ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ КИНЕМАТОГРАФОМ


FEATURES OF THE COVERAGE OF THE EVENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR BY MODERN RUSSIAN CINEMA


УДК 77

 

БОЧАРНИКОВ Андрей Павлович
ГУБЕНКО Максим Сергеевич
кандидат философских наук

 

 

BOCHARNIKOV Andrey Pavlovich
GUBENKO Maksim Sergeevich
Candidate of Philosophical Sciences

 

Аннотация. Статья показывает недостатки и просчёты при создании фильмов, освещающих события Великой Отечественной войны, современным отечественным кинематографом, что может повлечь негативные последствия для российского государства и общества.   Abstract. The article shows the shortcomings and miscalculations in the creation of films about events of the Great Patriotic War by modern domestic cinema, which can lead to negative consequences for the Russian state and society.

Ключевые слова: российский кинематограф, окна Овертона, изменение российской истории.

  Keywords: Russian cinema, Overton windows, changing Russian history.

 

 

 

Современная нам человеческая цивилизация обладает большим динамизмом своего развития. В её разных частях постоянно протекают различные, часто взаимоисключающие процессы деградации, развития и эволюции. Насколько эти процессы являются стихийными – большой вопрос.


При рассмотрении вопроса цивилизационного развития необходимо учитывать и особенности личностного развития отдельных индивидов. Для значительного числа людей в современном обществе в качестве особенности исследователи называют такое понятие как «клиповое мышление», формируемое современными средствами массовой коммуникации, музыкой, фильмами, системой образования и т.д.


Клиповым мышлением принято называть такие свойства личности как неспособность построить причинно-следственные связи между событием и последствиями или различными явлениями, и, как следствие этого, неспособность спрогнозировать развитие данных событий или явлений на значительные временные промежутки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что носитель такого типа мышления с трудом может отслеживать те изменения, которые происходят в обществе, или дать им критическую оценку.


В рамках рассматриваемой темы, на наш взгляд, представляют большой интерес работы Джозефа Овертона, описавшего принципы, согласно которым в общество можно продвинуть определённую идею. В своих работах он рассматривал ступени допустимости для общества какого-либо явления с позиций восприятия обществом этого явления – «окон Овертона».


Идея окон Овертона подразумевает существование в обществе как допустимых, так и неприемлемых для общества образцов поведения, которых должен придерживаться политик, чтобы не потерять своей популярности в обществе. С течением времени рамки допустимого и неприемлемого могут сдвигаться. То, что раньше было неприемлемым, может стать допустимым и наоборот [5].


В дальнейшем эта концепция была поддержана и развита другими исследователями. Так, она получила своё развитие в работах Джошуа Тревиньо, который выделил в восприятии обществом какого-либо явления шесть ступеней – от стадии «немыслимого» до «действующей нормы».


Современное мировое сообщество не является единым, в различных странах существуют значительные различия в культурном, религиозном, этническом аспекте. В разных регионах одна и та же общественная ценность может восприниматься совершенно с разных позиций. Являясь нормой в одной стране, данная ценность в другой будет восприниматься негативно. Даже в пределах единой Европы отношение к алкоголю, свободе личности будет несколько отличным. Что уж говорить о различных взглядах на эти вопросы в мусульманских и европейских странах.


Технология окон Овертона до определённой степени может нивелировать данную проблему с течением времени. Если проанализировать историческое развитие общества на временном отрезке в 100-200 лет, можно отметить, что общества отдельных регионов и стран в значительной степени претерпели преобразования, причем эти преобразования продолжаются довольно активно. При этом приходится признать, что по крайней мере часть этих преобразований произошло при использовании метода окон Овертона [3].


В качестве примеров этого явления можно привести, во-первых, изменения настроя в обществе в отношении курения. В значительной степени динамику изменения общественного настроя в отношении курения придало развитие кинематографа. Подавляющее большинство фильмов во всех странах содержат сцены курения как само собой разумеющегося, обыденного явления. Причем в подавляющем большинстве случаев данные сцены не несут какой-либо смысловой или сюжетной нагрузки и не являются необходимыми для продвижения сюжета, навязывая образ курения как обыденного и вполне нормального явления, приемлемого в обществе для всех категорий населения, включая детей, для которых курение выступает неким признаком взрослости [2].


Во-вторых, примером использования технологии окон Овертона можно назвать снижение моральных качеств общества, в нашем случае российского общества. Это касается изменения образа проститутки и проституции вообще как приемлемого поведения для широких слоёв общества.


Наиболее известным фильмом, воспевшим проститутку и проституцию, является фильм «Красотка». В нем данный образ принимает большой романтизм, а само развитие сюжета во многом напоминает сюжет «Золушки».


Российским кинематограф в частности и всё медиапространство в целом также романтизируют и гуманизируют подобного рода деятельность. Например, эта тенденция прослеживается в таких отечественных фильмах как «Проклятый Рай», «Обычная женщина», «Тени Прошлого». И это лишь те фильмы, в которых проститутка выступает в качестве главного героя. Но, кроме этого, в ряде фильмов данный персонаж, являясь второстепенным, выступает в роли положительного героя: «Глухарь», «Откройте, полиция!», «Полицейский с Рублёвки», «Реальные пацаны» и др.


Кроме продвижения данного образа в фильмах идет его продвижение и во всем медиапространстве. Бывшие порноактрисы (Памела Андерсон, Саша Грей) становятся значимыми персонами, занимающими большое и яркое место в общественной жизни. Они снимаются в обычных фильмах, ведут блоги, приезжают с официальными визитами в Россию, издают свои книги. Причем средства массовой информации, включая государственные, активно освещают события их жизни. Так, телеканал НТВ освещал участие Саши Грей в автопробеге от Владивостока до Москвы, а Первый канал пригласил её на передачу «Вечерний Ургант».


Тенденция превращения порноактрисы и ее стиля жизни в успешный и престижный тренд (то есть то, что в начале XX века считалось немыслимым) в начале XXI века стала приемлемой и обыденной. Фактически осталось только законодательно легализовать проституцию.


При этом параллельно описанному выше процессу существует и иная тенденция – высмеивание (в шутках типа «секс не повод для знакомства») и десакрализация таких понятий, как «целомудрие», «скромность», «непорочность». Фактически данные понятия выдавливаются из приемлемого и нормального в раздел немыслимого. Место этих понятий в обществе постепенно занимают такие понятия как «богатый сексуальный опыт», «пробный или гражданский брак» [4].


На наш взгляд, такие же процессы проходят и в области освещения событий Великой Отечественной войны современным российским кинематографом: демонизация советской (государственной) власти, оправдание фашизма как явления.


Среди многочисленных российских военных фильмов сложно найти десяток классных или просто хороших картин. Зато плохих, бездарных, лживых и просто некачественных фильмов о Великой Отечественной войне хватает с избытком.


Вот некоторые из них:



1) «Сталинград» (2013 г.), режиссер Федор Бондарчук. Вместо жестокого противостояния фильм, содержащим многочисленные исторические ляпы, показывает мелодраму, фактически призывает заниматься любовью, а не войной. И это в разгар жесточайшей Сталинградской битвы.


Кроме того, фильм изображает советского командира абсолютно неадекватным человеком, расстреливающим своих солдат. При этом он ругает подчиненных, когда они расстреливают солдат вермахта, идущих за водой. Фактически фильм показывает, как в условиях обороняющегося Сталинграда немцы таскали тушенку для мирных жителей, а советские командиры беспричинно расстреливали своих же бойцов.



2) «Девятаев» (2021 г.), режиссеры Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов. В основе фильма лежат реальные исторические факты из жизни летчика Михаила Девятаева, попавшего в плен и сбежавшего из него на немецком самолете. Одним из показателей качества режиссуры может служить тот факт, что актер, игравший главную роль, в финале фильма не выглядит как заключенный, весивший к моменту побега меньше 40 килограмм.


Главный антигерой фильма – друг Девятаева Николай Ларин, изменивший присяге и перешедший на службу к немцам. В обоснование этого Николай зачитывает приказ № 270 от 16 августа 1941 г. При этом текст, а значит и суть приказа извращается – в киноверсии все попавшие в плен приравниваются к изменникам Родины. Создатели фильма практически оправдывают предателя и предательство как таковое.



3) «День победы» (2006 г.), режиссер Федор Петрухин. Главный герой – невинно осужденный зек, попавший на фронт в составе маршевой роты – посылается злобным советским батальонным комиссаром в самоубийственную атаку через минные поля. При этом комиссар оправдывает свои действия репликой «Победителей не судят». После он же расстреливает своих раненых отступающих солдат.



4) «Первый после Бога» (2005 г.), режиссер Василий Чигинский. Советские офицеры-подводники в промежутках между боевыми выходами в море безудержно употребляют алкоголь, ходят в публичный дом к проституткам, играют в карты на деньги – и все это во главе с командиром бригады Гостюхиным. Главный герой настолько поглощен ухаживанием за шведской проституткой в борделе, что в ответ на переданное посыльным требование срочно прибыть к месту службы отказывается выполнить приказ и кричит посыльному «Ты меня не видел!». Далее по сюжету слова главного героя о том, что больше в публичный дом он не ходит, вызывают шутку боевых товарищей: «Что, насморка боишься?».


Главным врагом героя выступают не немцы, а советские органы государственной безопасности в лице майора НКВД. Майор хочет наказать главного героя фильма не за его поведение на берегу или невыполненение приказа, а за его дворянское происхождение.



5) «Зоя» (2020 г.), режиссеры Леонид Пляскин, Максим Бриус. На роль Зои пригласили актрису более старшего возраста – актриса не соответствует исторической достоверности и не похожа на миниатюрную голодающую девушку. В фильме присутствует много сцен насилия и сцен бесполезных действий советских солдат, а основными мотивами главной героини являются не желание защитить Родину, а месть немцам за погибшего возлюбленного и «горячая булочка из печки». Местные жители одинаково не любят и немецких, и советских солдат. Один из крестьян бросает фразу «Пусть поубивают друг дружку, нам места больше достанется».



6) «В июне 1941» (2008 г.), режиссер Александр Франскевич-Лайе. С первых минут фильма представители НКВД арестовывают главную героиню после словесной перепалки с ней. Причем по смыслу фильма следует, что у значительной части персонажей фильма кто-то из родственников отбывает наказание, являясь врагом народа. Командир партизанского отряда полковник НКВД отдает приказ расстрелять главного героя без суда и следствия, при этом приказ сопровождается сценой истерики полковника.



7) «На Париж» (2018 г.) режиссер Сергей Саркисов. Картина рассказывает историю офицеров-танкистов Красной армии, прошедших плечом к плечу всю войну, дошедших до Берлина и решивших отпраздновать победу в городе мечты – Париже, в результате чего они уходят в самоволку. По сюжету советские офицеры отбирают у немцев машину и по дороге в Париж много пьют, останавливаются на ночь во французском публичном доме. В финале главный герой меняет немецкую машину на медаль у генерала, который готовится вывозить из Германии ворованные картины и ковры.



8) «4 дня в мае» (2011 г.), режиссер Ахим фон Боррис. Небольшая группа советских разведчиков занимает пансионат для девочек-сирот с заданием разведки и наблюдения за передвижениями отступающего противника. Рядом с пансионатом оказывается отряд немецких солдат, пытающихся морем эвакуироваться в Данию. Обе стороны на исходе войны не хотят вступать в бой и занимают выжидательную позицию. Однако 8 мая 1945 года в пансионат приезжает командир советского подразделения, в которую входит разведгруппа – пьяный майор, который предпринимает попытку изнасиловать молодую жительницу пансионата. Командир разведчиков вступается за немку. Желая устранить свидетелей своего непристойного поведения, майор объявляет, что в здании засели переодетые власовцы, и силами своего подразделения начинает штурмовать приют. Для защиты детей на помощь советским разведчикам приходит немецкая часть. Они совместно ведут бой против советских солдат, а затем вместе с сиротами из приюта, для того чтобы избежать дальнейших попыток изнасилований, отплывают на рыболовецком баркасе в Данию.



9) «Сволочи» (2006 г.), режиссер Александр Атанесян. НКВД организует диверсионную школу, где диверсионной работе обучаются малолетние преступники, приговоренные за свои преступления к расстрелу. Почти вся группа подростков, отправленная на самолете в тыл к немцам, погибает ещё в воздухе, не достигнув земли. Немцы, видя, кого они расстреляли, приходят в ужас от того, с кем им приходится воевать. Хотя в реальности именно немцы использовали подростков (Гитлерюгенд) в боевых действиях.



10) «Служу Советскому Союзу!» (2012 г.), режиссер Александр Устюгов. Фильм рассказывает о действиях советских заключённых и руководителей исправительно-трудового лагеря при столкновении с немцами в июле 1941 г. При известии о появлении немецкого подразделения в окрестностях лагеря начальник лагеря со своими подчиненными бегут, не оказывая сопротивления. В отличие от них заключенные, фактически отпущенные немцами, решают оказать последним сопротивление и уничтожают немецкий отряд. Из найденных немецких документов заключенным становится известно, что немцы пытаются захватить плацдарм для дальнейшей борьбы с конвоями союзников, готовящих поставки по ленд-лизу. Героические действия плохо подготовленных заключенных приводят к уничтожению немецкого десанта. Заключенные докладывают об этом по телефону начальнику управления Мурманского НКВД и получают от него благодарность. Однако на следующее утро в лагерь прибывает отряд НКВД и расстреливает всех заключенных лагеря.


Фактически создатели фильма выставляют врагами и антигероями офицеров НКВД, которые мучают невинно осужденных заключенных, потом сбегают от опасности, а в конце фильма, вернувшись, убивают тех, кто оказал немцам сопротивление.


В целом можно вывести типичные недостатки современных российских кинопроектов, посвященных Великой Отечественной войне:


1) историческая недостоверность фильмов, нередко переходящая в полное перевирание исторических фактов;


2) драматизм событий нивелируется образами исполнителей главных и второстепенных ролей и актеров массовых сцен: грязь войны не согласуется с холеными и частично «отсиликонеными» девицами и опрятной, идеально выглаженной формой солдат, по несколько недель проживающих в землянках и передвигающихся по окопам;


3) отсутствие диалогов как таковых или их слабая проработка (фактически диалоги становятся связками между отдельными «экшн-сценами»);


4) это уже не фильмы про войну, а боевики, где каждую минуту происходит какое-то событие для «большого экрана» – бой, перестрелка, погоня и т.п.;


5) в большинстве фильмов и сериал есть условный «НКВДэшник», который вершит самосуд над советскими солдатами, причем создатели фильмов нередко заостряют внимание на этих сценах;


6) представители армейского руководства часто представлены в фильмах неадекватными и жестокими, совершающими не подобающие советским офицерам действия;


7) к сожалению, всё чаще и чаще немецко-фашистских захватчиков изображают людьми, не лишенными благородства и чести, солдатами, которые вовсе и не хотели воевать, но их заставили [1].


В заключении следует отметить, что не все российские фильмы о войне имеют негативный оттенок. Есть неплохие и даже хорошие картины про события Второй мировой войны. Однако их значительно меньше тех, что схожи по качеству с описанными в данной статье.


Противостоять сложившимся в реалиях киноиндустрии тенденциям очень сложно. А ведь отечественные кинопроизводители в огромной степени влияют на взгляды российского общества и особенно молодого поколения, их отношение к историческим событиям. Переписывание и искажение истории Великой Отечественной войны формируют в умах молодежи негативные образы защитников Отечества, советских солдат и командиров, что неминуемо приводит к снижению их авторитета, умалению роли нашего народа в Великой Победе. Этого допустить ни в коем случае нельзя.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. 10 типичных недостатков и казусов современных фильмов про «войну» [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/olfe/10-tipichnyh-nedostatkov-i-kazusov-sovremennyh-filmov-pro-voinu-60f0f3ceefaee57150860f4f (дата обращения: 10.00.2021).
2. Беличенко А. Что значит теория Окон Овертона - подробный разбор на примерах из жизни [Электронный ресурс]. URL: https://prostudio.ru/team/anatoly-belichenko/ (дата обращения: 10.00.2021).
3. Окно Овертона. О чём это? [Электронный ресурс]. URL: https://www.oum.ru/literature/raznoe/okno-overtona/ (дата обращения: 10.00.2021).
4. Технология Окно Овертона. Как манипулируют общественным мнением? [Электронный ресурс]. URL: https://whatisgood.ru/theory/media/lektsiya-6-tehnologiya-okno-overtona-kak-manipuliruyut-obshhestvennyim-mneniem/ (дата обращения: 10.00.2021).
5. Ткаченко Д. Окно Овертона: что это простыми словами, примеры из жизни [Электронный ресурс]. URL: https://dnevnik-znaniy.ru/znaj-i-umej/okno-overtona.html (дата обращения: 10.00.2021).

 

REFERENCES:

 

1. 10 typical shortcomings and incidents of modern films about the "war" [Electronic resource]. URL: https://zen.yandex.ru/media/olfe/10-tipichnyh-nedostatkov-i-kazusov-sovremennyh-filmov-pro-voinu-60f0f3ceefaee57150860f4f (Access date: 10.00.2021).
2. Belichenko A. What does the theory of Overton Windows mean - a detailed analysis on examples from life [Electronic resource]. URL: https://prostudio.ru/team/anatoly-belichenko/ (Access date: 10.00.2021).
3. The Overton window. What is it about? [Electronic resource]. URL: https://www.oum.ru/literature/raznoe/okno-overtona/ (Access date: 10.00.2021).
4. The Overton Window Technology. How is public opinion manipulated? [Electronic resource]. URL: https://whatisgood.ru/theory/media/lektsiya-6-tehnologiya-okno-overtona-kak-manipuliruyut-obshhestvennyim-mneniem (Access date: 10.00.2021).
5. Tkachenko D. The Overton window: what is it in simple words, examples from life [Electronic resource]. URL: https://dnevnik-znaniy.ru/znaj-i-umej/okno-overtona.html (Access date: 10.00.2021).

 

 

Бочарников Андрей Павлович
преподаватель кафедры военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bocharnikov Andrey Pavlovich
Lecturer at the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Губенко Максим Сергеевич
кандидат философских наук
преподаватель кафедры военно-политической работы
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Gubenko Maksim Sergeevich
Candidate of Philosophical Sciences
Lecturer at the Department of Military-Political Work
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ