетов были поставлены и решены ряд важнейших общегосударственных задач – были выработаны меры по нейтрализации постоянно возникающих угроз экономической безопасности, обеспечения защиты территориальной целостности и суверенитета; меры противодействия религиозному экстремизму, национализму; что, безусловно, способствовало поддержанию стабильности гражданского общества нашей страны, а также решению задач военной безопасности [1, 2].


Однако можно отметить, что имеющийся у нашей страны опыт и инструменты управления в области обеспечения нейтрализации угроз национальной безопасности еще не в полной мере обеспечили решение всех задач, и связано это, в первую очередь, с тем, что в постоянно меняющейся обстановке возникают новые угрозы, появляются стратегические риски, которые в большинстве имеют длительный и системный характер, что, в свою очередь, требует разработки все более новых и адекватных мер противодействия с целью формирования актуальной политики защиты национальных интересов Российской Федерации [3, 13]. В сфере обороны нашей страны основными угрозами безопасности являются: приближение военной инфраструктуры НАТО к границам, развертывание систем стратегической противоракетной обороны и стратегических неядерных систем высокоточного оружия, размещение оружия в космосе [10], а кроме этого – использование современных информационных технологий в военно-политических целях. При этом нельзя не отметить положительную динамику в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности: на сегодняшний день политическая ситуация стабилизировалась, преодолен кризис 90-х годов XX века (гражданская война, последствия распада СССР, экономическая нестабильность и пр.); в обществе наблюдается высокий уровень поддержки Президента Российской Федерации. На сегодняшний день можно утверждать, что в России наблюдаются устойчивые тенденции стабилизации межнационального согласия.


Таким образом, сложившаяся обстановка требует постоянного контроля и применения эффективных механизмов, направленных на выработку и использование всех возможных инструментов противодействия рискам и угрозам.


В данном контексте одно из важнейших значений в обеспечении национальной безопасности приобретает развитие страны в разрезе ее регионов, конкретнее – формирование сбалансированной государственной политики регионального развития. В настоящее время можно отметить усиление несбалансированности величины региональных бюджетов в связи с кризисными проявлениями экономических процессов, стремлением уйти от уплаты налогов, а также по причине значительности объема переданных регионам (субъектам РФ) полномочий, никак не обеспеченных наличием источников финансирования.


На международной «арене» ситуация по-прежнему очень сложная. Мир претерпевает глубокие изменения. Складываются новые центры «влияния», прежде всего вокруг Китая и Индии. Усиливается региональное влияние таких стран как Индонезия, Турция, Иран, Бразилия, Пакистан. Растет численность и влияние «среднего класса» в наиболее развитых странах «третьего мира». Нельзя забывать и о проблеме глобального потепления и тенденциях глобализации. Усиливаются миграционные процессы, межнациональная и межконфессиональная рознь, а также проявления экстремизма. В современных условиях возрастает угроза терроризма, повышаются риски значительного ущерба, связанного с действиями террористов в различных странах.


В таких условиях технологические прорывы в области робототехники, кибернетики, искусственного интеллекта, трехмерной печати угрожают вытеснить с рынка труда целый ряд массовых специальностей, дополнительно усиливая социально-политическую нестабильность в странах.


Глобальные и региональные процессы приобретают все менее предсказуемый характер, сопровождаются повышением межгосударственной конкуренции, попытками расшатать общепризнанные нормы и принципы международного права. Постепенно размываются границы между силовыми и не силовыми методами достижения политических целей, обостряется противоборство в киберпространстве.


Вместе с тем, учитывая масштабы вызовов и угроз национальной безопасности, возникает потребность повышения жизнеспособности страны, обеспечения ее защищенности от многочисленных негативных внешних и все нарастающих внутренних факторов. Все острее стоит вопрос выбора в парадигме политической стратегии универсальной и эффективной методологии, способной качественно повысить возможности страны в плане социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности [10]. По сути, речь идет о необходимости более широкого применения принципов и норм стратегического планирования, определенных законодательством Российской Федерации [7]. Это связано с необходимостью расширения горизонтов проектирования будущего, с насущной потребностью для отечественной политической практики выявлять разнофакторные события и явления, проводить структурный анализ их содержательной части.


Таким образом, в целях обеспечения и укрепления национальной безопасности Российской Федерации [3], а также эффективной реализации стратегических национальных приоритетов необходимы проведение анализа и выработка предложений по совершенствованию действующей нормативной правовой базы, а также внесение ряда изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [6, 9].


Оценивая характер внешних вызовов и угроз Российской Федерации с позиций обеспечения международной безопасности, академик А.А. Дынкин справедливо отмечает значение стратегического планирования, возрастающего в условиях формирования многополярного миропорядка [8]. Мир вступил во второй этап глобализации, где в число главных игроков входят Китай и Индия. Кроме этого, все большее значение приобретает развитие инновационной экономики.


В этих условиях важнейшими критериями конкурентоспособности стран становятся обеспечение экономической безопасности, научно-инновационный потенциал, состояние инфраструктуры, качество человеческого капитала, а также эффективность системы управления. Достижение данных критериев возможно за счет повышения эффективности прогнозирования и планирования, устойчивости государственной системы к воздействию системных угроз и вызовов национальной безопасности [10].


В сложившейся ситуации государство является единственным реальным субъектом, способным повлиять на обеспечение национальной безопасности. Рассмотрим сферы основных угроз национальной безопасности для государства и общества.


В военной сфере одной из главных угроз безопасности является политика зарубежных стран, целью которой выступает достижение превосходства в стратегических ядерных силах, развитии высокоточных средств ведения вооруженной борьбы, милитаризации околоземного пространства, и других отраслях военной сферы. Все эти факты влияют на гонку вооружений, что тоже негативно сказывается на государстве и обществе, а также может привести к производству и использованию оружия массового поражения.


Прямое негативное воздействие на сохранение национальной безопасности в политической сфере оказывают: деятельность различных террористических организаций и группировок; межнациональная рознь; уничтожение различных предприятий, которые имеют большое влияние на жизнеспособность населения; угрозы применение ядерного, химического оружия, использование опасных радиоактивных веществ с целью запугивания населения.


Лидирующие позиции по угрозе национальной безопасности в экономической сфере общества занимают такие факторы, как мировой кризис и санкции против РФ. Наибольший риск представляет такой аспект, как неравномерное развитие регионов, в связи с чем появляется большой недостаток в рабочей силе, снижение конкурентоспособности. Также возникает опасность энергетического кризиса. Кроме этого, существует опасность исчерпания природных ресурсов: нефти, природного газа, угля, древесины и других.


Говоря о науке, технике и образовании, можно сказать, что следующие факторы создают угрозу для данной сферы: зависимость от импортных поставок специального необходимого оборудования, отставание в технологическом плане, утечка за рубеж конкурентноспособных отечественных технологий и кадров, необоснованные санкции против научных предприятий Российской Федерации.


В сфере здравоохранения большую опасность несет возникновение новых эпидемий и пандемий. Более того, существует опасность таких «болезней цивилизации», как рак, инфаркт, аллергия. Наблюдается массовое распространение ВИЧ-инфекции, атипичной пневмонии, туберкулеза. В современном мире также присутствуют алкоголизм и наркомания. Все выше перечисленное является прямым последствием низкой квалификации специалистов здравоохранения, неэффективностью медицинской страховки, недоступностью оказания необходимой медицинской помощи и плохим состоянием системы здравоохранения в РФ в целом.


Наибольший ущерб сфере культуры наносят такие факторы, как поглощение массовой культурой культуры элитарной и народной. Это происходит из-за того, что производители опираются на маргинальность большинства слоев населения и, прежде всего, имеют коммерческую цель. Кроме этого, нельзя упускать из внимания уничтожение исторических памятников, пропаганду нетрадиционного образа жизни, отклоняющегося от первоначальных моральных и нравственных устоев общества.


В экологической сфере наблюдаются следующие проблемы: деградация окружающей среды в результате нерационального природопользования, отравление окружающей среды химическими веществами, загрязнение почвы, воздуха, водоемов.


Осуществляемая Российской Федерацией политика направлена на стабилизацию международных отношений, основана на взаимном уважении и запрете на вмешательство во внутреннюю ситуацию в стране. Укрепление непосредственно национальной международной безопасности зависит от факторов: противодействие незаконному обороту оружия, предотвращение нападения террористических группировок на граждан государства, международное сотрудничество по регулированию процессов миграции, укрепление физической ядерной безопасности, развитие диалога между культурами, религиями.


Если говорить о безопасности в экономике, то можно указать следующие условия: принятие мер для защиты интересов страны и противодействия иностранным государствам, ущемляющим права РФ.


В социальной и культурной сферах обязательна гуманизация социальных структур и общества в мире, свобода человека. Необходимо развитие международных культурных связей и развитие культурного сообщества.


Говоря об улучшении экологической ситуации в стране, можно выделить следующие направления: повсеместное стремление к использованию энергосберегающих технологий, уход от функционирования вредных производств путем использования более прогрессивных производственных технологий, ликвидация последствий ранее возникших экологических катастроф.


Подводя итог, можно однозначно утверждать, что только через определение приоритетов развития и гарантии безопасности в современных условиях можно обеспечить адекватные действия государства и общества по реагированию на весь спектр вызовов и угроз. Можно отметить, что формирование и реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности [4] на принципах и методах стратегического планирования является важнейшим приоритетом органов государственной власти Российской Федерации, основой государственного управления в условиях нарастания новых угроз и рисков.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. О безопасности: федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (последняя редакция).
2. Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400.
4. Актуальные проблемы информационного права: учебник / Бачило И.Л., Лапина М.А. М.: Юстиция, 2016. 532 с.
5. Воронов А.М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 35. С. 33-41.
6. Грачева Е.Ю. Комментарий к диссертационным исследованиям по финансовому праву (2008–2015 гг.). М.: СТАТУТ, 2016. 1038 с.
7. Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex russica (Русский закон). 2016. № 10 (119). С. 15-28.
8. Мир 2035. Глобальный прогноз / Под ред. акад. А.А. Дынкина; ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН. М.: Магистр, 2017. С. 37.
9. Москалец А.П. Правовые аспекты организации и проведения эвакуации жизнеобеспечения пострадавших в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. М., 2000. 159 с.
10. Назаров В.П. Стратегическое планирование в политике национальной безопасности России // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 4 (61). С. 925-932.
11. Редкоус В.М. Проблемы совершенствования стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2009. Т. 11. № 2. С. 32-37.
12. Сиучева Т.В., Шершнев И.Л. Методологические аспекты оценки состояния экономической безопасности региона // Научный альманах. 2017. № 2-1 (28). С. 231-235.
13. Шашин Д.Г. Основы теории национальной безопасности: учебно-методическое пособие. Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. 92 с.

 

REFERENCES:

 

1. On safety: Federal Law of December 28, 2010 No. 390-FZ (last edition).
2. The concept of the foreign policy of the Russian Federation: approved by the Decree of the President of the Russian Federation of November 30, 2016 No. 640.
3. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 No. 400.
4. Actual problems of information law: textbook / Bachilo I.L., Lapina M.A. M.: Justice, 2016. 532 p.
5. Voronov A.M. Institutions of civil society in the non-state system of ensuring the national security of modern Russia // Bulletin of Perm University. Legal sciences. 2017. Issue. 35. Pp. 33-41.
6. Gracheva E.Yu. Commentary on dissertation research in financial law (2008–2015). M.: STATUT, 2016. 1038 p.
7. Elfimova O.S. National security in the theory and legislation of Russia // Lex russica (Russian law). 2016. No. 10 (119). Pp. 15-28.
8. World 2035. Global forecast / Ed. by acad. A.A. Dynkin; IMEMO RAN. M.: Magister, 2017. P. 37.
9. Moskalets A.P. Legal aspects of organizing and carrying out the evacuation of life support for victims in emergency situations of peace and war. M., 2000. 59 p.
10. Nazarov V.P. Strategic planning in the national security policy of Russia // Questions of national and federal relations. 2020. Vol. 10. No. 4 (61). Pp. 925-932.
11. Redkous V.M. Problems of improving the national security strategy of the Russian Federation // Collection of scientific papers based on the materials of the international scientific and practical conference. 2009. Vol. 11. No. 2. Pp. 32-37.
12. Siucheva T.V., Shershnev I.L. Methodological aspects of assessing the state of economic security in the region // Scientific almanac. 2017. No. 2-1 (28). Pp. 231-235.
13. Shashin D.G. Fundamentals of the theory of national security: manual. Irkutsk: East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2015. 92 p.

 

 

Кохановская Индира Ирековна
кандидат экономических наук, доцент
старший преподаватель кафедры военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kokhanovskaya Indira Irekovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Lecturer at the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ